Рыцарь редко бывал один — за ним стояла целая команда сподвижников, помогавших ему в сражениях, путешествиях и рыцарских посиделках. Вот основные члены рыцарского окружения:
Мечник
Это главный помощник рыцаря в бою. Мечник сопровождает рыцаря в каждом походе, обеспечивая его боевую эффективность мечом и щитом.
Всадник
Всадником назывался помощник рыцаря, который сопровождал его верхом, помогал в уходе за лошадью и во время боевых действий.
Жрец
Рыцарь не только сражался, но и придерживался определенных религиозных обрядов. Жрец сопровождал рыцаря, обеспечивая духовное питание и молитвы.
Летописец
Человек, ведущий хронику достижений рыцаря. Летописец фиксировал все дела, совершенные рыцарем, чтобы оставить след в истории.
Слуга
Слуга был ответственен за уход за лошадьми, снаряжением, одеждой и общее удобство рыцаря. Он был незаменимым помощником в бытовых делах.
Дама сердца
Романтическая фигура, вдохновляющая рыцаря на подвиги и поддерживающая его морально. Дама сердца могла быть как вымышленной, так и реальной личностью.
Все эти спутники играли важную роль в жизни и делах рыцаря, создавая уникальную средневековую атмосферу и поддерживая рыцарский кодекс чести.
Рыцарские отряды
Только самый бедный рыцарь путешествовал и воевал в одиночку. Любой уважающий себя рыцарь обзаводился воинским отрядом, который и составлял основу феодальных армий.
Копьё
В состав копья входили:
- Рыцари
- Оруженосцы
- Сержанты
Хоругвь
Более крупной воинской единицей, чем копьё, была хоругвь, которой командовал баннерет. В хоругвь входили все рыцари-вассалы командира.
В битве рыцари и воины из копий участвовали в лобовой атаке в конном строю, а пехота зачищала выживших после атаки кавалерии.
Слово баннер обозначало знамя хоругви, на которое имел право баннерет, в то время как обычные рыцари имели право только на личный вымпел, называемый пеннон.
Иерархия среди рыцарей
Иерархия внутри рыцарского сословия формировалась в зависимости от наличия и типа копья у рыцаря, что зависело от его материальных возможностей.
Легенды о рыцарях
Страницы в категории Рыцари включают в себя такие легендарные фигуры как Антипаладин, Крестоносец, Паладин, Раубриттер, Рыцарь Смерти, Рыцарь-монстр, Чёрный рыцарь.
Феодализм и аристократия
Страницы в категории Феодализм и аристократия охватывают широкий спектр тем, начиная с восстания баронов и заканчивая фаворитизмом и семейными отношениями на королевском дворе. Подкатегории для этой темы включают в себя дворян и аристократов, дуэли, королев и принцесс, рыцарей, и многое другое.
Финал конкурса Рыцарь года 2023 в Дворце Спорта Видное
В последний день конкурса Рыцарь года 2023 в Дворце Спорта Видное был проведен захватывающий финал. Заместитель главы администрации Ленинского городского округа, Татьяна Юрьевна Квасникова, приветствовала всех присутствующих и пожелала удачи участникам. Она также вручила памятные подарки полуфиналистам.
Участники финала
Четверо молодых рыцарей вышли в финал конкурса:
- Маркин Никита (Видновская гимназия)
- Николаев Георгий (Видновский художественно-технический лицей)
- Солоха Артем (Видновская школа №7)
- Долтов Матвей (Видновская школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов)
Конкурсы и испытания
Для того чтобы стать Рыцарем года участники проходили через 3 конкурса:
Домашнее задание: участники должны были представить своего героя, который является для них образцом мужества, самоотверженности и чести.
Музыкально-интерактивный конкурс: в этом туре ребята представляли инсценировку известных песен, а также отвечали на вопросы по ОБЖ и истории родного края.
Военно-спортивный конкурс: финальный этап включал в себя испытания в виде сборки-разборки автомата, полосы препятствий, перехода через условное болото и лазерного тира.
Победитель
После долгих обсуждений судьи выбрали победителя – им стал ученик Видновской школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов, Долтов Матвей. Он был признан настоящим Рыцарем года 2023.
Акколада и ее значение в рыцарской традиции
Акколада, или посвящение в рыцари, была церемония, при которой кандидат в рыцари принимал орден. Этот термин происходит от французского слова объятие.
Само посвящение в рыцари символизировало переход к зрелости и самостоятельности, делая молодого человека полноправным членом военно-аристократической корпорации рыцарей.
Этапы церемонии
Церемония акколады состояла из нескольких этапов, главным из которых было само посвящение в рыцари. После этого момента рыцарский орден торжественно обнимал принимаемого, что символизировало его принятие в братство рыцарей.
В дальнейшем термин акколада стал использоваться для обозначения всей церемонии рыцарского посвящения, а также для принятия в рыцарские ордена.
Посвящение в рыцарство: история и обряды
Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом.
На французском языке опоясать мечом и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: Будь храбр.
Подзатыльник назывался куле. Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое чучело.
Эволюция рыцарской церемонии
Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай ночного бодрствования: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться.
На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его.
Рыцарство: традиции и мифы
Мы привыкли считать рыцарей благородными воителями, настоящими образчиками чести и отваги. А прекрасных дам — хрупкими и нежными созданиями, которые нуждались в защите и спасении.
Казалось бы, в те времена мужчины всегда были готовы пожертвовать собой ради высокой цели, а женщины скромно ожидали их за стенами высоких замков. Но так ли правдивы фильмы, воспевающие достоинства средневековых героев?
Вывод
Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, от стука меча на плече кандидата до объятий на шее. Суть рыцарства как символа чести и верности продолжает волновать нас и в наше время.
Идеализировать настоящее рыцарское поведение или не стоит? Этот вопрос остается открытым, но интерес к рыцарским обрядам и традициям остается вечным.
Рыцари не были романтичными созданиями и не демонстрировали исключительно куртуазную любовь к дамам
Возвышенные отношения между рыцарями и дамами их сердца действительно существовали в Средние века. Но историки затрудняются точно сказать, относились ли люди той эпохи к подобным платоническим романам серьезно или это была всего лишь придворная игра.
Поэтические произведения, в которых воспевались светлые чувства, пользовались большим успехом у знатных господ. Особенно при дворе Алиеноры Аквитанской. Но старались ли аристократы воплощать художественные образы в реальности — неизвестно.
Рыцарем не мог стать кто угодно
Отнюдь не каждого воина, проявившего отвагу и доблесть на поле боя, могли посвятить в рыцари. В первую очередь юноша должен был пройти длительное обучение.
Будущих рыцарей начинали тренировать с 7 лет. Мальчики обычно происходили из аристократических семейств. Сначала они выполняли обязанности пажей, а с 14 лет становились оруженосцами. Обряд посвящения проводился в период с 18 лет до 21 года.
Для того чтобы стать рыцарем, только храбрости, знатного происхождения и мастерства было мало. Юноша должен был располагать средствами для покупки брони и коня. Если денег не было, он продолжал карьеру на другом поприще.
Прекрасные дамы играли на турнирах важную роль
Конечно, прекрасные дамы не могли выйти с копьем наперевес на ристалище, но их роль в турнирах не ограничивалась выбором рыцаря, милого сердцу. Знатные женщины порой организовывали и оплачивали турнир. Они же выбирали почетного судью и требовали милости к воинам, пострадавшим во время боя. Или же присуждали дополнительные очки приглянувшимся бойцам.
Судебные тяжбы решались не только на ристалище
Существовали случаи, когда дамскую честь отстаивали на дуэли. Но они были скорее исключением, нежели правилом. Спорные моменты предпочитали решать в суде, а не под лязг мечей. Дело в том, что результат боя не считался достаточным основанием для закрытия дела. И результат можно было позднее оспорить.
Женщины не были совершенно беззащитными
Женщины порой оставались управлять владениями, если супругу приходилось отлучаться по делам: на войну или ко двору сюзерена. В этом случае дамы возглавляли защиту дома и земель. Они могли отразить нападение вражеской армии, справиться с разбойниками или нашествием безземельных рыцарей. И хотя женщинам не присваивали рыцарского звания, они вполне могли сражаться наравне с мужчинами.
Рыцари не поднимали свое забрало для приветствия
Бытует мнение, что современный армейский салют зародился еще в Средние века. Рыцари, дабы показать свои добрые намерения, должны были поднять забрало правой рукой. Так они, во-первых, демонстрировали, что не держат меч, а во-вторых — показывали лицо. Версия очень романтичная, но вряд ли правдоподобная. Скорее всего, традиция отдавать честь появилась позднее, в XVII веке, когда шлемы, с забралами или без оных, уже не использовались в армии.
Дамы в Средневековье не были бесправными
В Средние века женщины обладали бóльшими правами, нежели в XIX веке. Они могли наследовать собственность, передавать и продавать ее. Они управляли владениями, пока супруг был на войне, при дворе или отправлялся в крестовый поход.
Подобные свободы приводили к другим сложностям. Богатые вдовы порой становились объектом преследования со стороны короля или его рыцарей. Женщин принуждали к замужеству, дабы завладеть их собственностью. Это был законный способ лишить их денег и владений.
Воины не всегда стремились выручить даму из беды
Образ рыцаря, спасающего прекрасную даму, которая оказалась в сложной ситуации, прочно закрепился в людских умах. На деле, хотя уважение к знатным дамам было прописано в кодексе, сами воители не всегда вели себя с женщинами достойно. Они могли похитить и даже заточить будущую предполагаемую супругу. И собственное спасение зачастую было в девичьих руках.
Воины не носили одинаковые доспехи и одежду
Это в современной армии все носят одинаковую форму. А во времена Средневековья рыцари одевались в яркие и разнообразные наряды. Большинство доспехов ковалось по индивидуальному заказу, и один экземпляр отличался от другого.
В мирной жизни знатные воители отдавали предпочтение ярким и насыщенным цветам: синему, алому и черному. Так они могли продемонстрировать всем свое благосостояние.
Рыцари не были исключительно благородными воителями и не всегда следовали кодексу чести
Рыцари были в первую очередь профессиональными военными, которые зарабатывали на жизнь с помощью меча. В военное время сюзерен мог обеспечить своих вассалов и занятием, и деньгами. А вот в мирные периоды скучающие рыцари ради наживы или просто в качестве развлечения могли разорить крестьянское поселение и даже напасть на священнослужителей.
Чтобы как-то укротить молодых и ретивых бойцов, был создан специальный кодекс чести. Когда и этот свод законов не слишком повлиял на поведение рыцарей, в ход пошла просветительская литература: романы и поэмы, воспевающие благородство.
На поле боя благородные воины не сражались друг с другом безжалостно
На поле боя рыцари часто стремились сохранить другим воинам жизнь. Но не из благородных побуждений, а потому, что в действительности живой знатный враг был значительно более ценной добычей. У него можно было не только забрать все вооружение и скакунов, но и запросить за воителя выкуп. Так что пленение рыцарей в разгар сражения было довольно прибыльным делом.
Их кони не были могучими тяжеловозами
В кино рыцари обычно разъезжают на могучих тяжеловозах. На самом деле боевые скакуны были низкорослыми и подвижными лошадками, которые ловко маневрировали во время сражения.
Более массивных коней выводили для сельскохозяйственных работ и перевозки различного багажа. Знатный воитель никогда бы не взгромоздился на такую лошадь.
Разрубить доспех острым мечом или пробить его стрелой не было плевым делом
Вот еще одна привычная сцена из фильма: битва в самом разгаре, и отважный рыцарь быстро движется сквозь вражеский строй, легко разрубая латы противников своим мечом. Это породило миф о том, что доспехи легко можно было раскроить мечом или даже пробить стрелой.
На самом деле пластинчатая броня хорошо уберегала воинов от острых лезвий. Именно поэтому рыцари старались заполучить именно ее. А кованые нагрудники отлично отражали стрелы. Поэтому в бою использовали не только мечи, но и топоры и молоты. С помощью этого оружия можно было сбить противника с ног и оглушить его.
Рыцари довольно ловко двигались в своих латах, могли самостоятельно взгромоздиться в седло, подняться с земли или увернуться от удара. Один воитель даже прославился тем, что мог вскарабкаться на одних руках по приставной лестнице.
Дамы сердца не были возвышенными и робкими созданиями
У главного героя Уильяма Тэтчера из фильма «Истории рыцаря» был реальный прототип. Его звали Ульрих фон Лихтенштейн, именем которого и назван главный герой. Ради прекрасной дамы он вышел на турнир в женском платье. Это было нужно, чтобы воспеть его светлое чувство к даме сердца. На самом деле его наряд олицетворял Венеру, богиню любви.
Избранница Ульриха не была нежным и кротким созданием. Она жестоко отвергала рыцаря лишь потому, что тот проявил смущение при знакомстве. А один раз и вовсе безжалостно скинула беднягу в ров.
А как вам кажется, кого можно назвать образцом благородства: современных воинов или средневековых рыцарей?
Духо́вно-ры́царский о́рден — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII веках под руководством Католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых и других походов, против ислама на Святой земле, в Испании или Турции, против язычников в Литве, Эстонии, Пруссии, против еретиков (альбигойцев, гуситов), после Реформации иногда против протестантизма. Впоследствии ордены могли стать светскими.
К духовно-рыцарским орденам относятся ордены: иоаннитов, тамплиеров, Вифлеемский орден, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы.
Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты (воздержания, послушания, бедности); как рыцари-феодалы — носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли «неофитами». Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.
Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утверждённый папой римским Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники «провинций» (местных подразделений ордена) ― приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей). Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. При магистрах находился совет из других высших должностных лиц, которые существовали в орденах. Практиковались периодические сборы генеральных капитулов братьев-рыцарей. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только папе римскому.
Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать.
Эмблема Название Год основания Территория Год роспуска Страна Примечания
Орден Святого Иакова Альтопасского 952 Тоскана 1585 Священная Римская империя Также известен как Орден Тау или Орден защитников христианских святынь. Орден появился для защиты христианских паломников на пути из Рима к Святой земле
Орден госпитальеров 1099 Палестина — Старейший рыцарский орден. В настоящее время существует как Мальтийский орден.
Орден Святого Гроба Господня 1099 Иерусалим — Рыцарский орден Иерусалимского королевства. Ныне существует под управлением папы римского.
Вифлеемский орден 1099 Вифлеем 1656 Рим находился под управлением Латинского патриарха Иерусалима
Орден тамплиеров 1119 Святая земля 1312 Королевство Франция Один из старейших военно-рыцарских орденов. В результате обвинений братьев ордена в ереси после казни Великого магистра орден был упразднён. Большая часть братьев и рыцарей ордена перешли в другие военно-монашеские ордены. Тамплиеры Португалии в 1319 году основали собственный Орден Христа со схожими функциями и целями, что и у тамплиеров.
Орден Монреаль 1124 Королевство Арагон 1150 Королевство Арагон Вошёл в состав Ордена тамплиеров на Пиренейском полуострове для продолжения Реконкисты.
Орден Крыла Святого Михаила 1147 Королевство Португалия Орден учреждён первым королём Португалии(ныне — династический орден дома Браганса)
Орден Алькантара 1156 Королевство Леон 1873 Королевство Испания Восстановлен в 1875 году королём Альфонсом XII.
Орден Калатрава 1158 Королевство Кастилия 1838 Королевство Испания Национализирован Испанской короной в 1838 году.
Орден Сантьяго 1170 Сантьяго-де-Компостела — Морские походы ордена привели к возникновению Латинской Америки
Орден Монжуа (Монтегаудио) 1173 Ашкелон 1291 Королевство Арагон После гибели государств крестоносцев в Леванте присоединён к Ордену Калатрава.
Орден каноников Святого Духа 1175 Монпелье 1783 Королевство Франция В 1711 году стал частью ордена госпитальеров святого Лазаря Иерусалимского.
Орден Ависа 1176 Королевство Португалия 1910 Первая Португальская республика В 1917 году восстановлен в качестве государственной награды за военные заслуги.
Орден Святого Лазаря 1098 Ближний Восток, Франция — Военный орден до 1244 года. Ныне существует как благотворительная организация под патронажем Греко-католической церкви.
Тевтонский орден 1190 Акко — Распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Восстановлен в 1834 как монашеский. Существует.
Орден Святого Фомы 1191 Акко — Орден основан для английских рыцарей королём Ричардом. Современное положение Ордена Святого Иоанна Акрского и Святого Фомы определяется уставом 1936 года.
Орден Сан-Хорхе де Альфама 1201 Королевство Арагон 1400 Королевство Арагон В 1400 году вошёл в состав Ордена Монтесы.
Орден меченосцев 1202 Рига 1237 Ливония В 1237 году вошёл в состав Тевтонского ордена как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена.
Добринский орден 1216 Польша 1235—1240 Государство Тевтонского ордена Вошёл в состав Тевтонского ордена.
Орден Монтесы 1317 Королевство Арагон 1835 Королевство Испания Вся собственность ордена была национализирована.
Орден Христа 1318 Королевство Португалия 1910 Первая Португальская республика Правопреемник тамплиеров на территории Португалии. В 1917 году восстановлен в качестве сугубо гражданского ордена.
Орден Святого Георгия 1326 Королевство Венгрия орден угас в начале XV века Королевство Венгрия Первый светский орден Европы
Орден Дракона 1408 Королевство Венгрия 1541 Империя Габсбургов Орден из 24-х кавалеров, включая правящего монарха
Орден Святого Маврикия 1434 Савойя Итальянское королевство Рыцарский орден Савойской династии
Орден Святой Марии Вифлеемской 1459 Лемнос 1479 Неаполь С 1479 прекратил функционировать в качестве целостной военной организации.
Орден Святого Михаила 1469 Королевство Франция 1790 Королевство Франция Орден французских пэров
Военный орден Святого Стефана 1561 Великое герцогство Тосканское 1859 Сардинское королевство Придворный рыцарский орден
Орден Святого Духа 1578 Королевство Франция 1830 Французская Республика Орден французского королевского двора
Орден Рыцарей Святого Томаса 1191 Акко, Никосия, Килкенни и Лондон 1538 Соединённое Королевство Целью ордена был уход за больными и ранеными и погребение христианских рыцарей, павших в битве на Святой земле
Ливонский орден 1237 Ливония 1561 Ливония Орден в составе Тевтонского ордена (1237–1561)