Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Различия между храмом, церковью, монастырём и часовней

Верующие люди не всегда понимают разницу между церковью, монастырём, храмом, называя все сооружения с куполом и крестом церковью, но это далеко не так. Существуют основные различия, которые должны знать и понимать все православные.

Значение терминов

Поэтому так важно понимать существенные различия между храмом, церковью, монастырём или часовней, где есть свои правила, устои, традиции, нормы поведения.

Церковь

  • Сооружение для проведения религиозных церемоний и служб.
  • Может быть как небольшим, так и большим зданием.

Храм

  • В основном относится к крупным церковным сооружениям.
  • Обычно служит как главное место поклонения в конкретном городе.

Монастырь

  • Уединенное место, где принимаются постригающие монашеские обеты.
  • Обычно окружено стеной и имеет несколько зданий для монастырского образа жизни.

Часовня

  • Маленькое храмоподобное сооружение, обычно для проведения небольших служб.

Изображения и объяснения

Храм

Храм

Монастырь

Монастырь, Тихвин, Ленинградская область

Исторические сведения о монастырях

Слово монастырь вызывает практически у каждого довольно стандартный набор ассоциаций – церковь, золочёные купола, кресты, множество построек, монахи, колокольный звон. Однако монастыри – это не только православные церковные постройки: здесь можно вспомнить и католичество, и старообрядчество, и даже буддизм. К тому же, многие знаменитые монастыри самого слова монастырь в себе не заключают – как, например, Александро-Невская лавра или Оптина пустынь.

Сам термин лавра происходит от греческого слова λαύρα. Первоначально это слово переводилось как городская улица, узкий проход. В IV веке лаврами стали называть многолюдные поселения. По отношению к монастырям этот термин впервые употребили в Палестине. Одна из древнейших известных лавр — Фаранская — была основана между 323 и 330 годом.

Обитатели лавр назывались лавриотами. Изначально они собирались вместе, чтобы защищаться от набегов кочевников. Древние лавры выглядели как хорошо укрепленные крепости с мощными стенами. Центром такого монастыря был кафоликон — главный храм. Вокруг него размещались библиотека, трапезная, семинария, мастерские и другие постройки.

Греческий преподобный Христодул Патмосский в XI веке упоминал три формы жизни монахов: киновия, отшельничество и лавра. В киновиях послушники жили вместе, все результаты их труда принадлежали монастырю. А в лаврах они могли сами зарабатывать деньги. В то же время у лавриотов был один общий духовный руководитель и они строго соблюдали принцип stabilatis loci, то есть жили на одном месте.

Культурно-историческое значение лавр в России

В Средние века появились еще более свободные монастыри — идиоритмы. Там монахи хоть и жили вместе, но имели частную собственность, которой распоряжались по своему усмотрению.

Историк церкви Евгений Голубинский писал, что в России термин начали употреблять в конце XVII века. В то время четких критериев, по которым присваивалось это звание, не существовало. Поэтому главы многих монастырей сами начинали называть свои обители лаврами.

История статуса лавры в Российской империи

В 1764 году Екатерина II провела секуляризационную реформу. Часть монастырей была упразднена, церковные земли перешли в собственность государства. А лаврами с этого момента в Российской империи назывались только две обители — Киево-Печерская и Троице-Сергиева. В 1797 году это звание получила Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, а в 1833 году — Почаевская лавра в городе Почаеве.

Особенности российских лавр

Все российские лавры — это мужские монастыри. Во главе таких обителей стоит наместник в звании архиерея. Троице-Сергиева лавра подчиняется непосредственно патриарху, а Александро-Невская — митрополиту Санкт-Петербургскому.

Сравнение ставропигиального монастыря, пустыни и лавры

Читая про наши монастыри, вы наверняка слышали такое слово как ставропигиальный монастырь, лавра или пустынь. Так вот, ставропигия — это статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

Лавра же — это не формальный статус, но фактически Лаврами называют исключительно важные монастыри для русской истории. Изначально лаврами назывались части города или отдельные поселения, обнесенные оградой или стеной.

По состоянию на 2016 год, в России насчитывается 33 ставропигиальных монастыря, в числе которых Троице-Сергиева лавра, Валаамский, Соловецкий монастырь и другие. Всего православных лавр на территории исторической России пять: Троице-Сергиева, Александро-Невская, Киево-Печерская, Почаево-Успенская, Святогорская Успенская лавра. Из них ставропигиальной является только Троице-Сергиева лавра.


Keywords: монастырь, лавра, ставропигия, Россия

Монастыри в православной традиции

Ещё один термин, которым принято обозначать монастыри — это пустынь. Пустынь, как понятно по названию — прежде уединённый монастырь или келья, монашеское поселение, обычно удалённый от основного монастыря, скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте.

Также пустынь — ненаселённое место, территория, сходное понятию пустошь. Их отличие от остальных монастырей состояло в том, что они имели обычно не более одного храма. В дальнейшем такой монастырь мог значительно вырасти в размерах, но сохранить в своём названии слово пустынь.

Жители пустыни именовались братьями и собирались для совместного приема пищи в трапезной, а также на совместные богослужения в храме. Остальное время они работали (несли послушание) или проводили время в кельях.

Происхождение термина и история монашества

Что же касается происхождения названия, то скорее всего, название связано с историей монашества: оно возникло в Египте, и монахи первых веков христианства (отцы-пустынники) подвизались в тамошних пустынях, например, своими подвижниками известны Фиваидская и Нитрийская пустыня.

Пустынь

Лавры в православной церкви

Что такое лавра и чем она отличается от обычного монастыря, я честно говоря так и не разобрался, но от сотен других православных монастырей Лавры отличаются примерно в той же степени, как Москва, Петербург, Киев от других городов.

Всего в России и Украине 5 православных лавр:

  • Киево-Печерская (с 1051 года) в Киеве
  • Троицке-Сергиева (с 1744) в Подмосковье
  • Александро-Невская (с 1791 года) в Петербурге
  • Почаевская (с 1833) в Западной Украине
  • Святогорская (с 2004 года) в Восточной

Три первых Лавры я видел ещё достаточно давно, в Святогорске побывал в мае-2011, а в ноябре наконец достиг и Почаева. И сказать, что Почаевская Лавра впечатляет – не сказать ничего! Крошечный Почаев (8,3 тыс. жителей) весь помещается у её подножья, и ещё неизвестно, что в этой Лавре впечатляет больше – архитектура или общий колорит. Не так много мест я посещал, где мне хотелось фотографировать людей – и Почаев одно из них.

Почаевская Лавра

Почаевская Лавра: святыня на горе

Иов Почаевский умер в 1651 году, прожив ровно 100 лет, но сделанного им монастырю хватило ещё на полвека. В 1675 году монастырь каким-то чудом обошло турецкое войско. А в 1713 году оплот православия наконец принял унию (о степени добровольности судить не берусь, мнения диаметрально противоположны, аргумент – очевидность), после чего точно так же остался одним из главных монастырей Западной Руси, начав к тому же строиться в камне.

Наконец, в 1830 году униатство на территории России было ликвидировано с правом перехода как в православие, так и в католичество (при этом по умолчанию униатов записывали православными, и как можно быстрее), и некогда крупнейший монастырь греко-католического мира в 1833 году стал четвёртой Лаврой российской церкви. С тех пор Лавра ни разу не закрывалась, в 1939-42 годах архимандрит Николай (Ярушевич) присоединил к РПЦ православные епархии на новопокорённых землях, а архимандрит Алексий (Громадский) провозгласил Украинскую Автокефальную Церковь, тогда ещё в московской юрисдикции. Закрыть монастырь особенно интенсивно пытались при Хрущове и позже, причём в основном мирным средствами, и к 1980 годами таки почти добили – но только почти. Ныне обитель вполне оправдывает роль Лавры.

Красота Лавры на горе

Стоящие на горе соборы и башни с золотыми куполами становятся видны за несколько километров от города, и буквально нависают над ним. Компактная и высокая Почаевская Лавра уступает Киево-Печерской и Троице-Сергиевой размером, количеством зданий, историей – но едва ли не превосходит их зрелищностью.

А теперь представьте, как действовал такой вид на паломника давних эпох, пришедшего сюда пешком из глухой деревни:

Паломничество в Почаевскую Лавру

Соборы и башни

Первое моё впечатление от Почаева выглядело так: толпа паломниц, штурмующая рейсовый ПАЗик, на котором я приехал из Кременца, и очень красивая придорожная часовня-новостройка.

Паломницы

На главной улице, огибающей Лавру, смешались повозки и комфортабельные автобусы.

Улица

Мимо семинарии с русском стиле к воротам Лавры ведёт самая настоящая улица.

Семинария

Здесь же – единственный в городе квартал уездных домиков, очевидно входивших в инфраструктуру Лавры сто лет назад.

Читайте также:  Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

Домики

Чуть выше – настоящий базар, где соседствуют иконы и сувениры типа плетёных корзин, а уж торговля платками для паломниц здесь в промышленных масштабах.

Базар

Платки

Я на территорию Лавры решил зайти позже: прибыв в незнакомый город, я обычно первым дело стараюсь попасть на автовокзал, чтобы купить билет дальше. В принципе, просто не стоило слезать с автобуса прямо у Лавры – а так пришлось идти около километра под ее стеной. После восхождения на кременецкую гору Бона я не чувствовал ничего, кроме холода, мечтал лишь о тёплой еде (а адекватное кафе найти не удалось) – и всё же сделал по дороге кадров 15 – настолько поражает масштаб лаврских зданий, нависающих над тобой. Фотографии, конечно, не передают этого величия – но просто представьте, что высота этой горы 70 метров.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Слева направо – Успенский собор (1771-83), вписанная в склон церковь Святой Варварвы (1888) и колокольня (1869-71) высотой 65 метров, явно роднящая эту лавру с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской. Левее – Архиерейский дом в стиле классицизма (1825), также вписанный в склон – наверное, самая поздняя из "униатских" построек Лавры:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Успенский собор – напротив, самая ранняя из сохранившихся. Это классическая униатская базилика с алтарём на север, к тому же являющаяся образцом "виленского барокко" – этот стиль, отличающейся чрезвычайно сложной пластикой фасадов, является архитектурной "визиткой" Белоруссии, а Успенский собор, один из двух таких храмов на Украине (вместе с монастырём в уже упомянутом Бучаче), считается едва ли не лучшим его образцом. Почему был выбран именно этот стиль – судить не берусь, возможно дело в фундаторе, крайне эксцентричном магнате Николае Потоцком, построившем крупнейший греко-католический собор даже невзирая на то, что сам был римо-католиком.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Обратите внимание на "стилобат" – под собором монастрыские пещеры, скалистый склон горы просто "упакован" в одно из зданий. А между тем, белёную стену Лавры сменяется за башенкой-"ладьёй" краснокирпичная:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Мы вышли к Большой Лаврской промзоне – иначе назвать эту часть монастыря у меня язык не повернётся. Напротив этих ворот – довольно крупный, и неожиданно пустынный автовокзал. Легко уехать в Броды и Кременец, по 1-2 рейса в день почти во все крупные города Западной Украины. Через Броды мне показалось удобнее всего выбираться во Львов.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Над крышами лаврских складов и фабрик хорошо видны Успенский собор, корпус над церковью Иова Почаевского, огромные жилые корпуса и строящийся Преображенский собор – краны добавляют индустриальности. Направившись вдоль кирпичный стены, я увидел ещё одни ворота, из которых периодически выезжали повозки. Мне стало интересно, что там, и я заглянул:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Включил ультразум только затем, чтобы приблизить табличку – но в кадр попал и крестьянин, судя по выражению лица, заметивший мой фотоаппарат. Ладно, надеюсь, этот кадр ему ничем не навредит, по крайней мере в содержании ничего компрометирующего не вижу. "Млин", если кто не в курсе – это мельница, здесь селяне сбывают зерно:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Подъём к задним воротам Лавры над промзоной, которую украшает церковь Всех Святых:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вот так, с чёрного хода, я вошёл в Почаевскую Лавру, и первым, что я увидел, стал строящийся Преображенский собор:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Который обещает стать очень красивым храмом – только неизбежно подмяв под себя другие соборы:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Как видите, работают на стройке не басурмане какие-нибудь, а сами монахи, возможно при поддержке местных жителей:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Войдя в Лавру с чёрного хода, я не увидел вот этот стенд с правилами поведения, стоящий у главных ворот. Одно правило, догадайтесь какое, я интенсивно нарушал, так как соборы аналогичным пунктом не снабжены. В этом же кадре казаки – как и в Святогорске, здесь они выполняют роль охраны, да и в Сергиевом Посаде, вроде бы, они есть. Причём во всех трёх лаврах обмундирование казаков заметно отличается – здесь их облик самый прогрессивный:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

На следующей площади – паломническая гостиница, и обычно тут страшная толчея, но я каким-то образом ухитрился снять кадр без людей. Только старушка, судя по всему местная, ищет какие-нибудь отходы богатых туристов.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Паломническая гостиница огромна, думаю, два её корпуса по вместимости не уступят иному "Туристу" иил "Центральной" в областных центрах, сзади к ней примыкает автостоянка. Внутрь не заходил (почему-то), а на входе приметил табличку, запрещающу паломникам выходить из гостиницы в Лавру после 22 часов.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

А странная "башня" перед гостиничным фасадом – ещё один технический памятник. Если в обычных монастырях бывают надколодезные часовни, то в Почаевской Лавре – часовня-водонапорная башня! Слева – церковь Похвалы Богородице (1860), справа – краешек колокольни:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вид с того же места в другую сторону. Один из кадров, где я попытался "поймать" и людей вполне даёт представление о контингенте: вот явные туристки, вполне возможно проездом из Киева во Львов, любуются архитектурными красотами, а рядом двое молодых людей с монахом беседуют о вере.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Впечатляют и две часовенки. Первая – безымянная часовня для богослужений на октрытом воздухе (в неё, видимо, помещают алтарь или раку с мощами Иова Почаевского):

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

А вторая часовня носит посвящение Двухтысячелетия Рождества Христова, что намекает на время её постройки и простенькое "убранство", сфотографированное через оконце – судя по всему, часовня вообще не предназначена для того, чтобы заходить вовнутрь.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Здесь же колокол, судя по всему новый. Мне удалось найти несколько новостей о визите в Лавре патриарха Кирилла, который среди прочего освятил 6-тонный колокол – видимо, вот этот:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Общий вид этой части Лавры со "стилабата" Успенского собора:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Единственное, что мне однозначно в Лавре не понравилось – это невероятное обилие попрошаек. Столько, сколько здесь, я их кажется не видел во всех остальных монастырях, вместе взятых. Причём если внутри Лавры это набожного вида старушки, собирающие деньги на какие-то конкретные нужды, то за воротами – в основном довольно стрёмного вида бомжи.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ещё одна деталь:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вид с площадки перед собором. Уже знакомая церковь Святой Варвары, монастырские огороды на склоне и райончик у входа вдалеке:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Почаев – в сущности, даже не город, а просто лаврская слободка. В этом смысле он ещё менее самодостаточен, чем Святогорск, совмещающий свою Лавру с курортом.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ещё один вид лаврской промзоны:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Успенский собор окружает каре жилых корпусов с домовыми церквями, построенных одновременно с храмом, между которыми есть дворик с собственной надколодезной часовней – но туда, если я не ошибаюсь, вход открыт только самим монахам. А окна прямо в склоне холма – ни что иное, как подземная церковь Иова Почаевского, вход в которую под тем барочным фасадом:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Коридор, которому и принадлежат окна – слева толща горы, справа виды наружу. На лавочках о чём-то беседуют паломницы. Зал церкви Иова Почаевского также вытянут вдоль горы, и серебряная рака святого стоит в скальном гроте с почти не обработанными сводами.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Но самый интересный храм Лавры, на мой взгляд – не гигантский Успенский собор и не подземная церковь Иова, а относительно небольшой Троицкий собор, до этого мелькавший на некоторых моих кадрах. Его построил в 1905-11 годах Алексей Щусев, и здесь этот гений русского стиля превзошёл сам себя!

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вид почти от главного входа (левее края кадра), на переднем плане трёхглавая часовенка в честь 400-летия Перенесения Почаевской иконы в монастырь:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Южный портал делал Рерих:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

И за что мне нравятся постройки Щусева – за то, что он даже не пытался скрыть, что это работа эпохи модерна. В этом, на мой взгляд, в первую очередь заключается его гениальность: понимая с первого взгялда, что перед тобой всего лишь начало ХХ века, щусевским стилизациям ВЕРИШЬ:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Восточный портал делал художник Нерадовский по эскизу самого Щусева:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Северный портал послабее, и судя по всему – современный:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вид от "рериховского" портала на Архиерейский дворец и ворота:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Покидаю Лавру через Никольскую надвратную церковь (1835):

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Здесь тоже столптворение – паломники, туристы, монахи, миряне, бомжи-попрошайки и сборщицы податей:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Улица спускается к уже упомянутой семинарии, откуда прямая дорога ведёт на кладбищенский скит. Справа – одна из самых необычных часовен православного мира, сделанная в стволе усохшей липы, посаженной ещё в 1595 году Иовом Почаевским:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

По дороге ещё одна церковь-новостройка:

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

За церковью – мирское кладбище, а на нём мемориал, который я мечтал увидеть в Западной Украине хоть где-нибудь – рядом одинаково ухоженные памятники красноармейцам и "борцам за волю":

Читайте также:  Искренность открытость честность

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

В конце дороги – монашеское кладбище с церковью Рождества Богородицы. Дальше, за лугами, есть ещё Свято-Духов скит, где уединялся Иов Почаевский, но я туда уже не пошёл – архитектура не слишком интересная, а времени и сил уже было мало. Кроме того, у кладбищенского скита окалачиваются ещё более люмпенизированного вида попрошайки, один из которых стал слишком уж настойчиво расспрашивать, кто я. куда и откуда.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

Вокруг церкви – огромное, действительно огромное монашеское кладбище: ведь даже в 1960-е годы, когда положение Лавры было особенно трудным, в ней оставалось более 30 монахов, в среднем же постоянно их здесь было около трёхсот.

Ставропигиальный монастырь пустынь и лавра

А в целом, логика расположения 5 лавр мне так до конца и не ясна. Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Александро-Невская – понятно: три главных города, Киевская Русь – Московская Русь – Российская империя. С Почаевской в общем тоже понятно – преемствеенность от греко-католиков. Святогорская – честно говоря, единственный вариант, который приходит в голову – идеология, поддержка восточных сил в 2004 году. И к тому же – почему ни одной лавры нет в Белоруссии (как вариант – Жировичский монастырь)? В общем, может кто объяснит?

P.S.

Любые оскорбления в адрес любой конфессии (хоть УПЦ МП, хоть УПЦ КП, хоть УАПЦ, хоть УГЦК) будуь пресекаться быстро и безжалостно, особенно рьяные провокаторы – баниться. Да и просто очередного срача на 200 комментариев мне не надо.

ВОЛЫНЬ-2011

Время Волыни. Обзор поездки.

Украинское Полесье (Житомирская область)

Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.

Овруч. В глубине украинского Полесья.

Житомир. Губернский город.

Житомир. Подол и каньон.

Бердичев. Город из еврейских анекдотов.

Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.

Ровенщина, или Острожская ординация

Ровно.

Острог. Замок и окрестности.

Острог. Межирич и Академия.

Дубно. Замок.

Дубно. Старый город.

Южная Волынь (Тернопольская область).

Кременец.

Почаевская Лавра.

Волынская область.

Берестечко.

Луцк. Замок.

Луцк. Старый город.

Луцк. Новый город.

Владимир-Волынский.

Зимно. Монастырь и городище.

Лодомерия.

Немного Галиции.

Рекомендуем по теме

В храме, в отличие от часовни, имеется алтарь, там совершают все главные Таинства и богослужения, в том числе и литургии. В храме есть настоятель, приход. Он может быть не только отдельно стоящим зданием, но и небольшим помещением при основном здании, которое может выполнять совершенно другую функцию.

К примеру, храм при госпитале, медицинском центре и так далее. Ранее, при возникновении первых христианских храмов, ими могли быть даже жилые дома, их называли домовые храмы.

В православии существуют:

  • Кафедральный (главный храм епархии);

  • Дворцовый;

  • Приходской;

  • Монастырский;

  • Храм-подворье;

  • Тюремный;

  • Больничный и так далее.

Существует всего несколько вариантов архитектурного строения храмов. Храмы могут быть прямоугольными, олицетворяющими Ковчег, как символ спасения человечества и всего живого. В виде восьмиугольной звезды, как символ света, прощения, которое православие несёт людям. Встречаются храмы крестово-купольного типа, где центральная квадратная часть разделена 4 колоннами на 9 равных частей, как символ целостности православной церкви. Чаще можно встретить церкви в виде круга.

Каждый храм может носить название Господа или Божьей Матери, называют храмы также иконами в их честь (храм Казанской иконы Божьей Матери), именами святых (в честь Василия Блаженного), ангелами (собор Архистратига Михаила и т.д).

Православный храм

Получают названия храмы также в честь православных праздников (Троицкий собор, Вознесенский собор).

Дацан

Буддизм – одна из древнейших религий, основанная в середине I тысячелетия до нашей эры на территории Индии, и именно там, а также в Юго-Восточной Азии она является наиболее распространённой. Но и в России есть регионы, где традиционно исповедуют буддизм. Это Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край.

Об одном из традиционно буддийских народов России – бурятах – читайте в нашей статье “Народы России. Буряты”

Первые свидетельства того, что народы, населяющие территории современной Российской Федерации, причисляли себя именно к этой религии, относятся к далёкому VIII веку нашей эры. Из любопытных фактов – в 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы, то есть главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Спустя два года бурятские ламы признали императрицу воплощением Белой Тары – одной из главных фигур в буддийской мифологии.

В буддизме есть свои монастыри – дацаны. Традиционно это монастыри-университеты: здесь можно получить философское и медицинское образование. С течением времени в некоторых регионах – например, в Бурятии – этим словом стали обозначать буддийские храмовые комплексы в целом. Расскажем о самом большом буддийском монастыре не только России, но и Европы.

Золотая обитель на месте завода

Золотая обитель Будды Шакьямуни – крупнейший буддийский храм не только Калмыкии, но и всей Европы. Здание в высоту насчитывает 63 метра, а внутри него находится девятиметровая статуя Будды, вторая по величине в Европе. Расположена Золотая обитель в Элисте.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Источник konkurs.trip2rus.ru

Храмовый комплекс был построен совсем недавно – в 2004 году – по благословению 14-го Далай-ламы. За девять месяцев строители не только возвели сам храм, но и смогли сделать сложное внутреннее убранство строения. Примечательно ещё и то, что дацан появился на месте старого завода железобетонных изделий.

Во многих монастырях России, от запада и до востока, хранится большое количество летописей – свидетельств исторических событий страны. Сохраните и вы летопись своего рода в Цифровой капсуле времени. И ваши потомки смогут опираться на наследие своей семьи, обращаться за помощью к мудрости предков, не совершать их ошибок и продолжать славные традиции.

Собор

В классификации собор считается самым крупным сооружением. Собор, говоря простыми словами, как бы состоит из нескольких церквей. Большое здание имеет несколько алтарей, что позволяет совершать таинства богослужения сразу нескольким священнослужителям. Что касается проведения таинств, то в храме (церкви) и соборах происходят одинаковые таинства.

Службы в соборах проходят как бы параллельно, чтобы дать возможность присутствовать как можно большему количеству верующих. Считается, что собором называют духовенство во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Отсюда и происходит название — собор.

Исаакиевский собор

Скит

Слово «скит» и его значение – место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей – кажется немного странным на фоне слова «скитаться», то есть «странствовать». Определённое место и неопределённые блуждания – как они могут быть связаны?

На самом деле они никак не связаны, кроме как по созвучию. Слово «скит» происходит от коптского слова «Шихет», названия одной из долин северного Египта. Именно там в IV веке нашей эры появился первый скит – крупная община монахов-пустынников.

Жизнь в скиту более строгая, чем в монастыре. Монахи здесь принимают дополнительные обеты – затворничества, строгого поста, усиленной молитвы или другие. Одними из самых знаменитых скитов России являются северные скиты Валаамского монастыря. Рассказываем о них.

Скиты Валаамского монастыря

Скиты, расположенные на островах Валаамского архипелага, входят в структуру одного из самых значимых монастырей России – Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, который подчиняется непосредственно патриарху. Здесь их насчитывается великое множество – 16 скитов располагаются на самих островах, и ещё три находятся на удалённых островах Ладожского озера.

Скит Валаамского монастыря

Источник wikimedia.org // Скит Валаамского монастыря

Рядом с одним из скитов – скитом во имя Всех Святых – находится могила старца иеросхимонаха Антипы. Он завещал, чтобы его погребли за стенами скита. Для чего? Для того, чтобы на его могилу приходили молиться и женщины, которым по причине строгости устава можно было посетить скит только во время крестного хода в день Всех Святых. К Хэллоуину – который в другой версии и называется All Saint’s Day – этот праздник, конечно же, отношения не имеет. В православии он отмечается в первое воскресенье после Троицы и является днём памяти всех святых.

Лавры и монастыри

Отдельно стоящим в иерархии православных сооружений стоят монастырь и лавра. Для понимания простым человеком: лавра — всегда монастырь. А вот монастырь — это не всегда лавра. Чтобы разобраться необходимо начать с понимания, что такое монастырь.

Монастырь

Монастырь — дом и пристанище для монахов, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от всех благ земных и посвящают свою жизнь служению Господу. Это особое место. Оно становится таким благодаря молитвам сотен монахов и монахинь, проживающих в монастыре.

Там они ведут свой быт, во многих монастырях есть собственное натуральное хозяйство. Монахи выращивают культурные растения, разбивают сады, занимаются рукоделием и так далее. Любая работа в монастыре называется «послушание». Но основу жизни, всё же, составляет молитва, пост, смирение и послушание. Молитвы тут более длительные по времени, совершаются они в монастыре 4-5 раз. Так монахи (монахини) посвящают себя православной вере.

Читайте также:  <strong>где найти сейфы и как открыть правильные коды</strong>

Иоанновский монастырь

Сретенский монастырь

В каждом монастыре свой особый уклад, все проживающие в монастыре монахи или монахини называются общиной, семьёй. Кроме монахов или монахинь в монастыре есть могут проживать паломники, так называемые гости монастыря. Обычно это люди в трудной жизненной ситуации. Особой категорией проживающих являются послушники — люди, готовящиеся принять монашеский постриг.

Если церковь могут посещать и женщины, и мужчины, то монастыри делятся строго на женские и мужские. Тут следует рассказать, что такое Лавра.

Лавра

Это всегда мужской монастырь. Но не каждый мужской монастырь может стать Лаврой. Православная Церковь на границах современной России насчитывает всего 8 сотен монастырей, из них мужских около 450. При этом в России только две Лавры: Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

На территории современной Украины существуют ещё три Лавры. Древнейшая Киево-Печорская, Почаевская и самая молодая Святогорская лавра.

Простыми словами Лавра — мужской монастырь, который стал чем-то большим для православия. Это выдающийся монастырь, который имеет огромное значение для духовной жизни страны, для развития и укрепления православия.

Александро-Невская лавра

Лавра — твердыня, Божья Благодать. Свято-Троицкая Сергиева лавра существует больше века, она является достоянием ЮНЕСКО и особо почитается среди православных. Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царствующей фамилии.

Так уж исторически сложилось, что лавра- мужской монастырь. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский.

Лавра

Лавра – это греческое слово, которое в зависимости от контекста переводится как «городская улица» или же «многолюдный монастырь». Первоначально в истории слово не имело религиозного значения – так называли части города, обнесённые стеной или же оградой. Монастыри стали называть лаврами в Палестине в VI веке – там монахи были вынуждены ограждать свои жилища от нападений пустынных кочевников.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург

Источник fondholyland.ru // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург

Чем лавра отличается от монастыря? Всякая лавра это монастырь, но не всякий монастырь является лаврой. Во-первых, лавра может быть только мужской. Во-вторых, лавра – это обязательно выдающийся в истории и духовной жизни страны монастырь, то есть именоваться «лаврой» монастырь может только спустя многие века своей службы. Вдобавок к этому – и в некотором роде вследствие вышеупомянутого – лавра подчиняется только и непосредственно патриарху.

На территории России располагается две исторических лавры – Александро-Невская в Петербурге и Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Расскажем вам о последней.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра – крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Здесь находится Московская духовная академия. А также здесь лежат мощи основателя лавры – преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиева лавра - монастырь

Источник mk.mosreg.ru // Троице-Сергиева лавра

Лаврой Троице-Сергиев монастырь стал в 1744 году, но и до этого он играл огромную роль в жизни страны. Здесь был оплот борьбы с татаро-монгольским игом; монастырь противодействовал и войскам Лжедмитрия, и Семибоярщины, и польско-литовским войскам в Смутное время.

Любопытно, что в один из периодов своего расцвета – во время царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I – лавра превратилась в несколько светское место. Каждый приезд императрицы в лавру, которую она очень любила, сопровождался фейерверками, пушечной стрельбой и обильными пиршествами. Рядом с лаврой даже выстроили дворец для увеселений – он был окружён оранжереями и парками во французском стиле.

Пустынь

Пустынь – это монастырь, ещё более удалённый от мирской жизни: если монастыри возникали чаще всего рядом с городскими поселениями, то пустыни всегда существовали в отдалении от скоплений людей. Появилось такое название ещё в начале I тысячелетия в Египте, когда первые монахи удалялись от мира именно в пустыню.

Изначально словом «пустынь» называли небольшие монашеские общины, причём как и в случае лавры – обязательно мужские общины. В таких сообществах обычно был только один храм; однако потом сообщество могло разрастись, но сохранить в своём названии слово «пустынь».

Жители пустыни называли друг друга братьями. Ритм жизни здесь был в целом как и в обычном монастыре – монахи собирались для совместных богослужений, а также в трапезной для совместного приёма пищи. В остальное время они несли послушание, то есть работали, или же молились. Самой знаменитой пустынью России является Оптина пустынь.

Оптина пустынь

Оптина пустынь находится недалеко от Козельска, города, героически оборонявшегося от нашествия хана Батыя и названного им за это «злым городом». Появилась же пустынь позже татаро-монгольского ига – в XIV веке – и по преданию была основана неким Оптой. Опта был «разбойником и душегубцем», однако после убийства старца в церкви его стала мучить совесть, он стал искать избавления от душевных мук, пришёл к Богу и стал одним из церковных подвижников. Историчность этой фигуры, правда, ставится под сомнение.

Оптина пустынь - монастырь

Источник cdny.de // Оптина пустынь

О династии ордынских ханов – Чингизидов – читайте в нашей статье «Загадочные Чингизиды»

К XIX веку пустынь стала одним из духовных центров Российской империи. Монастырь занимался активным книгоиздательством. Здесь бывали многие знаменитые деятели культуры России – например, в 1878 году здесь были философ Владимир Соловьёв и писатель Фёдор Достоевский. Последний здесь появился, тяжело переживая смерть своего сына несколькими месяцами ранее. А прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» стал старец Амвросий Оптинский, живший в то время в этой пустыни. История старца Зосимы – вспыльчивого офицера, обратившегося к Богу – удивительно перекликается с историей разбойника Опты.

Монастырь

Слово «монастырь» происходит от греческого слова «монос», то есть «один, одинокий» – и таким образом является родственным таким словам, как, например, «монокль» или «монополия». Слово здесь скорее показывает уединённость, отдельность существования монахов от мира, хотя по факту любой монастырь это община. Община монахов или монахинь, которая имеет единый устав и единый комплекс богослужебных построек.

Родина монашества – Египет и его отцы-пустынники IV–V веков нашей эры. Само понятие монашества в христианстве стало распространяться с III века, когда христиане стали удаляться от мира и его соблазнов. Первый монастырский устав появился в 318 году, и с этой поры монастыри стали распространяться по всему христианскому миру. В России они появились после Крещения Руси князем Владимиром.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. На данный момент в России насчитывается 537 монастырей. Однако многие из них называются то лаврами, то пустынями, то скитами. В чём их отличие от монастырей? Коротко говоря – все они и есть монастыри, но со своими особенностями уклада жизни.

Церковь

Если говорить о церкви, не как об институте православия, то по значению это понятие не отличается от храма. Храм считается общим названием для множества православных сооружений.

Назвав церковь православным храмом, верующий не ошибётся. Существенных различий между церковью и храмом нет.

Церкви являются местом проведения таинств, который совершает настоятель, и самыми распространенными православными постройками.

Она имеет три части:

  • алтарную,

  • центральную для совершения молитвы прихожанами,

  • притвор — «преддверие».

Церковь православная

Эти части олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю (центральная часть) и землю греховную, ещё не обновлённую (притвор).

Если позволяет ландшафт, то церковь строят всегда обращённой к востоку алтарём, напоминая, что Всевышний является творцом, Солнцем всего мира

Часовня

Самое маленькое церковное сооружение, предназначенное для молитвы. В часовне нет алтаря, но несмотря на своё предназначение, часовня может быть достаточно большой. Её иногда можно спутать с церковью по размерам.

Главное отличие — отсутствие алтаря и настоятеля.

Часовня своего рода временное пристанище православного, который нуждается в молитве. Это место, где вдали от суеты и лишних глаз человек может побеседовать наедине со Всевышним. Часовня часто имеет даже колокольню. Располагаются они не только в городах и поселках, чаще их можно встретить на кладбищах, святых местах , вдоль дорог. Так православный всегда может найти место для беседы с Богом.

Часовня Ксении Петербургской

Название «Часовня» многие связывают с краткостью пребывания в ней верующего, человек приходит туда «на час», помолиться, восстановить душевные силы и идти дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *