- История христианства
- Основные догматы православия
- Православные праздники и обряды
Основы исламской культуры:
- История возникновения ислама
- Основные верования мусульман
- Исламские обряды и праздники
Основы буддийской культуры:
- Учение Будды
- Ритуалы и обряды буддизма
- Буддийские праздники
Основы иудейской культуры:
- История иудаизма
- Основные обряды иудаизма
- Иудейские праздники
Основы мировых религиозных культур:
- Сравнительный анализ религий
- Общие черты основных мировых религий
- Религиозные традиции разных народов
Основы светской этики:
- Основные принципы этики
- Толерантность и уважение к различиям
- Этика в повседневной жизни
Кто ведет уроки ОРКСЭ
Уроки ОРКСЭ ведут учителя, специализировавшиеся в области религиозных культур и светской этики. В каждой школе есть свой педагог, но нормативные требования к подготовке специалистов общие. Они указаны в соответствующих федеральных нормативных документах.
Учителя проходят обязательное повышение квалификации в учебно-методических центрах, занимаются научно-исследовательской деятельностью, посещают профессиональные конференции и семинары.
Также школа может приглашать на урок внешних преподавателей, чтобы дать более полное представление о той или иной религиозной культуре.
Как выбрать модуль для изучения
Родители должны выбрать одну из шести религиозных культур для изучения своего ребенка с учетом его интересов и мировоззрения. В третьем классе школа обязана провести круглый стол для информирования родителей. На нем педагоги рассказывают о содержании каждого модуля.
Например, если ребенок хочет выбрать модуль Основы буддийской культуры, он начнет учиться о легко узнаваемых принципах и обычаях буддизма. На каждом занятии педагоги обязаны поддерживать диалог и обсуждение, чтобы дети лучше усваивали материал.
Итог
Уроки ОРКСЭ важны для формирования у детей уважения к разным культурам и религиям и научить их диалогу и толерантности. Родители должны внимательно подойти к выбору модуля для изучения своего ребенка и обсудить с ним его интересы и мировоззрение. Хорошо подготовленные учителя помогут детям понять широкий спектр культурных традиций и ценностей.
Основы религиозных культур
Введение
Религия играет важную роль в формировании культурного наследия различных народов. Изучение основ мировых религиозных культур помогает лучше понять ценности и традиции различных обществ.
Древнейшие верования
Древние цивилизации имели свои верования и культы, которые сформировались задолго до появления мировых религий.
Религии мира и их основатели
Изучение основных мировых религий, таких как христианство, ислам, буддизм, иудаизм, помогает понять разнообразие верований и понятий о высшем начале.
Священные книги и ритуалы
Каждая религия имеет свою священную книгу, которая является основой веры, а также свои ритуалы и обряды.
Человек в религиозных традициях
Религиозные учения предлагают человеку нравственные и философские принципы, влияющие на его поведение и отношения в обществе.
Религии в России
В России существует множество религиозных конфессий, каждая из которых имеет свою историю и традиции.
Искусство и календари
Религиозные убеждения отражаются в искусстве и архитектуре, а также в праздничном календаре, определяющем дни поклонения и памятные события.
Семья и ценности
Религия влияет на институт семьи, определяя ее ценности и нормы поведения.
Милосердие и социальные проблемы
Ценности религиозных культур подчеркивают важность милосердия, заботы о слабых и участие в социальных проблемах общества.
Основы светской этики
Этика и мораль
Этика играет важную роль в формировании нравственных принципов человека и общества.
Праздники и история
Праздники являются важной частью культурной истории народа, отражая его традиции и обычаи.
Государство и мораль
Взаимодействие морали гражданина и государства определяет нормы поведения и обязанности гражданина.
Трудовая мораль и образцы нравственности
Трудовая мораль играет важную роль в формировании личности и социальной ответственности.
Высшие нравственные ценности
Идеалы и принципы морали являются основой формирования человеческой личности и общества.
Методы нравственного воспитания
Образование и методы нравственного самосовершенствования имеют важное значение в развитии нравственности личности.
Нормы морали и этикет
Понимание норм морали и этикета позволяет человеку адаптироваться к общественным нормам и правилам поведения.
Образование и мораль
Образование играет важную роль в формировании нравственных ценностей и развитии личности.
Ведение курсов
Уроки по основам религиозных культур и светской этике могут проводиться не только профессиональными педагогами, но и обученными специалистами, использующими учебники различных издательств.
Как выбрать курс ОРКСЭ
Уроки ОРКСЭ проводятся в четвертом классе, но информацию о выборе модуля можно услышать уже в третьем классе. Обычно представители школы проводят родительское собрание, где рассказывают о разных модулях ОРКСЭ.
После собрания родителям выдают бланк заявления, в котором нужно указать выбранный модуль, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе и информация передается в соответствующее учебное ведомство.
Правила выбора модуля ОРКСЭ:
- Выбор модуля остается за семьей, школа не имеет права насильно предписывать конкретный модуль.
- Если на модуль записался хотя бы один ученик из параллели, школа обязана найти учителя для проведения уроков.
- Родители могут изменить модуль в течение учебного года, для этого требуется написать новое заявление.
- Отказаться от учебы по данному предмету нельзя.
Личный опыт
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль Основы светской этики. В нашем классе из 30 учеников этот модуль выбрали 8 человек. Мы, как семья, интересуемся религией исключительно с точки зрения культурологии. Поэтому мы обсудили это семьей и решили выбрать этот модуль.
На уроках по светской этике дети учатся основным нравственным ценностям, моральным нормам, уважению к другим людям и правилам этикета. Также проводились обзорные уроки, посвященные различным религиям.
Содержание курса и подход учителя полностью устроили меня и мою дочь. Ей понравилось участвовать в проектах о морали и культурных ценностях, а меня порадовало отсутствие домашних заданий. Для младшей дочери тоже буду выбирать этот модуль.
Родителям на заметку
- ОРКСЭ проводятся в четвертом классе, обязательны к посещению и без оценок.
- Курс включает шесть параллельных модулей: православие, ислам, буддизм, иудаизм, мировые религии, светская этика.
- Выбор модуля строго по желанию семьи. Даже если на модуль записался один ученик, проведение занятий обязательно.
Уроки по ОРКСЭ: Основы светской этики
Класс: 4
Тема: Добро и зло
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель:
- Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях Добро и зло
- Воспитание стремления к совершению добрых дел
- Воспитание доброты, милосердия и уважения
- Развитие нравственной ответственности и этических чувств
Методы:
- Эвристическая беседа
- Игровой
- Проблемно-поисковый
- Метод релаксации
- Наглядный
Формы работы:
- Фронтальная
- Парная
- Индивидуальная
Оборудование урока:
- Ноутбуки
- Интерактивная доска
- Учебники
Развитие самостоятельности и личной ответственности:
- Умение планировать и контролировать учебные действия
- Анализ и оценка поведения с позиции нравственных норм
- Готовность к общению и аргументации мнения
Умения и знания:
- Понимание понятий Добро и зло
- Анализ поступков на основе морального выбора
- Приведение примеров хороших и плохих поступков
Содержание педагогического взаимодействия:
Во время урока учителя, прошедшие специальную подготовку, взаимодействуют со школьниками, используя методы обучения и формы работы, чтобы достичь поставленных целей.
| —————————————————————— | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————– | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | ————————————————————————————– |
| | | | | |
| | Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу | – Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Начнем скорей урок! | Приветствие гостей урока. | |
| | На экране картинка «Белка и волк» | – Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа. Учитель рассказывает притчу «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. -Какая главная мысль притчи? – Определите тему урока. | Называют тему урока. | |
| | | -Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества. – Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми. | | |
| | Работа по учебнику | – Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО. – Как вы дадите определение, что такое ЗЛО? | Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик). Дают сами определение понятию ЗЛО. | |
| Работа парами на ноутбуках | – Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова. – Давайте проверим, как вы выполнили задание. | Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика. | |
| Проверка выполненного задания | Ученики на большом экране распределяют слова на группы | Учащиеся называют по очереди слова по группам | |
| Самостоятельная работа на основе полученных знаний | Индивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение | – Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми. – Поиграем в игру «Жесты». – На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест. – Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрые | Ученики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная |
| | Игра «Лишнее слово» – коллективная работа | – Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал «думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки». – В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду. 1) мастерить, сооружать, ломать, создавать 2) храбрый, смелый, трусливый, отважный 3) грустный, печальный, веселый, унылый 4) благородный, рыцарский, подлый, геройский – Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются) | | |
| Рефлексия учебной деятельности | | – Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. | Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось |
| | | | | |
| | | | Стихотворение читает София. Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века | |
| | | | | |
Новости
Все новости >>
Курс ОРКСЭ
Информация по изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ и ОДНКР
| комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». | |
| ———————————————————————– | ———————————————————————- |
| | предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| ———————————————————————- | ————————————————————————- |
Нормативные документы по введению и изучению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 2021 / 2022 учебный год (ознакомиться)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родителям (законным представителям) обучающихся предоставляется право выбора изучения одного из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".
Помимо учебных занятий ученики и их родители могут получить дополнительную информацию по курсу "ОРКСЭ" (список ресурсов)
Информация о модулях курса "Основы религиозных культур и светской этики" (посмотреть презентацию)
Родительское собрание "Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (посмотреть презентацию)
Буклет для родителей "О введении учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Регламент выбора модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ознакомиться)
Информация об УМК, по которым ведется преподавание в МБОУ г.Мурманска СОШ №41
Образец заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ №41 (бланк заявления)
Анкетирование для детей (бланк анкеты) и для их родителей (бланк анкеты)
Положение о системе оценивания учебных результатов по ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ № 41 (ознакомиться)
183034, Мурманская обл., г.Мурманск
пр-кт Героев-североморцев, дом 76, корпус 3
автобус 10, 30, 33 троллейбус 4, маршрутные автобусы 10, 51, 52, 54, 55, 62 до остановки "Улица Ивченко"
Тел:
+7 (8152) 22-45-22