Буддизм в россии

Что такое карма на самом деле?

Более частное действие кармы пояснила NEWS.ru Алла Намсараева, представитель Иволгинского дацана в Бурятии, одного из главных центров российского буддизма. Но надо учитывать, что в буддийском понимании карма — это совокупность не только поступков, но также слов и мыслей.

Прибежище в трёх драгоценностях

Буддийская этика

Патимоккха

Пять обетов

Праджня

Буддийская медитация

Четыре благородные истины

  1. Существование страдания
  2. Причины страдания
  3. Уничтожение страдания
  4. Путь к уничтожению страдания

Пять скандх

  • Материальное сознание
  • Восприятие
  • Чувства
  • Стремления
  • Сознание

Аничча

Дуккха

Анатта

Взаимозависимое возникновение

Карма

Просветление

Будда

Ниббана

Будда, восседающий на лотосе. Одно из канонических изображений Будды.

Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог. Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России. По данным переписи населения 2002 года официальная численность евреев в России — 233439 чел.

Регионы России со значительным буддийским населением

Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.

В статье мы рассмотрим отношение кубанцев к буддистам и их практике медитации. Буддизм, будучи одной из самых древних религий мира, находит своё отражение и в Краснодарском крае, где он привлекает все больше последователей.

Омммммм, — произносили 10 человек, которых практически невозможно было отвлечь от медитации в одном из буддийских центров в Краснодарском крае. Люди опустились на пол и стали постепенно погружаться в процесс очищения тела и разума с закрытыми глазами, сидя на подушке в позе лотоса лицом к статуе Будды. Ведущий сеанса глубоко вдохнул и начал медитацию, о которой мы расскажем чуть позже.

Статьи

NEWS.ru изучил ко дню рождения Будды, какие заблуждения связаны с буддизмом в российском обществе.

В 1999 году Генассамблея ООН приняла резолюцию о праздновании в полнолуние месяца вайшакха, которое в этом году приходится на 5 мая, праздник Весак — день рождения, просветления и паринирваны Будды. На Весак большинство буддистов, а их в мире около 500 млн, собираются в храмах перед рассветом, поднимают буддийское знамя и поют гимны, восхваляющие три священные драгоценности: Будду, дхарму (его учение) и сангху (сообщество его учеников). NEWS.ru узнал, какие вопросы и заблуждения связаны с Буддой и буддизмом в российском обществе.

Регионы России с буддийским большинством

Буддийский храм в Санкт-Петербурге.

Буддизм в России

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5—2 млн. человек.

Численность этнических буддистов

Численность этнических буддистов в России в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения составила:

  • буряты — 445 тыс. чел,
  • калмыки — 174 тыс. чел,
  • тувинцы — 243 тыс. чел;
  • итого — ок. 900 тыс. чел.

Эти народы традиционно исповедуют тибетский буддизм школы Гелуг.

Популяризация буддизма

В 90-х годах XX века тибетский и дзэн буддизм стал популярен и начали появляться буддистские общины.

Символика Буддизма

Колесо Дхармы

Один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют Три Драгоценности буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).

История буддизма

Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились приблизительно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, прижизненные записи основ вероучения отсутствуют, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.

Религия в России

Религия в России — совокупность религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации.

Законы о религиозной ненависти

В июне 2013 года приняты поправки в Уголовный кодекс об увеличении ответственности за оскорбление чувств верующих. Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьёй 5.26 КоАП.

Религиозные памятники в России

  • Древнейший Храм Святого Иоанна Предтечи (Керчь) VI века
  • Древнейшая Дербентская Джума-мечеть VIII века
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть
  • Мечеть Кул-Шариф в Казани

Среди них большую часть составляют так называемые этнические мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания. Более сильны общины на Северном Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия).

Течения и организации

Шиитская, бывшая суннитская, мечеть Баку в Астрахани

Резиденция старейшего Центрального духовного управления мусульман России в Уфе

Московская соборная мечеть с резиденцией Совета муфтиев России

Ислам в истории России

Преемниками Улус Джучи были Большая Орда (Улуг Улус, 1433—1502 гг.), Ногайская Орда (XIV—XVIII века), а также ряд ханств, часть которых сохранилась на территории России вплоть до конца XVIII века. Например на территории Краснодарского края до 1783 года располагалось часть Крымского ханства.

В 1552 году Иван IV Грозный завоевал Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к Московской Руси и России военным путём.

В XVIII—XIX веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.

Владимирская икона Божией Матери — символ Русской церкви

В России представлены все три основные направления христианства — православие, католицизм и протестантизм. Кроме того, имеются последователи различных новых христианских течений, культов и сект.

Православный храм Священномученика Климента, Папы Римского (Москва)

Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.

Распространённость православия в России

ЧастотаПроцент
От 1 до неск. раз в месяц30%
От 1 до неск. раз в год35%
Не христиане14%

Древние восточные церкви

Армянская церковь Святого Всеспасителя (Дербент)

Древние восточные церкви, следующие канонам только первых Вселенских соборов, представлены в России Армянской апостольской церковью и Ассирийской церковью Востока.

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сотен тысяч человек.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

Протестантские церкви в России

Существует множество протестантских церквей в России, однако одной из самых древних является Сарептская кирха в Волгограде. Она была основана в 1772 году и до сих пор функционирует.

Церковь Святого Апостола Иоанна в Санкт-Петербурге

Еще одной значимой протестантской церковью в России является Церковь Святого Апостола Иоанна в Санкт-Петербурге.

Численность протестантов в России

По данным Минюста, протестанты занимают второе место по количеству зарегистрированных религиозных объединений в России. Они уступают лишь православным. Однако в некоторых регионах, таких как Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа, протестанты уступают мусульманам. В Дальневосточном федеральном округе они занимают первое место.

Запрет на деятельность Свидетелей Иеговы

20 апреля 2017 года Верховным судом России было принято решение о запрете деятельности религиозной организации Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и всех его региональных отделений, признав их экстремистскими.

Религия и политика

Соотношение религии и государства в России остается одной из важных тем. В школах также осуществляется работа по распространению религиозной культуры.

Учение Будды

Религиозное учение Будды призывает к отказу от насилия, воровства, лжи, употребления веществ, затемняющих разум, и осторожности в сексуальных отношениях. Эти установления направлены на достижение гармонии внутри себя и в мире.

В своих страданиях и в своём счастье виноват только сам человек. Что посеешь, то и пожнёшь. Не какое-то сверхсущество привело его к какой-то ситуации, а именно его действия трёх основ: тело, речь, ум. Православным кубанцам легче взглянуть на ситуацию так: есть верховное существо, которое определяет наши поступки, но советует нам: не убей, не укради и так далее. Мусульманам легче следовать по тому, что у них написано вплоть до личной гигиены и других личных сфер. Они выбрали это и им так легко. Буддистам тоже легко, но по-своему. Почему они и мы все, следующие тому, чему считаем нужным — счастливые? Потому что мы верим своим взглядам и правильно их исповедуем. Кто-то боится гнева Божьего, а кто-то боится испорченной кармы. Мы все пытаемся нести добро в мир, — прояснил спикер.

Читайте также:  1 мораль нравственная культура 2 искусство его основные функции 3 религия мировые религии роль религии в жизни общества

Говоря о вожделении и сексуальных отношениях, культура некоторых народов предписывают определённые ограничения касательно женского одеяния и беспорядочных половых связей.

В некоторых странах, где буддизм является государственной религией, существует дресс-код, его придерживаются коренные жители и нередко туристы. Женщинам не рекомендуется носить одежду с открытыми плечами и глубоким декольте, а платья — не выше колена. В таких странах, как Лаос, Шри-Ланка и Мьянма, эти правила соблюдаются строго, в то время как в Таиланде и Камбодже они применяются менее строго.

Однако, в последние годы, с ростом туризма и глобализации, наблюдается некоторое смягчение правил скромного одеяния в некоторых странах. С чем же связаны эти рекомендации и этикет?

В Буддизме есть разные формы практики: монашеский, мирской, йогический. Первый подразумевает массу ограничений, так, у полностью посвященного монаха-бхикшу более 220 обетов, а у начинающего — 5, в это число входят советы, о которых было написано выше.

Обнаженность некоторых частей женского тела может разжечь в монахе желание и привести к нарушению обетов. Для того, чтобы этого не случалось устанавливают такие правила. У некоторых посвящённых есть обет, при котором нельзя смотреть в глаза женщинам. В случае мирского или йогического стиля практики, нет каких либо жестких обетов или ограничений, но практикующий может их брать на себя сам. При посещении мест, где практикуют миряне, таких правил обычно нет. Важно не провоцировать ситуации, где монахи могут нарушить обеты воздержания. Для мирского и йогического стиля, опять же этих ограничений нет. Тут главные правила поведения лежат не во внешних ограничениях, а в мотивации: не причинять страдания существам и делать так, чтобы они были счастливы во всех сферах, в том числе и сексуальной. Если партнёры счастливы в своих отношениях, то никого не должно волновать, что у них там происходит в спальне, — рассказал ведущий медитации.

По словам мирянина, все эти обеты имеют корни в глубокой истории. Например, во времена Будды Шакьямуни, не было средств контрацепции и ведение сексуальной жизни подразумевало рождение детей, а значит, их воспитание и содержание, а если последователь занят хозяйством, бытом и семьей, у него не будет времени для практики. При сильном желании окунуться в практики методов Будды, идея отказаться от сексуальной жизни имеет смысл.

«Нет никакого Я»

Начинающий изучать буддизм Ростислав решил впервые погрузиться в процесс медитации, которую практиковали еще несколько человек в одном из буддийских центров в Краснодарском крае.

Пришедший на сеанс мужчина был удивлён непоколебимостью и спокойствием медитирующих участников. Все они сидели в положении лотоса, с закрытыми глазами и глубоко сосредоточенными лицами. Их дыхание было ровным и глубоким, а тела не подавали никаких признаков напряжения или дискомфорта.

Обычно вечерние медитации начинают с попыток отдалить от себя все звуки, шумы и мешающие мысли, для этого проговаривают следующее: «Мы ощущаем, как бесформенный поток воздуха входит и выходит у кончика носа и позволяем мыслям и шумам проходить, не оценивая их».

По словам Ростислава, несколько минут после вступления длилась мёртвая тишина, никто не шевелился, все словно погружались в себя, но при этом и отстранялись от своих же мыслей. Казалось, кто-то должен издать хотя бы звук, но тишина продолжала охватывать весь зал.

Спустя 10-15 минут медитации, группа начинает произносить слог «Ом», продлевая вибрацию в голосе. Затем протягивают «Ааа», а после этого «Хунннг».

Согласно канонам медитации на Кармапу 16-го, практикующие сидят с чётками в руках, в определённый момент все непрерывно произносят «Кармапа Ченно Кармана Ченно», что означает «Силла всех Будд работай через нас». Проговаривая эту фразу, присутствующие перебирают чётки, считая, сколько раз было сказано это благословение.

Процесс вечерней медитации длится около получаса

Весь процесс вечерней медитации длится около получаса. Ростислав сначала стеснялся, не зная, как снять с себя напряжение и скованность во время сеанса, но под конец парень перенял настрой рядом сидящих. Молодой человек просто решил следовать инструкциям ведущего и открыться новому опыту. Ростислав начал сосредотачиваться на своем дыхании, как было указано в начале практики: с каждым вдохом и выдохом он старался концентрироваться на медитации и успокаивать свой ум. Сначала его мысли были беспорядочными, но постепенно они стали уступать место спокойствию и ясности.

Первая буддийская медитация в моей жизни, но какая запоминающаяся. Сперва я не вслушивался в слова, но, думаю, мне удалось абстрагироваться от мыслей и просто созерцать, но без цели и смысла. Меня покрыли мурашки, когда все стали хором что-то напевать. Эти 30 минут прошли очень быстро и я ощутил два разных состояния: осознанность и абстрагирование, — поделился своими впечатлениями Ростислав.

Медитации в буддизме направлены на развитие ума и достижение просветления. Они включают в себя различные методы сосредоточения, осознанности и размышлений, которые помогают освободить ум от страданий и негативных мыслей. Эта практика, согласно опыту буддистов, избавляет человек от «иллюзорного эга».

Буддисты верят в то, что нет никакого Я, так как эго не отделено от других существ — эту идею можно осознать лишь медитируя.

Когда Будда открыл глаза после медитации, просветлев, он понял, что нет Я, что он не отделён ни от одной травинки, ни от одной звезды, ни от одного человека. Мозг — это всего лишь преемник и от тленен, а ум — за пределами тела, — объяснил нам опытный буддист.

Смысл просветления заключается в осознании и преодолении иллюзорного характера материального мира и эгоистических желаний. Это состояние проникновения в глубинные истины жизни, осознания единства всего сущего и преодоления страданий. Просветление позволяет человеку обрести внутренний покой, мудрость и сострадание к себе и другим существам.

Бутанская роспись тханка Миларепы (1052-1135), конец 19 – начало 20 века, Додейдраг Гонпа, Тхимпху, Бутан

Буддийские храмы и монастыри в России

Названия и места написаны на тувинском языке

Названия написаны на алтайском языке

«Екатерининские дары»

Буддизм — одна из древнейших религий, которая возникла в Индии более 2500 лет назад. Он основан на учениях просветленного учителя Сиддхартхи Гаутамы, который получил прозвище Будда. Учения Будды о жизни, просветлении, страданиях и пути к освобождению от них привлекли множество последователей по всему миру.

Буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью города Краснодара

В Древней Руси бытовал роман-житие индийского происхождения «Повесть о Варлааме и Иоасафе», где прототипом царевича Иоасафа был Будда Шакьямуни. Царевич стал святым христианства, а жизнь Будды прославилась благодаря этому произведению. В современной России буддизм начал распространяться через кочевников, которые поселились в Бурятии и Прикаспии. В 1741 году, после того, как императрица Елизавета Петровна издала указ о признании ламаистской веры в Бурятии, буддизм был официально утверждён в России. Тогда же существовали 11 буддийских монастырей (дацанов) и 150 религиозных учителей (лам). А в 1746 году Екатерина II издала Указ, который возводил на престол первого Пандито Хамбо Ламы — главы ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья, Дамба Даржу Заяева. Это было официальным признанием «ламайской» церкви в Российской империи.

Так, буддисты обожествляли двух правительниц, считая их воплощением богинь Белой Тары. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II жили практически в одно время (Екатерина была младше Елизаветы на 20 лет), согласно учению буддизма, реинкарнацией одной души могут быть сразу несколько человек.

В конце 19 века интерес к буддизму возрос, и Российская империя стала одним из главных мест изучения этой религии. Вместе с увеличением интереса к Востоку в научных, политических и религиозных сферах появились первые отечественные буддисты-проповедники, одним из них был Николай Пржевальский — русский путешественник, географ и натуралист. Он провёл много лет в странах Центральной Азии, где познакомился с буддизмом и привёз в Россию много ценных книг и артефактов, расширив тем самым знание об этой религии.

памятник Рериху на Бирюзовой катуни

Однако настоящий прорыв произошел в начале 20 века, когда российский ученый и исследователь Николай Рерих отправился в путешествие по Тибету и Индии. Он проникся учением буддизма и стал его активным проповедником в России. Его лекции и книги о вызвали большой интерес среди интеллигенции.

В 1915 году в Петрограде был открыт первый буддийский храм в Европе, несмотря на сопротивление православной церкви. Однако в 1930-х годах, после прихода новой власти, монастыри и храмы буддистов были разорены, а в 1940 году буддизм в СССР был уничтожен и перестал существовать официально. Однако в 1946 году с изменением политики Сталина, бурятам было разрешено вернуться к исповеданию своей религии. Буддизм в России был разрешен только в Бурятии до самого начала перестройки.

Читайте также:  Жизнь и учение будды буланже

На Юге России появилось много разных буддийских объединений и общин благодаря развитию информационных технологий, упрощению коммуникации и принятию закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 году.

«Всё подверженно изменениям. Всё течёт, как море Чёрное. Как вода — всё прибывает и утекает. А волны мешающих эмоций постоянно накатывают и накатывают», — размышляет член буддийской общины.

Так, культуры, религии и философии тоже подвержены изменениям и адаптации к новым условиям. В Краснодарском крае буддизм стал неотъемлемой частью для многих последователей этого течения, несмотря на продолжительную закрытость учения в России на протяжении столетий.

Ранее KubanPress писала о том, возможны ли на Кубани антисемитские протесты.

Общее число верующих

Один из старейших Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь) 1119 г.

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. О религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам.

  • православие — 66 %

  • ислам — 6 %

  • протестантизм — 1 %

  • буддизм — 1 %

  • «являюсь верующим, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежу» — 4 %

  • «колеблюсь между верой и неверием» — 6 %

  • другого вероисповедания — 2 %

  • затруднились ответить — 1 %

  • православие — 72 %

  • другие религии — 6 %

  • затруднились ответить — 4 %

  • православные и другие христиане — 73,3 %

  • мусульмане — 10 %

  • остальные — менее 1 %

  • православие — 74 %

  • католицизм — 1 %

  • протестанты — 1 %

  • иудаизм — 1 %

  • ислам — 7 %

  • буддизм — <1 %

  • индуизм — <1 %

  • другое — <1 %

  • ни к какому вероисповеданию — 10 %

  • атеизм — 5 %

  • отказ от ответа — 0 %

  • затрудняюсь ответить — 2 %

  • Православие — 64 %

  • Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) — 1 %

  • Ислам — 6 %

  • Другие религии — 1 %

  • Затрудняюсь ответить, не могу назвать определённую конфессию — 4 %

  • причисляют себя к последователям православия — 79 %

  • верят в «высшую силу» и не относят себя ни к какому вероисповеданию — 9 %

  • считают себя атеистами — 7 %

  • считают себя мусульманами — 4 %

Буддизм в России

Кижингинский дацан (Бурятия)

Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.

Белая Тара и правители России

Нирвана, говорит Хижняк, — это наше отношение к тому, что происходит вокруг.

«Кубанцам не понять»

Краснодарский край является многоконфессиональным регионом, тут проживают мусульмане, иудеи, католики, а подавляющее большинство кубанцев — православные христиане. Многовековая история южного региона охватывает множество религиозных течений и этнических групп, однако буддисты на Кубань пришли относительно поздно, когда территориальная идеология уже чётко сформировалась, а коренные жители не всегда готовы принять нечто им чуждое.

Так, краснодарка Вера Голубь уже три года живёт по образу буддизма и духовно развивается. По словам девушки, жители Кубани не всегда равнодушны к её деятельности, особенно тенденция наблюдается среди людей старше 40 лет.

Буду честной, на Кубани помимо православия люди редко что ещё воспринимают, а старшее поколение и вовсе категорично настроено. Сейчас появился культ некой духовности и просветленности, это сегодня популярно у молодёжи. Ведь авторитетно, когда у такого юного человека уже есть какие-то духовные ориентиры, пусть и не такие распространенные на Кубани. Но у меня бывало, когда взрослые и малознакомые люди, которым уже за 40 лет, узнавали о моей приверженности к буддизму, в ответ я слышала насмешки, некоторые просто не воспринимают тебя всерьёз, потому что это не та религия, о которой они привыкли слышать. Мои соседи думают, что это юношеский максимализм, они даже не осуждают меня, а насмехаются, мол, это пройдёт. Хотя буддизм направлен на мир среди человечества, — призналась Вера.

Из этого вытекает логичный вопрос: а как буддисты относятся к недоброжелателям? Человек, искренне погружённый в буддизм, считают буддийские ученики, не будет думать о том, что может вызвать мешающую эмоцию, так как это станет преградой для просветления тела и разума. Считается, что негативные поступки портят карму, когда человек наносит вред другим людям или живым существам, а «загрязнять» карму означает увеличивать страдания и препятствовать своему духовному развитию. Для того, чтобы избежать испорченной судьбы, следует делать добрые дела, помогая другим и развивать положительные качества ума, такие как любовь, сострадание и мудрость, что помогает буддистам улучшить свою карму и двигаться в направлении просветления и освобождения от страданий.

Учителя всегда переживают и проводят очень много медитаций во благо миру. Сейчас войны идут. Например, Ближний Восток. Ламы медитируют, чтобы вся боль ушла и люди достигли взаимопонимания, чтобы причины страдания испарились. Они не становятся на сторону, а думают о мире. Мы очень любим людей и уважаем их образ жизни. Значит, все о чём-то задумались и пришли к тому, что им нужно. Есть перерождение — Сансара-колесо — ум стремится обрести новое тело. В зависимости от наших действий, ум находит новое тело. Даже у каких родителей ты родился — это твоя предыдущая карма, результат твоих дел. Если мы не просветлели, то всё нами наработанное переходит в другой организм после смерти. У христиан, мусульман, иудеев тоже наработан определенный взгляд кармическими поступками, который они переносят в следующую жизнь, — рассказал один из практикующих.

Древо Прибежища линии Карма Кагью Художник Шенраб Палден Беру / wikipedia.org

Будда был один и больше не будет?

По словам Хижняк, в буддизме с самого начала возникла идея преемственности будд. Когда мир морально и духовно деградирует, на землю приходит будда, чтобы проповедовать.

Однако и грядущий Будда Майтрейя — не последний.

Отношения с государством

В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).

Новые религиозные движения

Ряд движений были привнесены в Россию из-за рубежа, это: Антропософия, Всемирное белое братство, Движение Ошо, Новое мышление, Новый Акрополь, Теософское общество, Телема, Церковь саентологии, Церковь Сатаны, Фалуньгун, Церковь объединения и т. д. Другие объединения были основаны в России, например: Белое братство, Звенящие кедры России (анастасиевцы), Ивановцы, Радастея, Рериховское движение, Церковь последнего завета (виссарионовцы), Четвёртый путь.

Ликвидация и запрет деятельности религиозных организаций в постсоветской России

В конце второго тысячелетия на Юге России начала воссоздаваться и укрепляться буддийская религиозная сеть, которая была почти уничтожена в период СССР в связи с господствующим в стране атеизмом. История буддизма в Краснодарском крае началась в 1990-х годах, когда в регион пришли первые миссионеры, с тех пор буддизм на Кубани постепенно находил своих служителей.

Одной из наиболее популярных школ в Краснодарском крае является традиция Карма Кагью, которая имеет свои центры в Сочи и Краснодаре. В кубанской столице общину открыл сам Лама Оле Нидал, ученик тулку Кармапы, который прошёл шестнадцатое воплощение. О перерождении учителей и появлении центров буддизма в городах Кубани рассказал член общины Алмазного пути Карма Кагью в Сочи, пожелавший остаться на анонимных условиях.

Лама Оле Нидал Марцин Мухальски / wikimedia.org

Датчанин Оле Нидал — первый европейский ученик главы тибетской традиции Карма Кагью Кармапы 16-го, основавший около 600 буддийских центров в мире. Кроме того, Лама Оле раньше делал два оборота вокруг земного шара, он даже внесён книгу рекордов Гиннеса как путешественник, который на протяжении 30 лет совершает 2 кругосветных путешествия в год.

Оле Нидал ездил по Индии и встретил 16-го Кармапу. Он видел, что Нидал сможет распространить буддизм среди европейцев. Лама Оле в начале 2000-х приехал в Сочи, и он тогда сказал, что Краснодарский край — это очень хорошее место для развития дхармы, он благословил это место и вскоре стала расширяться группа людей, которые занимаются медитацией с благословения Ламы Оле и нашего духовного лидера Кармапы. Центр в Краснодаре строили всем миром своими руками, — поведал буддист.

По словам спикера, от Будды шла непрерывная линия учителей, например, Марпа Чокьи Лодрё — тибетец, который уехал в Индию за знаниями, вернулся с ними и передал Миларепе, одному из основателей школы кагью и автору многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете. Если произнести его имя в Тибете, Бутане, Непале, люди начнут сразу прикладывать руки ко лбу, шее и к сердцу знак почёта. У Миларепы был мастер Гампопа, который сформировал само последовательное учение, его воспитанником был Кармапа, достигший просветления в этой жизни и создавший школу Карма Кагью, что в переводе означает «устная передача». Кармапа стал сознательно перевоплощаться, оставляя указания в письме о своём будущем рождении, и так было найдено 16 Кармап, так, Оле Нидал встретил 16-го Кармапу во время путешествия по Индии.

Читайте также:  Архив рубрики

Пишут отца и мать, указывают семью, дату, имя, под которым родится будущий Кармапа. Через 2 года после смерти вскрывают это завещание, люди находят семью, указанную им в предсказании, и проводят испытания с ребёнком, убеждаются, что это следующий Кармапа. И так было 16 раз за последние 1000 лет.

Рядом с краснодарским центром Алмазного пути, который функционирует под духовным руководством Ламы Оле Нидала, расположена ступа, являющаяся для буддистов не просто памятными сооружением, но и представляет собой священные объекты, хранилища реликвий Будды и почитаемых учителей. В 2018 году Лама Джампа, тибетский мастер традиции Карма Кагью, провел инаугурацию ступы, торжественную церемонию открытия и благословения сооружения. Ступа Просветления, выполненная российскими мастерами из гранита, имеет высоту около трёх метров.

Во время инаугурации ступы, духовные лидеры совершают различные ритуалы для придания особой священности и сакральности этому сооружению. Они проводят церемонию, читают молитвы и мантры, а также возносят благословения. Ритуал освящения также служит напоминанием о важности практики и учения Будды, а также о трансцендентном пути к просветлению.

Согласно мнению буддистов, ступа распространяет благо на всю окрестность, любой человек может обойти сооружение и загадать что-то для родных, союзников или врагов. Буддийский центр в Краснодаре создан в 2001 году, а регулярные медитации проходили в городе ещё с 1994 года.

Правда ли, что буддизм — самая мирная религия?

Буддийские монахи традиционно умели за себя постоять. Например, легендарный монастырь Шаолинь стал признанным центром боевых искусств после того, как его монахи, согласно преданию, в VII веке помогли императору Тай-цзуну удержаться у власти. А в Японии буддийские монахи в XI веке помогли императору Го-Сандзё свергнуть власть регентов из рода Фудзивара.

Крупнейшие направления и школы буддизма

Географическое распространение основных направлений буддизма.

Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.

В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:

Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».

С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:

Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.

Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.

Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):

Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.

Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.

Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.

В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.

В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.

В других религиях

Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.

Можно ли познать дзен?

Дзен — это японский вариант названия китайской буддийской школы Чань, в которой большая роль отводится медитативным практикам. Так что дзен — это психотехника и религиозная практика. Но психотехника — это европейский термин.

Иными словами, дзен-медитация — это для буддиста лишь инструмент, а не цель.

Буддизм — это религия или философия?

По словам религиоведа Ольги Хижняк, многие в России относятся к буддизму не как к религии, а как к философии.

Благодаря популяризаторам вроде Оле Нидала люди думают, что это философское учение.

Этнические религии (язычество)

Карты — жрецы марийской традиционной религии

Коренные жители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорских народов (марийцы, удмурты и др.) и чувашей, наряду с официально исповедуемым православием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы этнических (традиционных) религий (в отдельных сёлах они доминируют). В зависимости от сохранности традиционного элемента их верования можно охарактеризовать как язычество или народное православие. Термин «народное православие» можно применить и к большинству русских, особенно жителей сельской местности. У ряда народов Сибири сохраняется шаманизм.