Курс основы религиозных культур и светской этики

Памятка для родителей

(законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса

Основы религиозных культур и светской этики


План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.

  • Ответственный за проведение:
  • Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ:
  • Выбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024:

Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год.

03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.

  • Модули:
    • Основы мировых религиозных культур
    • Основы светской этики

Цель

Обеспечение свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов Основы мировых религиозных культур и светской этики.

  • Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.

  • Презентация о каждом модуле для родителей.

  • Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ

Методические рекомендации

Для органов исполнительной власти по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

Включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры

Logo

Модуль Основы православной культуры

Модуль Основы православной культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

Основные темы курса:

  • Во что верят православные христиане
  • Добро и зло в православной традиции
  • Любовь к ближнему
  • Милосердие и сострадание
  • Православие в России
  • Православный храм и другие святыни
  • Православный календарь
  • Христианская семья и её ценности

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.


Модуль Основы исламской культуры

Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Основные темы курса:

  • Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
  • Столпы ислама и исламской этики
  • Обязанности мусульман
  • Для чего построена и как устроена мечеть
  • Мусульманское летоисчисление и календарь
  • Ислам в России
  • Семья в исламе
  • Нравственные ценности ислама
  • Искусство ислама
  • Завершается изучение темой Праздники мусульман.

Модуль Основы буддийской культуры

Модуль Основы буддийской культуры ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Основные темы курса:

  • Введение в буддийскую духовную традицию
  • Будда и его учение
  • Буддийские святые
  • Семья в буддийской культуре и её ценности
  • Буддизм в России
  • Человек в буддийской картине мира
  • Буддийские символы
  • Буддийские ритуалы
  • Буддийские святыни
  • Буддийские священные сооружения
  • Буддийский храм
  • Буддийский календарь
  • Праздники в буддийской культуре
  • Искусство в буддийской культуре

Модуль Основы иудейской культуры

Модуль Основы иудейской культуры ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Основные темы модуля:

  • Введение в иудейскую духовную традицию
  • Тора — главная книга иудаизма
  • Классические тексты иудаизма
  • Патриархи еврейского народа
  • Пророки и праведники в иудейской культуре
  • Храм в жизни иудеев
  • Назначение синагоги и её устройство
  • Суббота (Шабат) в иудейской традиции
  • Иудаизм в России
  • Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
  • Ответственное принятие заповедей
  • Еврейский дом
  • Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности
  • Еврейские праздники: их история и традиции
  • Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Модуль Основы мировых религиозных культур

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и иудаизма, направлен на развитие понимания нравственных идей и ценностей.

Основные темы:

  • Культура и религия
  • Древнейшие верования
  • Религии мира и их основатели
  • Священные книги религий мира
  • Хранители предания в религиях мира
  • Человек в религиозных традициях мира
  • Священные сооружения
  • Искусство в религиозной культуре
  • Религии России
  • Религия и мораль
  • Нравственные заповеди в религиях мира
  • Религиозные ритуалы
  • Обычаи и обряды
  • Религиозные ритуалы в искусстве
  • Календари религий мира
  • Праздники в религиях мира

Модуль Основы светской этики

Модуль направлен на знакомство с нравственным опытом человека и общества, воспитание патриотизма и уважения к Отечеству.

Основные темы:

  • Культура и мораль
  • Этика и ее значение
  • Праздники как историческая память
  • Нравственность в культурах народов
  • Государство и мораль гражданина
  • Нравственность в культуре Отечества
  • Трудовая мораль
  • Нравственные традиции предпринимательства
  • Высшие нравственные ценности
  • Методы нравственного самосовершенствования
  • Этикет

Тема 22. Православный календарь и праздники

  • Устройство церковного календаря

Предоставленная информация обеспечивает понимание основных тем и ценностей религий, развитие нравственности и уважение к культурному наследию.

Познакомьтесь с православным праздником

Хотите узнать о православных праздниках, их духовном значении и традициях жизни христиан? Это учебное пособие предоставит вам все необходимые знания.

Ресурсы для обучения

  • Иллюстрации №64-77
  • Православные календари
  • Мультимедийная презентация

Задания для опроса

  1. Что можно сказать о православных праздниках?
  2. Какие традиции сопровождают христианские праздники?

Задания для закрепления

  • Стр. 70 №1
  • Стр. 71 №3

Проблемные вопросы для обсуждения

  • Можно ли выделить самые главные христианские праздники?
  • В чем различие между православными и светскими праздниками?

Задание на дом

Творческим группам подготовить рассказ о христианских праздниках Рождества Христова и Воскресения Христова.

Поддержка мотивации

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поделиться с вами стихотворением, послушайте внимательно:

Хотите, счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас,
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя вас,
Возьми его с собой в дорогу.
И поделитесь с ближним им,
Раздайте до последней крошки!
И обойдя весь шар земной,
Оно вернётся к вам в ладошки!

Актуализация опорных знаний

Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Какие поступки и дела вам захотелось совершить? Не забудьте о важной заповеди христиан – возлюби ближнего своего, как самого себя.

Урок православной культуры приносит радость, узнавая о красивом мире, добрых людях и великой книге Библии. В православной культуре радость душевная, связанная с жизнью Иисуса Христа и церковью. Основная радость христиан – радость о спасении человека Христом Богом. Господь Воскрес! – радость спасения.

Даже когда человек спасается от небольшой опасности, он радуется. А радость спасения от вечной смерти, радость вновь обретенной возможности быть с любящим человека Богом – это особое духовное состояние. Радость столь велика, что не вмещается в человека, но переполняет его. Даже посторонние люди могут заметить, как меняется такой человек – он как бы весь становится пресветлый, очень-очень добрый. Всех любящий. Но вот выразить словами это чувство невозможно. Душа радуется, ей хорошо! А слов подходящих нет! Но ведь были такие люди, которые испытывали такое чувство – это святые люди, мы вскоре будем читать о них. По словам святых людей состояние христианской радости невозможно описать так, чтобы и другим передать.

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики основы православной культуры 4 класс учебное пособие

Святые люди рассказывают о пути духовной жизни человека. Но каждому христианину доступна, конечно, не в такой мере как человеку святому, радость христианская, радость жизни с Богом. Например, в молитве (это разговор с Богом), в праздновании событий, связанный с почитанием Христа, Богородицы.

3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.

– О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.

Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).

Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом.

Мы его так долго ждали, пост с тобой мы соблюдали (праздник).

– Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Ответьте, зачем нам необходимы календари?

– Как вы думаете, какие бывают календари?

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?

– Как вы думаете, существуют ли иные праздники?

– Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?

– Сегодня наш урок будет радостным. Мы поговорим с вами о христианских праздниках. А праздник разве может быть грустным? Мы с вами вспомнили, что когда мы говорим о православной культуре, в ней понятие «радость» следует понимать не только в житейском плане, но в христианском – как радость о Господе. Именно эту радость несут в себе христианские праздники.

4. Приобретение новых знаний.

– Ребята, у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?

(Ответ: в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов).

– Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.

Давайте подумаем, как связаны слова «праздник» и «праздность». (Ответы ребят: они говорят об отсутствии работы, трудовых усилий человека в это время). Праздник – это радостный (в житейском смысле) день: человек не работает, отдыхает. Но христианские праздники – особые. И радость христианских праздников так же не обыкновенная, но духовная. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Работа по тексту учебника стр. 68-69. Чтение текста «Чему посвящены православные праздники?».

– Ребята, а как вы думаете, среди христианских праздников можно выделить самые главные праздники? Какие это праздники? (Дети пробуют ответить на вопросы).

– Давайте почитаем дальше и узнаем ответы на эти вопросы. (Чтение текста стр. 68-69 «День седьмой»).

– Ребята, в какой день Бог отдыхал от Своих дел? (Ответ: в седьмой день). Сколько существует самых главных православных праздников? (Самых главных православных праздников 12). Давайте найдем примеры таких праздников в тексте и еще раз зачитаем. (Дети зачитывают названия праздников со стр. 69: Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение Господне, Рождество Богородицы).

– Какой христианский праздник самый великий? Как его еще называют? (Ответ: Воскресение Христово – Пасха. Его еще называют праздник праздников и торжество торжеств).

– Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим иконы праздников.

Учитель показывает презентацию с иконами праздников (слайды 2-13), сопровождая каждый слайд кратким описанием праздника.

Слайд 2. Рождество Пресвятой Богородицы.

Богородицей в христианской церкви называют мать Иисуса Христа, святую Деву Марию. По преданию, вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, которые происходили из рода легендарного царя Давида. У израильтян считалось большим грехом не иметь детей. О тех людях, у которых не было детей, говорили, что их за что-то наказал Бог. Но Иоакима и Анну не за что было упрекнуть. Они никогда никому не делали зла и всегда только помогали людям. И не обижались на Бога за то, что он не дал им детей, только ещё больше молились и просили его о милости. Однажды, когда Иоаким, как всегда, отправился в Иерусалим, чтобы там в храме принести жертву Богу, Бог не принял его жертву. Иоаким не вернулся домой, а пошёл в пустыню и там горячо молился Богу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана и что у них с Анной родится дочь. Анна в это время была у себя дома. Она вышла в сад и увидела на дереве гнездо с птенцами. Женщина заплакала, подумав, что вот и птицы имеют птенцов и только у неё нет ребенка. Она вернулась домой и тоже стала горячо молиться Богу, обещая ему, что если у неё родится дитя, то она посвятит его Богу.

Так и произошло. Через несколько месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую назвали Марией. Так об этом рассказывается в Священном Писании. В память рождения Божией Матери православная церковь установила праздник Рождество Божией Матери, который празднуется 21 сентября и считается двунадесятым праздником в христианстве и отмечается очень торжественно.

Слайд 3. Воздвижение Креста Господня.

Этот праздник связан с интересным преданием, которое рассказывает о распространении христианства среди народов, о том, как с помощью Христа римскому императору Константину Великому удалось победить врагов, а его мать Елена разыскала крест, на котором был распят Христос.

У Константина, который только недавно стал римским императором, возникли распри с другими правителями Рима, и началась между ними война. «Накануне решающей битвы, — рассказывается в предании, — когда уже стало заходить солнце, Константин и всё его войско увидели на небе крест с надписью: «Сим победишь».

Во сне Константину приснился Иисус Христос с крестом. Христос велел ему нарисовать на знамёнах, с которыми они шли в бой, кресты и обещал ему победу. Константин всё сделал так, как во сне велел ему Христос, и победил. А когда вошёл в город Рим, велел поставить на главной площади города статую с крестом в руках. С тех пор в Римской империи прекратились преследования христиан, и сам Константин крестился незадолго до своей смерти.

В это время мать императора Елена по просьбе сына поехала в Иерусалим, чтобы там разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. По приезде в Иерусалим царица Елена расспрашивала всех: может быть, кто-то помнил, где находится этот крест. Наконец от одного очень старого местного жителя ей удалось узнать место, где он находится. Оказывается, крест вместе с крестами двух распятых с Христом разбойников по тогдашним законам был зарыт в землю. Царица приказала копать землю в этом месте, и скоро землекопы нашли здесь 3 креста. Никто не мог сказать, какой же из трёх найденных крестов тот, на котором был распят Христос.

Читайте также:  Общероссийская олимпиада школьников основы православной культуры

Тогда царица Елена и все, кто её сопровождал, подняли крест и отдали его епископу, который встал на возвышенное место и несколько раз поднимал крест над головой, или воздвигал, а народ при этом повторял: «Господи, помилуй». Впоследствии на том месте, где, по преданию, он был найден, соорудили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 года, а с начала V века в христианской церкви стал торжественно отмечаться праздник Воздвижения Святого Креста Господня. В русской православной церкви он отмечается 27 сентября.

В России этот праздник называется ещё медовый спас, и мёд по традиции обязательно освящается в церкви.

Слайд 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Ребята, мы уже говорили с вами, что перед рождением Пресвятой Богородицы ее родители дали Богу обещание, что отдадут родившегося у них ребёнка на служение Богу.

И вот когда Марии исполнилось 3 года, родители пригласили соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажжёнными свечами, повели свою дочь к огромному Иерусалимскому храму.

К храму вели широкие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей.

У входа Марию уже ожидал первосвященник, т.е. самый старший священник. Никогда не встречал он никого у дверей храма. Только Марию встретить вышел.

Девочка осталась в храме, она училась здесь читать священные книги, молилась, занималась рукоделием.

Празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря.

Слайд 5. Рождество Христово.

– Ребята, давайте вместе прочитаем об этом замечательном празднике (чтение текста учебника стр. 70-71 Празднование Рождества Христова).

Слайд 6. Сретение Господне.

Отмечается этот праздник 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые — овец или быков, а бедные — голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.

При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

— Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей.

Слайд 7. Крещение Господне.

Крещение Господне — большой православный праздник, который ежегодно отмечают все верующие христиане 19 января. Этот день связан с принятием веры Иисуса Христа в реке Иордан, когда произошло великое чудо.

На землю спустился сам Бог и провозгласил Иисуса своим сыном.

Согласно древним писаниям, появлению Крещения Господне предшествовала обычная земная жизнь Иисуса. Он до 30 лет проживал в Назарете с матерью и пожилым Иосифом. Занимался плотничеством и этим зарабатывал себе на пропитание.

Когда ему исполнилось ровно 30 лет, Иисус изъявил желание принять веру и отправился к реке Иордан к Крестителю Иоанну. Последний знал, что Иисус не обычный человек, поэтому сначала отказывал ему в крещении.

Но вскоре согласился. Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение».

Слайд 8. Благовещение.

Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Русская православная церковь отмечает этот праздник 7 апреля.

Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.

Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). Это был архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.

Слайд 9. Вход Господень в Иерусалим.

В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. Когда пришел в это селение Иисус, прошло уже четыре дня с тех пор, как умер Лазарь. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: "Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь.Многие люди, узнав о воскрешении Лазаря, поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий.

На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.

Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей иудейских, и в восторге стали приветствовать великого Учителя и Чудотворца: одни снимали с себя одежду и постилали ее под ноги Христу, другие срывали с деревьев ветки и украшали ими дорогу. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!

Особенно громко восклицали дети. Все думали, что Иисус будет царем, и они будут жить гораздо лучше. Но Господь пришел дать людям значительно большее – любовь и Царство Небесное.

Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России пальмы не растут. А верба – это первое дерево, которое начинает расцветать, как только сходит снег: оно выпускает на своих веточках маленькие пушистые белые почки, похожие на зайчиков. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.

Читайте также:  Проект милосердие и сострадание 4 класс

Слайд 10. Вознесение Господне.

Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.

После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.

Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.

Слайд 11. Троица.

Троица – это День Рождения Церкви. А история этого праздника такова: в День Пятидесятницы – пятидесятый день после Пасхи, ученики Христа – Апостолы собрались вместе в большой комнате – и вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами Апостолов появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли. Так сошёл на Апостолов Святой Дух, после чего они заговорили на разных языках и наречиях и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Это и были первые священники. Поэтому этот день празднуют как День Рождения Православной Церкви.

Троица – один из самых любимых русским народом православных праздников. Как нарядна церковь в этот день! На полу рассыпана молодая трава, кругом свежие цветы, веточки молоденьких берёзок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов. Даже Священники в Храме одеты в зелёные облачения. Зелёный цвет на Троицу – это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Слайд 12. Преображение Господне.

Многие люди думали, что Иисус Христос только человек. Но Он был не только человеком, но и Богом. Однажды Он показал людям Свое Божество. Случилось это так.

"Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие". (Моисей и Илья жили задолго до того, как пришел на землю Иисус Христос. С ними говорил Сам Бог, и поэтому они могли открывать всем Божью волю. Таким людей называют пророками).

Вдруг ученики почувствовали необыкновенную радость, которой раньше никогда не ощущали. В этой радости, в этом свете им хотелось быть вечно. И "Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии".

Когда он еще говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

"И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса". (Мф.17,1-13)

Дивное чудо закончилось, но ученики в сердце своем сохранили память о Божественном свете и о пережитой ими необычайной радости.

Преображение – цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.

Слайд 13. Успение Божией Матери.

Этот праздник отмечается 28 августа.

Прошло довольно много лет после Воскресения Христа, когда к Божьей Матери опять явился архангел Гавриил (тот самый, который принёс ей благую весть). На этот раз он был с райской ветвью в руках и сказал ей, что приближается час её смерти. Это было за три дня до её успения. Дева Мария пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню её кончины.

В назначенный архангелом день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти (она знала, что на небе она встретится со своим сыном). А апостолы, друзья и близкие окружали её с зажжёнными свечами в руках. Настало 3 часа дня — ожидаемый час кончины Божьей Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидели Иисуса Христа, которому спокойно, как бы уснув, Божья Матерь и отдала свою душу.

Вот такая радостная и спокойная кончина Святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, и стала в православной церкви тем знаменательным событием, которое получило название «Успение Богородицы». Успение (от слова «уснуть») говорит о том, что Богородица не умерла. Она вместе со своим сыном, Иисусом Христом, смотрит на нас и помогает тем, кто верит ей и любит.

– Ребята, а сейчас откройте стр. 69. Давайте прочитаем вопросы и ответим на них (учитель проверяет, насколько хорошо дети усвоили материал).

– Мы с вами поговорили о двунадесятых праздниках. А теперь прочитаем о самом главном христианском празднике – Пасхе (задание №1 стр. 70 – чтение текста Праздник Воскресения Христова, затем дети рассказывают о традициях праздника).

– Ребята, часто перед праздником православные соблюдают пост. Но что это такое и для чего он нужен? (Задание №3 стр. 71) Дети высказывают свои предположения, затем читают текст на стр. 71 (Что такое пост?).

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Праздники являются неотъемлемой частью православной культуры, и детям необходимо познакомиться с ними. В конспекте урока дается краткий обзор на самые главные православные праздники, сделан акцент на их смысловое содержание, упоминаются традиции и обычаи. Также в данной разработке уделяется внимание развитию духовно-нравственных ценностей детей, таких как: доброта, вера, надежда, милосердие, любовь к ближнему, признание своих ошибок и т.д., что очень важно в воспитании подрастающего поколения.

Список использованных источников:

1. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – методическое пособие для учителя. Москва, 2018г.

2. Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры» – учебник для учащихся начальных классов. Москва, 2020г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *