Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Обучение основам религиозных культур в российских школах

У этого термина существуют и другие значения, см. ОПК (значения).

Статус и содержание

Первая половина курса (первое полугодие IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия — наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (второе полугодие IV класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

  • Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
  • Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
  • Урок 3 (20). Христианская семья
  • Урок 4 (21). Христианин на войне
  • Урок 5 (22). Христианин в труде
  • Урок 6 (23). Подвиг
  • Урок 7 (24). Заповеди блаженств
  • Урок 8 (25). Зачем творить добро?
  • Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
  • Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
  • Урок 11 (28). Литургия
  • Урок 12 (29). Монастырь

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: Как я понимаю православие, Как я понимаю ислам, и другие.
  • Урок 33. Презентация творческих проектов на тему Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.

История преподавания предмета

  • 1999 — Патриарх Алексий II призвал организовать преподавание основ православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Создан Координационный совет по взаимодействию Минобрнауки и Русской православной церкви.
  • 2002 — Минобрнауки направило в регионы Примерное содержание образования по учебному предмету Православная культура.
  • 2006 — В Минобрнауки создана рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования.

Этап эксперимента после 2009 года – общенациональная реализация

После 2009 года эксперимент с введением предмета Основы религиозных культур и светской этики стал общенациональным. Важные события после этой даты включают:

  1. 2 августа 2009 года – Президент РФ направил поручение Правительству РФ о подготовке введения предмета в общеобразовательных учреждениях.

  2. 11 августа 2009 года – Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации № ВП-П44-4632.

  3. 29 октября 2009 года – Создание Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации учебного курса.

  4. 1 апреля 2010 года – Начало преподавания предмета в 19 регионах России в рамках федерального компонента образования.

  5. 1 сентября 2012 года – Начало преподавания предмета во всех регионах России.

Заключение

В результате эксперимента, начавшегося еще в 2007 году, предмет Основы религиозных культур и светской этики был успешно введен в образовательную программу российских школ. Религиозное образование и нравственные ценности стали важной частью образования современных школьников. С каждым годом программа охватывает все большее количество регионов страны, что свидетельствует о ее успешной реализации и значимости для общества.

Планы совместной работы

Были заключены планы совместной работы между различными организациями в области образования. Важным результатом этого сотрудничества стало введение в школах Мордовии факультативного курса Основ православной культуры совместно с институтом Мордовского государственного университета и Саранской епархией.

Опыт Московской области

С 1 сентября 2000 года курс ОПК преподавался в Московской области на факультативной основе. Региональные власти высоко оценили выполнение этого курса, не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии.

Проекты в других регионах

  • В Чувашии с 2009—2010 учебного года школы стали участвовать в пилотном проекте по преподаванию курса Основы религиозных культур и светской этики в 4—5 классах.

  • В Владимирской области одобрен проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го по 9-й классы.

  • В Самарской области, совет ректоров рекомендовал расширить преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях региона.

Опрос и статистика

Аналитический центр Юрия Левады провел опрос по мнению о преподавании Основ православной культуры. Результаты показали, что доля положительных отзывов о введении этого предмета в школах составляют 69% (25% целиком положительно и 44% скорее положительно).

Ход эксперимента

В ходе федерального этапа в 2010—2011 годах, курс ОПК стал популярным среди школьников различных субъектов Российской Федерации. Например, в Тамбовской области доля школьников, выбравших ОПК, составила 55%, в Тверской области – 62,3%.

Таблица результатов:

ОкругОбластьДоля школьников, выбравших ОПК
Центральный федеральный округТамбовская область55% (4616)
Центральный федеральный округТверская область62,3% (более 6680)

Учебник Аллы Бородиной и учебник Андрея Кураева – два основных учебника по образовательной программе культурно-просветительной компетенции (ОПК), которые используются в образовательном процессе. Каждый из них имеет свою историю появления и цель использования.

Учебник Аллы Бородиной

Учебник Аллы Бородиной является одним из основных учебников по образовательной программе культурно-просветительной компетенции. Он разработан специально для обучения школьников основам культурного наследия и духовности. В учебнике представлены материалы по истории искусства, религиозным текстам, архитектуре и другим аспектам культуры.

Учебник Андрея Кураева

Учебник Андрея Кураева также является одним из основных учебников по образовательной программе культурно-просветительной компетенции. Этот учебник ориентирован на понимание православной культуры и религии. В нем представлены материалы по истории Православной Церкви, богослужебным текстам, иконописи и другим аспектам православной веры.

История появления учебника

Учебник Андрея Кураева был разработан с благословения патриарха Кирилла и при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. В рамках апробации учебника, Андрей Кураев провел ряд встреч с педагогами, которые принимали участие в федеральном эксперименте по преподаванию ОПК.

Пособия для учителей

Для учителей также доступны дополнительные пособия по образовательной программе культурно-просветительной компетенции. Эти пособия помогут педагогам более эффективно организовать учебный процесс и провести интересные и познавательные уроки по данной теме.

В период преподавания курса ОПК в качестве регионального компонента в различных регионах России использовался ряд пособий для учителей, в их числе пособия, подготовленные А. В. Бородиной, книга для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (2002), подготовленная О. К. Харитоновой под ред. протоиерея Виктора Дорофеева; книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры» (2001) и пособия, подготовленные рядом других авторов.

Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры»

Школьный этап проводится в октябре. На написание работы отводится 1 академический час, работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап, в котором принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа, проводится в ноябре. Региональный этап проводится в декабре-январе. В региональном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал муниципального этапа. Заключительный этап проводится ПСТГУ в апреле в городе Москве в очной форме.

Позиция президента В. В. Путина по вопросу преподавания ОПК

Позиция президента Д. А. Медведева по вопросу преподавания ОПК

Со стороны Русской православной церкви

Со стороны общественных организаций

Со стороны представителей науки

Со стороны других религиозных объединений

«Основы православной культуры» и «Закон Божий»

Со стороны религиозных объединений

Со стороны общественных и политических деятелей и организаций

Со стороны представителей науки

Официальные документы

  • Данилюк Б. (сост. и ред.) Православная культура в школе. Практика, проблемы, перспективы. Сб. материалов и документов. — М. Синодальная библиотека, 2008. ISBN 978-5-93495-004-1

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Об Аврааме в исламской традиции см. Ибрахим.

| Авраам | |

| ———————————————————————————————————————————————————————————————- | ———————————————————————————— |

| Праведный Авраам. Современная иконаПраведный Авраам. Современная икона | |

| Пол | |

| Период жизни | по иудейской традиции:1812—1637 до н. э.[1]по православной:2115—1940 до н. э.[2] |

| Толкование имени | отец множества народов (племён)[3][4][5]; отец множеств[6] |

| Имя на других языках | греч. лат. церк.-слав. |

| В иных культурах | араб. ‎ Ибрахи́м |

| Местность | |

| Занятие | |

| Отец | |

| Мать | |

| Супруга | |

| Дети | |

| Место погребения | Пещера Махпела, Хеврон |

| День памяти | |

| Связанные понятия | Еврей, Авраамические религии, Авраамово лоно, Авраамов завет |

| Связанные события | Обрезание, Жертвоприношение Исаака,Заключение союза с Богом (Быт. 17:2) |

| Характерные черты | милосердие, гостеприимство, праведность |

| Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике | |

| Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе | |

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в Книге Бытия (11:26 — 25:10).

Читайте также:  Открытый урок по обществознанию человек славен добрыми делами

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Переселение Авраама. , 1850 год

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в шумерском городе Ур (в Библии «Ур Халдейский»), одном из древнейших и важнейших городов южной древней Месопотамии. Там он женился на невестке отца Фарры (Быт. 11:31) или своей единокровной сестре Саре (Быт. 20:12), которой позже Бог дал имя Сарра (Быт. 17:15). Отец Аврама Фарра покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и Лота (своего внука от рано умершего сына Арана), направился в Ханаан (Быт. 11:31). По дороге, в городе Харране (Северная Месопотамия) Фарра умер в возрасте 205 лет (Быт. 11:32).

После этого Бог велел Авраму уйти из дома его отца и следовать, куда укажет. Также Бог пообещал, что произведёт от Аврама великий народ, благословит и возвеличит самого Аврама и через него — все народы на Земле. Тогда Аврам, которому на тот момент было 75 лет, вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, вышел из Харрана в землю хананеев. Господь сказал, что отдаст эту землю потомкам Аврама. Воздвигая жертвенники Богу, Аврам продолжал двигаться на юг, однако в той земле был голод, а потому, желая избежать его, Аврам направился в Египет (Быт. 12:1—10).

Приближаясь к этому государству, он велел своей жене Саре назваться сестрой, опасаясь, что из-за её красоты польстившиеся на Сару люди могут его убить. Египетские вельможи действительно сочли Сару весьма красивой и сообщили об этом фараону. Фараон взял её себе в жёны, а Авраму благодаря этому «было хорошо: он имел крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». Однако Бог поразил фараона тяжкими ударами и его дом из-за Сары. Фараон призвал к себе Аврама и спросил, почему же тот не сообщил, что Сара — его жена; после чего отпустил Аврама со всем имуществом, Сарой и Лотом; и фараоновы люди проводили их (Быт. 12:11—20).

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Отделение Лота. Мозаика нефа базилики Санта-Мария-Маджоре, V век

Аврам и Лот были настолько богаты скотом, серебром и золотом, что их имуществу не хватало места. Поэтому, чтобы между их пастухами не было раздоров, они разделились. Лот отправился на восток — в Иорданские окрестности, а Аврам стал жить в земле Ханаанской. После этого Бог ещё раз подтвердил, что отдаст эти земли Авраму и его потомкам, которых будет огромное количество (много, «как песка земного»). Аврам поселился у дубравы Мамре в Хевроне (Быт. 13). Однажды Аврама известили, что на Содом, где в то время жил Лот, напало объединённое войско Кедорлаомера, царя Эламского и союзных ему царей, которые разграбили и увели в плен содомлян. Тогда Аврам немедленно вооружил 318 своих рабов, догнал неприятеля и напал на него ночью, разгромив и преследуя до Ховы, благодаря чему вызволил из плена Лота и вернул своё и его имущество, а также женщин и народ. Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека, ивр. ‎), царя Салима и «священника Бога Всевышнего». Когда царь Содома предложил Авраму забрать всю военную добычу себе, Аврам отказался, чтобы никто не мог сказать, будто обогатил Аврама. Однако доли, принадлежащие его людям, отдал Анеру, Эшколу и Мамрию (Быт. 14).

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Агарь в пустыне. Георге Таттареску, 1870

После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля от «реки египетской» до реки Евфрата и которое будет вначале порабощено, но потом освобождено и богато. Аврам по требованию Бога принёс ему в жертву трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего барана, а также горлицу и молодого голубя. Все они, кроме птиц, были рассечены пополам (Быт. 15). Однако Сара была тогда бесплодна, и она отдала мужу свою рабыню — египтянку Агарь. Забеременевшая от Аврама Агарь стала презирать свою госпожу, и Сара обвинила в этом Аврама. Тогда Аврам дал своей жене право делать со служанкой всё, что угодно. Агарь бежала от притеснений в пустыню и у источника встретила ангела, который велел ей вернуться и покорится Саре, а также сообщил, что Бог услышал её страдания, что Агарь родит сына и назовёт его Измаилом. Когда Агарь родила Измаила, Авраму было 86 лет (Быт. 16).

Через тринадцать лет Бог явился Авраму, чтобы поставить с ним завет. Бог переименовал Аврама в Авраама и снова пообещал — теперь уже Аврааму, — что тот станет отцом множества потомков (и народов), что от него произойдут цари, и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и будет им Богом. Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола, включая младенцев в восьмой день от рождения, рождённых в доме и купленных за серебро у иноземцев. Душа же тех, кто не совершит обрезание, по словам Бога, будет истреблена. Девяностолетняя Сара была Богом переименована в Сарру. Бог также обещал, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака. Авраам послушно исполнил волю Бога. Все домочадцы мужского пола, как рождённые в доме, так и купленные, были обрезаны. Аврааму было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть (Быт. 17).

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Авраам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале. XII век

Вскоре после обрезания Авраам в жаркий день сидел у входа в шатер. Там ему явился Бог, и Авраам тут же, подняв глаза, увидел трёх мужей-путников, которые приближались к его шатру. Авраам побежал к путникам, затем предложил омыть ноги мужей, принёс хлеба, масла и молока и приготовил телёнка. Бог сообщил, что через год снова явится Аврааму и даст сына Сарре. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, чтобы зачать, и засмеялась. Однако Бог подтвердил, что в назначенный срок будет у Сарры и даст ей сына. После этого Бог поделился с Авраамом своими планами: об избрании Авраама, чтобы тот заповедал сынам своим исполнять волю Господа, и о том, что Бог хочет узнать, точно ли Содом и Гоморра поступают так, как говорят об их грехах. И два мужа отправились в Содом и Гоморру, а Авраам стал торговаться с Богом, не желая, чтобы в тех городах погибли праведные вместе с неправедными. Снизив норму числа праведных, при которой эти города будут пощажены, с пятидесяти до десяти, Господь ушёл (Быт. 18).

После разрушения Содома и Гоморры и ухода Лота из Содома Авраам проезжал через город Герар. И опять из-за страха, что его убьют, чтобы завладеть его женой, он назвал Сарру своей сестрой. Сарра вновь попала к местному царю Авимелеху в жёны; и снова Бог явился Авимелеху во сне и сказал, что убьёт его, раз тот взял в жёны женщину, которая имеет мужа. Однако Авимелех не прикасался к Сарре и был невиновен. Сарра сама называла Авраама своим братом. Поэтому Бог велел Авимелеху вернуть жену мужу, пригрозив в ином случае смертью. Проснувшись, царь Авимелех позвал Авраама и спросил, за что тот навёл на его государство большой грех и поступил так, как не поступают. Авраам же сказал, что думал, будто нет в этом городе страха перед Богом и его убьют за его жену, и что Сарра действительно является его сестрой, поскольку она дочь его отца от другой женщины. И они договорились прикрываться этим в своих путешествиях. Тогда царь Герара дал Аврааму много рабов, скота и тысячу шекелей серебра; возвратил ему жену и оправдал её перед всеми, а также позволил свободно жить на его земле. Авраам помолился Господу, и Бог вернул дому Авимелеха способность рождать детей (Быт. 20).

Господь сдержал своё слово, и Сарра зачала и родила сына, несмотря на то, что была уже стара. Столетний Авраам нарёк сына Исааком и обрезал в восьмой день от его рождения. В день, когда Исаак был отнят от груди матери, отец устроил большой пир. Однако Измаил, сын Авраама от рабыни Агари, насмехался над Исааком. Увидевшая это Сарра сказала Аврааму, чтобы он выгнал рабыню вместе с её сыном. Аврааму это показалось весьма неприятным, но Бог подтвердил слова Сарры. И Авраам дал Агари хлеб и мех воды и отпустил её вместе с Измаилом. После этого Авраам заключил союз с Авимелехом о колодце в Вирсавии, выдав ему мелкого и крупного скота, насадил при Вирсавии рощу и жил в Филистимской земле как странник (Быт. 21).

Читайте также:  Что это простыми словами отличия от честности

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Жертвоприношение Исаака. Рембрандт, 1635 год

После этого Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести в жертву Исаака на одной из гор в земле Мориа. Авраам вместе с Исааком и ещё двумя отроками, взяв наколотых для всесожжения дров и сев на своего осла, отправился в место, куда указал ему Бог. Прибыв туда на третий день пути, Авраам оставил осла и отроков и вместе с сыном поднялся на гору, сказав, что поклонится там и вернётся назад вместе с Исааком. По дороге на гору на вопрос сына о том, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал, что Бог укажет, однако на месте на вершине горы Авраам собрал жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Когда он занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, к нему с неба воззвал ангел. Через него Бог сообщил Аврааму, что теперь знает о его страхе перед Богом, а также повторил свои обещания Аврааму о множестве потомков и благословении, пообещав также им военные победы. После этих событий Авраам вернулся в Вирсавию (Быт. 22).

Сарра скончалась в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе, возле Хеврона. Для её погребения Авраам просил в собственность у хетта Ефрона пещеру Махпела около Хеврона. Хетты признали Авраама князем Божиим и продали ему эту пещеру с полем за четыреста шекелей серебра. После сего Авраам похоронил Сарру в этой пещере (Быт. 23).

Состарившись, Авраам послал своего старшего раба, возможно Элиезера, к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. Раб-посланник с десятью верблюдами и сокровищами, выданными Авраамом, у города Нахора встретил добродетельную девушку, напоившую и его самого, и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ревекка, дочь племянника Авраама Вафуила. В доме, где жила Ревекка, раб рассказал о жизни Авраама и о том, зачем пришёл. Родственники Ревекки сказали, что дело это от Господа, и без возражений отдали Ревекку. Раб сделал богатые подарки ей, её брату и матери и на следующий день повёз её к Аврааму и Исааку. Встретив Ревекку, Исаак женился на ней. Получив возлюбленную жену, Исаак утешился в печали по своей матери (Быт. 24).

В Новом Завете

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Авраам и три ангела. Коттоновский Генезис, V—VI века

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Лазарь на лоне авраамовом

В эпизоде с мытарем Закхеем евангелист Лука описывает осуждение Иисуса за то, что он зашёл в дом мытаря, которого считали человеком грешным. Закхей раскаивается и Христос говорит ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9).

Авраама упоминает Иоанн Креститель в своей проповеди покаяния: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:8). Иоанн этими словами напоминает своим соотечественникам, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама не спасёт их от Божьего гнева, если они не принесут покаяние. О том, что «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:7), пишет и апостол Павел.

В то же время, в Послании апостола Иакова именно на примере Авраама доказывается, что «вера без дел мертва»:

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Фреска с изображением Ибрахима, которого останавливает ангел, не давая ему принести в жертву своего сына. Музей Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе

В Коране Авраам выступает под именем Ибрахим. В его честь названа 14-я сура Корана, ниспосланная в Мекке (кроме мединских аятов 28 и 29) после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Она получила своё название из-за упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима к Аллаху. В исламе Ибрахим — один из величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране сказано:

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Могила Авраама в пещере Патриархов (Хеврон)

Рассказ Корана об Ибрахиме своими деталями частично повторяет библейское повествование (бесплодие Сарры, посягательство на неё египетского царя, рождение сына от служанки Агарь и т. п.). Особенно подробно Коран описывает борьбу Ибрахима с идолопоклонством, когда Ибрахим уничтожил идолов своего народа (аль-Анбия 21:51—67). За эту проповедь он был ввергнут в огонь по приказу царя Н`Амруда, но Аллах сделал для него огонь прохладным (аль-Анбия 21:69).

История жертвоприношения Ибрахимом (Авраамом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (ас-Саффат 37:100—106):

Сын Ибрахима в этом эпизоде в Коране по имени не назван, но в мусульманской традиции Исмаил (Измаил), а не Исаак был «забихуллах» — жертвой, выбранной Аллахом. Также считается, что это произошло в Мекке.

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Изображение Авраама из Киевской Псалтири, 1397

Святитель Григорий Нисский в своём сочинении «Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму» рассматривает глас ангела к Аврааму во время жертвоприношения Исаака как одно из доказательств троичности Бога:

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Жертвоприношение Исаака. Икона, конец XVIII века

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака, восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

В религиозной традиции

В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. брит), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает в себя три основных элемента:

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Авраам. Икона середины XVII века

Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9 октября (по юлианскому календарю) вместе с его племянником Лотом и в Неделю святых праотец во второе воскресение перед Рождеством Христовым.

Православная церковь использует ветхозаветные тексты, повествующие о жизни Авраама, в качестве паремий:

  • рассказ о явлении Аврааму Бога в образе трёх путников под Мамврийским дубом (Быт. 18:20—33) читается за богослужением в четверг пятой седмицы Великого поста;

  • рассказ о жертвоприношении Исаака (Быт. 22:1—18) читается на вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы[39].

Легенды и фольклор

В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.

  • Откровение Авраама — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра, и приходит к мысли о Боге, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного поста принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведёт его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет; затем престол, стоящий на четырёх животных; семь небес и всё, что делается на них; землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил[42]. В русском переводе этот апокриф известен с XIV века (Сильвестровский сборник) и был включен в состав Палеи[43].

  • Смерть Авраама (Завещание Авраама) — архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама, чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон Исаака. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие — ведущие людей на погибель; и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде: со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией[44].

Читайте также:  Что включает в себя предметная область «основы религиозных культур и светской этики»

  • упоминает имя жены Авраама — Сара[50] — и говорит о том, что она была невесткой отца Фарры (Быт. 11:31) или сестрой Авраама от другой матери[51]. Впоследствии Бог велел Аврааму называть свою жену Саррой[52];

  • упоминает, что служанка Сары, Агарь, родила Аврааму сына Измаила[53];

  • упоминает, что впоследствии Сарра родила Аврааму сына Исаака[54].

Первая книга Паралипоменон:

  • упоминает наложницу Авраама, Хеттуру, и её сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (1 Пар. 1:32).

Армянский историк Мхитар Айриванеци:

Переселение в Ханаан

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Авраам на пути в Ханаан. Питер Ластман, 1614, Эрмитаж

Завет Бога c Авраамом

Датировка времени написания

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Развивая идеи Кьеркегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:

В искусстве и литературе

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

Лоно Авраамово: Авраам, Исаак и Иаков изображены сидящими за столом, с душами праведников, представленных в виде младенцев. Фрагмент северных врат иконостаса, XVII век, Нижний Новгород

В изобразительном искусстве

  • «Библия» (Италия, США, 1966), режиссёр Джон Хьюстон. В роли Авраама — Джордж Скотт.

  • «Авраам: Хранитель веры» (США, Италия, Великобритания, 1994), режиссёр Джозеф Сарджент — телевизионный фильм о жизни Авраама. В роли Авраама — Ричард Харрис.

  • «Ибрахим: Друг Аллаха» (Иран, 2005), режиссёр Мохаммад Реза Варзи. В роли Авраама — Мохаммад Садеги.

  • «Библия» (мини-сериал) (США, 2013). В роли Авраама — Гари Оливер.

  • . Католическая энциклопедия «New Advent».

  • . — ветхозаветный апокриф об Аврааме.

  • П. Полонский. Две истории сотворения мира.

  • А. Штейнзальц. // Библейские образы.

  • Авраам Ортелиус. Путешествие и жизнь патриарха Авраама. Мировая цифровая библиотека. — Карта, прослеживающая перемещения патриарха Авраама, 1590 год. Архивировано из оригинала 11 мая 2021 года.

Добро пожаловать в оттавскую гимназию

| Добро пожаловать в оттавскую гимназию | | Добро пожаловать в оттавскую гимназию |

| ———————————————————– | | ———————————————————– |

Сведения о всех учителях по алфавиту здесь

Ирина Анатольевна Умникова(2 класс)

Любовь Александровна Малыгина(3 класс)

Вера Викторовна Кононова(4 класс, физическая культура)

Тамара Гургеновна Омельченко(1 класс)

Русский язык, литература, риторика

Марина Альфредовна Львова(ИП в 10 классе)

Светлана Борисовна Недодаева(русский язык и литература в 11 классе)

Наталья Ивановна Алексеева(русский язык и литература 6-9 кл.)

Лариса Анатольевна Замашкина(русский язык и литература 10 кл.)

Валерий Владимирович Московой(10 кл. – математика и физика)

Татьяна Валерьевна Крепкова (5-8 кл. – математика)

Татьяна Валерьевна Зеленер (9, 11 кл. – математика)

Информатика и ИКТ

Михаил Викторович Пивоваров(6-10 кл. – информатика)

Елена Анатольевна Моругина(6-10 кл. – биология, химия)

Ирина Сергеевна Чекина(7, 9, 11 кл. – история, обществознание)

Татьяна Валентиновна Умникова(10 кл. – история, обществознание)

Владимир Юрьевич Принев, диакон (11 кл. – история)

Вадим Николаевич Шестаков(6-10 кл. – география)

Наталья Игоревна Исаева

Ирина Юрьевна Ашмарина(3, 10-11 кл. – английский язык)

Ирина Евгеньевна Третьякова(2, 4, 6, 7, 10-11 кл. – английский язык)

Анна Сергеевна Репина(8, 9, 10-11 кл. – английский язык)

Музыка, ИЗО, черчение

Любовь Георгиевна Зверева(2-8 кл. – музыка)

Татьяна Игоревна Карпова(2-8 кл. – ИЗО, 6, 8 кл. – история, обществоведение, 6-9 кл. технология)

Сергей Васильевич Середа(ОБЖ – 8-11 кл., технология 6-9 кл.)

Александр Евгеньевич Манаков(Физическая культура – 6-8, 10-11 кл., ОБЖ – 10 кл.)

Наталья Львовна Сретенская(Церковно-славянский язык – 2-4 кл., ОРКСЭ – 4 кл., ОПВ 1-3, 6, 7 кл.)

Иоанн (Мерзляков), иеромонах (История Церкви – 10-11 кл.)

Феодосий (Макаров), иеромонах (ОПВ, Литургика – 10-11 кл.)

Павел Валентинович Островский(ОПВ 8-9 кл., ЦСЯ 8-11 кл.)

Латинский язык, древнегреческий язык

Андрей Александрович Ашмарин(Латинский язык – 11 кл. Древнегреческий язык – 11 кл.)

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия — наша Родина Россия

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Урок 1 (18). Добро и зло.

  • Урок 2 (19). Долг и совесть.

  • Урок 3 (20). Честь и достоинство.

  • Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.

  • Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.

  • Урок 6 (23). Идеалы.

  • Урок 7 (24). Принципы морали.

  • Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.

  • Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.

  • Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма — «за и против».

  • Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.

  • Урок 12 (29). Человек — то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.

  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.

  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.

  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): учебник / А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин и др.; под ред. Т. Д. Шапошниковой.- 12-е издание, переработанное. М.: Дрофа, 2022.-176 с.: ил.-(Российский учебник). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики" Е. В. Саплиной, А. И. Саплина. М.: Астрель, 2019. (Планета знаний). Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации

  • Основы светской этики [Текст] : (в помощь учителю) / Е. В. Золотухина-Аболина. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 146 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *