Зачем дети учат орксэ

Новости

Все новости >>

Курс ОРКСЭ

Информация по изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ и ОДНКР

Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики

Зачем дети учат орксэ

Предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России

Зачем дети учат орксэ

Нормативные документы по введению и изучению комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России 2021 / 2022 учебный год (ознакомиться)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики.

Родителям (законным представителям) обучающихся предоставляется право выбора изучения одного из шести модулей:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Помимо учебных занятий ученики и их родители могут получить дополнительную информацию по курсу ОРКСЭ.

Информация о курсе

Информация об УМК, по которым ведется преподавание в МБОУ г.Мурманска СОШ №41

  • Образец заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ №41 (бланк заявления)
  • Анкетирование для детей (бланк анкеты) и для их родителей (бланк анкеты)
  • Положение о системе оценивания учебных результатов по ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ № 41 (ознакомиться)

Контактная информация

  • 183034, Мурманская обл., г.Мурманск
  • пр-кт Героев-североморцев, дом 76, корпус 3
  • Автобус 10, 30, 33 троллейбус 4, маршрутные автобусы 10, 51, 52, 54, 55, 62 до остановки Улица Ивченко

Зачем дети учат орксэ
Зачем дети учат орксэ
Зачем дети учат орксэ
![](https://sch41.murm.eduru.ru/media/2023/11/17/1337910268/novy_j_banner.jpeg revizorro.onf.ru)
Зачем дети учат орксэ

Модуль Основы православной культуры

  • Основы Ветхого и Нового Завета
  • Основные праздники и обряды

Модуль Основы исламской культуры

  • Основы Корана
  • Обряды и традиции

Модуль Основы буддийской культуры

  • Учение Будды
  • Традиции и обряды

Модуль Основы иудейской культуры

  • Тора и Талмуд
  • Праздники и обряды

Модуль Основы мировых религиозных культур

  • Сравнительный анализ основных мировых религий

Модуль Основы светской этики

  • Общечеловеческие ценности
  • Культура мира и взаимоуважение

Выбор модуля для изучения

Родители должны помочь своему ребенку определиться с выбором предпочтительного модуля для изучения в 4 классе еще в 3 классе. Это важное решение, так как от выбора зависит содержание уроков и интерес ученика к предмету.

Если ребенок сам затрудняется с выбором, можно обратиться к описаниям модулей на официальном сайте школы или к педагогу, который проконсультирует.

Заполнить заявление на выбор модуля нужно в предусмотренные сроки, чтобы не пропустить начало курса.

Заключение

ОРКСЭ — это предмет, который знакомит детей с разнообразием культур и религий мира, учит уважительному общению и сотрудничеству. Помогите своему ребенку определиться с выбором модуля и поддерживайте его в изучении нового и интересного материала.

Курс ОРКСЭ: Изучение культурно-религиозных традиций

Закон гласит, что образование должно способствовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.


Все модули начинаются с вводного урока Россия — наша Родина, затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы:

Читайте также:  Наталья говорушко

Основы православной культуры:

  • Введение в православную духовную традицию
  • Добро и зло в православной традиции
  • Золотое правило нравственности
  • Любовь к ближнему
  • Долг и ответственность
  • Милосердие и сострадание
  • Православный храм и другие святыни
  • Символический язык православной культуры: христианское искусство, православный календарь
  • Христианская семья и ее ценности

Основы исламской культуры:

  • Введение в исламскую духовную традицию
  • Пророк Мухаммед — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции
  • Столпы ислама и исламской этики
  • Обязанности мусульман
  • Для чего построена и как устроена мечеть
  • Мусульманское летоисчисление и календарь
  • Ислам в России
  • Нравственные ценности ислама
  • Искусство ислама

Основы буддийской культуры:

  • Введение в буддийскую духовную традицию
  • Будда и его учение
  • Буддийские святые
  • Семья в буддийской культуре и ее ценности
  • Буддизм в России
  • Человек в буддийской картине мира
  • Буддийские символы, ритуалы, святыни, священные сооружения
  • Буддийский календарь
  • Искусство в буддийской культуре

Основы иудейской культуры:

  • Введение в иудейскую духовную традицию
  • Тора — главная книга иудаизма
  • Патриархи еврейского народа
  • Пророки и праведники в иудейской культуре
  • Назначение синагоги и ее устройство
  • Суббота (Шабат) в иудейской традиции
  • Иудаизм в России
  • Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
  • Ответственное принятие заповедей
  • Знакомство с еврейским календарем
  • Ценности семейной жизни

Основы мировых религиозных культур:

  • Культура и религия
  • Древнейшие верования
  • Религии мира и их основатели
  • Священные книги религий мира
  • Человек в религиозных традициях мира
  • Священные сооружения
  • Искусство в религиозной культуре
  • Религии России
  • Религиозные ритуалы
  • Календари религий мира
  • Праздники в религиях мира
  • Семья, семейные ценности
  • Долг, свобода, ответственность, учение и труд
  • Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Основы светской этики:

  • Культура и мораль
  • Этика и ее значение в жизни человека
  • Праздники как одна из форм исторической памяти
  • Образцы нравственности в культурах разных народов
  • Государство и мораль гражданина
  • Трудовая мораль
  • Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали
  • Методика создания морального кодекса в школе
  • Нормы морали
  • Этикет
  • Образование как нравственная норма
  • Методы нравственного самосовершенствования

Организация курса ОРКСЭ

На кого возлагается ответственность за проведение курса ОРКСЭ? Важно, чтобы учителя, ведущие уроки, имели специальную подготовку и прошли обучение. Уроки проводятся с использованием учебников различных издательств, таких как Дроф, Просвещение и Вентана-Граф.

Учебный процесс

Кто может вести занятия по курсу ОРКСЭ? Исключение представители религиозных конфессий. Запрещается оказывать влияние на выбор религии студентами. Экскурсии в религиозные здания не являются частью программы, но иногда учителя организуют такие мероприятия.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Родители могут впервые услышать об ОРКСЭ уже в третьем классе, когда проводится родительское собрание с презентацией о курсе. После родители заполняют заявление, указывают выбранный модуль и личные данные. Будьте внимательны к правилам выбора курса:

  • Семья всегда выбирает модуль сама.
  • Школа обязана провести занятия, даже если выбор пал только на один модуль.
  • Родители могут изменить выбранный модуль в течение учебного года.

Личный опыт

Моя старшая дочь изучала модуль Основы светской этики. Она наслаждалась уроками и проектами, связанными с нравственными ценностями. Курс полностью устроил меня, учитывая наше отношение к религии как к культурному аспекту.

Родителям на заметку

  • ОРКСЭ проводят в четвертом классе, посещение обязательно, но оценок – нет.
  1. Курс включает шесть параллельных модулей: православие, ислам, буддизм, иудаизм, мировые религии, светская этика.

  2. Выбор модуля — строго по желанию семьи. Даже если на модуль запишется один ученик, школа должна будет проводить занятия.

  3. Уроки ведут учителя, прошедшие специальную подготовку. Представители религиозных конфессий не могут преподавать ОРКСЭ.

Читайте также:  Религия в россии

Научно-методические основы преподавания

религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Читайте также:  Религиозные праздники и обряды разных культур

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *