Шакьямуни, спускающийся с гор Лян Кая
Пустой рукой держу мотыгу. Иду пешком на буйволе верхом. Вот по мосту шагает кто-то — Течёт сам мост, а не река.
Гухьясамаджа-тантра
В восемнадцатой главе гухьясамаджа-тантры сказано: тантра означает непрерывность.
Современный мастер тантры и дзогчен, Намкай Норбу Ринпоче, в книге Дзогчен — состояние самосовершенства, дает следующее определение: тексты, относящиеся к тантре, составляют существенную часть тибетского буддийского канона.
Кангьюр включает около пятисот тантрических текстов, а в Тангьюре более двух тысяч поясняющих и комментирующих работ.
Ануттара йога тантры
Самой древней ануттара йога тантрой, вероятно, является Гухьясамаджа-тантра, которую относят к VII веку. В отличие от индуистских тантрических систем предварительным условием занятий тантрой считается принятие обетов бодхисаттвы.
Виды ануттара-йога-тантры:
- Литература чань и дзэн
- Дзогчен
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 августа 2016 года; проверки требуют 25 правок.
Тантра в буддизме
В буддизме та́нтра (санскр. , IAST: , связь, нить, последовательность) — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.
Принципы тантры:
- Индивидуальные и коллективные занятия
- Руководство гуру (ламы)
- Принятие обетов Бодхисаттвы
Дзэнские наставники эпохи Тан
Хуэйкэ и Бодхидхарма.
Закройте дверь и сидите! Не декламируйте сутр и ни с кем не разговаривайте! Если вы будете настойчиво совершенствоваться в этом в течение долгого времени, то плод будет сладок, как мякоть ореха, которую обезьяна достает из скорлупы. Но редко кому удается достичь такого состояния.
Школа Линьцзи
Школа Линьцзи считалась одной из наиболее значимых среди пяти школ буддизма. Её основателем был наставник Линь-цзи Исюань, который пользовался уважением многих буддистов Китая. Линь-цзи изучал сутры в начале своей духовной жизни, но затем проявил интерес к практике чань.
Полемика Линьцзи и Цаодун
Среди известных представителей современной традиции чань можно выделить 51-го патриарха школы Цаодун Дунчу (1907—1977) и мастера чань Сюань Хуа (1918—1995), оказавших влияние на развитие буддизма в Америке.
Ваджра
Ваджра (vajra) является символом прочности и неуничтожимости. В индуизме и буддизме это алмазный скипетр, образованный двумя трезубцами творца грома и молний Шивы. Он обладает нерушимой твердостью и символизирует духовную силу.
Ваджраяна
Ваджраяна (алмазная колесница) представляет собой одно из главных направлений махаяны и всего буддизма, в рамках которого формируется многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства. Она имеет решающее значение в индийском буддизме, а также получила широкое распространение в различных странах, включая Китай, Японию и Тибет.
Амитабха
Амитабха – один из боддхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворяющий сияние и свет. В ваджраяне он является одним из 5 дхьяни-будд. Ему соотносятся определенные характеристики, такие как сторона света, цвет, животное-спутник, элемент и чувство.
Буддийская культура и символика имеют глубокие корни и богатую историю, отражающую богатство учений и духовной практики. Каждый символ и образ в буддизме несет в себе определенное значение и призван напоминать о высших идеалах и учениях этой великой духовной традиции.
Вайшали и другие священные термины
Вайшали
ВАЙШАЛИ (санскр.). В Древней Индии – столица одноименного государства, населенного представителями племени личчхавов. Во времена исторического Будды Шакьямуни столица одного из сильнейших племенных объединений – Ваджи – в Северной Индии. Согласно преданиям, исторический Будда Шакьямуни часто посещал Вайшали для проповедей своего учения. В этом городе жил купец Вималакирти, главный персонаж одной из самых популярных на Дальнем Востоке сутр – Сутры о Вималакирти. Здесь же, согласно преданию, проходил второй буддийский собор, проведенный через сто лет после смерти Будды.
Вайшравана
Один из четырех великих небесных царей, охраняющий живых существ в северной части мира саха и места, в которых проповедовал исторический Будда Шакьямуни. В Японии Вайшравана (в японском произношении Бисямон) входит в число семи богов счастья.
Вайшравана
ВАЙШРАВАНА (санскр.). Главный из четырех великих небесных царей. Вместе с якшами и ракшасами охраняет северную часть мира, а также места, в которых проповедовал исторический Будда Шакьямуни. Имеется великое множество изваяний Вайшраваны. Он изображается в виде воина. Главные его атрибуты: ступа – в одной руке (правой или левой), пика (реже трезубец или жезл) – в другой. Иногда в правой руке он держит пику, левая – поднята к забралу над глазами. В Японии Вайшравана (в японском произношении Бисямон) входит в число семи богов счастья (яп. сити фукудзин).
Варшика
ВАРШИКА (санскр.). Jasminum sambaс,Ait. Разновидность жасмина. Кустарник, цветет в сезон дождей. Цветы белые, с тонким сладким ароматом. Растение, цветущее в сезон дождей.
Проповедник и философ
(ок. 410-ок. 490) – индийский философ и писатель. Свою религиозно-философчкую деятельность начал как приверженец хинаянистической школы вайбхашика, секты сарвастивада, но позже под влиянием своего старшего брата Асанги перешел на позиции школы йогачара, упрочению которой немало способствовал своей литературной и проповеднической деятельностью. Его ранняя работа “Абхидхармакхоша” является одной из наиболее исчерпывающих по хинаяне, а поздние сочинения, такие, как “Вадавидхи”, “Вадамарга”, “Таркашастра”, “Виджняптиматрашастра”, написаны уже с позиций махаяны. Трактаты переводились на китайский и тибетский языки. (Н. А. Канаева)
Известный проповедник
() – известный проповедник и философ, живший во время правления Канишки (80 г. н. э. или 125 г. н. э.), представитель школы саутрантика, руководитель 4-го буддийского собора в Кашмире, автор Самайабхедопачара-чакры и Махавибхаша-шастры. (Н. А. Канаева)
Злой демон
Ведата. Злой демон, у которого, по поверьям, кожа красного цвета.
Божественные силы
ВЕЛИКИЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ (кит. да шэньли, яп. дайдзинрики). То же самое, что божественные проникновения, которыми обладают будды.
Брахма
ВЕЛИКИЙ БРАХМА СИЯЮЩИЙ СВЕТ (кит. гуанмин дафань, яп. комё дайбон). Один из великих небесных царей брахм. Пребывает в мире форм на одном из небес сферы второй дхьяны.
Брахма Сикхин
ВЕЛИКИЙ БРАХМА ШИКХИН (кит. шици дафань, яп. сики дайбон). Один из великих небесных царей брахм.ы (см. Шикхин),пребывает на небе Брахмы.
Великий Катьяяна
ВЕЛИКИЙ КАТЬЯЯНА. См. Катьяяна.
Великие термины буддийской философии
ВЕЛИКИЙ КАШЬЯПА
Смотрите Кашьяпа.
ВЕЛИКИЙ МАУДГАЛЬЯЯНА
Смотрите Маудгальяяна.
ВЕЛИКИЙ МУЖ
В буддийских текстах на китайском языке эквивалент слова бодхисаттва или иногда бодхисаттва-махасаттва.
ВЕЛИКИЙ НЕБЕСНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ
Божество из свиты Брахмы.
ВЕЛИКИЙ ТЫСЯЧНЫЙ МИР
Смотрите Трехтысячный великий тысячный мир.
ВЕРШИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ
В космологии махаяны это высшее небо мира без форм, также называемое Акаништха.
ВЕТАЛЫ
Демоны в древнеиндийской мифологии, обитающие на местах кремации трупов.
Виньяна
Одна из трех основных частей буддийского канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой.
ВИРЬЯ-ПАРАМИТА
Парамита старания.
ВИХАРА
Место встреч для странствующих монахов.
Внешний путь
Общее название для древнеиндийских небуддийских учений.
Внешний путь
Общее название для древнеиндийских небуддийских религиозно-философских учений.
ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩИЕ И ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ
Смотрите Двенадцать внутренне присущих и внешних причин.
восьмеричный благородный путь (, octuple noble chemin) : срединный путь () – путь, который, избегая две крайности – чувственное сладострастие и самоистязание, – ведет к просветлению и освобождению от страданий (). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. (В. И. Корнев)
ВОСЕМНАДЦАТЬ «МИРОВ» (кит. шиба цзе, яп. дзюхатикай). То же самое, что восемнадцать дхату.
восемь школ. Шесть буддийских школ, оформившихся в период Нара (710 г. — последние годы VIII в.) — Санрон, Дзёдзицу, Хоссо, Куся, Риссю (Рицу), Кэгон; и две школы, основанные в период Хэйан (794—1192) — Тэндай и Сингон.
восемьдесят четыре тысячи. Число, которое, согласно древиндийским представлениям, является сакральным. Например, живые существа совершают 84 000 ошибок и существует такое же количество средств их исправления и т.д.
ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ УЧЕНИЙ (кит. ба вань сы цзянь фа, яп. хатимансисэн-но хо). Данное число, согласно буддийским представлениям, является сакральным. Например, живые существа совершают 84 000 ошибок и существует такое же количество способов их исправления и т. д. В буддизме эта цифра указывает, с одной стороны, на сакральный характер учений Будды, а с другой – на необъятное число сутр, в которых эти учения запечатлены.
ВПИТЫВАНИЕ «ЗАГРЯЗНЕНИЙ» (кит. юлоу, яп. уро). Усвоение информации, воспринимаемой шестью «корнями» обыкновенных людей. С точки зрения буддийского учения (прежде всего учения Малой Колесницы) такая информацияявляется «загрязнением».
ВРАЩАТЬ КОЛЕСО ДХАРМЫ (кит. чжуань фалунь, яп. хо рин-о тэн-дзу). Проповедовать буддийское учение (см. Колесо Дхармы).
временная "великая колесница" (mahayana provisoire) – в догматике школ Хуаянь-цзун (Кэгон-сю, Kegon), Тяньтай-цзун (Тэндай-сю, Tiantai), Нитирэн-сю (Nichiren shu) и их ответвлениях – доктрины махаяны, знание котрых подготавливает к постижению “сокровенных” истин буддизма. Временной "великой колеснице" противопоставляется истинная “великая колесница” (mahayana définitif). (А. Н. Игнатович
«ВРЕМЕННОЕ» ТЕЛО (кит. цюаньхуа, яп. гонкэ). «Тело», в котором появляется Будда или бодхисаттва на период его пребывания в мире.
ВСЕ ТЕЛО ТАТХАГАТЫ (кит. жулай цюаньшэнь, яп. нёрай-но дзэнсин). Важнейшая характеристика будды Многочисленные Сокровища, данная ему в гл. ХI Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Понятие «все тело» развилось позднее в категорию Тело Дхармы, одну из центральных в учении буддизма махаяны (см. Великая Колесница). Тело Дхармы, согласно классическому определению, безатрибутно, поскольку абсолютно. В этом смысле будда Многочисленные Сокровища, имеющий многочисленные «знаки», еще не Тело Дхармы.
ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ МУДРОСТЬ (кит. пусянь, яп. фугэн). Главный персонаж Сутры о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. Помимо Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы об этом бодхисаттве говорится во многих сутрах Великой Колесницы, в том числе в таких авторитетных, как Сутра о Золотом Свете, Сутра о Величии Цветка. Считается одним из двух «слуг»-бодхисаттв (второй – Манджушри), сопровождающих Будду Шакьямуни, изображается по правую руку от Будды, сидящим на белом слоне. Всеобъемлющая Мудрость символизирует учение Будды и буддийскую религиозную практику. В Сутре о Величии Цветка рассказывается о принятии бодхисаттвой Всеобъемлющая Мудрость «десяти клятв», и в некоторых дальневосточных буддийских школах эти «клятвы» считаются главными обетами бодхисаттвы. Является одним из самых почитаемых бодхисаттв в эзотерическом буддизме (см. Заключительную статью).
ВСЕПРОНИКАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ (кит. ицечжучжи, яп. иссайсюти). «Проникновение» во все сущее (а не только «знание» или, выражаясь современным языком, «владение информацией» о сущем).
вступительные проповеди (кит. цзимэнь, яп. сякумон, shakumon, enseignement provisoire) – согласно двухчастному делению Лотосовой сутры, принятому в школах Тяньтай-цзун (Тэндай, Tiantai), Нитирэн-сю (Nichiren shu) и их ответвлениях, первые 14 глав сутры, в котрых Будда Шакьямуни возвестил возможность достижения состояния будды всеми без исключения живыми существами. Вступительные проповеди предваряют “основные проповеди” (honmon, enseignements essentiels). Они стали основой разработки сотериологич. доктрины школы Тяньтай-цзун, вошедшей в догматический комплекс нитирэнистских школ. (А. Н. Игнатович)
«ВЫШЕДШИЙ ИЗ ДОМА» (кит. чуцзя, яп. сюккэ). Человек, отринувший мирскую жизнь и ушедший в буддийскую общину (см. Сангха), т. е. вступивший на стезю монашества.
Чань и буддийские сутры
Тантра использует сложную и разветвлённую систему символов, связанных с определёнными ритуалами, действиями и практиками.
ОРКСЭ