Введение нового курса ОРКСЭ
Информация о презентации:
- Тип: ppt / pptx для PowerPoint / Impress
- Теги: #культур, #основ, #светск, #религиозн, #курс, #нравствен, #этик, #учебн, #орксэ, #школ
Похожие презентации по ОРКСЭ
Иващук Тамара Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, представила конкурс презентаций по курсу ОРКСЭ в номинации Лучшая презентация для родителей по ОРКСЭ в 2014 году. Тема родительского собрания была о введении нового курса ОРКСЭ в учебный процесс 4-го класса. Это все в рамках муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска – Средней общеобразовательной школы № 4 Центрального округа.
Идеалы воспитания по ОРКСЭ
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Среди основных национальных идеалов воспитания по ОРКСЭ можно выделить:
- Искусство и литература
- Социальная солидарность
- Национальные ценности
- Гражданственность
- Наука
- Традиционные российские религии
- Патриотизм
- Природа
- Человечество
- Семья
- Труд и творчество
Правовые принципы для духовно-нравственного образования
Существуют правовые принципы, являющиеся фундаментальными для духовно-нравственного образования:
- Свобода совести
- Отделенность религиозных организаций от государства
- Светский характер образования
Конституция Российской Федерации в статье 28 гарантирует свободу совести, вероисповедания, а также право распространять религиозные и иные убеждения. Конституция также подчеркивает, что Россия – светское государство, где никакая религия не может быть установлена как государственная или обязательная.
Введение курса ОРКСЭ
Диалоги в обществе о преподавании дисциплин, направленных на духовно-нравственное образование молодого поколения, продолжаются. Президент Д. А. Медведев поддержал идею внедрения в школьную программу курса основ религиозной культуры и светской этики. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р (16 февраля 2012 года) об утверждении курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ с 2012/2013 учебного года является важным шагом в этом направлении.
Письмо Министерства образования и науки России от 9 февраля 2012 года № МД-102/03 о введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года также подчеркивает важность интеграции этого курса в образовательный процесс.
Основы религиозных культур и светской этики
Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Курс направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Цель курса
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса
- Знакомство с основами различных религиозных и культурных традиций включая православие, ислам, буддизм, иудаизм
- Развитие представлений о нравственных нормах и ценностях
- Формирование у учащихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ
- Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде
Структура курса
Основы православной культуры
Курс включает в себя шесть модулей, разработанных дьяконом А. Кураевым по благословению Святейшего патриарха Московского и всей Руси Кирилла.
Основы мировых религиозных культур
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
Основы светской этики
Учебник знакомит учащихся с основами светской этики, включая понятия добра и зла, добродетели и пороков, а также важность моральности и этикета в обществе.
Этот курс поможет сформировать учащимся осознанное отношение к моральным принципам, важным для жизни личности, семьи и общества.
Светский характер: учебный курс ориентирован на формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению без привязки к какой-либо конкретной религиозной позиции.
Свобода и добровольность выбора модуля: ученики и их родители могут выбирать предмет обучения самостоятельно и добровольно.
Культурологический подход: курс основан на понимании культурного контекста и уважении культурных традиций.
Преобладание воспитательного аспекта: основная цель – нравственное воспитание школьников.
Диалогический характер преподавания: акцент на взаимодействии и обмене мнениями между учителем и учениками.
Активные и интерактивные формы преподавания: использование разнообразных методов для учебного процесса.
Необходимость и возможность сотрудничества с родителями: важное взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания.
Особая ответственность учителя: требуется тактичность, доброжелательность и профессионализм для успешного обучения.
Оценка и принципы
Оценка усвоения курса осуществляется через защиту творческих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учителя, прошедшие специальную подготовку, преподают курс и оценивают его.
Принципы концепции курса включают в себя осознание и уважение культурных различий, понимание равенства ценностей разных культур и их важности для развития человечества.
Как выбрать модуль?
Родители имеют возможность самостоятельно выбирать модуль для своего ребенка, исходя из своих ценностей и убеждений. Каждая категория представляет собой определенный аспект курса, который можно рассмотреть при выборе.
Научно-методические основы
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, уважению культурных традиций и диалогу между разными культурами. Задачи курса включают нравственное воспитание, развитие интереса к окружающему миру и формирование уважительного отношения к различным культурам и мировоззрениям.
Особенности курса ОРКСЭ включают в себя преобладание воспитательного аспекта, активное взаимодействие семьи и школы, а также уважение культурных различий.
Преподавание курса Основы религиозных культур и светской этики в российских школах
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации
- Законы Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях
Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, где все модули согласуются между собой по педагогическим целям и задачам.
Цели курса
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, воспитание гражданина России и приобщение к национальным ценностям.
Преподавание
Курс ведут светские педагоги и имеет культурологический характер, не вероучительный.
Содержание курса
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Базовые национальные ценности, вокруг которых группируется содержание всех модулей.
Организация учебного процесса
Школьники на уроках представляют свои творческие работы. Используются традиционные и современные обучающие технологии для активного участия учащихся.
Длительность курса
Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе, преподавание 1 час в неделю.
На уроках учащиеся будут приобщаться к нравственным и мировоззренческим ценностям, а также понимать их значение в жизни общества.
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года во всех образовательных учреждениях РФ введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей).
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класс).
В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.
Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Учебники по ОПК
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).