Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Целью изучения предмета ОРКСЭ является формирование у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, воспитание гражданственности и культуры межличностных отношений.
Основные задачи включают в себя знакомство школьников с основами религиозных учений и культур, формирование уважения к разным мировоззрениям, развитие навыков эмпатии и толерантности, поощрение саморефлексии и саморазвития.
Каждый из шести модулей предлагает ученикам погрузиться в конкретную тематику: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики, а также основы семейных ценностей.
Родители могут выбрать модуль, который наиболее соответствует их собственным ценностям и традициям, а также отвечает на интересы и запросы их ребенка.
Как выбрать подходящий модуль?
Для выбора подходящего модуля в рамках предмета ОРКСЭ, важно учитывать следующие критерии:
Религиозная принадлежность семьи: если семья исповедует определенную религию, может быть осмысленным изучать модуль, соответствующий этой религии.
Интересы ребенка: учитывайте мнение и интересы ребенка при выборе модуля, который будет изучать.
Ценности семьи: выбирайте модуль, который наилучшим образом соответствует ценностям и убеждениям вашей семьи.
Дополнительное образование: учитывайте возможность дополнительного образования в сфере религиозной или нравственной культуры вне школы.
Консультация специалистов: при необходимости, обращайтесь за консультацией к учителям предмета или специалистам в области религиозной культуры.
Выбор модуля в рамках предмета ОРКСЭ является важным шагом, который может значительно повлиять на духовное и нравственное развитие вашего ребенка. Поэтому, рекомендуется внимательно изучить предлагаемые модули, проконсультироваться и принять обдуманное решение, основанное на потребностях и ценностях вашей семьи.
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению основано на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Это также включает в себя диалог с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает важность воспитания нравственности среди детей уже на школьных скамьях. Он отмечает, что предмет Основы православной культуры играет ключевую роль в этом процессе. Цель этого предмета — помочь ребенку стать высоконравственным человеком: добрым, честным, трудолюбивым, ответственным, уважительным к родителям, учителям, и другим людям, а также любящим Родину и готовым помогать тем, кто нуждается в помощи.
Важность образования
Помимо формирования нравственности, образование также играет важную роль в повседневной жизни школьников. Школьные учителя, получив специальную подготовку, могут проводить обучающие мероприятия по предмету, привлекая экспертов из религиозных организаций в качестве консультантов. Однако содержание курса всегда остается под ответственностью учителя.
Вопросы и ответы
При необходимости, школьный учитель может направить заявление на имя директора школы для организации дополнительных занятий или приглашения экспертов. Школа, как светское учреждение, не поддерживает политическую агитацию или принуждение к принятию определенных религиозных убеждений в рамках образовательного процесса. Это закреплено в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации.
Подготовка к учебе
Обучение предмету Основы православной культуры помогает младшим подросткам подготовиться к изучению гуманитарных предметов в основной школе. В возрасте 10-11 лет дети начинают интересоваться вопросами взросления, ценностей, и своего места в мире. Преподавание этого предмета основано на доверительных отношениях между учеником и учителем.
Информационные ресурсы
Начиная с 2023-2024 учебного года, информация о предмете Основы православной культуры будет размещена на официальном сайте МАОУ Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина. Убедитесь в посещении правильного сайта школы для получения актуальной информации.
Основы Религиозных Культур и Светской Этики в Образовании
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, развитие способностей обучающихся к общению в разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный учебный курс
Курс Основы религиозных культур и светской этики включает шесть учебных модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.
Выделенное время на обучение по программе – 34 часа в 4 классе (1 час в неделю). Уроки безотметочные, оценивается нравственная и культурологическая компетентность ученика.
Родительское собрание
Родительское собрание по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год состоится 06.04.2023 в актовом зале МАОУ Школа №109 имени М.И.Абдуллина.
Приказ от 30.03.2023 г. № 122 О проведении родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год.
Протоколы родительских собраний на 2021-2022 учебный год:
- Протокол 3 А класса
- Протокол 3 Б класса
Информация о выборе модулей комплексного учебного курса также доступна в сводной таблице.
Поздравление с Днем Учителя
5 октября – Международный День учителя. Поздравляем всех педагогов с этим профессиональным праздником! Особая благодарность учителям основ православной культуры за их работу по воспитанию учеников в духе традиционных ценностей и любви к родной культуре.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в школах уже более десяти лет. Чем важен курс ОРКСЭ в образовании и воспитании учащихся, какое место он занимает среди других школьных предметов, рассказывают учителя, которые стали его преподавать одними из первых в Новосибирске.
Людмила Демьяновна Яковлева, педагог ОПК и ОДНКНР МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», руководитель школьного пресс-центра и музея «У истоков города», заслуженный учитель РФ:
– Я считаю курс «Основы православной культуры» самым важным в выборе родителей. Он позволяет ребенку по-новому взглянуть на историю своего Отечества, связать ее с историей своей семьи, найти свое место в исторической цепочке.
Важно, чтобы этот курс вызывал чувство сопереживания с историей страны. Чтобы информация о храмах, святых воинах, святителях Земли Русской вспоминалась не только на экзаменах и олимпиадах, а стала частью внутреннего мира, оставила след в душе.
Елена Евгеньевна , заведующая кафедрой теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»:
– Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей. Когда мы говорим о шести частях, подразумевается, что этот курс разделяется. На самом деле курс должен объединить – учащихся, родителей, а в более широком масштабе – всех граждан страны вокруг традиционных культур, традиционных ценностей, таких как дом, семья, вокруг моделей традиционного поведения. Все модули начинаются с большой темы «Россия – наша Родина». Это первый важный урок, который дает мотивацию к изучению курса. Нас объединяют символы России – гимн, герб, флаг, законы, по которым мы живем. Мы говорим о, что Родина – это не только территория, это жители, которые населяют эту территорию, которые объединены будущим своей страны, идеями, моделями поведения, традициями, праздниками и смыслами. Мы говорим, что Россия – это наш Дом.
Наталья Борисовна Матюшина, учитель МБОУ С(К)ШИ №39:
– Я всегда говорю ребятам: «Бусинки – это все наши знания, а ниточка – это духовная составляющая знаний. Если ниточка прочная, то бусинки – знания, которые мы получаем на других предметах, станут нашим украшением. А если ниточка непрочная, то они просто у нас рассыпятся.
Если до недавнего времени воспитанию в школах не уделялось особого внимания, то у нас оно никогда не уходило. В нашей школе-интернате учатся ребята со всего города и области. Они находятся здесь до выходных и даже до каникул. Поэтому воспитательная работа у нас ведется постоянно.
Я считаю, что курсы «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это основа воспитания. Первый год мы занимались по обычным учебникам. Сейчас у нас есть учебники с укрупненным шрифтом и специальные учебники и по Брайлю. На учебники собирали деньги всем миром через благотворительный фонд святого Серафима Саровского. Прихожане храмов со всей России жертвовали деньги, потому что считали это важным, чтобы у незрячих и слабовидящих детей была возможность изучать православную культуру. В храме ко мне обращались: «Наташа, мы слышали, твоим деткам нужны учебники. Я пенсию получила, держи». Замечательная бабушка Людмила Кузьминична, у нее самой много внуков, а она не на них потратила свою пенсию, а целых 5 тысяч (по тем временам это были большие деньги) передала на учебники. Таких людей было много. В начале года, когда мы начинаем заниматься, я рассказываю ребятам историю, как учебники появились в нашей школе.
Жаль только, что не хватает времени на уроках, чтобы показать красоту православной культуры. В этом году завуч по воспитательной работе Марина Ивановна Щербина предложила разработать факультатив для 6 класса на основе учебника «Родное слово». Появилась идея соединить авторский курс протоиерея Бориса Пивовароваи православный календарь, чтобы углубить знания, полученные в рамках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в 4 и 5 классах.
Наша школа находится вблизиТроице-Владимирского собора. Наши детки постоянно слышат колокольный звон, спрашивают: «Почему колокола звонят, какой сегодня праздник?». В рамках факультативного курса я могу уже развернуться и больше рассказать о праздниках и о православном календаре.
Доктор филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы НГУ, учитель МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» и православной гимназии во имя святого преподобного Сергия Радонежского священник Димитрий
– Курс «Основы православной культуры» должен знакомить учеников с языком родной культуры. Без знания этого языка человек оказывается иностранцем на собственной Родине, потом что русская культура всегда была связана с православными истоками.
Изучаем ли мы историю, невозможно понять, что руководило Александром Невским, Патриархом Гермогеном, Мининым и Пожарским, другими деятелями, без знания Евангелия. Чтобы понимать архитектуру, живопись, нужно знать библейские сюжеты, православные традиции.
Знания эти обогащают человека, расширяют горизонты, открывая окно не только в мир родной культуры, но и на просторы мировой культуры. Церковнославянский язык вобрал в себя два тысячелетия истории греческого языка, передав все богатство и многообразие русскому языку.
На родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ я привожу пример из поэзии Маяковского. Когда мы читаем Маяковского, самые далекие от православия его стихи:
Если мы знаем только Маяковского, но не знаем создателей азбуки – святых Кирилла и Мефодия, не знаем церковнославянского языка, мы как в тюрьме замыкаемся в одном уголке культуры, по-настоящему не понимая и Маяковского. Изучение православной культуры–это как раскопки вглубь, а еще вверх и вширь. Чем выше ты забираешься на головокружительную высоту, тем шире перед тобой простирается простор. Это обогащает мир человека, делая его адекватным реальному миру, который действительно широк и многообразен и, в конце концов, является Божьим миром.
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Может ли мой ребенок изучать несколько модулей одновременно, можно ли поменять модуль в процессе обучения и как это будет происходить?
Родителям необходимо выбрать только один модуль. В исключительных случаях родители (законные представители) могут изменить свой выбор модуля после подведения итогов родительских собраний. Для этого родители должны письменно обратиться к директору школы. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором по согласованию с педагогами, которые будут преподавать выбранный модуль. Изменение выбора оформляется новым заявлением родителей, которое хранится в школе вместе с первоначальным заявлением.
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Это обязательный предмет? Есть ли возможность от него отказаться?
Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, с 1 сентября 2012 года изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ, поэтому отказаться от него нельзя.
Что делать, если я категорически против любого из этих модулей?
Придется пересмотреть свое мнение. Данная позиция препятствует получению ребенком права на образование, что является нарушением Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Вы можете познакомиться с преподавателями, посмотреть учебники и, возможно, смените гнев на милость.
Если нам в нашей школе не предоставили выбора модуля, что делать?
Если вам как родителю не предоставили возможность выбора модуля, например 80% родителей за изучение «Основ православной культуры», а вам предлагают выбрать «Основы светской этики», то следует обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Выбор модуля обязан быть предоставлен. О подготовке педагога к преподаванию модуля вы узнаете в 6-м пункте.
Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?
Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Как я могу контролировать качество преподавания?
Выстраивать доверительные отношения с ребенком, демонстрируя свою заинтересованность в изучаемых темах предмета ОРКСЭ. Проявлять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках изучения предмета. Не бояться задавать вопросы учителю на актуальные темы.
* Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей на выбор родителей ученика:
Сколько классов длится обучение ОРКСЭ?
Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, то есть 1 час в неделю.
Имеет ли право школа пригласить священнослужителя на урок или водить детей в церковь (мечеть, синагогу, буддийский храм)?
Такое решение может быть принято на уровне администрации школы по предварительному согласованию с родителями.
Откуда берутся преподаватели ОРКСЭ, в частности ОПК, и что делать, если у нас в школе их нет?
В педагогических вузах и колледжах действительно этому не учат. Вести учебные модули ОРКСЭ могут учителя, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и имеют документ установленного образца. Директор заранее направляет на обучение педагога, которого планируется поставить на преподавание того или иного модуля. За 12 лет с момента появления модуля появилось много качественных курсов подготовки. Как правило, преподавание модуля выбирают учителя младших классов (то есть классные руководители ваших детей) или преподаватели-предметники, которые уже имеют сильную гуманитарную базу.