Многообразие монастырей россии

Монастырь Лавра Скит Пустынь Дацан

Слово монастырь вызывает практически у каждого довольно стандартный набор ассоциаций – церковь, золотые купола, кресты, множество построек, монахи, колокольный звон. Возможно, у многих также перед глазами возникнут белые стены – для православной храмовой архитектуры белый цвет один из самых распространенных и характерных.

Однако монастыри – это не только православные церковные постройки: здесь можно вспомнить и католичество, и старообрядчество, и даже буддизм. К тому же, многие знаменитые монастыри самого слова монастырь в себе не заключают – как, например, Александро-Невская Лавра или Оптина пустынь. Почему они называются иначе? Рассказываем о всем многообразии монастырей России в нашей статье.

Монастырь

Слово монастырь происходит от греческого слова монос, то есть один, одинокий – и таким образом является родственным таким словам, как, к примеру, монокль или монополия. Слово здесь скорее показывает уединенность, отдельность существования монахов от мира, хотя по факту любой монастырь это община. Община монахов или монахинь, которая имеет единый устав и единый комплекс богослужебных построек.

Родина монашества – Египет и его отцы-пустынники IV–V веков нашей эры. Само понятие монашества в христианстве стало распространяться с III века, когда христиане стали удаляться от мира и его соблазнов. Первый монастырский устав появился в 318 году, и с этой поры монастыри стали распространяться по всему христианскому миру. В России они появились после Крещения Руси князем Владимиром.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. На данный момент в России насчитывается 537 монастырей. Однако многие из них называются то лаврами, то пустынями, то скитами. В чем их отличие от монастырей? Коротко говоря – все они и есть монастыри, но со своими особенностями уклада жизни.

Лавра

Лавра – это греческое слово, которое в зависимости от контекста переводится как городская улица или же многолюдный монастырь. Первоначально в истории слово не имело религиозного значения – так называли части города, обнесенные стеной или же оградой. Монастыри стали называть лаврами в Палестине в VI веке – там монахи были вынуждены ограждать свои жилища от нападений пустынных кочевников.

Источник fondholyland.ru // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург

Чем лавра отличается от монастыря? Всякая лавра это монастырь, но не всякий монастырь является лаврой. Во-первых, лавра может быть только мужской. Во-вторых, лавра – это обязательно выдающийся в истории и духовной жизни страны монастырь, то есть именоваться лаврой монастырь может только спустя многие века своей службы. Вдобавок к этому – и в некотором роде вследствие вышеупомянутого – лавра подчиняется только и непосредственно патриарху.

Пустынь в православии

Пустынь, в отличие от обычного понимания песчаных пространств, в православии означает уединение от мирских забот и суеты. Пустынник – это человек, который решает посвятить свою жизнь Богу и исповеданию веры, отрекаясь от материальных благ и общественного признания.

История пустынных обителей

История пустынных обителей берет свое начало с IV века нашей эры, когда первые христианские аскеты появились на территории Египта. Они стремились к искуплению и внутреннему очищению через молитву, пост и самоотречение. Позже пустынные обители распространились по всей Византии и даже в Западной Европе.

Знаменитые российские пустыни

В России существует множество известных пустынь, где монахи ведут аскетический образ жизни. Некоторые из них – Почаевская, Глухо-Острожская, Иверская, Симонова пустынь. В них соблюдаются строгие обеты и ритуалы, собраны удивительные коллекции религиозных артефактов и ценных икон.

Заключение

Пустыни, скиты и монастыри являются неотъемлемой частью православной религиозной культуры. Они служат местами религиозного поклонения, изучения и предания духовных практик. Путешествие к таким святым местам открывает новые грани веры, культуры и истории.

Пустыни и монастыри: священные места духовности

Пустынь – это монастырь, ещё более удалённый от мирской жизни: если монастыри возникали чаще всего рядом с городскими поселениями, то пустыни всегда существовали в отдалении от скоплений людей. Появилось такое название ещё в начале I тысячелетия в Египте, когда первые монахи удалялись от мира именно в пустыню.

Изначально словом пустынь называли небольшие монашеские общины, причём как и в случае лавры – обязательно мужские общины. В таких сообществах обычно был только один храм; однако потом сообщество могло разрастись, но сохранить в своём названии слово пустынь.

Жители пустыни называли друг друга братьями. Ритм жизни здесь был в целом как и в обычном монастыре – монахи собирались для совместных богослужений, а также в трапезной для совместного приёма пищи. В остальное время они несли послушание, то есть работали, или же молились. Самой знаменитой пустынью России является Оптина пустынь.

Оптина пустынь

Оптина пустынь находится недалеко от Козельска, города, героически оборонявшегося от нашествия хана Батыя и названного им за это злым городом. Появилась же пустынь позже татаро-монгольского ига – в XIV веке – и по преданию была основана неким Оптой. Опта был разбойником и душегубцем, однако после убийства старца в церкви его стала мучить совесть, он стал искать избавления от душевных мук, пришёл к Богу и стал одним из церковных подвижников. Историчность этой фигуры, правда, ставится под сомнение.

Оптина пустынь

Источник cdny.de // Оптина пустынь

К XIX веку пустынь стала одним из духовных центров Российской империи. Монастырь занимался активным книгоиздательством. Здесь бывали многие знаменитые деятели культуры России – например, в 1878 году здесь были философ Владимир Соловьёв и писатель Фёдор Достоевский. Последний здесь появился, тяжело переживая смерть своего сына несколькими месяцами ранее. А прототипом старца Зосимы из Братьев Карамазовых стал старец Амвросий Оптинский, живший в то время в этой пустыни. История старца Зосимы – вспыльчивого офицера, обратившегося к Богу – удивительно перекликается с историей разбойника Опты.

Читайте также:  В российских школах появится обновленный предмет основы безопасности и защита родины

Дацан

Буддизм – одна из древнейших религий, основанная в середине I тысячелетия до нашей эры на территории Индии, и именно там, а также в Юго-Восточной Азии она является наиболее распространённой. Но и в России есть регионы, где традиционно исповедуют буддизм. Это Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край.

Об одном из традиционно буддийских народов России – бурятах – читайте в нашей статье “Народы России. Буряты”

История буддизма в России

Первые упоминания о буддизме на территории России относятся к VIII веку нашей эры. В 1764 году введён пост Пандита-хамбо-ламы для главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья Екатериной II. Через два года бурятские ламы признали императрицу воплощением Белой Тары.

Буддийские монастыри в России

Дацаны – буддийские монастыри-университеты, предоставляющие философское и медицинское образование. В Бурятии термин дацан используется для обозначения буддийских храмовых комплексов.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Местоположение: Элиста, Калмыкия, Россия.

Характеристики:

  • Высота: 63 метра
  • Статуя Будды: 9 метров, вторая по величине в Европе
  • Построен: 2004 году
  • Благословение 14-го Далай-ламы
  • Построен на месте старого завода железобетонных изделий

Изображение

Члены лавры, где сохраняются исторические документы, собирают свидетельства исторических событий страны. Создайте цифровую капсулу времени, чтобы сохранить наследие вашей семьи.

Значение лавра в буддийском контексте

Слово лавра происходит от греческого λαύρа, что означает городскую улицу. В IV веке стало использоваться для обозначения многолюдных поселений, а затем и для монастырей. Лавры выглядели как укрепленные крепости с кафоликоном в центре, вокруг которого располагались жилье, библиотеки и мастерские.

Лавра позволяла монахам самообеспечиваться и иметь одного духовного руководителя, соблюдая принцип жизни на одном месте.


Автор: [Your Name]

Дата: [Дата]

В Средние века появились еще более свободные монастыри — идиоритмы. Там монахи хоть и жили вместе, но имели частную собственность, которой распоряжались по своему усмотрению. А чуть позднее лаврами стали называть любые крупные и значимые православные монастыри вне зависимости от организации жизни в них.

Историк церкви Евгений Голубинский писал, что в России термин начали употреблять в конце XVII века. В то время четких критериев, по которым присваивалось это звание, не существовало. Поэтому главы многих монастырей сами начинали называть свои обители лаврами.

В 1764 году Екатерина II провела секуляризационную реформу. Часть монастырей была упразднена, церковные земли перешли в собственность государства. А лаврами с этого момента в Российской империи назывались только две обители — Киево-Печерская и Троице-Сергиева. В 1797 году это звание получила Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, а в 1833 году — Почаевская лавра в городе Почаеве.

Все российские лавры — это мужские монастыри. Во главе таких обителей стоит наместник в звании архиерея. Троице-Сергиева лавра подчиняется непосредственно патриарху, а Александро-Невская — митрополиту Санкт-Петербургскому.

Святые Лавры Руси Православной

Ла́вра (греч. Λάυρα – городская улица, многолюдный монастырь) – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721—1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита.

В России титул лавры присвоен двум монастырям:

На Украине титул лавры имеют три монастыря:

В Беларуси нет ни одной лавры крупного православного мужского монастыря, имеющего историческое значение.

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался еще в VI веке монастырь святого Феодосия Великого близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра святого Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней святого Иоанна Дамаскина и лавра святого Афанасия на Афоне.

Символическое кольцо, соединяющее все Лавры Русской Православной Церкви

Многообразие монастырей россии

Свято-Троицкая Сергиева лавра

• Свято-Троицкий собор • Церковь Сошествия Святого Духа • Успенский собор • Церковь Никона Радонежского • Церковь Зосимы и Савватия Соловецких • Церковь Сергия с Трапезной палатой • Церковь Рождества Иоанна Предтечи • Михеевская церковь • Церковь Смоленской иконы Божией Матери • Покровская церковь • Надкладезная часовня • Колокольня

Реликвии и святыни Мощи преподобного Сергия Радонежского, преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского

Настоятель Патриарх Московский и всея Руси (священноархимандрит монастыря)

Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501821313170006 (ЕГРОКН). Объект № 5010420000 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

История монастыря до 1744 года

Эрнест Лисснер. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Гравюра Бориса Чорикова. Сергий Радонежский (справа, держа в левой руке Евангелие) крестом благословляет великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой

Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры» (в 1608—1610 года), 1891 год.

С. Д. Милорадович. «Оборона Троице-Сергиевой лавры»(в 1608—1610 года), 1894 год. Русский музей.

Ф. Я. Алексеев Троице-Сергиева лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату, начало 1800-х гг.

Вид Троице-Сергиевой Лавры (с описанием на 1877 г.).

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотохром (цветная литография) 1896 г.

История монастыря в XX веке

Троице-Сергиева лавра. Фотохром (цветная литография) 1896 г.

Читайте также:  Разъяснение термина для всех

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды.

5-13 июля 1909 года в лавре прошёл Всероссийский монашеский съезд, на котором была выработана обширная программа по искоренению главных пороков монастырской жизни.

Многообразие монастырей россии

Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Троице-Сергиева лавра с высоты, октябрь 2015

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Возрождение монашеской жизни лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

В конце 1946 года лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.

В декабре 1947 года Патриархии были переданы здание бывших Царских чертогов (ректорский корпус Московской духовной академии), Митрополичьи покои и надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи, в июне 1948 года, накануне открытия в Москве Всеправославного совещания — Троицкий собор и Духовская церковь.

15 ноября 1959 года патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой лавры.

В лавре проходили Поместные соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов.

Свято-Троицкий собор 1422–1423 Мощи преподобного Сергия Радонежского — в раке в южной части собора. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.

Успенский собор 1559–1585 Мощи святителя Иннокентия Московского (в раке). Деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского (в нём до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия).

Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора) 1623 Мощи преподобного Никона Радонежского (под спудом).

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь) 1686–1692

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи 1693–1699

Успенская часовня над колодцем (кладезем) конец XVII века

Иконостас Троицкого собора

Сооружения XVI—XVII веков

Современный план территории лавры с достопримечательностями

Сооружения XVIII—XX веков

Вид на Пятницкую надкладезную часовню Троице-Сергиева лавра

Коллегиальный орган управления — Духовный собор лавры (с 1897 года).

В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.

Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

В разное время Троице-Сергиевой лавре принадлежало несколько скитов и подворий:

РПЦ и реституция 25 авг 2023, 10:34

Синод РПЦ сменил наместников двух лавр России

Наместником Троице-Сергиевой лавры стал ректор Московской духовной академии, епископ Звенигородский Кирилл. Руководителем Александро-Невской лавры назначен епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин

Читать в полной версии

Синод Русской православной церкви на заседании 24 августа в Петербурге сменил настоятелей Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавры. Об этом сообщил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.

Наместником Троице-Сергиевой лавры стал епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии. Ранее эту должность занимал епископ Сергиево-Посадский Фома. Помимо того, Фома оставил пост председателя комиссии РПЦ по развитию паломничества и принесению святынь. Им стал архиепископ Егорьевский Матфей.

Синод утвердил решение об освобождении от должности наместника Александро-Невской лавры Назария, имевшего сан епископа Кронштадтского. Теперь он будет называться епископом Никольским и Кузнецким. Новым настоятелем монастыря стал епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, ранее служивший в Мордовии. Он оставит управление своей епархией и получит титул Кронштадтский.

Присвоение монастырю статуса лавры — прерогатива синода. Лаврами могут быть как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри. Сейчас в России существуют две лавры: Александро-Невская в Петербурге и Троице-Сергиева под Москвой.

Один из старейших по времени основания монастырей Киевской Руси — Киево-Печерская лавра. Нижняя лавра находилась в ведении Украинской православной церкви Московского патриархата (после начала военных действий на Украине она объявила о своей независимости от РПЦ), а Верхняя — в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В декабре 2022 года лавру перерегистрировали на Православную церковь Украины, которую РПЦ считает раскольнической.

23 августа власти Санкт-Петербурга одобрили передачу РПЦ здания Благовещенской усыпальницы на территории Александро-Невской лавры. С советских времен она находилась в ведении Музея городской скульптуры. В мае директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписал договор с патриархом Московским и всея Руси Кириллом о передаче РПЦ саркофага, в котором хранились мощи Александра Невского, основную часть гробницы перевезут в Александро-Невскую лавру до 1 декабря 2023 года, остальную — по завершении реставрации, проводимой Эрмитажем с 2011 года.

В том же месяце президент Владимир Путин принял решение о передаче РПЦ иконы Андрея Рублева «Троица», написанной в XV веке, из Государственной Третьяковской галереи. 3 июня «Троицу» перевезли в храм Христа Спасителя, где ее выставили к празднованию Троицы (в этом году пришлось на 4 июня). По 18 июля включительно икона была доступна для поклонения в храме. Затем ее привезли в реставрационный центр Грабаря, откуда передадут на постоянное хранение Троице-Сергиевой лавре. Как уточнили в РПЦ, договор подразумевает передачу иконы на 49 лет с последующим продлением. Против передачи иконы выступали сотрудники Третьяковки и искусствоведы. Эксперты предупреждали, что любая перевозка грозит «полной катастрофой и гибелью памятника» из-за хрупкого состояния.

Эксперты рассказали о последствиях перевозки святынь Киево-Печерской лавры

Власти Украины и ЮНЕСКО договорились передать реликвии за рубеж, сообщила СВР

Читайте также:  Я тебе не сдам получится ли у вас пройти тест по истории из егэ

Решение о вывозе христианских святынь из Киево-Печерской лавры, о котором сообщила Служба внешней разведки России (СВР), вероятнее всего, принято властями Украины, чтобы ослабить Украинскую православную церковь (УПЦ), считает доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ Илья Вевюрко.

Ранее 26 июня СВР сообщила, что власти Украины и ЮНЕСКО договорились о вывозе реликвий Киево-Печерской лавры.

В монастыре уже описано церковное имущество и выделены деньги для перевозки ценностей в страны Европы, уточняется в сообщении. Иконы, мощи и утварь перемещают «временно, якобы для сохранности», сообщили украинские власти главе УПЦ митрополиту Онуфрию, говорится там. В СВР уверены, что Запад не собирается возвращать православные ценности.

«Скандальная» информация о планах вывоза культурных ценностей из Киево-Печерской лавры требует незамедлительной проверки, заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем Telegram-канале.

«Ценности лавры – это достояние украинского народа и мирового православия в целом, попытка вывезти их куда-либо стала бы чудовищным актом. Призываю дать верующим Украинской православной церкви возможность убедиться в сохранности святынь», – отметил он.

В ЮНЕСКО же заявили, что не участвуют в перемещении реликвий Киево-Печерской лавры. Об этом сообщил ТАСС представитель организации Томас Маллар.

По словам Вевюрко, из всего, что может быть вывезено из лавры, особую ценность представляют только мощи святых. «Кроме самой лавры, ее пещер и территории, ценны только останки святых. Мощи киево-печерских святых, мироточивые главы (мощи безымянных православных святых. – «Ведомости»), которые хранились в специальных сосудах. Все остальное можно будет восстановить – золото, серебро, даже иконы, поскольку там нет таких уж древних икон, как, скажем, «Троица» Рублева или Владимирская икона Божьей Матери», – отметил он.

На отношения между РПЦ и канонической УПЦ возможный вывоз ценностей не повлияет, уверен эксперт. «Эти отношения будут выстраиваться исходя из итогов текущих событий. Церковные иерархи не делают лишних телодвижений, они на что-то надеются, наверное, но ждут, чем все закончится», – уточнил он.

Заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц отмечает, что сложно оценивать происходящее по одному лишь заявлению в отсутствие официальной информации и каких-либо подробностей. Юридические основания и условия передачи реликвий неизвестны, подчеркивает он, и оценить их практически невозможно.

«Обычно перемещение такого рода ценностей сопровождается договоренностями, большими страховками, обязательно оговариваются сроки возвращения», – заявил эксперт «Ведомостям».

Лифшиц отмечает, что Киево-Печерская лавра – древнейший русский монастырь, в котором сосредоточена масса мощей и других реликвий, связанных с крупными историческими именами, начиная с Феодосия Печерского (монах XI века, один из основателей Киево-Печерского монастыря. – «Ведомости»). И реликвии лавры – это, прежде всего, общецерковные святыни, отмечает Лифшиц. «Это святыни в целом православной церкви, границы которой намного шире границ государства», – говорит он.

В лавре хранятся уникальные произведения русской духовной культуры, и далеко не все из них можно вывезти, считает начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва Жанна Белик. Существуют большие риски, что они могут быть повреждены в процессе транспортировки – все это «слишком значительные памятники», чтобы принимать подобного рода решения, отмечает она.

«В настоящее время мощи Киево-Печерской лавры признаются подлинными, потому что они никогда не покидали лаврских пещер, где они сейчас находятся. Потому что мы знаем, что эти святые жили и были погребены в лавре, их мощи всегда находились на конкретном месте, значит, они подлинные», – сказала Белик «Ведомостям». Если же их станут перемещать, то возникнет вопрос подлинности, те ли мощи перевезены и потом возвращены, те ли это святыни.

Конфликт между властями Украины и УПЦ обострился в марте 2023 г. Руководство национального заповедника «Киево-Печерская лавра» расторгло договор с УПЦ и обязало ее представителей покинуть территорию. В ответ священнослужители подали иск в суд, чтобы оспорить расторжение договора аренды.

В апреле Шевченковский районный суд в Киеве поместил под домашний арест наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла, отказав ему в посещении богослужений в лавре. Тогда спецпредставитель главы МИД РФ по вопросам сотрудничества в области обеспечения права на свободу вероисповедания Геннадий Аскальдович заявил, что Россия требует немедленно освободить митрополита Павла.

В начале июня украинский министр культуры Александр Ткаченко сообщил, что комиссия минкульта Украины обязала монахов покинуть лавру. Помимо этого, по словам министра, комиссия вернет в пользование государства 79 объектов, поскольку УПЦ была «допущена самовольная перестройка, достройка, перепланировка памятников культурного наследия».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал происходящее вопиющим нарушением прав и свобод верующих на Украине и сравнил ультиматум с «гонениями на веру во времена безбожия».

Православная церковь на Украине представлена двумя организациями: это УПЦ (самоуправляемая автономная церковь в составе Московского патриархата) и Православная церковь Украины (ПЦУ). ПЦУ образовалась в 2018 г. в результате слияния самопровозглашенных УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. РПЦ ее создание не признала, но томос об автокефалии в 2019 г. подписал патриарх Константинопольский Варфоломей.

Тогда же Верховная рада Украины приняла закон о смене подчиненности украинских приходов, который регламентирует переход церковной общины из юрисдикции одной церкви в другую – десятки приходов, в основном на западе страны, перешли в ПЦУ. С начала боевых действий на Украине ПЦУ и УПЦ МП обвиняют друг друга в попытках захватить храмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *