Составление Рабочей Программы в Сфере Образования
С 1 сентября 2023 года на смену примерным приходят федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), а с ними и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Рассказываем, как учителю составить рабочую программу с учетом всех требований.
Что такое рабочая программа
Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.
Для чего нужна рабочая программа
Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.
Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.
Разбираем ФГОС и ФООП с экспертом
Курс повышения квалификации
Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.
Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем, а может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.
Чем отличается образовательная программа от рабочей программы
Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП).
ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.
Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.
Компоненты ФОП
Содержательный раздел ФОП | Организационный раздел ФОП |
---|---|
Федеральные рабочие программы учебных предметов | Федеральный учебный план |
Федеральная рабочая программа воспитания | План внеурочной деятельности |
Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся | Федеральный календарный учебный график |
Федеральный календарный план воспитательной работы |
Кто должен составлять рабочую программу
Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде.
Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.
Обязательные учебные предметы согласно ФГОС
Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице:
Уровень образования | Предмет |
---|---|
Начальное общее образование | Русский язык |
Начальное общее образование | Основы безопасности жизнедеятельности |
Среднее и основное общее образование | Русский язык |
Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в РФ федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ.
Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.
Состав рабочей программы
ФГОС третьего поколения требует, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.
Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.
Кроме требований к структуре программы, ФГОС содержит планируемые результаты, которые необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.
В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой те*)ме электронных (цифровых) ресурсов.
Как составить рабочую программу по новому ФГОС
Для составления рабочей программы по новому ФГОС полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты.
Вот список этих документов:
- Положение о школьной рабочей программе
- Примерная структура и объем
- Сроки составления
- Документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету
Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами.
Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68).
Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.
Планируемые результаты
ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.
Планирование обучения в рамках учебного предмета
За основу можно взять раздел Планируемые результаты освоения программы учебного предмета федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы.
Тематическое планирование
Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:
Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить.
Методы обучения
- Контрольные работы
- Лабораторные работы
- Практические занятия
- Проектная деятельность
- Учебно-исследовательская работа
Подбор учебников
Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.
Электронные образовательные ресурсы
При подборе электронных ресурсов можно опираться на Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию.
Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.
Использование электронных ресурсов
Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, Учебно-методические материалы или Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.