Введение в буддийскую культуру
Модуль Основы буддийской культуры погружает школьников в мир учений Будды. Они изучают основные понятия буддизма, историю возникновения и распространения этой религии, основные принципы буддийской этики и морали. Школьники также знакомятся с буддийскими ритуалами, искусством и архитектурой, связанными с этой религией. Важным аспектом модуля является понимание места буддизма в современном мире и его влияния на общественные отношения.
Основы иудейской культуры
Модуль ознакомит школьников с историей и культурой иудаизма. Ученики узнают о древних еврейских обычаях, традициях и религиозных праздниках. Они также изучат основные догматы иудаизма, историю еврейского народа, его вклад в мировую культуру и науку. Кроме того, ученики рассмотрят влияние иудаизма на формирование моральных ценностей современного человека и его отношение к окружающему миру.
Основы секулярной этики
Модуль Основы секулярной этики направлен на формирование у школьников понимания общечеловеческих ценностей независимо от религиозной принадлежности. Ученики изучат основные моральные принципы, этические установки и ценности, которые обеспечивают развитие гармоничной личности и взаимоотношений в обществе. Модуль помогает школьникам развивать критическое мышление, умение принимать адекватные решения и принимать ответственность за свои поступки.
Основы религиозной культуры в школьном образовании
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи.
И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Заявление для директора школы
Как правило, в 3-м классе устраивается родительское собрание, на котором классный руководитель или другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса Основы религиозных культур и светской этики и присылают образец заявления.
Обязанности педагогических работников
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.
Особенности изучения предмета ОРКСЭ
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.
План-график проведения родительских собраний
Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
Блок | Наименование | Время |
---|---|---|
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 час |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 | 16 часов |
Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)
Блок | Наименование | Время |
---|---|---|
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 | 12 часов |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 5 часов |
Памятка для родителей
План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
Ответственный за проведение: Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ, выбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024.
Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов модулей учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год.
На родительских собраниях в 3-х классах родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор:
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур и светской этики: свободный выбор и информирование
Для обеспечения свободного, добровольного и информированного выбора одного из модулей курса Основы мировых религиозных культур и светской этики, обучающиеся и их родители должны быть хорошо осведомлены о доступных опциях. Важно провести информирование родителей (законных представителей) учащихся 3-х классов о модулях курса и о их праве на свободный выбор модуля для изучения детьми.
Как осуществить свободный выбор модуля
Для удобства и понимания предлагается следующий подход:
- Информирование родителей: Разместить информацию о каждом модуле на сайте школы.
- Презентация для родителей: Провести презентацию о каждом модуле специально для родителей.
- Родительские собрания: Пригласить на родительские собрания представителей религиозных организаций для обсуждения добровольного выбора модуля.
Модули курса
Курс Основы религиозных культур и светской этики является федеральным компонентом школьной программы и содержит шесть модулей, из которых учащиеся выбирают один. Ниже представлены некоторые из этих модулей:
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы православной культуры
Модуль Основы православной культуры
Модуль открывает ребёнку основы православной традиции и включает следующие темы:
- Во что верят православные христиане
- Добро и зло в православной традиции
- Любовь к ближнему
- Милосердие и сострадание
- Православие в России
- И многие другие
Модуль Основы исламской культуры
Этот модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама и включает такие темы как:
- Пророк Мухаммад
- Обязанности мусульман
- Семья в исламе
- Нравственные ценности ислама
- Ислам в России
- И другие
Эти модули позволят детям получить объективное представление о различных религиозных культурах и развить уважение к разнообразию мировоззрений.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».
Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.
Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.