Еврейские националисты и сионистский проект
Еврейские националисты, последователи ревизиониста Зеева Жаботинского, видели в сионистском проекте реализацию давней национальной мечты – собственного еврейского государства.
Социалистический сионизм, по мере смены его лидеров, возглавлявших Израиль – от Давида Бен-Гуриона к Эхуду Бараку, тяжело и резко деградировал. Умирала его идеология.
Бен-Гурион и Меир: направления и разочарования
Марксизм великого Бен-Гуриона был дефектным. Он был попорчен почтением Бен-Гуриона к иудаизму, вынесенному им из хедера, в котором он в детстве обучался еврейской премудрости. Благодаря Бен-Гуриону государство в Израиле поддерживает кашрут, еврейский брак и другие традиции иудаизма. Синагога, в которую я не хожу, должна быть ортодоксальной – заявил первый лидер Израиля. Тем он защитил страну от разрушающего еврейство в США убогого реформистского иудаизма, мало заметного в Израиле.
Голда Меир была более последовательным, если не сказать более догматичным социалистом, чем Бен-Гурион. 10 сентября 1948 года она стала первым послом Израиля в СССР. Голда считала, как описала в мемуарах, что приехала к своим идеологическим братьям, и немедленно передала для Сталина список евреев, желающих репатриироваться в Израиль. Участь этих евреев оказалась незавидной. На осенние праздники того года Голда спровоцировала массовый поход в синагогу московских евреев, мечтавших увидеть посла Израиля. Илья Эренбург, хорошо понимавший СССР, пытался удержать её от этого. Но Голда намёка не поняла. Сталина демонстрация такой массовой лояльности советских евреев Израилю взбесила и подвигла к началу глобального преследования евреев. От тотального избиения нас спасла тогда только, на пике антиеврейской кампании, крайне своевременная смерть тирана. Уже 2 февраля 1949 года Голду перевели с работы посла с повышением.
С июня 1956 года Голда 10 лет занимала должность министра иностранных дел. Наиболее важные направления Бен-Гурион доверил иным деятелям, а Голде оставил Африку. Юным государствам черной Африки Израиль мог и хотел дать очень многое, – писала она в мемуарах. Теперь, после Войны Судного дня, когда большинство африканских стран разорвали дипломатические отношения с Израилем, в общий хор циников включились и разочарованные израильтяне. Это была пустая трата денег, времени и сил, – говорят они, – неуместное, бессмысленное, мессианское движение . . . Для меня эта программа прежде всего воплощает стремление к социальной справедливости, перестройке и исправлению мира, которое и есть сердце социалистического сионизма . . ..
Политическая ситуация в Израиле
Еврейский государственный проект стал одним из самых сложных в мировой политике из-за постоянных внутренних противоречий и внешних угроз. Разные лидеры и политические движения стремились к разным идеалам и целям, что приводило к серьезным конфликтам и провалам.
Недостатки политики лидеров
Голда Меир
Голда Меир не решилась нанести превентивный удар против армий Сирии и Египта в период Войны Судного дня, что привело к большому количеству жертв среди израильтян. Её слабость перед рекомендациями Госсекретаря США Киссинджера оказалась катастрофической для страны.
Эхуд Барак
Эхуд Барак, считающий себя первым солдатом, провалился как премьер-министр, предлагая уступки арабским лидерам, которые те отвергли. Он увеличил разногласия в обществе и подорвал внутреннюю стабильность.
Арафат и ущерб
Ицхак Рабин и Шимон Перес, получившие Нобелевские премии за соглашения с Арафатом, нанесли Израилю ущерб, который до сих пор ощущается.
Последующие лидеры
После краха социалистического проекта в Израиле во главе страны стали представители ревизионистского течения – Бегин, Шамир и Нетаньяху. Благодаря рациональной экономической политике Нетаньяху смог сделать из Израиля одну из самых успешных стран в мире.
Единение общества
Следующим важным вызовом для Израиля является единение еврейского общества. Религиозная составляющая проекта играет ключевую роль в духовном объединении нации. Переосмысление идеала еврей как иудей стоит перед страной как одна из главных задач.
Израильский проект все еще сталкивается с множеством сложностей, но разнообразные опыты и провалы лидеров предостерегают от повторения ошибок и напоминают о важности общенационального единства. Для мощи и процветания страны необходимо совмещать различные интересы и силу разнообразия.
Кризис идентичности в Израиле: проблема нормализации
Но позже, вживаясь в жизнь Израиля, многие его граждане не актуализировали иудейскую часть своей идентификации. Об этом написал в 1979 году эссе The spiritual crisis in Israel выдающийся еврейский религиозный мыслитель рав Элиэзер Беркович (далее рЭБ).
Он утверждал: Парадокс в том, что израильтянин, чтобы обнаружить, что он еврей, должен покинуть Израиль. . . В Израиле кризис идентичности столь суров, что большинство израильтян даже не догадываются об экзистенциональном вакууме (термин Виктора Франкла), в котором пребывают. . . Эта проблема – следствие базовой ошибки современного сионизма: Нормализации. . . Только оказавшись за границей потомок европейского еврея впервые в жизни осознаёт, что мы – не нормальные люди.
Демонстрация убожества нормализации
В последние осенние праздники израильтяне наблюдали демонстрацию убожества этой нормализации. На Тель-Авивской площади Дизенгофф было устроено празднование Йом Кипура – самого святого дня еврейского календаря.
Мужские места от женских условно отделяли развивающиеся флаги. Неожиданно толпа еврейских погромщиков с загадочными криками Позор! разгромила празднование.
Израильтяне были шокированы таким проявлением еврейской самоненависти. Прошла неделя, и на том же месте еврейские нормализаторы так же сорвали публичное празднование Суккота.
Объяснение происходящего
Каролайн Глик объяснила происходившее так: Эхуд Барак, вместе с главарями Братьев по оружию (Левацкая организация ветеранов АОИ) открыто заявляют о том, чего они стремятся достичь.
Они надеются низвести еврейский характер Израиля до уровня китчевого аксессуара на потеху прогрессивистской, глобалистской плутократии, среди которой они, как просвещенная элита, будут держать в своих руках все бразды правления (перевод А.Непомнящего).
Суть внутренней проблемы
РЭБ объяснял: Нормализация означает отказ от еврейской истории. Она разрушает самоидентификацию еврея. . . отвергая иудаизм, реформирует евреев по чуждому образу. . . Но люди, отказывающиеся от своего исторического пути, не уважающие свою историческую идентичность, обречены на провал.
Тут кроется суть нашей внутренней проблемы. В диаспоре важнейшие законы иудаизма не применимы.
РЭБ писал: Вне страны Израиля, во всех местах жизни евреев социальный, экономический и политический порядок определяются культурой чуждой, часто враждебной иудаизму.
В этих местах галаха, связанная с юриспруденцией, гражданскими и криминальными законами, важная часть семейных законов и супружеских отношений остаются лишь объектами изучения, вопросами теории без практического применения. . .
Только люди, контролирующие своё национальное существование способны реализовать полностью цели иудаизма. Раввины учат: Нет Торы подобной Торе Земли Израиля. . . Ситуация изгнания по сути не еврейская.
Проблемы евреев Израиля и их история
Проблемы, стоящие перед евреями Израиля в этой ситуации двоякие.
Первая проблема
С одной стороны, пишет рЭБ, галаха в её аутентичности должна служить евреям в целом, а не членам определённой конгрегации. То, что мы имеем сейчас в Израиле – это галаха реальности изгнания, которой больше не существует. Это галаха местечка, не государства.
Вторая проблема
С другой – в Израиле сейчас широко распространён секуляризм. Но растёт понимание, особенно в Израиле, того, что секуляризм ведёт к духовному и моральному тупику. Люди не будут евреями и государство не будет еврейским без иудаизма.
Проблема иудаизма
Проблема, о которой писал рЭБ, видоизменяясь, постоянно присутствует в жизни Израиля. Анти-иудаизм марксистов прошлых поколений частично успел сноситься. Но серьёзно встала в Израиле проблема враждебности иудаизму большой части переселенцев из бывшего СССР.
Анти-иудейский характер
Многие из них реально имеют слабую генетическую связь с еврейством. Поэтому анти-иудейский характер носит их партия НДИ, полные ненависти к иудаизму.
Происхождение евреев
Евреи, также известные как дети Израиля, являются потомками древних израильтян, которые населяли регион, известный сегодня как Израиль и Палестина. Их история основывается на Библии, в частности, на Пятикнижии, где описаны их происхождение и исторические события.
Историческое прошлое евреев
Еврейский народ — один из старейших народов, имеющий интересное и загадочное историческое прошлое. Они проникли в историю еще в 1 тысячелетии до нашей эры и оставили уникальные следы в культуре и истории многих народов.
Двухтомник Поиски смыслов. 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Происхождение евреев
Авраам: Считается праотцом евреев. Бог заключил завет с Авраамом, обещая сделать его потомство великим народом.
Исход из Египта: Израильтяне покинули рабство в Египте в Пасхальный период.
Королевство Израиль: Под руководством королей, таких как Давид и Соломон, израильтяне создали мощное королевство.
Тема эпистолярной шариковщины посвящена доктору филологии Елене Римон.
Проблему анти-иудейства в Израиле предстоит обществу переваривать в следующих поколениях.
По легенде, евреи происходят от Авраама, который был призван Богом вести народ к обетованной земле. Евреи понесли множество потерь в ходе своей истории, а начиная с XIV века им пришлось столкнуться с еврейской трагедией — геноцидом (Холокостом). В ХХ веке евреи получили свою землю, на которой создали свою государственность — Израиль.
Несмотря на все преграды, еврейский народ жив и продолжает развиваться. Евреи являются нацией, которая внесла значительную вклад в развитие мировых наук, культуры и искусства. Часть из этих вкладов отражена в наследии мировой культуры, такой как библейские рассказы, философия, литература.
Еврейский народ принес миру множество полезных изобретений и открытий во всех сферах жизни — медицине, информационных технологиях, электронике, атомной физике. Важное в общественной жизни многих стран и регионов занимают еврейские организации и общины, которые несут социальную помощь и участвуют в благотворительной деятельности.
Изучая историческое прошлое евреев, мы можем более глубоко понять их культуру, традиции и настоящее состояние народа.
Евреи как нация и еврейский народ
Народ евреев сформировался на протяжении многих веков. Они объединялись общим языком, культурой, религией и историческим прошлым.
Язык: Древнееврейский язык, или иврит, был основным языком древних израильтян. С течением времени он пережил множество изменений и вновь возродился как современный иврит в 19-20 веках.
Религия: Монотеизм евреев, вера в единого Бога, стал ключевым элементом их культурной идентичности.
Земля: Обетованная земля, Израиль, является центром духовной жизни евреев.
Численность
В январе 2022 года, глобальная еврейская популяция оценивалась примерно в 14-15 миллионов человек. Однако это число может меняться со временем в зависимости от различных факторов, таких как рождаемость, миграция и другие социодемографические изменения.
Самые крупные еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах. Израиль имеет наибольшую популяцию евреев в мире, превышая 6 миллионов человек.
Географическое распространение
Распределения евреев по регионам на основе данных до конца 2022 года:
Эти данные предоставляют общий обзор распределения еврейской популяции по миру. Стоит отметить, что численность и демографическая структура еврейских общин могут меняться со временем.
Культура еврейского народа
Евреи — один из древнейших народов мира, их историческое прошлое насчитывает более 4000 лет. Еврейская культура складывалась на протяжении всей истории народа, и на нее сильно повлияла религия — иудаизм.
Евреи всегда были известны своей высокой культурой и образованностью. Их традиции и обряды восхищали множество людей по всему миру. Иудаизм является одной из древнейших мировых религий, и ее основы заложены еще тысячелетия назад. Религиозные учения иудаизма сильно повлияли не только на культуру еврейского народа, но и на культуру многих других народов.
Несмотря на многочисленные неприятности, которые евреи испытывали в течение всей их истории, они всегда сохраняли свою уникальную культуру и обряды, которые стали важной частью не только их национального наследия, но и мировой культуры. Сегодня еврейский народ продолжает развиваться и сохранять свою культуру, которая является знаковой частью их исторического прошлого и настоящего.
Праздники
Еврейские праздники играют важную роль в культурном и религиозном жизненном цикле еврейского народа. Многие из этих праздников основаны на библейских событиях, в то время как другие отражают исторические моменты в истории еврейства.
1. Шаббат (Суббота)
Когда: Еженедельно, начиная с заката в пятницу до заката в субботу.
Значение: День отдыха, покоя и духовного обновления. Отмечается как память о дне, когда Бог отдыхал после создания мира.
2. Пессах (Пасха)
Когда: 15-22 (в Израиле 15-21) дня еврейского месяца Нисан.
Значение: Воспоминание о выходе евреев из Египта и их освобождении от рабства. Семейный ужин, называемый седер, проводится в первые две ночи праздника.
3. Шавуот (Праздник Недель)
Когда: 50 дней после Пессаха.
Значение: Отмечается дарование Торы на горе Синай. Также связан с сельскохозяйственными циклами и первыми урожаями.
4. Суккот (Праздник Кущей)
Когда: 15-21 (в Израиле 15-22) дня еврейского месяца Тишрей.
Значение: Воспоминание о 40-летнем странствии евреев по пустыне после выхода из Египта. Люди строят временные хижины и проводят в них время в течение праздника.
5. Рош а-Шана (Еврейский Новый Год)
Когда: 1-2 дня еврейского месяца Тишрей.
Значение: Начало десяти дней покаяния, ведущих к Йом Кипур. Это время осмысления и духовного обновления.
6. Йом Кипур (День Искупления)
Когда: 10 день еврейского месяца Тишрей.
Значение: Самый святой день в еврейском календаре. День поста, молитвы и покаяния.
7. Ханука (Праздник Освещения)
Когда: 25 день еврейского месяца Кислев.
Значение: Отмечает победу маккавеев над сирийцами и чудесное возгорание светильника в Иерусалимском храме на восемь дней, хотя масла было всего на один день.
8. Пурим (Праздник жребия)
Когда: 14 день еврейского месяца Адар (в городах, окруженных стенами во времена Иисуса Навина, празднуется 15 дня).
Значение: Воспоминание о спасении еврейского народа от геноцида, спланированного визирем Ахашвероша Гаманом.
9. Тиша б’Ав (Девятый день месяца Ав)
Когда: 9 день еврейского месяца Ав.
Значение: День поста в память о разрушении обоих Священных храмов в Иерусалиме и других трагических событиях в истории еврейства.
Это основные еврейские праздники. Каждый из них имеет свои обычаи, ритуалы и традиции, а также глубокое религиозное и культурное значение для еврейского народа.
Религия евреев: Иудаизм
Иудаизм — это древнейшая из известных монотеистических религий, и он служит духовной основой для еврейского народа. Давайте подробнее рассмотрим его основные аспекты.
Священные тексты
Тора (Пятикнижие): Является основой иудаизма. Она включает в себя первые пять книг Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) и рассказывает о истории создания мира, первых патриархах, выходе израильтян из Египта и получении ими Завета на горе Синай.
Талмуд: Сборник раббинских трактатов, интерпретаций и обсуждений Торы, который играет ключевую роль в понимании законов и обрядов иудаизма.
Танах: Еврейская Библия, состоящая из Торы, Пророков и Писаний.
Основные верования
Монотеизм: Иудаизм настаивает на вере в одного Бога, создателя вселенной и проводника истории народа Израиля.
Завет: Специальное отношение между Богом и евреями, которое началось с Авраамом и было утверждено с Моисеем на горе Синай.
Мессианское ожидание: Вера в приход Мессии, который принесет мир и справедливость в мир.
Обряды и праздники
Шаббат: Седьмой день недели, день отдыха и духовного обновления, начиная с заката в пятницу до заката в субботу.
Праздники: Пассах (Праздник несущихся хлебов, воспоминание о выходе израильтян из Египта), Шавуот (Праздник недель, воспоминание о дарении Торы), Суккот (Праздник кущей), Рош а-Шана (Еврейский Новый Год), Йом Кипур (День искупления) и другие.
Направления в иудаизме
Ортодоксальный иудаизм: Стремление к строгому соблюдению всех религиозных законов и обрядов.
Реформаторский иудаизм: Модернизация некоторых аспектов иудаизма с акцентом на этническую и культурную идентичность.
Консервативный иудаизм: Занимает промежуточное место между ортодоксальным и реформаторским иудаизмами.
Это лишь краткий обзор религиозных особенностей иудаизма. Учитывая глубокую историю и многогранность этой религии, каждый из приведенных пунктов может быть рассмотрен гораздо подробнее.
Бог у евреев
Бог в иудаизме занимает центральное место. Он является основой верований и практики еврейского народа. Иудаизм является одной из первых монотеистических религий, и его представление о Боге отличается глубокой сложностью и нюансированностью.
Основные аспекты представления о Боге в иудаизме:
Единственность: Верование в единственного Бога — ключевой принцип иудаизма. Этот принцип подчеркивается в Шема Исраэль («Слушай, Израиль: Господь, наш Бог, Господь един!»), одном из самых важных молитвенных текстов в иудаизме.
Бесконечность и вечность: Бог рассматривается как вечное и бесконечное существо, не подверженное изменениям или ограничениям.
Личный и трансцендентный: Бог одновременно является личным, обладающим индивидуальностью и взаимодействующим с человечеством, и трансцендентным, превышающим физический мир.
Творец: Бог считается творцом вселенной, и это подчеркивается в первой книге Торы — Берешит (Бытие).
Моральный стандарт: Бог представлен как источник морали и законности, давший Израилю Завет и заповеди на горе Синай.
Имя Бога: Еврейская традиция считает имя Бога священным, поэтому оно редко произносится вслух. Вместо тетраграмматона (четырех буквенного имени Бога, YHWH) часто используют заменители, такие как Адонай (Господь) или Хашем (Имя).
Беспредельная любовь и справедливость: Хотя Бог в иудаизме рассматривается как источник любви и милосердия, Он также является строгим судьей, обеспечивающим справедливость.
Стоит отметить, что представление о Боге может варьироваться в зависимости от различных еврейских деноминаций и философских направлений внутри иудаизма. Некоторые более либеральные традиции иудаизма могут интерпретировать некоторые из этих концепций метафорически или аллегорически.
Традиции евреев
Еврейская культура имеет многовековую историю и пронизана традициями, которые до сих пор сохраняются и передаются из поколения в поколение. Традиции евреев охватывают различные аспекты жизни, начиная от религии и заканчивая кулинарией.
Одна из главных составляющих традиций еврейского народа — это религия. Основой еврейской религии является иудаизм, который учит людей праведности, милосердию и справедливости. В ходе религиозных обрядов евреи следуют своим традициям, например, чтение из Торы и молитвы.
Также евреи придерживаются традиций, связанных с праздниками, такими как Пасха и Рош ха-Шана. В эти дни проводятся особые религиозные обряды, а еда, которую готовят для праздника, также имеет свои традиционные составляющие.
Еврейская кухня имеет свои уникальные особенности, такие как кашерный способ приготовления пищи. Суть кашрута заключается в том, что нельзя употреблять мясо животных, которые не разрешены к употреблению в Торе, а также в сочетании мяса и молока в одном блюде.
Кулинарные традиции евреев также связаны с праздниками, например, во время праздника Песах едят матцу — бездрожжевой хлеб, который символизирует бегство евреев из Египта. Ещё одним традиционным блюдом является чалла — круглый еврейский хлеб, который подают на шаббат и других праздниках.
Традиции евреев имеют многовековую историю.
Религиозные традиции базируются на иудаизме.
Евреи придерживаются традиций, связанных с праздниками.
Еврейская кухня имеет свои уникальные особенности.
Кулинарные традиции связаны с праздниками, такими как Песах и шаббат.
Нынешнее состояние еврейского народа
Еврейский народ имеет богатую историю, культуру и традиции, но нынешнее состояние народа находится под влиянием множества факторов. Одним из основных является политический конфликт в Израиле и Палестине, который продолжается уже многие десятилетия. Этот конфликт приводит к напряженности в регионе и влияет на жизнь еврейского народа, как в Израиле, так и за его пределами.
Также существует мнение, что еврейский народ стал жертвой антисемитизма в разных частях мира. Это выражается как в проявлениях насилия к евреям, так и в появлении устойчивых стереотипов и негативных предрассудков. Однако в современном мире существуют и особые меры, направленные на борьбу с антисемитизмом.
Важным аспектом в современном состоянии еврейского народа является их культура и традиции. Большое внимание уделяется сохранению и передаче из поколения в поколение особенностей языка, кухни, религиозных обрядов и т.д. Благодаря этому еврейский народ сохраняет свою уникальность и идентичность, которые являются важными составляющими их национальной идентичности.
Внешность евреев
Внешность евреев варьируется в зависимости от их этнического и географического происхождения, поскольку евреи расселились по всему миру на протяжении тысячелетий. Еврейство – это прежде всего этнорелигиозное сообщество, и внешние черты его представителей складываются под влиянием многих факторов.
1. Ашкеназские евреи
Происхождение: Центральная и Восточная Европа.
Внешние черты: Многие ашкеназские евреи имеют светлую кожу, голубые или зеленые глаза и светлые волосы, хотя также встречаются и темные волосы и глаза.
2. Сефардские евреи
Происхождение: Испания, Португалия и Северная Африка.
Внешние черты: Средиземноморский тип внешности – оливковая кожа, темные глаза и волосы.
3. Мизрахи (восточные) евреи
Происхождение: Средний Восток и Центральная Азия.
Внешние черты: Оттенки кожи варьируются от бледно-оливковых до более темных, темные глаза и волосы.
4. Евреи Эфиопии (Бета-Исраэль)
Происхождение: Эфиопия.
Внешние черты: Темная кожа, курчавые волосы и широкий нос.
5. Индийские евреи (например, Бней Менаше или Кохин)
Происхождение: Разные регионы Индии.
Внешние черты: Характерная для индусов внешность с некоторыми уникальными чертами.
6. Каучинские евреи
Происхождение: Мьянма (Бирма).
Внешние черты: Внешность характерна для жителей Юго-Восточной Азии.
Следует отметить, что внешность евреев может сильно варьироваться даже внутри одной этнической группы из-за смешения на протяжении веков. Основывать выводы о еврейской идентичности лишь на физической внешности было бы ошибкой. Современное еврейское общество – это многогранное и многонациональное сообщество, в котором каждая группа внесла свой вклад в общую культуру и историю.
Алфавит евреев
Еврейский язык, или иврит, использует свой собственный алфавит, который называется еврейским или ивритским. Этот алфавит является одним из самых древних, и он прошел через многие стадии и изменения на протяжении тысячелетий.
Еврейский алфавит состоит из 22 букв, все из которых являются согласными.
В еврейской письменности нет отдельных букв для гласных, хотя в современном иврите используются специальные знаки под и над буквами (никуд) для обозначения гласных звуков, особенно в учебных материалах и религиозных текстах.
Текст на иврите пишется и читается справа налево.
Еврейские цифры
В классической еврейской литературе числа обычно записываются с использованием букв еврейского алфавита:
א (Алеф) — 1
ב (Бет) — 2
ג (Гимел) — 3
ד (Далет) — 4
ה (Хе) — 5
ו (Вав) — 6
ז (Заин) — 7
ח (Хет) — 8
ט (Тет) — 9
Сочетания этих букв могут представлять любое число. Например, йуд-бет (יב) = 12, и цади-гимел (צג) = 93.
Однако стоит помнить, что в повседневной жизни для записи чисел в Израиле (и в большинстве других мест, где говорят на иврите) чаще всего используются арабские числа (1, 2, 3 и т.д.). Буквенные обозначения, как правило, применяются в религиозных текстах, при записи еврейских дат и в некоторых других традиционных контекстах.
Важно также отметить, что существует отдельный алфавит для языка идиш (языка ашкеназских евреев), который базируется на еврейском алфавите с добавлением некоторых символов и изменением произношения.
Кто такие евреи?
Евреи – это древний народ, имеющий уникальную культуру и национальность и происходящий от древних Израильских племен. Он также является представителями одной из мировых религий – иудаизма.
Какова численность еврейского народа в мире, и где они живут?
По разным оценкам, в мире проживает от 14 до 18 миллионов евреев. Большинство из них проживают в Израиле (около 45%), США (около 40%) и России (около 5%). Также значительное количество евреев проживает в странах Европы и Латинской Америки.
На каком языке говорят евреи, и где он используется?
Одним из основных языков еврейского народа считается иврит, который является официальным языком Израиля. Также многие евреи говорят на разных языках в зависимости от страны, где они проживают (например, английский, испанский, русский).
Какие религии исповедуют евреи, и что такое иудаизм?
Большинство евреев исповедуют иудаизм, который является одной из мировых религий. Иудаизм базируется на идеях единого бога и выполнении заповедей Торы, а также Талмуда и других священных текстов.
Каково историческое формирование еврейского народа?
Еврейский народ образовался в древности, когда израильские племена объединились в одно государство. После этого народ пережил многочисленные военные и экономические кризисы, также произошло множество миграций. Однако, несмотря на все трудности, евреи сохранили свою культуру и национальную идентичность до наших дней.
Какова традиционная внешность еврейского народа?
Внешность евреев может сильно отличаться в зависимости от страны проживания, однако существует несколько общих черт: темные волосы и кожа, круглые глаза, "еврейский нос". Однако эти особенности не являются строгими и могут изменяться в зависимости от генетических факторов и смешения с другими народами.
Какие традиции и обычаи свойственны евреям?
Евреи имеют богатую культуру и множество обычаев и традиций, связанных с религией и национальной идентичностью. Одним из основных праздников является Песах, во время которого евреи отмечают исторический выход из Египта. Также известны новый год Рош Ашана, Фестиваль Кущей и многие другие.
Какие блюда и напитки популярны в еврейской кухне?
Еврейская кухня имеет множество блюд, которые отличаются своими вкусовыми особенностями. К ним относятся: хумус, шакшука, борщ, гречневая каша, жареные рыбки, багель, шницель и многие другие. В качестве напитков популярны: красное вино, приготовленное по особой рецептуры, а также традиционные напитки на основе трав и специй.
Каков характер евреев как народа?
Еврейский народ имеет репутацию умных, трудолюбивых и преданных своим идеалам. Также они привержены своим обычаям и традициям, а также проявляют широту взглядов и толерантность к другим культурам и народам.
Еврейский праздник Шаббат картина
Иудаизм в России
Еврейский праздник Ханука
Иудаизм Менора звезда Давида
Иудаизм Менора звезда Давида
Звезда Давида и семисвечник
Национальные религии иудаизм
Еврейские знаки и символы
Иудейская культура символика
Иудейский праздник Ханука доклад
Еврейский праздник Ханука
Символ гексаграмма звезда Давида
Иудаизм Менора звезда Давида
Символы иудаизма Менора звезда Давида
Рош ха-Шана 2021
Религия иудеев символ
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Иудаизм основатель религии
Символы Еврейской культуры
Шестиконечная звезда Давида иудаизм
Обычаи и обряды иудеев
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Шавуот гора Синай
Иудаизм и культура
Цифры в иудаизме
Символы и праздники иудаизма
Религии христианство Ислам
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Древняя Менора иудеев
Рош ха Шана Йом Кипур
Шестиконечная звезда символ иудаизма
Семисвечник Менора чёрный
Иудаизм кратко о религии
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Рисунок на тему иудаизм
Праздник Пурим в иудаизме
Праздник иудаизма Песах Пасха
Спасибо за внимание иудаизм
Культура и традиции иудаизма
Шаббат Шалом Иерусалим
Звезда Давида и Менора
Семисвечник Менора Иудейская скинии
Шестиконечная звезда гексаграмма
Национальные религии иудаизм
Священная Священные праздники в иудаизме
Звезда Давида и Менора
Семисвечник Менора Иудейская скинии
Моисей народ Египта Песах
Иудаизм символ веры
Елена флёрова еврейские картины
Религии национальные иудаизм Израиль
Иудаизм и культура
Священные сооружения иудаизма синагога
Шестиконечная звезда Давида и семисвечник Менора.
Атрибуты иудаизма: шофар, указка для чтения Торы, Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук
Доля иудеев в странах мира
Термин «иудаизм» происходит от греч. (в русском произношении «иудаисмо́с»), появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I века до н. э., в частности во Второй книге Маккавейской (2Макк. 2:22, 8:1) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — рус. , нем. , англ. или .
На иврите термин «иудаизм» обозначается словом (яхадут), возникшим после Вавилонского пленения, в то же время, в иврите существует понятие (например, — «еврейский рабочий»). На идише иудаизм традиционно обозначается термином (йи́дишкайт), дословно означающим «еврейскость» (от прилагательного — «еврейский»), то есть еврейский образ жизни. Тем не менее язык евреев называется , как «еврейский», но не «иудейский».
Гипотезы о происхождении
Жребии сыновей Ноя с наложением на карту XIX века. Исторический учебник и атлас библейской географии , 1854
История иудаизма включает следующие большие периоды развития:
Также проводится периодизация по духовным лидерам:
| Время деятельности зугот (пар) в истории иудаизма |
| ————————————————- |
| хронология |
Зугот (Пары).
Танаи (ивр. , Танна, — «повторять», «изучать», «учить»).
Амораи (ивр. , амораим — говорящий, произносящий) Создали Гемары — анализ раннего Талмуда (Мишна).
Савораи (евр. «рассуждающие, взвешивающие»).
Гаоны (ивр. ), единственное число гаон (ивр. , букв. гений). Время наивысшего расцвета иудаизма. В это время от иудаизма отделились караимисты. Большую роль в противостоянии с ними сыграл Саадия Гаон.
Ришоним (ивр. ; ед.ч. ראשון, Ришон, «Ранние, Первые»). Раввины до составления Йосефом Каро Шулхан Арух — свод равинистичных законов. Сефардский раввин Моше де Леон публикует книгу Зоар, основную книгу мистического учения каббала.
Ахароним (ивр. ; ед.ч. אחרון, Ахарон, «Последние, Поздние»). В это время произошло возникновение течения хасидизма в Речи Посполитой и реформистского иудаизма в Германии в двадцатые годы XIX века.
Основная статья: Танах
Танах из коллекции Еврейского музея Швейцарии, издан в Израиле в 1962 году
Танах — ивр. , аббревиатура, составленная из трёх слов: «Тора́» (ивр. — «закон», «учение»), «Невии́м» (ивр. — «пророки»), «Ктуви́м» (ивр. — «писания»). Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.
В разных контекстах Танах употребляет различные имена и эпитеты, прямо или косвенно обозначающие Бога. Классические комментаторы объясняют различные аспекты, связанные с употреблением каждого из этих имён, например, преобладание качества милосердия над строгим судом, и так далее.
Изучение особенностей текста, связанных с употреблением того или иного имени, легло в основу Документальной гипотезы современной Библейской критики.
Основная статья: Тора
То́рa (ивр. — Тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йрэ).
Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисеево (греч. πεντάτευχος) или Книги Моисеевы.
В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх. 15:25), отдельные заповеди (Быт. 26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев. 6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев. 7:1) и т. п.
Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
Иногда Торой называют весь Танах.
Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора́ ше-би-хта́в) и Устного Закона (Тора́ ше-бе-‘аль-пе́): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.
В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
Слово «тора» на иврите означает также любое «учение» — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — теория, учение, философия Канта; торат ха-яхасут — теория относительности).
Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.
Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).
В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма — устоявшиеся в различных общинах традиции и раввинские респонсы, основанные на Танахе («Ветхий Завет») и Талмуде («Устной Торе»). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Общепринятым в разных течениях ортодоксального иудаизма является составленный в XVI веке Йосефом Каро свод «Шулхан арух», который подвёл итог кодификативной деятельности галахических авторитетов многих поколений. Евреи-ашкеназы приняли его с дополнениями Моше Иссерлеса (Рамо), учитывающими обычаи ашкеназской общины, и рядом других, более поздних дополнений и комментариев.
Сущностные догмы иудаизма:
Существование единого духовного (бестелесного) Бога;
Пророчество, как Откровение Божественной воли человеку;
Свобода воли человека, как основа религиозно-нравственной ответственности;
Провидение, как возмездие.
Существование ангелов как посредников между Богом и миром. Но те, кто верят в ангелов, считают его важным догматом иудаизма;
Сотворение мира.
Первые четыре принципа, вытекающие из этического монотеизма, признаются во всех догматических документах иудаизма.
Телесное воскресение;
Духовное бессмертие, как возмездие в будущей жизни;
Мессия как политический Искупитель Израиля;
«Тора с Небес», или буквальное вдохновение Торы;
Устная традиция[28].
Воскресение мёртвых. Фреска из синагоги Дура-Европос, III век
Библия также описывает знамёна каждого из двенадцати колен Израилевых. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев — символ этого колена — также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром — символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков (Быт. 49:10). Также встречаются изображения двух львов по обе стороны скрижалей, стоящих «на страже заповедей».
Современный иудаизм включает различные «течения» или «направления», сформировавшиеся в XIX—XX веках. Самыми крупными являются ортодоксальный иудаизм (включающий, в свою очередь, хасидов, «литваков», современную ортодоксию, религиозных сионистов и т. д.), реформистское и консервативное течения (в основном, в США и Канаде). В некоторых странах течение, приблизительно соответствующее реформистскому, называется либеральным либо прогрессивным иудаизмом, а сторонников консервативного иудаизма вне США и Канады называют «масорти». Кроме того, последователями «традиционного» иудаизма, или «масорти», иногда называют прослойку людей (в первую очередь, в Израиле), которые, сами не являясь ортодоксами, тем не менее соблюдают многие традиции и являются сторонниками ортодоксального иудаизма. Похожая ситуация существовала и сохраняется по сей день в бывшем СССР, где большинство людей, исповедующих иудаизм, не соблюдают всех его предписаний на бытовом уровне в ортодоксальной интерпретации, но тем не менее не относят себя к другим течениям и уважают авторитет ортодоксальных раввинов. Однако после распада СССР в России возникли и общины, связанные с прогрессивным течением.
Минха, дневная молитва в Главной синагоге Одессы
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма.
Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее, Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Белоруссии, части Польши и Украины).
«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.
Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского учёного-талмудиста. С его благословения была создана первая иешива литваков современного образца в Воложине.
В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).
Выдающиеся раввины, учёные и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах.
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии. В России хасидские общины входят в Федерацию еврейских общин России.
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — возникло в 1850-е годы и связано с именем раввина Цви Калишером и ряда других раввинов, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки, р. Шломо Авинер.
В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии и религиозного сионизма следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Реформистский (прогрессивный) иудаизм
Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности и принципиально отвергает Галаху.
Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.
Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более 2 миллионов приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах. Большая часть приверженцев проживает в США, Канаде, Германии, Англии, России, Украине, где сложился классический реформистский иудаизм, изначально задуманный в качестве универсального, а не исключительно еврейского рационального морально-этического учения. Реформистский иудаизм признаёт евреями как принявших иудаизм (в любой его форме) неевреев, так и потомков евреев по отцовской либо материнской линии.
В Великобритании идейно близкое к реформистскому иудаизму движение называется либеральным. Реформистский же иудаизм в Великобритании идейно ближе к консервативному движению в США. В совокупности, либеральное, реформистское, а также реконструктивистское движения называют прогрессивным иудаизмом.
Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США. Изначально было ответвлением реформистского иудаизма.
Консервативный иудаизм стал массовым движением в США после массовой иммиграции евреев из Восточной Европы, в большинстве своём выходцев из традиционных (ортодоксальных, в современной терминологии) семей, примкнувших к существующим реформистским общинам. Им был чужд классический реформистский иудаизм немецкого толка, но, в то же время, они не отводили повседневному соблюдению ту же роль, что большинство ортодоксов. В итоге, консервативный иудаизм выделился в отдельное движение, но, в то же время, под его влиянием многие традиционные обряды вернулись в реформистский иудаизм.
В США также существует небольшая прослойка, условно именуемая Conservadox, описывающая людей, чья религиозная практика попадает в промежуток от консервативного до ортодоксального (модернистского) иудаизма. Часто это выходцы из ортодоксальных семей, придерживающихся религиозных обрядов менее строго, чем это принято в ортодоксальных общинах, но более строго, чем принято в консервативных, и без практик, почерпнутых консерваторами у реформистов. Примерно ту же группу нередко называют «традиционными» евреями (противопоставляя их как ультраортодоксам, так и реформистам и идейно близкой им части консерваторов). Таким образом, спектр взглядов и практик, составляющих консервативный иудаизм, весьма широк.
Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации, изначально — ответвление консервативного иудаизма. Входит, наряду с реформистским иудаизмом, в World Union for Progressive Judaism.
Субботник, альманах «Еврейская старина», 1913
Иудаизм в отдельных этноконфессиональных группах:
Как особый вариант иудаизма может рассматриваться религия самаритян,
Религия Бета Исраэль (неталмудический иудаизм эфиопских евреев),
Караимизм (религия караимов, неталмудический иудаизм),
Иудаизм в русской этнической среде — см. статью Субботники.
Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы; Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль; Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф; Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы, и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Статус в Израиле
- Менора, один из символов иудаизма, на гербе Государства Израиль
В государстве Израиль религия не является государственной (то есть обязательной для граждан), но она и не отделена от государства. Есть вопросы (женитьба, развод, смерть, гиюр — переход в иудаизм), которые находятся в исключительном ведении религиозных учреждений. Есть также и другие вопросы, которые могут рассматриваться религиозным судом «Бейт дин» по обоюдному согласию сторон. В любом случае возможна апелляция в Верховный суд. Некоторые законы Израиля приняты на основании традиционного иудейского права — Галахи.
Также выходным днём в Израиле является суббота, а праздничными — все праздничные дни (Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот) в соответствии с иудаизмом.
Взаимоотношения с другими религиями
Иудаизм и язычество
— Русский перевод по: «Сидур Врата молитвы» под редакцией Пинхаса Полонского — М., 1993, С. 144—145
Попытка навязать иудейской общине верования эллинов привела к войне Маккавеев.
Иудаизм и христианство
В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:
Иудаизм и ислам
Народы, исповедующие иудаизм
В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.
Амулет для ограждения роженицы и ребёнка от волшебных чар, дурного глаза и влияний демонов
- Слово ересь (haireseos) в те времена имело несколько значений и отличалось от нынешнего его понимания См. Питанов В.Ю. Почему христиане борются с ересями. www.rspp.su. Дата обращения: 12 ноября 2019.
Алов А. А., Владимиров Н. Г. — Иудаизм в России. М.: Институт Наследия, 1997.
Иудаистическая мифология / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.; Аверинцев С. С. Иудаистическая мифология // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. — М., 2008. — С. 477—485. Архивная копия от 3 сентября 2019 на Wayback Machine.
Иудаизм от А до Я / сост. Н. Б. Антонов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007—288 с.
Нехотин В., Лункин Р. // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. 3. — С. 7—77. — 464 с. — ISBN 5-98704-044-2.
Никольский Н. М. «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (на белорус. яз., Минск, 1931; рус. вариант в кн.: Никольский Н. М. Избр. произведения по истории религии, М., 1974) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 [3936 дней] — история)
Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996.
Фрейд З. Этот человек Моисей.