Методические объединения в МБОУ Тельмановская СОШ
В МБОУ Тельмановская СОШ созданы несколько методических объединений по различным направлениям. Целью их работы является повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов.
Задачи на 2023–2024 учебный год
- План работы школы по реализации ФГОС.
- Приказ о назначении за методическую деятельность.
- Положение о методическом объединении учителей-предметников Тельмановской СОШ.
- План по формированию позитивного отношения к ВПР.
- План работы с неуспевающими учениками на 2023–2024 учебный год.
Примеры методических материалов
- Учение с увлечением: Изучаем электричество – сайт Дорогановой Елены Владимировны, учителя физики высшей категории.
- База для решения тригонометрических уравнений от учителя математики Скалыга Ольги Вадимовны.
- Открытый урок по теме Применение свойств квадратных корней от учителя математики Скалыга Ольги Вадимовны.
- Игра Робинзонада, проведенная с учениками 2 класса Макарской Натальей Анатольевной.
Информация о курсе ОРКСЭ
Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях. Курс состоит из шести учебных модулей:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
Дополнительные материалы и информацию можно найти на официальном сайте ОРКСЭ.
Принципы преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе
Одной из ключевых особенностей преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. Важной задачей является обеспечение свободного выбора модуля для изучения родителями несовершеннолетнего ученика.
Гарантия прав выбора
Для предотвращения нарушений прав родителей на выбор модуля для изучения их детьми, были разработаны методические материалы в рамках реализации плана мероприятий по апробации курса ОРКСЭ. В этих материалах предусмотрены следующие инструкции:
- Решение о выборе модуля для изучения ребенком без согласия родителей не допускается.
- Педагоги и работники управления образованием не имеют право выбирать модуль курса без учета мнения родителей.
- Процедура выбора модуля должна включать участие органов самоуправления образовательного учреждения.
Законодательное закрепление
С 2012 года исключительное право на выбор родителей несовершеннолетних учеников закреплено в Федеральном Законе Об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ). Закон устанавливает, что основные образовательные программы могут включать учебные предметы, курсы или модули, направленные на получение знаний о духовно-нравственной культуре народов России, нравственных принципах и религиозных традициях.
Организация работы с родителями
Помимо коллективного ознакомления родителей с образовательной программой, может потребоваться индивидуальная работа, собеседования и проведение специальных собраний. Порядок работы определяется органом самоуправления в учебном заведении с участием представителей родительского сообщества.
Руководство по осуществлению свободного выбора учебного предмета ребенком
Согласно указанным материалам Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России, администрации образовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребёнком.
Предварительный этап
Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.
Организация выбора в образовательном учреждении должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.) с участием руководителя учреждения.
Решением органа самоуправления или администрации в образовательном учреждении должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора.
Зачем и как обучать?
Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей учащихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.
Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.
Роль классных руководителей
Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями.
О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.
Важно помнить
Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц.
Даже в случае просьб со стороны родителей помочь с выбором, посоветовать и т. п., такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающее исключительную ответственность родителей за выбор (см. выше), воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы.
Возможность отказаться от изучения учебного курса
В отношении вопроса о возможности отказа от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей курса ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.
Основной этап: проведение родительского собрания
Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, где запланировано преподавание, чтобы эту информацию можно было внести в текст для родителей.
Приглашенные лица на родительском собрании
- Родители всех учащихся в классе
- Представитель администрации (директор или заместитель директора)
- Классный руководитель
- Педагоги, которые будут преподавать модули курса
- Представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.
- Официальные представители религиозных организаций
Проведение собрания
Возможно проведение единого собрания для нескольких классов. В этом случае протоколы должны быть ведены для каждого класса отдельно.
Собрание ведет представитель администрации (директор или заместитель директора).
Регламент собрания
- Вводное выступление представителя администрации
- Представление родителям содержания образования, включая все модули комплексного курса независимо от выбора родителей
- Представление каждого модуля, в том числе религиозных, с участием официальных представителей конфессий
- Представление учителей, которые будут преподавать модули
- Ответы на вопросы родителей и уточнения.
- заполнение родителями личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращённое название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребёнок; фамилия и имя их ребёнка; название выбранного модуля; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой.
Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор в учреждении и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;
- сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.
В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы ответственным представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечить сбор всех заявлений.
2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.
По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).
Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме, с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.
При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).
Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.
Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.
После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации образовательного учреждения (приложение 4).
Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) образовательного учреждения и председателем родительского комитета образовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.
Реализация курса "Основы религиозных культур и светской этики"
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов изучают курс «Основы религиозных культур и светской этики». Сайт курса ОРКСЭ: http://orkce.apkpro.ru
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
«Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения».
Курс включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один модуль для изучения:
Задачи учебного курса ОРКСЭ
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя, прошедшие специальную подготовку.
(Мозебах Наталья Валерьевна; содержание обучения)
(Мозебах Наталья Валерьевна (содержание курса)
Прошла курсы повышения квалификации "Преподавание предмета ОРКСЭ в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта" (72 часа).
Преподаватель ОРКСЭ – 1 год
(Иванова Оксана Юрьевна; содержание курса)
Прошла курс повышения квалификации «Преподавание предмета ОРКСЭ в условиях реализации требований ФГОС» (72часа, ККИПК РО).
Участник межрегиональной научно-практической конференции XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения "1917-2017: уроки столетия".
Прошла курсы повышения квалификации "Актуальные вопросы преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" (Красноярский ИПК, 2011).
Участник семинара "Учитель курса "Основы религиозных культур и светской этики" становление и профессиональное развитие" (Красноярский ИПК, 2011).
Участник научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях внедрения ФГОС в контексте мировоззренческих и культурных особенностей семей, социально-региональных особенностей" (Красноярский ИПК, 2012).
Участник вебинаров "Достижение личностных результатов на уроках по курсу ОРКСЭ", "Варианты создания творческих домашних заданий на примере различных модулей комплексного курса ОРКСЭ" (издательство "Просвещение, 2017).
Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» проводимого по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке министерства образования Красноярского края в номинации «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики, (ОДНКНР)» в 2017 году.
Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
Специалисты, разработавшие учебный курс, дают родителям школьников практические советы
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению школьников, их родителей, учителей в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым!
В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля, Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ Вы можете получить на сайтах:
– Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru
– Государственный музей истории религии – www.gmir.ru
Как выбрать модуль курса? Советы родителям
Книга для родителей Данилюк А.Я.
Тематическая страница на сайте Красноярского ИПК (нормативная документация, презентации, фильмы, книги для родителей и другая важная информация о курсе ОРКСЭ)
На сайте отдела образования администрации Новоселовского районам открыт специальный тематический раздел, содержащий нормативные документы, касающиеся введения экспериментального курса
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе — обязательно.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дата, время, место проведения родительского собрания: 16 марта 2023 года, в 18.00ч., МБОУ Новоселовская СОШ №5, корпус 2.