«компетентностно-ориентированные задания на уроках математики»учебно-методический материал по математике

Мастер-класс по теме Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики

Знакомство с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Шаг 1. Приветствие участников мастер-класса

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики.

Знакомство с некоторыми теоретическими положениями

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны выпускники, способные быстро адаптироваться в жизни.

Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся.

Решение задач практического содержания требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Что же такое компетентностно-ориентированное задание? – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.

Шаг 3. Практическое задание №1

  • нехватка времени в связи с загруженностью учителя
  • отсутствие опыта составления
  • отсутствие обучения составления

Шаг 4. Новая информация

Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:

  • могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ, бланк наблюдения.
  • также могут быть использованы элементы бально-рейтинговой системы оценивания.

Шаг 5. Практическое задание №2

Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?

  1. Редактор стенгазеты 8-го класса Веселая перемена поместил заметку: На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с.
Читайте также:  Понятие святая русь просто перестало быть актуальным

Проверьте, прав ли наш журналист. Для этого заполните таблицу:

Имя ученикаВремя (с)
Коля12
Миша13
Паша14
Федя15

В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?

  1. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?

Вывод:
Первая задача является компетентностно-ориентированным заданием, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.

Почему вторая задача не является компетентностно-ориентированным заданием?

Во второй задаче не присутствует стимул к ее решению, нет связи с реальной жизнью и отсутствуют межпредметные связи.

Пример задачи

  • Бактерия к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и так далее. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.

Шаги для создания компетентностно-ориентированных заданий

  1. Задачная формулировка
  2. Создание ключей и модельных ответов
  3. Проектирование заданий
  4. Практическое задание по проектированию компетентностно-ориентированных заданий
  5. Составление самостоятельного задания по определенной теме и классу
  6. Определение оценки за работу

Практическое задание

В начале лета ваша семья решила отправиться в путешествие по республике Татарстан на автомобиле. Необходимо спланировать маршрут и рассчитать расход топлива.

  • Создание маршрута от Нижнекамска до Казани через Набережные Челны
  • Определение расстояния по карте республики Татарстан
  • Рассчет достаточности денег на бензин при определенном расходе топлива

Инструменты и материалы

  • Карта республики Татарстан
  • Учебник Математика 6
  • Оценочный лист для проверки задания
Читайте также:  Поурочное планирование информатика

Оценка выполнения задания

  • За правильный план – 1 балл

  • За решение задачи №1 – 0-2 балла

  • За решение задачи №2 – 0-2 балла

  • 5 баллов – 5

  • 4 балла – 4

  • 3 балла – 3

  • Менее 3 баллов – 2

Выводы

Используя компетентностно-ориентированные задания, педагог может помочь обучающемуся выстраивать цель деятельности, открывать новые знания и развивать навыки. Учить не только для школы, но и для жизни – вот основная цель образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *