Лучшие практики защиты детей от религиозной пропаганды в школе
Лайфхак для тех, у кого детям в школах на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР упоротые учителя толкают религиозное мракобесие:
Общаемся с учителем
- Требуем прекратить нарушать статьи 14 и 28 Конституции РФ
- Ссылаемся на Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 125-ФЗ
- Записываем разговор на диктофон, заранее уведомив об этом.
Обращаемся к директору
- Пишем в двух экземплярах заявление о том, что дитятко не будет ходить на указанные уроки из-за нарушения законов
- Указываем, что ребенок не будет посещать уроки, но предлагаем заменить их другими занятиями
- Подчеркиваем, что в случае отказа будем поднимать вопросы выше.
Инструктируем ребенка
- Не ходить на уроки, если их содержание вызывает сомнения
- Объясняем опасность фанатизма и важность защиты своих прав
- Предлагаем читать литературу, помогающую развивать критическое мышление.
Общаемся с руководством
- В случае невыполнения требований, не стесняемся писать жалобы выше
- Директоры обычно стараются избегать скандалов, поэтому могут закрыть глаза на проблему.
И помните, защита детей от религиозной пропаганды – это ваши обязанности как родителей. Не бойтесь отстаивать свои права и права своих детей.
Сегодня, 21 марта, в барнаульской гимназии № 42 участники очного этапа регионального конкурса Учитель года Алтая — 2023 проходят конкурсные испытания. В ходе первого тура Учитель-профессионал каждый из 24 педагогов провел Урок. Рассказываем, как провели занятия 12 конкурсантов.
Обзор Физкультурных Уроков в Школах Алтайского Края
Учитель физической культуры в лицее № 73
Один из первых уроков провел учитель физкультуры Данил Белов. Он использует примеры из волейбола, чтобы объяснить старшеклассникам оценку техники движений. Урок также включал обсуждение физики, техники безопасности и личный опыт учителя.
Важные моменты
- Данил Белов обращался к физике для объяснения принципов движения.
- Он рассказал историю о Галилео Галилее, подчеркивая важность соблюдения техники безопасности.
- Ученики выявили собственные ошибки в технике и смогли их исправить.
Учитель хореографии в школе № 1
В другой школе, учитель Ольга Ядыкина провела урок с элементами современного танца. Она также рассмотрела тактические схемы футбола и мини-футбола, обучила техническим навыкам и провела игровые упражнения.
Дополнительная информация
- Ольга Ядыкина заняла второе место среди спортивных семей на зимних спортивных играх.
Урок английского языка в школе № 118
На уроке Наталья Ворожцова в связи с юбилеем Пола Маккартни старшеклассники изучали образ жизни и творчество группы Битлз. В рамках урока была создана специальная газета с информацией об этой теме.
Особенности
- Урок был нацелен на развитие языковой компетенции учеников.
- Учащиеся могут использовать QR-код для доступа к дополнительной информации на английском.
Учитель английского языка в школе ЗАТО Сибирский
Ксения Ефанова использовала урок In the park для знакомства третьеклассников с грамматикой времени Present Continuous. Урок включал различные активности, такие как аудирование, чтение, использование приложения Plickers и видеоразминку.
Подробности
- Гимназисты активно участвовали в уроке, используя современные технологии обучения.
Успешные уроки в начальных классах: рассказы педагогов
Урок окружающего мира с Ларисой Зверевой
Учитель начальных классов из Нижнекаменской школы — филиала Алтайской школы № 1 Лариса Зверева провела урок по окружающему миру. На уроке ребята узнали о различиях в условиях жизни домашних и диких животных, не используя учебник.
- Что делали на уроке:
- Систематизировали знания о животных
- Посмотрели фрагменты из передач Диалоги о животных и От слона до муравья
- Узнали, как ухаживают за животными на экологической ферме
Урок литературного чтения с Юлией Безугловой
Учитель начальных классов барнаульской школы № 136 Юлия Безуглова провела урок по литературному чтению с использованием игровых приемов.
- Что узнали дети на уроке:
- Познакомились с произведением Евгения Пермяка Птичьи домики
- Узнали, что труд необходимо уважать
- Составляли тонкие и толстые вопросы
Урок музыки с Инной Турченко
Учитель музыки Калманской школы Инна Турченко познакомила третьеклассников с произведениями Петра Чайковского, Антонио Вивальди и Арама Хачатуряна.
- Что сделали на уроке:
- Узнали, что концерты – это не только выступления, но и музыкальные произведения
- Один из учеников захотел послушать классические произведения в филармонии
- Начали урок с танцев для раскрепощения
Урок химии с Ларисой Шишовой
Учитель химии Солонешенской школы Лариса Шишова провела урок о важнейших соединениях кальция с использованием технологии критического мышления и химических экспериментов.
- Что сделали на уроке:
- Рассмотрели соединения кальция
- Провели химические эксперименты
- Выполнили творческое задание кластер
Лариса Николаевна работает в педагогике с 1995 года и активно вовлечена во внеурочные занятия, такие как кружок Юного химика. Ее цель – заинтересовать детей химией и подготовить их к сдаче ЕГЭ.
Профессиональный педагогический конкурс: истории уроков успеха
Учитель информатики Родинской школы № 2 Сергей Пароль участвует в профессиональном педагогическом конкурсе первый раз. Для проведения урока ему выпала уже знакомая ребятам тема — Ветвления.
Сначала педагог повторил ее с восьмиклассниками, актуализировал их знания. Он рассказал им про синтаксис языка, программирование Python и про реализацию кода.
Ученикам было дано задание написать различные структуры ветвления, и по словам педагога, у них это получилось. Сергей Сергеевич считает, что очень важно увлечь детей языком программирования, и возможно кто-то из них выберет для себя в будущем профессию в сфере IT.
Учитель русского языка в деле
О правописании частицы не с глаголами пятиклассникам рассказала учитель русского языка и литературы Мирной школы Зонального района Елена Казанцева.
Она составляла с ребятами информационный буклет на данную тему. При отработке разных умений и навыков педагог работала с пословицами, а также применяла интересные детям облака слов и мемы.
Ребята подбирали глагол с правильным лексическим значением к картинкам. Для закрепления темы ученики выполняли индивидуальный тест.
Математика с практическим применением
Понятие площади многоугольника — такая тема досталась учителю математики барнаульской гимназии № 22 Татьяне Рымарь.
Восьмиклассники узнали про определение площади и применяли его для решения задачи. Используя наглядные и практические методы, педагог показала ребятам, как геометрия может пригодится в жизни: на уроке они создали модель беседки.
Конкурсантка осталась довольна занятием и похвалила детей за работу.
Инновации в образовании
Учитель технологии барнаульского лицея № 52 Евгений Соловьев познакомил учеников с понятием развертка, рассказал, как происходит развертка модели и раскрыл алгоритм ее построения.
Ребята сделали коробки с помощью специальной программы. По словам Евгения Дмитриевича, учащиеся смогут применить эти знания в жизни для реализации своих проектов.
Оценка и развитие образования
Жюри состояло из трех групп, каждая из которых оценивала свою группу конкурсантов.
Председатель клуба Учитель года Алтая, лауреат конкурса Учитель года Алтая-2013 Елена Казанина:
— В этом году жюри видело конкурсантов на заочном этапе, у нас складывается целостная картина об участниках.
Что удивило? Качество подготовки уроков. У нас есть такая фишка: мы записываем педагогизмы, смешные высказывания учителей. В этом году записывать нечего.
Конкурсанты грамотно строят речь. Выбрать победителя будет очень сложно.
Заведующий кафедрой естественно-научного образования Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Ольга Горбатова:
— Важно, чтобы сам учитель настроился на высокий результат. Он должен прийти, сосредоточиться и выложиться, потому что ему такой шанс предоставлен, но, к сожалению, не все педагоги так могут. По некоторым коллегам было видно, что методически к урокам они подготовлены хорошо, но сталкиваясь с какой-то проблемой, они терялись и не достигали желаемого эффекта. Учителю очень важно быть эмоциональным, уметь повести за собой школьников, на протяжении всего урока поддерживать их познавательный интерес. Некоторым участникам это удается, некоторым нет. В целом уровень конкурсантов в этом году достаточно высокий, но это не удивительно, так как на очном этапе присутствуют те, кто успешно прошёл отбор. Еще один важный индикатор — реакция детей. Мы смотрели, с какими лицами дети выходили с урока. После одних уроков ребята были довольные, видно, что им было интересно, с других уроков они выходили хмурые, молчаливые.
Директор, учитель географии из барнаульской школы № 114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики), победитель краевого конкурса «Учитель года Алтая-2005» Наталья Екшибарова:
— Каждый год конкурс показывает нам учителя с новой стороны — учителя, который реализует новые технологии, готов ответить на всевозможные вопросы ученика и отвечает на современные вызовы. На уроках коллеги показывали свои лучшие наработки, приемы и методы, я сделала для себя много открытий. Дети, на мой взгляд, с большим интересом участвовали и всячески старались помочь учителям.
Завтра, 22 марта, участников ждет второе конкурсное испытание, они проведут внеурочное занятие «Образовательное событие». По итогам этого испытания станут известны девять конкурсантов, которые перейдут во второй тур.
Коллектив школы "Личность" – это содружество творческих учителей, способных каждый урок превратить в событие. А ещё наши учителя с удовольствием продолжают учиться и стараются найти возможность посетить уроки своих коллег, чтобы поделиться друг с другом интересными педагогическими находками и идеями. В этом году в школе прошел "Фестиваль методических идей", на котором учителя в течение нескольких дней ходили друг к другу на уроки.
В 4 классе Е.А.Белик провела урок неожиданных открытий и исследований. Ребята узнавали происхождение новых словарных слов, работая с текстом, составляли план, разгадывали ребус, чтобы открыть тему урока. В группах проводили исследование и решали проблемную ситуацию: от чего зависит спряжение глагола. Играли, соревновались, оценивали себя и друг друга. Любите и знайте русский язык!
Что такое искусство? "Последний день Помпеи", Зимний дворец, "Ленинградская симфония"? Часто можно услышать мнение, что искусство – что-то о прошлом, все шедевры написаны, сюжеты использованы и дальше лишь бесконечный круг повторения. Либо быстрое удовольствие, либо нечто настолько сложное, что разум отказывается воспринимать.Но ведь когда-то каждый из великих написал первое произведение, расставил по порядку первые ноты, впервые коснулся кистью холста. Каждому периоду – свои голоса.Наши девятиклассники точно могут ответить на вопрос: "О чем говорит искусство?"
На уроке, посвящённом творчеству художников конца 19 – начала 20 веков, ребята погрузились в мир воспоминаний Кузьмы Петрова-Водкина, работая с отрывками из его книги "Пространство Эвклида". Работая в группах, они сумели расшифровать сложные метафоры, проследить взаимосвязь научных открытий с изменением творческой манеры художника. Каждый отметил, как много значит для искусства современная ему историческая ситуация, насколько важно творческим людям переносить реальность в другое измерение, делиться своими открытиями с миром.После проработки текста, знакомства с громкими, яркими, бросающими вызов пространству работами Петрова-Водкина ребята обратились к работам современных художников, чтобы ответить на поставленный учителем П.А.Маламаховой вопрос: "О чем говорит современное искусство?"Оказалось, о том же, о чем и картины прошлых веков: о людях и их страхах, о проблемах современного общества, о надежде на лучшее и о безграничных возможностях выразить себя.На творческом уроке, посвященном имени прилагательному, наши третьеклассники вместе с учителем Е.В.Селезневой в игровой форме знакомились с новыми оттенками цветов, с помощью обыкновенной кисточки научились составлять и писать сложные имена прилагательные. Работа в ярких рабочих листах была увлекательной. Приемы мнемотехники, стратегий чтения, сингапурской методики помогли ребятам не только без проблем запоминать трудные написания слов, но и развивать умения взаимодействия друг с другом. В конце урока ребята придумывали портальные вопросы по теме, которые мотивируют ученика найти информацию в другом источнике. По сути – это путь к проектной деятельности.
Актуальные экологические проблемы обсуждали на уроке английского языка ученики 8 класса. Посмотрев вместе с Ю.С.Локоть небольшой видеоролик о загрязнении планеты пластиком, прочитав текст на эту тему, ребята анализировали, какую угрозу природе несёт бездумное использование пластика и как предотвратить гибель планеты. Работая с текстом, ребята использовали стратегии "Фишбон", "Где ответ?" и развивали коммуникативные навыки. К концу урока восьмиклассники создали мини-проекты в технологии Agile и защитили их.
Новая математическая сказка от А.А. Большаковой для наших шестиклассников украсила урок математики по подобным слагаемым! Ребята успешно поработали с текстом, зарисовали главных героев сказки, завизуализировав тем самым математическое правило. Окунувшись в сказочный мир, ребята помогали главной героине найти себе друзей, искали ответы на вопросы, работали с ключевыми понятиями в тексте и в итоге смогли успешно закрепить полученные знания на практике, прекрасно справившись с заданиями, поставленными учителем! Оказывается, математика в визуализации увлекательна и понятна!
До какой степени самоуничижения может опуститься человек в страхе перед вышестоящим? Чем "маленький человек" Чехова отличается от "маленького человека" Гоголя? На эти вопросы, заданные О.Л.Знаменской, искали ответы ученики 9 класса на уроке литературы. На этапе вызова ребята посмотрели фрагмент из кинофильма "Шинель" по повести Гоголя и пришли к выводу, что главный герой произведения вызывает безграничное сочувствие как у автора, так и у читателей. Следующим этапом урока было чтение рассказа "Смерть чиновника" с использованием стратегий "Бриллиантовая карта рассказа" и "SWOT- анализ". Используя метафорические карты, девятиклассники создали портрет главного героя Червякова, сравнив его с разными явлениями природы, а также с различными предметами живой и неживой природы. В итоге ребята при помощи приёма "Диаманта" пришли к выводу, что даже "маленький человек" должен оставаться прежде всего человеком, сохраняя собственное достоинство.
Как часто вы получали в начале урока письмо от учителя математики?Для наших девятиклассников интригой дня стало обращение к ним А.В.Померанцевой:
"Дорогие выпускники! Сегодня я первый раз пишу вам письмо. Математика – это не только числа на бумаге. Весь мир вокруг нас – это математика. Не верите? Вспомните дом, в котором вы живете. Повсюду счетчики. Сегодня я не только приготовила для вас задания ОГЭ, связанные с тарифами, но и предлагаю помочь мне разобраться с квитанциями моей семьи за использование электроэнергии".Именно с таких слов и начался урок математики в 9 классе.Урок подготовки к ОГЭ, который учит выпускников не только отвечать на стандартные вопросы экзамена, но и решать насущные жизненные вопросы: как разобраться с оплатой за свет в своем доме, где взять квитанции на оплату, как понять, что и как оплачивать? На эти и многие другие вопросы девятиклассники отвечали, работая с учителем, в группе или самостоятельно. Урок математики был организован в модели «Ротация станций», модели, позволяющей каждому ребенку работать в своем темпе, своевременно получить консультацию учителя, выбрать свой уровень заданий и оценить свои учебные успехи по критериям оценивания. Особенностью урока становится высокая плотность и насыщенность и разнообразие заданий.На таких уроках ребята, разбирая практические кейсы, учатся решать математические задачи, а также ориентироваться в нашем сложном и многообразном мире!
Шестиклассники на уроках учатся принимать решения и нести ответственность за свой выбор! Это позволяет сделать модульное обучение, в рамках которого у наших шестиклассников прошли уроки литературы, посвящённые изучению сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок».Ребята работали по индивидуальному маршрутному листу, созданному М.С.Пагаевой для каждого учащегося. Именно поэтому каждый с интересом работал в собственном темпе, был вовлечен в творческий процесс обучения.Ребятам интересно и полезно работать в интерактивном рабочем листе! В нем можно быстро выполнять интересные задания по прочитанному тексту и сразу же получить обратную связь от учителя! Выполняя задания разного уровня сложности, ребята самостоятельно оценивали каждый этап своей работы, фиксируя баллы в оценочном листе.На интерактивной виртуальной доске Padlet ребята в режиме online писали 5-7 ключевых слов, выражений, характеризующих Цветок из сказки-были, прочитанной на уроке. Тем самым они сформулировали запрос для нейросети, которая помогла им увидеть цветок до и после встречи с Дашей. Обсуждением предложенных вариантов учащиеся начали второй урок модуля. На этом же уроке они выбирали афоризм, который подходит к произведению, писали сочинение-миниатюру, отвечая на проблемный вопрос модуля:«Символом чего является Неизвестный цветок?» Современные, насыщенные уроки, проникнутые творчеством, глубиной погружения в текст, вдохновляют наших ребят, а движение по индивидуальному маршруту с самооцениванием мотивирует становиться лучше, формирует ответственность за результаты своего труда!
Активно идет подготовка ребят 10 класса к ЕГЭ по обществознанию. Завершается изучение модуля «Политика».Благодаря эффективной методике опорного конспекта и ментальных карт учащимся удается в рамках урока у С.В.Федоренко усваивать объемный материал и успешно применять его в тестовых заданиях. Урок систематизации знаний предполагает воспроизведение схем на экранной стене в коридоре школы. За урок ребята сумели без ошибок воспроизвести 80% материала большого раздела и показать умение применять теорию в тестах. Задача – максимальный балл на ЕГЭ!
Необычный урок английского языка прошёл в 3 классе ЧОУ СОШ "Личность"! Оказывается, наши третьеклассники умеют многое: решая ребусы со знакомыми словами, смогли сами определить тему и цель занятия. Каждый работал в своем маршрутном листе, отмечая знакомые и незнакомые слова. Учащиеся прочитали два текста и после прочтения увлеченно выполнялизадание в интернет-комнате, созданной к уроку учителем английского языка Э.О. Али-Заде. Выбраться из этой комнаты можно только в случае правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту. Поучаствовать и поработать с цитатами и ответами в интернет-комнате имел возможность каждый как на интерактивной доске, так и индивидуально в планшете. После прохождения веб-квеста ребята сами оценивали свою работу по критериям. Учащиеся запомнили большое количество новых слов на английском языке благодаря пошаговой работе и участию в веб-квесте.Это настоящая мастерская, в которой изучается английский язык путём творчества!
Можно ли изучать такой предмет как физика почти самостоятельно? Можно. Если учитель будет выполнять роль тьютора, а у тебя есть четкий план действий. Именно так прошел урок в 8 классе по теме «Параллельное соединение проводников». Сначала ребята успешно показали выполнение проверочной работы по домашнему заданию, озвучили опорный конспект прошлого урока. А затем совсем незаметно для гостей урока, меняя виды деятельности, выполнили разнообразные задания: пользуясь учебным материалом, работая в паре, сделали вывод по данным эксперимента об особенностях и законах соединения, составили таблицу сравнения видов соединения, составили граф-схему темы, ответили на проблемный вопрос урока, применили знания на практике, а некоторые пошли дальше и с азартом разобрали более сложное -смешанное соединение, порадовав учителя С. А. Сторожеву успехами в решении задачи, а затем и оценили свою работу по критериям. А что делал учитель? Тихий контроль и коррекция правильного выполнения задания. В итоге – принятый в своем темпе и присвоенный каждым учеником учебный материал.
Жить в атмосфере радости творчества – великое счастье! Окрыленный новыми идеями учитель вдохновляет своих любимых учеников и заряжает их энергией созидания!
О. Л. Знаменская, учитель русского языка и литературы.
Технологическая карта урока по предмету_ОРКСЭ_____
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И.
«Милосердие –закон жизни»
обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, как основу отношений между людьми.
способствовать пониманию учащимися «быть милосердными»
формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
развивать познавательный интерес к предмету; развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; развивать творческие способности;
формировать положительное отношение к нравственным поступкам; формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые образовательные результаты урока:
осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.
задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о милосердном мальчике;
По ведущей дидактической цели: Урок изучения нового материала
По способу организации: комбинированный: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
По ведущему методу обучения
объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, ИКТ
Средства обучения: Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина.-М.:Просвещение,2021; ноутбук, мультимедийный проектор, наглядность. толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова; карточки для групповой работы,лепестки
Методы оценки, самооценки.
Метод стимулирования и мотивацииДобрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не влияют на нее года,Добрым надо быть всегда.Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.Включаются в учебную деятельность,эмоционально настраиваются на урок. выработать учебную мотивациюформирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания.формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знанийПостановка проблемного вопросаПослушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?(См. Приложение 1)Если ты такой милосердный, то забирай даром- О чём эта притча?-Как назвал продавец мальчика?- Каким качеством обладал мальчик?- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.