Конспект урока по ОРКСЭ
Автор: Кудрявцева Ольга Александровна, учитель начальной школы высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 1056
Цели урока:
- Знакомство с понятием притчи
- Узнать об особенностях притчи
- Познакомиться с текстом притчи
- Учиться понимать смысл притчи
- Развивать связную речь
- Обогащать словарный запас
- Расширить знания о нравственных понятиях
- Воспитывать в детях осознанное отношение к выбору поступков
Необходимые материалы:
- Конспект урока
- Презентация Притчи Иисуса Христа
- Православные мультфильмы
- Ноутбук, проектор, экран
- Учебник Основы православной культуры О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко и др.
Повторение 10 заповедей
Слайд № 2
ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определенная правда, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ — облегченный, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.
Слово притча означает сравнение явлений и вещей. Отсюда притча употребляется, как правило, для сравнения. Такие притчи обычно бывают очень короткими.
Иисус Христос поднял притчи на совершенно новый уровень. Он говорил с людьми на их языке и приводил картины, знакомые им. Основной целью Иисуса Христа было не создание произведений литературы или описание исторической обстановки, а передача духовных истин.
Христос желал пробудить совесть и зажечь веру в сердцах людей.
Знакомство с особенностями притчи
Знакомство с притчами
Притча о блудном сыне
- Прочитайте учебники стр. 69.
- Чтение хорошо читающим учеником самой притчи.
- О чем нам говорит эта притча?
- Дальнейшее чтение объяснения притчи.
Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Она учит добродетелям покаяния и прощения.
Притча о милосердном самарянине
- Прочитайте учебники стр. 72.
- Дальнейшее чтение объяснения притчи.
Иисус учит нас любить всех людей и помогать им, считая каждого человека своим ближним.
Притча о потерянной овечке
- Прочитайте учебники стр. 71.
- Дальнейшее чтение объяснения притчи.
В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. Смысл притчи в том, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели.
Просмотр Православных мультфильмов
- Притча о блудном сыне c 7.30 по 13.34 минут
- Притча о милосердном самарянине – c 2.18 по 6.30 минут
Притча о потерянной овечке
Слайды № 14.40 – 19.38 минут
Введение
Притчи – это короткие истории, которые содержат в себе глубокий смысл и уроки морали. Они помогают нам понять важные жизненные ценности и нормы поведения. Сегодня мы рассмотрим одну из таких притч – Притча о потерянной овечке.
Смысл пословиц
- Добро творить – себя веселить
- Доброе дело два века живет
- Кто добро творит, тому Бог благоволит
- Дай, Боже, меж людьми любви побольше
Что такое притча?
Притча представляет собой короткое повествование, обычно с нравоучительным смыслом. Она помогает нам понять какие поступки приводят к хорошим результатам, а какие – к плохим.
План урока
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднений
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Работа по теме урока
- Самостоятельная работа и самопроверка
- Итог урока. Рефлексия
Заключение
На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать важные этические понятия и нормы, обсуждая тему дружбы. Развивая уважение друг к другу, мы создаем теплую и дружелюбную атмосферу в коллективе. Помогая и поддерживая одноклассников, мы делаем нашу жизнь ярче и счастливее.
Вопрос к ученикам
Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
Подумайте и обсудите этот вопрос с одноклассниками.
Взаимная поддержка и дружба в школе
Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Ваше отношение к окружающим
- Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
- Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
- Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
- Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
- Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?
Оценка дружеских качеств
- 4-5 баллов – ты хороший товарищ.
- 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.
- 1-2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.
Создание правил дружбы для класса
У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова – качества человека, черты характера. Подчеркните те качества, которые вы считаете необходимы для дружбы. Далее обсудите, что больше всего укрепляет дружбу в вашем коллективе.
Законы дружбы
Создайте законы дружбы для вашего класса. Обведите ладошку и сформулируйте свой закон дружбы. Составленные законы помогут укрепить дружеские отношения в классе и сделают ваше общение еще более дружелюбным.
Совместные действия и конструкция
Чтобы наше общение стало еще ближе, встаньте в круг, улыбнитесь друг другу, посмотрите в глаза и крепко возьмитесь за руки. Вместе вы объединены общей идеей – идеей дружбы. Сочините короткий рассказ о своем друге, опишите его хорошие качества и подарите ему этот рассказ.
Заключение
Дружба и взаимопонимание важны для создания теплой и дружелюбной атмосферы в классе. Работа в команде, взаимопомощь и поддержка помогут укрепить ваши дружеские отношения и сделают ваше время в школе ярким и незабываемым.
Дети и реликвии – урок дружбы
Коллективное взаимодействие
Коллектив – это сборный, общий. Слово коллекция происходит от латинского colligere – собирать, английское слово college – школа с пансионом.
Ход урока
Введение
Дети смотрят видеоролик, отвечают на вопросы и формулируют тему урока: Мой класс – мои друзья.Легенда
Внимательное прослушивание легенды.Активности
- Предложение вариантов ответов.
- Работа с учебником и тетрадью.
- Веселая песня про дружбу и танцы.
- Анализ и выражение мнений.
- Работа с учебником.
- Высказывание мнений и ответы на вопросы.
- Работа в тетради.
- Работа с карточками, обсуждение, ответы на вопросы.
- Чтение текста, высказывание мнений.
Совместная деятельность
Дети объединяются в группы по 7-8 человек, обсуждают, что такое закон дружбы. На листе обводят свои ладошки и пишут на ней закон дружбы. Готовые работы помещают на доску.Заключение
Дети становятся в круг и записывают домашнее задание.
Образовательные результаты
Личностные:
- Способность преодолевать трудности.
- Доведение начатой работы до конца.
Метапредметные:
- Понимание и принятие учебной задачи.
- Поиск и нахождение способов ее решения.
Предметные:
- Знание качеств, важных для дружбы.
- Связь дружбы и социального здоровья.
Учебные цели
- Формирование представлений о добре и зле.
- Воспитание стремления к добрым делам.
- Развитие этических чувств.
Методы:
- Эвристическая беседа.
- Игровой подход.
- Проблемно-поисковый метод.
- Метод релаксации.
- Наглядные средства.
Формы работы:
- Фронтальная.
- Парная.
- Индивидуальная.
Оборудование урока: ноутбуки, интерактивная доска, учебники
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
1. Умение планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. Умение анализировать и оценивать поведение человека с позиции нравственных норм;
3. Готовность слушать собеседника и излагать свое мнение и его аргументировать.
1. Знание смысла понятий «Добро и зло»;
2.Умение анализировать поступки на основе морального выбора;
3.Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков.
Содержание педагогического взаимодействия
Организация рабочего места, благожелательного настроя на работу- Здравствуйте, ребята!Поздоровайтесь с нашими гостями. Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Начнем скорей урок!Приветствие гостей урока.
На экране картинка «Белка и волк»- Урок я хочу начать с притчи. Вы внимательно послушаете и определите главную мысль рассказа.Учитель рассказывает притчу «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: — Пусти меня. — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. -Какая главная мысль притчи? – Определите тему урока.Называют тему урока.
-Знакомы ли вам эти понятия? Над понятиями ДОБРО и ЗЛО люди размышляют на протяжении всей истории человечества.- Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Каждый человек строит свою жизнь и деятельность так, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. – Быть добрым нужно учиться. И взрослые помогают детям стать добрыми.
Работа по учебнику- Откройте учебники на стр. 39. Прочитайте определение ДОБРО.- Как вы дадите определение, что такое ЗЛО?Учащиеся открывают учебники, читают определение вслух (1 ученик).Дают сами определение понятию ЗЛО.
Работа парами на ноутбуках- Перед вами на экране несколько слов. Распределите их по двум группам ДОБРО и ЗЛО. Для этого нажимайте на слова.- Давайте проверим, как вы выполнили задание.Ученики, работая парами рапределяют слова в два столбика.
Проверка выполненного заданияУченики на большом экране распределяют слова на группыУчащиеся называют по очереди слова по группам
Самостоятельная работа на основе полученных знанийИндивидуальная работа на ноутбуках. Проверка и коллективное обсуждение- Часто в обычной жизни люди при общении вместо слов используют жесты. Жесты как и слова могут быть добрыми и злыми.- Поиграем в игру «Жесты».- На экране ваших ноутбуках картинки, на которых люди в разных жизненных ситуациях. Подумайте и назовите, что обозначает жест. – Надеюсь, что ваши жесты в общении будут только положительные и добрыеУченики самостоятельно выполняют задание. Проверка коллективная
Игра «Лишнее слово» – коллективная работа- Доброе сеодце, словно магнит, притягивает добрых и хороших людей. Лев Николаевич Толстой сказал «думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».- В следующем задании вам нужно подумать и найти в каждом столбике лишнее слово, а потом объяснить почему вы так решили. На экране ряды слов.Задание: найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в данном ряду.1) мастерить, сооружать, ломать, создавать 2) храбрый, смелый, трусливый, отважный 3) грустный, печальный, веселый, унылый4) благородный, рыцарский, подлый, геройский – Давайте проверим правильность выбора (учитель нажимает на слова – подчеркиваются)
Рефлексия учебной деятельности- Наш урок подошел к концу. Опишите ваши впечатления от урока. Делятся мнением о выполненной работе. О своей деятельности на уроке, все ли получилось
Стихотворение читает София.Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века
2020 (№ 3-16)
Лавшук Л.И. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ КУРСА ОРКСЭ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Лавшук Любовь Иннокентьевнаучитель начальных классов и курса ОРКСЭ, Мунициальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, Иркутская область, р.п. Куйтун
Библиографическое описание: Лавшук Л.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ модуля «Основы православной культуры» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравствен-ного развития. Что проявляется в формировании: – основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Урок «Православный Храм» послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся воспитывающим стимулом доброты, света, радости. Развивал мотивацию к изучению православной культуры, обогащал историко-культурный словарь учащихся воспитывал ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Поэтому хочу поделиться сценарием урока.
Тема: Православный храм.
1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-куль-турный словарь учащихся.
4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные термины и понятия:Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
· графические изображения;
· презентация изображения храмов;
· аудиозапись колокольного звона.
Здравствуйте, ребята! Занятие сегодня проведу у вас я.
Зовут меня Любовь Иннокентьевна.
2.Самоопределение к деятельности
Звучит церковная музыка.
– Где можно услышать такое пение? (Ответы учащихся)
А что изображено на фотографиях? (Слайд 2)
В каком из этих домов можно услышать такую музыку? (В Храме, в церкви.)
-кто из вас был в храме?
-для чего предназначен храм?
3.Постановка учебной проблемы.
О чём мы сегодня будем говорить?
– Правильно, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Запишите в тетради тему урока: «Православный храм».
4.Открытие детьми нового знания
Храмы величественны и красивы. (слайд 3) В их архитектуре имеет значение всё. Купола венчают церковь тоже не просто. 1,2, 3, 5, 7, 9.13. но чаще 3 и 5-главые купола. Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи. Её огонёк тянется вверх, но свет и тепло отдает тем, кто рядом с ней.
А что такое храм? (Ответы детей)
Храм – от слова «хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний. (записываем в тетрадь)
Храм – это дом, посвящённый Богу.
Храм – это общей молитвы зов.
Храм – это свечи, кресты, иконы.
Храм – это светлая песнь веков.
5.Работа по теме урока.
– На Руси жизнь христиан была тесно связана с жизнью храма. В храме всё необычно и очень красиво потому, что это Дом Божий. Храм ещё называют церковью.
ЦЕ́РКОВЬ – Здание для богослужения, храм.
Кто видел этот храм? (ответы уч-ся) (слайд 4)
Храм Всех Сибирских Святых –это наш Куйтунский храм
Первая служба в новоотстроенном храме была совершена на Пасху
(12 апреля 2015 года).
Давайте посмотрим, как наш храм устроен внутри, который вы видите на слайде.
Православный храм делится на три части: (слайд 5)
· притвор;
· собственно храм (средняя часть);
· алтарь (в тетрадь).
1. Работа с учебником на стр. 48 (Читают уч-ся)
Что встретили ребята при входе в храм? (Ответы уч-ся)
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах – в специальных больших рамах, а также на аналоях – на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения – панихиды.
Целая стена из икон называется иконостас. (всегда с восточной стороны)
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева – икона Божией Матери.
2. Работа с учебником.стр.51.
За иконостасом находится алтарь. Рассматриваем фото в учебнике.
3. Читает уч-ся второй абзац.
Священник молится именно там. и никто без его благословления не имеет права туда входить. Человек должен понимать, что не все ему позволено.
Ребята, а как вы думаете, нужна такая комната? (ответы детей)
Учитель: Православные люди ходят в храм помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью в своих молитвах, поставить свечи о живых и об усопших, совершить таинства- Красота храма, священные изображения, церковные песнопения – всё прославляет Бога. В православном богослужении используется и колокольный звон, а звонит в колокола только звонарь. Все христиане могут позвонить в колокола лишь на Пасхальной неделе по благословению священника.
Звоны колокольные бывают разные, послушаем их.
3. (Звучат колокольные звоны аудиозапись) Благовест. Перезвон. Трезвон.
Поясняет их значение, и ученики записывают в тетрадь.
«Колокольные звоны: благовест, перезвон, трезвон».
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Раздаю схемы устройства церкви.
Ребята, а сейчас я хочу посмотреть, как вы меня слушали. Вам сейчас надо отметить на схеме основные части церкви и предлагаю разгадать загадки. Вы не только отгадываете загадки, но и в ответах находите основные части устройства храма и отмечаете их на чертеже.
1.Дом на горке стоит
А вверху крест горит
Ярко, будто солнце. (Храм, церковь)
2.Очень громко звенит,
В церковь всем идти велит. (Колокол)
3.Как одна они стройны,
Как одна они равны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят. (свечи)
4.В те врата войдёт не каждый,
Даже сильный и отважный.
И должны мы все учесть:
Только в церкви они есть. (Царские врата)
5.В церкви место есть такое:
Там Господь – Небесный Царь.
Место то зовут ____алтарь_______
6.В алтаре как будто стол,
7.Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно.
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится. (икона)
1. Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Проверяем, обсуждаем, исправляем ошибки.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
Что нового вы узнали?
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Ребята получают ангелочков на память.
– Спасибо, ребята, за урок!
1. Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
2. Фото на презентации из сети –интернет и сайта храма всех Сибирских святых п.Куйтун http://xram-kuitun.cerkov.ru/
3. Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев-4 класс.
Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»
Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников Задачи: Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок» Закреплять умения работать в группах Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)
Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!
Вы узнаете: Когда и как появились праздники Какое значение имеют праздники Что такое подарок и как его выбирать И ответите на вопрос: В чем особенность семейного праздника?
Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.
К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали? Что отмечали праздниками? В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам? Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок? Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?
Вывод 1 Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы
Вывод 2 Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения – ритуал
Вывод 3 Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается
Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 летУчитель : Иконникова Ольга Александровна
Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.
В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.
В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.
Одна из таких традиций – поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.
А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.
Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи – это тоже традиция нашей семьи.
Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.
Мы любим всей семьей активный отдых.
Зимой это – лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.
Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.
Летом – походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).
Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.
Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.
Семья дает главное – то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.
Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.
План урока по основам светской этики « Семейные праздники»
4 класс, УМК « Школа России»
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с написанными на них буквами.
За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
1 . Организационный момент.
Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.
От чего зависит ваше настроение?
Когда оно всегда бывает хорошим?
2. Актуализация знаний.
- « Мозговой штурм»
На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.
У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь
- Вспомните , пред- предпоследнюю букву. Какое слово сразу возникло в голове? Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам.
3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.
Учитель: – Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.
Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)
Каким дням отдан физический труд людей?
Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?
Учитель: – А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?
Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.
А что означает слово праздник?
Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе .(сл.3)
Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.
Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только- папа, мама, , , , сестра, дедушка, бабушка
дядя , , двоюродные () и троюродные братья и сестры.
4. Проверка выполненной д. работы
Рассказы детей о домашних праздниках.(сл.4)
Можно задавать вопросы.
Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”
Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”
Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”
Ребята делятся своим опытом.
5. Самостоятельная работа. (сл.5)
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
Учащиеся выполняют задание.
6. Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
7. Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “ Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
8. Закрепим, выполнив таблицу в парах.(Сл.7)
Вспоминаем защитников Родины
9. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник? Религиозный
Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.
А что такое подарок?
10. Подарок – это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:
· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)
· Выражение признательности, благодарности
· Выражение любви или дружбы
· Выражение сочувствия
История подарка на Руси
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец – «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл – бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
А каким должен быть праздник, мы прочитаем.
Стр.59, последний абзац.
Написание синквейна к слову « Праздник»
12. Домашнее задание.
Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
Благодарим женщин за их труд и заботу