Компетентностно-ориентированные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС
Г. Белгород, Белгородская область
В условиях современной системы профессионального образования организация образовательного процесса определяется компетентностным подходом, который направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, являющихся основой конкурентоспособности личности.
Модульно-компетентностная модель образования определена ФГОС и направлена на формирование определенной системы компетенций, необходимых молодому человеку для успешной социализации в современном мире. Поэтому, актуальной является проблема выбора наиболее эффективных технологий, направленных на формирование компетентностных основ личности обучающегося.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Применение компетентностно-ориентированных образовательных технологий
Применение компетентностно-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе является наиболее значимым направлением совершенствования подготовки современного специалиста. Компетентностно-ориентированные технологии разнообразны. Например, в практике профессионального образования применяются:
- Модульная технология обучения (Т. Шамова, П. Третьяков, И. Сенновский)
- Проблемно-эвристическая технология (А.В. Хуторской)
- Обучение в сотрудничестве
- Метод проектов
- Информационные технологии (Е.С. Полат)
- Метод анализа конкретной ситуации (case-study)
- Игровые технологии.
Эти технологии обучения направлены на моделирование или использование реальной ситуации в целях ее анализа, выявления проблем, поиска альтернативных вариантов решения и принятия оптимального решения проблем.
Использование компетентностно-ориентированных технологий позволяет каждому обучающемуся быть включенным в процесс познания, при этом идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, т.е., обучающиеся не только получают новое знание, но и активизируют саму познавательную деятельность, переводя ее на более уровень сотрудничества, обогащая субъектный практический опыт.
Развитие обучающихся через компетентно-ориентированные технологии
Развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно структурировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления являются ключевыми показателями применения компетентно-ориентированных технологий.
Преимущества использования компетентно-ориентированных технологий:
Самостоятельное приобретение знаний: работая над проектом или практической задачей, учащиеся получают информацию из различных источников.
Применение знаний: учащиеся учатся использовать свои знания для решения разнообразных задач в различных ситуациях.
Коммуникативные навыки: в процессе взаимодействия в группе учащиеся практикуют конструктивный диалог, обмениваются информацией и аргументированно выражают свою точку зрения.
Исследовательские умения: развитие навыков выявления проблем, сбора информации, выдвижения гипотез – все это способствует формированию критического мышления.
Взаимодействие и сотрудничество
Участники обучающего процесса не только получают новые знания, но и взаимодействуют друг с другом, решая совместные задачи, моделируя ситуации и оценивая свои действия. Такой подход создает атмосферу делового сотрудничества, способствует развитию командного духа и коллективной ответственности.
Применение игровых технологий в образовании
Использование игровых технологий на учебных занятиях является эффективным способом формирования профессиональных умений и навыков.
Преимущества игровых технологий:
Формирование профессиональных навыков: игровой процесс помогает учащимся освоить практические навыки и способы профессиональных действий.
Качество освоения знаний: игровая форма обучения способствует более глубокому усвоению материала и формированию общих компетенций.
Итак, применение компетентно-ориентированных технологий в сочетании с игровыми методиками позволяет эффективно развивать учащихся, формируя не только знания, но и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Проблемно-диалогическая технология в образовании
Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень учебной и познавательной мотивации, является проблемно-диалогическая технология. Эта методика способствует мыслительной активности обучающихся и формированию компетенций.
Суть метода
Суть проблемно-диалогического обучения заключается в решении познавательных вопросов и задач в совместной деятельности с преподавателем. Обучающиеся при этом приобретают новые знания и способы действий, что способствует развитию логики мышления и творческой самостоятельности.
Преимущества
- Формирование компетенций: метод способствует развитию необходимых навыков.
- Творческое усвоение знаний: обучающиеся активно участвуют в обучающем процессе.
- Оптимальная деятельностная обстановка: каждый обучающийся включается в процесс познания.
Применение метода
Преподаватель организует диалог, помогая обучающимся поставить учебную проблему и решить ее конструктивно. Это эффективный путь формирования способности видеть, формулировать и решать проблемы.
Метод анализа конкретной ситуации (case-study) в обучении
Еще одним важным аспектом в системе профессионального образования является организация учебного процесса на основе метода анализа конкретной ситуации (case-study).
Особенности метода
Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе реальных фактов из жизни. Обучающиеся анализируют ситуацию, разрабатывая решения и принимая важные решения.
Преимущества
- Повышение познавательного интереса: стимулируется интерес к изучаемым дисциплинам.
- Развитие навыков принятия решений: обучающиеся учатся анализировать и искать решения.
Компетентностно-ориентированные технологии в образовании
Необходимость применения
Применение компетентностно-ориентированных технологий в современном профессиональном образовании позволяет формировать знания, умения и навыки обучающихся через активное участие в учебном процессе. Учебная информация становится личностно-значимой, а способы деятельности – личностно-ценностным опытом.
В целом, современные методы обучения способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и умений принятия решений, что несомненно является ключевым воздействием на качество подготовки будущих специалистов.
Как видно из описанных методик, эффективное обучение требует использования разнообразных подходов и технологий, ориентированных на развитие критического мышления, творческих способностей и компетенций. Современное образование не стоит на месте и активно внедряет новаторские методы для достижения лучших результатов в обучении студентов.
Компетентностно-ориентированные образовательные технологии: путь к гарантированному успеху
В современном образовании ключевым моментом становится применение компетентностно-ориентированных технологий. Это позволяет достичь высокого качества образовательных результатов. Основой образовательных технологий являются цели, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, а именно образовательный результат и взаимосвязанная деятельность участников процесса.
Деятельностный и компетентностный подход к обучению
Традиционные методы проверки знаний сталкиваются с рядом проблем, включая оценку компетентности учащихся. Для решения этой проблемы важно использовать современные способы оценки знаний.
Понятие компетентностно-ориентированного обучения
Важно понимать, что контроль знаний является неотъемлемой частью обучающего процесса. Правильно организованный контроль позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивая им необходимую помощь.
Проблемы в оценивании компетентности
Сложности возникают при оценке глубины понимания материала и умения его применять. Традиционные методы проверки не всегда способны оценить компетентность учащихся.
Современные способы оценки знаний
Анализ существующих методов позволяет выявить наиболее эффективные способы проверки знаний, например, проверка знаний по теме Системы счисления с помощью катенатеста.
Глава 2: Современные способы оценки знаний
Хорошо выбранные методы контроля мотивируют учащихся изучать больше информации и развиваться. Исследование особенностей организации контроля знаний в условиях компетентностно-ориентированного обучения имеет большое значение для современной педагогики.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи :
1. Провести обзор литературы по теме исследования и определить особенности организации компетентностно – ориентированного обучения.
2. Проанализировать анализ содержания обучения информатики в базовой школе и организовать оценивание результатов обучения.
Составить практические задания по выделенным темам и апробировать их на практике.
4. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
· теоретические: анализ методической и педагогической литературы, обобщение, систематизация;
· эмпирические методы: педагогическое наблюдение, обобщение полученного материала.
Работа над дипломным проектом велась в два этапа:
Первый этап: анализ педагогической и методической литературы, разработка плана исследовательской работы, выделение основных задач работы, определение основных понятий по теме дипломного проекта.
Второй этап: разработка и апробация практических заданий по темам базового школьного курса информатики и оформление работы.
.1 Деятельностный и компетентностный подход к обучению
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
По мнению Яковлевой Н. О., "деятельностный подход дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и его воспитанников с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия; позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую область; обязывает рассматривать педагогическую деятельность как интегративную характеристику сотрудничества педагога и воспитанника; обязывает признать важнейшим фактором, формирующим развитие личности воспитанника, специально подобранную деятельность; определяет процесс образования как непрерывную смену различных видов деятельности; выстраивает педагогический процесс в соответствии с компонентами деятельности ученика" .
Деятельностный подход к обучению предполагает:
· наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
· выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
· выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
· формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
· включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше и выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: "компетенция" и "компетентность".
По мнению О.Е.Лебедева компетентность определяется как "способность действовать в ситуации неопределенности".
И.А.Зимней "компетентность трактуется "как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека".
А.В.Хуторской, различая понятия "компетенция" и "компетентность", предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда "активность" педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения учащихся. Обучение в компетентностно-ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т.е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность .
Смещение конечной цели образования со знаний на "компетентность" позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности "представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов" (А.В.Хуторской).
Компетентностный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки. В качестве ключевых для российского образования названы следующие группы компетенций : ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.
1.2 Понятие компетентностно-ориентированного обучения.
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Компетентностно-ориентированный подход использует два базовых понятия: компетенция и компетентность. Учение в условиях компетентностно – ориентированного образования становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики.
Компетентностно- ориентированное образование в противоположность концепции "усвоения знаний" предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.Компетентно-ориентированное образование можно понимать, как способность результативно действовать. Способность достигать результата – эффективно разрешать проблему. Компетентностно- ориентированный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса.
Комптентностно- ориентированное обучение – это целедостигающий процесс. При этом компетенции задают высший, обобщенный уровень будущих умений и навыков .
Комптентностно- ориентированный подход обладает всеми основными признаками системности и может являться основой для разрешения многих проблем дальнейшего развития отечественного образования.
Рассматриваемый феномен -компетентностно-ориентированный подход – возник не на пустом месте. Одним из важнейших факторов, способствующих этому, является развитие всесторонней информатизации нашей жизни, что нашло отражении в понятии "информационное общество". Научную основу такого общества составят, по меньшей мере, две науки: теория систем и информатика. Говоря о последней, следует отметить, что современная информатика – междисциплинарная наука, которая выполняет интеграционные функции для всех других направлений науки, как средство обеспечения трансдисциплинарности практически всех направлений деятельности современных людей .
.3 Традиционные методы проверки оценки знаний
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний. В педагогической литературе описываются следующие методы проверки знаний :
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также "поурочный балл". Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько "уплотняя", т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.
Тестирование. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
· Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
· Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
· Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой – содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов. Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
4 Проблемы в оценивании компетентности
Проблема оценивания результатов обучения не является новой. Но в настоящее время необходимость правильного оценивания образовательного результата имеет особое значение. Это связано с объективно существующим противоречием. С одной стороны, на современном этапе перед школой стоит задача формирования – универсальных способов деятельности – компетентностей. С другой стороны – мы все также продолжаем оценивать привычные нам учебные достижения (ЗУНы).
В документах по реализации Комплексного проекта модернизации образования подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования, так как направлена на внешний контроль и оценивает репродуктивный уровень усвоения.
Поэтому одним из основных условий модернизации системы контроля и оценки учебных достижений является введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном и внеучебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Важно то, что набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребован, он может быть актуален в течение какого-то времени, а затем будет корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.
О компетентности, как об образовательном результате стали говорить только в последнее десятилетие. На самом же деле понятие компетентности в контексте компетентностного подхода имеет свою историю. Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволяет условно выделить три этапа становления СВЕ-подхода в образовании .
Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории "компетенция", созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.
Третий этап начался в90-е годы прошлого века и характеризуется появлением в материалах ЮНЕСКО определенного круга компетентностей, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования.
Каждый ребенок в процессе обучения в школе должен пройти четыре уровня сформированности ключевых компетентностей, тем самым постепенно приспосабливаясь в жизни вне школы:
подтверждает понимание проблемы, цели, задач, сформулированных учителем;
описывает продукт, который предполагает получить;
высказывает свои впечатления от работы над проектом;
демонстрирует владение информацией из указанного учителем источника, излагает полученную информацию;
приводит пример, подтверждающий вывод;
выстраивает ответ, основываясь на текст или план.
формулирует цели совместно с учителем;
указывает, каким образом он планирует использовать продукт;
сравнивает желаемый и полученный результат;
выделяет из потока информации не известную ему;
делает вывод на основе полученной информации.
самостоятельно готовит план выступления, отвечает на вопросы на понимание, приводит дополнительную информацию.
называет противоречие между идеальной и реальной ситуацией;
предлагает способы убедиться в достижении цели;
оценивает продукт в соответствии с заданными критериями;
организовывает поиск информации в соответствии с планом, фиксирует ее и характеризует источники;
использует наглядные материалы, предложенные учителем;
отвечает на вопросы, заданные в развитие темы.
предлагает возможные способы решения проблемы;
предлагает способ оценки продукта;
анализирует результаты продуктов с точки зрения жизненных планов;
обосновывает выбор источников информации;
подтверждает вывод собственной аргументацией
аргументирует свою позицию;
представляет информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
Диагностика компетентностей, изображенная на схеме, позволяет выявить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося и его соответствие возрастной группе.
Лучше всего динамику сформированности ключевых компетентностей можно проследить в рамках проектной деятельности, так как в ходе работы над проектом создаются условия не только для формирования компетентностей, но и для их проявления.
Данная методика была разработана в лаборатории модернизации образовательных ресурсов Самарской области , которая разработала требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами.
Глава 2. Современные способы оценки знаний
При оценивании знаний учащихся учитель отслеживает такие результаты, как предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Учитель совместно с учеником определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по "Алгоритму самооценки" и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Какова была цель задания (задачи)?
Удалось получить результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
.1 Общий анализ существующих способов оценки знаний
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Далее будут подробно рассмотрены современные способы оценки знаний.
. "Портфолио" ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Важная цель "портфолио" – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть в динамике "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Организация работы по формированию "портфолио" учащихся занимает важное место в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Реализация адаптивного тестирования предполагает наличие программно-инструментальной среды, в которой реализуются адаптивные алгоритмы, и происходит моментальная переоценка уровня подготовленности для предъявления такого тестового задания, которое посильно для выполнения учащемуся.
Катенатест представляет собой цепочку вопросов, каждый из которых является зависимым от предыдущего. Иными словами, верный ответ на каждый вопрос катенатеста служит пропуском к последующему вопросу. Задача тестируемого – пройти всю цепочку, что свидетельствует о безусловном усвоении всего материала. Катенатестирование позволяет не только определить реальный уровень компетентности учащихся и повысить комплексность контроля знаний, но и существенно сократить время проверки для преподавателя.
Контекстная задача – это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация. Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом ее решения – встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. . К контекстным (практико-ориентированным) относят задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Не исключается использование задач, у которых условие является гипотетическим, если оно не слишком отдалено от реальной ситуации. . Эти задачи строятся на основе рассмотрения ситуаций, направленных на освоение учениками знаний соответствующего предмета. Задачи указанного типа направлены на формирование у учащихся ценностей познавательной деятельности.
Метод кейсов- техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес – ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Междисциплинарный экзамен. Междисциплинарный экзамен – способ итоговой проверки и оценки сформированности знаний и умений учащихся по предметам.
2 Катенатесты
Катенатест (от латинского catena – цепь) представляет собой цепочку вопросов, каждый из которых является зависимым от предыдущего. Иными словами, верный ответ на каждый вопрос катенатеста служит пропуском к последующему вопросу. Задача тестируемого – пройти всю цепочку, что свидетельствует о безусловном усвоении всего материала.
Во избежание случайных ошибок на каждый ответ может предоставляться две попытки. Если же цепочка обрывается, учащемуся предъявляется новый катенатест, и так до тех пор, пока цепочка не будет преодолена до конца. Чем выше число предложенных катенатестов, тем ниже балл тестируемого. Указанная процедура легко реализуется с привлечением компьютерной техники.
В бескомпьютерном варианте катенатест составляется таким образом, что верный ответ на каждый вопрос входит в содержание последующего, и проверить правильность прохождения всей цепочки можно по конечному результату. Катенатесты можно использовать при проведении как текущих рубежных мероприятий (коллоквиумы, контрольные работы и), так и экзаменов по определённой дисциплине. В первом случае катенатест относится к некоторой теме дисциплины, а его вопросы – к отдельным разделам темы, как показано выше. Во втором случае содержание пакета катенатестов адекватно программе всейдисциплины, а вопросы – всем представленным в этой программе темам .
Применение катенатестов на экзаменах для комплексного контроля знаний целесообразно по следующим соображениям.
Традиционные способы проведения экзаменов не в состоянии обеспечить проверку знаний всего материала, предусмотренного программой курса. Как правило, на устном экзамене контролируется не более 20-30% этого материала, на письменном экзамене данный показатель может быть повышен максимум до 70-80%. Однако и здесь для получения удовлетворительной оценки достаточно продемонстрировать знания всего 20-25% содержания курса. Предлагаемый способ позволяет приблизить полноту контроля знаний на экзамене к 100%.
Катенатест может представлять собой разветвлённую цепь.Здесь первые четыре предельно простых вопроса относятся к важнейшим, ключевым темам курса. Если они не усвоены и верных ответов не получено (пусть даже со второй попытки), экзаменуемый получает неудовлетворительную оценку. В последних четырёх вопросах, охватывающих остальные темы, при неудаче ему могут быть предложены более лёгкие вопросы. Конечно, это скажется на оценке экзаменуемого.
Схема разветвлённого катенатеста
Возможны и иные варианты организации экзаменационного катенатеста, где подходящий критерий оценки в каждом конкретном случае устанавливается самим преподавателем. Например, катенатест включает в себя буквенный символ ответа, что позволяет преподавателю при проверке работы поэтапно выявить неусвоенный студентом раздел и скорректировать дальнейшее задание.
