Темы олимпиады:
- Основы православной культуры
- Закон Божий
- История и особенности религий мира
- Основы иудейской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы исламской культуры
Подготовка к олимпиаде:
- Изучение основ религиозных культур и светской этики
- Активное участие в уроках ОРКСЭ
- Чтение специализированной литературы
- Обсуждение тем с преподавателями
Основные цели олимпиады:
- Вовлечение школьников в изучение религиозных культур
- Поддержка и содействие духовно-нравственному развитию учащихся
- Продвижение толерантности и уважения к различным культурным и религиозным традициям
Призовой фонд:
1 место – ценный приз + почетный диплом
2 место – подарок + благодарственное письмо
3 место – книжный сертификат + грамота
Не упустите возможность проявить свои знания и показать свою любовь к изучению культурного наследия!
Конкурс Основы светской этики
Школьный этап конкурса Основы светской этики проводится в октябре. Участникам отводится 1 академический час на написание работы, которую затем проверяет жюри олимпиады. Муниципальный этап, в котором участвуют школьники, прошедшие финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап состоится в декабре-январе с участием школьников, вышедших в финал муниципального этапа. Заключительный этап пройдет в апреле в Москве в очной форме в ПСТГУ.
Основы светской этики
Важные вопросы
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Почему добрым жить на свете веселее?
- Что такое этикет и в чем проявляется патриотизм?
- В чем заключается золотое правило этики?
Модуль Основы светской этики приглашает детей поразмышлять над важными жизненными вопросами и решить многие проблемы, с которыми они сталкиваются. Этот модуль поможет стать добрее, отзывчивее, и более нравственным человеком.
Православная культура
Православная культура является фундаментом российской государственности и культуры. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали и выдающимися достижениями православного искусства.
Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ предназначен для ознакомления детей с культурными и религиозными традициями многонационального населения России. Главная цель – научить детей взаимопониманию и диалогу с представителями других мировоззрений.
Родителей часто интересует информация о курсе ОРКСЭ, поэтому на сайтах многих школ можно найти полезные материалы, объясняющие суть предмета.
О чем предмет ОРКСЭ
Полное название предмета – Основы религиозных культур и светской этики слишком длинное, поэтому просто его называют ОРКСЭ.
Обзор учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в российских школах
В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Введение предмета и принципы обучения
Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса, с возможностью выбора одного из шести модулей еще в третьем классе.
Оценки и завершение курса
Оценка за предмет не ставится, только зачтено. По итогам курса дети готовят и защищают проекты, но их наличие остается на усмотрение школы.
Цель и задачи курса
Основной целью предмета ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Продолжение образовательной программы
Область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе. Преподавание ОДНКНР аналогично курсу ОРКСЭ и предусматривает формирование у обучающихся представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Здесь представлена общая информация об учебном предмете ОРКСЭ в российских школах, его целях, задачах и содержании.
Роль предмета Основы православной культуры в образовании
Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает важность воспитания нравственности учеников с самого школьного возраста. Предмет Основы православной культуры играет ключевую роль в этом процессе, направляя на пути к высоконравственному развитию детей. Цель этого предмета – помочь ученику стать добрым, честным, трудолюбивым, ответственным, уважительным и благодарным.
Вопросы и ответы
Участие религиозных организаций
Школьные учителя проходят специальную подготовку для преподавания предмета. Представители религиозных организаций могут выступать как эксперты по теме, проводить экскурсии или внешкольные мероприятия. Однако ответственность за содержание курса несет учитель. Представители религиозных организаций могут быть привлечены для разработки курсов и повышения квалификации педагогов в рамках специальных модулей.
Подготовка заявления
Родители обычно могут написать заявление директору школы на предмет включения курса ОРКСЭ в учебный план. 3-м классе часто проводят родительское собрание, на котором можно получить подробную информацию о курсе и образец заявления.
Светское образование в России
Школы в России являются светскими учреждениями, что запрещает политическую и религиозную агитацию в рамках образовательного процесса. Это прописано в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников.
Значение предмета в развитии детей
В возрасте 10-11 лет у детей начинают возникать вопросы о взрослении, ценностях, самоопределении. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить учеников к изучению гуманитарных предметов в основной школе, таких как история и обществознание, развивая доверительные отношения между учеником и педагогом.
Курс Основы религиозных культур и светской этики
По поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева введен комплексный учебный курс, включающий шесть модулей: православная, исламская, буддийская, иудейская, мировые религиозные культуры и светская этика. Учащиеся могут изучать эти модули на свой выбор или выбор своих родителей.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класс).
В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.
Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
История преподавания предмета
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
это курс, который
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
4 класс в течение года (34 часа), обучение безотметочное, дистанционное. По итогам изучения всего курса — зачет. Итоговый урок в четверти –проводится в рамках сетевого сотрудничества в форме экскурсии, встречи с интересными людьми, квест-игры, образовательного события.
С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».
Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.
Задачи курса ОРКСЭ
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.
На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.
Родителям на заметку
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК
Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.
Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.
Основы православной культуры:
Основы исламской культуры:
Основы буддийской культуры:
Основы иудейской культуры:
Основы мировых религиозных культур:
Основы светской этики:
Модули курса в Российской Федерации
Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.
После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.
Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:
Выбор модуля ОРКСЭ
Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них самих, так и для их детей.
Модуль «Основы православной культуры»
Если родители (законные представители) учащегося осознают свою культурно-историческую и духовно-нравственную связь, например, с православием, то для них открывается возможность выбрать для своего ребенка предмет (модуль) «Основы православной культуры».
Модуль «Основы Светской этики» или «Основы мировых религиозных культур»
Если родители осознают себя агностиками (то есть людьми, отрицающими оправданность религиозного мировоззрения) или атеистами, то Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предоставляет им возможность выбрать другие предметы (модули) курса ОРКСЭ: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».
Обучение в дистанционном формате на платформе МОУ «Средняя школа № 2»: distant.school2-ptz.ru.
(Тексты, презентации, видеоролики, творческие задания, мини-проекты, исследования, поиск информации и т.д. )
Тематический контроль: мини-тесты после каждой темы курса