Сравнение Тхеравады и Махаяны
Черты | Тхеравада | Махаяна |
---|---|---|
Основание | Считается более старым учением | Развилась позже Тхеравады |
Цель | Личное искупление через освобождение от страданий | Исполнение добрых дел для общества |
Широкая аудитория | Удел монахов и лаиков | Все живые существа |
Священные тексты | Палийский канон | Сутры, агамы, йога-сутры |
Возрождение | На Шри-Ланке и в Таиланде | В VII—VIII веках в Южной и Восточной Азии |
Эти две основные школы буддизма имеют свои уникальные черты и акценты. Тхеравада фокусируется на личном развитии и освобождении от страданий, в то время как Махаяна создает акцент на добрых делах для общества, а не только для себя. Буддизм остается важной частью культуры и истории многих стран мира, включая Россию.
Расцвет буддизма на территории Индии
После распада Кушанского царства буддизм начал расцветать в Индии при династии Гупта (IV—VI век). В это время были созданы многочисленные центры для изучения махаяны. Один из наиболее влиятельных университетов в северо-восточной Индии – университет Наланда, где преподавал Нагарджуна.
Буддийское искусство династии Гупта
Под влиянием династии Гупта, буддийское искусство начало распространяться по юго-восточной Азии и даже попало в Китай.
Упадок в VII веке
Однако, в VII веке буддизм в Индии столкнулся с трудностями из-за вторжения белых гуннов и распространения ислама.
Подъём в империи Пала
С VIII по XII века буддизм махаяны преуспевал в империи Пала, где было построено много храмов в различных стилях буддийского искусства.
Удар в 1193 году
Однако, крупный удар по буддизму был нанесен в 1193 году, когда Наланду разрушили тюрки под предводительством мусульманского фанатика Мухаммада Кхилджи.
Утрата влияния
После того, как мусульмане захватили ключевые буддийские места в Бихаре в конце XII века, роль буддистов в Индии значительно сократилась. Также в это время стала нарастать популярность индуистских движений, таких как адвайта и бхакти.
Современная ситуация
Хотя буддизм зародился в Индии, к XX веку его сторонники остались лишь на окраинах страны.
Распространение буддизма в Северной и Центральной Азии
Буддизм начал распространяться в Среднюю Азию ещё со времен самого Будды. Согласно легендам, два брата-торговца из Бактрии Тапассу и Бхалика стали учениками Будды и вернулись в Бактрию, где построили буддийские храмы.
Важное место для распространения
Средняя Азия имела важное геополитическое значение как место встречи Китая, Индии и Персии, что способствовало распространению буддизма в регионе.
Экспансия Китая
Экспансия Китая на запад в II веке до н.э. привела к контакту с эллинистической цивилизацией и распространению буддизма на север и в среднеазиатские оазисы.
Упадок с приходом ислама
С приходом ислама в VII веке буддизм в Средней Азии начал переживать упадок. Мусульмане не проявляли толерантности к буддистам и даже преследовали их.
Богатство буддийского искусства
Восточная часть Средней Азии славится богатством буддийского искусства, включая настенные росписи, скульптуры, ритуальные предметы и многое другое, демонстрируя влияние индийской и эллинистической культур.
Ссылки:
Распространение буддизма на Восток: история и влияние
Историки отмечают, что Средняя Азия могла играть ключевую роль в распространении буддизма на восток. Первые переводы буддийских сочинений на китайский язык могли быть как парфянскими (Аньси) как Ань Шигао (148 н. э.) или кушанскими (Ань Сюань) народа Юэчжи как Локаксема (178 н. э.), а также согдийскими (Канцзю) типа Кан Сенкай. Большинство из тридцати семи ранних переводчиков буддийских текстов могут быть идентифицированы как выходцы из Средней Азии.
Фрески Таримского бассейна показывают взаимосвязь среднеазиатских и китайских буддийских общин вплоть до X века.
См. также Дуньхуан, Хотан.
Влияние буддизма в Китае
Предположительно, буддизм проник в Китай в I веке н. э. из Средней Азии, хотя имеются легенды о том, как буддийские монахи посетили Китай во время правления царя Ашоки. До VIII века Китай был очень активным очагом буддизма.
67 н. э. считается официально годом появления буддизма в Китае, который принесли монахи Мотон и Чуфарлан. В 68 г. н. э., под покровительством императора они основали Храм Белой лошади (白馬寺), который до сих пор сохранился недалеко от столицы Лояна. В конце II века большая община была основана в Пэнчэне (сейчас Сюйчжоу, пров. Цзянсу).
Развитие буддизма в Корее
Буддизм проник в Корею около 372 года, когда китайские послы посетили королевство Когурё, принеся с собой рукописи и изображения. Буддизм расцвёл в Корее, и в частности школа Сон (Дзэн) начиная с VII века. Однако с началом правления неоконфуцианской династии И (Ли) периода Чосон в 1392 году буддизм стал преследоваться и почти исчез, за исключением оставшейся школы Сон.
См. также Буддизм в Корее.
И так, история буддизма на Востоке богата событиями и влиянием на культуру каждой из стран. Наслаждайтесь изучением этой интересной истории и погружайтесь в удивительный мир буддийской философии и искусства.
Статья: Буддизм и его влияние в различных странах
Сейчас Япония стала самой большой буддийской страной. Буддизм пришёл в Японию в VI веке, принесённый странствующими монахами. С буддизмом пришли многочисленные книги и произведения искусства. В следующем веке буддизм был принят как государственная религия.
Находясь на дальнем конце Великого Шёлкового Пути, Япония смогла сохранить немало аспектов буддизма, которые были утрачены в Индии или подавлены в Средней Азии и Китае.
История буддизма в Японии
С 710 н. э. множество храмов стало строиться в столице Японии, Нара, в частности пятиярусная пагода и знаменитый Золотой Павильон. Бесчисленные картины и скульптуры создавались нередко при поддержке государства. Особенно значительные произведения искусства были созданы в периоды Нара, Хэйан и Камакура.
В XII—XIII век наступил расцвет дзэн-буддизма и связанной с ним утончённой культуры. Сейчас в Японии находится около 80,000 буддийских храмов, которые регулярно реставрируются.
Тибетский буддизм и его развитие
Тантрический буддизм возник в восточной Индии в V—VI веке. Много практик тантрического буддизма пришли из брахманизма (мантра, йога, сожжение сакральных жертв). Тантрический буддизм стал доминировать в Тибете начиная с VI века.
По другим данным буддизм в его китайском варианте принес Тибету царь Сонгцен Гампо (627—649 гг). Обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Все трое очень почитаются в Тибете и играют важную роль в его мифологии.
Индийское влияние на Юго-восточную Азию
В течение I века н. э. торговля по Великому Шёлковому Пути была ограничена по причине подъёма Парфии, находившейся во вражде к Риму. С этого времени влияние Индии на страны Юго-восточной Азии возросло. Более тысячи лет культуру стран Юго-восточной Азии определяло индийское влияние.
Империя Шривиджая
С V по XIII века в Юго-восточной Азии образовались сильные империи, которые активно строили буддийские храмы. К югу образовалось государство Шривиджая, в котором процветала Махаяна с обширным пантеоном Бодхисаттв.
Заключение
Буддизм оказал значительное влияние на Японию, Тибет и другие регионы, о чем свидетельствуют история, искусство, исследования. Важно изучать развитие буддийской культуры в различных частях света для понимания всего многообразия этой религии.
В данной статье было проведено сравнение и анализ влияния буддизма в различных странах и регионах. Буддизм остается одной из важнейших религий, оказывающей значительное влияние на культуру и общество в многих уголках мира.
Государство Шривиджая с центром на острове Суматра в Индонезии, приняло буддизм Махаяны и Ваджраяны при династии Сайлендра. Это привело к широкому распространению искусства и скульптуры. Многочисленные статуи махаянских Бодхисаттв очень изящной работы были найдены в этом районе. Остался потрясающий по изяществу и архитектурному решению буддийский храмовый комплекс Борободур, построенный на острова Ява около 780. Империя Шривиджая пришла в упадок вследствие конфликтов с индийскими царями Чола, а потом потерпела поражение в период экспансии ислама в XIII веке. См. также «Буддизм в Индонезии».
Кхмерская империя (IX—XIII века)
Позже, в IX-XIII века во всей Юго-Восточной Азии доминировал буддизм Махаяны и индуизм, и центральную роль играла Кхмерская империя. В это время в Камбодже и соседнем Таиланде было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор был в самом центре и обслуживал город с более чем миллионным населением. Великий кхмерский царь Джаяварман VII (1181—1219) построил немало махаянских сооружений в Байоне и Ангкор-Тхоме.
См. также Буддизм в Камбодже.
Так как в XI веке буддизм Махаяны в Индии пришёл в упадок, Махаяна стала приходить в упадок и в Юго-Восточной Азии, а в дальнейшем на смену Махаяне пришла Тхеравада из Шри-Ланки.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Буддизм в России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.
Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.
Регионы России со значительным буддийским населением
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.
Белая Тара и правители России
Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.
Государства
Вспоминая ранее сказанную оговорку про теорию вероятности, нужно понимать, что при составлении списка государств, в которых проживают буддисты, неминуемо будут допущены ошибки, как в случае с самой большой по территории страной планеты. Поэтому, перечислим в этом списке лишь те страны, в которых доля буддистов в населении заведомо больше порогового значения в один процент, и сделаем это в алфавитном порядке, чтобы нивелировать какие-либо погрешности. Жирным шрифтом выделены страны, имеющие весомую долю буддистского населения.
В регионе Азия ~ Океания ~ Австралия имеем следующие государства:
В остальных регионах планеты имеем следующие государства:
Как мы видим, из всех государств планеты значительную долю буддистов в населении имеют несколько стран. Перечислим географически их с севера на юг:
Эти страны с чистой совестью можно назвать буддистскими странами вне зависимости от каких-либо погрешностей расчёта, правильности или неправильности статистических данных. Эти страны являются государствами, где буддисты составляют основу людского общества и данный факт невозможно оспорить. Остановимся на этих странах и опишем их подробнее.
Части Света
Вообще, по правде говоря, буддисты проживают во всех частях света современного мира, однако не во всех государствах планеты есть условия для существования буддизма и не во всех странах производится правильный подсчёт количества буддистов. Поэтому, смотреть на официальные числа статистики следует через мысленный фильтр.
Если верить официальной статистике, считающей 1% пороговым значением доли населения для включения страны в статистику, то большинство буддистов планеты (87% или 408 миллионов человек) проживают в части света, известной под названием Азия. Практически вся Азия имеет государства, в которых есть буддисты. Это очевидно, ведь буддизм зародился в Азии.
За пределами Азии значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке (около 4 млн. человек по данным энциклопедии) и Европе (около 2 млн. человек). Также буддисты живут в Австралии, Океании, Латинской Америке и даже в мало кому известной пустынной Африке.
Возвращаясь к ремарке об одном проценте порога, нужно вспомнить о том, что в самом большом по площади государстве планеты, Российской Федерации, а точнее – в её столице, городе Москва, до сих пор нет ни единого буддийского храма. Как это возможно при том что буддизм является древней философией и распространён по всему миру ? Это говорит о многом. При этом, количество россиян, близких к буддизму явно превышает один процент, судя по многочисленным опросам и фактам. Поэтому, помним об этой особенности и относимся к официальной статистике вспоминая теорию вероятности.
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Правление царя Ашоки (около 260 до нашей эры)
Фрагмент стелы с эдиктами Ашоки (238 до н. э.)
Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.
В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья).
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.
В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.
Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.
Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)
Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).
Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.
Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.
В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).
Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.
Монское колесо дхармы, VIII век.
Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.
Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.
Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.
По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
Бутан (Bhutan)
Такцанг-Лакханг (Гнездо Тигрицы). Бутан.
Государство Бутан является официальной страной буддизма. Буддизм здесь является государственной религией и буддисты составляют более 95% постоянного населения страны. Эта страна является очень закрытой. Для того, чтобы попасть сюда, нужно приложить огромные усилия.
Государство Бутан очень ценит традиции и историю. Здания и сооружения в Бутане выполнены в едином архитектурном стиле и чтут память предков. Некоторые буддистские храмы Бутана, например такие, как Такцанг-Лакханг, были в прямом смысле высечены из скалы. Во истину уникальное и завораживающее дух явление.
В отличие от остальных стран планеты «Земля», Бутан имеет официальное министерство счастья, которое заботится о качестве жизни населения. Экология, доброта и счастье являются современными ценностями общества людей, проживающих на территории Бутана. Экономика Бутана является углеродно отрицательной, что является уникальным явлением в нынешнее время.
Русские буддисты
Среди последователей религии есть люди, которых называют этническими буддистами. К ним относят тех, кто проживает в определенных регионах. На этих территориях буддистское направление имеет исторические корни и признано основной религией. В России также существует множество групп и общин, которые основаны недавно. Они обычно приходят к вероисповеданию через ее изучение. В российской истории есть несколько знаменитых буддистов:
В XIX-XX вв. многих русских буддистов православные и советские люди воспринимали как диковинку. В России XXI века эта религия стала вариантом нормы и активно развивается. В последние годы было восстановлено множество буддистских дацанов, молельных мест и монастырей.
Во многих регионах основаны общины, в которых можно получить духовную поддержку, узнать о религии. Специальная литература продается в большинстве современных книжных супермаркетов. Она в широком ассортименте представлена также в интернет-магазине «Ашанти». Информацию о буддизме можно получить в различных источниках самостоятельно, без вступления в конкретную общину.
Монголия (Mongolia)
Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан). Монголия.
Тибетский буддизм является традиционной религией всех народов Монголии, говорящих на монгольском языке. Кроме того, буддизм исповедуется тюркоязычными тувинцами. Буддисты составляют чуть более половины населения страны. Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни и тибетского буддизма. Образование – одно из приоритетных направлений внутренней политики Монголии.
Государство Монголия имеет весьма тяжёлые условия для жизни – у территории страны отсутствует выход к морю, климат является довольно сложным, а большую часть территории занимают полупустыни, степи, а также обширная пустыня Гоби в южной части страны. Кроме того, Монголия является одной из самых "высоких" стран в мире – средняя высота местности составляет около 1590 метров, а наивысшая точка земли расположена на пике Найрамдал (Таванбуд), имеющем высоту 4374 метра над уровнем мирового океана.
Несмотря на все сложности, Монголия стала страной буддизма. Известно, что буддизм учит людей тому, как быть в гармонии – в гармонии с собой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с природой и даже с космосом. Как показывает история, буддизм часто получает распространение в тех местах, где условия жизни – сложнее обычного.
Течения Буддизма
Буддизм является довольно устоявшейся, цельной и зрелой философией. Однако, вследствие своего большого возраста и разнообразия условий, сопутствующих распространению буддизма по территории «Земли», то есть, из-за различия множества исторических факторов на разных землях в разное время, в данный момент буддизм состоит из нескольких течений, имеющих небольшие различия между собой. Эти различия не являются критичными. Главный смысл и основа буддизма всегда остаётся постоянной, ибо буддизм – это философия мира и гармонии.
В данный момент времени принято выделять два (2) основных направления современного буддизма:
Некоторые школы выделяют третье течение буддизма – Тибетский буддизм – в отдельное, но по сути Тибетский буддизм является частью «Великой Колесницы».
Махаяна сейчас является крупнейшим направлением буддизма по числу верующих. Примерно две трети буддистов причисляют себя к этому течению. Примерно треть буддистов являются сторонниками классического «Учения Старейшин». На самом деле эти числа очень неточны, поскольку ничто не запрещает человеку веровать в несколько течений буддизма одновременно. Не важно в каком течении буддизма вы плывёте, вода в реке – одинакова для всех людей, ибо основы буддизма везде идентичны.
Важно помнить о том, что буддизм изначально был и продолжает быть философией мира и гармонии. Называть его религией стали гораздо позже, когда человечество придумало само слово «религия». Поэтому, оригинальная классификация буддизма – это всё-таки философия.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
Таиланд (Thailand)
Мандапа (святыня) храма Амрутесвара. Амрутхапура. Таиланд.
Буддизм в Таиланде появился задолго до его заселения тайскими народами. Местная буддийская традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки времён примерно третьего века до «Нашей Эры». Большинство жителей (95% и более) современного Таиланда являются сторонниками буддизма.
В стране функционируют две крупные буддистские организации: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов. В конце семидесятых годов прошлого века в стране появились новые буддийские общества в университетах и высших учебных заведениях, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологические направление буддизма имеет историческую перспективу и, скорее всего, станет политическим.
Несмотря на то, что храмовая архитектура в Таиланде на протяжении многих лет претерпевала изменения, все архитектурные стили придерживаются единого принципа. Тайский храм состоит из двух частей: Пхутта-Вата и Сангха. Пхутта-Вата является местом, посвящённым Будде. Сангхават – жилые кварталы монахов.
Народы России, исповедующие буддизм
Буддизм стал развиваться на территории России достаточно давно, поэтому не является новинкой для населения. Его популярность постепенно растет с каждым годом. Эта религия интересна за счет красочности и многогранности, поэтому может привлечь внимание даже людей другого вероисповедания. Буддизм наиболее популярен в нескольких республиках РФ:
Буддизм постепенно завоевывает остальные территории России. В наиболее крупных городах страны построены храмы и существуют специальные центры для просвещения населения. Активному распространению религии способствуют визиты знаменитых буддистов из других стран в Россию. Они проводят коллективные встречи с коллегами из РФ.
Шри Ланка (Sri Lanka)
Буддистская ступа. Анурадхапура. Шри-Ланка. Цейлон.
Шри Ланка является островным государством, расположенным чуть южнее современной Индии. Полное официальное наименование страны – Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Со времён португальского вторжения и до 1972 года в европейских языках страна называлась Цейло́н (от порт. Ceilão). Шри-ланка (श्री लङ्का) в переводе с языка Санскрит означает «славная, благословенная земля».
Вопреки возможным ожиданиям, остров Цейлон не был в прошлом времени соединён с землёй основного материка. Заметку об этом можно найти в исследовании, проведённом в одной из предыдущих записей этого блога – Путешествие в Неизвестность, Часть Первая. Водный Дом.
На острове Цейлон люди говорят на нескольких языках. Во-первых, на официальном языке «синхала» (сингальский), во-вторых, на официальном тамильском языке, и в-третьих, на английском языке, который не имеет статуса официального языка государства, но используется для межэтнического общения.
Основная религия государства Шри-Ланка – это буддизм, более 70% жителей острова исповедуют эту религию-философию.
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 года н. э.
Они приехали с дипломатическими письмами к грекам, и один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры.
Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамасским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Речь шла о буддистах, а не о брахманах, которым противостояли шраманы.
«Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости».
Отделение махаяны от тхеравады I век
Золотая монета царя Канишки I правящем около 126 в Кушанском царстве с эллинистическим изображением Будды и словом «Boddo» греческим шрифтом.
После падения Индо-греческого царства, а его культура была перенята индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, индо-скифами и потом Юэчжи, основавшими Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм, и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире, именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора, и иногда называют его «собором еретических монахов».
Царь Канишка собрал в Кашмире 500 бхикшу во главе с Васумитрой для редакции Трипитаки. В течение собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов положений, которые приводили в порядок около двенадцати лет. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны.
Греко-буддийский диалог (II век до н. э. — I век н. э.)
Серебряная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».
Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..
Греко-буддийская статуя Будды I—II века, Гандхара.
Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до конца I века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Шунга (185—73 до н. э.).
Один из наиболее известных индогреческих царей Менандр I (160—135 до н. э.) активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобно царям Ашоке или Канишке — последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э.
Монета царя Менандра I с колесом дхармы
Не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формирование образа Будды.
См. также Греко-буддизм.
Камбоджа (Cambodia)
Монахи буддисты у храма Ангкор Ват. Камбоджа.
Камбоджа является страной буддизма. Около 98% населения государства являются буддистами. В стране действуют почти четыре с половиной тысячи буддийских монастыря. Приверженность Камбоджи к буддизму является неотъемлемой частью истории и культуры государства. Традиции и повседневная жизнь подавляющей части населения тесно связаны с миролюбивой философией Будды. В 1989 году буддизм был официально объявлен государственной религией страны Камбоджа.
Храмовый комплекс Ангкор Ват, расположенный в северо-западной части государства Камбоджа имеет площадь равную почти 163 гектар или 402 акра. По этому показателю Ангкор Ват считается мировым рекордсменом по территории и вошёл в Книгу Рекордов Гиннесса.
Изначально комплекс был воздвигнут как индийский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну в двенадцатом веке. Вишну, также известный как Нараяна и Хари – одно из главных божеств в Индуизме. Вишну — Нараяна — Хари известны как Бог Сохранения, Бог Времени, Защитник Добра и Дарователь Кармы. Со временем и постепенно строение превратилось в буддистский храм и ныне именуется индуистско-буддийским храмовым комплексом.
Лаос (Laos)
Статуя Будды. Вьентьян. Лаос.
Лаос является преимущественно буддийским государством. Более половины граждан исповедуют буддизм. Столица государства – город Вьентьян. Население столицы – примерно один миллион человек. Государство не имеет выхода к морю и имеет очень скромную по современным меркам экономику, но не смотря на всё это сейчас Лаос насчитывает около двух с половиной тысяч буддистских монастырей и храмов. Для сравнения – в столице самого большого по площади государства планеты – городе Москва – нет ни одного буддистского храма.
Несмотря на отсутствие выхода к морю, Лаос имеет доступ к водным ресурсам и транспортным артериям планеты – большая часть границы государства проходит по реке Меконг. Меконг – это самая большая река в регионе. Её длина – четыре с половиной тысячи километров, а площадь бассейна – около 800 тысяч квадратных километров.
Река Меконг переводится с официального языка Лаоса лао-лум как «Матерь вод Ганг». На вьетнамском языке эта река называется «Река девяти драконов». Река берёт начало из Тибета на высоте более 5000 метров над уровнем моря. Путешествие по этой реке не может оставить равнодушным к красоте местной природы.
Распространение буддизма в России
Наибольшее развитие буддийской философии пришлось на начало XXI в. В этот промежуток времени активно стали развиваться технологии, которые способствовали распространению информации. Появились разные ответвления буддизма и варианты толкования его традиций. Основными являются сангха, ламаизм, шаманизм и классическое учение Гаутамы.
В начале XXI в. уровень развития буддизма в России был ниже, чем в других странах. Отставание составляло около 30 лет, и было обусловлено советской политикой. В СССР в течение нескольких десятилетий буддизм официально отсутствовал, а храмы были разгромлены и разграблены. Духовенство этой религии подвергалось репрессиям, и было вынуждено вернуться к мирскому существованию.
После Второй мировой войны часть ограничений на вероисповедание сняли, так как различные конфессии активно пропагандировали патриотические идеи. Но отсутствие развития буддизма в СССР на протяжении нескольких десятилетий сказывается на ее современном развитии.
В России восточная религия продолжает интенсивно развиваться в различных регионах. За 15 лет было восстановлено множество старых храмов и организовано большое количество новых центров. По договоренности Далай-Ламы и местных властей для распространения буддизма в Россию были отправлены тибетские монахи, призванные возродить религию и обучить будущих послушников.
Люди разных возрастов, решившие посвятить себя духовной жизни, могут поступить в специальные буддийские образовательные заведения. Часть приверженцев религии обращаются в дхарма-центры, где обучаются мирские жители и монахи. Послушникам также дают шанс получить образование в восточных странах, являющихся источником вероисповедания.