Забить и найти эксперта по ПЕДАГОГИКЕ
Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету Педагогика
Данная статья имеет статус готовой. Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Цели и задачи воспитания
Ключевыми для образовательной организации являются цели и задачи, которых необходимо достичь в процессе воспитания. Основные направления заданы примерной программой.
Нюансы воспитания детей разных возрастных групп
- О чем речь?
- Для чего?
В статье рассказывается:
Основные цели процесса обучения
Цель — это основополагающий элемент процесса обучения. Ее необходимо четко сформулировать и изложить перед всеми учениками и педагогами. Однако постановка цели — не самая простая задача. Выделим три основные группы целей обучения и воспитания.
- Обучение
- Развитие
- Воспитание
В процессе подготовки учебных занятий учитель должен поставить перед собой все вышеперечисленные цели.
Методы и средства воспитания
Средства воспитания — это главные инструменты педагога. Воздействие на детей может быть организованным и неорганизованным. Целью является выработка у учеников определенных моделей поведения и психологических качеств.
Средства психологического воздействия
- Действия педагога
- Тренинги
- Психотерапия
- Приемы психокоррекции
Личный пример взрослого
- Показ образцов поступков и поведения
- Мотивация и коррекция поведения
Средства воспитания в зависимости от характера воздействия подразделяются на прямые и косвенные.
Цели воспитательного процесса
Для того, чтобы воспитание было успешным, важно организовывать все виды деятельности воспитанников. Любое действие педагога при этом призвано качественно изменить поведение воспитанника и его сознание.
У воспитательного процесса есть важная цель — сформировать социально активную, свободную, творческую личность, которая будет склонна к саморазвитию и самореализации.
Определение воспитания
Воспитание в детском учреждении означает организацию обучения и развития детей под руководством взрослых. В этом процессе дети и взрослые играют определенные роли.
Цели воспитания
Педагоги, занимающиеся воспитанием в школе или дошкольном учреждении, должны четко понимать цели воспитательного процесса.
Сущность воспитания
Воспитание – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности ребенка и его дальнейшую социализацию.
История воспитания
Идея целенаправленного воспитания подрастающего поколения появилась в древности, с философами, которые поняли важность передачи знаний и опыта.
Двусторонность воспитания
Процесс воспитания предполагает взаимодействие педагога (воспитателя) и воспитанников, которые вместе формируют устойчивые нормы поведения.
Примерная программа воспитания
Для достижения поставленных целей педагогам предлагаются специальные модули, соответствующие задачам и направлениям воспитания.
Модули воспитания
Предлагаются два типа модулей, с каждый направленным на конкретные цели воспитания.
Образование в России
В Российской Федерации существуют различные уровни общего и профессионального образования.
Уровни общего образования
- Начальное общее образование
Уровни профессионального образования
- Аспирантура
- Ординатура
- Ассистентура-стажировка
Дополнительное образование
Включает в себя различные виды обучения, направленные на приобретение профессиональной компетенции.
Способы воздействия на индивида
Существуют различные способы воздействия на индивида в процессе воспитания.
Влияние на личность ребенка
Воспитание подразумевает несколько способов влияния на личность ребенка:
- Эмоциональное воздействие
- Передача знаний
- Обучение навыкам и умениям
Хорошо эти способы работают в совокупности, так как эмоции, знания и поступки тесно взаимосвязаны. Поэтому и влиять на личность ребенка педагог должен через все каналы сразу. Важно, чтобы сам воспитатель умел работать с каждым из них, при необходимости акцентируя работу на определенном.
Самоанализ воспитательной работы
Анализ достигнутых результатов учебная организация проводит своими силами. В примерной программе даны лишь направления самоанализа.
Качественный анализ позволит выделить трудности школьного воспитания и найти те методы, которые способствуют их преодолению. Это важная работа для выявления затруднений в школьном воспитании и поиска методов, способствующих их преодолению.
Что подлежит анализу?
- Социализация учебников,
- Успехи в саморазвитии,
- Результаты воспитания по всем направлениям.
Регулярной оценке подлежит и проведение в школе развивающих, насыщенных и интересных видов деятельности.
Особенности воспитания детей
Как сложное явление, воспитательный процесс в детском саду, начальной и средней школе имеет особенности:
- Педагогический подход к каждому ребенку
- Индивидуальный подход к развитию и воспитанию
- Воспитание ценностей и нравственности
Исторические личности, повлиявшие на систему образования
Аристотель Стагирит (384—322 годы до н.э.)
Великий древнегреческий философ и ученый, основатель Перипатетической школы. Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье полуострова Халкидика. Педагогическая работа с наследником македонского престола Александром — одно из значительных достижений.
Конфуций (552/551 — 479 годы до н.э.)
Первый китайский философ, создатель конфуцианства. Происходил из обедневшей семьи и стал профессиональным преподавателем. Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей.
Современная система образования базируется на наследии таких выдающихся фигур, учитывая их подходы и методы для развития детей в образовательной среде.
Китайский ученый Конфуций
В 50 лет, познав небесное предопределение, Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 году он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.
Последние годы жизни Конфуций провел в Лу, занимаясь развитием своего учения и преподаванием. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин.
Чешский педагог Коменский
Коменский (Komenský, Comenius) Ян Амос (1592-1670), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 годах учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете. В 1614 стал учителем братской школы в Пршерове.
Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменский в сочинении Пансофическая школа (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе Открытой двери к языкам написал ряд пьес, составивших книгу Школа-игра (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник Мир чувственных вещей в картинках (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Российский император Пётр Алексеевич
Романов, Пётр Алексеевич (1672-1725) — младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной. В детстве Пётр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.
Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Пётр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу.
По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и учёные. Пётр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учёными, в 1717 году он был избран почётным членом Парижской Академии наук. Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения. Была ликвидирована монополия духовенства на образование, а также появились:
31 января 1714 года Пётр I издал Указ об обязательном обучении дворянских детей «Цыфири и геометрии»:
Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится.
Иоганн Генрих Песталоцци
Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746 ‒1827), швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения.
Удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук.
— Надежда Константиновна Крупская, "Педагогические сочинения"
Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России.
Руководствуясь принципом народности, разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения («Человек как предмет воспитания», 1868-1869). Фундаментальной категорией Ушинский считал «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребёнок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план ставился нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путём упражнения:
Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему.
— Константин Дмитриевич Ушинский
Монтессори (Montessori) Мария (1870 — 1952) — итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский университет (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрической клиники университета вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900 — 1908) и лектор педагогической антропологии в университете в Риме (1904 — 1908).
Одним из критериев правильности образовательной процедуры является счастье ребёнка.
— Мария Монтессори
Антон Семёнович Макаренко
Макаренко Антон Семёнович (1888 -1939) — советский педагог и писатель.
В 20‒30-е годы XX века руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (Колония имени Максима Горького) и трудовой детской коммуной имени Феликса Дзержинского в пригороде Харькова.
Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.
Сущность своего педагогического опыта Макаренко определяется принципами:
Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом ‒ вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.
— Антон Семёнович Макаренко
Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
Лев Семёнович Выготский
Выготский, Лев Семёнович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1930-1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения:
Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем — на управление собственным поведением.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский Василий Александрович (1918 — 1970), советский педагог, заслуженный учитель школы УССР (1969), член-корреспондент АПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Полтавский педагогический институт (1939). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. С 1947 и до конца жизни директор Павлышской средней школы.
Основополагающими в педагогической системе, созданной Сухомлинским стали принципы гуманизма, принципы признания ребёнка, как высшей ценности, на которую нужно ориентировать процесс воспитания. Вокруг себя он собирал единомышленников, благодаря которым коллектив школы был очень сплочён и единодушен. Весь процесс обучения строился на основе «радостного труда», при этом большое внимание уделялось слову учителя, как некой истине.
Всё более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание.
— высказывался Сухомлинский
Шалва Александрович Амонашвили
Амонашвили, Шалва Александрович
Шалва Амонашвили, родился в Тбилиси 8 марта 1931 года — педагог-гуманист, педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор департамента педагогики, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики.
Идея стала основой для образования, раскрывая психологические особенности ребёнка. В основе лежат аксиомы и выводы о взаимодействие души и Высших Сил. Именно на этом принципе и строится гуманно-личностная педагогика и как утверждает Шалва Александрович — этот принцип можно найти во всех святых писаниях. Такой принцип позволяет воспитывать в детях стремление к саморазвитию и личностной свободе. Учитель в данной теореме лишь пример духовности. Педагогический подход строится на особом отношении к детям:
Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем:
Каждый ребёнок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришёл как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделён величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить её.
Владимир Путин обозначил главные приоритеты воспитания и образования российской молодежи
Россия продолжит развивать суверенную систему образования от школы до вузов. Главная цель – чтобы дети росли счастливыми в суверенной стране. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин. В четверг, 2 марта, он дал старт Году педагога и наставника в России и в режиме видеоконференции обратился к участникам пилотной образовательной программы "Школа наставника", которые собрались в Пятигорске в центре знаний "Машук".
Президент отметил, что историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма и ответственности за свою страну. Путин напомнил о подвиге учителей, которые воспитали поколение ветеранов Великой Отечественной войны, о подвижничестве мастеров, которые вместе со своими воспитанниками поднимали заводы, предприятия в послевоенное время. "А сейчас, как мы знаем, солдаты и офицеры армии России, воспитанные нашей школой, нашими учителями, наставниками, мужественно, героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов", – подчеркнул Путин.
Президент поблагодарил все педагогическое сообщество и учителей, наставников за их учеников и за веру в Россию. Он указал на то, что через воспитание молодежи сохраняется связь поколений, историческое единство нашей страны. "Тем самым формируете прочную основу не только нашей безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета", – подчеркнул Путин. Он отметил, что вопросы обучения и наставничества – это всегда обращение к будущему. "Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь", – пообещал глава государства. По его словам, будет это делаться на всех уровнях – от школы до колледжей и вузов.
Все планы по строительству и капитальному ремонту школ, оснащению их современным оборудованием, в том числе в новых регионах, будут реализованы. "Уже в горизонте текущего десятилетия к общероссийским стандартам должна быть приведена образовательная инфраструктура и Донбасса, и Херсонской, и Запорожской областей", – сообщил президент. По всей стране буде наращиваться потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развиваться движение наставников.
Путин напомнил, что свои успехи есть во всех регионах страны и во всех отраслях экономики – и у крупных госкорпораций, и у частного бизнеса. "За ними – труд миллионов людей. И важно, чтобы об этих достижениях, конечно, больше знали у нас, да и в мире: что Россия – это страна возможностей и громадного, огромного, истинного таланта, созидательного потенциала нашего народа – неисчерпаемого потенциала", – подчеркнул президент. Он также пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться. Путин напомнил, что с 1 сентября 2023 года в школах начнут действовать единые, обязательные к применению федеральные образовательные программы по этим предметам.
Президент также пообещал, что будет расширяться созданная за последние годы линейка конкурсов проектов платформы "Россия – страна возможностей". Он подчеркнул, что Россия как открытая страна поддержит научные, образовательные, молодежные обмены. Путин пообещал поддержать и предложение, которое прозвучало на одной из встреч с молодежью, провести в четвертый раз Всемирный фестиваль молодежи и студентов. "Все, что мы с вами делаем, в самом широком смысле этого слова – в демографии, образовании, экономике, в сфере безопасности – подчинено главному: чтобы наши дети, молодежь росли счастливыми, жили в благополучной, суверенной стране", – подчеркнул Путин.
Обращаясь к участникам встречи, президент заявил, что в открытом диалоге нужно искать наилучшие решения, направленные на повышение социального статуса педагогов и наставников. Кроме того, по его словам, нужно решать вопросы, связанные с улучшение условий труда, преподаванием общественно значимых дисциплин, технического состояния учреждений образования. "Здесь тоже очень много деталей, связанных и с материальными стимулами, связанных с организацией работы, связанных с привлечением наших ребят, которые участвуют в выполнении боевых задач в зоне специальной военной операции, к этому наставничеству, много вопросов технического и юридического характера", – добавил президент. Путин пообещал, что в рамках Год педагога и наставника эти вопросы будут обсуждаться и решаться с профессиональным сообществом.
Противоречия в воспитании
Воспитание существует параллельно с перевоспитанием. Иногда педагогу необходимо перестраивать ложные установки и взгляды детей, заново конструировать те паттерны поведения, которые явно идут вразрез социально-этическим нормам. Воспитание и образование — это, по сути, постоянная работа педагога.
Поэтому говорят, что основным двигателем воспитательного процесса являются противоречия. Они сталкиваются в конфликте и могут быть общими, индивидуальными и внутренними.
Внутренние противоречия — ситуация, когда индивид по личным побуждениям не согласен с собой. Например, дети, взрослея, часто недовольны своим внешним видом и оценивают его, как несоответствующий собственному потенциалу. В итоге возникшие потребности не могут быть удовлетворены доступными способами и средствами.
Общие или универсальные противоречия говорят о развитии человека и общества. В этом случае потребности личности не могут быть удовлетворены в силу влияния объективных факторов.
Внешние противоречия связаны с непосредственным воздействием на образовательный процесс сторонних факторов. К примеру, модель воспитания ребенка в школе не принимают члены его семьи, или сам ребенок не слушает педагога, так как поддался негативному влиянию социальных сетей. В этом случае назревают конфликты.
Особенности воспитательного раздела
В этом разделе описано, как социальное окружение влияет на детей. Приводятся конкретные источники воздействия на учеников, а также:
Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.
Общие задачи воспитания:
Конкретные задачи зависят от вида воспитания.
Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.
Задачи физического воспитания:
Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.
Задачи трудового воспитания:
Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.
Задачи нравственного воспитания:
Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:
Не понимаешь, как писать работу?
Объективная и субъективная стороны обучения в целом
Выделяют две стороны образовательной деятельности: объективную и субъективную. В первом случае можно выделить 3 основные цели процесса обучения:
Объективная и субъективная стороны обучения в целом
Субъективная сторона предполагает наличие трех основных целей и принципов обучения:
Новая программа воспитания в России
С осени 2020 года во всех школах России применяют новую единую примерную программу воспитания.
Программу разработало учебно-методическое объединение по общему образованию, а ее требования уже учтены и в ФЗ «Об образовании». Разработка программы длилась несколько лет, а в ее тестировании приняли участие больше 700 школ в России.
Разработка новой программы продиктована изменениями в современном обществе — глобализация, интернет и цифровизация требуют модернизации воспитательных программ.
Новая программа работает по типу конструктора — каждый педагог может выбирать нужные ему для работы элементы. Ее отличительные признаки — доступность, модульность, демократичность и краткость.
Для чего школам примерная воспитательная программа? Цель программы — помочь образовательным учреждениям в создании своих программ воспитания, которые будут выстраивать гармоничные взаимоотношения детей с окружающим миром.
В пояснении к программе сказано, что она демонстрирует, как педагоги должны реализовать воспитательный потенциал при взаимодействии с учениками. Тем самым она наделяет школу функцией воспитания.
При этом программа не содержит жесткий перечень возможных средств воспитания. Она описывает разные формы организации воспитательного процесса, предлагая некую основу, которую каждое учебное заведение наполнит своим содержанием.
Несмотря на свою гибкость, программа воспитания школы должна содержать ряд обязательных разделов.
Движущие силы в реализации целей и задач обучения
Чтобы реализовать цели и задачи процесса обучения, следует учитывать некоторые нюансы. Во-первых, важна сама личность педагога. Эффективность обучения напрямую зависит от его эрудиции, личностных качеств и компетенций. Если учитель является настоящим экспертом в своей сфере, то ученики будут больше заинтересованы в изучении материала. Кроме того, такой преподаватель сможет передать обучающимся дополнительные знания.
Движущие силы в реализации целей и задач обучения
Методические приемы обучения также важны при реализации основных целей обучения и образования. Чтобы усилить интерес учеников, следует применять наглядные материалы, ТСО, рассказывать о необычных фактах и явлениях, а также ставить проблемные задания.
Обучающиеся должны получать удовольствие в процессе познавательной деятельности. Педагог должен подчеркивать их успехи. Благодаря этому ученики станут более уверенными в себе и не потеряют интерес к учебным материалам.
Современная система образования в Российской Федерации
— сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах»
После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — её создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Учёные установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.
В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребёнок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».
В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал — в 1218 году — свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.
— Василий Никитич Татищев
Учение в допетровской Руси
О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8-12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»:
Из иностранных языков в почёте были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Пётр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. — Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.
— Сергей Федорович Платонов, «Русская история»
Школы при Петре I
Реформы Петра I в области образования привели к тому, что в России появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса:
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.
— Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724 год
Реформа образования Екатерины II
Причины и цели образовательной реформы:
— Зинаида Евграфовна Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Результат образовательной реформы Екатерины II Великой:
Образование в XIX веке
В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Александра Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:
Всё население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.
После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.
1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.
Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.