Значение русского языка для нашей страны
Совсем недавно Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон О государственном языке Российской Федерации от 28.02.2023№ 52-ФЗ (последняя редакция), который предусматривает совершенствование механизмов обеспечения использования русского языка как государственного; расширение и конкретизацию сфер, в которых использование государственного языка является обязательным; уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, направленных на защиту и поддержку государственного языка РФ.
Закон предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, подчёркивает объединяющую роль русского языка, его ценность для государства, всех нас и будущих поколений.
Развитие речи и культуры в России
Согласно федеральному государственному стандарту, к целевым ориентирам речевого развития относятся овладение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Реализация данного направления тесно связана с приобщением к истокам русской народной культуры.
Многогранный, яркий, живой и образный, русский язык – наше богатейшее наследие и часть нашей культуры, а также важнейшее средство человеческого общения. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играют педагог и его речь, поскольку большую часть времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.
Педагогика и воспитание детей
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. При этом следует помнить, что для ребёнка речь педагога зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи в обществе.
В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.
Русский язык в культуре и литературе
Русский народ создал огромную изустную литературу. Во вступительном слове к сборнику Владимира Ивановича Даля Пословицы и поговорки русского народа Михаил Александрович Шолохов пишет: Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают извека в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.
Пословицы и поговорки: ключ к развитию речи
Пословицы и поговорки освещают различные явления, предметы и человеческие черты с разных точек зрения, делая их прекрасным материалом для развития речи. Понимая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности и улучшает навыки связной устной речи.
Основные понятия
Термины пословицы и поговорки имеют русские корни, связанные со словами слово, говорить, говор. Эти конструкции вполне естественно вплетены в русский язык.
- Пословица – народное изречение с четким наставлением или нравоучением, содержащее мудрость и поучительность.
- Поговорка – словесный оборот или устойчивое выражение, часто с метафорическим значением.
Условно их можно объединить под термином пословицы, однако между ними есть и различия.
Методы обучения
Работа с пословицами помогает развить мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи и способствует усвоению грамматики. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при введении этого материала.
Этапы обучения
- Начальный этап: включение пословиц в образовательный процесс, начиная с простых и понятных для детей выражений.
- Знакомство с словом: объяснение роли слова как части пословицы, обучение пониманию значения слова.
- Применение в деятельности: использование пословиц в различных образовательных задачах, работа с фразеологическими единицами.
На каждом этапе важно стимулировать интерес детей к пословицам и поговоркам через игровые и познавательные активности. Работа с этим материалом предоставляет возможность детям расширить свой словарный запас, а также укрепить свои навыки коммуникации и понимания окружающего мира.
Развивайте ваших учеников через пословицы, делая процесс обучения увлекательным и познавательным.
Русские пословицы и поговорки: учим мудрости народа
Владимир Иванович Даль, первый исследователь русских пословиц и поговорок, создал знаменитый сборник, который стал настоящим кладовым народной мудрости. Пословицы в его сборнике разделены на тематические группы, что удобно как для взрослых, так и для детей.
Пословицы для обучения
При работе с детьми, можно использовать пословицы в различных образовательных целях. Например, при изучении темы Окружающий мир или формировании лексико-грамматических навыков, следующие пословицы могут быть полезны:
- Чисто жить – здоровым быть
- Сон – лучшее лекарство
- Ученье – свет, а неученье тьма
Такие пословицы помогут детям запомнить и применить новые слова и фразы на практике.
Пословицы о родине и семье
Когда речь идет о темах Родина или Семья, можно использовать следующие пословицы:
- Всякому мила своя сторона
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка
Эти пословицы подчеркивают важность привязанности к своему месту и семье.
Дидактические игры и использование пословиц
Для интересного изучения пословиц, можно проводить различные игры, цель которых – научить детей выразительности и меткости высказываний. Помимо этого, пословицы и поговорки могут быть использованы при формировании связной речи и пересказе художественных произведений.
Таким образом, использование русских пословиц и поговорок в образовательной практике не только помогает запомнить и усвоить новую информацию, но и развивает у детей умение выражать свои мысли и чувства.
Образовательный процесс для детей: использование пословиц и поговорок
При работе по составлению рассказа по опорным картинкам по теме Моя любимая книга, в качестве организационного момента детям можно предложить поиграть в игру Найди нужную картинку. Дети подбирают иллюстрации к следующим пословицам:
- Будешь книги читать – будешь всё знать
- Кто много читает, тот много знает
- Чтение – лучшее учение
- Хорошая книга – лучший друг
- Хлеб питает тело, а книга питает разум
- Ум без книги, как птица без крыльев
Далее предлагаем детям подумать:
- О чем эти пословицы? (о книгах, о любви к чтению, о том, что книга учит)
- Как вы понимаете их?
- Чем они похожи?
Использование пословиц и поговорок в обучении грамоте
Можно использовать пословицы и поговорки на занятиях по обучению грамоте:
- Звук и буква Й.
Предлагаем детям послушать и объяснить пословицу (используя иллюстрации):
- Март с водой, Апрель с травой, Май с водой.
Пословицы и поговорки часто используются как дополнительный материал для отработки и автоматизации в речи трудных звуков.
Речевое развитие и взаимодействие с родителями
Не менее важным условием речевого развития является взаимодействие с семьями детей. Необходимо побуждать и родителей к использованию пословиц и поговорок в общении с детьми.
Оформлять информационные стенды, картотеки. Можно рекомендовать родителям вместе с детьми посетить выставки и музеи.
Технологическая карта урока
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Шемшурина А.И.
Тема урока: Милосердие – закон жизни.
Цели урока:
- Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, как основу отношений между людьми.
- Способствовать пониманию учащимися быть милосердными.
- Формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике.
- Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Ожидаемые результаты урока:
- Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать.
- Принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.
- Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации.
- Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.
научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.
задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о милосердном мальчике;
По ведущей дидактической цели: Урок изучения нового материала
По способу организации: комбинированный: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
По ведущему методу обучения
объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, ИКТ
Средства обучения: Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина.-М.:Просвещение,2021; ноутбук, мультимедийный проектор, наглядность. толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова; карточки для групповой работы,лепестки
Методы оценки, самооценки.
Метод стимулирования и мотивацииДобрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не влияют на нее года,Добрым надо быть всегда.Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.Включаются в учебную деятельность,эмоционально настраиваются на урок. выработать учебную мотивациюформирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания.формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знанийПостановка проблемного вопросаПослушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?(См. Приложение 1)Если ты такой милосердный, то забирай даром- О чём эта притча?-Как назвал продавец мальчика?- Каким качеством обладал мальчик?- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.
ОРКСЭ