Урок ОРКСЭ: Милосердие – закон жизни
Учитель: Шеина Н.В.
Введение
На этом уроке ученики получат возможность познакомиться с понятием милосердие и оценить нравственное содержание текстов. Они научатся планировать свои действия, излагать своё мнение культурно и грамотно, и развивать самостоятельность.
Цели урока
- Познакомить с лексическим значением слова милосердие
- Формировать представления о моральных и духовных ценностях
- Развивать уважительное отношение к людям
Методы работы
- Групповая, фронтальная, индивидуальная работа
- Литературное чтение. ИЗО.
Организация урока
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.
А можно и так: На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям
Работа по теме
а) Работа над словом
Милосердие:
- Доброта и уважение
- Любовь к людям и сострадание
- Стремление приносить пользу и радость
Родственные слова:
- С корнем мил: милый, помиловать, милость
- С корнем серд: сердце, сердечный
Сердце:
- Жизненный орган, символ человеческой доброты
б) Работа с антонимами
- Ласковые слова согревают душу
- Подбор антонимов: грубый – ласковый, злой – добрый, жадный – щедрый
На этом уроке мы познакомились с милосердием как законом жизни и проделали интересные упражнения, помогающие нам лучше понять этот важный концепт. Помните о доброте и сострадании в повседневной жизни – это делает мир лучше и светлее. К добрым поступкам и любви всегда стоит стремиться!
Правила работы в группе
Работать тихо, спокойно.
Не перебивать товарищей.
Своё несогласие высказывай вежливо.
В группе должен быть ответственный.
Работа с толковыми словарями
У вас на столах лежат толковые словари разных авторов. Найдите определения этого понятия, назвав автора словаря.
- Милосердие – любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.
Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.
Милосердие свойственно не равнодушным людям, откликающимся на чужую боль и страдания посильной помощью.
Работа с карточками со словами
Расположите их по мере увеличения чувств переживания за другого человека. Сверьте свою работу с учебником стр. 91. Какое слово выражает самое сильное чувство? Найдите ответ на странице учебника.
Работа с сказочными героями
- Иван – царевич – добрый
- Кощей Бессмертный – злой
- Золотая рыбка – добрая
- Дюймовочка – добрая
- Карабас – Барабас – злой
- Красная Шапочка – добрая
- гуси-лебеди – добрые
- Баба-яга – злая
- Золушка – добрая
- Морозко – добрый
- Мальвина – добрая
Работа в группах
Соберите пословицу:
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро – будешь сам без беды.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добрый человек в добре живёт век.
Работа с произведением Л.Н.Толстого СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорив: Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Кто научил мужчину с женой ухаживать за пожилыми людьми? (их сынишка)
Какая пословица больше подходит к произведению Л.Н.Толстого СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК (2)
Ребята, а какие добрые дела вы совершили в классе, дома, на улице? Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку. (Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.)
Работа по учебнику
Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос
О какой нравственной истине должен помнить каждый человек.
Найди и прочитай : Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни
Подумайте , кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради.
А какое вы знаете самое короткое, но очень важное слово благодарности. (Спасибо) ( скажем хором)
- Прочитайте изречения мыслителей о благодарности ,запишите в тетрадь.
Подведение итог
- Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Я дарю вам сердечки-памятки о нашем уроке. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.
В этом мире огромном , в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться , конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!
Итогом нашего урока будет рисунок Образ Милосердия.
формирование у обучающихся представлений о милосердии.
Основы светской этики А.И. Шемшурина Основы религиозных культур и и светской этики
Образовательная цель этапа урока
Формы, методы и приемы
- Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
- Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Планируемые результаты(П, М, Л)
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
Дидактические средства и интерактивное оборудование
- Актуализация знаний и мотивация
- Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Практический: работа в парах
- Организует повторение того, что знают дети.
- Напомните, какой раздел мы с вами изучаем? Как он называется? Если забыли, то давайте обратимся к учебнику на странице 159. (слайд 2)
- Назовите мне золотое правило жизни. (слайд 3)
- Давайте вспомним, что такое милосердие? (слайд 4)
- В чём различие: проявить милосердие и подать милостыню?
В чем проявляется милосердие?
- Вы считаете себя милосердным?
Работа в парах.
На слайде представлены два столбика. В левом начало пословиц, в правом конец.
- Соотнесите эти два столбика так. Чтобы получились пословицы. (слайд 5-6)
Значение пословиц
1. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Эта пословица говорит о важности доброты и уважения к окружающим. Она подчеркивает необходимость обращаться к людям с тем же уважением и заботой, которые мы ожидаем получить в ответ.
2. Простые нравственные истины:
- Не обижай других, помогай им и старайся разрешать проблемы и конфликты мирным путем.
- Важно отдавать свои деньги или помощь нуждающимся добровольно, в этом и заключается истинное милосердие.
Проверка домашнего задания
Студентам было поручено привести примеры сказок, где герои проявляют милосердие и записать их в тетрадь. Это упражнение направлено на укрепление моральных ценностей и понимание важности сострадания.
Отвечают на вопросы учителя
- Проявление милосердия доказывает силу человека.
- Даже самый могущественный оружие бессилен перед милосердием.
- Милосердие никогда не является ошибкой.
Выполняют задание
- Сочетание сильной личности с милосердием делает человека по-настоящему благородным.
Зачитывают домашнее задание
- Умение правильно оценивать сложность учебных задач и свои способности к их решению.
- Ясное и точное изложение мыслей в устной речи.
Подведение к формулировке темы и целей урока
На уроке ученикам предстоит обсудить понятие благо и выявить его взаимосвязь с жизнью людей. Учитель ставит задачу определить положительные и отрицательные качества человека, а также возможные пути улучшения поведения.
Постановка учебной задачи
- Определение темы урока и постановка целей вместе с учителем.
- Обсуждение положительных и отрицательных качеств человека.
- Изучение понятия благо и его значения в жизни людей.
Заключение
На уроке ученики развивают навыки адекватной оценки учебных задач и ясного выражения своих мыслей. Проявление милосердия и понимание понятия благо помогут им стать лучше как личности и улучшить взаимоотношения с окружающими.
– Скажите, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этой нормы?
– Что вы предпочтете в своем взаимодействии с таким человеком: осудите его поведение и не будете иметь с ним никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков и доброжелательно решить проблему?
-Вы правы, в чём же различие этих позиций?
-Попытайтесь понять, что входит в понятие благо «доброжелательность» или «недоброжелательность»
-Есть другие мнения?
– Давайте обратимся к нашим экспертам, что же они нашли в своих словарях, говорится ли там что-то про доброжелательность? (слайд 12)
1. Слушают учителя.
2. Следуют плану выполнения задания.
В словарях, справочниках, Интернете.
2 чел работают со словарями
«Благо – это добро, доброжелательность, благополучие
«Благо – это добро, всё доброе, полезное, служащее к нашему счастью».
– Осуждение, раздражение
– Доброжелательно решим проблему
«Искренность и доброжелательность помогают нам услышать друг друга, а осуждение и недоброжелательность приносит вред каждому
П: формирование представления о понятиях «молитва»,
Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение
базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
связи и отношения между объектами и процессами
П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.
Первичное закрепление(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
1. Работа с учебником
– Благо – это и есть нравственное поведение людей.
– Считаете ли вы важным достижение справедливости в разрешении возникшего конфликта?
– Самое главное правило в отстаивании своей правоты не должно переходить в оскорбление другого человека. Как вы считаете, что предполагает справедливость? (слайд 13)
– И еще одно главное правило в конфликте быть тактичным. Как вы понимаете определение понятия «тактичность»? (слайд 14)
– Прочитаем 1и 2 абзац с. 96.
2. Организует аналитическую работу.
– Видеофрагмент из ералаша «компот». (слайд 15)
– Справедливо ли вели себя мальчики?
– Как бы следовало поступить по-другому?
– Как бы поступили вы?
– Как нужно относиться друг к другу?
– Какой можно сделать вывод из наших размышлений? Давайте прочитаем его на стр 97, 2 абзац последнее предложение.
3. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).
– Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.
– Ответы детей.
– Не оскорблять и не критиковать людей попросту.
– Умение вести себя в соответствии с нормами поведения.
1. Отвечают на вопросы.
2. Делают вывод.
М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
находить выходы из спорных ситуаций.
П: устанавливать причинно-
следственные связи; строить логические
Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Индивидуальная работа Практический:
Сейчас вы поработаете самостоятельно. (слайд 16)
У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.
– Соотнесите поговорки и пословицы с понятиями.
Понятия: доброжелательность, справедливость, тактичность.
Поговорки, пословицы: доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ; правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото; такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца.
– Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. (слайд 17)
– Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. (слайд 18)
1. Выполняют самостоятельную работу.
– Доброжелательность (доброго человека пчела не жалит; на добрый привет – добрый и ответ). Справедливость (правое дело светлее солнца; деньги – мусор, справедливость – золото). Тактичность (такт – это умение не говорить того, что думают все; такт – это разум сердца).
делать выводы на основе полученных знаний. М:
адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи
Презентация, раздаточный материал
Включение в систему знаний, повторение
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
– Давайте обратимся к изречениям мыслителей на стр. 97. Прочтем только первое. Объясните, как вы понимаете смысл этих слов. Согласны ли вы с ними?
– Что такое благо, по-вашему, понимаю?
– Как нужно относиться к другим людям?
2. Задаёт домашнее задание
– Стр. 98 написать маленькое сочинение на тему «К какому благу я стремлюсь в своей жизни».
1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.
Записывают домашнее задание.
следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения
М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
– Давайте вспомним тему нашего урока. (слайд 19)
– Какие цели мы ставили? (слайд 20)
– Достигли ли мы их?
-Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?
2.Проводит работу по самооценке.
– Продолжите фразу:
– Я желаю вам всем жить среди добрых людей и быть благородным. Спасибо за урок!
1. Анализируют урок с точки зрения
Относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.
2. Дают оценку своей работе на уроке.
учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои
П: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Открытый урок по ОРКСЭ
В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» для учителей начальных классов.
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Жизнь протекает среди людей» провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.
На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.
На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.
Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.
Нечаева Н.Н.
заместитель директора ИМЦ