Челпанова о м конспект урока по орксэ на тему в тебе рождается патриот и гражданин 4 класс

Патриотическое воспитание младших школьников на основе интернет-проекта Александр Невский — святой витязь земли Русской

Обучающиеся общеобразовательных школ (9-12 лет)


Для чего

Патриотическое воспитание младших школьников на основе интернет-проекта Александр Невский – святой витязь земли Русской

Епархиальный просветительский интернет-проект Мы – наследники Великой Победы с творческими заданиями:

Веретенникова Ирина Павловна

Учитель начальных классов, ОРКСЭ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа города Горбатов Павловского муниципального округа.

Специальный приз конкурса Клевер ДНК за 2023 год за лучшую работу учителя начальной школы.

Последнее изменение: Четверг, 23 ноября 2023, 01:22


В рамках года педагога и наставника 13 апреля 2023 года в ГБОУ СОШ № 352 с углубленным изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга прошел районный семинар Формы организации работы по курсу Основы православной культуры для заместителей директоров и будущих учителей основ религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ).

Цель: обобщение практического опыта ГБОУ СОШ № 352 в реализации курса Основы православной культуры; пропедевтика занятий ОРКСЭ как часть работы по выбору модулей ОРКСЭ.

С приветственным словом к гостям обратилась Гоголева Ольга Юрьевна, заместитель директора школы №352.

Открыла семинар Нечаева Надежда Николаевна, методист ГБУ ИМЦ Красносельского района.

Участникам семинара был представлен урок ОРКСЭ модуль ОПК в 4-ом классе Отношение христианина к природе, который провела Кузьмина Полина Владиславовна, учитель ОРКСЭ высшей квалификационной категории

Внеурочное занятие в 1-ом классе Святой Александр Невский-защитник Земли русской провела Эспиноса Сантана Ульяна Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Внеурочное занятие во 2-ом классе Исаакиевский собор – памятник, музей, храм провела Белова Елена Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, сопроводив свое выступление показом видеофильма.

Кривоногих Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории поделилась опытом организации внеурочных занятий с 3- классниками в форме театральных постановок. Гости познакомились с Рождественским вертепным театром.

Завершился семинар активным обсуждением представленных школой материалов.

Волковская Ирина Ивановна, старший преподаватель кафедры начального, основного, среднего общего образования СПб АППО подвела итоги семинара и завершила его выступлением Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

На семинаре присутствовало 28 педагогов школ района ОО № 131, 252, 270, 271, 276, 285, 290, 291, 369, 383, 391, 398, 509, 675.

С материалами семинара можно познакомиться по ссылке: Google Drive

Обзор урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин (4 класс)

Благодарим Волковскую Ирина Ивановну, администрацию и коллектив ГБОУ СОШ №352 за организацию и проведение районного мероприятия.

Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7, Республика Башкортостан, г. Туймазы

Библиографическое описание

Челпанова О.М. Конспект урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин (4 класс)
Современная начальная школа. 2020. № 7. Ссылка на полный текст.

Цель урока:

Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.

Задачи урока:

  1. Создать условия для осмысления понятий патриот, патриотизм, Отчизна, Отечество, гражданин, гражданственность, долг гражданина; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.

  2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.

  3. Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.

Предметные и личностные результаты:

  • Осознанное представление о понятиях патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность.
  • Понимание значения патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества.
  • Осознание ответственности за судьбу Родины.
  • Формирование внутренней позиции школьника относительно школы.

Основные понятия урока:

Патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.

Формы работы и виды деятельности:

  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Фронтальная работа
  • Групповая работа
  • Работа с учебником

Оборудование:

  • Словарь русского языка С.И. Ожегова
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер с презентацией
  • Видеофрагменты
  • Музыкальные композиции
  • Карточки с заданиями для парной и групповой работы
  • Памятка Как составить синквейн
  • Шаблон Звезда Героя ([Ссылка на шаблон](https://cloud.mail.ru/public/3BfE/ 3ooef5kRP))

Мотивация к учебной деятельности

Психологический тренинг

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

Дети тихо повторяют за учителем:

  • Я в школе на уроке,
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик, всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю!
  • Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

Проверка готовности к уроку

  • Проверим готовность к уроку.

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  • Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)

  • Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.

  • Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.

  • Как авторы видят Родину?

Вывод

На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

  • Какие чувства к Родине возникают у вас?

  • Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.

  • Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.

  • Если вы согласны с мыслителем, то поднимите вверх правую руку, если вы в чем-то не согласны с мыслителем, то поднимите левую руку.

  • Ваши мнения и мнения древнего философа полностью совпали. (на доску вывешиваем карточку со словом Отчизна)

  • Подберите синонимы к слову Отчизна. (Родина, Отечество. 2-ая строка кластера)

  • От какого слова произошло Родина? (род. 3-ая строка кластера)

  • От какого слова – Отчизна? (отец. 3-ая строка кластера)

  • В любой семье есть мама и папа. Произнесите слова Родина и Отчизна.

  • С каким из двух слов соединяется слово Родина, а с каким – Отчизна? (Продолжаем кластер: Родина – мама, Отчизна – папа)

  • С какими словами ассоциируется слово мама, а слово отец, папа? (добавляем к кластеру: любовь, нежность, заступник, хранитель рода).

Вывод

Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину. Как сыновья и дочери.

Мозговой штурм

  • А как называют человека, который любит своё Отечество?

  • Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?

  • Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

Постановка проблемных вопросов урока

  • Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

На магнитную доску вывешиваются зашифрованные слова.

  • Расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

  • Читаем хором слова:

  • Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

  • Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

  • На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)

  • Что нужно сделать, чтобы ответить на наши вопросы?

Правильно, обратимся к материалу нашего учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С..И. Ожегова.

Работа в группах

Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.

Карточка для группы № 1

Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:

В чём проявляется патриотизм? (Из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 2

Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:

Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (Из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору.)

Карточка для группы № 3

Прочитайте 2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:

  1. Кто такой патриот? (Из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору.)

Карточка для группы № 4

С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности

  2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист.)

Физкультминутка Пусть всегда будет мир!

  1. Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
  2. Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
  3. Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
  4. Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)
  5. Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.)
  6. Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
  7. Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
  8. Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

Проверка работы групп

Сначала говорим о понятиях гражданин, гражданственность.

У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и присваивают ему звание гражданин, т.е. дают гражданство.

Снова обращаемся к правилу-схеме, кто такой гражданин.

О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.

Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).

Поговорим о понятиях патриот, патриотизм.

Более точное значение даётся в словаре русского языка С.И. Ожегова. (Патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины).

А звание патриот даётся с рождения? (из учебника гр.3: слово патриот не на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки).

– Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).

– В чём проявляется ваш патриотизм?

IV. Закрепление нового материала

– Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

– Внимание на экран. Слайд 10.

– Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

– Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны.)

– Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)

– Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.

– Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.

(Чтение заранее подготовленными учащимися были «От детей сорок четвёртого года», учебник (стр.146))

Беседа о прочитанном:

– Понравилась ли вам эта быль?

– Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)

– Какие моменты вас взволновали, удивили?

– Какие чувства вызвала у вас военная быль?

– Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?

– С какой целью в учебник включили эту быль?

– Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.

Слайд-видео11 (Валя Котик)

– И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» – и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.

Дидактическая игра «Что мы можем?». Обсуждение в парах.

(Хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

– Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

– экологи защищают природные богатства родной страны.

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Читайте также:  Минобрнауки анонсировало запуск единого реестра по для обучения

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

– Подведем итоги нашего урока.

– Для чего нам нужен такой урок?

– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

– Подбираем 2 прилагательных.

– Находим 3 глагола.

– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

– Читаем получившиеся пятистишия.

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.

Защита Отечества»

«Защита Отечества»

Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

За правое дело стой смело. Кто за

За правое дело стой смело.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился,вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. В. Даль

Отечество – земля наших отцов и дедов. К. Д. Ушинский

Войны Справедливая (оборонительная)

Справедливая (оборонительная)

Цель: защитить свою семью, Родину и её святыни

Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру

Защитник Отечества воин ратник богатырь солдат

Защитник Отечества

В. Васнецов «Богатыри»

В. Васнецов «Богатыри»

Киево-Печёрская Лавра.

Кто с мечом к нам придёт,тот от меча и погибнет.

Александр Невский.

«Защита Отечества» Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Святой Сергий Радонежский благословляет князя

Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

В. Васнецов «Поединок Пересвета с

В. Васнецов «Поединок Пересвета с Челубеем»

Законы милосердия и справедливости

Законы милосердия и справедливости.

Нельзя убивать раненых.Нельзя трогать безоружных.Нельзя грабить местных жителей.4.Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Нравственные ценности, идеалы, принципы

Что такое ценности. Жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность. Человечность как один из нравственных принципов

способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности,объяснить значение понятий «честь» и «достоинство», «человечности»; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

. Организационный момент.

-Добрый день, ребята.

-Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.

(идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а так же поговорим о принципах и идеалах.запись темы в опорном листе

Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся

Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе

это образцы для подражания, нечто совершенное

это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни

это правило или основание, от которого нельзя отступить

(самопроверка по образцу на доске)

Изучение нового материала.

Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.

– Какие ценности для вас являются важными?

-На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные

– А какая главная ценность для человека?

Докажите своё мнение.

Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: «Чему она учит? Её мораль»

Притча «Чашка кофе»

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Читайте также:  Основы православной культуры в школьной программе татьяна поликарпова

-Так чему учит эта притча?любить жизнь, наслаждаться ею)

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

(заслушать варианты ответа нескольких учеников)

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!

2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».

Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)

Что вы можете сказать о главном герое?

– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)

Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)

(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.

Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит

Раскроем это понятие на примере исторической личности.

Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.

Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.

Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.

Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.

Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».

Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».

Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)

– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

Достоинство помогает осознать собственную ценность

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

3. Работа с понятием «человечность».

У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.

-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)

-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?

Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)

– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)

– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.

Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

4. Итог урока

-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.

-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?

– Над чем задумались?

Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.

Слайд 13 + Щ в облаке слов

Самое дорогое у человека – это жизнь.

Моя честь — это моя жизнь;

Берегите в себе человека.

– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.

Квест-конкурс «Лицо нации – за семью печатями»

Учащиеся 5–9-х классов (11–15 лет) общеобразовательных школ

Основным содержанием проекта является тема «Александр Невский». Квест содержит 7 разнообразных заданий, стимулирующих развитие всех видов УУД. В форме образовательного квеста-конкурса может реализовываться во внеурочной деятельности в предметной области ОДНКНР. Мобильность организации позволяет провести и как досуговое мероприятие или в качестве формы дополнительного образования.

Мосевнина Алла Александровна

Учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ, ОДНКНР

Организация МБОУ «Опольевская школа»

Призер (3-е место) конкурса «Клевер ДНК» за 2022 год в номинации «Инновационный подход к ДНК», подноминации «Квест «По святым местам»

Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 21:54

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *