Интеграция урочной и внеурочной деятельности по математике на базе открытой лаборатории реальная математика

Тематический план

Учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ, состоит из шести модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы религиозных культур народов России
  6. Основы светской этики

Цель предмета: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Родители (законные представители) выбирают для изучения один из шести представленных модулей согласно заявлению в соответствии с федеральным законом Об образовании в РФ (ч.2 ст.87).

Проект внеурочной деятельности Реальная математика для 5-х классов

Проект Реальная математика разработан для учащихся 5-х классов. Он позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Деятельностный подход в образовании

Согласно новым Стандартам, основной педагогической задачей становится организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Метод проектов в образовании

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Этапы работы над проектом

  1. Поисковый этап
  2. Аналитический этап
  3. Планирование
  4. Реализация проекта
  5. Представление результатов

Метод проектирования Зеркало прогрессивных преобразований

Этот метод помогает определить проблему, поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результаты работы над проектом.

Метод проектирования Зеркало прогрессивных преобразований

Постановка проблемы

(сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее)

Базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых новых организационных форм и имеющейся классно-урочной системы.

Причины

Изображение

Цель проекта

(проблема переформулируется в цель)

Совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса по математике на базе открытой лаборатории Реальная математика.

Задачи

(причины становятся задачами)

Мероприятия

(для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению, для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий)

Изображение

Результат, продукт

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • Разработка новой образовательной программы
  • Создание интерактивных обучающих материалов
  • Проведение мастер-классов по проектной деятельности
  • Публикация научной статьи

Критерии результативности

  • Улучшение показателей успеваемости учеников по математике
  • Повышение интереса учащихся к изучению математики
  • Положительные отзывы обучающихся и педагогов

Анализ ресурсов

Программа внеурочной деятельности Реальная математика. 5 класс

Закон Об образовании в Российской Федерации утверждает приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике. Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Необходимость введения курса Реальная математика определяется современными требованиями к обучающемуся в части обучения проектной деятельности в рамках нового ФГОС ООО.

Читайте также:  Вгспу стал площадкой для обсуждения приоритетов технологий и направлений деятельности навигаторов детства в год семьи

Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
  • Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
  • Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах
  • Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
  • Развивают системное мышление

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Развитие универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Развитие регулятивных учебных действий

  • Ставление учебных целей
  • Планирование их реализации
  • Контроль и оценка действий
  • Коррекция выполнения

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.

Развитие коммуникативных учебных действий

  • Организация учебного сотрудничества
  • Работа в группе

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Развитие познавательных учебных действий

  • Поиск информации
  • Анализ результатов поиска

Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных с переходом к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Характеристики программы

  • Адресована учащимся 5-6 классов
  • Сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей младших подростков
  • Направлена на самостоятельный познавательный поиск
Читайте также:  Мбоу сош № 92

Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Формы работы

  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Организация проектной деятельности

Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Информационные источники

  • Взрослые: представители профессий, родители
  • Другие дети

Сроки реализации программы: 1 год (5 класс).

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Оценка результатов

  • Презентации проектов
  • Участие в конкурсах и олимпиадах
  • Учебные выставки, конференции, фестивали

Уровень результатов работы по программе:

  • Приобретение учениками новых знаний
  • Опыт решения проектных задач
  • Понимание сути проектной деятельности

Итак, программа развития универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов предполагает формирование различных навыков и умений, необходимых для успешного обучения и саморазвития.

Результаты обучения

Второй уровень результатов

Позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, таким как образование и самообразование, является целью второго уровня результатов. Это проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе темы проекта, а также в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформления интересующей информации.

Третий уровень результатов

На третьем уровне ожидается получение школьниками самостоятельного социального опыта, который проявляется в участии в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Процедура итоговой оценки

Основным методом оценки успеха является защита проекта на школьной конференции. Ученикам предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень владения различными элементами проектной деятельности. Для этой процедуры разработаны критерии оценки проектной работы.

Планируемые результаты программы

Программа направлена на достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта.

Темы и количество часов

  • Введение в проектную деятельность (4 часа)

    • Что такое учебный проект.
    • Основные теоретические сведения и термины.
    • Командная работа, конфликтные ситуации и их разрешение.
  • Поисковый этап работы над проектом (7 часов)

    • Выбор темы и подтемы проекта.
    • Формирование творческих групп.
    • Сбор и анализ информации.
    • Определение потребности в информации.
Читайте также:  Ответ на пост уроки религии в школе

Аналитический этап работы над проектом (6 ч) Постановка цели проекта. Определение задач проекта. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование проблемы. Анализ ресурсов. Планирование продукта. Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор способа решения проблемы. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Предлагает и обсуждает способ достижения цели. Ставит задачи. Описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. Предлагает, (принимает) критерии оценки продукта. Осуществляет процесс планирования. Анализирует ресурсы. Определяет свое место (роль) в групповом проекте.

Практический этап работы над проектом (11 ч) Знакомство с требованиями к оформлению проектной работы, требованиями к продукту. Изготовление продукта. Оформление проектной работы. Текущий контроль. Предварительная оценка продукта. Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем.

Презентационный этап работы над проектом (5 ч) Подготовка презентации. Презентация, представление полученного продукта. Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию. Задает вопросы (при презентации других групп/учащихся).

Контрольный этап работы над проектом (2 ч) Анализ результатов. Оценка продукта, оценка продвижения продукта. Проводит оценку продукта проекта. Проводит оценку результативности проекта. Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации. Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения.

Тематическое планирование представлено в Приложении 2.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.

Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству). Кабинет математики № 204 оснащен современным ИКТ оборудованием, проведен высокоскоростной Интернет.

Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения; привлечение социальных партнеров.

  • Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  • Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  • Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.