Хоббиты: история и облик
Хоббиты – это маленькие существа из волшебного мира, они стали популярными благодаря произведениям Толкина, таким как Хоббит и Властелин Колец.
Происхождение хоббитов
Хоббиты появились на страницах сказок Толкина в 1937 году. Они отличаются от других фэнтезийных существ, таких как эльфы и гномы.
Толкин неоднократно отрицал сходства хоббитов с кроликами, но облик и размеры этих существ напоминают снергов из других литературных произведений.
Характеристики хоббитов
Хоббиты не высокого роста, с лицами, всегда выглядящими детскими и забавными. Их ступни невероятно мохнатые и твердые, а одежда яркая и цветастая.
Эти существа обожают веселье и хорошую компанию, всегда готовы пошутить и повеселиться, особенно после хорошей пинты эля.
Заключение
Хоббиты представляют собой уникальную и неповторимую расу фэнтезийных персонажей, которые завоевали сердца миллионов читателей по всему миру. Их добродушный и веселый характер делает их популярными героями литературных произведений.
Происхождение хоббитов
Происхождение хоббитов скрыто во мраке давно позабытых начальных дней, — говорит Толкин в прологе к Властелину Колец. Как и когда хоббиты появились в Средиземье, известно совсем немного. До 1050 года Третьей Эпохи о них никто вообще ничего не слышал, разве что ходили мимолетные слухи, что существа эти появились одновременно с людьми. Лишь после 1050 года стали поговаривать, будто живут хоббиты в северных долинах Андуина между Мглистыми горами и Зеленолесьем.
Позже становится известно о непонятной миграции хоббитов через горы в Эриадор. Неизвестно, что именно заставило маленький народец сняться с насиженного места. Предположительно главной причиной тому была тень, распространившаяся над Зеленолесьем, из-за которой впоследствии его и переименовали в Лихолесье. В Эриадоре хоббиты встретились с людьми и эльфами, у которых переняли письменность и выучились говорить на Общем наречии. Здесь время легенд кончается, на их место приходят неоспоримые факты.
Переселение в Хоббитанию
В 1601 году хоббиты переходят реку Брендивин и начинают обживать земли, лежащие между рекой и Дальним Всхолмьем. Край этот хоббитам полюбился, и маленькие человечки осели там навсегда. Так была основана знаменитая Хоббитания, она же Шир, разделенная внутри на четыре основных области (удела), которые в свою очередь делились на округа. Самым известным хоббитским поселением стал Хоббитон.
Разнообразие хоббитов
Изначально, еще даже до переселения в Эриадор, народ хоббитов делился на три племени: мохноногов (шерстолапов), хватов (дубсов), и лесовиков (белоскоров). Мохноноги — наиболее многочисленная хоббитская разновидность, были самыми низкорослыми и самыми шустрыми. Волосы и кожу имели каштанового цвета, а на ступнях ног росли целые заросли курчавых волос (на то они и мохноноги). Селились мохноноги преимущественно у подножий гор, оттого дружили с гномами. Мохноноги дольше всех сохраняли верность старинным обычаям — таким, как обыкновение рыть большие норы и селиться семьями.
Хваты были отличны от всех других хоббитов на редкость крепким телосложением. Они более других походили на людей, и сходство это порой доходило до того, что у некоторых из них росла борода. Селились хваты, в отличие от мохноногов, на равнинах и в поймах рек. Это племя всегда поддерживало отличные отношения с людьми и переняло рыбалку и плавание. Необычно было также то, что хваты носили обувь, особенно в плохую погоду; вероятно, именно дружба с людьми довела их до этого.
Лесовики были, пожалуй, самой необычной из хоббитских пород. Отличал их высокий (для хоббитов) рост и худоба, а также любовь к приключениям. Лесовики были немногочисленны, проживали в лесах и водили дружбу с эльфами, отчего прослыли как хорошие певцы и сказители. На сегодняшний день хоббитов уже вряд ли можно разделить на столь четкие группы, ведь вследствие многочисленных переселений представители разных пород смешивались меж собой, и границы между племенами становились все призрачнее.
Бильбо Бэггинс
Бильбо Бэггинс, известный персонаж легендарного произведения Толкина Хоббит, является одним из самых известных хоббитов. Его приключения, связанные с путешествием, сокровищами и драконом, стали классическими в истории фэнтези литературы.
Хоббиты противостоят тьме
Основная причина заключается в том, что хоббиты, несмотря на свои небольшие размеры, обладают огромным душевным смелым и доблестным сердцем. Они способны к самоотверженным поступкам и не знают страха перед опасностью. Такой натуральный бесстрашие делает их идеальными героями в борьбе против зла и тьмы.
Предание о прошлом
Более того, хоббиты и Фродо в частности, имеют в своем сердце маленький огонек, который может противостоять Всеобщему злу. Исильдур и эльфы уже были причастны к прошлым великим событиям и не могли в полной мере представлять собой чистоту сердца и жертвенность, как это было у хоббитов.
Герой не обязательно должен быть велик
Таким образом, физический рост и боевой опыт не всегда являются ключом к спасению мира. Герой может быть кто угодно, главное, чтобы у него было благородное сердце и беззаветная преданность своему делу. Хоббиты подтвердили это на практике, спасая Мир Кольца из объятий зла, несмотря на свое маленькое телосложение.
Вывод
Таким образом, выбор Толкина сделать хоббитов главными героями в своем произведении оправдал себя на практике. Они стали символом борьбы с злом и показали, что и маленькие существа могут быть великими героями.
Сравнение размеров героев
Герой | Рост |
---|---|
Хоббит | Маленький |
Эльф | Средний |
Чучело Голлум | Низкий |
Саруман | Высокий |
Фродо Бэггинс
Фродо всегда отличался от других хоббитов. В голове у него были лишь волшебные истории об эльфах, драконах и гномах, а вот отличить брюкву от репы он не мог. Однако именно Фродо спас Средиземье и навсегда остался в истории этого мира. Храбрость Фродо не совсем обычна — она жертвенна и милосердна.
Когда в Мории погибает Гэндальф, когда Братство начинает рушиться на глазах, Фродо просто уходит. Уходит без пафосных речей, без слезных расставаний, уходит, чтобы не подвергать опасности других, уходит, будучи уверенным в том, что никогда больше не вернется.
Вопреки всему он вернулся. Однако оказалось, что места среди соплеменников ему нет. Фродо изменился — раны, как и духовные, так и телесные, ни на секунду не дают ему забыть жар Ородруина, крики назгулов, взгляд Ока Саурона.
В 3021 году Фродо уплывает за Море, где по легендам он наконец исцелил свою душу.
Впрочем, то, что Фродо понесет кольцо, предрешено с самого начала, никто, кроме него, не сможет этого сделать. Толкин показывает это нам, описывая ссору между представителями свободных народов, произошедшую на Совете Элронда.
Словесная перепалка, едва не перешедшая в драку, открытое недоверие и непонимание друг друга — ноша в виде Кольца Всевластия не под силу никому из них.
А Фродо даже и в голову не приходят мысли о могуществе кольца. Ему просто хочется, чтобы все это быстрее кончилось, и вновь установился мир во всем мире.
Хоббитское отношение к походу наглядно характеризуются словами Сэма на совете: Ох, сударь, ну и в переделку же мы попали! Вот уж влипли так влипли.
Этот толстый, упрямый, всегда мечтавший увидеть эльфов хоббит еще не знает, что будет плыть за Фродо (не умея плавать), спасать его от паучихи Шелоб и нести на руках к горе Ородруин. Однако за все путешествие Сэм ни разу не колебался, совершая эти поступки, потому что даже ни задумывался над тем, героические они или нет. Он думал лишь о том, как спасти жизнь своему другу.
Толкин показывает нам, что обстоятельства делают героями даже тех, кто меньше всего к этому склонен. Упрямство Сэма может стать железной решимостью, а его преданность — необычайным мужеством. Именно милосердие таких, как Фродо, настойчивость и простодушие таких, как Сэм, спасает мир от всесильного зла.
Сэмуайз Гэмджи
Сэму всегда нравились рассказы об эльфах, хотя вряд ли он всерьез рассчитывал их когда-нибудь увидеть. Собственное любопытство позволило Сэму воплотить свою мечту в жизнь. Так уж вышло, что он «совершенно случайно» подстригал травку аккурат под окном как раз в тот момент, когда Гэндальф давал Фродо последние наставления перед дорогой.
Отправившись в поход вместе с Фродо, Сэм помогает ему выжить в полном ужасов Мордоре. Сэм очень долго не теряет надежду вернуться домой, и лишь в конце, когда становится ясно, что еды на обратную дорогу не хватит, он понимает — не будет ее, обратной дороги. Однако и тогда Сэм не теряет присутствия духа, изо всех сил стараясь хоть как-то поддержать Фродо.
В отличие от Фродо, Сэм почти не изменился после похода, обычная жизнь среди соплеменников ему не в тягость. Он становится Главой Хоббитании, женится на красивейшей хоббитке Рози. Лишь в 82 году Четвертой эпохи Сэм уплывает за Море. Вслед за Фродо.
Мериадок Брендибэк и Перегрин Тук
Мерри и Пиппин — лучшие друзья. Они неразлучны — где один, там и другой. Мерри, более озорной и непоседливый хоббит, — зачинщик всех проделок, втягивающий в них более спокойного Пиппина. Но именно Пиппин часто становится источником проблем (вспомните камень, брошенный им в морийский колодец, шум от которого и выдал Братство Кольца).
Во время похода Мерри и Пиппин становятся рыцарями Гондора. А Мериадок также служил оруженосцем короля Теодена и вместе с девой Эовин победил короля назгулов. В историю Хоббитании Мерри и Пиппин вошли, как самые высокие из хоббитов. Выросли они благодаря чудесному зелью энтов.
С окончанием Войны Кольца Мерри и Пиппин возглавили восстание хоббитов против засилья прихвостней Сарумана, затем получили высокие должности при дворе Северного королевства. В 64 году Четвертой эпохи они, отказавшись ото всех должностей, отправились в путешествие по Рохану и Гондору. Ровно через год они оба умерли и были похоронены в королевской Усыпальне.
Халфлинги конца 20 века
Сегодня хоббиты Толкина — далеко не единственные существа размером в полчеловека, с добродушным лицом и волосатыми ногами. У полуросликов, халфлингов — те же самые характеристики, лишь в несколько измененном варианте. Как говорится, сколько людей — столько и мнений, и у каждого писателя нынешних дней имеется собственное.
Хоббиты Перумова
Фолко в представлении художника Владимира Бондаря
Когда в свет вышла книга Ника Перумова «Кольцо Тьмы», среди фанатов Толкина разразились горячие споры. Кому-то свободное продолжение «Властелина Колец» пришлось по душе, кому-то нет. Споры затронули и хоббитов Перумова, которые были весьма похожи на хоббитов Толкина, но, тем не менее, имели ряд характерных отличий.
Главный герой «Кольца Тьмы» — хоббит Фолко, потомок Мериадока Брендибэка. Этого мечтательного молодого человечка тяготит обычная хоббитская жизнь. С самого начала он напоминает нам Фродо, также жаждавшего отправиться на поиски приключений. У Фолко появляется возможность начать жизнь приключенца после встречи с гномом по имени Торин.
Духовная эволюция Фолко приводит его не к широчайшему милосердию (как Фродо), а делает из него хорошего воина. Иначе говоря, перумовские хоббиты более современны и, не побоюсь этого слова, воинственны. Вероятно, этого изменения требуют наступившие времена — мир Средиземья стал более обыденным. Исчезла аура волшебства, пронизывающая его во «Властелине Колец», а обыденность, как правило, требует большей стойкости и даже жестокости.
Фермеры-низушки
Низушек-художник из игры про ведьмака
Отгадайте загадку: кто такой — похож на человека, кудрявые волосы, жесткие ступни, любит родной дом и обильное угощение. Совершенно не воинственен. Что? Говорите, хоббит?! А вот и нет. Это низушек. Родственник хоббита в творчестве Сапковского. Низушки — добродушный народ, проживающий в государстве Темерия. В своей жизни каждый нормальный низушек ставит себе следующие цели — прокормить семью (если семьи нет, то хотя бы самого себя), обзавестись наследниками и просто прожить жизнь без особых приключений. Низушки спокойны и добропорядочны, они никогда не пойдут против установленных законов.
Однако, несмотря на всю свою миролюбивость, любой низушек вполне способен постоять за себя. Даже камень — весьма опасное оружие в его руках, а уж проворством с ним точно никто не сравнится. Надо сказать также, что низушки имеют неплохую смекалку и отличную деловую хватку, поэтому самое подходящее для них занятие — торговля. Вспомните того же торговца Даинти Бибервельта, встретившегося на пути ведьмака Геральта. За свои деньги и товары он был готов драться до последней капли крови.
Живут низушки в норах или домиках, образуя небольшие общины. Нельзя сказать, что низушки не ощущают шовинизма со стороны людей, но относятся они к этому намного спокойнее, чем те же эльфы. Люди часто становятся их деловыми партнерами, при этом низушки на них неплохо наживаются.
Маленькие герои ролевой игры
На смену образу добропорядочного домоседа-фермера, тяжело идущего на контакт с другими расами и лишь в самых экстренных ситуациях способного на участие в авантюрах, пришел образ задорного вороватого приключенца.
Вороватая волшебница-халфлинг из Pathfinder, художник Ian Perks
Халфлинги из D&D — приспособленцы в прямом смысле этого слова. В отсутствие собственного государства природная уживчивость помогает им везде чувствовать себя, как дома. Они умеют выходить целыми и невредимыми из самых отчаянных ситуаций, но при этом, как никто другой, умеют в эти ситуации и попадать.
По сравнению с другими расами они мало интересуются властью и богатством. Поэтому возникающие на их пути трудности чаще всего связаны с чрезмерным любопытством. Что касается профессий и увлечений, то халфлинги часто бывают вполне трудолюбивыми гражданами, занимающимися торговлей или коллекционированием, однако еще чаще встречаются такие, что ступили на кривую дорожку и занялись воровством.
Воры-халфлинги, как правило, очень успешны благодаря врожденной ловкости и скрытности. Однако, несмотря на весь свой авантюризм, халфлинги превыше всего ценят комфортную жизнь. Хорошая пища, отличный табак, удобная одежда, уютное жилище — вот непременные составляющие запросов халфлинга.
Говоря об экзотических хоббитах, нельзя не вспомнить кендеров из мира Dragonlance. Эти любопытные существа — врожденные клептоманы, крадущие все, что плохо лежит. Однако ворами они себя не считают («мы находим утерянные вещи и просто забываем вернуть их владельцу») и могут очень серьезно обидеться на такие обвинения. Кендеры чрезвычайно любопытны, не знают страха, умеют вскрывать самые сложные замки и постоянно испытывают тягу к далеким путешествиям. Именно поэтому слово «кендер» в этом мире синоним слова «проблема».
Тассельхофф, самый знаменитый кендер, в представлении художника Ларри Элмора
И, наконец, самые нетипичные представители этой расы живут в сеттинге Dark Sun. Забудьте про добряков-хоббитов. Халфлинги этого мира — дикие жестокие пигмеи, живущие в непроходимых джунглях у подножия Звенящих гор. Их самая яркая черта — каннибализм. Правда, халфлинги не склонны потреблять себе подобных. Но они с удовольствием сожрут любого чужестранца, зашедшего к ним на огонек. Им присуще типичное хоббитское любопытство, поэтому иногда эти злобные создания все же совершают путешествия за пределы своих джунглей.
Беспокойные халфлинги
Реджис в представлении художника Тодда Локвуда
«Нам ведь здесь и так неплохо живется. Так зачем искать каких-то приключений», — жизненное кредо халфлинга Реджиса, героя романов Роберта Сальваторе о темном эльфе Дзирте До’Урдене.
Реджис то и дело попадает в различные переделки. Он рано осиротел, и ему ничего не оставалось делать, кроме как самому зарабатывать на хлеб. Реджис стал воришкой и в этом ремесле достиг совершенства. Будучи совсем юным, он обладал невероятной удачливостью и обаянием, а главное — умением легко дурачить других.
Реджис в комиксе по книгам Сальваторе
Затем Реджису снова повезло, он познакомился с одним из искуснейших воров Калимпорта, Пашой Пууком, и стал членом одной из влиятельнейших воровских гильдий. Все шло бы и дальше, как по маслу, если бы Реджис в один прекрасный день не стянул у своего покровителя магический рубин. Именно это происшествие привело халфлинга на Север (где он познакомился с Дзиртом и его друзьями) и явилось причиной всех дальнейших его злоключений.
Реджис — далеко не единственный халфлинг, встречающийся в книгах Сальваторе о Забытых королевствах. В романе «Незримый клинок» весьма характерны образы халфлинга Дондона Тиггервиллиса и его двоюродной сестры Двавел. Они полные противоположности друг другу, при этом их обоих трудно назвать классическими халфлингами мира Забытых Королевств (Forgotten Realms).
Дондон — бывший вор и сплетник, всегда находящий в курсе всех событий. Этот халфлинг полностью потерял веру в себя и разжирел до такой степени, что на него уже противно смотреть. Дондон не живет, он просто существует, что весьма необычно для халфлингов, привыкших брать от жизни все.
В отличие от Дондона, его двоюродная сестра Двавел необычайно расчетлива и решительна. Она возглавляет целую гильдию халфлингов, ее очень уважают в Калимпорте. Двавел всегда способна постоять за себя, и никогда не теряет присутствия духа.
В серии книг о приключениях Лютиена Бедвира, наследника трона волшебной страны Эриадор, Сальваторе вводит образ Оливера де Берроуза, эксцентричного благородного разбойника-халфлинга, утверждающего, что «гордость халфлингов пропорциональна их росту». Образ Оливера несколько комичен — он, одетый по последней моде, разъезжает на рыжем пони, а на лице его присутствует растительность в виде аккуратно подстриженных усов и эспаньолки.
Мелкий воинственный народец
Любопытный эксперимент по скрещиванию фэнтези с фантастикой провел Сергей Лукьяненко в своих книгах «Геном» и «Танцы на снегу». Халфлинги Лукьяненко — мелкий и воинственный народец. Внешность их такова: глаза огромные, уши малюсенькие, ноги — обросшие волосами сверху донизу. Голос у халфлингов мелодичный, звонкий и чистый. От них исходит необычайно приятный и легкий запах, сравниваемый автором с ароматом цветов. Люди называют халфлингов «хоббитами», что у них рассматривается как оскорбительная кличка.
Цивилизация халфлингов вполне мирно сосуществует с Земной Империей. Впрочем, были времена, когда халфлинги были настроены против людей, и даже собирались вступить в альянс с Федерацией Инея и вместе начать военные действия против Земной Империи. Однако этого не случилось из-за того, что к альянсу выразило желание присоединиться Скопище Цзыгу (населенное существами с внешностью девочек-подростков, которые на самом деле насекомые, выделяющие неприятный запах кишечного газа). С ними халфлинги находятся в состоянии постоянной войны.
Полурослики в компьютерных играх
Халфлинги из Master of Magic — миролюбивая раса фермеров (бонус к производству еды), не привычная к войне (минус к атаке). Но когда обстоятельства требуют, они способны преподнести врагам парочку сюрпризов. Благодаря тесной связи с землей и природой шаманы могут исцелять союзников от яда и ран. По той же причине оружие их достаточно примитивно — вилы да пращи. Но пращники достигли идеала в обращении со своим нехитрым оружием — любая из «высоких» рас может оказаться в незавидной роли Голиафа. Отдавая должное творчеству Толкина, создатели наделили эту расу неплохим сопротивлением магии (намек на устойчивость хоббитов к действию Единого Кольца). Кроме того, этим малышам все время везет, порой в самых безнадежных ситуациях.
В серии Heroes of Might and Magic халфлингов в отдельную нацию выделять не стали, и сделали из них помощников магов. Легкодоступные и многочисленные, при везении они могут нанести немалый урон своими пращами. В четвертой части серии они еще и получили бонус против гигантских существ — снова отсылка к библейскому сюжету про «первого снайпера человечества».
Наконец, в серии «Age of Wonders» халфлинги — миролюбивые землепашцы, которые обожают вкусно поесть, послушать хорошую историю и выкурить трубочку-другую. Когда приходит война, желто-зеленое воинство вновь полагается на пращи и маленький рост. Разведчики халфлингов способны сильно потрепать нервы противнику: появиться из ниоткуда, ужалить отравленным дротиком из духовой трубки и вновь раствориться в чащобе. Из толкиновского «Хоббита» позаимствованы пони в качестве кавалерии, а также гигантские орлы — не столько крылатые воины, сколько средство дальней разведки.
Во всех упомянутых играх четко прослеживается одна идея: халфлинги — миролюбивая раса, и за оружие они берутся только в самом крайнем случае.
Халфлинги в Age of Wonders. Стремление жить в гармонии с природой и копить богатство не вызывает понимания у соседей
Появившись впервые на страницах сказки, хоббиты стали полноправными членами фэнтези, сделав этот мир магов и героев более реальным, близким и понятным нам. Маленькие простодушные человечки вызывают не меньший интерес, а порой и большую симпатию, чем суровые гномы и великолепные эльфы. Их житейский героизм покоряет наши сердца. Простые селяне Толкина, напоминающие жителей патриархальной Англии, попадая во вселенную D&D, становятся предприимчивыми авантюристами, сохраняя в душе любовь к дому и комфорту.
В заключение хотелось бы привести слова человека, подарившего миру хоббитов — Дж. Р. Р. Толкина:
«Как я погляжу, у Сарумана немало потомков. У нас, хоббитов, нет волшебного оружия, чтобы защищаться. И все же, достославные мои хоббиты, я предлагаю выпить за здоровье хоббитов. И да переживут они сарумановых отпрысков и да узрят новую весну и деревья в цвету».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Единороги — загадочные существа. На протяжении веков великие умы обращались к образу этих своенравных животных. Сам Леонардо да Винчи сложил о них басню, Рафаэль написал «Даму с единорогом», древние греческие историки говорили в своих трудах об единорогах так, как если бы мы сейчас описывали породистых лошадей или белых носорогов. Да и современные классики не обходят единорогов стороной — вспомните сагу о Гарри Поттере. Когда Гарри покупал свою первую волшебную палочку в магазине Олливандера, он узнал, что в каждой из них есть середина из сильнодействующей волшебной субстанции, и волос из гривы единорога был одной из самых сильных.
На разных языках, на нескольких континентах находятся заметки об единорогах. Например, в русских словарях XVI—XVII вв. единорог изображается так:
Правда, на Руси единорога называли немного иначе — индриком. Перед смертью он отбрасывал свой длинный рог, а сам зарывался в землю. И через некоторое время из отброшенного рога появлялся малыш индрик.
Чаще всего единорога изображали и изображают как крупного белого коня с большим рогом на голове, растущим прямо между глаз. Рог закручен по спирали, а голова розового или красного цвета. Животное обладает огромной силой и выносливостью. Иногда у единорога есть крылья. Хотя, если мыслить здраво, зачем ему крылья, когда он может развивать огромную скорость, и ни один охотник не сможет его поймать?
Общество Исследователей Единорогов
Нет в продаже
Эта книга — настоящее доказательство существования самых прекрасных из мифических существ — единорогов. Изучи материалы, собранные с разных уголков нашего мира, и убедись, что магия реальна!
Свободолюбивое и неуловимое животное, имеет доверие только к юным, добрым девушкам. К ним оно может являться по первому их зову. Оттого столько изображений единорогов, склонивших свою голову на колени своей подруги.
Пять любопытных фактов
— На амулетах часто изображали единорогов, чтобы отпугивать злых духов или притягивать удачу. В таких отдаленных друг от друга местах, как Италия и Китай, единорогов изображали на деревянных дверях. В древности в странах Среднего Востока фигурки единорогов закапывали в землю под полом дома, чтобы в доме поселилось счастье.
— В Средние века существовало несколько способов для проверки подлинности рога единорога. Например, считалось, что если рог единорога положить в воду, вода должна закипеть. А если паука опустить на пол и обвести вокруг него круг рогом единорога, паук не сможете пресечь этот круг и умрет голодной смертью.
— Трон царя Ивана грозного в Московском Кремле был украшен символами со Львом и Единорогом.
— Хотя единорог обычно ассоциируется с миром, иногда он используется как символ войны. Например, на погонах у летчиков 13-й американской воздушно-десантной дивизии во время Второй мировой войны был изображен крылатый единорог.
— Некоторые считают, что единороги утонули во время Великого потопа и превратились в нарвалов. Это вид китов с одним длинным бивнем, который растет у них на голове.
Итак, самым ранним упоминаниям об единорогах насчитывается около 2500, а по некоторым данным, и все 4000 лет. Самым последним — меньше месяца, а наши дети мечтают их повстречать и, как завороженные, слушают о них истории.
Что делает единорога особенным? Конечно, в первую очередь, это его необычный внешний вид и целительные свойства рога: он может излечить ядовитые укусы змей и насекомых. Но важнее его внутренние качества: его смелость и доброта стали для людей олицетворением света, чистоты, могущественной силы, которая противостоит тьме — всему плохому, что может проявиться на Земле. Единороги — ни много ни мало — поддерживают равновесие во Вселенной.
Мы думаем, что у каждого есть свой единорог — это его личная внутренняя сила и безграничная доброта, вера в себя и любовь к людям. Но волшебные животные — это не только единороги, так что — познакомьтесь и с другими чудесными созданиями из сказок и мифов.
Запрос «Богатырь» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Запрос «Витязи» перенаправляется сюда; о другом значении термина «Витязи» см. Витязи (деревня).
Богатыри́ — герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Некоторые сюжеты, связанные с богатырями, восходят к историческим событиям.
«Богатыри» — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович, картина В. М. Васнецова, 1881—1898
Местность Киев, Новгород и др.
Функции стояли на страже Руси
Связанные персонажи князь Владимир Красное Солнышко и др.
Характерные черты большая физическая сила, подвиги религиозного или патриотического характера
Медиафайлы на Викискладе
Долгое время былины (стáрины) передавались в устной форме, пока ими не заинтересовались учёные, филологи и фольклористы.
В реальной истории основу войска Древней Руси составляли дружинники — «храбры», «витязи», «богатыри», — военная элита русских земель и княжеств, тяжеловооружённые конники и пехотинцы. Они же могли использоваться при решении административно-экономических задач — как судьи, управленцы, сборщики податей, послы и др.
Данный термин заимствован не только в древнерусский, но и в другие языки: польский, персидский, венгерский. Некоторые этимологи считают, что схожие слова в неродственных языках возникли независимо, и могут считать их источником русского слова.
В русских источниках слово витязь встречается единожды в Переяславской летописи, после чего не появляется до XVI века.
В Древней Руси для обозначения элитного воителя и дружинника вместо позднейшего заимствования «богатырь» повсеместно употреблялось слово «храбр».
Михаил Врубель — Богатырь (1898)
Впервые русские былины опубликованы в 1804 году Андреем Якубовичем в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова». Считается, что Кирша Данилов работал на заводах Демидовых в 1740-х годах и тогда же составил свою рукопись, попавшую позже в руки Калайдовича. Наряду с былинами, в его сборник вошли исторические песни и скоморошины, зачастую скабрезного содержания, из-за чего издавать его невозможно было без цензурных купюр. В 1818 году вышло второе, более полное издание собрания Кирши Данилова, подготовленное известным филологом Константином Калайдовичем.
Однако планомерное собирание былин началось в России только с середины XIX столетия, когда для этого стали организовываться научные экспедиции. Наиболее авторитетными собирателями и издателями былин стали в это время Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин.
Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти 20 лет).
Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.
«Один в поле воин», В. М. Васнецов, 1914
Совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.
Виктор Васнецов Богатыри на конях (1896)
Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый привёл к двум взглядам:
- что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте (D-r С. Marthe) и др.),
Плодом таких взглядов являются замечательные по своим крайностям, но вместе с тем и по глубокому изучению предмета сочинения: О.Миллера, «Илья Муромец и Богатырство Киевское»; В. В. Стасова, «О происхождении русских былин»; П. А. Бессонова, «Заметка» к сборнику Киреевского.
Но верх мало-помалу одержало другое, более умеренное мнение (Ф. И. Буслаев) о присутствии различных элементов в былинах: исторического, бытового, заимствованного и в очень малой, почти ничтожной степени — мифического. Так как по такому взгляду былины являются как бы сплочением многих разнородных элементов, то и богатыри не составляют цельных чистых типов, но являются тоже в известной степени конгломератами различных лиц: исторических, легендарных, символических и др. Часто даже и так бывает, что одна черта характера с одного богатыря переносится на другого и что один сюжет приурочивается к нескольким богатырям.
Главными представителями этого толкования в XIX веке являлись А. Н. Веселовский, М. Г. Халанский и И. Н. Жданов. Соединение двух методов, исторического и сравнительного, влечёт за собою громадные трудности. До сих пор (по состоянию на год выпуска ЭСБЕ) не имеется ни одной книги, в которой бы богатыри рассматривались во всех обстоятельствах, при каких они появляются в былинах: все имеющиеся сочинения посвящены только изучению некоторых сюжетов былин, некоторых сцен из жизни богатырей, некоторых сторон их деятельности и т. п.
Образ богатырей, преданных родине. Илья Муромец, Р. Смирнова, Почтовая марка СССР, 1988
Былины разделяются на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Эпоха Владимира возможно и стала ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности.
Исследователи, не учитывающие православный характер былин, не выработали единого мнения о делении богатырей. Это происходит оттого, что до сих пор ни одна из черт их характера не признана всеми настолько характерной, чтобы сообразно ей делить их на группы. Поэтому некоторые не задаются вовсе вопросом о разделении богатырей на группы, другие (значительное большинство) делят их на старших и младших, третьи, наконец (М. Г. Халанский), рассматривают их по отношению к хронологии и делят на богатырей эпохи дотатарской, татарской и послетатарской. Но и те, которые делят богатырей на старших и младших, не согласны друг с другом относительно того, какие именно богатыри старшие и какие младшие.
Нет сомнения только относительно Святогора, которого все причисляют к старшим; но уже относительно Микулы Селяниновича, Вольги Святославича, Дона, Дуная Ивановича и некоторых других существуют разногласия, так как сторонники исторического взгляда считают их младшими богатырями вопреки мнению других, которые приравнивают их Святогору. Все эти богатыри принадлежат к так называемому киевскому циклу, к которому не примыкают только два богатыря новгородские и двое или трое стоящих особняком, напр. Саул Леванидович и Суровец-Суздалец.
Итак, кроме небольшой группы двух последних категорий, мы имеем одну огромную категорию киевских богатырей, сплочённых вокруг великого князя Владимира. Остаётся теперь решить вопрос о том, действительно ли все типы богатырей сложились на юге или первоначально это были местные богатыри, воспеваемые каждый в своей области и потом только приуроченные к Киеву и к имени Владимира. Вопрос этот неразрывно связан с вопросом о происхождении былин; здесь скажем только, что большинство исследователей признаёт богатырей типами, образовавшимися в Южной Руси, с чем не согласен М. Г. Халанский, который доказывает, что типы богатырские появились первоначально в областных, не зависящих друг от друга эпических народных произведениях.
Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. В отношении принципа деления не совсем согласен с другими Орест Миллер: он делит сперва богатырей на сватов и несватов и только потом, в свою очередь, несватов делит на богатырей старших и младших. В основу своего деления он берёт то, что все былины, говорящие о сватовстве, отличаются мрачным, грубым, диким характером и поэтому носят на себе отпечаток весьма глубокой древности.
По О.Миллеру, сватовство надо здесь понимать в мифологическом значении добывания светлого существа и сваты являются самыми полными образами диких, неукротимых сил природы; они действуют каждый отдельно, не братаются с другими богатырями, не имеют ни малейшего исторического приурочения; к ним принадлежат: Иван Удовкин сын, Михаил Потык, Дунай Иванович, Хотен Блудович. Другие исследователи не принимают в расчёт этого деления, считая сватов такими же богатырями, как и других, но только хронологически древнейшими и поэтому более дикими типами, сохранившимися без позднейших смягчений.
Виктор Васнецов Витязь на распутье (1878)
Виктор Васнецов Богатырь (1878)
Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен М. Г. Халанский и отчасти А. Н. Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.
С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен М. Г. Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, этот же автор делит богатырей по областям, в которых они, по его мнению, были созданы народом; так, к Киевской области он причисляет только самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.