Открытый урок по ОРКСЭ
В Год педагога и наставника в Красносельском районе Санкт-Петербурга 4 декабря 2023 года на базе ГБОУ гимназии № 293 проведен открытый урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для учителей начальных классов.
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме Жизнь протекает среди людей провела учитель высшей категории Зелина Марина Евгеньевна. Тип урока: открытие новых знаний. Цель учителя: формирование у учащихся системы духовных ценностей и нравственных качеств, цель для учащихся: учиться правильно общаться с другими людьми. Задачи: узнать и обсудить правила поведения человека в обществе других людей, сделать выводы на основе изречений мыслителей других эпох о необходимости правил общения во все времена.
Детали урока
На уроке учитель использовала системно-деятельностный подход в рассмотрении темы, более 60% урока учащиеся осваивали материал в активной форме. На всех этапах учащиеся осуществляли критериальную оценку своей деятельности. Цель урока достигнута, все поставленные задачи урока решены. Урок соответствует требованиям обновленных ФГОС НОО.
На уроке присутствовали 11 человек из ОУ № 252, 385, 293, 390, 509, 548, 675.
Благодарим администрацию гимназии № 293 и Зелину Марину Евгеньевну за организацию и проведение открытого урока.
Нечаева Н.Н.
Заместитель директора ИМЦ
Лайфхак по ОРКСЭ и ОДНКНР урокам для родителей
Лайфхак для родителей, чьи дети сталкиваются с уроками ОРКСЭ и ОДНКНР, где учителя подают религиозное влияние:
Говорите с учителем, требуйте соблюдения законов и учебных программ. Записывайте разговоры на диктофон, уведомив об этом заранее.
Если учитель отказывается разговаривать, обратитесь к директору и напишите заявление о том, что ваш ребенок не будет посещать такие уроки из-за нарушений законов.
Инструктируйте ребенка не ходить на эти уроки. Проведите разъяснительную беседу о том, что религиозное мировоззрение не должно навязываться.
В случае трудностей с директором, не стесняйтесь обратиться выше, жалобы смогут урегулировать ситуацию.
Помимо этих шагов, предложите ребенку почитать литературу на рациональные и светские темы. Ваше участие и поддержка важны для защиты от навязывания религиозных взглядов на учебе.
Новая программа обучения религиозным культурам и этике в начальной школе
Школам не нужны проблемы, поэтому родителям следует использовать это в своих интересах. Негативные ситуации, низкие оценки, скандалы и жалобы – все это вредно как для ребенка, так и для учебного заведения. Поэтому важно вмешаться и защитить своего ребенка от влияния фанатиков, которые навязывают религиозные убеждения.
Моей дочери довелось столкнуться с подобной ситуацией. Её учительница была настолько фанатичной, что большинство учеников отказались ходить на её уроки. Также есть случаи, когда преподаватели не уважают законы и Конституцию, но это может привести к серьезным последствиям.
Цель обучающего курса ОРКСЭ
Целью программы является формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Также важно научить детей диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРКСЭ
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
- Развитие интереса к окружающему миру
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям
- Содействие совместной работе семьи и школы в вопросах воспитания
Особенности программы ОРКСЭ
Учебный курс программы ОРКСЭ основывается на нормах законодательства России, включая Конституцию, Законы об образовании и правах ребёнка, а также законы о свободе совести и религиозных объединениях.
Программа ориентирована на развитие понимания нравственных идеалов и ценностей, важных как для религиозных, так и для светских традиций многонациональной культуры России. Обучающиеся должны обеспечить освоение материала курса, а также понимание связей этого предмета с другими дисциплинами.
Программу ОРКСЭ в школе ведут светские педагоги, чтобы обеспечить объективность и нейтральность в обучении детей религиозным культурам и этике.
Курс по Основам Религиозных Культур и Светской Этики
Курс имеет культурологический характер и ориентирован на воспитание личности гражданина России через знакомство с мировоззренческими ценностями.
Национальные Ценности
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Содержание Курса
Организация и Методы Обучения
Курс организован так, что студенты, изучающие определенный модуль, получат общее представление о других модулях. Учащиеся презентуют свои творческие работы как индивидуально, так и коллективно.
Используются как традиционные, так и современные методы обучения, включая:
- Исследования
- Проекты
- Мозговой штурм
- Игровые технологии
- Дискуссии
Программа Курса
Курс Основы Религиозных Культур и Светской Этики рассчитан на один учебный год в 4 классе и будет преподаваться 1 час в неделю.
Принципы Преподавания
Принципиальным в преподавании является ориентация на запросы и потребности социокультурных групп в обществе. Родители могут выбирать модуль для изучения своих детей.
Основное Содержание Модулей
Основы Православной Культуры
- Введение в православную духовную традицию
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности
- Православные ценности в России
- Символика православной культуры
Этика и Мораль
- Этика общения
- Этикет
- Этика отношений в коллективе
- Простые нравственные истины
Основы Религиозных Культур Народов России
- Знакомство с религиями и культурами
- Религиозные праздники
- Символы и обряды
Это лишь часть содержания курса, который направлен на формирование ценностей и мировоззрения гражданина России. Если вы хотите узнать больше, свяжитесь с нами для дополнительной информации.
Культура и религия
Древнейшие верования
Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения
Искусство в религиозной культуре.
Религии России
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира
Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь
Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру
Культура и религия.
Пророк Мухаммад
Образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики
Обязанности мусульман.
Мечеть
Для чего построена и как устроена? Ислам в России.
Семья в исламе
Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов
Их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру
Культура и религия.
Будда и его учение
Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения
Буддийский храм.
Буддийский календарь
Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру
Культура и религия.
Тора
Главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев
Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции
Иудаизм в России
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Онлайн-уроки и мероприятия
- Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
- Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
- Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
- Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
- План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
- Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
- Конспект урока по ОРКСЭ
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Что такое ценности
Жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести. Понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность. Человечность как один из нравственных принципов.
Цели урока
Способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности, объяснить значение понятий честь и достоинство, человечности; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
Организационный момент
- Добрый день, ребята.
- Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.
- Идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство.
Приятного обучения!
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а так же поговорим о принципах и идеалах.запись темы в опорном листе
Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся
Соедините понятие с их определением (работа в опорном листе
это образцы для подражания, нечто совершенное
это то, что мы считаем важным и ценным в нашей жизни
это правило или основание, от которого нельзя отступить
(самопроверка по образцу на доске)
Изучение нового материала.
Мы знаем что ценность, это всё что имеет большое значение для человека.
– Какие ценности для вас являются важными?
-На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные
– А какая главная ценность для человека?
Докажите своё мнение.
Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: «Чему она учит? Её мораль»
Притча «Чашка кофе»
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
-Так чему учит эта притча?любить жизнь, наслаждаться ею)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
(заслушать варианты ответа нескольких учеников)
Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.
Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей. Жизнь любого человека ценна!
2. Работа над понятиями «честь» и «достоинство».
Ребята давайте вспомним героя из сказки «Золотая антилопа»отрывка из мультика, фрагмент, когда паша просит мальчика позвать антилопу)
Что вы можете сказать о главном герое?
– Какие моральные качества присуще ему?честный, настоящий друг)
Когда вы слышали это слово?Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».)
(Щ) Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит
Раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. «Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь».
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему».
Слайд 10, Щ (Ответы детей: князь Александр Невский, проявил себя в боях за освобождения земли русской, сохраняя свою честь и достоинство ездил на переговоры с ханом Батыем, что смягчить учесть русского народа.)
– Все правильно. Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Достоинство помогает осознать собственную ценность
Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
3. Работа с понятием «человечность».
У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
-Как вы понимаете это слово? Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь)
-Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, и понять о каком принципе или качестве говорится?
Видеоролик «За руку с богом» ( до 8 минуты)
– Ваше мнение (доброте, щедрости, бескорыстности, человечности)
– Я предлагаю сегодня остановится на таком качестве – принципе, как человечность.
Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом.
Человек даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
4. Итог урока
-Мы сегодня говорили с вами о многих составляющих нравственности человека, о ценностях, принципах, идеалах.
-Какой вывод вы можете сделать для себя в конце урока?
– Над чем задумались?
Вы все правильно сказали. И завершить сегодняшний урок я хотела фразами . Прочитайте их.
Слайд 13 + Щ в облаке слов
Самое дорогое у человека – это жизнь.
Моя честь — это моя жизнь;
Берегите в себе человека.
– Спасибо за урок! Мне было с Вами интересно.
Поддержите ОУЗС если вам был полезен наш материал Поддержать
1. Когда впервые введен курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
2. Какие документы регламентируют введение данного курса?
3. Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?
4. Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?
5. Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
6. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?
7. Каковы основные принципы преподавания курса?
8. Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?
9. Кто может вести курс ОРКСЭ?
10. Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?
11.В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?
12. Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу ОРКСЭ или их следует приобретать родителям самостоятельно?
13. Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?
14. Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
15. Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?
16. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?
17. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают
18. Может ли право выбора любого из модулей ОРКСЭ быть ограничено? Что делать, если в школе настойчиво рекомендуют выбрать именно один из возможных курсов, поскольку предложить другие школа не может по причине отсутствия учителей соответствующей квалификации?
19. Что делать, если вас принуждают выбрать какой-то конкретный модуль в рамках ОРКСЭ?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
– Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
– Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
– Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
– Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" (вместе с "Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики")
– Письмом Минобрнауки России от 19.01.2018 N 08-96 "О методических рекомендациях" утверждены "Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России").
– Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 N 08-96 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России")
– Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 N 08-250 "О введении учебного курса ОРКСЭ"
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — , включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.
Список модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули. Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел "Примерный учебный план".
Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция "недавления", "ненавязывания" своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.
Следует отметить, что Письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" утвержден примерный Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", которым предусмотрен выбор модуля обучения на родительском собрании. Полагаем, что это Письмо противоречит продекларированному в иных нормативных актах принципу свободы выбора каждым отдельным ребенком (родителями) конкретного курса ОРКСЭ.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
При общении администрации школы/преподавателей с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.).
Столько, сколько выберут родители.
Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Предметная область ОРКСЭ реализуется в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии. Изучение предметной области ОРКСЭ в общеобразовательной организации проводится на основании волеизъявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Принятие решения об изучении определенного модуля без согласия обучающегося и его родителей (законных представителей) не допускается.
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи обучающегося соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.). Занятия должны соответствовать принципам свободы совести и вероисповедания, носить светский, культурологический характер, не предусматривать обучение религии, а также не содержать критических оценок других религий и мировоззрений.
Предметная область ОРКСЭ носит светский, культурологический характер и не предусматривает обучение религии.
Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать Закона «Об образовании в РФ», запрещающую принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.
Цель курса- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества.
Согласно Конституции Российской Федерации, пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря . N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", части 2 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября . N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Российская Федерация, как светское государство, провозглашая одним из принципов государственной политики в сфере образования светский характер образования, обеспечивает его в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Установление преимуществ в зависимости от отношения к религии не допускается.
В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии.
Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее – Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.
В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается.
При преподавании ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный .
Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.
ОРКСЭ – безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы. Оценивание осуществляется в формате «зачет/незачет».
Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.
Нет. Этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования, так же как и математика, и русский язык.
Отказ родителей от изучения всех модулей ОРКСЭ рассматривается как нарушение п.4 ст.44 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом, согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей, по согласованию с администрацией школы . Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
17. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают:
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.
Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.
Статья 5 Религиозное образование
и предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
О ПРАВАХ РЕБЕНКА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Российской Федерации.
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
3. Примерные основные образовательные программы и части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
4. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области геологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.
18. Может ли право выбора любого из модулей ОРКСЭ быть ограничено? Что делать, если в школе настойчиво рекомендуют выбрать именно один из возможных курсов, поскольку предложить другие школа не может по причине отсутствия учителей соответствующей квалификации?
ОРКСЭ представляет собой предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который предусмотрен ФГОС начального общего образования.
Данный предмет входит в число учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных ч. 1 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно названной статьи выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Приведенная формулировка, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, может ли администрация образовательной организации в рамках предметной области ОРКСЭ включить и, соответственно, предложить выбор только, например, «основ православной культуры» и «основ исламской культуры» или должна обеспечить возможность изучения всех предусмотренных вариантов по выбору родителей.
В ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения № 286 от 31.05.2021г. сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».
В п. 43.6. ФГОС НОО указано: по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" изучаются учебные модули: "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России" или "Основы светской этики".
Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов.
Обратимся еще раз к Федеральному закону.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Очевидно, что данный пункт не может быть истолкован таким образом, что родители могут выбрать предметы в рамках ОРКСЭ только из перечня, например «основ православной культуры» и «основ исламской культуры», если именно эти предметы предлагаются образовательной организацией. При этом трудно предположить появление рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по такому специфическому вопросу.
Таким образом, выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:
Согласно п. 43.6. ФГОС НОО, родителям гарантируется свобода выбора изучаемого модуля.
Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
Далее идём к директору.
Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети, написать жалобу в Управление образования либо в прокуратуру. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.
Форма заявления о выборе модуля ОРКСЭ
Форма жалобы в ограничении выбора модуля ОРКСЭ
Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм