Организация воспитательного процесса
Организация воспитательного процесса необходима для слаженной работы сотрудников детских садов и школ. Ребенка воспитывает не методика, а педагог, от личности которого зависит результат.
Реализация программы
В основе программы – воспитательная работа, которая учитывает специфику учреждения, региональный компонент и календарь мероприятий. В учебных заведениях создаются условия для развития личности каждого ребенка и раскрытия его творческого потенциала.
Направления воспитательной работы
- Организация жизнедеятельности ребенка
- Воспитание в соответствии с отечественными традициями
Воспитание и социализация важны для развития личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Формы организации деятельности
Формы воспитательной работы могут быть разнообразными:
- Конкурсы
- Олимпиады
- Викторины
- Акции
- Фестивали
- Школьные традиции
Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо и являются объединяющим началом для детей и педагогов.
Основы организации воспитательного процесса
Воспитательный процесс – это сознательно сформированное взаимодействие педагогического состава и воспитанников образовательного учреждения. Цель – овладение социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Реализация воспитательного процесса проходит через организацию деятельности учеников. Действия преподавателей направлены на изменения в сознании и поведении воспитанника.
Цели организации воспитательного процесса
- Формирование личности
- Развитие с творческой точки зрения
- Обладание навыками саморазвития
Средства и методы воспитания
Средства воспитания включают способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей и педагогов. Цель – выработать у учеников определенные психологические качества и модели поведения.
Средства воспитательного процесса
Средства воспитательного процесса включают в себя все виды учения, направленные на формирование поступков индивида.
Типы средств воспитания
Воздействия в комплексе
- Психотерапия
- Социально-психологический тренинг
- Психокоррекция
Личный пример взрослого
Окружающие демонстрируют образцы поведения, определяемые как нормативные.
Классификация средств воспитания
Средства воспитания могут быть классифицированы по характеру воздействия на прямые и косвенные:
Прямые
Оказывают личностное влияние одного человека на другого при непосредственном общении.
Косвенные
Воздействия, реализующиеся за счет различных факторов, где личный контакт отсутствует.
Виды воспитательного воздействия
Когнитивно-воспитательное
Направлено на усовершенствование системы знаний индивида.
Эмоционально-воспитательное
Проводится для вызова и поддержки аффективных состояний, влияющих на принятие психологических воздействий.
Поведенческое
Направлено на изменение модели поведения индивида.
Важно понимать, что все эти средства воспитания в комплексе могут способствовать эффективному формированию поступков и установок личности.
Влияние на личность: методы организации воспитательного процесса
Так как знания, эмоции и поступки человека имеют тесную взаимосвязь, то влияние на личность может быть оказано через любой из этих аспектов. Если воспитателю недостаточно возможностей, он может акцентировать внимание на каком-то определенном действии и добьется необходимого результата. Тем не менее, воспитательный процесс можно считать полноценным лишь в том случае, если воздействие было комплексным и затронуло все личностные сферы.
Методы организации воспитательного процесса – это способы, которые использует воспитатель, чтобы повлиять на своего подопечного. Они представлены в широком многообразии, на них оказывают воздействие множество факторов, таких как особенности личности воспитателя, уровень его профессионализма, а также условия и формы организации воспитательного процесса.
Методы воспитания делятся на общие и специальные. Первые направлены на формирование большинства или всех качеств личности, вторые – лишь на отдельные характеристики. Последние в современном воспитательном процессе выделить нелегко, так как приемы применяются чаще всего в комплексе.
Классификация методов организации воспитательного процесса – одна из сложных проблем в рамках теории воспитания. Трудности объясняются комплексностью применяемых приемов, а также большим разнообразием аспектов содержания.
В зависимости от главной направленности на объект методы классифицируются на три больших группы:
Третья группа классифицируется в качестве общих приемов воспитания, первые две – как специальные, но их универсальное воздействие на подопечного считается очевидным.
Подведем итог. Воспитательный процесс – это целостная и динамическая система. Ее системообразующий фактор – цель воспитания, которая достигается путем взаимодействия воспитателя и воспитанника. Для того чтобы организовать этот процесс максимально эффективно, необходимо учитывать все внешние обстоятельства.
Так как воспитательный процесс – явление сложное и разноплановое, то к его организации следует подходить комплексно и применять в работе разнообразные формы организации педагогического процесса.
Материал основан на следующих источниках:
Программа воспитания как основа работы педагога
В 2020 году в РФ была разработана примерная программа воспитания, которую начали применять во всех школах страны уже осенью того же года. В связи с этим в ФЗ Об образовании в Российской Федерации были внесены изменения по вопросам воспитания.
Ее проект был утвержден на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию. Программный документ базируется на принципе конструктора: за образовательными организациями закрепляется право самостоятельно выбирать ее составляющие элементы.
Примерная программа воспитания разрабатывалась в Институте стратегии развития образования РАО. Инициатором разработки выступило Министерство просвещения РФ. В течение 2019 года новую систему протестировали 730 средних школ России.
Принципы современного общества и воспитательная программа
Главные принципы современного общества – цифровизация, интернет и мультикультурность, требуют модернизированного подхода к воспитанию в школах. Разработчики воспитательных программ вынуждены пересматривать свои знания и навыки, обновляя подход к проблемам воспитания. Современная программа отличается краткостью, доступностью, модульностью и демократичностью.
Цель воспитательной программы
Целью примерной воспитательной программы является помощь школам в создании своих программ воспитания, способствующих социализации и гармоничным отношениям с миром учащихся.
Педагогический состав и воспитательный потенциал
В пояснительной записке к программе рассматривается, как педагогический состав школы должен реализовывать воспитательный потенциал во взаимодействии с учащимися, придавая школе воспитательную функцию.
Гибкость примерной программы
Программа предлагает лишь основу, на которой школы могут разрабатывать свою систему воспитания, добавляя новые материалы и исключая неактуальные аспекты.
Особенности организации воспитательного процесса
Этот раздел описывает расположение и социальное окружение школы, источники воздействия на учащихся, партнеры образовательного учреждения, уникальные воспитательные методы, принципы и традиции воспитания.
Цели и задачи воспитания
Здесь определяются цели и задачи воспитательного процесса, которые должны быть достигнуты. Главные направления определяются примерной программой.
При формировании методики организации воспитательного процесса для учеников разных возрастов важно создавать благоприятные условия для усвоения знаний, норм и традиций общества.
Подростковый возраст требует акцента на развитии ценностных связей, в том числе с семьей и близкими.
При организации процесса воспитания учеников юношеского возраста (уровень среднего общего образования) наибольшее внимание стоит уделять приобретению подопечными опыта участия в делах, которые имеют социальную значимость, а также заботе о родственниках, Родине и стране, в которой они живут.
Раздел включает в себя описание методов организации воспитательного процесса, позволяющих достичь поставленных целей и задач. Часто он состоит сразу из нескольких модулей, часть которых (инвариантные) не могут быть изменены, другие (вариативные) – вполне. В каждом из них в качестве ориентира служит одна из определенных образовательным учреждением задач. Определенному направлению воспитательной работы должен соответствовать соответствующий модуль.
К модулям, которые не могут подлежать изменению, относятся: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
В качестве примера вариативных модулей можно привести: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Воспитательная работа анализируется в самом образовательном учреждении собственными силами. В четвертом разделе программы приведены направления самоанализа, который позволяет выявить главные трудности школьного воспитания и найти методы, способствующие их преодолению.
Среди главных направлений: результаты воспитания, саморазвитие и социализация подопечных, а также состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых. При проведении анализа упор делается на такой фактор, как проведение на базе образовательного учреждения интересной, насыщенной и развивающей деятельности, в которой принимают участие и ученики, и взрослые.
Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Одним из направлений воспитательной работы в колледже является социально-психологическая поддержка обучающихся, профилактика различных девиаций среди обучающихся, взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Социально психологическая служба Профессионального образовательного учреждения «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о социально-психологической службы и состоит из социально педагога и педагога-психолога под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Основной целью деятельности службы является социально- психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения и профессионального самоопределения, а также содействие в реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
В Центре создан Телефон Доверия для оказания неотложной психологической помощи подросткам, находящимся в трудной ситуации, а также родителям и педагогам. Формой работы является дистанционное психологическое консультирование. Вопросы, с которыми можно обратиться:
Подросткам
— План работы Совета обучающихся на 2023-2024 учебный год — открыть файл.
— План работы тьютора групп на 2023-2024 учебный год — открыть файл.
— План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений — открыть файл.
— План работы социально-психологической службы на 2023-2024 учебный год — открыть файл.
— План работы Совета родителей (законных представителей) обучающихся на 2023-2024 учебный год — открыть файл.
— Профилактика суицидального поведения — открыть файл.
— Памятка для родителей по признакам отклоняющегося поведения — открыть файл.
Особенности воспитательного процесса
Процесс организации воспитательной работы имеет ряд особенностей.
Примечательно, что воспитательный процесс не может существовать отдельно от перевоспитания. Последнее понимается как перестройка имеющихся установок и взглядов, а также моделей поведения, которые противоречат нормам этики и прочим требованиям социума.
Двигатель воспитательного процесса – противоположные начала, которые столкнулись в конфликте. Противоречия могут быть внутренними и внешними, индивидуальными и общими. Остановимся на них подробнее.
Внутренние противоречия – это конфликт, для которого характерно выражение в личных побуждениях индивида несогласия с собой. К примеру, человек, взрослея, начинает предъявлять к себе и своему организму новые требования, которые не соответствуют имеющемуся у него потенциалу. Доступные средства и способы не могут удовлетворить новые потребности.
Внешние противоречия возникают вследствие появления факторов извне. К последним относятся взаимоотношения с окружающими людьми и миром. К примеру, в рамках организации образовательного процесса педагог предъявляет к воспитаннику требования, которые противоречат правилам семьи, кроме того, подопечный может сам не соглашаться с нормами образовательного учреждения, положительное воспитательное воздействие часто противоречит негативному влиянию СМИ.
Общие, они же универсальные, противоречия свидетельствуют о развитии человека и других людей. Противоречия могут возникать между потребностями (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения ввиду влияния объективных факторов.
Индивидуальные противоречия возникают у отдельно взятого индивида. В качестве примера можно привести конфликт между внутренними потребностями подопечного и его модели поведения.
Компоненты воспитательного процесса
Наша образовательная организация работает с известными кредитными организациями, что позволяет оформлять услуги обучения в кредит. За более подробной информацией обращайтесь в приемную комиссию.
Подача заявки на обучение
Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетенции, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию. Качество подготовки таких выпускников зависит от общей культуры личности, которая формируется в образовательной среде колледжа.Воспитательный процесс в Профессиональном образовательном учреждении «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» реализуется на основании программы воспитания и направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.Общая цель воспитания в Профессиональном образовательном учреждении «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»: создание условий для воспитания свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Основными задачами воспитательной работы являются
-освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностнопрактического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;-вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;-помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;-овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную траекторию развития;-успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Методы и формы.
2. Студенческое самоуправление (волонтерство, добровольчество)
Студенческое самоуправление — это инициативная, самостоятельная, творческая самоподготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Модель студенческого самоуправления базируется на предоставлении возможностей каждому обучающимися самореализоваться, стать участником общественно значимой деятельности, раскрыть свой творческий потенциал в научной, общественно-культурной и спортивной жизни и внести свой посильный вклад в совершенствование системы студенческого самоуправления колледжа. Это достигается за счёт установления партнёрских отношений между обучающимися, в лице Студенческого совета, администрацией колледжа, в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который обеспечивает поддержку всех инициатив и начинаний студенческого актива.
3. Профессионально-творческое и трудовое воспитание
Развитие карьеры — это процесс целенаправленного, планируемого движения в своей профессиональной деятельности как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении обучающихся к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание обучающихся выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения обучающихся к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики.
4. Спортивное и здоровье-ориентирующее воспитание
Спортивное и здоровье-ориентирующее воспитание — это целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни и культуры здоровья.
Данное направление подразумевает совокупность мер направленных на:
— усвоение обучающимися принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;
— развитие физической культуры будущего специалиста как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;
— сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному формированию и развитию;
— популяризацию спорта, совершенствование спортивного мастерства обучающихся;
— формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.
5. Экологическое воспитание
Экологическое направление — это целенаправленный процесс формирования у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Развитие экологической культуры позволяет в полном мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.
6. Бизнес-ориентирующее воспитание (молодежное предпринимательство)
Молодежное предпринимательство — это процесс целенаправленного участия в общественных инициативах и проектах, имеющих коммерческий результат.
7. Культурно-творческое воспитание
Культурно-творческое воспитание — это целенаправленный процесс воспитания гармонично-развитой личности на основе исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации.
Воспитательная работа в условиях дистанционного обучения
— Виртуальный тур по музеям России — перейти. — Виртуальные прогулки — перейти.
Профилактика правонарушений
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в комплексе осуществляется на основании Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ.
В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в колледже, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении. В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений обучающихся в образовательной организации организуется внутриколледжестский учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутриколледжестский учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений и асоциального поведения систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности. Тьютор и администрация колледжа осуществляют индивидуальную работу с обучающимися и родителями, посещают социально-неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутриколледжестском учете.
1. Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся
Детская беспризорность — следствие современной социально — экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, и порождает опасные для молодежи и общества в целом тенденции:
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования внутриколледжеской системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Практика профилактической работы в колледже строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных мероприятий, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь подросткам и семьям «группы риска». В колледже развивается связь с учреждениями для социальной реабилитации несовершеннолетних, целостного решения проблем подростков, коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на подростка, так и на его семью. Такие мероприятия помогают несовершеннолетним, пока они еще не утратил связи с семьей.
2. Профилактика и противодействию этнокультурной и религиозной ксенофобии, терроризму и экстремизму
Терроризм и экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи.
Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. В колледже проводятся следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде.
3. Профилактика и противодействие незаконному обороту наркотиков, ПАВ, наркомании
Основные направления профилактической работы:
Работе по профилактике употребления психо-активных веществ среди подростков – обучающихся колледжа уделяется все больше и больше внимания. Это направление становится приоритетным в работе тьютора, педагога-психолога и социального педагога. Так как современное общество все еще характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильностью. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений, таких, как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании и алкоголизму прочные позиции в обществе.
Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками в колледже главный упор делается на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
4. Профилактика и противодействие распространения ВИЧ/СПИД в молодежной среде
Новые тенденции распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране заставляют пересмотреть всю стратегию профилактической образовательной деятельности. В настоящее время заражение ВИЧ-инфекции перестало уже ограничиваться только традиционными группами, уязвимыми к ВИЧ, а стало распространяться среди широких слоев населения и, главным образом, среди молодежи. Очевидной стала и еще одна новая тенденция — повышение частоты распространения ВИЧ-инфекции среди молодых женщин и резкий рост частоты передачи вируса от матери к ребенку, что уже привело к увеличению числа ВИЧ-инфицированных детей, как в семьях, так и в образовательных учреждениях.
В связи с этим в колледже определены основные виды и задачи мероприятий:
— ознакомить обучающихся с теоретическими основами знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе, а также дать представления об эпидемиологии, способах и путях передачи заболевания;
— обучить педагогов психолого-педагогическим методам и формам практической работы с несовершеннолетними, их семьями и ближайшим окружением с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей;
— сформировать у молодежи навыки самостоятельного проектирования, организации и реализации профилактических мероприятий;
— ознакомить с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИД.
5. Профилактика суицида среди обучающихся
Цель — оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия обучающихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность обучающегося и процесс его развития.
6.Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у подростков наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Подростки не всегда умеют управлять своим поведением, у них ослаблена способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
План реализуется по двум направлениям:
1.совместная деятельность с обучающимися,
2.взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с обучающимися включает восемь блоков.
3.Движение транспорта и пешеходов.
4.Регулируемый пешеходный переход.
5.Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6.Правила поведения в транспорте.
7.Управление транспортным средством.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые экскурсионные поездки, наблюдения, беседы, организуются инструктажи, разыгрывание дорожных ситуаций и т.п.
Оставить заявку на поступление
Не смогли определиться со специальностью? Оставьте заявку на обучение и сотрудник приемной комиссии поможет вам с выбором!