Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Фотографика. О фотографии в графическом дизайне

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

NKF. Nederlandsche Kabelfabriek 1928-1929, Пит Цварт

Демократизация, доступность, тесная связь науки и технологий — вот лишь несколько точек пересечения фотографии и дизайна, двух сфер, ставших возможным благодаря промышленной революции XIX столетия. Анастасия Пронина рассказывает об эволюции графического дизайна с точки зрения фотоискусства. Как художники формировали новые принципы визуальности, и как их концепции преломлялись при решении более прагматических задач дизайна.

ОТОГРАФИЯ И ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО

Первое значительное влияние фотографии на дизайн связано с появлением фотоизображений в журналах. Как самостоятельный жанр журнал существовал в Европе с середины XVII века, одной из его отличительных черт с самого начала была декоративность. Техника гравирования на металле позволяла обильно иллюстрировать периодические издания. А к концу 1890-х годов случился настоящий бум журнальной фото-иллюстрации.

Фотография придала дизайну большую скорость и оперативность. Значительно ускорился процесс иллюстрирования. Как писал теоретик фотографии Вальтер Беньямин в эссе Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости:

Кроме скорости, фотография со временем стала задавать тренд на фотореалистичность. И несмотря на то, что такой важный элемент журнала как обложка еще несколько десятилетий остается рисованной, нельзя не отметить влияние фотографии на стиль иллюстрации.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Figaro Illustre, разворот, январь 1900 года

ОТОРЕАЛИЗМ В ГРАФИКЕ

Влияние фотографии на графический стиль эпохи проявилось еще и в том, что с возникновением фотографии художники сразу стали использовать ее в качестве образцов для эскизов. В 1860-м уже выходил альбом Гауденцио Маркони Обнаженная натура для художников, который содержал фотографии моделей в позах классической живописи того времени. Эжен Делакруа сотрудничал с фотографом Эженом Дюрьё, вместе они также создавали альбомы из фотографий натурщиков, которые в дальнейшем использовались художником в работе.

В этом свете интересно рассмотреть знаменитые плакаты Альфонса Мухи. Ведь он выступает не только как художник, но и как автор фотографий, с которых рисовались образы его знаменитых плакатов. Альфонс Муха был состоявшимся фотографом, самостоятельно работавшим с камерой, а его мастерская была не только мастерской художника, но функционировала как фотоателье.

Влияние Дадаизма на графический дизайн

Дадаизм, как художественное направление, оказал значительное влияние на графический дизайн. Сегодня мы видим отголоски дадаистских идей в работах современных дизайнеров. Важным аспектом дадаистской эстетики было использование различных материалов для создания композиции. Например, газетные вырезки, обрывки фотографий, текстурные бумаги – все это становилось частью графических работ дадаистов.

Фотография в дадаистских произведениях

Фотография играла важную роль в дадаистских произведениях. Часто оригинальные изображения трансформировались и комбинировались, чтобы создать что-то абсолютно новое. Дадаистские коллажи не скрывали отдельные составляющие, а наоборот, акцентировали внимание на многослойности и аппликации.

Работы Альфонса Мухи

Альфонс Муха, художник и иллюстратор, также использовал фотографию в своих работах. Его стиль был узнаваем и отличался натуралистичностью рисунка лица, новой пластикой персонажей и интересными композиционными находками. Примеры его работ включают плакаты из серии Драгоценные камни и обложку журнала Hearst’s Magazine.

Графический дизайн, будучи искусством ничего из ничего, постоянно вдохновляется различными художественными направлениями. Работы дадаистов и творчество художников как Альфонса Мухи показывают, что даже самые неожиданные материалы могут стать основой для уникальных и запоминающихся работ.

История фотографии и дизайна: 1910-е и 1920-е

Дадаизм и фотография

Период с 1910-х по 1920-е годы принес в графический дизайн новые формы и свободу творчества. Дадаизм показал, как фотография может использоваться в новом контексте. Она стала не только материалом для исследований, но и средством фиксации перформативных практик. Журнал DADA, хоть и существовал недолго, демонстрировал все большее влияние фотографии на его художественный облик.

Дада и эксперименты с фотографией

Дадаизм предложил новые способы использования фотографии. Во-первых, использование готовых снимков, иногда без указания авторства, как реди-мейд объектов. Во-вторых, дадаисты открыли путь для экспериментов в фотографии. Мультиэкспозиция, которая обычно считалась ошибкой, стала художественным приемом и часто использовалась на обложках журналов.

Иллюстрации известных работ

Богатый выскочка, Франсис Пикабиа, 1920

Life and Time in Universal City, Джон Хартфилд, 1930

Дороти Тру, Альфред Стиглиц, 1919

Журнал Дада с фотографией Стиглица на обложке

Оветский конструктивизм и идеи Баухауса

Следующим этапом в истории фотографии стало развитие идей Нового видения. В этот период два подхода – советский конструктивизм и идеи Баухауса – взяли на вооружение одну и ту же концепцию новаторства, но заполнили ее различным смыслом.

Советский конструктивизм

Советский конструктивизм отличался сильными концептуальными и идеологическими корнями. Александр Родченко с его новыми ракурсами и динамикой кадров открыл новые возможности для фотографии.

Развитие нового взгляда в искусстве и дизайне

Новое видение в искусстве

В то время, когда в Европе развивались поиски новых идей в искусстве, Ласло Мохой-Надем внес свой вклад в развитие дизайна в рамках Баухауса. Его идея Нового видения отразилась в подходе к работе с новой визуальной реальностью, включая умение фиксировать движение и работу с фотографией.

Эксперименты и новые формы

Мохой-Надем не ограничивался исследованиями в области искусства. Он смог обнаружить новые формы выражения и в объектах реального графического дизайна, таких как иллюстрации, обложки и плакаты.

Примеры работ

Давайте рассмотрим несколько примеров работ, которые отражают принципы Нового видения:

Столовые Москвы – обложка Александра Родченко, 1931

Столовые Москвы

Спартакиада – Густав Клуцис, 1928

Спартакиада

Дизайн обложки для книги Дж. Дж. Кроутера Очертания вселенной – Ласло Мохой-Надь, 1930

Дизайн обложки для книги

Заключение

Эксперименты Ласло Мохой-Надя открывали новые горизонты не только в области искусства, но и в дизайне. Его идеи Нового видения продемонстрировали важность работы с новой визуальной реальностью и использование новых форм выражения в графическом дизайне.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Обложка журнала «Foto-Qualität», Ласло Мохой-Надь, 1931

КСПЕРИМЕНТЫ СТАНОВЯТСЯ НОВОЙ НОРМОЙ

Если в 1920-1930-е годы новые взгляды на работу с визуальным формулировались в виде манифестов, а идеи о новой визуальности рассматривались в масштабах общемирового будущего, то уже в 1930-х эти концепции стали обретать не такие глобальные, но зато реальные черты. Новое поколение дизайнеров, воспитанных на идеях Яна Чихольда, принципах конструктивизма и практик Баухауса стали занимать значимые позиции на арене мирового дизайна и реализовывать коммерческие, полномасштабные проекты.

Голландские дизайнеры, пребывали внутри общеевропейских тенденций и испытывали сильное влияние всех стилей той поры. Конечно, они активно работали и с фотографией. Эклектика в графическом дизайне этого периода находит отражение в смелых подходах в работе дизайнеров, придает свободу и смелость в обращении с материалами.

В этом десятилетии фотография делает два важных шага, которые позволяют ей оставаться актуальной. Во-первых, в 1932 году выпускается первая малоформатная камера Leica, которая делает возможной съемку любым человеком и почти в любых условиях, что в свою очередь упрощает процесс получения изображений для решения дизайнерских задач. Вторая важная веха десятилетия — выпуск в 1935 году компанией Kodak цветных пленок.

Альбомы Пита Цварта

В 30-е годы прежние эксперименты становятся рабочей нормой. Авангардные идеи любования объектом, фотографирование обыденных вещей, то что еще недавно вызывало удивление и озадачивало зрителей, в 30-е годы становится предметной фотографией, которая применяется всюду — от плаката до буклета.

Хрестоматийный пример эпохи — разработка Питом Цвартом каталога для Дельфтской кабельной фабрики (NFK Company). Предыдущие десятилетия уже показали, на что способен художник-график с камерой в руках. Пит Цварт продолжает идти по этому пути, создание каталога ДКФ становится примером полномасштабного подхода к дизайн-задаче. Дизайнер выступает не только как мастер верстки и сборки страниц, но также создает фотографии для проекта, учитывая композицию многостраничного издания и особенности полиграфического производства. И если предыдущее десятилетие только открывало этот путь, то уже в 30-е такой подход становится стандартом и выводит на новый уровень работу дизайнера с коммерческими проектами. В этом направлении много работ создает Пауль Шуйтема. Он начал использовать фотоколлажи в 1926-м. Работа с предметной съемкой отлично подошла для рекламных проектов.

ВЕЙЦАРСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА И АМЕРИКАНСКИЙ ДИЗАЙН

В годы войны работа дизайнеров в основном была направлена на поддержание боевого духа мирного населения и армии. Это характерно для всех стран: СССР, США, Великобритании, Германии и других. Из-за нехватки фотоматериалов в этот период создаются преимущественно иллюстративные плакаты.

Тем не менее, в странах, на территории которых не велись боевые действия продолжают формироваться идеи нового видения. В 1939 году, иммигрировавший с США Ласло Махой-Надь занимает должность директора Нового Баухауса в Чикаго. Идеи «нового видения» пересекают океан и начинают развиваться на американском континенте.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

«Механические мулы победы», 1942, Пол Рэнд

Среди дизайнеров нового поколенния важна фигрура Пола Рэнда. Как дизайнер-самоучка он начинает с свою карьеру еще в 20-30-е годы, получает положительные отзывы от Махой-Надя. В 1940-е он уже состоявшийся дизайнер, которому поручают крупные заказы. Например, корпорация «Аутокар» — поставщик бронированных машин для армии США — заказывает ему дизайн своей брошюры. Так появляется издание «Механические мулы победы», 1942 года.

Послевоенный дефицит материалов, нежелание возвращаться к прежним стилям вызывает потребность в ином визуальном порядке. Экономический рост и набирающее обороты промышленное производство создало дефицит коммерческих дизайнеров, необходимых для продвижения товаров. Так с конца 40-х и на ближайшие десятилетия дизайн встанет на коммерческие рельсы. Художественные приемы эпохи Баухауса становятся приемами коммерческого дизайна.

Читайте также:  Поступки из вежливости которые порой не к месту

Под влиянием традиции Баухауса и подходов Яна Чихольда формируется Швейцарская школа дизайна. Работа с предметной фотографией, отсутствие декора, сложных коллажей, следование строгой верстке по модульной системе. Фотография работает как голос, как средство коммуникации. Период крупных планов: крупное лицо, крупные руки, предметы, откадрированные с увеличением. Расцвет Швейцарской школы дизайна придется на 1950-е годы.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Фотография, от сюрреализма до виртуальности

Фотография — это парадоксальное присутствие отсутствующего. Или идеальная модель для сюрреалистического искусства. Или «живые картины» воображения и мысли, получающие идеальное воплощение в цифровую эпоху. Во второй части текста, посвященного встречам с фотографией поэтов, режиссеров и искусствоведов, Владимир Левашов рассказывает о том, как в течение XX века магия фотография стала технологией.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения.

Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.

Студенты направления «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией.

В парке «Зарядье» накануне Дня Победы открылся проект «Искусство пропаганды», посвященный советскому плакату времен Великой Отечественной войны. «Вечерняя Москва» вместе с членом Союза художников России Сергеем Булкиным решила посвятить вас в истории самых известных произведений.

— Хороший плакат, при всей его лаконичности, обладает огромной внутренней силой и способностью воздействовать на человека. Во время Великой Отечественной войны это прекрасно понимали представители власти, ну а художники всегда были готовы работать в полную силу, поскольку они-то в ценности этого вида искусства не сомневались никогда.

Убивающий смех Кукрыниксов

Гитлеровцы внесли Кукрыниксов в особый список: после взятия Москвы эти личные враги фюрера подлежали немедленной ликвидации. Немцы ненавидели работы Кукрыниксов, а вот наши солдаты обожали их и искренне хохотали над Гитлером, который вызывал брезгливость. Вот он, жалкий, на плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

«Все для фронта! Все для победы!»

Этот лозунг был впервые провозглашен И. Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска продвигались к Москве. Плакат Эль Лисицкого был создан им, но не был им увиден: художник умер 30 декабря 1941 года.

Московский Театр мимики и жеста подготовил театрализованную программу ко Дню Победы

Плакаты 1944 года показывают советского солдата как мощного, чистого и светлого освободителя человечества от фашизма. На плакатах 1945 года изображены советские воины — победители, усталые, но счастливые. Плакат «Воину-победителю — всенародная любовь» Алексея Кокорекина походил на открытку.

Карикатура как оружие

Практически забытая как жанр политическая карикатура во время войны была главным пропагандистским оружием. От сатириков больше всего доставалось Гитлеру. Он подвергался насмешкам и как никчемный стратег, и как жалкая личность, и как враг не только советского, но и немецкого народа. На плакате же Виктора Дени 1942 года «На Москву! Хох! От Москвы: Ох» были высмеяны планы «молниеносной войны» фюрера — блицкрига

«Воин Красной армии, спаси!»

Знаменитое произведение плакатиста В. Корецкого пронзило не одно сердце. Уставшая, напряженная женщина-мать обнимает ребенка, глядя на невидимого врага без страха. Художник рассказывал, что создавал плакат «Воин Красной армии, спаси!» в тот момент, когда весь мир был потрясен мужеством защитников Сталинграда. Плакат опубликовала «Правда» 5 августа 1942 года. 10 миллионов экземпляров — таким был его тираж.

Надеясь на спасение

Ухудшение ситуации в 1942 году и масштабная оккупация сделали героями плакатов женщин и детей — как на плакате В. Иванова и О. Буровой «Вся надежда на тебя, красный воин!» 1943 года.

Ребята, защищайте Родину!

«Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!» — было подписано на плакате под основным его заголовком. Автор, художник Алексей Пахомов, создавший этот щемящий плакат, нарисовал его на основе своих впечатлений от работы в отрядах местной противовоздушной обороны (МПВО). Плакат появился в числе первых в июле 1941 года. Мальчишки-пионеры, заметившие высадку немецкого десанта, отправляются предупредить взрослых об опасности.

КСТАТИ

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группы художников «Кукрыниксы» и «Окна ТАСС» и другие.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские агитационные плакаты

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Старые советские плакаты

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские плакаты чай

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20-30 гг 20 века

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские плакаты 20-х годов

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты борьбы с алкоголизмом

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские пропагандистские плакаты

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские плакаты про женщин

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские плакаты Мотивационные

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Советские плакаты общепита

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Рассмотри советские плакаты (41 фото)

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Герой труда СССР плакат

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 30 х годов прошлого века к чему они призывают

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Возникновение системы общественного питания в советской истории связано с идеологическими постулатами большевиков. В соответствии с идеями утопистов-социалистов о внедрении общественных форм быта предполагалось радикально перестроить всю организацию повседневной жизни людей – их питание, досуг, формы и средства воспитания детей, гендерные и «межпоколенческие» отношения. Масштабные преобразования в экономике и социально-политической сфере привели в движение колоссальные массы людей, переселявшихся в другие регионы, из сел в города, что ломало устоявшиеся практики организации быта. Ускоренное строительство новых предприятий и городов требовало быстрого создания таких структур, которые позволили бы экономить время и средства, рационально использовать дефицитные продукты, а в идеале направлять больше сил и энергии на труд в интересах грядущего коммунистического устройства сначала в масштабах одной страны, а затем и всего мира.

Не обошли стороной эти изменения и систему общественного питания. Система общественного питания Советского Союза началась фактически с первых декретов советской власти, когда было положено начало организации общественных столовых. Под контроль были взяты деятельность и распределение продовольственных фондов. Это вполне соответствовало идеям социалистов-утопистов, весьма популярных в обществе и послуживших стимулом для создания всей советской системы бытового обслуживания населения. В идеале она была призвана реализовать вечную мечту человечества об освобождении человека от труда для творческой самореализации.

С 1917 года трактирный и ресторанный промысел сменяется общественным питанием. В помещениях национализированных ресторанов после октября 1917 года начали открываться столовые, а в августе 1918 года большевики, мечтавшие о быстром и окончательном уничтожении ненавистной частной собственности, запретили деятельность частных ресторанов, кафе и трактиров. Одновременно открывались заводские столовые и пункты коммунального питания.

За годы советской власти общепит превратился в крупную отрасль народного хозяйства. Первые столовые возникли в Петрограде на Путиловском заводе, позже – в Москве и многих других городах. Общественные столовые сыграли огромную роль в обеспечении питанием населения в условиях острой нехватки продуктов и хозяйственной разрухи в период гражданской войны и иностранной интервенции. Идея общественного питания пользовалась в то время большой популярностью, так как она позволяла более экономно расходовать продукты, что в условиях жесткого продовольственного кризиса было очень важно.

В условиях «военного коммунизма» организацией общественного питания местные органы государственного управления занимались самостоятельно. В столовых представители бывших эксплуатируемых слоев питались бесплатно. На детей, независимо от классовой принадлежности их родителей, распространялся принцип бесплатного питания. В Москве летом 1919 года такие заведения посещало около миллиона человек. В Петрограде в 1920 году насчитывалось 700 общественных столовых. Зачастую в такие заведения требовался пропуск, так как они принадлежали какому-либо ведомству. Миллионы человек уже вначале 1920-х годов могли посещать новые пункты общепита.

В период НЭПа под влиянием рыночных отношений система коммунального питания претерпела большие сокращения: общественные столовые были переведены на хозяйственный расчет и переданы в ведение потребительской кооперации. В середине 1921 года сеть коммунальных столовых сократилась в 6 раз, а к концу года по разрешению Наркомпрода стремительно начался рост сети частных кафе, ресторанов, чайных и столовых.

В начале 1923 года было решено создать конкурирующую с частным общепитом организацию – кооперативное товарищество «Народное питание» («Нарпит»). Её целью было предоставление населению более качественного и дешевого питания. Заведения «Нарпита» были освобождены от налогов и имели льготы по оплате аренды помещений. К марту 1924 года в Москве, Ленинграде, Туле, Калуге, Ярославле существовали 37 «нарпитовских» столовых. Цены в них были невысокие, но ассортимент блюд, качество приготовления и система обслуживания по понятным причинам отставали от достаточно умеренных требований того времени.

Между тем, саму систему общепита власть рассматривала не только в утилитарном смысле. Она, ко всему прочему, должна была стать частью всеохватной системы перевоплощения человека прошлого в представителя самого передового и справедливого общественного устройства, воплощавшего не только в труде, но и в быту, прекрасные качества возвышенной духовности и самореализации в интересах общественного государства.

Читайте также:  Мбоу вачская сош

На помощь делу создания новой культуры питания были призваны и силы художников, лояльно относившихся к новому режиму. Политическая агитация с помощью таких наглядных средств, как плакат, имела огромное значение для утверждения новой идеологии и культуры, норм повседневной жизни в молодой Советской республике. К тому же в условиях безграмотности подавляющего большинства населения именно зрительные образы давали наибольший эффект в пропаганде качественно иной системы социальных ценностей, стандартов поведения и моделей бытования, организации досуга и праздников. Большое внимание уделялось пробуждению через плакат социальной активности масс, их включению в различные мероприятия и организации, формировавшие новый социалистический миропорядок.

В программе создания общепита немалое место отводилось освобождению женщины от домашнего труда, что также являлось одной из задач феминистской программы большевиков. Этот проект был тесно связан с целью трансформирования семьи в коммуну, где забота о воспитании детей, поддержании чистоты и приготовления пищи должна быть возложена на специально создаваемый общественный сектор. С этой целью в журнале «Работница», к примеру, началось активное наступление на индивидуальное домоводство. На протяжении 1920-х годов журнал претерпел постепенное превращение из революционного политического издания в женский журнал. В «Работнице» публиковались статьи Л.Д. Троцкого и других сторонников общественного питания, где авторы настаивали на необходимости освободить советскую женщину от унизительного рабского труда по ведению домашнего хозяйства, в том числе, от приготовления пищи.

Сама феминизация предполагала превращение женщины, с одной стороны, в непосредственную производительную силу, занятую практически во всех сферах производства, независимо от физиологических показателей. С другой стороны, женщина стала объектом социальной политики с целью превращения её в значимый фактор гражданской жизни через различные, в том числе, чисто женские, общественные организации. Нередко при этом именно женщины выступали в качестве образцовых примеров советской сознательности, дисциплины и ответственности. Однако все это не снимало с них обязанности жены, матери, хозяйки дома – социальная инфраструктура в этот период (детские воспитательные учреждения, сервисная сфера) была ещё в зачаточном состоянии.

Плакат М.Ф. Бри-Бейн 1931 года «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу!» выразил именно эту государственную направленность. Через плакат власть обращалась прежде всего к женщине, призывая её работать на новом производстве и соблюдать гигиену и санитарию на рабочем месте. Мы видим чистую, оборудованную кухню и просторный обеденный зал, на переднем плане показаны подготовленные специалисты кухни. Этот плакат был призван служить образцом содержания и работы советских учреждений общепита.

Казалось, сама быстро менявшаяся действительность диктовала такие трансформации частной жизни. В 1927 году, когда стали очевидными проблемы с реализацией НЭП, власть все активнее склонялась в пользу административного регулирования и огосударствления экономики. Было, в частности, решено превратить дело народного питания в самостоятельную отрасль государственной промышленности. Сеть частных ресторанов начала резко сокращаться, и уже в начале 1930-х годов не было ни одного частного общепитовского заведения. Быстрый рост численности горожан в связи с индустриальной гонкой и быстро обнажившимися проблемами организации питания рабочих, детей и подростков в дошкольных и школьных заведениях заставил предпринять специальные шаги по созданию общегосударственной системы общепита.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

М.Ф. Бри-Бейн «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу!» 1931

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

«Пятилетка общественного питания Л.С.П.О.» 1931

Плакат Д.А. Буланова 1931 года «Пятилетка общественного питания Л.С.П.О.» отражает эти глобальные планы государства по развитию системы общественного питания в виде таблиц, графиков и рекомендаций, на которые указывает рука стилизованной фигуры повара. Для пропаганды новой системы и улучшения качества работы в 1930 году был проведен смотр столовых.

Руководство страны политическими и художественными средствами настойчиво внедряло идею о том, что рабочий, член партии и комсомолец, все работающие на предприятиях общественного питания должны бороться с недостатками общественного питания с целью превращения его в важнейшее звено цепи мероприятий по улучшению быта рабочего класса. В условиях острейшего продовольственного дефицита в связи с эксцессами коллективизации предприятиям общественного питания было предоставлено право на заготовку сельскохозяйственных продуктов. Они также могли организовывать собственные подсобные хозяйства для улучшения снабжения сырьем. Был введен бракераж готовой продукции и кулинарных изделий. В 1932 году было создано Московское управление народного питания при системе Наркомата внутренней торговли СССР, в его ведении находилась сеть районных трестов столовых.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Именно в этот период был выпущен плакат В.А. Гицевича «Развернем строительство столовых!» (1932). Он ярко демонстрирует ценностные приоритеты, которые государство настойчиво внедряло в массовое сознание, и резкий разрыв с трагической повседневностью голодных 1930-х годов. Художник изобразил просторную и чистую столовую, где люди не только принимают качественно приготовленную и вкусную пищу, но и имеют возможность культурно пообщаться друг с другом.

Окно здания столовой огромно, и сквозь него виден большой индустриальный город – образ светлого будущего страны. Примечательно, что на переднем плане ярким пятном выделяется красная косынка женщины-пролетарки, что зримо её отличает от остальных и не вовлеченных в новую жизнь женщин.

Немаловажное значение придавалось и подготовке специальных кадров. Начали действовать первые кулинарные школы, техникумы, институт. В упомянутом постановлении 1931 года указывалось на обязанность местных партийных, советских и профессиональных организаций предусмотреть все необходимые меры по укреплению аппарата общественного питания квалифицированными работниками, для чего надлежало в месячный срок провести мобилизацию 500 коммунистов в крупнейших промышленных центрах. Началась организованная подготовка кадров через систему кулинарных школ (позднее – ПТУ), техникумов, ВУЗов. По всей стране создавались единые образовательные программы, издавались учебники, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий и т.д. Имела место тенденция к упрощению технологий изготовления и композиции блюд.

Специализированным органом для внедрения новых стандартов гендерных отношений, в том числе, через перенос акцента из дома на общепит, была созданная при ВЦИК «Комиссия по улучшению труда и быта работниц и крестьянок». В её отчетах и планах работы на 1929-1930 годы фигурируют внушительные цифры: «Всего на улучшение труда и быта женщин предусмотрено 53.488.000 рублей. В 1930-1931годах отмечена следующая динамика устранения проблем быта женщин города, в частности, в общественном питании: «Количество пунктов общественного питания в 1929 году составляет 1. 800, в 1930 году – 4000, а в 1931году – уже 6000».

Лозунг радикального переустройства быта был одним из ведущих в 1930-е годы, составляя актуальную часть социальной политики власти, в том числе, в отношении женщин. Злобу дня отразил, в частности, плакат Г.М. Шегаль «Долой кухонное рабство!» (1931), который обращен к женщине-работнице, вовлеченной в строительство новой советской страны. Ей некогда заниматься домашними делами, всю свою энергию она должна направить на строительство светлого будущего и нового быта. Героиня в символичной красной косынке как бы «приоткрывает» окно «из кухонного рабства» в светлый мир, где видны общественные здания как образ непременного будущего: столовая, фабрика – кухня, клуб, ясли и стадион.

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Г.М. Щегаль. «Долой кухонное рабство!» 1931

Плакаты 20 х 30 х годов как отражение становления системы общественного питания в ссср

Б. Дейкин «Восьмое марта — день восстания работниц против кухонного рабства» 1932

Б. Дейкин на праздничном плакате 1932 года «Восьмое марта – день восстания работниц против кухонного рабства» практически повторяет феминистское направление политики партии. Мы видим ударницу в той же красной пролетарской косынке и с красным флагом в левой руке, правую руку она протягивает женщине, задавленной предметами быта, в числе которых большой желтый самовар, примус и икона, символизирующими обывательщину и кухонное рабство. На заднем плане изображена демонстрация восставших тружениц, шагающих со всех концов к фабрике-кухне.

С помощью общепита выросла возможность контролировать вопрос питания полностью: что едят дети в яслях, детских садах, школах, вплоть до взрослых, занятых на тяжелых и вредных производствах. В СССР стали открываться фабрики-кухни, первая из которых появилась в Иваново-Вознесенске в 1924 году.

К 1 января 1925 года в СССР насчитывалось 15 фабрик-кухонь и 153 механизированных столовых. К 1933 году в Советском Союзе было 105 фабрик-кухонь, 533 механизированных и 38 4633 ведомственных столовых. Общепит охватывал 14 миллионов рабочих, около 10 миллионов человек, занятых на других работах, и почти 10,5 миллионов школьников.

Между тем, начиная со второй половины 1930-х годов, о полной ликвидации домашней кухни уже не упоминалось. Стала понятной преждевременность расчетов на победу общественного пространства над индивидуальным, в котором человек только и мог реабилитировать свое душевное состояние и преодолеть социальный дискомфорт внешних обстоятельств, без чего невозможно было ежедневное возвращение к производственным и общественным обязанностям. Более того, стали постепенно возрождаться варианты структуры общепита для разных социальных категорий. Столовые, которые ранее были закрытыми и принадлежали определенному учреждению, становились теперь общедоступными. Открытыми для обычных граждан стали и элитные рестораны вроде ресторанов «Националь» и «Метрополь». Создаются кафе-магазины с отличной кухней, например, кафе «Север» в Ленинграде.

Подъем советского общепита продолжался вплоть до начала 1940-х годов. После войны кулинарная привлекательность общепита, как единое целое, не сохранилась. Качество питания стало зависеть от мастерства и доброй воли конкретного повара, то есть советский общепит претерпел изменения не в лучшую сторону.

Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Однако в целом при всех своих недостатках созданный общепит помог людям пережить трудные времена. Невозможно отрицать и то огромное социально-культурное значение происшедших преобразований в жизни большинства граждан, во многом именно благодаря практически заново созданной системе общепита и качественно иным возможностям неформального общения и досуга населения. В этом плане плакат как один из самых мобильных и отзывчивых на злобу дня жанров изобразительного искусства стал одним из действенных инструментов формирования новой повседневности.

Мини-дорамы — самое то, что тебе нужно для уютных осенних вечеров с чашкой ароматного какао! Скорее смотри подборку и сохраняй в закладки 🎬

29 октября 2023

Если ты не привыкла к долгим сериалам на 16+ серий, то азиаты придумали отличную альтернативу! Мини-дорамы можно с легкостью посмотреть за несколько часов, что позволит тебе сэкономить время, очень драгоценное в нашем быстром ритме жизни. Но не думай, что из-за маленького хронометража теряется сюжет и качество — короткие сериалы с каждым годом набирают все большую популярность.

Фанаты говорят, что такой формат самый удобный, ведь голова не успевает устать от сюжета, который в некоторых обычных дорамах, скажем честно, затягивают. Надеюсь, мы тебя убедили дать шанс мини-дорамкам, и ты уже добавляешь кое-что к себе в must-watch на новогодние праздники 🎄

Саундтрек №1 (2022)

В главных ролях: Хан Со Хи, Пак Хён Шик

Продолжительность: 4 серии по 25 минут

Да-да, мы начали с козырей! В дораме играют любимые многими Со Хи и Хён Шик, стоит ли вообще говорить о сюжете? Заметим, что сериал очень трогательный и жизненный: два человека, долгая дружба, боязнь признаться в своих чувствах друг другу. В общем, романтичная романтика, без лишнего стекла на десерт. Еще дораму хвалят за потрясающий саундтрек, который ты точно добавишь в свой плейлист 🎧

Убийцы тоже бывают романтичными (2022)

В главных ролях: Ян Цзэ, Ху Дань Дань

Продолжительность: 18 серий по 12 минут

Если ты знакома с китайскими дорамами, то знаешь, как много серий они любят снимать. Но тут противоположная ситуация, которая пошла только на пользу сериалу. Он получился незатянутым, динамичным, да еще и в историческом китайском антураже. По сюжету главные герои, на первый взгляд самые обычные жители Поднебесной, любят друг друга и решают пожениться. Вот только их секретам позавидовали бы сами мистер и миссис Смит, ведь в день свадьбы они таинственным образом куда-то исчезают 🤷🏻‍♀️

Поцелуй демона (2020)

В главных ролях: Пэ Ин Хёк, Чо Хе Вон

Продолжительность: 12 серий по 12 минут

Дорама, после которой Ин Хёк стал невероятно популярным! А все из-за образа демона, который спустя тысячу лет решил стать человеком и ощутить все людские эмоции, ранее ему чуждые. Для этого ему нужно поцеловать 10 девушек и ни к одной не привязаться, что может быть проще? Конечно же, все идет не по плану из-за главной героини, но не будем спойлерить. Скажем лишь, что сериал очень легкий и отлично отвлекает от грустных осенне-зимних мыслей 💋

Семидневный роман (2019)

В главных ролях: Син Джун Соп, Со Джи Су

Продолжительность: 10 серий по 13 минут

Это точно дорама для тех, кто хотел хотя бы денек побыть популярным айдолом. Главная героиня работает в кафе и даже не подозревает, что как две капли воды похожа на звезду из популярной группы. После судьбоносной встречи обычной девушке выпадает шанс побывать за кулисами жизни селебрити и поучаствовать в реалити-шоу, где она встретит свою любовь. Но что будет, когда обман раскроется? Сможешь узнать, посмотрев дораму 😉

Ты сводишь меня с ума (2018)

В главных ролях: Ким Сон Хо, Ли Ю Ён

Продолжительность: 4 серии по 30 минут

Очень теплая дорама, которая укутает тебя в пледик и заставит поверить в любовь. Главные герои — университетские друзья, которых вроде бы все устраивает в их отношениях, но одна ночь все кардинально меняет. Тебе точно понравится этот сериал, если ты не особо веришь в любовь с первого взгляда, зато даешь зеленый флажок чувствам, проверенным временем. А еще тут главного героя играет милашка Сон Хо, а значит, ты с первых секунд упадешь в его ямочки и очнешься только в конце 😁

Суждено встретиться с тобой (2022)

В главных ролях: Ян Цзэ, Лу Янь Ци

Продолжительность: 20 серий по 10 минут

Еще одна китайская мини-дорама в нашем списке, которая понравится тем, кто верит в судьбу. Главные герои встречаются в баре и после жаркой ночки решают пожениться (неожиданно, правда?). Все дело в том, что главная героиня, наследница огромного состояния, решает взять всю ответственность на себя. Браки по контракту — не то чтобы очень хорошая идея, согласны, но что ты скажешь, если встреча в баре была для героев не первой? Воздушно милая и романтичная дорама точно рекомендуется к просмотру тем, у кого в организме недостаток серотонина 🥰

Милый домашний брак (2020)

В главных ролях: Итагаки Мидзуки, Мацуи Айри

Продолжительность: 7 серий по 25 минут

Японцы тоже умеют снимать безумно милые мини-дорамы с необычным сюжетом! Главные герои поженились, толком ничего не узнав друг о друге, почти сразу после знакомства. Не спрашивай, почему так, на этот вопрос могут ответить только в загадочной Японии. Естественно, о любви здесь речи не идет, но брак явно нельзя назвать отношениями на одну ночь. Молодожены быстро узнают, что работают в одной компании, и решают скрыть свои отношения, но как долго продлится этот обман? 👰

Лучшая ошибка (2019)

В главных ролях: Кан Ёль, Ли Ын Джэ

Продолжительность: 16 серий по 8 минут

Тебя еще не накрыла ностальгия по школе и первой любви? Если нет, то эта дорамка здесь, чтобы исправить ситуацию. Главные герои начинают свою историю явно не с того — из-за обстоятельств девушка врет об отношениях с совершенно незнакомым парнем. Как ты уже догадалась, этот незнакомец без предупреждения появляется в ее жизни и очень не рад перспективе быть спасителем героини! Но мы же знаем, все красивые дорамные истории любви с этого и начинаются 😉

Любовь ручной работы (2020)

В главных ролях: Ли Су Хёк, Ли Су Джи

Продолжительность: 8 серий по 10 минут

Кому бы из нас не помешало божество, решающее все проблемы? Особенно, если этим волшебником окажется Ли Су Хёк, от глубокого голоса которого сразу же забываешь обо всех трудностях. Главного героя дорамы отправляют в наказание на Землю, где он с помощью своего дара должен делать людей счастливыми. Волшебство перед Новым годом нам нам просто необходимо, а здесь еще спрятаны отличные философские вопросы, которые точно заставят задуматься о смысле жизни ✨

Загадочный класс (2021)

В главных ролях: все участники TREASURE

Продолжительность: 8 серий по 20 минут

Поклонники k-pop группы TREASURE, наверное, уже засмотрели дораму до дыр, но и обычным зрителям здесь есть, на что посмотреть. Во-первых, на красивых главных актеров, которые заставляют полностью забыть о сюжете. Во-вторых, если ты все-таки захотела погрузиться в историю, то она очень необычная. В дораме показана вроде бы обыкновенная школьная жизнь друзей-одноклассников, вот только в какой-то момент они понимают, что среди них есть призрак. Поклонники «Мафии» и мистики точно оценят, ведь импостера ты будешь искать вместе с героями 👻

Ночь любви с тобой (2022)

В главных ролях: Лю Се Нин, Гуань Юэ

Продолжительность: 24 серии по 9 минут

«Ночь любви с тобой» идеально подойдет для тех, кто соскучился по «W: Меж двух миров» или просто любит истории попадания в другие миры. Главная героиня Цици не очень-то хотела ходить по комиксам, но все же переместилась в нарисованный мир, став антагонистом без истории любви. Однако кого волнует, что хотел написать автор, если героиня и сама может придумать себе хэппи-энд? Особенно, когда рядом ходит не совсем добрый, зато очень красивый парень 👫

Ее прелестные каблучки (2014)

В главных ролях: Хон Джон Хён, Хан Сын Ён

Продолжительность: 10 серий по 15 минут

Эта дорама попадает в настроение «погрустить», настолько трогательная, но без сильных эмоциональных горок. Сюжет не нов: главная героиня не хочет никаких отношений из-за тяжелого расставания в прошлом, а ее босс вообще не особо верит в любовь и романтику. Но если людям суждено быть вместе, то судьба найдет способ поменять мышление, верно? Легкая романтичная дорамка точно подарит ощущение тепла и уверенность, что твой принц точно где-то рядом — надо только быть открытой миру и своим чувствам 💝

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *