Учебный предмет ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики
28.02.2024 года состоится родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника.
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.
Выбор модуля
Выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Процедура выбора
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Ссылки для более подробной информации:
- Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96
- О реализации курса ОРКСЭ
- О выборе модулей курса ОРКСЭ
- Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
- Вопросы и ответы о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики
Проверьте, смогут ли педагоги вашей школы работать с одаренными детьми. Тест
Предлагаем вам тест для учителей, которые будут работать с одаренными детьми. Результаты теста помогут выяснить, кто из педагогического коллектива подходит, чтобы реализовать потенциал учащихся школы.
Как провести тест
Проведите в вашем коллективе тест до начала учебного года. По результатам теста вы сможете определить группу педагогов, готовых реализовывать план работы с одаренными учениками.
Дальнейшие шаги
Эти педагоги смогут разработать индивидуальные маршруты развития с учениками и реализовать их в течение учебного года. Также выделите группу педагогов, которым необходимы курсы повышения квалификации по проблемам работы с одаренными детьми.
Если проведете тестирование в конце августа, то успеете в начале нового учебного года отправить педагогов на такие курсы.
Институт новых технологий в образовании предлагает более 400 программ обучения для педагогов и не только.
Пакет программ по профессиональной переподготовке педагогов
Специально для руководителей образовательных учреждений разработано уникальное и очень выгодное предложение – пакет программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации преподавателей.
Результаты тестирования
Обратите внимание на результаты тестирования. Отдельная группа педагогов, которые набрали свыше 25 баллов, поможет вам организовать методическую работу по проблеме обучения одаренных детей в школе.
Кластеризация педагогов
Объедините в кластер педагогов, которые набрали по результатам теста больше 25 баллов. Кластер поможет вам провести внутрикорпоративное обучение всех остальных педагогов. Еще кластер поможет остальным педагогам лучше освоить методы работы с одаренными детьми и научиться составлять индивидуальные маршруты развития учеников.
Акция!
С 10 по 20 июля при покупке одного семинара получите БЕСПЛАТНО на выбор любой из циклов:
- “Психологическое сопровождение одарённых детей”
- Система выявления одаренных детей
- Система обучения одаренных детей
- Система поддержки одаренных детей
Обучение в ЧПОУ СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ
В ЧПОУ СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ продолжается набор учащихся на промежуточную аттестацию и обучение. Любой ребенок сможет получать образования дистанционно, а педагоги смогут использовать разработанные уроки в своей деятельности, в том числе и с одарёнными детьми, обучая их по индивидуальному образовательному маршруту.
Лайфхак для родителей и детей
Для тех, у кого детям в школах на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР упоротые учителя толкают религиозное мракобесие:
Говорим с учителем, требуем прекратить нарушать статьи 14 и 28 Конституции РФ, Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 125-ФЗ и следовать учебной программе. Разговор стоит записывать на диктофон, заранее об этом уведомив.
Учитель скорее всего откажется разговаривать. Идем к директору и пишем в двух экземплярах в свободной форме заявление, что дитятко на указанные уроки ходить не будет, т.к. нарушаются вышеуказанные законы. На словах говорим, что ходить не будет, пусть рисуют четверки-пятерки в зачет. В противном случае жалобы пойдут наверх со всеми вытекающими последствиями.
Дитятко инструктируем не ходить на эти уроки. Если с утра – спать подольше, последними уроками – уходить пораньше. Если ставят посередине дня – сидеть в столовой.
Обязательно проводим разъяснительную работу, рассказываем об опасности этих фанатиков, о том, что им нужны только деньги и власть. Захочет – выберет себе веру сам, когда будет совершеннолетним.
Даем почитать нормальную литературу, например отлично заходит Зенон Косидовский. Можно дать Докинза, но он откровенно тяжеловат для этого возраста.
- В большинстве случаев директор – трусливая терпила, которой не хочется выносить сор из избы, кабы чего не вышло. Поэтому стерпит и закроет глаза. Если же упирается – смело пишите наверх, живительные звиздюли сверху быстро приводят в чувство.
Зачем нужно оторвать жопу от стула и защитить ребенка
Ещё раз повторю – школе не нужны проблемы, смело используйте это в своих интересах. Им невыгодно ставить двойки, им невыгодны скандалы, им невыгодны жалобы наверх. Просто нужно оторвать жопу от стула и защитить своего ребенка от тупорылых фанатиков, которые загаживают им мозги религией, прямо называющей их рабами. Никто другой этого за вас не сделает.
Предваряя вопросы – через это проходила моя дочь. Упоротая учительница повоняла и утерлась, в итоге 2/3 класса на её уроки тупо не ходили, остальные вместо урока делали домашку. Зачёт поставила всем.
У племянника было веселее – на втором пункте тупая бабка-училка под запись сказала, что ей насрать и на законы и на конституцию. Тем самым сама себя похоронила – директор, опасаясь огласки выгнал её на мороз в кратчайшие сроки. Уроки теперь ведёт историк, умный и толковый мужик, рассказывает интересно, религиозной пропагандой не пахнет.
Содержание курса Основы православной культуры в школах
Первая половина курса (первое полугодие IV класса)
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив Основ православной культуры был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии.
Программа развития образования в России
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? — распределились следующим образом:
- Целиком положительно: 25%
- Скорее положительно: 44%
- Скорее отрицательно: 13%
- Резко отрицательно: 6%
- Затрудняюсь ответить: 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации
Округ | Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
---|---|---|
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) |
Центральный федеральный округ | Тверская область | 62,3% (более 6680) |
Центральный федеральный округ | Костромская область | 75% (более 4080) |
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) |
Северо-Западный федеральный округ | Калининградская область | 34% (2494) |
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) |
Сибирский федеральный округ | Новосибирская область | 18,5% (5143) |
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) |
Дальневосточный федеральный округ | Камчатский край | 39% (893) |
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) |
Уральский федеральный округ | Удмуртская Республика | 16% (более 2230) |
Поволжье федеральный округ | Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) |
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) |
Южный федеральный округ | Республика Калмыкия | 30% (898) |
Учебники по ОПК
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Stay tuned for more updates on OПК!
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
5 октября отмечается Международный День учителя. Мы поздравляем с наступающим профессиональным праздником всех педагогов! Особые слова благодарности учителям основ православной культуры, которые воспитывают учеников в духе традиционных ценностей и любви к родной культуре.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в школах уже более десяти лет. Чем важен курс ОРКСЭ в образовании и воспитании учащихся, какое место он занимает среди других школьных предметов, рассказывают учителя, которые стали его преподавать одними из первых в Новосибирске.
Людмила Демьяновна Яковлева, педагог ОПК и ОДНКНР МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», руководитель школьного пресс-центра и музея «У истоков города», заслуженный учитель РФ:
– Я считаю курс «Основы православной культуры» самым важным в выборе родителей. Он позволяет ребенку по-новому взглянуть на историю своего Отечества, связать ее с историей своей семьи, найти свое место в исторической цепочке.
Важно, чтобы этот курс вызывал чувство сопереживания с историей страны. Чтобы информация о храмах, святых воинах, святителях Земли Русской вспоминалась не только на экзаменах и олимпиадах, а стала частью внутреннего мира, оставила след в душе.
Елена Евгеньевна , заведующая кафедрой теории, истории культуры и музеологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», учитель курса «Основы религиозных культур и светской этики» МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»:
– Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей. Когда мы говорим о шести частях, подразумевается, что этот курс разделяется. На самом деле курс должен объединить – учащихся, родителей, а в более широком масштабе – всех граждан страны вокруг традиционных культур, традиционных ценностей, таких как дом, семья, вокруг моделей традиционного поведения. Все модули начинаются с большой темы «Россия – наша Родина». Это первый важный урок, который дает мотивацию к изучению курса. Нас объединяют символы России – гимн, герб, флаг, законы, по которым мы живем. Мы говорим о, что Родина – это не только территория, это жители, которые населяют эту территорию, которые объединены будущим своей страны, идеями, моделями поведения, традициями, праздниками и смыслами. Мы говорим, что Россия – это наш Дом.
Наталья Борисовна Матюшина, учитель МБОУ С(К)ШИ №39:
– Я всегда говорю ребятам: «Бусинки – это все наши знания, а ниточка – это духовная составляющая знаний. Если ниточка прочная, то бусинки – знания, которые мы получаем на других предметах, станут нашим украшением. А если ниточка непрочная, то они просто у нас рассыпятся.
Если до недавнего времени воспитанию в школах не уделялось особого внимания, то у нас оно никогда не уходило. В нашей школе-интернате учатся ребята со всего города и области. Они находятся здесь до выходных и даже до каникул. Поэтому воспитательная работа у нас ведется постоянно.
Я считаю, что курсы «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – это основа воспитания. Первый год мы занимались по обычным учебникам. Сейчас у нас есть учебники с укрупненным шрифтом и специальные учебники и по Брайлю. На учебники собирали деньги всем миром через благотворительный фонд святого Серафима Саровского. Прихожане храмов со всей России жертвовали деньги, потому что считали это важным, чтобы у незрячих и слабовидящих детей была возможность изучать православную культуру. В храме ко мне обращались: «Наташа, мы слышали, твоим деткам нужны учебники. Я пенсию получила, держи». Замечательная бабушка Людмила Кузьминична, у нее самой много внуков, а она не на них потратила свою пенсию, а целых 5 тысяч (по тем временам это были большие деньги) передала на учебники. Таких людей было много. В начале года, когда мы начинаем заниматься, я рассказываю ребятам историю, как учебники появились в нашей школе.
Жаль только, что не хватает времени на уроках, чтобы показать красоту православной культуры. В этом году завуч по воспитательной работе Марина Ивановна Щербина предложила разработать факультатив для 6 класса на основе учебника «Родное слово». Появилась идея соединить авторский курс протоиерея Бориса Пивовароваи православный календарь, чтобы углубить знания, полученные в рамках курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в 4 и 5 классах.
Наша школа находится вблизиТроице-Владимирского собора. Наши детки постоянно слышат колокольный звон, спрашивают: «Почему колокола звонят, какой сегодня праздник?». В рамках факультативного курса я могу уже развернуться и больше рассказать о праздниках и о православном календаре.
Доктор филологических наук, доцент кафедры истории и теории литературы НГУ, учитель МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» и православной гимназии во имя святого преподобного Сергия Радонежского священник Димитрий
– Курс «Основы православной культуры» должен знакомить учеников с языком родной культуры. Без знания этого языка человек оказывается иностранцем на собственной Родине, потом что русская культура всегда была связана с православными истоками.
Изучаем ли мы историю, невозможно понять, что руководило Александром Невским, Патриархом Гермогеном, Мининым и Пожарским, другими деятелями, без знания Евангелия. Чтобы понимать архитектуру, живопись, нужно знать библейские сюжеты, православные традиции.
Знания эти обогащают человека, расширяют горизонты, открывая окно не только в мир родной культуры, но и на просторы мировой культуры. Церковнославянский язык вобрал в себя два тысячелетия истории греческого языка, передав все богатство и многообразие русскому языку.
На родительских собраниях по выбору модуля ОРКСЭ я привожу пример из поэзии Маяковского. Когда мы читаем Маяковского, самые далекие от православия его стихи:
Если мы знаем только Маяковского, но не знаем создателей азбуки – святых Кирилла и Мефодия, не знаем церковнославянского языка, мы как в тюрьме замыкаемся в одном уголке культуры, по-настоящему не понимая и Маяковского. Изучение православной культуры–это как раскопки вглубь, а еще вверх и вширь. Чем выше ты забираешься на головокружительную высоту, тем шире перед тобой простирается простор. Это обогащает мир человека, делая его адекватным реальному миру, который действительно широк и многообразен и, в конце концов, является Божьим миром.
Рабочая программа НАЧАЛЬНОГО общего образования учебной деятельности 2 вид
Рабочая программа НАЧАЛЬНОГО общего образования учебной деятельности 3-4 вид
Рабочая программа ОСНОВНОГО общего образования учебной деятельности для СЛАБОСЛЫШАЩИХ и позднооглохших обучающихся
Рабочая программа ОСНОВНОГО общего образования учебной деятельности для СЛАБОВИДЯЩИХ и слепых обчающихся
Рабочая программа СРЕДНЕГО общего образования учебной деятельности для СЛАБОСЛЫШАЩИХ и позднооглохших обучающихся
Рабочая программа СРЕДНЕГО общего образования учебной деятельности для СЛАБОВИДЯЩИХ и слепых обучающихся
Рабочая программа НАЧАЛЬНОГО общего образования ВНЕУРОЧНОЙ деятельности
Рабочая программа основного и среднего общего образования ВНЕУРОЧНОЙ деятельности для СЛАБОСЛЫШАЩИХ и позднооглохших обучающихся
Рабочая программа основного и среднего общего образования ВНЕУРОЧНОЙ деятельности для СЛАБОВИДЯЩИХ и слепых обучающихся
Рабочая программа основного и среднего общего образования НАДОМНОГО обучения
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Основы светской этики
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Основы православной культуры
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Цель и задачи
Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».
Вопросы и ответы
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.
Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.