Основы православной культуры и Закон Божий
Оцените мой сайт
У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).
Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики
Со стороны религиозных объединений
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.
Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры
Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.
Основы светской этики
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чем проявляется патриотизм? В чем заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими взрослыми вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля Основы светской этики. Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесенные в спам-лист
Список проблемных ссылок
Православная культура — фундамент российской государственности и культуры.
Значение модуля Основы православной культуры
Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль Основы православной культуры знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.
Курс Основы религиозной культуры и светской этики
В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации с 1 сентября 2012 года в четвертых классах общеобразовательных учреждений ввели курс Основы религиозной культуры и светской этики (сокращенно – ОРКСЭ).
Цель курса
В рамках преподавания комплексного курса Основы религиозной культуры и светской этики не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Содержание курса
Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.
Учебники и оценка
Преподавание ведется по учебникам, рекомендованным министерством образования Российской Федерации. Школьники получают их бесплатно.
Решение родителей
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право! Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.
Значение введения курса
Зачем в школе вводится курс Основы религиозных культур и светской этики? ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочной системе оценивания курса Основы религиозных культур и светской этики в МБОУ СОШ № 5.
Цель и задачи
- Ознакомление с культурным наследием
- Развитие нравственных ценностей
- Понимание разнообразия культурных традиций
Внедрение курса является важным шагом в образовании с целью формирования у учащихся уважительного отношения к различным религиозным и культурным традициям.
Заключение
Изучение основ религиозных культур и светской этики является важной частью образования современной молодежи в Российской Федерации.Это способствует развитию толерантности, пониманию многообразия культур и формированию нравственных ценностей.
Мотивация к осознанному нравственному поведению
Важен момент формирования мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Для этого необходим диалог с представителями других культур и мировоззрений. Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии, подчеркивает, что важно воспитывать нравственность современных детей уже с школьной скамьи.
Основы православной культуры в школе
Одним из ключевых моментов является предмет Основы православной культуры. Его цель состоит в помощи ребенку стать высоконравственным человеком: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным. Также важно, чтобы ребенок был почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любил свою Родину, и стремился помогать другим, кто нуждается в помощи, а также относился благожелательно к людям других национальностей, верований и убеждений.
Взаимодействие с религиозными организациями
Школьные учителя, проходящие специальную подготовку, могут привлекать представителей религиозных организаций для проведения экскурсий или внеклассных занятий. Однако ответственность за содержание курса несет исключительно учитель. Важно также соблюдать светский характер образовательного процесса в школе, исключая любую политическую агитацию или побуждение к принятию религиозных норм.
Подготовка ребенка к гуманитарным предметам
Предмет Основы православной культуры помогает подготовить ребенка к изучению гуманитарных предметов, таких как история и обществознание. Младшие подростки, в возрасте 10-11 лет, часто начинают задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей и поиска своего места в мире. Воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом.
Актуальные ссылки
В учебном году 2023-2024 информация о курсе ОРКСЭ размещается на официальном сайте образовательной организации. Сайт http://школа109-уфа.рф является официальным сайтом МАОУ Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина. Необходимо заметить, что сайт 109-school.ucoz.ru не связан с школой и его ссылки уже неактивны.
Основы курса Основы религиозных культур и светской этики
Целью образовательно-религиозного комплекса социокультурной среды обучения (ОРКСЭ) является формирование учащегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи ОРКСЭ:
- Знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, а также основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей.
- Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества.
- Обобщение знаний о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом культурных особенностей.
- Развитие способностей к общению в многокультурной и многорелигиозной среде на основе уважения и диалога.
Учебный курс:
Курс включает шесть модулей на выбор семьи учащегося:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Программа обучения:
- Длительность: 34 часа в 4 классе (1 час в неделю)
- Формат: безотметочные уроки, оценка нравственной компетентности ученика.
- Оценка: проводится в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся.
Родительское собрание:
- Дата: 06.04.2023г.
- Время: 18:30
- Место: актовый зал МАОУ Школы №109 имени М.И.Абдуллина
- Повестка: выбор модуля комплексного учебного курса на 2023-2024 учебный год
Документы:
- Приказ от 30.03.2023 г. №122 О проведении родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год
- Протоколы родительских собраний на 2021-2022 учебный год
- Лист сводной информации о результатах выбора модулей комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики
Все финалисты Конкурса традиционно приглашаются на Торжественное открытие Международных Рождественских образовательных чтений и участвуют в обширной экскурсионной программе, подготовленной для них в столице. Награды вручает лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Министр образования и науки Российской Федерации. Ежегодно во время проведения Международных Рождественских образовательных чтений под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, проводится круглый стол для победителей третьего (финального) этапа Конкурса, где авторы работ могут представить коллегам свои работы.
Педагоги Саратовской области принимают участие в этом Конкурсе с 2008 года. Ряд саратовских педагогов отличает высокий уровень профессиональной культуры, что позволило им достичь как окружного этапа Конкура так и Всероссийского.
С каждым годом Конкурс, уже ставший традиционным, поднимает планку представительности и публичности, что сказывается и на уровне работ-призёров.
Всем участникам конкурса будут вручены сертификаты.
Лауреаты межрегионального этапа Конкурса 2023—2008
Теплова Галина Валерьевна
Кутисова Галина Ивановна
Мальцева Анастасия Юрьевна
Минаева Галина Анатольевна
Ермашова Марина Геннадьевна
Зидина Александра Михайловна
Коннова Наталья Борисовна
Попова Наталья Анатольевна
Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна, Лихачева Ольга НиколаевнаКоллектив авторов г. Энгельса
Коллектив авторов: Аникина Ирина Владимировна, Быкова Елена Васильевна, Нагайчук Нина Алексеевна,Тимукина Вера Григорьевна,
Коллектив авторов: Ермакова Лидия Владимировна, Небыкова Елена Геннадьевна, Козлова Ирина .Владимировна, Царёва Наталья Викторовна, Слепухина Татьяна Михайловна, Полещенко Ольга Николаевна
Победители Всероссийского этапа Конкурса
Конкурс направлен на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, а также популяризацию их лучших профессиональных достижений.
В рамках Конкурса участники представляют разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, русский язык и литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария.
Лауреат педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского
№ФИОДолжность, место работы
Евдокимова Лариса Геннадьевна
Грицкова Татьяна Александровна
Новикова Екатерина Александровна
Сибирева Марианна Николаевна
Лауреат педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского
Андрианова Мария Игоревна
Белоногова Светлана Валерьевна
Участники, получившие специальную премию
Рыхлова Наталья Николаевна
Салямов Александр Рашидович
Участники, получившие поощрительную премию
Обревко Анна Игоревна
Участники, получившие благодарность благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского
протоиерей Евгений Клементьев Настоятель МРО православный Приход храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского п.Мокроус Федоровского района Саратовской области Покровской Епархии Русской Православной Церкви (МП), Саратовская область
Ткаченко Оксана Михайловна
Мымрикова Валентина Петровна
ОРКСЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская основная общеобразовательная школа»
Информация о введении курса ОРКСЭ в МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа"
Название выбранного модуля: основы духовно-нравственной культуры народов России.
Наименование учебника, автора и издания: Амиров Р.Р., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4 кл. «Дрофа».
Ф.И.О. учителя: Низамова Ирина Николаевна
Сведения о прохождении курсов, повышение квалификации по предмету: Теория и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики с учетом требований ФГОС ОО, 72 ч, 18.04.2017 г-27.04.2017 г
Сведения о реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на ступени основного общего образования
Кол-во 4-х классовОбщее кол-во обучающихся в 4-х классахПредметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в инвариантной части учебного плана за счет перераспределения часов на другие учебные предметыв части учебного плана, формируемого участниками образовательного процессав рабочих программах других учебных предметовв Программе воспитания и социализации обучающихся (внеурочная деятельность)
Реализация ОДНКНР как самостоятельного предмета в образовательной организации
«Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Реализация ОДНКНР в рамках программ других предметов из инвариантной части учебного плана
Перечень учебных пособий, которыми обеспечен учебный предмет ОДНКНР в общеобразовательной организации
Наименование учебного пособия
Памятка для родителей
о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур»
Когда ребенок покидает начальную школу, то испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Переход должен происходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Общие положения Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Содержательная часть Курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» будет носить светский характер, преподавать его будет учитель Кастерина Светлана Валентиновна, прошедшая специальную подготовку. Выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозных культур, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики. В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагментам биографии известных людей. Организационное и методическое обеспечение В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Учебное пособие для школьников по курсу ОРКСЭ –Амиров Р.Р. ,Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур.» 4-5 кл. «Дрофа» -рассчитано для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебное пособие по курсу нацелено на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Значение родительского участия в изучении курса ОРКСЭ Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник должен обратиться к опыту своих родителей, других взрослых. Подготовка итоговых творческих работ (в 5 классе) также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. Практические советы родителям Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного и духовного развития вашего ребенка. Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не упускайте время, благоприятное для нравственного и духовного воспитания детей. Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»: 1. В разделе «Начальное общее образование. Общие положения»: а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции: «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.»; б) дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания: «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.»; в) абзац семнадцатый считать абзацем восемнадцатым. 2. Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.Обязательный минимум содержания основных образовательных программРоссия — наша Родина. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школуВ результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам».
« Февраль 2024 »ПнВтСрЧтПтСбВс1234567891011121314151617181920212223242526272829
Первая половина курса (первое полугодие IV класса) Архивная копия от 16 марта 2010 на Wayback Machine
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Были заключены планы совместной работы между Администрацией области и епархиальным управлением; комитетом по образованию и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и епархиальным управлением; Курским педуниверситетом и Курской духовной семинарией; Курским педуниверситетом и Курской православной гимназией. Для определения основных направлений работы был создан общественный совет в составе руководителей органов образования, учебных заведений, представители культуры и общественности, преподавателей и духовенства. Возглавлял совет митрополит Курский и Рыльский Иувеналий.
В школах Мордовии факультатив «Основ православной культуры» был введён с 1 сентября 2006 года в 7-11 классах. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Саранской епархией.
С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. За этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4—5 классах.
В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса «ОПК» с 5-го по 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.
В Самарской области в феврале 2006 года совет ректоров рекомендовал расширить преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях региона.
Статистика отношения к предмету в обществе
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос: «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» — распределились следующим образом:
целиком положительно 25% скорее положительно 44% скорее отрицательно 13% резко отрицательно 6% затрудняюсь ответить 11%
Результаты опроса о введении в школах предмета ОПК, проведённого центром Юрия Левады 14-17 августа 2009 года.
Ход эксперимента в 2010—2011 годы — федеральный этап
Доля выбравших курс ОПК к 1 апреля 2010 года среди 19 субъектов Российской Федерации.
Округ Область Доля (Общее количество) школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округ Тамбовская область 55% (4616)
Тверская область 62,3% (более 6680)
Костромская область 75% (более 4080)
Северо-Западный федеральный округ Вологодская область 57% (5915)
Калининградская область 34% (2494)
Сибирский федеральный округ Красноярский край 19,1% (4804)
Новосибирская область 18,5% (5143)
Дальневосточный федеральный округ Еврейская автономная область 61,26% (1050)
Камчатский край 39% (893)
Уральский федеральный округ Курганская область 20% (1764)
Удмуртская Республика 16% (более 2230)
Чувашская Республика 34,8% (более 3920)
Южный федеральный округ Чечня 0,36% (73)
Республика Калмыкия 30% (898)
Учебники по ОПК
В. Васнецов. «Радость праведных о Господе». Роспись купола Владимирского собора. Иллюстрация из учебника Андрея Кураева: Урок 23 — Православие о Божием суде.
История появления учебника
В феврале-марте 2010 года Андрей Кураев по благословению патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках апробации учебника провёл ряд встреч с педагогами, которые будут принимать участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.
Пособия для учителей
В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.
Количество вакантных мест
На 31.08.2023 г На 10.09.2023 г На 20.09.2023 г
15 – –
Младенова Алла АлександровнаДиректор школы
Чуринова Анастасия ГеннадьевнаПредседатель общешкольного родительского комитета
Онлайн всего: 1
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который