Как изменится российское образование в 2024 году

Зачем следить за общемировыми трендами в образовании?

Сегодня технологическое развитие и изменяющиеся запросы рынка и студентов играют важную роль в преобразовании образовательного процесса. Вместе с тем, не менее важными задачами для образовательных организаций являются персонализация образовательного опыта, создание комфортной образовательной среды и развитие индустриальных сообществ.

Важно понимать, что российское образование имеет свою уникальную историю и уникальную траекторию развития. Поэтому сочетание мировых трендов с российским образовательным ландшафтом помогает выявить потенциальные зоны роста и области влияния.

Инструменты аналитических исследований об изменениях в образовании помогут разработать эффективные стратегии развития, которые соответствуют потребностям современного общества и будущего рынка труда.

Программа повышения квалификации

На образовательной платформе предлагается курс повышения квалификации ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023 объемом 144 часа.

Обучение проходит в дистанционном формате, не требуя отрыва от основной профессиональной деятельности. При этом обучение реализуется в рамках содействия единой федеральной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Стоимость обучения для слушателей составляет 8987 рублей, что соответствует 95% от общей стоимости курса. Предусмотрены также варианты оплаты 473 рубля (5% от стоимости) за электронное удостоверение с защитным QR-кодом или 1403 рубля за получение удостоверения по почте на бумажном носителе без QR-кода.

Как принять участие?

Для участия в программе ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023 необходимо подать заявку на обучение.

Предлагаем прочитать более подробную информацию по ссылке в полной версии статьи.

Главные тренды российского образования в 2024 году

Введение

НИУ ВШЭ и Ultimate Education провели исследование по определению главных трендов российского образования в 2024 году.

Участники исследования

Участвовали эксперты из таких организаций, как НИУ ВШЭ, Ultimate Education, Skillbox, VK, СберУниверситет, и многие другие.

Методика исследования

Были опрошены более 750 респондентов и 23 эксперта образовательной сферы. Результаты опросов и интервью были проранжированы от наиболее к наименее популярным трендам.

Основные тренды

  1. Взаимопроникновение учебных сред
  2. Мультимодальная педагогика
  3. Обучение через вызов
  4. Предпринимательское образование
  5. Педагогика с использованием ИИ
  6. Педагогика заботы о студентах

Заключение

Исследование выявило ключевые тренды в российском образовании на 2024 год. Эти направления будут активно развиваться и влиять на образовательную среду в будущем.

Если вы заинтересованы в обучении по программе ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023, вы можете подать заявку и узнать подробности.

Реформа образования в России: новые федеральные образовательные программы

Президент России признал образование основным приоритетом для развития государства. В связи с этим Минпросвещения России получило задачу адаптировать образовательную систему к современным условиям. Особое внимание уделяется воспитанию детей и обеспечению каждому ребенку доступа к широким возможностям образования.

Новые федеральные образовательные программы

С 1 сентября 2023 года все детские сады в России перейдут на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). Также была разработана и утверждена Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО). Обе программы рассчитаны на улучшение качества образования и адаптацию к современным требованиям.

Цифровой сервис для педагогов

Для успешной реализации новых образовательных программ необходимо активное взаимодействие педагогической общественности, методических объединений и других заинтересованных организаций. С целью обеспечения дополнительной информационной поддержки для педагогов был разработан цифровой сервис на информационном ресурсе Стратегии России РФ. Здесь можно подать заявку для обучения программе ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023 и узнать подробности.

Образовательная платформа

Для доступа к обучающим материалам по новым программам можно использовать образовательную платформу УниверситетКвалификации.РФ. Здесь можно найти полезные ресурсы для повышения квалификации и подготовки к внедрению обновлений в образовательной сфере.

Подать заявку для обучения по программе ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023 можно здесь.
Перейти на образовательную платформу УниверситетКвалификации.РФ можно здесь.

Разработка Стратегической программы развития образования

В ходе достижения целей проекта, направленных на создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства, обеспечение конституционных прав каждого школьника, связанных с получением качественного и доступного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях независимо от социальных и экономических факторов, Курский институт развития образования в 2022 году работал над созданием Стратегии развития образования в Курской области (далее – Стратегия).

Необходимость разработки Стратегии обусловлена результатами мониторинга, проводимого Министерством просвещения, внутренним мониторингом, аудитом Российской академии образования, анализом показателей рейтинга Губернатора, касающихся отрасли образования. Имеющаяся на тот момент госпрограмма, принятая в 2013 году, претерпела множество изменений, однако нацелена была на решение сразу всех задач, стоящих перед отраслью, и рассредоточение ресурсов. Параллельно реализовывались региональные проекты нацпроекта Образование.

Читайте также:  Маоу "лицей №6"

Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого образа будущего российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.

Стратегическая воронка – 8 направлений проекта

Для реализации Стратегии была выстроена стратегическая воронка. В основе Стратегии лежат 8 направлений проекта Школа Минпросвещения России. Далее она наполняется 6 федеральными проектами нацпроекта Образование, 8 направлениями развития в концепции Летово. Все они вшиты в 7 стратегических направлений. И это обязательно учитывается при разработке Программы развития школы: от федеральных инициатив до внедрения передовых практик Летово. Такой подход мы сейчас апробируем на пилотных общеобразовательных организациях, затем планируем повсеместный запуск.

В течение 2022 года на стратегических сессиях проводились обсуждения будущей Стратегии с работниками образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, представителями исполнительной и законодательной власти в 33 муниципалитетах региона. Этому же был посвящен августовский педагогический форум, в рамках которого на 22 региональных площадках обсуждались вопросы реализации федерального проекта Школа Минпросвещения России и Стратегии развития образования в Курской области. За этот год в 34 стратегических сессиях приняли участие более 3,5 тыс. человек, внесено более 200 предложений по реализации областных проектов.

В результате обсуждений были выбраны 7 стратегических приоритетов, как инструменты реализации Стратегии разработаны 9 областных проектов. Основные ресурсы сосредоточены на запуске проектов на одной муниципальной территории. При получении релевантных результатов с 1 сентября 2023 года планируется запуск на остальных 32 территориях.

Областные проекты – в жизнь!Семь стратегических приоритетов Стратегии образования в Курской области, которые определены на стратегических сессиях самими участниками образовательного процесса и привлеченной общественности, реализуются в региональных проектах нацпроекта «Образование» и 9 областных проектах. Все проекты – новаторские (характеризуются новизной, перейдут в системную деятельность), организационные, многоуровневые, межведомственные.В ходе реализации проекта «Я – курянин» в регионе внедряются конкретные механизмы формирования базиса из традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. Для реализации проекта в 2023 году в институте открыт Ресурсный центр воспитания детей и молодежи. Рабочая группа, в которую вошли педагоги школ, методисты центра, ППС института, активно работает над созданием электронного УМК «Я – курянин». Региональная Концепция духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи была рассмотрена и принята 20 апреля 2023 года на съезде наставников.

Проект «Профессиональная траектория» предполагает разработку и внедрение профориентационной маршрутизации юного курянина от детского сада до трудоустройства. Для реализации этого проекта на базе Курского института развития образования функционирует Центр сопровождения профориентационной работы, методисты которого активно занимаются проработкой предложений, полученных на стратегических сессиях, реализацией задач проекта.

Суть проекта «Управленческие команды» состоит в создании регионального стандарта качества в отрасли образования по аналогии с Премией Правительства РФ в области качества. Совместно с АНО «Роскачество» уже разработано положение о Премии Губернатора в области качества образования (как региональный стандарт). Активно ведется обучение управленческих команд образовательных организаций различных типов в соответствии с параметрами, заявленными в Премии.

Синхронизация активностей Магистральные направления проекта «Школа Минпросвещения России» формируют единое образовательное пространство, которое позволит синхронизировать все реализуемые в настоящее время активности по модернизации школьных систем образования: нормативно-правовое и методическое обеспечение, научные концепции, экспертные решения, конкретные мероприятия и проекты, успешно себя зарекомендовавшие у детей, молодежи, родителей.Система критериев и показателей образовательной деятельности по 8 ключевым трекам проекта («Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда») позволила выработать единые подходы, принципы, модели, которые ориентированы на формирование устойчивой системы качественного образования. Если внимательно изучить магистральные направления проекта «Школа Минпросвещения России» и стратегические приоритеты, то становится ясным, что на принципах проекта «Школа Минпросвещения России» строится Стратегия развития образования в Курской области до 2030 года. Сами же принципы зашиты в 9 областных проектов, а цель Стратегии совпадает с целью проекта «Школа Минпросвещения России».

Реализация Стратегии – реализация Проекта Каждому направлению «Школы Минпросвещения России» соответствуют несколько областных проектов, позволяющих решать поставленные задачи. Так, например, направление «Знание: качество и объективность» реализуется в 5 областных проектах: «Шаги к успеху», «Школа полного дня», «Методическая поддержка каждого педагога», «Инфраструктурный стандарт курской школы», «Новые цифровые возможности образования».

Проект «Шаги к успеху» имеет 2 ветки: школы с низкими результатами и учащиеся, испытывающие трудности в обучении (как подхватить проблему на старте, не дать ей усугубиться), и одаренные дети (система выявления – 100 % школьников, система сопровождения – 65% школьников, система поддержки – 5% школьников).

Читайте также:  Оркисэ модуль основы мировых религиозных культур урок № 3 культура и религия

В проекте «Школа полного дня» выстраивается территория построения маршрута социальной успешности для каждого ребенка, которая является критерием, выдвигаемый обществом в качестве оценки результатов деятельности человека.

Проект «Методическая поддержка каждого педагога» работает на создание единой региональной методической службы, включающей межмуниципальные методические центры, для организационно-методического сопровождения повышения уровня профмастерства педагога.

Проект «Инфраструктурный стандарт» устанавливает и реализует единство требований к пространственной среде школы как внутри периметра ее здания, так и на территории.

Проект «Новые цифровые возможности образования» имеет 4 основных трека: цифровая инфраструктура, использование цифрового контента и дистанционных технологий, цифровая зрелость педагогов, цифровая грамотность школьников.

Проект «Здоровьесберегающая школа» направлен на построение здоровьесберегающего маршрута школьника, включая физическое, психологическое, социальное здоровье.

Результаты реализации Стратегии развития образования позволят реализовать задачи проекта «Школа Минпросвещения России», построить модель новой школы и достичь высокого уровня соответствия общеобразовательных организаций статусу «Школа Минпросвещения России».

Стратегия развития образования

Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Ключевая идея современной политики образования – идея развития. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относится определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). В 2015 году команда системы образования Нижнеингашского района, в которую входят представители управления образования и образовательных учреждений приступила к разработке проекта Стратегии развития образования района. Разработанный проект муниципальной Стратегии развития образования Нижнеингашского района является проектом документа, определяющего миссию, которую система образования хотела бы выполнять в будущем, долгосрочные цели, развития системы и меры, направленные на их реализацию. Стратегия призвана обеспечить реализацию федеральной и краевой политики в области образования как в муниципалитете, так и на уровне каждого муниципального образовательного учреждения.

Предлагаем Вам познакомиться с проектом и принять участие в обсуждении текста Стратегии, направляя свои предложения на сайт управления образования администрации Нижнеингашского района.

Проект. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕИНГАШСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2030 ГОДА

Постоянная ссылка на это сообщение:

Самые перспективные тренды

Важность развития предпринимательского образования отметили 39% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы все еще являются новинкой для российского рынка, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются метаскилами, на которые растет спрос. В перспективе прогнозируют увеличение популярности этого тренда.

Инна Гуреева, операционный директор Fashion Factory School

«Креативность, критическое мышление, коммуникабельность и прочие навыки, которые можно отнести к предпринимательскому мышлению, — это must have и для наемных сотрудников, и для фрилансеров, и для тех, кто просто творчески реализовывается без коммерческой составляющей. Он существует на рынке труда и образования уже более 15 лет. Мы видим повышенный спрос на получение предпринимательского образования. Запрос на запуск своего бренда в нашей школе вырос на 71% с начала года и продолжает стремительно расти».

Гульнара Кошимбетова, куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе» департамента образования Москвы

«Выпускник предпринимательского класса обладает рядом необходимых будущему бизнесмену компетенций: умеет генерировать идеи, составлять бизнес-планы, анализировать и оценивать риски, понимает сущность и функции финансов в экономике, знает этику бизнес-коммуникации, обладает лидерскими качествами».

Педагогика отношений и педагогика заботы

Педагогику отношений и педагогику заботы о студентах как ключевой тренд отметили соответственно 48 и 35% инноваторов и 29 и 36% студентов онлайн-школ. Эксперты подчеркивают, что внимание к индивидуальным особенностям и ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении.

Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK

«Концепция педагогики отношений помогает составлять персональные траектории развития, повышать мотивацию и делать обучение более эффективным. При составлении личной образовательной стратегии важна роль ментора или наставника, который выполняет сопровождающую функцию и помогает удерживать фокус внимания. В будущем этот тренд будет усиливаться».

Александра Караваева, операционный директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

«На наш взгляд, сейчас рынку важно уделять внимание качественной заботе и качественной педагогике. Если с первой все более-менее понятно, то с педагогикой, андрагогикой все немного сложнее. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как ее правильно структурировать, — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов, из педагогики заботы исключаются и педагогика, и забота».

Читайте также:  Занимались теорией и знакомились с практикой чтобы нести свет христовой веры воспитанникам

Педагогика с использованием ИИ

Еще один набирающий популярность тренд — педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта. Его отметили 37% инноваторов и 29% студентов онлайн-школ. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений. Как отмечает Илья Курмышев, СЕО «Яндекс.Практикума», покрытие ИИ в образовании пока очень неравномерно и зависит от компетенций на местах и других факторов, но направленность участников рынка, государства и понимание отрасли, какие возможности ИИ открывает, обуславливают высокий потенциал использования этой технологии.

Маргарита Варданян, исполнительный директор онлайн-школы в сфере маркетинга MAED

«Помимо персонализации образовательного процесса генеративный ИИ может способствовать развитию критического мышления и творческих навыков. Например, системы могут предложить студентам уникальные сценарии или задачи, которые требуют оригинального подхода и проблемного решения. Это подталкивает учащихся к самостоятельному мышлению и стимулирует их интеллектуальное развитие».

Однако существуют для тренда и вызовы — как юридические, так и социальные.

Роман Янковский, академический директор образовательной платформы Moscow Digital School

«Ранее мы проводили исследование, в ходе которого выяснили риски применения ИИ. 77% опрошенных юристов связывают риски с возможными спорами из-за нарушения авторских прав, а более 50% назвали репутационные риски из-за некачественного предоставления услуг ИИ».

Топ-3 ведущих образовательных трендов

Самым востребованным трендом оказалось взаимопроникновение учебных сред — его отметили 50% инноваторов и 48% студентов онлайн-школ. Тренд предполагает сопряжение технологий, педагогических методов и всех элементов образовательного контекста для создания целостной и эффективной образовательной среды.

Владимир Синицын, операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education

«Взаимопроникновение сред — одно из главных направлений современного образования. Образовательный процесс постоянно обогащается интерактивными мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями и технологическими инструментами, которые повышают мотивацию учеников и способствуют более глубокому усвоению материала.

Для широкого внедрения новых методов необходимы инвестиции в техническую инфраструктуру, повышение квалификации педагогов и разработка новых учебных стандартов. Кроме того, важно учитывать культурно-методологические аспекты применения технологий, чтобы они служили укреплению, а не упрощению системы образования».

Мультимодальная педагогика

Вторым по важности трендом респонденты считают мультимодальную педагогику — ее отмечают 58% инноваторов и 34% студентов онлайн-школ. Этот тренд подразумевает, что студенты будут лучше усваивать информацию, если обучающий контент будет задействовать разные модальности восприятия — от классических текстовой и визуальной до слуховой, осязательной и даже обонятельной. Роль мультимодальной педагогики в том, чтобы сделать обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным.

Зоя Бойцева, соосновательница организации «Я тебя слышу»

«В массовых школах зачастую не используются никакие подходы, помимо стандартной подачи аудиовизуального контента: устная речь, тексты и презентации. В то же время в мире развиваются самые разные педагогические подходы: например, в Финляндии распространено обучение от феномена. Он подразумевает изучение объекта или явления со всех сторон и всеми дисциплинами одновременно: изучаемый предмет можно посмотреть, потрогать, прочитать про него, попробовать и понюхать, если это возможно. Мы видим по исследованиям, что такой метод обучения значительно увеличивает и интерес школьников, и усвоение учебной темы».

Обучение через вызов

Топ-3 замыкает обучение через вызов как образовательный формат — его отмечают 31% инноваторов и 56% студентов онлайн-школ. Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить.

Эмма Юсова, операционный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ

«Метод может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее для его внедрения рынку необходимы квалифицированные педагоги, высокие ресурсные затраты. Кроме того, могут возникнуть сложности оценки результатов обучения с помощью традиционных методов».

Кирилл Мокевнин, сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет»

«Уже сейчас обучение через вызов все больше интегрируется в процессы найма и подбора персонала для оценки практических навыков кандидатов. Поэтому в образовании метод также может использоваться при подготовке к таким собеседованиям. Но это не значит, что традиционные методы стоит полностью исключить из образовательного процесса. Ключ к качественному продукту в балансе разных подходов и инструментов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *