Урок милосердия и добра
Формирование понятия о милосердии
- Получение знаний о милосердии и взаимопомощи
- Развитие умения выделять главную мысль текста
- Воспитание толерантности и доброжелательности
Обучающие методики
- Беседы
- Опросы
- Групповая работа
- Исследовательская работа
- Творческая работа
- Работа с иллюстративным материалом
Основные термины
- Милосердие
- Взаимопомощь
- Сострадание
- Взаимопонимание
Используемые ресурсы
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Аудио-запись песни Дорогою добра
- Толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И.
- Декорации к сценке
- Презентации
- Конверты с заданиями
- Бумажная кукла
- Дерево Милосердия
- Буклеты
План урока
- Организационный момент, психологический настрой
- Сценка Теремок на новый лад
- Определение темы и цели занятия, постановка задач
На этом уроке ученики получат знания о милосердии, разовьют навыки работы с текстом и иллюстрациями, а также воспитают толерантность и доброжелательность. Разнообразные методики и ресурсы будут использованы для достижения этих целей.
Урок о милосердии в разных религиях
Мы узнаем, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям; прочитаем и обсудим притчу; рассмотрим рисунки.
Выступление группы исследователей
Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы исследователей. Они провели мини-исследование по теме: Что такое милосердие?
Что такое милосердие?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово милосердие определяется, как
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.
В Большом Энциклопедическом словаре написано:
Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения.
Милосердие – это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость.
Как образовалось слово милосердие?
Разберем слово милосердие по составу.
В слове 2 корня: от милый +
Какая часть слова указывает на его основной смысл?
Милосердие в религиях мира
Иудаизм
Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
Важно:
- внутриобщинная благотворительность;
- раздача милостыни.
Христианство
Бог всеблаг и всемилостив. Иисус учил отдавать людям всё, что имеют. Всякий поступок обращён к Богу.
Ислам
Всё, чем владеют люди на этой земле, принадлежит Богу. Поэтому нужно выделять определённую часть имущества на благотворительность.
Пророк Мухаммад учил: подавшему милостыню с половину финика, Аллах вырастит милость с гору.
Буддизм
Чтобы достичь счастья, нужно сделать счастливыми других.
Притча В больнице
В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
Поиграйте с мыслями, размышляйте о милосердии и сострадании, пусть они станут вашими постоянными спутниками в жизни. Ведь помогать другим и быть добрым всегда в моде.
Значение доброты и милосердия
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, и многое другое. Сосед же был полон зависти и злобы из-за того, что не мог видеть все это сам.
Драматический поворот
Однажды лежащий у окна заболел и начал задыхаться. Его сосед мог бы нажать на кнопку вызова помощи, но не сделал этого. Когда больной умер, сосед попросил медсестру переложить его к окну. Однако там была только стена, и выяснилось, что умерший был слепым. Он просто хотел утешить своего соседа, рассказывая ему красивые истории.
Мораль
История показывает, как важно проявлять доброту и милосердие по отношению к другим. Даже небольшие добрые поступки могут оказать большое влияние на жизни других людей. Мы все можем стать лучше, если проявим заботу и внимание к окружающим нас людям. Ведь добро всегда возвращается к нам вдвойне.
Работа над пословицей
Учитель предлагает обсудить значение пословиц о доброте и милосердии. Например, Доброе слово лечит, а злое калечит. Эта пословица подтверждает, что слова могут оказывать большое влияние на людей, и лучше всего проявлять доброту и теплоту в общении с окружающими.
Выводы
Будем более внимательны к другим и делать добрые поступки, ведь даже маленький комплимент или улыбка могут сделать чей-то день ярче. Проявляя милосердие и заботу, мы делаем мир лучше и сами становимся счастливее.
Практические уроки доброты и милосердия
Познакомьтесь, это Катя. (показывает куклу, вырезанную из бумаги) Сейчас мы её будем обижать. Я прошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить что-то обидное Кате, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
Изменения и прощение
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (дети отвечают)
Учитель: Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать приятное).
Учитель: Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова, учитель разглаживает куклу)
Важность добрых поступков
Учитель: – Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Почему?
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(Боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.)
Учитель: Великий учёный Павлов сказал: Словом можно убить, словом можно воскресить. Слово имеет огромное значение в жизни человека. Помните об этом!
Игра Портрет милосердного человека
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли по виду определить милосердный человек или нет?
- Предлагаю составить портрет милосердного человека. Я буду называть поступок, а вы отвечайте на мои вопросы сигналами. Хлопок в ладоши будет обозначать ответ да, молчание – нет.
Милосердным можно ли назвать человека, который:
- Помогает нуждающимся?
- Прощает обиды?
- Сочувствует другим?
- Дарит радость окружающим?
- Поддерживает в трудную минуту?
Притча Всё в твоих руках
Учитель: Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
Учитель: Ребята, как вы думаете, что ответил мудрец? (ответы детей)
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: Все в твоих руках.
Учитель: Все, ребята, в ваших руках, какие совершать поступки.
Важность доброты
Давайте не забудем о том, что доброта – ценное качество, которое делает наш мир лучше. Помогайте друг другу, проявляйте милосердие и делайте добро.
Учитель: Подумайте, какой добрый поступок совершили вы на этой неделе. Напишите его на листочке и мы разместим листочки на дереве Милосердия.
Учитель: В нашей стране очень приветствуется милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам, больным. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям.
– А что можем сделать мы с вами? Кому нужно наше милосердие?
(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
– Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе совершить?
(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в проходе, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Предлагаю в нашем классе провести акцию «Спеши делать добро».
В течение недели мы будем стараться сделать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве распустятся цветы. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
13. Творческая работа. Синквейн.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуйте составить синквейн со словом «милосердие». (Учащиеся составляют, читают свои)
Радует, помогает, выручает.
Люди должны быть добрыми.
14. Музыкальная презентация учителя «Добро руками сотвори»
Звучит песня «Дорогою добра», идёт показ слайдов).
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Что нового вы узнали? Быть каким призывают все религии мира?
– Кого из сказки «Теремок» можно назвать милосердным? Почему? (мышку, деда).
– От кого зависят поступки людей?
– Любое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым?
– Можно ли доброе дело считать настоящим, если оно делается ради получения денег или славы?
– Доброе дело настоящее , если делается не ради себя, а ради Бога?
– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?
– Есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия? – Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли?
Доброта и милосердие важнее и нужнее всех человеческих качеств
Надо быть милосердным!
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи.
Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
– Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он был для вас полезен. Желаю вам, ребята, чтобы вас окружали милосердные люди; и чтобы вам всегда было чем поделиться и чем помочь нуждающимся. Всех вам благ!
Учитель дарит детям буклеты и читает стихотворение.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело! Их не жалей любому дать,
И милосердьем исцелять.
Список использованной литературы
-Найдите упражнение 180 на 105-ой странице.
-Послушайте рассказ Олеши Карлович о птице сове и определите вид этого текста. (учитель выразительно читает рассказ)
– Все ли вы представляете себе эту птицу?
– Ребята, а что вы знаете о сове?
– Прочитайте внутренним голосом данный текст.
– Прочитайте еще раз и подготовьтесь устно предать содержание текста.
– Ребята, вы узнали что-то новое о сове? (Оба глаза на лице вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днём, и ночью)
-Вы чувствуете, что этот текст совершенно другой по характеристике, типажу?
– Давайте прочитаем вместе.
– Как вы думаете, к какому виду относится этот текст? (текст-рассуждение)
– Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена? (Сова – действительно уникальная птица)
– Определите значение слова уникальнаяпо толковому словарю учебника, страница 138. (Единственный в своем роде, неповторимый)
– Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? Прочитай их. (Оба глаза на лице вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днём, и ночью.)
– В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице? (В общем, не птица, а чудо!)
– Какой вопрос можно задать к данному тексту? (Почему?)
– Из скольких частей состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
-О чём говорится в первой части? (Мысль, которая требует объяснения)
– Найди и прочитай предложение, в котором заключается эта мысль.
-О чём говорится во второй части? (Это само объяснение, доказательство)
-О чём говорится в третьей части? (Это вывод)
– Запишите любое из этих предложений, то которое показалось вам более интересным.
– Оцените аккуратность выполненной работы по критерию аккуратности, поставив на полях плюсик.
Физминутка для глаз.
– Чтобы отдохнули глазки, повторяйте за мной:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
– Итак, мы с вами сегодня познакомились с новым типом текста – текстом-рассуждения.
– С первой задачей познакомиться с признаками текста-рассуждения, мы справились.
– А теперь давайте потренируемся распознавать типы текста на слух.
Куница – зверёк хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.
-Определите тип текста (Текст-описание)
-Докажите.(Описан внешний вид, особенности поведения животного. В тексте много прилагательных)
– К этому тексту можно поставить вопрос какой? (Да)
-Прослушайте ещё один текст.
В трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать ещё в берлоге кормит их молоком.
-Определите тип текста (Текст-повествование)
-Докажите(Рассказывается о событиях и действиях)
– На какой вопрос отвечает текст-повествование?(Что произошло?)
– Прослушайте третий текст.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
– Это текст-описание? (Нет)
– Текст-повествование? (Нет)
– Определите тип текста (Текст-рассуждение)
– И со второй задачей мы справились, научились распознавать текст рассуждение среди других типов текста.
-А теперь немного отдохнем. Выйдите из-за парт.
А теперь встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Раз подняться, подтянуться!
Два согнуться, разогнуться!
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Руки вниз и так стоять,
Наклонитесь влево, вправо.
И беритесь вновь за дело.
Присаживайтесь, продолжим урок.
-Откройте страницу 106, найдите упражнение 181. Прочитаем вслух.
– Мы очень часто в жизни, не обращая даже внимания, используем тексты-рассуждения.
– Когда отвечаем на любые вопросы.
– Да, ребята, в нашей речи эти слова встречаются очень часто и сейчас мы научимся их правильно записывать
– Посмотрите, как они пишутся, и скажите в чем особенность этих слов? (Обратите внимание они пишутся раздельно, в два слова)
– Где в слове написание расходится с произношением?
– Запишите эти слова на новой рабочей строке, с красной строки, в слове потому что отметьте необходимые орфограммы.
– Эти слова помогут вам составить собственные тексты-рассуждения
– С какого слова начинается каждый вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы? (Почему – потому что, так как)
-В данном упражнении нужно ответить на вопрос, используя слова потому что и так как.
-Прочитайте первый вопрос и ответьте на него. Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы? (Слово Москва надо писать с заглавной буквы, потому что – это слово имя существительное собственное.)
-Прочитайте следующий вопрос и ответьте на него. Почему растение подорожник так названо?(Подорожник так назван, потому что он растёт у дороги)
-Прочитайте третий вопрос и ответьте на него. Почему слова он и пенал – это разные части речи? (Слово он и пенал разные части речи, так как слово он указывает на предмет, не называя его, а слово пенал указывает на конкретный предмет)
-Прочитайте четвёртый вопрос и ответьте на него. (На конце слова мороз надо писать букву з, так как проверочное слово морозы)
-Сейчас мы все вместе запишем ответ на четвертый вопрос.
– Предлагаю вам записать небольшое рассуждение отвечая на любой вопрос используя конструктор фразы.
– Оцените + аккуратность своей работы по критерию аккуратности.
-Итак, урок подходит к завершению. Подведем итог.
-С каким типом текста мы познакомились?(Текст-рассуждение)
-На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?(Текст-рассуждение отвечает на вопрос – почему?)
-Из каких частей состоит текст-рассуждение?(Первая часть – мысль, требующая объяснения, вторая – объяснение, доказательство, третья – вывод)
Тема 22. Православный календарь и праздники (уч. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» стр. 68-71)
– познакомить с устроением церковного календаря;
– дать знания о православном празднике, его духовном значении и традициях жизни христиан.
– учебное пособие, иллюстрации №64-77, православные календари, мультимедийная презентация.
Задания для опроса:
Задания для закрепления: стр. 70 №1, стр. 71 №3.
Проблемные вопросы для обсуждения: Можно ли выделить самые главные христианские праздники? В чем различие между православными и светскими праздниками?
Задание на дом: творческим группам подготовить рассказ о христианских праздниках Рождества Христова и Воскресения Христова.
1. Мотивация на приобретение новых знаний.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.
Хотите, счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас,
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя вас,
Возьми его с собой в дорогу.
И поделитесь с ближним им,
Раздайте до последней крошки!
И обойдя весь шар земной,
Оно вернётся к вам в ладошки!
2. Актуалицация опорных знаний, повторение, рассказ учителя.
– Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
(Ответы ребят: добрые, светлые чувства и т.д.)
– Какие поступки и дела вам захотелось совершать?
(Ответы ребят: хорошие и добрые поступки, делиться с ближними радостью и т.д.).
– Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему учит Христос?
(Ответ: «золотое правило» христианина – возлюби ближнего своего, как самого себя, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой).
– Урок православной культуры привносит в нашу с вами, ребята, жизнь радость: от того, что мы узнаем о красивом мире, о добрых людях, о великой книге – памятнике мировой культуры – Библии, в которой рассказывается о Премудром Творце красивого мира, Отце Небесном Боге и Его великой любви к людям. И даже от получаемого книжного знания на душе становится радостно: в мире есть добро, красота, любовь. Но это радость нашей души, наши чувства – радость душевная.
В православной культуре есть особое понятие – радость духовная. Кто вспомнит, что это означает? (Ответы детей). У христиан радость часто и прежде всего связана со священными событиями – жизнью Иисуса Христа, Богородицы, святых, с церковью. Какая же для христиан радость самая главная? Конечно, это радость о спасении человека Христом Богом. Христианская радость – это радость о Господе, Господе Воскресшем – радость спасения.
Даже когда человек спасается от небольшой опасности, он радуется. А радость спасения от вечной смерти, радость вновь обретенной возможности быть с любящим человека Богом – это особое духовное состояние. Радость столь велика, что не вмещается в человека, но переполняет его. Даже посторонние люди могут заметить, как меняется такой человек – он как бы весь становится пресветлый, очень-очень добрый. Всех любящий. Но вот выразить словами это чувство невозможно. Душа радуется, ей хорошо! А слов подходящих нет! Но ведь были такие люди, которые испытывали такое чувство – это святые люди, мы вскоре будем читать о них. По словам святых людей состояние христианской радости невозможно описать так, чтобы и другим передать.
Святые люди рассказывают о пути духовной жизни человека. Но каждому христианину доступна, конечно, не в такой мере как человеку святому, радость христианская, радость жизни с Богом. Например, в молитве (это разговор с Богом), в праздновании событий, связанный с почитанием Христа, Богородицы.
3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
– О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).
Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом.
Мы его так долго ждали, пост с тобой мы соблюдали (праздник).
– Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Ответьте, зачем нам необходимы календари?
– Как вы думаете, какие бывают календари?
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?
– Как вы думаете, существуют ли иные праздники?
– Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?
– Сегодня наш урок будет радостным. Мы поговорим с вами о христианских праздниках. А праздник разве может быть грустным? Мы с вами вспомнили, что когда мы говорим о православной культуре, в ней понятие «радость» следует понимать не только в житейском плане, но в христианском – как радость о Господе. Именно эту радость несут в себе христианские праздники.
4. Приобретение новых знаний.
– Ребята, у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?
(Ответ: в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов).
– Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.
Давайте подумаем, как связаны слова «праздник» и «праздность». (Ответы ребят: они говорят об отсутствии работы, трудовых усилий человека в это время). Праздник – это радостный (в житейском смысле) день: человек не работает, отдыхает. Но христианские праздники – особые. И радость христианских праздников так же не обыкновенная, но духовная. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.
Работа по тексту учебника стр. 68-69. Чтение текста «Чему посвящены православные праздники?».
– Ребята, а как вы думаете, среди христианских праздников можно выделить самые главные праздники? Какие это праздники? (Дети пробуют ответить на вопросы).
– Давайте почитаем дальше и узнаем ответы на эти вопросы. (Чтение текста стр. 68-69 «День седьмой»).
– Ребята, в какой день Бог отдыхал от Своих дел? (Ответ: в седьмой день). Сколько существует самых главных православных праздников? (Самых главных православных праздников 12). Давайте найдем примеры таких праздников в тексте и еще раз зачитаем. (Дети зачитывают названия праздников со стр. 69: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение Господне, Рождество Богородицы).
– Какой христианский праздник самый великий? Как его еще называют? (Ответ: Воскресение Христово – Пасха. Его еще называют праздник праздников и торжество торжеств).
– Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим иконы праздников.
Учитель показывает презентацию с иконами праздников (слайды 2-13), сопровождая каждый слайд кратким описанием праздника.
Слайд 2. Рождество Пресвятой Богородицы.
Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. По преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида. У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.
Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.
Слайд 3. Воздвижение Креста Господня.
Этот праздник связан с интересным преданием, которое рассказывает о распространении христианства среди народов, о том, как с помощью Христа римскому императору Константину Великому удалось победить врагов, а его мать Елена разыскала крест, на котором был распят Христос.
У Константина, который только недавно стал римским императором, возникли распри с другими правителями Рима, и началась между ними война. «Накануне решающей битвы, — рассказывается в предании, — когда уже стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели на небе крест с надписью: «Сим победишь».
Во сне Константину приснился Иисус Христос с крестом. Христос велел ему нарисовать на знамёнах, с которыми они шли в бой, кресты и обещал ему победу. Константин всё сделал так, как во сне велел ему Христос, и победил. А когда вошёл в город Рим, велел поставить на главной площади города статую с крестом в руках. С тех пор в Римской империи прекратились преследования христиан, и сам Константин крестился незадолго до своей смерти.
В это время мать императора Елена по просьбе сына поехала в Иерусалим, чтобы там разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим царица Елена расспрашивала всех: может быть, кто-то помнил, где находится этот крест. Наконец от одного очень старого местного жителя ей удалось узнать место, где он находится. Оказывается, крест вместе с крестами двух распятых с Христом разбойников по тогдашним законам был зарыт в землю. Царица приказала копать землю в этом месте, и скоро землекопы нашли здесь 3 креста. Никто не мог сказать, какой же из трёх найденных крестов тот, на котором был распят Христос.
Тогда царица Елена и все, кто её сопровождал, подняли крест и отдали его епископу, который встал на возвышенное место и несколько раз поднимал крест над головой, или воздвигал, а народ при этом повторял: «Господи, помилуй». Впоследствии на том месте, где, по преданию, он был найден, соорудили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 года, а с начала V века в христианской церкви стал торжественно отмечаться праздник Воздвижения Святого Креста Господня. В русской православной церкви он отмечается 27 сентября.
В России этот праздник называется ещё медовый спас, и мёд по традиции обязательно освящается в церкви.
Слайд 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Ребята, мы уже говорили с вами, что перед рождением Пресвятой Богородицы ее родители дали Богу обещание, что отдадут родившегося у них ребёнка на служение Богу.
И вот когда Марии исполнилось 3 года, родители пригласили соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажжёнными свечами, повели свою дочь к огромному Иерусалимскому храму.
К храму вели широкие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей.
У входа Марию уже ожидал первосвященник, т.е. самый старший священник. Никогда не встречал он никого у дверей храма. Только Марию встретить вышел.
Девочка осталась в храме, она училась здесь читать священные книги, молилась, занималась рукоделием.
Празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря.
Слайд 5. Рождество Христово.
– Ребята, давайте вместе прочитаем об этом замечательном празднике (чтение текста учебника стр. 70-71 Празднование Рождества Христова).
Слайд 6. Сретение Господне.
Отмечается этот праздник 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.
По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.
При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:
— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей.
Слайд 7. Крещение Господне.
Крещение Господне — большой православный праздник, который ежегодно отмечают все верующие христиане 19 января. Этот день связан с принятием веры Иисуса Христа в реке Иордан, когда произошло великое чудо.
На землю спустился сам Бог и провозгласил Иисуса своим сыном.
Согласно древним писаниям, появлению Крещения Господне предшествовала обычная земная жизнь Иисуса. Он до 30 лет проживал в Назарете с матерью и пожилым Иосифом. Занимался плотничеством и этим зарабатывал себе на пропитание.
Когда ему исполнилось ровно 30 лет, Иисус изъявил желание принять веру и отправился к реке Иордан к Крестителю Иоанну. Последний знал, что Иисус не обычный человек, поэтому сначала отказывал ему в крещении.
Но вскоре согласился. Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».
Слайд 8. Благовещение.
Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Русская православная церковь отмечает этот праздник 7 апреля.
Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.
Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). Это был архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.
Слайд 9. Вход Господень в Иерусалим.
В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. Когда пришел в это селение Иисус, прошло уже четыре дня с тех пор, как умер Лазарь. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: "Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь.Многие люди, узнав о воскрешении Лазаря, поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий.
На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.
Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей иудейских, и в восторге стали приветствовать великого Учителя и Чудотворца: одни снимали с себя одежду и постилали ее под ноги Христу, другие срывали с деревьев ветки и украшали ими дорогу. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!
Особенно громко восклицали дети. Все думали, что Иисус будет царем, и они будут жить гораздо лучше. Но Господь пришел дать людям значительно большее – любовь и Царство Небесное.
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России пальмы не растут. А верба – это первое дерево, которое начинает расцветать, как только сходит снег: оно выпускает на своих веточках маленькие пушистые белые почки, похожие на зайчиков. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.
Слайд 10. Вознесение Господне.
Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.
После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.
Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.
Слайд 11. Троица.
Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа – Апостолы собрались вместе в большой комнате – и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошёл на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.
Троица – один из самых любимых русским народом православных праздников. Как нарядна церковь в этот день! На полу рассыпана молодая трава, кругом свежие цветы, веточки молоденьких берёзок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зелёные облачения. Зелёный цвет на Троицу – это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.
Слайд 12. Преображение Господне.
Многие люди думали, что Иисус Христос только человек. Но Он был не только человеком, но и Богом. Однажды Он показал людям Свое Божество. Случилось это так.
"Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие". (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).
Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И "Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".
Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".
"И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса". (Мф.17,1-13)
Дивное чудо закончилось, но ученики в сердце своем сохранили память о Божественном свете и о пережитой ими необычайной радости.
Преображение – цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.
Слайд 13. Успение Божией Матери.
Этот праздник отмечается 28 августа.
Прошло довольно много лет после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.
В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала, что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.
Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.
– Ребята, а сейчас откройте стр. 69. Давайте прочитаем вопросы и ответим на них (учитель проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал).
– Мы с вами поговорили о двунадесятых праздниках. А теперь прочитаем о самом главном христианском празднике – Пасхе (задание №1 стр. 70 – чтение текста Праздник Воскресения Христова, затем дети рассказывают о традициях праздника).
– Ребята, часто перед праздником православные соблюдают пост. Но что это такое и для чего он нужен? (Задание №3 стр. 71) Дети высказывают свои предположения, затем читают текст на стр. 71 (Что такое пост?).
– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Праздники являются неотъемлемой частью православной культуры, и детям необходимо познакомиться с ними. В конспекте урока дается краткий обзор на самые главные православные праздники, сделан акцент на их смысловое содержание, упоминаются традиции и обычаи. Также в данной разработке уделяется внимание развитию духовно-нравственных ценностей детей, таких как: доброта, вера, надежда, милосердие, любовь к ближнему, признание своих ошибок и т.д., что очень важно в воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников:
1. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – методическое пособие для учителя. Москва, 2018г.
2. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – учебник для учащихся начальных классов. Москва, 2020г.
Подавляющее число людей из прошлых поколений про историю не знало ничего. Даже если брать 60-летних, будет ровно то же самое. Из школы люди выходили, запомнив нечто очень приблизительное. Понимаете, если бы в массе люди историю знали, то не было бы моды ни на автора «Новой хронологии» Анатолия Фоменко, ни на Льва Гумилева, ни на всю эту folk-history. С одной стороны, сегодня есть люди, которые вообще историей не интересуются, а с другой – те, которых страшно увлекает folk-history. Представление о том, что школьные знания такие уж прочные, к сожалению, идеализация. Что касается учебников по, скажем, Древней Руси – ну, есть там и определенные исторические ошибки, но, опять же, главное даже не в этом. Главное – что изложение очень беглое; что не даются объяснения; что текст не носит аналитического характера. Никакая дополнительная экспертиза это не устранит. Понимаете, учебники эти писались второпях, а так работать нельзя. Написание учебника – дело очень сложное, оно требует тщательности и неспешности. А кроме того, любой учебник требует доводки. В рецензии, которую я писал на учебники для шестых классов, я сделал вывод о том, что они требуют как минимум серьезной доработки. Ну, и уже в социальных сетях получил замечание от некоторых профессионалов, что этот вывод слишком мягкий. Ну, когда я писал закрытый отзыв на определенный учебник, не буду сейчас уточнять, какой именно, не стану скрывать, я выразился иначе: написал, что улучить этот учебник можно одним-единственным образом – переписав его от начала до конца.Л.Кацва