Тематический план
Учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ, состоит из шести модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы религиозных культур народов России
- Основы светской этики
Цель предмета: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Родители (законные представители) выбирают для изучения один из шести представленных модулей согласно заявлению в соответствии с федеральным законом Об образовании в РФ (ч.2 ст.87).
Проект внеурочной деятельности Реальная математика для 5-х классов
Проект Реальная математика разработан для учащихся 5-х классов. Он позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Деятельностный подход в образовании
Согласно новым Стандартам, основной педагогической задачей становится организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Метод проектов в образовании
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Этапы работы над проектом
- Поисковый этап
- Аналитический этап
- Планирование
- Реализация проекта
- Представление результатов
Метод проектирования Зеркало прогрессивных преобразований
Этот метод помогает определить проблему, поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результаты работы над проектом.
Метод проектирования Зеркало прогрессивных преобразований
Постановка проблемы
(сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее)
Базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых новых организационных форм и имеющейся классно-урочной системы.
Причины
Цель проекта
(проблема переформулируется в цель)
Совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса по математике на базе открытой лаборатории Реальная математика.
Задачи
(причины становятся задачами)
Мероприятия
(для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению, для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий)
Результат, продукт
Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- Разработка новой образовательной программы
- Создание интерактивных обучающих материалов
- Проведение мастер-классов по проектной деятельности
- Публикация научной статьи
Критерии результативности
- Улучшение показателей успеваемости учеников по математике
- Повышение интереса учащихся к изучению математики
- Положительные отзывы обучающихся и педагогов
Анализ ресурсов
Программа внеурочной деятельности Реальная математика. 5 класс
Закон Об образовании в Российской Федерации утверждает приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике. Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Необходимость введения курса Реальная математика определяется современными требованиями к обучающемуся в части обучения проектной деятельности в рамках нового ФГОС ООО.
Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах
- Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
- Развивают системное мышление
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Развитие универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Развитие регулятивных учебных действий
- Ставление учебных целей
- Планирование их реализации
- Контроль и оценка действий
- Коррекция выполнения
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.
Развитие коммуникативных учебных действий
- Организация учебного сотрудничества
- Работа в группе
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Развитие познавательных учебных действий
- Поиск информации
- Анализ результатов поиска
Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных с переходом к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Характеристики программы
- Адресована учащимся 5-6 классов
- Сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей младших подростков
- Направлена на самостоятельный познавательный поиск
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Формы работы
- Индивидуальные и групповые консультации
- Организация проектной деятельности
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Информационные источники
- Взрослые: представители профессий, родители
- Другие дети
Сроки реализации программы: 1 год (5 класс).
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Оценка результатов
- Презентации проектов
- Участие в конкурсах и олимпиадах
- Учебные выставки, конференции, фестивали
Уровень результатов работы по программе:
- Приобретение учениками новых знаний
- Опыт решения проектных задач
- Понимание сути проектной деятельности
Итак, программа развития универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов предполагает формирование различных навыков и умений, необходимых для успешного обучения и саморазвития.
Результаты обучения
Второй уровень результатов
Позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, таким как образование и самообразование, является целью второго уровня результатов. Это проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе темы проекта, а также в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления интересующей информации.
Третий уровень результатов
На третьем уровне ожидается получение школьниками самостоятельного социального опыта, который проявляется в участии в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Процедура итоговой оценки
Основным методом оценки успеха является защита проекта на школьной конференции. Ученикам предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень владения различными элементами проектной деятельности. Для этой процедуры разработаны критерии оценки проектной работы.
Планируемые результаты программы
Программа направлена на достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта.
Темы и количество часов
Введение в проектную деятельность (4 часа)
- Что такое учебный проект.
- Основные теоретические сведения и термины.
- Командная работа, конфликтные ситуации и их разрешение.
Поисковый этап работы над проектом (7 часов)
- Выбор темы и подтемы проекта.
- Формирование творческих групп.
- Сбор и анализ информации.
- Определение потребности в информации.
Аналитический этап работы над проектом (6 ч) Постановка цели проекта. Определение задач проекта. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование проблемы. Анализ ресурсов. Планирование продукта. Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор способа решения проблемы. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Предлагает и обсуждает способ достижения цели. Ставит задачи. Описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. Предлагает, (принимает) критерии оценки продукта. Осуществляет процесс планирования. Анализирует ресурсы. Определяет свое место (роль) в групповом проекте.
Практический этап работы над проектом (11 ч) Знакомство с требованиями к оформлению проектной работы, требованиями к продукту. Изготовление продукта. Оформление проектной работы. Текущий контроль. Предварительная оценка продукта. Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем.
Презентационный этап работы над проектом (5 ч) Подготовка презентации. Презентация, представление полученного продукта. Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию. Задает вопросы (при презентации других групп/учащихся).
Контрольный этап работы над проектом (2 ч) Анализ результатов. Оценка продукта, оценка продвижения продукта. Проводит оценку продукта проекта. Проводит оценку результативности проекта. Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации. Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения.
Тематическое планирование представлено в Приложении 2.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.
Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству). Кабинет математики № 204 оснащен современным ИКТ оборудованием, проведен высокоскоростной Интернет.
Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения; привлечение социальных партнеров.
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.