Катенатестирование может быть использовано не только для контроля знаний учащихся, но и при их подготовке к Единому государственному экзамену. В этом случае задания классифицируются по разделам и темам в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования . Разработанные катенатесты данного вида упорядочены по уровню сложности: сначала идут вопросы с выбором ответа по части 1(А), затем на установление соответствия из части 2 (В), наконец, вопросы со свободным ответом из части 3 (С). Таким образом, подобные катенатесты полностью учитывают стиль, формат и методические особенности заданий ЕГЭ, что позволяет учащимся лучше усвоить материал школьной программы и эффективнее подготовиться к экзамену.
Катенатестирование позволяет не только определить реальный уровень компетентности учащихся и повысить комплексность контроля знаний, но и существенно сократить время проверки для преподавателя. Успех в применении описанной методики целиком зависит от количества и качества формируемых катенатестов. При этом подчеркнем, что их составление является достаточно трудоемким процессом, требующим определенных творческих усилий и знания методологических правил, и стандартов.
.3 Адаптивное тестирование
Адаптивное тестирование – это широкий класс методик тестирования, предусматривающих изменение последовательности предъявления заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого на уже предъявленные задания.
Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. При первом подходе принятие решения об изменении порядка предъявления тестовых заданий производится на каждом шаге тестирования (постоянная адаптация). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация).
С точки зрения порядка прохождения тестовых заданий существуют два подхода к созданию адаптивных тестов. Во-первых, существуют адаптивные тесты с постоянной адаптацией (детерминировано ветвящейся), когда принятие решения об изменении порядка следования тестовых вопросов производится на каждом шаге тестирования. Во-вторых, существуют адаптивные тесты с блочной адаптацией (варьирующей ветвящейся стратегией), когда принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов обработки некоторого специального блока заданий.
Самым первым адаптивным тестом является тест интеллекта Байнета, который был разработан в 1905 году в бумажной версии, без использования компьютеров. Современный адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с их определенными характеристиками. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста – это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большой целевой выборке учащихся. В целом алгоритм компьютерного адаптивного тестирования состоит из следующих этапов:
Из банка заданий выбирается подходящее по параметру задание.
Выбранное задание предъявляется экзаменуемому, который отвечает на него правильно или неправильно.
Оценка тестируемой способности обновляется на основании этого ответа.
Таким образом, предыдущие три шага повторяются до тех пор, пока согласно определенному критерию оценка измеряемого качества признается удовлетворительной, и происходит выход из тестирования.
В связи с тем, что про способности тестируемого ничего неизвестно до тех пор, пока он не ответит на первый вопрос, тест начинается со среднего уровня сложности.
Соответственно для разработки адаптивного теста необходимы следующие компоненты:
Калиброванный по уровню сложности банк тестовых заданий. Банк заданий должен быть калиброван в соответствии с определенной психометрической моделью (как правило, используются IRT для количественной оценки или MDT Лоуренса Руднера для тестов, предполагающих номинативную оценку). Этот компонент является самой важной частью адаптивной тестовой методики и её основой.
Стартовая точка (алгоритм входа в тест). Большинство адаптивных тестов для входа в тест используют задание среднего уровня сложности, но если о тестируемом известна какая-либо информация, возможен иной способ входа в тест.
Алгоритм выбора задания из банка тестовых заданий. Как уже говорилось ранее, метрика заданий адаптивного теста, как правило, задается современной теорией теста (IRT). Соответственно, согласно используемой модели, выбирается задание, которое наиболее информативно для оценивания тестируемого.
Процедура (алгоритм) набора баллов. После ответа на каждое задание оценка уровня знаний испытуемого обновляется. Если испытуемый отвечает на задание правильно, CAT оценивает способности испытуемого выше и наоборот.
Критерий выхода из теста. Алгоритм CAT осуществляет выбор заданий из банка и оценивание измеряемой способности тестируемого. Это может продолжаться до тех пор, пока не будет исчерпан банк заданий или пока не будет выполнен критерий выхода из теста. Как правило, тестирование прерывается, когда стандартная ошибка измерения способностей испытуемого опускается ниже определенной заданной отметки. Отсюда вытекает одно из преимуществ адаптивного тестирования – унифицированная точность оценок знаний испытуемых. Возможны и другие алгоритмы прерывания теста. Например, в случае, если тест разработан для категоризации тестируемых (по принципу "прошел тест/ провалил тест"), а не для количественного измерения тестируемой способности.