Основы светской этики

Основы религиозных культур и светской этики: важные вопросы и ответы

Введение курса

Курс Основы религиозных культур и светской этики начал вводиться с 1 сентября 2012 года для 4-х классов всех общеобразовательных школ.

Нормативные акты

Введение курса регламентируют:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р
  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089
  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312
  • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761
  • Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 N 08-461

Структура курса

Комплексный курс включает несколько модулей. Не все модули одинаковы по количеству часов. Выбор модуля для изучения предоставляется обучающимся.

Основные принципы преподавания

Основные принципы включают в себя обучение религии и различных культур, нравственное воспитание, и возможность выбора модуля.

Информация о преподавании

Курс могут вести учителя с соответствующей квалификацией. Священнослужители также могут вести модули.

Оценка успеваемости

Успешность освоения курса оценивается. Учебники по курсу могут быть предоставлены школой или приобретены самостоятельно.

Другие вопросы

Дети разных классов могут учиться на одном модуле. Родители могут присутствовать на уроках. Выбор модуля не должен быть принудительным.

В случае возникновения вопросов или недопониманий, обратитесь за дополнительной информацией в школу или к учебному заведению. Помните, что обучение этому курсу обязательно для обучающихся 4 классов, и вы имеете право на качественное образование.

Расшифровка писем Минобрнауки России относительно учебного курса ОРКСЭ

Письмо от 19.01.2018 N 08-96

Минобрнауки России утвердило Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Письмо от 19.01.2018 N 08-96 (вместе с Методическими рекомендациями)

Письмо от 22.08.2012 N 08-250 О введении учебного курса ОРКСЭ

Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики, известный как ОРКСЭ, включен в школьную программу в качестве федерального компонента. Курс включает шесть модулей, из которых ученики должны выбрать один для изучения.

Список модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы религиозных культур народов России
  6. Основы светской этики

Все модули курса равны по объему часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. Первый урок и последние уроки (представление проектных работ обучающихся) должны проводиться вместе, без деления класса на модули. Примерная основная образовательная программа начального общего образования доступна на сайте fgosreestr.ru со вкладкой Примерный учебный план.

Родители выбирают модуль самостоятельно и добровольно. Любое принуждение (например, голосование на классном собрании) считается незаконным.

Личностная позиция педагога

Педагог не должен выражать свою мировоззренческую позицию доминирующим образом, а должен поддерживать позицию диалога и уважения к мировоззрению других. Педагог должен уважать мировоззренческие и культурные выборы семьи в преподавании ОРКСЭ.

Письмо от 31.03.2015 N 08-461

О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ утверждено, что выбор модуля происходит на родительском собрании. Однако данное письмо может противоречить принципу свободного выбора каждым ребенком (или родителями) курса ОРКСЭ.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей к директору школы.

Важные моменты об изучении образовательных программ в школе

При общении администрации школы/преподавателей с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами. Решение о выборе программы обучения остается за родителями.

Выбор программы обучения

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одного модуля детьми разных классов одной параллели. В случае необходимости, может организовываться индивидуальное изучение модуля, если его выбрал только один родитель.

Программы обучения

Программы модулей являются государственными образовательными программами, которые обязательны для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Региональные особенности

Содержание каждого модуля должно отражать региональные особенности, включая информацию об истории края, его культурных традициях и духовно-нравственном единстве.

Изучение религиозных культур

Изучение предметной области религиозных культур и светской этики осуществляется на основе волеизъявления родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся. Принятие решения об изучении определенного модуля без согласия обучающегося и его родителей не допускается.

Светский подход к изучению религий

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой и нравственными ценностями. Занятия носят светский, культурологический характер и не предусматривают обучение религии.

Предметная область религиозных культур и светской этики направлена на учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействие реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Обучение духовно-нравственной культуре народов России

Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать Закона Об образовании в РФ, запрещающую принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Читайте также:  Семейные ценности и традиции урок орксэ в 4 классе

Цели и принципы

Цель курса – понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества.

Согласно Конституции Российской Федерации, пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря . N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, части 2 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября . N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях Российская Федерация, как светское государство, провозглашая одним из принципов государственной политики в сфере образования светский характер образования, обеспечивает его в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Установление преимуществ в зависимости от отношения к религии не допускается.

Обучение религии

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии.

Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях, далее – Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Квалификация и компетенции

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

Автор: [Your Name]

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается.

При преподавании ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный .

Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

ОРКСЭ – безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы. Оценивание осуществляется в формате «зачет/незачет».

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

Нет. Этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования, так же как и математика, и русский язык.

Отказ родителей от изучения всех модулей ОРКСЭ рассматривается как нарушение п.4 ст.44 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом, согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей, по согласованию с администрацией школы . Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

17. Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации включают:

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Читайте также:  Технологическая карта урока орксэ свобода и ответственность основы светской этики 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.

Статья 5 Религиозное образование

и предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

  1. О ПРАВАХ РЕБЕНКА

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Российской Федерации.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы и части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Осужденный по 58 й статье

4. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области геологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

18. Может ли право выбора любого из модулей ОРКСЭ быть ограничено? Что делать, если в школе настойчиво рекомендуют выбрать именно один из возможных курсов, поскольку предложить другие школа не может по причине отсутствия учителей соответствующей квалификации?

ОРКСЭ представляет собой предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который предусмотрен ФГОС начального общего образования.

Данный предмет входит в число учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных ч. 1 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно названной статьи выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Приведенная формулировка, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос, может ли администрация образовательной организации в рамках предметной области ОРКСЭ включить и, соответственно, предложить выбор только, например, «основ православной культуры» и «основ исламской культуры» или должна обеспечить возможность изучения всех предусмотренных вариантов по выбору родителей.

В ФГОС НОО, утв. Приказом Минпросвещения № 286 от 31.05.2021г. сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

В п. 43.6. ФГОС НОО указано: по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" изучаются учебные модули: "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России" или "Основы светской этики".

Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов.

Обратимся еще раз к Федеральному закону.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Очевидно, что данный пункт не может быть истолкован таким образом, что родители могут выбрать предметы в рамках ОРКСЭ только из перечня, например «основ православной культуры» и «основ исламской культуры», если именно эти предметы предлагаются образовательной организацией. При этом трудно предположить появление рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по такому специфическому вопросу.

Таким образом, выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

Согласно п. 43.6. ФГОС НОО, родителям гарантируется свобода выбора изучаемого модуля.

Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.

Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.

Далее идём к директору.

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети, написать жалобу в Управление образования либо в прокуратуру. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Форма заявления о выборе модуля ОРКСЭ

Форма жалобы в ограничении выбора модуля ОРКСЭ

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *