Введение в Основы православной культуры
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Первая половина курса (первое полугодие IV класса)
Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства.
Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив Основ православной культуры был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии.
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК? — распределились следующим образом:
- целиком положительно 25%
- скорее положительно 44%
- скорее отрицательно 13%
- резко отрицательно 6%
- затрудняюсь ответить 11%
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
| Округ | Область | Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК |
|---|---|---|
| Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) |
| Тверская область | 62,3% (более 6680) | |
| Костромская область | 75% (более 4080) | |
| Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) |
| Калининградская область | 34% (2494) | |
| Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19.1% (4804) |
| Новосибирская область | 18.5% (5143) | |
| Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61.26% (1050) |
| Камчатский край | 39% (893) | |
| Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) |
| Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | |
| Чувашская Республика | 34.8% (более 3920) | |
| Южный федеральный округ | Чечня | 0.36% (73) |
| Республика Калмыкия | 30% (898) |
Учебники по ОПК
В. Васнецов. Радость праведных о Господе.
Роспись купола Владимирского собора.
Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей. Некоторые из них:
- А. В. Бородина. Книга для учителя Основы православной культуры в первом классе (2002)
- О. К. Харитонова. Книга для учителя Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры (2001)
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
- Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах.
- Муниципальный этап в ноябре. В нем принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа.
- Региональный этап проводится в декабре-январе. В нем принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа.
- Заключительный этап в апреле в городе Москве в очной форме.
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии.
Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
2020 (№ 3-16)
Лавшук Л.И. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ КУРСА ОРКСЭ МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ
Введение
Лавшук Любовь Иннокентьевна, учитель начальных классов и курса ОРКСЭ в Мунициальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 1 в Иркутской области, р.п. Куйтун, поделилась своим опытом по духовно-нравственному воспитанию детей на уроках курса ОРКСЭ модуля Основы православной культуры.
Взаимодействие школы и семьи
Эффективность воспитания ребенка, согласно Лавшук, сильно зависит от взаимодействия между школой и семьей. Без участия семьи, без эмоциональной и этической поддержки со стороны родителей, изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики будет недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь помогает ребенку почувствовать ценность своей учебной деятельности и способствует его желанию учиться, преодолевать сложности и стремиться к успеху.
Реализация курса ОРКСЭ
Практика показывает, что курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, особенно в сфере духовно-нравственного развития. Формирование основ российской гражданской идентичности начинается с первой темы курса Россия наша Родина. Урок Православный Храм является не только познавательным, но и воспитывающим стимулом доброты, света и радости, развивая мотивацию к изучению православной культуры и ценностного отношения к духовному наследию.
План урока Православный храм
- Понятие храм – дом Божий
- Назначение, внешний вид и устройство православного храма
- Развитие мотивации к изучению православной культуры
- Воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию
Заключение
Лавшук Любовь Иннокентьевна призывает родителей принимать активное участие в жизни школы, так как это способствует более полноценному и эффективному воспитанию детей. Курс ОРКСЭ, особенно уроки по православной культуре, играют важную роль в формировании ценностного отношения детей к истории и культуре своей страны.
Великолепие русских храмов
Храмы в России поражают своим великолепием и красотой. Архитектура этих строений несет в себе глубокий смысл и символизм. Особое значение имеют купола, увенчивающие церковные постройки. Количество куполов в храме может варьироваться, однако наиболее распространены трех- и пятиглавые купола.
Форма купола также несет в себе символизм. Шлемовидная форма напоминает о воинстве и духовной борьбе церкви с силами зла и тьмы, в то время как форма луковицы символизирует пламя свечи, стремящееся вверх и распространяющее свет и тепло.
Что такое храм?
Храм – это слово, происходящее от хоромы, означающее Божий дом, место, построенное для молитвенных собраний. Это место, посвященное Богу, где совершаются общие молитвы, где горят свечи, где воспевается светлая песнь веков.
Работа по теме урока
На протяжении истории России христианская жизнь была неразрывно связана с храмом. Храм считается Домом Божиим, а также называется церковью.
Церковь – это здание для богослужения, святое место для христиан.
Например, Храм Всех Сибирских Святых – это наш Куйтунский храм, где в 2015 году была совершена первая служба на Пасху.
Структура православного храма
Православный храм состоит из трех частей:
- Притвор
- Собственно храм (средняя часть)
- Алтарь
При входе в храм дети встречают притвор, где раньше стояли те, кто готовился к крещению, а также кающиеся. В притворе также может располагаться трапезная для монастырских храмов.
Иконы размещаются по стенам великих храмов в больших киотах и аналоях. В храме также устраиваются клиросы для чтецов и певцов, а перед иконостасом стоит алтарь. Канунник, находящийся рядом с иконами распятия, служит заупокойные богослужения – панихиды.
Стена из икон называется иконостас, а перед ним располагается солея. На амвоне священнослужители рассказывают Евангелие и проповедуют.
Царские врата в храме являются особым местом, через них могут проходить только священнослужители во время богослужения. Икона Тайной вечери и иконы Спасителя и Божией Матери украшают это священное место.
Заключение
Русские православные храмы – это не только архитектурные шедевры, но и места глубокой духовности и преданности Богу. В них запечатлены вековые традиции и красота, без которых невозможно представить себе русскую историю и культуру.
Священник молится именно там. и никто без его благословления не имеет права туда входить. Человек должен понимать, что не все ему позволено.
Ребята, а как вы думаете, нужна такая комната? (ответы детей)
Учитель: Православные люди ходят в храм помолиться Богу, обратиться к Нему за помощью в своих молитвах, поставить свечи о живых и об усопших, совершить таинства- Красота храма, священные изображения, церковные песнопения – всё прославляет Бога. В православном богослужении используется и колокольный звон, а звонит в колокола только звонарь. Все христиане могут позвонить в колокола лишь на Пасхальной неделе по благословению священника.
Звоны колокольные бывают разные, послушаем их.
3. (Звучат колокольные звоны аудиозапись) Благовест. Перезвон. Трезвон.
Поясняет их значение, и ученики записывают в тетрадь.
«Колокольные звоны: благовест, перезвон, трезвон».
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Раздаю схемы устройства церкви.
Ребята, а сейчас я хочу посмотреть, как вы меня слушали. Вам сейчас надо отметить на схеме основные части церкви и предлагаю разгадать загадки. Вы не только отгадываете загадки, но и в ответах находите основные части устройства храма и отмечаете их на чертеже.
1.Дом на горке стоит
А вверху крест горит
Ярко, будто солнце. (Храм, церковь)
2.Очень громко звенит,
В церковь всем идти велит. (Колокол)
3.Как одна они стройны,
Как одна они равны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят. (свечи)
4.В те врата войдёт не каждый,
Даже сильный и отважный.
И должны мы все учесть:
Только в церкви они есть. (Царские врата)
5.В церкви место есть такое:
Там Господь – Небесный Царь.
Место то зовут ____алтарь_______
6.В алтаре как будто стол,
7.Есть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно.
Кто мимо идёт – ей поклонится
И тихо, неспешно помолится. (икона)
1. Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Проверяем, обсуждаем, исправляем ошибки.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
Что нового вы узнали?
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Ребята получают ангелочков на память.
– Спасибо, ребята, за урок!
1. Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
2. Фото на презентации из сети –интернет и сайта храма всех Сибирских святых п.Куйтун http://xram-kuitun.cerkov.ru/
3. Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев-4 класс.
Тема 22. Православный календарь и праздники (уч. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» стр. 68-71)
– познакомить с устроением церковного календаря;
– дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.
– учебное пособие, иллюстрации №64-77, православные календари, мультимедийная презентация.
Задания для опроса:
Задания для закрепления: стр. 70 №1, стр. 71 №3.
Проблемные вопросы для обсуждения: Можно ли выделить самые главные христианские праздники? В чем различие между православными и светскими праздниками?
Задание на дом: творческим группам подготовить рассказ о христианских праздниках Рождества Христова и Воскресения Христова.
1. Мотивация на приобретение новых знаний.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.
Хотите, счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас,
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя вас,
Возьми его с собой в дорогу.
И поделитесь с ближним им,
Раздайте до последней крошки!
И обойдя весь шар земной,
Оно вернётся к вам в ладошки!
2. Актуалицация опорных знаний, повторение, рассказ учителя.
– Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
(Ответы ребят: добрые, светлые чувства и т.д.)
– Какие поступки и дела вам захотелось совершать?
(Ответы ребят: хорошие и добрые поступки, делиться с ближними радостью и т.д.).
– Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему учит Христос?
(Ответ: «золотое правило» христианина – возлюби ближнего своего, как самого себя, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой).
– Урок православной культуры привносит в нашу с вами, ребята, жизнь радость: от того, что мы узнаем о красивом мире, о добрых людях, о великой книге – памятнике мировой культуры – Библии, в которой рассказывается о Премудром Творце красивого мира, Отце Небесном Боге и Его великой любви к людям. И даже от получаемого книжного знания на душе становится радостно: в мире есть добро, красота, любовь. Но это радость нашей души, наши чувства – радость душевная.
В православной культуре есть особое понятие – радость духовная. Кто вспомнит, что это означает? (Ответы детей). У христиан радость часто и прежде всего связана со священными событиями – жизнью Иисуса Христа, Богородицы, святых, с церковью. Какая же для христиан радость самая главная? Конечно, это радость о спасении человека Христом Богом. Христианская радость – это радость о Господе, Господе Воскресшем – радость спасения.
Даже когда человек спасается от небольшой опасности, он радуется. А радость спасения от вечной смерти, радость вновь обретенной возможности быть с любящим человека Богом – это особое духовное состояние. Радость столь велика, что не вмещается в человека, но переполняет его. Даже посторонние люди могут заметить, как меняется такой человек – он как бы весь становится пресветлый, очень-очень добрый. Всех любящий. Но вот выразить словами это чувство невозможно. Душа радуется, ей хорошо! А слов подходящих нет! Но ведь были такие люди, которые испытывали такое чувство – это святые люди, мы вскоре будем читать о них. По словам святых людей состояние христианской радости невозможно описать так, чтобы и другим передать.
Святые люди рассказывают о пути духовной жизни человека. Но каждому христианину доступна, конечно, не в такой мере как человеку святому, радость христианская, радость жизни с Богом. Например, в молитве (это разговор с Богом), в праздновании событий, связанный с почитанием Христа, Богородицы.
3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
– О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).
Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом.
Мы его так долго ждали, пост с тобой мы соблюдали (праздник).
– Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Ответьте, зачем нам необходимы календари?
– Как вы думаете, какие бывают календари?
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?
– Как вы думаете, существуют ли иные праздники?
– Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?
– Сегодня наш урок будет радостным. Мы поговорим с вами о христианских праздниках. А праздник разве может быть грустным? Мы с вами вспомнили, что когда мы говорим о православной культуре, в ней понятие «радость» следует понимать не только в житейском плане, но в христианском – как радость о Господе. Именно эту радость несут в себе христианские праздники.
4. Приобретение новых знаний.
– Ребята, у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?
(Ответ: в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов).
– Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.
Давайте подумаем, как связаны слова «праздник» и «праздность». (Ответы ребят: они говорят об отсутствии работы, трудовых усилий человека в это время). Праздник – это радостный (в житейском смысле) день: человек не работает, отдыхает. Но христианские праздники – особые. И радость христианских праздников так же не обыкновенная, но духовная. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.
Работа по тексту учебника стр. 68-69. Чтение текста «Чему посвящены православные праздники?».
– Ребята, а как вы думаете, среди христианских праздников можно выделить самые главные праздники? Какие это праздники? (Дети пробуют ответить на вопросы).
– Давайте почитаем дальше и узнаем ответы на эти вопросы. (Чтение текста стр. 68-69 «День седьмой»).
– Ребята, в какой день Бог отдыхал от Своих дел? (Ответ: в седьмой день). Сколько существует самых главных православных праздников? (Самых главных православных праздников 12). Давайте найдем примеры таких праздников в тексте и еще раз зачитаем. (Дети зачитывают названия праздников со стр. 69: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение Господне, Рождество Богородицы).
– Какой христианский праздник самый великий? Как его еще называют? (Ответ: Воскресение Христово – Пасха. Его еще называют праздник праздников и торжество торжеств).
– Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим иконы праздников.
Учитель показывает презентацию с иконами праздников (слайды 2-13), сопровождая каждый слайд кратким описанием праздника.
Слайд 2. Рождество Пресвятой Богородицы.
Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. По преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида. У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.
Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.
Слайд 3. Воздвижение Креста Господня.
Этот праздник связан с интересным преданием, которое рассказывает о распространении христианства среди народов, о том, как с помощью Христа римскому императору Константину Великому удалось победить врагов, а его мать Елена разыскала крест, на котором был распят Христос.
У Константина, который только недавно стал римским императором, возникли распри с другими правителями Рима, и началась между ними война. «Накануне решающей битвы, — рассказывается в предании, — когда уже стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели на небе крест с надписью: «Сим победишь».
Во сне Константину приснился Иисус Христос с крестом. Христос велел ему нарисовать на знамёнах, с которыми они шли в бой, кресты и обещал ему победу. Константин всё сделал так, как во сне велел ему Христос, и победил. А когда вошёл в город Рим, велел поставить на главной площади города статую с крестом в руках. С тех пор в Римской империи прекратились преследования христиан, и сам Константин крестился незадолго до своей смерти.
В это время мать императора Елена по просьбе сына поехала в Иерусалим, чтобы там разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим царица Елена расспрашивала всех: может быть, кто-то помнил, где находится этот крест. Наконец от одного очень старого местного жителя ей удалось узнать место, где он находится. Оказывается, крест вместе с крестами двух распятых с Христом разбойников по тогдашним законам был зарыт в землю. Царица приказала копать землю в этом месте, и скоро землекопы нашли здесь 3 креста. Никто не мог сказать, какой же из трёх найденных крестов тот, на котором был распят Христос.
Тогда царица Елена и все, кто её сопровождал, подняли крест и отдали его епископу, который встал на возвышенное место и несколько раз поднимал крест над головой, или воздвигал, а народ при этом повторял: «Господи, помилуй». Впоследствии на том месте, где, по преданию, он был найден, соорудили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 года, а с начала V века в христианской церкви стал торжественно отмечаться праздник Воздвижения Святого Креста Господня. В русской православной церкви он отмечается 27 сентября.
В России этот праздник называется ещё медовый спас, и мёд по традиции обязательно освящается в церкви.
Слайд 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Ребята, мы уже говорили с вами, что перед рождением Пресвятой Богородицы ее родители дали Богу обещание, что отдадут родившегося у них ребёнка на служение Богу.
И вот когда Марии исполнилось 3 года, родители пригласили соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажжёнными свечами, повели свою дочь к огромному Иерусалимскому храму.
К храму вели широкие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей.
У входа Марию уже ожидал первосвященник, т.е. самый старший священник. Никогда не встречал он никого у дверей храма. Только Марию встретить вышел.
Девочка осталась в храме, она училась здесь читать священные книги, молилась, занималась рукоделием.
Празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря.
Слайд 5. Рождество Христово.
– Ребята, давайте вместе прочитаем об этом замечательном празднике (чтение текста учебника стр. 70-71 Празднование Рождества Христова).
Слайд 6. Сретение Господне.
Отмечается этот праздник 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.
По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.
При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:
— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей.
Слайд 7. Крещение Господне.
Крещение Господне — большой православный праздник, который ежегодно отмечают все верующие христиане 19 января. Этот день связан с принятием веры Иисуса Христа в реке Иордан, когда произошло великое чудо.
На землю спустился сам Бог и провозгласил Иисуса своим сыном.
Согласно древним писаниям, появлению Крещения Господне предшествовала обычная земная жизнь Иисуса. Он до 30 лет проживал в Назарете с матерью и пожилым Иосифом. Занимался плотничеством и этим зарабатывал себе на пропитание.
Когда ему исполнилось ровно 30 лет, Иисус изъявил желание принять веру и отправился к реке Иордан к Крестителю Иоанну. Последний знал, что Иисус не обычный человек, поэтому сначала отказывал ему в крещении.
Но вскоре согласился. Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».
Слайд 8. Благовещение.
Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Русская православная церковь отмечает этот праздник 7 апреля.
Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.
Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). Это был архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.
Слайд 9. Вход Господень в Иерусалим.
В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. Когда пришел в это селение Иисус, прошло уже четыре дня с тех пор, как умер Лазарь. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: "Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь.Многие люди, узнав о воскрешении Лазаря, поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий.
На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.
Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей иудейских, и в восторге стали приветствовать великого Учителя и Чудотворца: одни снимали с себя одежду и постилали ее под ноги Христу, другие срывали с деревьев ветки и украшали ими дорогу. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!
Особенно громко восклицали дети. Все думали, что Иисус будет царем, и они будут жить гораздо лучше. Но Господь пришел дать людям значительно большее – любовь и Царство Небесное.
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России пальмы не растут. А верба – это первое дерево, которое начинает расцветать, как только сходит снег: оно выпускает на своих веточках маленькие пушистые белые почки, похожие на зайчиков. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.
Слайд 10. Вознесение Господне.
Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.
После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.
Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.
Слайд 11. Троица.
Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа – Апостолы собрались вместе в большой комнате – и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошёл на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.
Троица – один из самых любимых русским народом православных праздников. Как нарядна церковь в этот день! На полу рассыпана молодая трава, кругом свежие цветы, веточки молоденьких берёзок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зелёные облачения. Зелёный цвет на Троицу – это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.
Слайд 12. Преображение Господне.
Многие люди думали, что Иисус Христос только человек. Но Он был не только человеком, но и Богом. Однажды Он показал людям Свое Божество. Случилось это так.
"Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие". (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).
Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И "Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".
Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".
"И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса". (Мф.17,1-13)
Дивное чудо закончилось, но ученики в сердце своем сохранили память о Божественном свете и о пережитой ими необычайной радости.
Преображение – цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.
Слайд 13. Успение Божией Матери.
Этот праздник отмечается 28 августа.
Прошло довольно много лет после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.
В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала, что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.
Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.
– Ребята, а сейчас откройте стр. 69. Давайте прочитаем вопросы и ответим на них (учитель проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал).
– Мы с вами поговорили о двунадесятых праздниках. А теперь прочитаем о самом главном христианском празднике – Пасхе (задание №1 стр. 70 – чтение текста Праздник Воскресения Христова, затем дети рассказывают о традициях праздника).
– Ребята, часто перед праздником православные соблюдают пост. Но что это такое и для чего он нужен? (Задание №3 стр. 71) Дети высказывают свои предположения, затем читают текст на стр. 71 (Что такое пост?).
– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Праздники являются неотъемлемой частью православной культуры, и детям необходимо познакомиться с ними. В конспекте урока дается краткий обзор на самые главные православные праздники, сделан акцент на их смысловое содержание, упоминаются традиции и обычаи. Также в данной разработке уделяется внимание развитию духовно-нравственных ценностей детей, таких как: доброта, вера, надежда, милосердие, любовь к ближнему, признание своих ошибок и т.д., что очень важно в воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников:
1. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – методическое пособие для учителя. Москва, 2018г.
2. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – учебник для учащихся начальных классов. Москва, 2020г.
ОРКСЭ