Я и моя семья

Дружба: важный аспект жизни

1. Сущность дружбы

  • Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии и привязанности.

  • Должен обладать качествами: верность, внимательность, взаимопонимание.

2. Роль друзей в жизни

  • Друзья играют важную роль, поддерживая друг друга в трудные моменты и делая жизнь ярче.

  • Друзья помогают становиться лучше, ценят друг друга и дарят радость.

3. Правила дружбы

  • Научить учащихся эмоциональной адекватности и осознанной оценке своих действий и поведения.

  • Воспитать чувства доброты, вежливости и внимания друг к другу.

Мероприятие

  1. Материалы:

    • Видео ролики
    • Компьютер и проектор
    • Карточки, бумага, авторучка
    • Доска с магнитами
  2. Формат мероприятия:

    • Обсуждение понятия дружбы
    • Выявление качеств настоящего друга
    • Обсуждение важности дружбы в жизни

Заключение

Дружба – это ценное дарование, которое делает нашу жизнь богаче и ярче. Приобщая детей к пониманию дружбы и уважению друг к другу, мы формируем будущее, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. Давайте стремиться быть лучшими друзьями и делать окружающий мир добрее и светлее.

Дружба и ее законы

Дружба – это одно из самых важных и ценных чувств, которое может быть у человека. Но дружба требует ухода и внимания. Есть определенные законы дружбы, которые помогут вам поддерживать крепкие и долгие отношения с вашими друзьями.

Основные законы дружбы:

  1. Не выдавать чужие секреты. Доверие – основа любой дружбы. Никогда не раскрывайте тайны, которые ваши друзья доверили вам.

  2. Всегда быть откровенным с другом. Честность и искренность в общении создают доверительные отношения.

  3. Не бойся попросить прощения. Ошибки случаются, но умение признавать их и просить прощения – важное качество в дружбе.

  4. Не надо менять друзей. Дружба – это долгосрочные отношения, цените и поддерживайте их.

  5. Надо быть постоянным в дружбе. Будьте рядом со своим другом, даже когда ему трудно.

  6. Не ябедничай. Если замечаете, что друг делает что-то неправильное, скажите ему об этом вежливо.

  7. Прощайте обиду и забывайте. Держите себя в руках, не держите обиду долго.

  8. Будьте щедрыми. Делитесь своими вещами с друзьями и помогайте им, когда они просят вас об этом.

Анализ ситуаций

Рассказ Друзья

Саша принес в школу игру, и Максим хотел играть только с ним, отказав другим ребятам. На следующий день пришел Денис с игрушкой, и Максим снова захотел играть только с ним, не принимая в расчет Сашу. Исходя из этой ситуации, можно сказать, что Максим не является настоящим другом, так как он выбирает друзей в зависимости от их игрушек, а не исходя из настоящего дружеского чувства.

Рассказ Одинаковые

Две подружки считали себя одинаковыми, пока одна из них не получила тройку. Важно уметь поддерживать друга в трудные моменты и не оценивать его только по внешним признакам или успехам. Соня должна была получить понимание и поддержку от своей подруги, а не осуждение.

Дружба требует усилий, внимания и взаимопонимания. Соблюдая законы дружбы, вы сможете построить крепкие и гармоничные отношения с вашими друзьями. Уважайте и цените друг друга, и ваша дружба будет надежной и надолго.

VIII. Подведение итогов занятия

  • Кого мы называем другом?
  • Каких друзей нам хотелось бы иметь?
  • Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

Она бесплатна, но стоит многого. Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит. Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.

Упражнение Мостик дружбы

А каким другом является каждый из вас? (Мысленно ответим сами себе)

(Звучит песня Дружба не работа)

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
  • развитие интереса к окружающему миру;
  • формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
  • содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Законы Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях.

Выбор модулей

В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Заключение

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Преподавание данного курса ведут светские педагоги и он имеет культурологический характер.

Модули курса ОРКСЭ

Курс организован таким образом, что школьники могут изучать определённый модуль для получения общих представлений о содержании других модулей.

Индивидуальные и коллективные творческие работы

Ученики представляют свои творческие работы как индивидуально, так и в коллективе.

Обучающие технологии

В процессе освоения курса в школе № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии, включая деятельностный подход к обучению, различные виды проектов, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии и дискуссии.

Принципы преподавания

Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе, по 1 часу в неделю (всего 34 часа).

Основное содержание модулей

Модуль Основы православной культуры

  • Введение в православную духовную традицию.
  • Добро и зло в православной традиции.
  • Отношение к труду, долг и ответственность.
  • Православие в России, символический язык, искусство.
  • Христианская семья и ее ценности.

Модуль Основы светской этики

  • Этика и нравственная жизнь.
  • Этика общения и этикет.
  • Этнические отношения и коллектив.
  • Простые нравственные истины и поступки.

Модуль Основы религиозных культур России

  • Древние верования и религии мира.
  • Человек в религиозных традициях.
  • Религиозные ритуалы, обряды и обычаи.
  • Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Читайте также:  Методика диагностики детских интересов для педагогов и родителей палитра интересов

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Цель: расширить представление о семье, о важности и роли семьи в жизни человека, обсудить с детьми, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у каждого из нас.

1. Организационный момент

2. Вводная часть

– Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

– Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?

– Что делает вас счастливыми? (высказывания ребят)

Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из перечня на доске.

А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся.

Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

К цифре «7» добавлю «я» Что получится? (семья)

Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Тема нашего занятия «Я и моя семья».

Основная часть

Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.

Работа с темой

Мы часто используем слово «семья».

– А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания ребят)

– Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)

Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

– Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

– Да, «Семья» – словечко странное, Хотя не иностранное. Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! А если есть собака? Выходит, восемь «Я»?

Нет, если есть собака, Выходит, «Во!» – семья.

– Почему именно семь?

(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи).

Практическая работа. (ромашка)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.

(Прикрепляем ромашки на магнитную доску)

Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные.

– А чем они отличаются? (Высказывания ребят)

Родители стараются передать детям свои знания. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?

Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.

Родители дают ему имя. Что имя – звук, оброненный случайно, В котором нет не смысла, ни значенья, Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале нашего века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.

– Ребята, а как вы думаете, как давались имена?

Имена давались по внешнему виду человека: Черный, Чернавка, Мал.

Имена давались и по тому, в какое время года рожден ребенок: Зим, Вешняк, Мороз.

Одних имена обязывают быть благородными, других жить в мире, не ссориться, а если у человека в единстве и те, и другие качества, то от этого его «доброе имя только выигрывает».

Давайте послушаем, какую историю описал в своем шутливом стихотворении Юрий Благов.

Имена давались в честь бабушки или дедушки, в честь святого, чтобы тот был его хранителем.

– Ребята расскажите о происхождении своего имени, о том, что оно означает.

– Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников?

– Почему вас назвали в честь этих людей?

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция.

Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

– Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

Читайте также:  Объясняем простыми словами сокращенные слова и аббревиатуры про школу

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.

– У кого из вас есть такая традиция?

(Ребята поднимают руки)

В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.

– Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. (Медленно и проникновенно)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами любовь к своему дому.

Практическая работа. (дом)

Что может быть важнее уютного дома, где тебя поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в строителей. Как вы думаете, с чего начинается строительство дома? С фундамента.

1. Найдите на «зеленых» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется со слово «дом». Для меня дом – это начало начал. А для вас? (крепость, кров, причал, очаг).

Молодцы! Фундамент дома готов. Начнем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться – семейные отношения.

3. Из розовых «кирпичиков» выберите только 2 самых важных на ваш взгляд (любовь, уважение, тепло, забота, понимание, уют, дружба, поддержка, радость).

Дом готов? Или может чего-то не хватает в этом доме? Конечно, крыши.

Как вы думаете, а из чего будет сделана крыша? Как сказать одним словом? Семья.

Молодцы! Дом готов. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.

– Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко.

Практическая работа. (радуга)

На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи и прикрепляют на доске.

Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.

Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться. А дети – это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то.

А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее . Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались. Помогите им вновь встать на свои места.

Практическая работа. (пословицы)

(На доске выведены части пословицы.)

Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

Итак, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье и во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности. Поиграем с вами в игру «Солнышко».

Практическая работа. (солнышко)

Я называю определения терминов – ваша задача, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко.

– Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – Сопереживание

– Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – Равенство

– Всей семьёй Вы способны на многое – поддержка

– Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность

– Умение уступать друг другу – компромисс

– Нежная забота друг о друге – любовь

– Преданность друг другу – верность

– Чуткое отношение друг к другу – нежность

-Прислушиваться друг к другу – умение слушать

– Уважение и благодарность – признание

– Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства – приспособляемость

– Чувство безопасности и уверенности – доверие

После того, как солнышко построено делается вывод:

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

– Ребята, сколько времени вы находитесь в школе, сколько дома?

– А теперь скажите, если вы так много находитесь в этом храме знаний, то считаете ли вы, что школа – это ваш 2 дом, а значит все мы – жители этого дома – кто?

– Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

В какой-то степени можно.

Давайте построим еще один дом. Вспомните, с чего начиналось строительство дома? С фундамента.

Как вы думаете, что будет являться фундаментом этого дома? Храм, учитель, воспитатель, ученики.

А что составят стены? Уважение, доброта, взаимопомощь.

А крыша – ШКОЛА!

Давайте вспомним нашу первую встречу. Это событие из года в год, из века в век – является одной из главных традиций школ нашей страны. А таких традиций не мало: первый и последний звонок; новый год; день защитника Отечества и т.д.

Это традиции 2 дома.

Значит, наш класс можно назвать семьей, и мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.

Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, радуга, солнце и трава. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, также как на этой композиции.

Читайте также:  Рабочая программа по орксэ

– Что у вас на душе? Что больше всего запомнилось?

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошие, сердечные воспоминания. Желаю, чтоб ваши семьи были самыми счастливыми.

Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Пусть все это только игра, Но ею сказать мы хотели: Великое чудо – семья! Нет в жизни важнее цели! Храните её! Берегите!

Выбираем модули предмета Основы религиозных культур и светской этики

Я и моя семья

Мы разные, но мы вместе

Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.

Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.

Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.

Основы религиозных культур и светской этики —

это курс, который

Шесть модулей на выбор

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Я и моя семья

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Я и моя семья

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Я и моя семья

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Я и моя семья

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Я и моя семья

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Я и моя семья

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».

Я и моя семья

Я и моя семья

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.