Новое поколение ФГОС: изменения с 2022 года
Новое поколение ФГОС начинает действовать с 1 сентября 2022 года. Это включает в себя необходимость изучения второго иностранного языка и призыв к патриотическому воспитанию. Давайте разберем, что изменилось для учеников, учителей и родителей.
Отсутствие шахмат в новых ФГОС
Предложение ввести обязательный предмет Игра в шахматы не нашло поддержки и не было включено в новые ФГОС. Однако школы по-прежнему могут самостоятельно вводить этот предмет.
Что такое ФГОС и зачем они нужны
ФГОС, или федеральные государственные образовательные стандарты, представляют собой набор правил для всех образовательных учреждений в России. Они обеспечивают единые стандарты обучения от сельских школ до ведущих университетов.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, требуя закрепления стандартов в разных законодательных актах на уровне каждого региона.
Обновленные требования для начального, основного и среднего общего образования
Новые требования для начального и основного общего образования начали действовать с 1 сентября 2022 года. Ученики, поступившие в первые и пятые классы в этом году, уже изучаются по новым стандартам.
Изменения для среднего общего образования вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Они в основном касаются планируемых результатов образовательных программ, учебных планов и нагрузки.
C начала 2023 года школы должны применять федеральные образовательные программы для начального, основного и среднего образования.
Новые ФГОС общего образования 2021 года
Главное изменение в новой редакции ФГОС заключается в конкретизации требований. Каждое из них теперь является более детально изложенным.
- Повышение квалификации для педагогов
- Возможность разрабатывать индивидуальные программы
- Укрепление патриотического воспитания
Теперь предметные результаты более подробно определены, что помогает понимать, что должен знать и уметь ученик в каждом предмете.
Функциональная грамотность также стала частью государственных гарантий качества основного общего образования.
Функциональная грамотность в рамках ФГОС
ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?
Подготовка к изменениям
К этому изменению готовились давно. Подход затрагивает все уровни школы. Не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили обновленные ФГОС третьего поколения.
Единство обучения и воспитания
Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, и экологическое воспитание.
При этом каждый пункт конкретизирован и становится понятно, что в него входит. Гражданский блок должен привить неприятие любых форм экстремизма и дискриминации, а также готовность к участию в гуманитарной деятельности.
Второй иностранный язык
Согласно ФГОС-2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Это и касается тех, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы. Ранее учебные заведения могли преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу с ограниченным количеством уроков.
Патриотизм в ФГОС
Летом 2021 года СМИ активно включили обсуждение воспитания патриотизма в ФГОС третьего поколения. Теперь понятно, что патриотизм понимается как исключение второго иностранного языка из обязательных предметов.
Три поколения ФГОС для школ
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ Государственные образовательные стандарты критиковался за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения ставили акцент на результат и развитие учебных действий. Документы вводили постепенно для разных категорий школ.
Третье поколение ФГОС
ФГОС третьего поколения определены как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных способов деятельности.
Все эти изменения направлены на улучшение образовательной системы и подготовку учеников к современному миру. Каждое поколение ФГОС вносит свой вклад в развитие образования в России.
Основные изменения в третьем поколении ФГОС
Первое поколение ФГОС было ориентировано на передачу знаний от учителя к ученику и предполагало одностороннюю коммуникацию. Ученики пассивно записывали информацию, а учитель был единоличным руководителем обучающего процесса.
Новое, второе поколение ФГОС перевернуло устоявшиеся понятия об образовании. Теперь ученик активно участвует в процессе обучения, работая над заданиями, связанными с реальной жизнью. Сотрудничество между учеником и учителем приобрело новые формы, а обучение стало более практичным и целенаправленным.
Сравнение первого и второго поколения ФГОС
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
---|---|---|
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя коммуникация: учитель ученикам | Для овладения знаниями учитель и ученики взаимодействуют и совместно работают |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
С появлением третьего поколения ФГОС в 2021 году не произошло революционных изменений, но старые стандарты были обновлены и уточнены. Некоторые элементы стали необязательными, в то время как другие были улучшены и доработаны. Большинство изменений были протестированы в некоторых школах и обсуждались с участием профессионального и родительского сообществ. Таким образом, новое поколение ФГОС не принесло больших сюрпризов.
Важные документы для российских школ
Для российских школ наиболее актуальны следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
- Стандарты образования для общего образования
В заключение
Третье поколение ФГОС представляет собой логическое развитие предыдущих стандартов, с учетом новых требований и возможностей. Обучение стало более интерактивным и практичным, а сотрудничество между учителем и учеником достигло нового уровня. Эти изменения направлены на подготовку учащихся к сложностям современного мира и развитию их критического мышления.