Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Конспект урока по ОРКСЭ

Автор: Кудрявцева Ольга Александровна, учитель начальной школы высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 1056

Цели урока:

  • Знакомство с понятием притчи
  • Узнать об особенностях притчи
  • Познакомиться с текстом притчи
  • Учиться понимать смысл притчи
  • Развивать связную речь
  • Обогащать словарный запас
  • Расширить знания о нравственных понятиях
  • Воспитывать в детях осознанное отношение к выбору поступков

Необходимые материалы:

  • Конспект урока
  • Презентация Притчи Иисуса Христа
  • Православные мультфильмы
  • Ноутбук, проектор, экран
  • Учебник Основы православной культуры О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко и др.

Повторение 10 заповедей

Слайд № 2

ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определенная правда, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ — облегченный, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.

Слово притча означает сравнение явлений и вещей. Отсюда притча употребляется, как правило, для сравнения. Такие притчи обычно бывают очень короткими.

Иисус Христос поднял притчи на совершенно новый уровень. Он говорил с людьми на их языке и приводил картины, знакомые им. Основной целью Иисуса Христа было не создание произведений литературы или описание исторической обстановки, а передача духовных истин.

Христос желал пробудить совесть и зажечь веру в сердцах людей.

Знакомство с особенностями притчи

Знакомство с притчами

Притча о блудном сыне

  • Прочитайте учебники стр. 69.
  • Чтение хорошо читающим учеником самой притчи.
  • О чем нам говорит эта притча?
  • Дальнейшее чтение объяснения притчи.

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о милосердном самарянине

  • Прочитайте учебники стр. 72.
  • Дальнейшее чтение объяснения притчи.

Иисус учит нас любить всех людей и помогать им, считая каждого человека своим ближним.

Притча о потерянной овечке

  • Прочитайте учебники стр. 71.
  • Дальнейшее чтение объяснения притчи.

В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. Смысл притчи в том, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели.

Просмотр Православных мультфильмов

  • Притча о блудном сыне c 7.30 по 13.34 минут
  • Притча о милосердном самарянине – c 2.18 по 6.30 минут

Притча о потерянной овечке

Слайды № 14.40 – 19.38 минут


Введение

Притчи – это короткие истории, которые содержат в себе глубокий смысл и уроки морали. Они помогают нам понять важные жизненные ценности и нормы поведения. Сегодня мы рассмотрим одну из таких притч – Притча о потерянной овечке.


Смысл пословиц

  1. Добро творить – себя веселить
  2. Доброе дело два века живет
  3. Кто добро творит, тому Бог благоволит
  4. Дай, Боже, меж людьми любви побольше

Что такое притча?

Притча представляет собой короткое повествование, обычно с нравоучительным смыслом. Она помогает нам понять какие поступки приводят к хорошим результатам, а какие – к плохим.


План урока

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Работа по теме урока
  6. Самостоятельная работа и самопроверка
  7. Итог урока. Рефлексия

Заключение

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, обсуждая тему дружбы. Развивая уважение друг к другу, мы создаем теплую и дружелюбную атмосферу в коллективе. Помогая и поддерживая одноклассников, мы делаем нашу жизнь ярче и счастливее.


Вопрос к ученикам

Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Подумайте и обсудите этот вопрос с одноклассниками.

Взаимная поддержка и дружба в школе

Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

Ваше отношение к окружающим

  • Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
  • Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  • Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  • Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
  • Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

Оценка дружеских качеств

  • 4-5 баллов – ты хороший товарищ.
  • 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
  • 1-2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

Создание правил дружбы для класса

У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова – качества человека, черты характера. Подчеркните те качества, которые вы считаете необходимы для дружбы. Далее обсудите, что больше всего укрепляет дружбу в вашем коллективе.

Законы дружбы

Создайте законы дружбы для вашего класса. Обведите ладошку и сформулируйте свой закон дружбы. Составленные законы помогут укрепить дружеские отношения в классе и сделают ваше общение еще более дружелюбным.

Совместные действия и конструкция

Чтобы наше общение стало еще ближе, встаньте в круг, улыбнитесь друг другу, посмотрите в глаза и крепко возьмитесь за руки. Вместе вы объединены общей идеей – идеей дружбы. Сочините короткий рассказ о своем друге, опишите его хорошие качества и подарите ему этот рассказ.

Заключение

Дружба и взаимопонимание важны для создания теплой и дружелюбной атмосферы в классе. Работа в команде, взаимопомощь и поддержка помогут укрепить ваши дружеские отношения и сделают ваше время в школе ярким и незабываемым.

Дети и реликвии – урок дружбы

Коллективное взаимодействие

Коллектив – это сборный, общий. Слово коллекция происходит от латинского colligere – собирать, английское слово college – школа с пансионом.

Ход урока

  1. Введение
    Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопросы и формулируют тему урока: Мой класс – мои друзья.

  2. Легенда
    Внимательное прослушивание легенды.

  3. Активности

    • Предложение вариантов ответов.
    • Работа с учебником и тетрадью.
    • Веселая песня про дружбу и танцы.
    • Анализ и выражение мнений.
    • Работа с учебником.
    • Высказывание мнений и ответы на вопросы.
    • Работа в тетради.
    • Работа с карточками, обсуждение, ответы на вопросы.
    • Чтение текста, высказывание мнений.
  4. Совместная деятельность
    Дети объединяются в группы по 7-8 человек, обсуждают, что такое закон дружбы. На листе обводят свои ладошки и пишут на ней закон дружбы. Готовые работы помещают на доску.

  5. Заключение
    Дети становятся в круг и записывают домашнее задание.

Образовательные результаты

Личностные:

  • Способность преодолевать трудности.
  • Доведение начатой работы до конца.

Метапредметные:

  • Понимание и принятие учебной задачи.
  • Поиск и нахождение способов ее решения.

Предметные:

  • Знание качеств, важных для дружбы.
  • Связь дружбы и социального здоровья.

Учебные цели

  • Формирование представлений о добре и зле.
  • Воспитание стремления к добрым делам.
  • Развитие этических чувств.

Методы:

  • Эвристическая беседа.
  • Игровой подход.
  • Проблемно-поисковый метод.
  • Метод релаксации.
  • Наглядные средства.

Формы работы:

  • Фронтальная.
  • Парная.
  • Индивидуальная.

Оборудование урока: ноутбуки, интерактивная доска, учебники

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;

3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.

1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;

2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;

3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.

Содержание педагогического взаимодействия

Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу- Здравствуйте, ребята!Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Начнем скорей урок!Приветствие гостей урока.

На экране картинка «Белка и волк»- Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа.Учитель рассказывает притчу «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. -Какая главная мысль притчи? – Определите тему урока.Называют тему урока.

Читайте также:  Презентация на тему часы 1 класс

-Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества.- Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.

Работа по учебнику- Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО.- Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик).Дают сами определение понятию ЗЛО.

Работа парами на ноутбуках- Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.- Давайте проверим, как вы выполнили задание.Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика.

Проверка выполненного заданияУченики на большом экране распределяют слова на группыУчащиеся называют по очереди слова по группам

Самостоятельная работа на основе полученных знанийИндивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.- Поиграем в игру «Жесты».- На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест. – Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрыеУченики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная

Игра «Лишнее слово» – коллективная работа- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал «думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.1) мастерить, сооружать, ломать, создавать 2) храбрый, смелый, трусливый, отважный 3) грустный, печальный, веселый, унылый4) благородный, рыцарский, подлый, геройский – Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются)

Рефлексия учебной деятельности- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось

Стихотворение читает София.Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века

2020 (№ 3-16)

Лавшук Л.И. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ КУРСА ОРКСЭ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Лавшук Любовь Иннокентьевнаучитель начальных классов и курса ОРКСЭ, Мунициальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, Иркутская область, р.п. Куйтун

Библиографическое описание: Лавшук Л.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ модуля «Основы православной культуры» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравствен-ного развития. Что проявляется в формировании: – основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Урок «Православный Храм» послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся воспитывающим стимулом доброты, света, радости. Развивал мотивацию к изучению православной культуры, обогащал историко-культурный словарь учащихся воспитывал ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Поэтому хочу поделиться сценарием урока.

Тема: Православный храм.

1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-куль-турный словарь учащихся.

4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия:Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

· графические изображения;

· презентация изображения храмов;

· аудиозапись колокольного звона.

Здравствуйте, ребята! Занятие сегодня проведу у вас я.

Зовут меня Любовь Иннокентьевна.

2.Самоопределение к деятельности

Звучит церковная музыка.

– Где можно услышать такое пение? (Ответы учащихся)

А что изображено на фотографиях? (Слайд 2)

В каком из этих домов можно услышать такую музыку? (В Храме, в церкви.)

-кто из вас был в храме?

-для чего предназначен храм?

3.Постановка учебной проблемы.

О чём мы сегодня будем говорить?

– Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Запишите в тетради тему урока: «Православный храм».

4.Открытие детьми нового знания

Храмы величественны и красивы. (слайд 3) В их архитектуре имеет значение всё. Купола венчают церковь тоже не просто. 1,2, 3, 5, 7, 9.13. но чаще 3 и 5-главые купола. Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи. Её огонёк тянется вверх, но свет и тепло отдает тем, кто рядом с ней.

А что такое храм? (Ответы детей)

Храм – от слова «хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний. (записываем в тетрадь)

Храм – это дом, посвящённый Богу.

Храм – это общей молитвы зов.

Храм – это свечи, кресты, иконы.

Храм – это светлая песнь веков.

5.Работа по теме урока.

– На Руси жизнь христиан была тесно связана с жизнью храма. В храме всё необычно и очень красиво потому, что это Дом Божий. Храм ещё называют церковью.

ЦЕ́РКОВЬ – Здание для богослужения, храм.

Кто видел этот храм? (ответы уч-ся) (слайд 4)

Храм Всех Сибирских Святых –это наш Куйтунский храм

Первая служба в новоотстроенном храме была совершена на Пасху

(12 апреля 2015 года).

Давайте посмотрим, как наш храм устроен внутри, который вы видите на слайде.

Православный храм делится на три части: (слайд 5)

· притвор;

· собственно храм (средняя часть);

· алтарь (в тетрадь).

1. Работа с учебником на стр. 48 (Читают уч-ся)

Что встретили ребята при входе в храм? (Ответы уч-ся)

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах – в специальных больших рамах, а также на аналоях – на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения – панихиды.

Целая стена из икон называется иконостас. (всегда с восточной стороны)

Читайте также:  Государственная молодёжная политика в российской федерации

Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.

Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.

Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева – икона Божией Матери.

2. Работа с учебником.стр.51.

За иконостасом находится алтарь. Рассматриваем фото в учебнике.

3. Читает уч-ся второй абзац.

Священник молится именно там. и никто без его благословления не имеет права туда входить. Человек должен понимать, что не все ему позволено.

Ребята, а как вы думаете, нужна такая комната? (ответы детей)

Учитель: Православные люди ходят в храм помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью в своих молитвах, поставить свечи о живых и об усопших, совершить таинства- Красота храма, священные изображения, церковные песнопения – всё прославляет Бога. В православном богослужении используется и колокольный звон, а звонит в колокола только звонарь. Все христиане могут позвонить в колокола лишь на Пасхальной неделе по благословению священника.

Звоны колокольные бывают разные, послушаем их.

3. (Звучат колокольные звоны аудиозапись) Благовест. Перезвон. Трезвон.

Поясняет их значение, и ученики записывают в тетрадь.

«Колокольные звоны: благовест, перезвон, трезвон».

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Раздаю схемы устройства церкви.

Ребята, а сейчас я хочу посмотреть, как вы меня слушали. Вам сейчас надо отметить на схеме основные части церкви и предлагаю разгадать загадки. Вы не только отгадываете загадки, но и в ответах находите основные части устройства храма и отмечаете их на чертеже.

1.Дом на горке стоит

А вверху крест горит

Ярко, будто солнце. (Храм, церковь)

2.Очень громко звенит,

В церковь всем идти велит. (Колокол)

3.Как одна они стройны,

Как одна они равны,

Все торжественно стоят,

Пред иконами горят. (свечи)

4.В те врата войдёт не каждый,

Даже сильный и отважный.

И должны мы все учесть:

Только в церкви они есть. (Царские врата)

5.В церкви место есть такое:

Там Господь – Небесный Царь.

Место то зовут ____алтарь_______

6.В алтаре как будто стол,

7.Есть в церкви она обязательно,

Глядят с неё очи внимательно.

Кто мимо идёт – ей поклонится

И тихо, неспешно помолится. (икона)

1. Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте дружно мне сейчас:

Проверяем, обсуждаем, исправляем ошибки.

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

Что нового вы узнали?

Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Ребята получают ангелочков на память.

– Спасибо, ребята, за урок!

1. Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/

2. Фото на презентации из сети –интернет и сайта храма всех Сибирских святых п.Куйтун http://xram-kuitun.cerkov.ru/

3. Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев-4 класс.

Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников Задачи: Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок» Закреплять умения работать в группах Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Вы узнаете: Когда и как появились праздники Какое значение имеют праздники Что такое подарок и как его выбирать И ответите на вопрос: В чем особенность семейного праздника?

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали? Что отмечали праздниками? В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам? Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок? Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Вывод 1 Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Вывод 2 Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения – ритуал

Лавшук л и духовно нравственное воспитание на уроках курса орксэ модуля основы православной культуры

Вывод 3 Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается

Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 летУчитель : Иконникова Ольга Александровна

Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.

В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.

Одна из таких традиций – поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.

А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.

Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи – это тоже традиция нашей семьи.

Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.

Мы любим всей семьей активный отдых.

Зимой это – лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.

Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.

Летом – походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).

Читайте также:  Открытый урок по орксэ

Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.

Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.

Семья дает главное – то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.

Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.

План урока по основам светской этики « Семейные праздники»

4 класс, УМК « Школа России»

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с написанными на них буквами.

За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

1 . Организационный момент.

Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

От чего зависит ваше настроение?

Когда оно всегда бывает хорошим?

2. Актуализация знаний.

  1. « Мозговой штурм»

На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.

У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь

  1. Вспомните , пред- предпоследнюю букву. Какое слово сразу возникло в голове? Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам.

3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: – Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.

Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)

Каким дням отдан физический труд людей?

Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?

Учитель: – А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.

А что означает слово праздник?

Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе .(сл.3)

Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.

Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только- папа, мама, , , , сестра, дедушка, бабушка

дядя , , двоюродные () и троюродные братья и сестры.

4. Проверка выполненной д. работы

Рассказы детей о домашних праздниках.(сл.4)

Можно задавать вопросы.

Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”

Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”

Ребята делятся своим опытом.

5. Самостоятельная работа. (сл.5)

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”

Учащиеся выполняют задание.

6. Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

7. Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “ Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

8. Закрепим, выполнив таблицу в парах.(Сл.7)

Вспоминаем защитников Родины

9. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник? Религиозный

Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

10. Подарок – это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец – «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл – бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А каким должен быть праздник, мы прочитаем.

Стр.59, последний абзац.

Написание синквейна к слову « Праздник»

12. Домашнее задание.

Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Благодарим женщин за их труд и заботу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *