Русская народная традиция: посиделки
Девочки. Здравствуйте, добры молодцы!
Мальчики. Здравствуйте, красны девицы!
Все вместе. Здравствуйте, гости дорогие! Чайку покушать и гармошку послушать, милости просим.
На красивом рушнике девочка выносит каравай, кланяется на все стороны и обходит с ним всех присутствующих по кругу. В это время остальные читают под музыку.
Традиционное приветствие
Рады мы вас видеть, Дорогие наши, Русское спасибо Мы от сердца скажем. На земле родимой Мы вас величаем, Доброго здоровья От души желаем! Кланяемся низко, Чарочку подносим, Хлеб и соль отведать От души вас просим!
Сборище честного народа
На завалинке сегодня Собрался честной народ, Чтоб на русских посиделках Петь, водить всем хоровод. Жива традиция, жива – От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего. На завалинке, в светелке Иль на бревнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.
Встреча весны
На полянку выходит Весна. Глядите! Весна-красна услышала звонкие голоса и пришла! Здравствуй, долгожданная Весна-красна. Ты на чём пришла?
Диалог с Весной
Идёт хоровод – Дети встают вокруг Весны, ведут хоровод и переговариваются с ней.
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночочке.
Дети: Весна-красна, ты где в челночочке плыла?
Весна: Я по рекам быстрым в челночочке плыла.
Дети: Весна-красна, уж ты чем реки дарила?
Весна: Я дарила большой белой рыбицей.
Познакомимся с Весной
Весна-красна, ты где шла-проходила? Что ты нам принесла?
Весна: Я дарила-подарила огородами зелёными, хороводами весёлыми!
Загадки и увлекательные игры
А чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду – ключевой водой, шелковой травой, лазорьевым цветом, тёплым летом! Но для этого вы должны отгадать мои загадки.
Загадка: Ходит князь по двору, Придирается ко всему, Двойная бородка, Царская походка, Набок колпачок, Рябенький сюртучок. Раньше всех он встаёт, Громко песенки поёт.
Ребята отгадывают: Петух.
Отгадываем загадки
Загадка: Синяя дорожка Осыпана горошком. Никто не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красная девица, Ни белая рыбица.
Ребята отгадывают: Звёзды на небе.
Весёлые загадки Весны
Загадка: На кургане, на поляне Сидит курочка с серьгами. Кто мимо не пройдёт – Всем по коробу даёт.
Ребята отвечают: Ягоды.
Проводим Весну
Заканчивая хоровод, Весна разрывает круг и выводит всех участников с полянки. Весна: Молодцы! Все мои загадки отгадали! Теперь я останусь в ваших краях.
Берегите Весну в сердце и на полянке!
Весна: наступление тепла и радости
Заждались мы тебя! Зима-то холод-стужу напустила, всех нас познобила, кругом снегом дороги замела, подо льдом стоит река.
Весна наступает
Весна. Пришла моя пора. Номер. Русско-народная песня.
Признаки Весны
Вот и согнала я вместе с тёплым Солнышком снега с чистых полей да с гор лютый мороз. Теперь время и скотинку на травку кормиться выгонять, в огороде рассаду рассаживать, в поле сеять ленок.
Глядите, приметы Весны везде видны – медведь встал и вышел из берлоги, щука хвостом лёд разбила, начинают петь соловьи.
И в сёлах весенние голоса слышны.
Описание игры:
Номер | Загадка | Ответ |
---|---|---|
1 | Сто одежек, все без застежек. | Капуста |
2 | Шел по лесу сам себе голова. | Гриб |
3 | Сидит дедушка на ослоне, кособоко | Чеснок |
После игры со зрителями, можно провести танец Пляска народов. Этот танец отлично подойдет для всех возрастов и настроений. Приготовьте соломушку и пригласите всех желающих присоединиться к этому веселью!
Отличный способ развлечь гостей и создать настоящую атмосферу радости и веселья. Ведь веселые и задорные мероприятия остаются в памяти на долгие годы.
Сценка по стихотворению Даниила Хармса Иван Иваныч Самовар
Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар, трехведёрный самовар. В нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, разъярённый кипяток, лился в чашку через кран, через дырку прямо в кран, прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел, к самовару подошел, дядя Петя подошел. Дядя Петя говорит: Дай-ка выпью, – говорит, – выпью чаю, – говорит. К самовару подошла, тетя Катя подошла, со стаканом подошла. Тетя Катя говорит: Я, конечно,– говорит,– выпью тоже,– говорит.
Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел, в туфлях дедушка пришел. Он зевнул и говорит: Выпить разве,– говорит,– чаю разве,– говорит. Тут и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла. И, подумав, говорит: Что ли, выпить,– говорит,– что ли, чаю,– говорит.
Вдруг девчонка прибежала, к самовару прибежала — это внучка прибежала. Наливайте!– говорит,– чашку чая,– говорит,– мне послаще,– говорит. Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала, к самовару прибежала, чтоб им дали с молоком, кипяточку с молоком, с кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил, неумытый приходил, всех он позже приходил. Подавайте!– говорит,– чашку чая,– говорит,– мне побольше,– говорит. Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар. Наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап. Самовар Иван Иваныч! На столе Иван Иваныч!
Веселые частушки
Весна. Но какие же посиделки без задорной, веселой частушки? По одной из версий, название это происходит от глагола частить.
Название праздников русского народа, пришедших к нам из глубины веков:
- Рождество
- Масленица
- Пасха
- День Ивана Купалы
- Ильин день и т.д.
Эпитеты к словам:
- Солнечное
- Веселое
- Древнее
- Красочное
- Забавное
Самый знаменитый путешественник из русской сказки:
- Колобок
Чем передвигаются по воздуху в русских сказках:
- На летучем корабле
- На ковре-самолете
- В ступе
- На метле
- В сапогах-скороходах
Русские народные сказки
Весна. Но какое же веселье без русской народной сказки? Не обойдёмся без них и мы.
- Иван — болей ждем..
- Лукоморье, где бегут..
- Пока на небе свет денежный..
5. Какие слова приговаривают в русских сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее)
6. Как звали древнего сказочного русского царя? (Царь Горох)
7. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку)
8. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)
9. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? («Человечьим духом пахнет»)
10. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле)
11. Какие реки в сказках текут? (Молочные)
12. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)
13. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
Весна. Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением!
Кулинарный мастер-класс
Поиграли классно, да! Пора нам праздник завершать, Поем мы песенку опять. В полукруг сейчас встаем Дружно песню пропоем.
Номер. Песня
8 Марта все мы встретили, Поздравили и с 23 февраля, Да, как праздник прошёл – не заметили. И пели мы и плясали и частушки распевали. Здоровья, добра вам, радости, люди добрые, да люди знатные! Вот и празднику конец, а кто пришёл к нам, тот и молодец! Ещё раз поздравляем всех с праздником!
Игра «Золотые ворота»
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки ) и проходят под воротами.
Золотые ворота Проходите господа Первой мать пройдет Всех детей проведет Первый раз прощается Второй раз запрещается А на третий раз Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные присоединяются к двум другим в круг и образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Встаем в полукруг.
Игра «Карусель»
Продолжаем мы веселье, Все бегом на карусели. К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.
«Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и началась игра. Раз, два, три, четыре, пять, в другую сторону опять.
До новых встреч!
Конспект проведения Дня Рождения «Каравай» в младшей группе
Анна Гарцеева Конспект проведения Дня Рождения «Каравай» в младшей группе
Тема: Проведение Дня Рождения "Каравай" в младшей группе.
Цель: Организовать веселый и увлекательный праздник для детей младшего возраста.
Задачи: 1. Создать праздничную атмосферу, используя яркие украшения и музыкальное сопровождение. 2. Развлечь детей с помощью разнообразных игр, развлечений. 3. Развивать у детей навыки общения и взаимодействия друг с другом. 4. Воспитывать у детей чувство радости и дружелюбия.
НАЧАЛО ПРАЗДНИКА: воспитатель рассказывает о празднике, представляет именинника и выстраивает детей в круг.
Публикация «Конспект проведения Дня Рождения „Каравай“ в младшей группе» размещена в разделах
– "Каравай" : дети водят хоровод и поют песенку "Каравай".
– "Загадки" : дети отгадывают загадки на тему праздника.
– "Танцы" : дети танцуют под музыку, ведущий показывает движения, которые дети повторяют.
– "Рисунок для именинника" : дети рисуют карандашами рисунки на тему "День Рождения".
КОНЕЦ ПРАЗДНИКА:детям предлагается праздничный стол с угощениями и напитками.
Елена Архарова Сценарий квест-игры «Как пекли мы каравай»
Квест-игра «Как пекли мы каравай»
Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад №5 п. Мезиновский
Архарова Елена Анатольевна
Цель:Формирование у детей бережного отношения к хлебу и уважение к людям,которые его растят и выпекают.
Задачи: Формировать у детей представление,как выращивают хлеб. Углубить знания охлебе. Воспитывать патриотические чувства.
Приветствие. Песня «Пироги пекли»
Публикация «Сценарий квест-игры „Как пекли мы каравай“» размещена в разделах
Воспитатель: Дети, к нам гости пришли, а по русскому обычаю гостей встречают с хлебом и солью. А мы с вами испечём каравай. Из чего пекут каравай?
Дети: Из теста
Воспитатель: Правильно, а для теста нам, что нужно? Нужна мука яйца и молоко.
И сейчас мы с вами отправимся за продуктами, чтобы испечь каравай. Первый продукт это мука, а за мукой мы отправимся на мельницу.
Физминутка «Подрастает зернышко»
Подрастает зернышко (сидят на корточках)
Потянулось к солнышку (потянулись вверх)
С ветерком оно играет (наклоны корпуса вправо-влево)
Ветерок его качает
К земле низко прижимает (наклоны вперед)
Вот как весело играет (прыжки на месте)
Дети: Здравствуй, мельница.
Мельница : Здравствуйте, дети.
Дети: мы к вам пришли за мукой, мы хотим испечь каравай для гостей.
Мельница: Конечно же я вам дам муки, только вы должны отгадать загадки
Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может?
Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят.
Молодцы, справились. Только у меня беда, фасоль с зерном перемешались, помогите пожалуйста их в разные баночки собрать.
Игра: «Отделить зерно от фасоли»
Мельница: Спасибо вам большое, вот вам мука. До свидания
Дети: До свидания, спасибо
Мельник отдает детям муку.
Воспитатель: «Мука у нас уже есть, значит мы идем дальше, нам нужны яйца. Ребята скажите пожалуйста, кто нам может дать яйца?»
Дети с воспитателем идут к курочке за яйцами.
Курочка: Здравствуйте, дети.
Дети: «Курочка, вы можете дать нам яйца, чтоб испечь каравай»
Курочка: Конечно могу, только у меня курочки растеряли яйца, помогите им найти свои яйца
Игра «Подбери курочке яйца по цвету»
Курочка : Спасибо вам ребята
Дети получают от курочки яйца. И прощаются с курочкой
Воспитатель: «У нас есть мука, яйца, а что нам нужно еще для того чтобы испечь каравай?»
Воспитатель: А кто нам даст молоко?
Дети идут к фермеру за молоком.
Дети: «Здравствуйте, мы пришли к Вам за молоком для того чтобы нам испечь каравай»
Фермер: «Хорошо, я дам вам молока, но вы мне расскажите стихи про корову»
Если встретишь ты корову,
Не страшись её рогов.
Дай ей хлебушка ржаного
Иль букетик васильков.
— Где же стадо? Му-у-у!
Наша пестрая корова
Молочка дает мне снова.
Ей за это — можно, мам? —
Кусок хлеба свой отдам.
Жуёт корова сено
А дарит молоко!
Мы расскажем вам секрет,
Молока вкуснее нет,
Как же, братцы, без него,
Ведь полезное оно!
Воспитатель: Похоже, мы собрали всё что нужно для того чтобы испечь мягкий душистый каравай. Сейчас мы все вместе испечём.
Дети садятся на места, воспитатель раздаёт солёное тесто, и дети лепят хлебобулочные изделия.
Выставка хлебобулочных изделий
Классный час во втором классе
на тему: Хлеб-всему голова
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.
Подготовительная работа: попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.
Оборудование: каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».
• Написать на доске эпиграф классного часа.
• Повесить плакаты с пословицами о хлебе:
Хлеб – всему голова.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб в пути не тягость.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Информационный блок.
1. Как делают хлеб?
2. Блокадный хлеб.
III. Подведение итогов.
Ход классного часа
Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?
(Дети высказывают предположения.)
Вы правы: хлеб для дорогого гостя – это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.
(Читает стихотворение В. Бакалдина.)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
1)История появления хлеба
Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки – они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.
Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом – пшеницы, ржи.
- Как делают хлеб?
Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку – в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.
Знакомство с профессиями
Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
(На доске – таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)
Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.)
АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС
(Вода, соль, дрожжи, сахар.)
Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
В нем земли родимой соки,
Уплетай за обе щеки,
- Блокадный хлеб
Классный руководитель. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба – когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Я прошу рассказать об этом (имя, фамилия).
Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих – 250 г, для служащих – 125 г, для детей – 125 г. (Демонстрирует фотографии.)
Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)
Много труда вложено, чтобы хлеб «нам на стол пришел.
Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.
Сжатый бережно рукой,
Стал на мельнице мукой.
Из муки той хлебопек
Хлеба мягкого испек.
Столько вложено в нем сил –
А ты разок лишь откусил.
Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.
Пословицы о хлебе
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба – нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу – много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Загадки о хлебе
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб.)
Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб.)
Гребнем плугова подруга
Чешет поле после плуга. (Борона.)
Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
Ты не клюй меня, дружок,
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Лежит мужик в золотом кафтане,
Подпоясан, да не поясом.
Сам встать не может –
Люди поднимают. (Сноп.)
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница.)
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели цветет,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь.)
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами. (Овес.)
До снега кустится, зимой отоспится.
Весной проснется, а летом нальется. (Озимый хлеб.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит. (Колос.)
Учитель. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень. Они имеют и особое название – жито. Слово «жито» народ произвел от слова «жить». Будет жито – и можно жить!
Известно, что из ржи получают черный хлеб, из пшеницы – белый, из ячменя – крупы. Если с ячменного зерна удалить оболочку, затем отшлифовать его, получится перловая крупа. Из дробленых ячменных зерен получается ячневая крупа.