Патриаршее обращение по случаю празднования дня православной молодежи

Основы православной культуры и Закон Божий

У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).

Со стороны религиозных объединений

Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах.

Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре.

Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа.

Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии.

Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с сугубым торжеством: с праздником Сретения Господня, а также с Днем православной молодежи.

Ныне Церковь прославляет принесение Богомладенца Иисуса во Иерусалимский храм и вспоминает Его встречу с праведным Симеоном и пророчицей Анной, в образе которых святые отцы традиционно видят олицетворение всех людей, от начала времен ожидавших прихода в мир Спасителя.

Духовный смысл Сретения Господня

В чем духовный смысл этого праздника? Вечный, но во человечестве юный Бог встречается с пресыщенным днями старцем, готовящимся к переходу в Вечность. Встречается, чтобы, как поется в кондаке праздника, руце Симеона благословить, якоже подобаше, предварив.

Прежде Своего выхода на служение людям Христос благословляет праведного старца, даруя ему отпущение из жизни временной и обновляя надеждой на чаемое вечное спасение.

Вечная молодость души через Бога

Вы наверняка слышали выражение, когда о ком-то говорят, что у него молодая душа. Но разве может душа стареть? Разве на нее распространяются законы физического мира?

Да, душа стареет, но этих морщинок не видно глазу. Она дряхлеет тогда, когда теряет вечные смыслы бытия и утрачивает связь с Богом. Тогда человек вне зависимости от возраста чувствует душевную усталость и внутреннюю пустоту, которую не заполнить никакими внешними развлечениями и впечатлениями.

Без Бога все юное и по земным меркам молодое становится старым и духовно немощным. И напротив — в Боге человек обретает истинный смысл и волю к жизни, находит свое предназначение и начинает по-настоящему познавать себя.

Ветхое земное обновляется лишь юной Небесной вечностью. К такому преображению непреходящему, духовному — к жизни нестареемой — все мы призваны стремиться.

Хотел бы пожелать каждому — и особенно нашим молодым братьям и сестрам во Христе — никогда не терять духовной бодрости и дорожить личными отношениями с Господом, поддерживая их поучением в слове Божием, исполнением евангельских заповедей и прежде всего — участием в спасительных Таинствах Церкви.

Благословение Господа Иисуса Христа, Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение (тропарь Сретения), да пребывает со всеми вами.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Нам надо осознать очень важную вещь: теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия.

Теология в высшей школе, то есть на высоком академическом уровне, соответствующем научному уровню гуманитарных и общественных дисциплин, — это и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма, который обычно развивается спонтанно, бесконтрольно и способен охватывать массы людей.

Святейший Патриарх Кирилл
Выступление на совещании Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества

Давая оценку вызовам нашего времени, Межсоборное присутствие показывает пример рассудительного отношения к наблюдаемым процессам. Не оголтелого неприятия чужой точки зрения, а размышления над проблемой, выстраивания диалога с ярым оппонентом или просто тем, кто несколько по-другому смотрит на данный вопрос. Мы наблюдаем, как нешуточные дебаты разворачиваются в комиссиях на стадии обдумывания тем. Острая полемика возникает и на заседаниях президиума. Затем учитываются все за и против, и материал передается в редакционную комиссию. Но это не предотвращает активной дискуссии после поступления проектов в общецерковное обсуждение.

Святейший Патриарх Кирилл
Слово на открытии второго пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Курс ОПК призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием. В целом это весомый вклад в обновление и школы, и общества. Но вклад, эффект от которого пока реализован лишь на десять процентов.

Святейший Патриарх Кирилл
Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу Православное образование

Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно. — Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения

Важные тезисы Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх Кирилл выступил со своими важными тезисами на открытии собраний и чтений важных мероприятий.

Недопустимость неподготовленности к Таинству Крещения

Патриарх выразил недопустимость совершения Таинства Крещения над людьми, не подготовленными к этому.

Подготовка профильных специалистов

Церковь должна готовить специалистов в области катехизации, миссии, работы с молодежью и социальной работы.

Подчеркнута важность богословской подготовки

Патриарх привлекает внимание к необходимости хорошей богословской подготовки у специалистов, которые будут ответственными за различные направления церковной жизни.

Роль семьи и семьеведения

Патриарх призвал к обсуждению и внедрению темы семьи и семьеведения в школьную программу. Традиционная семья и ее ценности должны быть выделены как важная составляющая воспитания.

Потери и приобретения культуры

Необходимо говорить о роли традиционных культур и религий в современной образовательной системе. Патриарх призывает размышлять о прошлом и будущем культуры и религии.

Любовь и отношения

Святейший Кирилл высказал свое мнение о праздновании дня святого Валентина, подчеркнув, что праздник стал пропагандой отношений, не имеющих ничего общего с настоящей любовью.

Важность отношений и ответственности

Патриарх отметил, что свободная любовь, свободная от ответственности и безответственные отношения, несущие потенциальные последствия для будущих поколений, не могут считаться подлинной любовью.

Заключение

Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает важность качественной подготовки специалистов и внедрения традиционных ценностей в образовательную систему. Положительные изменения в обществе могут быть достигнуты только через внимательное воспитание и обучение. Данные принципы должны стать основой развития общества и молодого поколения.

О свободе художника и добром кино

Первоиерарх Русской Церкви положительно оценил тот факт, что многие учителя в рамках воспитательной работы ходят с учащимися в театры, музеи и на выставки. Однако Первосвятитель считает необходимым внимательнее выбирать, куда именно пойти и что смотреть.

Свобода художника

К сожалению, некоторые деятели культуры считают, что свобода художника должна выражаться в том, чтобы бросать вызов традиционным ценностям, вступать с ними в спор, эмоционально воздействуя средствами театра, кинематографа, музыки, литературы и так далее.

Выбор доброго кино

В связи с этим Предстоятель напомнил свои прежние высказывания о том, что мы должны понимать, куда ведем ребенка, что он будет смотреть, какие идеалы ему будут навязываться, в том числе через детские передачи и фильмы. Патриарх Кирилл призвал Минкультуры России содействовать распространению действительно доброго кино, особенно для детей и молодежи.

Читайте также:  Фильм соль земли

Примеры хорошего кино

Приведя в пример лучшие фильмы кинофестивалей Лучезарный ангел, Золотой витязь и т.п., Предстоятель Церкви призвал к поддержке таких историй.

Ответственность перед детьми

Особое внимание также было уделено проблеме культуры речи среди подрастающего поколения, с целью борьбы с грубыми выражениями и сквернословием.

Пример для подражания

Патриарх Кирилл призвал общество настойчиво бороться со сквернословием и самим подавать пример чистой и культурной речи.

Образование и ценности

Патриарх выразил уверенность в том, что образование должно стать средой передачи духовно-нравственных ценностей и подчеркнул важность изучения модуля Основы православной культуры в школах.

Выбор модулей

Мониторинг 2023 года показал, что модуль Основы православной культуры является одним из самых популярных, что свидетельствует о заинтересованности родителей в ознакомлении своих детей с культурой Православия.

В контексте современного культурного пространства, внимание к содержанию и ценностям произведений и фильмов, которые дети и молодежь потребляют, имеет важное значение для формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций.

В этой связи Святейший сообщил, что знает про высказывания родителей и даже некоторых представителей духовенства иных религий о том, «что важно детям мигрантов преподавать Основы православной культуры, потому что для России это объединяющее начало, важный способ интеграции не только детей, но и их семей».

– Кроме того, это помогает интегрировать в нашу отечественную культуру и традицию представителей иных вер, прибывших к нам с добрыми мыслями, – добавил Первоиерарх.

Патриарх Кирилл озвучил имеющуюся у него информацию, согласно которой даже «очень многие мусульмане готовы изучать Основы православной культуры, потому что они и их родители интегрируются в российское общество и им хочется знать, в том числе, об основах духовной жизни русского народа».

В целом же, констатировал Святейший, выделенного сегодня школьного времени для изучения ОПК только лишь в 4-х классах, недостаточно, поэтому «необходимо и в других классах развивать ценностно-ориентированное обучение, передачу духовно-нравственных ценностей».

Патриарх Кирилл считает, что сделать это можно, прежде всего, в гуманитарных предметах, а также внеклассных беседах, однако для этого нужна «соответствующая подготовка преподавателей, и не только гуманитарного блока».

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.

Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49:10): Царя праведного и спасающего (Зах. 9:9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен, Младенец родился нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3:19), послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.

Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2:15).

В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет «в пределах унижения показать образ добродетели», — размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13:4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби. «Именно поэтому, — продолжает вселенский учитель Церкви, — Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни» (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни — Самого Господа, из Которого все, Им и к Нему (Рим. 11:36).

Любовь — настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привел в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришел спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы и мы любили друг друга (Ин. 14:34). Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать свое сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас — всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу (Мф. 5:48).

Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего — добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обремененных скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.

Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточенных и исправляет многие кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним свое высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу (Слова подвижнические. 48).

Тайна Боговоплощения — это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное (Мк. 1:15). Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Вышнего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание «с нами Бог» составляет сущность тáинственной, сокровенной жизни Церкви.

Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22:13) — заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20), то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся же полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли (Ис. 8:9) с дерзновением и радостью свидетельствовать, яко с нами Бог!

Читайте также:  Об утверждении инструкции по делопроизводству в правительстве ростовской области

Предмет с религиоведческим наполнением меняет вектор на патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание начинается в 4-м классе. Фото с сайта www.imc.edu.ru

Общественные обсуждения предложений Министерства просвещения и Минобрнауки РФ в сфере исторического образования завершились 2 февраля. Ведомства вынесли на суд граждан планы переформатировать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для средней школы по некоторым направлениям. Судя по обнародованному проекту, разрушается парадигма духовно-нравственного воспитания учащихся на протяжении всех лет обучения в пользу последовательного патриотического просвещения.

Свои предложения министерства опубликовали на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 19 января, так что общественное обсуждение длилось две недели. Суть предложений сводится к тому, чтобы исключить из стандартов «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) как предметную область и отдельный предмет для средней школы и переместить этот материал в раздел истории. При этом в рамках соответствующего модуля создается учебный курс «История нашего края». Этот регионоведческий курс вместит в себя материал, который сейчас изучается в рамках ОДНКНР.

Согласно предложениям Минобрнауки и Минпроса, целью новой программы станет согласование методов изучения родного края в разных субъектах Федерации. Раньше эксперты и политики жаловались, что подобная подготовка происходит вразнобой. Каждый регион предлагал свои учебные планы и формат обучения, выпускал пособия разного типа. Где-то регионоведение было обязательным, где-то – факультативным. А главное – не было федерального организующего начала. Соответственно не давалось представление о всероссийской общности как совокупности местных традиций.

Теперь же приобретение подрастающим поколением представлений о единстве страны будет происходить на основе изучения общей исторической судьбы и взаимодействия разнообразных культур. Ученики в результате курса должны обрести «понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия», «осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия», «уважительное отношение к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам» народов РФ. Согласно обнародованным планам, изменения должны вступить в силу 1 сентября 2025 года.

Но инициатива министерств вызвала некоторое удивление у публики, имеющей отношение к образовательной системе страны. Родители пятиклашек помнят, что ОДНКНР пришло в классы совсем недавно. Причем по поводу этого предмета, как и по поводу «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) обсуждение велось с начала 2010-х годов. Если в качестве пробы «местные духовные культуры» возникли на горизонте отечественного образования в 2015 году, то утвердились как самостоятельный предмет только в сентябре 2023 года. Как оказалось, под фундамент нового курса уже рыли большую административную яму.

Согласно первоначальному замыслу, ОДНКНР должны были логически продолжать ОРКСЭ, которые предназначены как пропедевтический курс для начальной школы. При переходе в среднее звено дети продолжали изучать религиозные традиции в 5- и 6-м классах – уже на более продвинутом уровне и при оценочной системе (на уроках ОРКСЭ оценок не ставят). Предполагалось, что такое обучение будет продолжаться как минимум до 9-го класса. Вся эта система задумывалась как непрерывное духовно-нравственное воспитание и культурологическое просвещение школьников на всем протяжении подросткового возраста.

В пользу такой концепции выступала Русская православная церковь. Об этом много говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он регулярно поднимал эту тему во время Рождественских образовательных чтений. Подобный форум прошел и в этом году, совсем недавно.

И вот теперь получается, что выстраиваемая логика воспитательного процесса нарушается. Изменившиеся обстоятельства внесли свои коррективы. Несмотря на все более четкую ориентацию государственной политики на традиционные духовные ценности, историческое просвещение получило все же большее значение. Эти ценности теперь встраиваются в процесс постижения детьми прошлого страны. Интересно, что, когда уже формировалась новая тенденция, проект ОДНКНР все еще развивался по заданному некогда импульсу.

И вот в какой-то момент параллельные линии двух образовательных стратегий пересеклись. В приказе Минпросвещения о внесении изменений во ФГОС от 18 июля 2022 года говорилось: «Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9-й класс начиная с 2023/24 учебного года».

В том же месяце комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре предложил министерству ввести в школах обязательные уроки по истории родного края и разработать соответствующую программу. В общем, унифицировать подход к этому направлению во всех регионах. В каждом из них наполнение должно быть разным, однако структура курса – одна на всех.

В дальнейшем инициатива получила одобрение президента Владимира Путина. В День народного единства, 4 ноября 2022 года, главе государства такое предложение поступило от Российского исторического общества. В основе инициативы лежало представление о встраивании регионоведения в общероссийский курс истории, то есть формирование у школьников картины единства нации в многообразии культур народов России и взаимосвязи их исторического пути. Позже вообще возникла концепция России как государства-цивилизации, так что методологически такой подход к изучению истории регионов оказался в мейнстриме госполитики.

Вероятно, в руководстве отечественным образованием решили, что стратегические задачи патриотического воспитания важнее, чем удовлетворение чувств верующих и запроса РПЦ как могущественной, системообразующей, но все же общественной, а не государственной организации. Когда начался 2024 год, Путин рассказал, что Московский патриархат намерен сохранить автономию от государства. «Церковь хочет быть отделенной от государства, она не хочет зависеть от государства. И мы это всячески поддерживаем. Помогаем, но не вмешиваемся в их дела», – сказал президент. Речь шла о военном духовенстве. Судя по всему, чиновники хотели бы, чтобы капелланы подчинялись Министерству обороны, а церковное руководство настаивало на сохранении «окопных» клириков в системе духовной вертикали. Так что теперь властям, вероятно, показалось, что и воспитательное «оружие», как выразился министр просвещения, надежнее держать в ведении доминирующего госпроекта, а не на колеблющихся весах компромисса с Московским патриархатом.

Вспоминается, как в начале 2010-х годов, когда ломались копья по поводу преподавания основ православной культуры в школе, многие указывали на то, что тема духовности интегрально присутствует в различных учебных курсах – истории, литературы и обществознания. Тогда чиновники придумали компромисс, в рамках которого надеялись и обуздать аппетиты духовенства, и внедрить понятие нравственного воспитания с религиозным уклоном. Похоже, теперь история духовности и церковности возвращается в свое исконное лоно – в общий процесс постижения прошлого Отечества. Осталось только понять, какая судьба уготована курсу ОРКСЭ, который сейчас остался одиноким утесом в стройной гряде вершин школьного знания.

История преподавания предмета

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.

В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.

Читайте также:  Контрагент фгаоу дпо академия минпросвещения россии

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.

Статистика отношения к предмету в обществе

14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:

целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%

Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.

Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап

Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.

Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК

Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)

Тверская область 62,3% (более 6680)

Костромская область 75% (более 4080)

Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)

Калининградская область 34% (2494)

Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)

Новосибирская область 18,5% (5143)

Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)

Камчатский край 39% (893)

Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)

Удмуртская Республика 16% (более 2230)

Чувашская Республика 34,8% (более 3920)

Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)

Республика Калмыкия 30% (898)

Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК

26 января 2024 г. 17:18

25 января 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась конференция «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви». Секция прошла в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Участники встречи обсудили актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Сопредседателями конференции стали: глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений; заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева; председатель отдела религиозного образования Московской (городской) епархии иеромонах Онисим (Бамблевский).

Кураторами мероприятия выступили заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации Виктория Туфрина и сотрудник отдела религиозного образования Московской (городской) епархии Андрей Теплов.

Организаторы форума — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, отдел религиозного образования Московской (городской) епархии, Департамент образования и науки г. Москвы.

В начале конференции с приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Евгений. В день памяти мученицы Татианы владыка поздравил всех Татьян с именинами и вручил букет цветов Татьяне Васильевой. Председатель синодального отдела подвел итоги преподавания предмета «Основы православной культуры» в 2023 году. Архиерей рассказал о практической деятельности образовательной платформы «Клевер Лаборатория», отметил, что педагоги ОПК могут бесплатно пройти курс повышения квалификации.

Татьяна Васильева поблагодарила присутствующих за совместную работу, которая ведется в рамках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР. Она обратила внимание собравшихся на появление традиционных мероприятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодого поколения. «Мы работаем вместе. Мы работаем с общими целями и задачами. Самое главное — у нас есть возможность обсуждать, каким образом, через какие инструменты эти цели и задачи мы будем решать», — подчеркнула заместитель министра просвещения.

Конференция стала презентационной площадкой лучшего опыта взаимодействия школы и Церкви. Здесь обсудили перспективы существования предмета ОПК, присоединения курса ОДНКНР к предмету «История». Желающие могли задать вопросы Татьяне Васильевой в телеграм-канале «Основы православной культуры в епархиях».

«Давайте с верой, с любовью и, имея надежду на то, что наши труды будут приняты Богом и людьми, продолжать каждый на своем месте свое дело — все вместе изменять ситуацию к лучшему», — напутствовал участников XXXII Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Евгений по окончании очередного дня церковно-государственного форума.

В ходе мероприятия с докладами выступили:

Материалы по теме

Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел совещание с руководителями епархиальных образовательных отделов

30 января 2024 г. 10:18

26 января 2024 года в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось совещание «Образование и просвещение: актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников».

Совещание провел председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. В секции Рождественских чтений приняли участие представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации, руководители и сотрудники епархиальных образовательных отделов.

Модератором мероприятия выступил иеродиакон Вячеслав (Серегин), руководитель аппарата и помощник председателя синодального отдела.

Основными вопросами обсуждения совещания стали образование и просвещение, актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников. Митрополит Евгений подвел итоги работы 2023 года и рассказал о деятельности отделов Синодального ОРОиК.

Владыка Евгений обратил внимание на вопросы приходского просвещения, развития православных школ и гимназий, на работу воскресных школ для взрослых. Архиерей также обозначил приоритетные направления работы в 2024 году, в числе которых популяризация модуля «Основы православной культуры» в рамках предмета ОРКСЭ, повышение квалификации педагогов на площадке «Клевер лаборатория», развитие приходской катехизации через участие в Патриаршей программе изучения Библии, использование Единого учебно-методического комплекса для приходских занятий с детьми. Председатель синодального отдела рассказал о проекте «Киноуроки в школах России и мира», затронул тему урока «Разговоры о важном» и возможных предложений по его содержанию.

Митрополит Евгений предложил присутствовавшим проанализировать каждое направление деятельности епархиального отдела религиозного образования и катехизации, дать соответствующую оценку, наметить ближайшую перспективу на год.

В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.

История появления учебника

В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *