Забайкальский краевой художественный музей

Медиафайлы на Викискладе

В восточноазиатской традиции празднование Дня рождения Будды обычно приходится на Весак, тогда как пробуждение и смерть Будды отмечают как отдельные праздники в другое время, например, и День Паринирваны.

История буддийского монашества

Родиной буддизма является Индия, там же впервые зародилась практика буддийского монашества восходящая к самому Будде Сиддхартхе Гаутаме. Поэтому южноазиатское буддийское монашество является классическим, его основными внешними атрибутами являются оранжевые одеяния и бритые головы.

Современное буддийское монашество

Из-за индуистской реакции Индия перестала быть центром буддизма. В наиболее чистой форме южноазиатская буддийская традиция сохранилась на Шри-Ланке, где принята тхеравада с записанным на языке пали каноном Трипитака. Еще в I в. до н.э. там был построен монастырский комплекс Абхайягири.

Распространение буддизма

Буддийское монашество распространилось по всей Азии. В Западном Китае (Тибет) сформировалась школа Гелуг, а в Японии до сих пор проводятся обряды, характерные для буддистов.

Празднование Дня Весак

Настоящая Конференция Всемирного братства буддистов, выражая свою признательность Его Величеству королю Непала Махарадже Непала за то, что он сделал день полнолуния Весаком, убедительно просит глав правительств всех стран, в которых проживает большое или малое число буддистов, принять меры для того, чтобы сделать день полнолуния в мае государственным праздником в честь Будды, который повсеместно признан одним из величайших благодетелей человечества.

Название праздника

Название обряда происходит от палийского термина пали илисанскр. — это название лунного месяца в Древней Индии, который приходился на апрель/май. В махаяне праздник известен под своим санскритским названием Вайшакха и производными от него вариантами.

Празднование в разных странах

Дарить счастье другим

В день рождения Будды корейские буддийские монахи исполняют ритуальные танцы и музыку.

В Юго-Восточной Азии

Празднование Дня Весак в храме Боробудур, Индонезия.

В Южной Азии

Весак Торана в Пилияндале, Шри-Ланка.

В Восточной Азии

На праздник ханамацури детей одевают в японские традиционные костюмы.

В Южной Корее

Фестиваль фонарей лотоса (연등회, Yeon Deung Hoe) в Сеуле, Южная Корея.

Заключение

Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Сиддхартхой Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у индийских шрамана (странствующих аскетов).

История буддийских монастырей

Во времена правления индийских царей Ашоки (III в. до н.э.) и Канишки (I—II вв. н.э.) началась усиленная миссионерская деятельность по распространению буддийского учения в Китае, Средней Азии и Тибете. Ко времени кушанского царя Канишки относится монастырь Сени-Гомпа в северной Индии.

Развитие монастырей

В V веке на севере Индии появился монастырь и унивеситетский комплекс Наланда.

В 1073 году в Тибете появился монастырь Сакья, а в 1159 — Катог.

В эпоху Хубилая Монголия захватила Тибет и восприняла из него буддийскую монашескую традицию. В Монголии одним из путей формирования монашества и пополнения монастырей послушниками было пополнение их за счет пленных и зависимых молодых людей.

Основные монастыри

В 1409 году первым Далай-ламой (учеником Цонкапы) был основан тибетский монастырь Ганден, в 1416 году в Лхасе появился монастырь Дрепунг, в 1418 — Пелкор Чёде, а в 1447 — Ташилунпо.

Структура монастырей

Первые буддийские монастыри (санскр. – вихара) создавались по подобию индийских ашрамов. Они располагались в уединенных местах, чтобы была возможность пребывать в медитации. Монастыри могли представлять собой пещеры или состоять из бамбуковых хижин. От обилия вихар на его территории в средние века получил своё название индийский штат Бихар. Первоначально буддийские монастыри не подразумевали постоянного пребывания, которое имело место лишь в сезон дождей.

В классическом монастыре был квадратный двор, по сторонам которого располагались кельи. Важным символическим центром монастыря была ступа, получившая дальнейшее развитие в пагодах.

Монастыри в различных регионах

В Центральной Азии буддийский монастырь получил название гомпа. Он содержал зал для медитаций, где находилась мандала, танка или статуя Будды. На севере в Монголии и России буддийские монастыри известны как дацаны.

В Японии храм и монастырь обозначались одним понятием дзи (яп. ). В них главного зала для медитаций (kondō: яп. ) акцент делался на воротах c двухскатной крышей (Саммон), пагодах (Тахото), статуях Будды (Дайбуцу), колоколах (Бонсё), садах камней, храмовыми рощами из кленов и сакур (Митаки-дэра). Также буддийские монастыри имели аналоги европейских трапезных (рефекторий) и общежитий (дормиторий).

Читайте также:  Многообразие и богатство традиций

Завершение

Будди́йское мона́шество — одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества, сохранившихся до наших дней. Это также один из фундаментальных институтов буддизма, основанных самим Буддой Сиддхатхой Гаутамой Шакьямуни. Хотя буддизм могут практиковать и миряне, тексты буддизма всегда подчёркивали предпочтительный статус бхиккху (монаха), который может практиковать Дхамму в более полном объёме.

Монахи и монахини около храма тибето-буддистского монастыря

Важную роль в укреплении и распространении буддийского учения играют монастыри и их обитатели, которые до сегодняшнего дня продолжают исполнять свою миссию.

Буддийские монахи и общество

Большинство буддийских монахов не изолируют себя от мира, а взаимодействуют с мирским обществом. Они получают поддержку от мирян, которые дарят им еду, одежду и другие необходимые вещи в обмен на наставления в Дхарме. Монахи обычно живут группами и находятся неподалеку от мирских буддистов.

Семья как основа мира

Семья играет важную роль в духовной жизни людей и существовании человечества. Семейные традиции способствуют укреплению национальных и государственных ценностей.

Бурятские буузы и семейные традиции

Буузы являются национальным блюдом бурятского народа. Их приготовление и символика уходят корнями в давнюю историю. Семьи готовят буузы совместно, что способствует сплочению и передаче культурных традиций.

Заключение

Буддийские монахи и бурятские семьи играют важную роль в сохранении и передаче культурных традиций. Взаимодействие с обществом и семейные ценности формируют основы буддийской культуры и укрепляют связи внутри общества.

Модуль Основы буддийской культуры

Модуль Основы буддийской культуры ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии и затем получил распространение в Китае, на Тибете, в Монголии. В настоящее время разные направления буддизма исповедуют в мире более 500 млн. человек.

Основатель буддизма — Будда Шакьямуни открыл людям возможность осознания причин страданий и прекращения страданий. Путь к достижению нирваны, к которой в буддизме человек идёт путём самоограничения и медитации, поклонения Будде, исполнения благих дел.

Буддизм в России

Буддизм — одна из традиционных религий народов Российской Федерации. Приверженцами учения Будды считают себя около 1 % населения России. В первую очередь среди жителей республик Бурятия, Калмыкия, Тыва. Общины буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, других российских городах.

Изучение модуля в школе

Изучение в школе этого модуля курса Основы религиозных культур и светской этики – призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Нравственные ценности

Первый содержательный блок курса посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Будет сказано о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построены вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому.

Обычаи и традиции

Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей. Содержания второго блока курса — изучение праздников, обычаев, обрядов, символов, ритуалов, искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления в буддизме, история появления буддизма в России. Рассказывается о пути духовно-нравственного совершенствования человека и учении о добродетелях. Отдельные уроки посвящены символам буддизма, буддийским святыням, правилам поведения в буддийском храме и его внутреннем устройстве. Дети узнают о лунном календаре в буддизме, искусстве в буддийской культуре, в том числе об уникальной изобразительной традиции в буддизме.

Основные темы курса

Изучение модуля Основы буддийской культуры в рамках курса Основы религиозных культур и светской этики предусматривает освоение учащимися следующих основных тем:

  • Введение в буддийскую духовную традицию
  • Будда и его учение
  • Буддийские святые
  • Семья в буддийской культуре и её ценности
  • Буддизм в России
  • Человек в буддийской картине мира
  • Буддийские символы
  • Буддийские ритуалы
  • Буддийские святыни
  • Буддийские священные сооружения
  • Буддийский храм
  • Буддийский календарь
  • Праздники в буддийской культуре
  • Искусство в буддийской культуре

Жизнь буддийских монахов (санскр. – бхикшу) и монахинь (бхикшуни) обычно подчинена сотням строгих правил, набор которых может несколько различаться в разных буддийских школах и в разные времена; кроме того, для монахинь правил больше, чем для монахов. При этом в буддизме нет и не было всемирного управляющего центра или единой иерархии религиозной власти, поэтому существуют большое разнообразие и в понимании его философии, и в практике жизни, в том числе монашеской. Иногда это разномыслие даже приводило к расколам сангхи.

Читайте также:  Первое в текущем учебном году общешкольное родительское собрание состоялось в третьей школе

Написанное далее в этой статье относится к монахам южных школ буддизма, если не сказано иного. У этих монахов правила жизни наиболее строгие.

Древнейшие из дошедших до нас буддийских текстов составляют Палийский канон, но и среди них нет ни одной оригинальной рукописи, написанной при жизни Гаутамы Шакьямуни Будды; сохранившиеся записи буддийских текстов датированы более поздними веками. В некоторых буддийских школах считается, что раз тексты Палийского канона самые древние — значит, они ближе всего к подлинному учению самого Гаутамы Будды, но другие буддисты не согласны с этим. Не всегда бесспорна ученическая преемственность бхикшу и бхикшуни; ещё сложнее определить, какие из линий этой преемственности действительно восходят к самому Будде.

В Тхераваде, распространённой в Юго-Восточной Азии, считается, что женские и мужские линии монашеской ученической преемственности со времён Будды шли раздельно, что лишь сам Будда мог посвящать в монашество как мужчин, так и женщин, а потом дать посвящение монаху мог только монах, а монахине — только монахиня. В Тхераваде также считается, что последние настоящие монахини (бхикшуни) вымерли в период между XI и XIV веком нашей эры, полностью посвящённых преемниц после них не осталось, и потому новые бхикшуни не могут появиться.

По преданиям этой и ещё нескольких школ буддизма, первыми монахами — учениками Гаутамы Будды — были исключительно мужчины, а женщины среди них появились на несколько лет позже, когда Будда после долгих уговоров, несмотря на протесты своего ближайшего ученика Ананды, согласился принять в монашескую сангху свою приёмную мать Махапраджапати, а затем и других женщин.

В некоторых других буддийских школах в Юго-Восточной Азии женская монашеская преемственность сохранилась, и с начала XXI века начались попытки её возродить и распространить на Шри-Ланке и реже — на Севере и на Западе.

В школе Ваджраяна в Тибете и Непале вообще не было ни ученической преемственности бхикшуни, ни женских монашеских общин. В других северных буддийских школах нет такого строго разделения женской и мужской монашеской преемственности, и монахиня может получить полное посвящение от монаха.

Формальные дебаты молодых буддийских монахов в Тибете

В бхикшу (статус полноправного буддийского монаха) или бхикшуни (монахиня) посвящают только шраманер и шраманери в возрасте двадцати лет и старше.

Для женщины процесс вступления в буддийское монашество сходный, но обычно требуется прожить в статусе шраманери более длительное время, чаще всего пять лет, прежде чем стать бхикшуни.

Пищевые ограничения могут различаться в зависимости от буддийской традиции, школы и конкретного монастыря (однако правил о вегетарианстве нет, бхиккху может есть мясную пищу при условии, что животное не было специально забито, чтобы накогрмить его). Но обычно буддийскому монаху позволяется приём пищи не чаще одного раза в день. В одних местах мирские буддисты приносят готовую еду монахам в качестве подаяния, в других — её готовят на монастырской кухне, которую снабжают продуктами миряне, да и работают на ней зачастую не монахи, а мирские помощники монастыря. Это связано с тем, что буддийским монахам Виная полностью запрещает использовать деньги, потому они не могут покупать продукты; заниматься же собирательством, сельским хозяйством и приготовлением пищи также часто считается нежелательным для монаха.

Самый северный в мире Дацан «Даши Норбулин» – «Обитель сокровенного счастья драгоценного Учения». Фото из архива храма.

Сегодня буддисты всего мира справляют первый день Нового года. Высчитывается он, как и многие другие древние религиозные праздники, по лунному календарю, поэтому каждый год он приходится на разные числа.

Стоит добавить, что не надо путать Буддийский Новый год с Китайским Новым годом, в Поднебесной это свой национальный праздник, чем- то похожий, но все же далёкий от истинных буддийских смыслов. Причём эти праздники не всегда совпадают по числам, но в этом году совпало.

Читайте также:  Презентация на тему уравнения химических реакций

В России буддизм является национальной религией трёх народов — бурятов, калмыков и тувинцев. Там эти праздники носят характер всенародных, когда гуляет и отдыхает вся республика. Ну, а если праздник выпал на будний день, то он объявляется выходным.

Сагаалган – один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновление природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Точно так же, как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Белый цвет символизирует собой чистоту и процветание.

Считается, что первый день буддийского Нового года следует провести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же, наоборот, отправляться в гости к ним.

В Якутии самой большой буддистской диаспорой является бурятская, поэтому повелось так, что Восточный Новый год у нас называют на бурятский манер — Сагаалган (праздник Белого месяца).

В Якутске же стоит самый северный в мире Дацан «Даши Норбулин» — «Обитель сокровенного счастья драгоценного Учения», его настоятелем с самого основания является Дандар-лама, вместе с ним службы справляют другие ламы, это, как правило, выпускники буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Это первый в России университет, где студенты могут получить высшее образование на таких факультетах, как философский, медицинский (эмчи), тантры, факультете Дуйнхор (Калачакра) и буддийской живописи, астрологии. В университете учатся студенты со всей страны.

Молебен. Открытие дацана в Якутске в центре Пандито Хамба лама Дамба Аюшеев — глава буддийской Сангхи России. Фото из архива храма.

Двери Дацана «Даши Норбулин» в Якутске открыты для всех независимо от религиозной принадлежности человека. Но, как и в любом храме, здесь свои правила. Иногда довольно отличные от бытующих в обществе. К примеру, при входе в дацан женщины, по обычаю, должны пропускать мужчин вперед. Впрочем, у нас заходящей в якутский дацан девушке мужчины, скорее, придержат дверь и пропустят её вперед.

На входе необходимо снять головной убор. Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма, нужно спросить разрешения у священнослужителя. В целом, к этому здесь относятся либерально, запреты, скорее всего, связаны с тем, что не всем молящимся нравится, когда их снимают во время их разговора с богом.

Перед тем как зайти в дацан, принято обойти его по часовой стрелке (солярному кругу) — это практика накопления благих заслуг. По четырем сторонам света перед дацаном стоят молитвенные барабаны. Молитвенные барабаны крутят для накопления благих заслуг. На барабанах написана мантра Авалокитешвары — божества Сострадания — Ом Мани Падме Хум.

Внутри храма верующие также обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.

У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову.

В дацане с 10 до 12 часов проходит ежедневный утренний молебен, посвященный (Защитнику-Покровителю) Ваджрапани. Он является покровителем дацана «Даши Норбулин» и его прихожан. Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний. Помимо того, каждую неделю здесь проходят большие хуралы, посвященные другим буддийским молитвенным практикам.

С праздником Белого месяца и пусть год синеватого деревянного Дракона будет удачным для каждого доброго человека!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *