Нестор-летописец — первый русский историк
9 ноября по новому стилю Православная церковь отмечает день памяти Святого преподобного Нестора-летописца*. Нестор – одна из самых ярких личностей Древней Руси, но о нём самом мы почти ничего не знаем. Зато со школы знаем его труд – Повесть временных лет (ПВЛ)
Нестор был монахом — он и похоронен как монах, в лаврских пещерах (ближних, они же — Антониевы).
Оригинальный список Повести временных лет до нас не дошёл. Этот текст включён в ряд других, более современных, литературных произведений, например — Лаврентьевской летописи XIV века (обнаружена в Рождественском монастыре во Владимире Алексеем Мусиным-Пушкиным и подарена Александру I) и Ипатьевской летописи 1420-х годов (из Ипатьевского монастыря около Костромы, откуда она попала в библиотеку Академии наук, где была исследована Николаем Карамзиным).
Упоминания автобиографического характера есть и в самом тексте ПВЛ. Например, повествуя о набеге половцев в 1096 году, автор пишет, что они приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени. Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался старець добрый Янь (боярин Ян Вышатич), у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць.
В соответствии с житием Нестор в возрасте 17 лет стал послушником Киево-Печерского монастыря, а после смерти Св. Антония и Св. Феодосия — монахом и иеродиаконом.
В числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из будущего святого Никиты-затворника, прельщенного в иудейское мудрствование.
Утверждается, что помимо ПВЛ он является также автором жития Св. Феодосия, Сказания о святых первых черноризцах Печерских, Слова о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского, Сказания о том, от чего получил название Печерский монастырь, Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба.
Историки, однако, в этом сомневаются — стилистически произведения сильно отличаются.
Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ПВЛ до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший уже в XIV веке Лаврентьевскую летопись.
Несторовская ПВЛ охватывает период с 852 (с отсылками к более ранним, ещё библейским, событиям) по 1117 год (этим годом датировано Поучение Владимира Мономаха, включённое в текст, судя по всему, уже после смерти Нестора). Полное название этого бесценного произведения — Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть.
История и значение Повести временных лет
Повесть временных лет, также известная как Повесть о временах года, охватывает период становления как древнерусского государства, так и Православной церкви. Этот исторический документ дал нам уникальную информацию об основании Киева легендарными Кием, Щеком, Хоривом и Лыбедью, о деяниях Рюрика, Вещего Олега, Игоря, Св. княгини Ольги, Святослава, и Св. Владимира Крестителя.
Нестор и его труд
Нестор, автор Повести временных лет, сформировал первый исторический труд, став первым русским историком. Его произведение признано важным для понимания прошлого Руси и Украины.
Правда, не все сведения, предоставленные Нестором, соответствуют современным критериям исторической точности. Его летопись также содержит явную политическую тенденциозность, что нельзя не учитывать.
Морально-дидактическая направленность
Основная особенность летописей заключается в их моральной и дидактической направленности. Летописец не просто описывает события, но и выносит моральные оценки и связывает прошлые события с настоящим и будущим.
Следствия Повести временных лет
Несмотря на некоторые недостатки, Повесть временных лет оказала значительное влияние на формирование мифов и легенд о древнерусском государстве и крещении Руси. Этот документ стал основой для многих описаний истории и культуры России и Украины.
Нестор и его труд стали общим корнем для этих двух стран, и их значение трудно переоценить.
* Нестор, несмотря на жизнь после раскола 1054 года, также признан святым Римско-католической церковью.
Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на Небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя. (Тропарь, глас 4)
Русская земля: история и летопись Нестора
Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля — начертала девять столетий назад рука печерского инока первые строки труда, который лег в основу отечественной истории.
Вслед за Нестором эстафету летописания русской истории приняли другие монахи. Подлинник Несторовой летописи давно утерян, однако остались ее списки: Лаврентьевский 1377 года, Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивилловский и другие. Хронисты были и до и после Нестора Печерского, но особо Господь вознаградил именно его в лике преподобных.
Преподобный Нестор: первый историк Руси
Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком — и не только по счету. Обращаясь к послепотопным событиям, он гениально выводит национальную историю из истории Всемирной. Он словно бы поднимается вверх к Небесному престолу и преодолевает пространственно-временные границы, наполняя смыслом прошлое и настоящее, пытается заглянуть в ведомое одному Богу будущее.
Значение летописи святого Нестора
Летопись святого Нестора — это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения, и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора. Это основа наших знаний о Русской земле, летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры.
Хотя преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд девять столетий назад, Повесть временных лет сегодня звучит как набат и в свете происходящих событий приобретает чрезвычайную важность. Это сверхактуальный документ, исторический паспорт, который необходимо знать каждому православному во всех концах триединой Святой Руси.
Важность Нестора Летописца
Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Даже иностранцы отдали честь Нестору, выписывая из его летописи в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее.
Труд преподобного является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории.
Заключение
Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания.
Преподобный Нестор Летописец: деятель и святой
Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Нестор запечатлел в духе и слове, как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество и разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.
Преподобный Нестор Летописец. Рисунок И.С. Ижакевича (ж. Нива. 1914 г. № 18)
Смиренный инок нигде не обмолвился о своем отечестве и роде, и до нас дошли минимальные личные сведения о нем. Родился святой в 1056 году, вероятно, в Киеве. Во всяком случае, присутствует его упоминание в летописи 1064 года, когда святой еще жил в миру. Семейство Нестора, очевидно, принадлежало к людям родовитым и состоятельным — об этом свидетельствует образование, которое получил будущий святой. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом: знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. В Печерский монастырь он пришел в совсем юном, 17-летнем возрасте, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий. Трехгодичный искус для блаженного Нестора окончился уже при преподобном Стефане, при котором он был удостоен диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.
Орден преподобного Нестора Летописца — награда Украинской Православной Церкви. Орден установлен для награждения за личный взнос в издательскую, церковно-литературную и писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия
В летописании Нестор начал трудиться вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. К букве и духу истории у летописца почти такое же отношение, как к букве и духу Священного Писания. Назидания истории спасительны для народов и стран, как спасительны для человека слова Писания. Сохранить в памяти потомков исторические события в их последовательности, точности и назидательности значило для летописца стать переписчиком Книги, которую пишет от создания мира Творец. Это прикосновение к святыне — только так понимает он свой труд. Для него немыслимо искажение этого Откровения истории своими субъективными оценками. Основным принципом изложения исторических событий в Повести временных лет является проведение Божие — когда всё, что происходит с нами, оценивается с точки зрения Промысла Божьего для спасения человека и реакции человека на волю Божию. Нестор не только рассказывает прошлое. Он участвует в созидании того, что станет историей позднее. Своим проникновением в минувшее он на основе его очерчивал контуры русского будущего.
В 1091 году святому было поручено с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи преподобный Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 годов.
Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского», до нас дошли «Жития святых Бориса и Глеба», «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь». О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя), «прельщенного в иудейское мудрствование».
В ХХ веке даже во время гонений на Церковь имя преподобного Нестора было почитаемо, его произведения изучались, изображения святого размещали, например, на почтовых марках
Преподобный Нестор был подвижником веры, истинным монахом и глубоко ценил истинное знание. В его лице мы имеем личность, которая сумела объединить труды аскета с трудами ученого. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в этом других. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
«Неприятна Богу душа, в ней же истины нет», — пишет преподобный. О себе он говорит только тогда, когда нужно сказать об истории — как свидетель того или иного события. Глубина его собственного смирения заметна всякий раз, когда он упоминает о себе. Святой называет себя не иначе как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.
В трудах и молитвах летописец провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Вместо цензурной печати об истинности его писаний свидетельствуют нетленные мощи.
Мощи прп. Нестора Летописца в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры
День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. С середины XVII века имя преподобного Нестора Летописца включено в церковные службы. По мнению церковных историков, память преподобного установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства: преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем пострадавшего с великомучеником Димитрием Солунским мученика Нестора, празднование которому Церковь совершает 9 ноября. Мощи преподобного Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Писатели и журналисты, историки и ученые, студенты и учителя почитают преподобного как своего небесного покровителя.
О жизни преподобного в «Патерике Печерском» сказано, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».
Святый отче Несторе со всеми преподобными Киево-Печерскими, моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христовых.
«Пророческое речение исполнил еси, Несторе преподобне, возвещая нам писанием дела Божия, глаголя с Давидом в псалме: помянух дела Господня и от начала чудеса Твоя, Боже, яже в начале обители Твоея Матере видев, почудихся, познанну творю последнему род в преподобных силу Твою: сию мы от твоих писаний, преблаженне, увидевше, лобызаем труды твоя, ублажаем песньми память твою, и в Вышних Сущему псаломское пение приносим: Ты еси Бог, творяй чудеса».
(Стихира на стиховне, глас 5)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик».
Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
При этом интересно, что по поводу авторства «Повести временных лет» историки высказывают разные мнения. В пользу Нестора говорят упоминания о нем в послании к архимандриту Акиндину (1224–1231) монаха Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как изначального автора летописи. Но очевидно, что потом труд Нестора не раз дополнялся, переписывался и редактировался, вобрав отголоски дальнейшей политической борьбы на Руси. На сей счет существует обширная специальная литература, из исследований же новейшего времени стоит привести слова академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII в.). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI вв. нашей эры до 860 г., когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны» («Мир истории», М. 1982. С. 327).
Некоторые историки, исследуя зарождение норманнской теории возникновения российской государственности, первым норманистом называют именно Нестора, задавшегося вопросом «Откуда есть пошла русская земля?». По этому поводу академик Рыбаков сделал любопытное замечание: «Окончательное редактирование «Повести временных лет» Нестора осуществляется, по мнению Шахматова (Алексей Александрович Шахматов – выдающийся русский языковед, историк древней культуры – Ред.) около 1118 г. под наблюдением князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Внук (по матери) английского короля, муж варяжской принцессы, тесть норвежского и датского королей, князь, двадцать лет проведший на севере Руси в Новгороде, Мстислав был прочно связан со всей Северной Европой и именно с этих позиций смотрел на историю Руси, преувеличивая роль северян-варягов в ее судьбах. Везде, где только можно было, Мстислав вставлял легенды о варягах, о призвании варяжских князей и отождествлял варягов с руссами, становясь тем самым родоначальником ошибочной и тенденциозной норманнской теории». («Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.», М. 1982 . С. 8).
Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?
М.Д. Присёлков предполагает, что Нестор пришел в монастырь не юным, не видевшим жизни, послушником, но уже достаточно авторитетным человеком, сокрушавшимся о своей молодости, наполненной множеством грехов. Об этом Нестор упоминает в «Житии Феодосия», которое, собственно, и содержит большинство биографических сведений о самом авторе. Так, в частности, становится понятно, что за довольно короткий промежуток времени (около 4 лет) пребывания в монастыре Нестор успел получить сан диакона, по всей видимости, по причине уважения преемника Феодосия – игумена Стефана к своей учености и литературному таланту. «Если то обстоятельство, что Нестор вступил в монастырь уже образованным и немолодым человеком, с одной стороны, вызывает в нас обостренное сожаление о том, что мы ничего не знаем о жизни его до монастыря и только можем гадать, из какой среды он вышел, где получил образование, чем занимался в миру и что повело его к решению удалиться из мира, то, с другой стороны, мы вправе заключить, что Нестор, удаляясь из мира, сознательно и взвешенно остановился в выборе места своих монашеских подвигов из всего обилия и разнообразия монастырей, тогда существовавших в Киеве, именно на Печерском, чтобы в нем вложить свой труд в общий труд феодосьева стада, уже достаточно славного и определенно себя заявившего пред лицом политической и церковной власти, как и пред широким лицом тогдашней русской общественности» («Нестор Летописец», СПб., 2009, С. 38).
Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+1226, память 10 мая).
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).
Текст: Ирина Воробьева.
Изображение из открытых источников.
9 ноября день памяти преподобного Нестора Летописца Печерского.
Лето жизни Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное промысел Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть как Господь, ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного моря человеческого материала воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе, как и подобает монаху – аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном возрасте – 17-ти лет. Родился он в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае здесь видим его по летописи в 1064 г., когда он еще жил в миру. О его происхождении нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Однако Нестор не просто знал грамоту и умел писать – он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но главное он был щедро одарен Богом.
Господь привел Нестора в монастырь в 1073 году, когда еще был жив один из его основателей – преподобный Феодосий. Промыслительно было устроено, чтоб он застал его лично, получил от него благословение на труды и послушание. Он воспринял необходимое из первых рук, был принят в число братии первым игуменом. Преподобный Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором он был удостоен и диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года ибо посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия, и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба».
О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в том других: «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Как было глубоко его собственное смирение видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он не называет себя иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.
Труд поднятый достославным Печерским иноком пр. Нестором – без преувеличения сверхъестественен. С дистанции дальностью в 900 лет ясно видно, что его повествование имеет масштаб вселенской эпопеи, отражающей вышний замысел по спасению восточно-славянских народов от языческого рабства. Нестор запечатлел в духе и слове как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество с его идолами и капищами. И разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.
Преподобный летописец показал существование больших племенных союзов, занимавших огромные территории и послуживших той основой, на которой сложилось Древнерусское государство. «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речи которая впадает в Двину и носит название Полота. Те славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами. И построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени грамота назвалась «славянская».
Киевская старина Первые два ранние свода, составленные до Нестора начинались с изложения предания о Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Но Летописец для своей «Повести временных лет» отказался от заведенного начала и создал этногеографическое введение к «Повести», где поведал о происхождении и расселении славян. Вместе с тем Нестор поместил в своем труде новое, уже историческое предание о Кие, дал развернутую биографию основателя «матери городов русских».
Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписывая из него в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. «Шлецер, искусный и разборчивый историк и критик, снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком Русским. "Сей Русс, – говорит он, – в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками, так превосходен, как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью"».
«Дух повествования в Несторовой летописи, – пишет архиепископ Филарет Дроздов, – близок к библейским повествованиям; Нестор – благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».
Издавна прп. Нестора чтут как помощника просящим и чудотворца. По молитвам к нему в институты и семинарии поступило множество учащихся, покровителем которых он является. Недавно раба Божья Ирина рассказала о явном чуде, которое произошло в Киево-Печерской Лавре с ее знакомыми лет десять назад. Мальчик Кирилл в четыре года все еще не говорил предложениями, лишь иногда отдельными словами. Родные его не были воцерковлены. Тетя мальчика взяла его с собой в Лавру, когда из Самары приехали родственники. Какая-то женщина, оказавшись рядом в Ближних пещерах, и поняв в чем дело, посоветовала положить ребенка на раку преподобного Нестора Летописца. На следующий день Кирилл заговорил связными предложениями. Так Господь через чудо исцеления по молитвам святого Нестора призвал людей в Свою Церковь.
Верный раб, приумноживший таланты Его писательский талант со временем отточился в высочайшее мастерство, искусное, точное владение словом, блестящую авторскую стилистику. Как историку ему просто нет равных. Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком, и отнюдь не только лишь по счету. Он классик и титан предмета, патриарх истории Руси. Изучению труда Летописца посвящали себя тысячи его младших коллег. Изданы сотни книг, проведены сотни конференций, защищены тысячи диссертаций. От него питались и питаются миллионы ищущих истинных знаний и духовной пользы. Он остается вершиной, с которой открывается грандиозная захватывающая дух панорама – рассвет триединой Святой Руси.
Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Широко используя библейские и византийские источники, наш летописатель нашел свою собственную манеру и стиль изложения событий. Его «Повесть временных лет» – это наши древнерусские скрижали.
Специалисты справедливо указывают, что и до Нестора были хронисты, внесшие вклад в создание летописания, были таковые и после него. Но несравнимой славой в веках в роды родов Господь вознаградил именно Нестора Печерского. Он Сам его поставил, Сам и прославил. Здесь нет и не может быть случайностей, ибо случай – псевдоним Бога как сказал кто-то из великих.
Семь столетий продолжалась эпопея по созданию «Повести временных лет». Вслед за Нестором эстафету приняли другие монахи, продолжившие скрижали русской летописи. Подлинник Несторовой Летописи давно утерян, остались только многочисленные списки с нее в разных Российских библиотеках. Из рукописных ныне нам известны Лаврентьевский написанный в 1377 г., потом Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивиловский и другие.
И хотя «Повесть» как книга в бумажном виде давно окончена, повесть Святой Руси продолжается. Еще длится время мира, пишется сценарий последних эпизодов. Дух его с каждым летом все более темен и лют. Великое вытесняется ничтожным. Деформируется сюжет, опрощается и унижается жанр, демонтируется и перевирается история. Но ангельским горном звучат в веках знаменитые первые слова его труда: «Се Повести временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля».
Вечная история Народ, не знающий и не помнящий собственную историю неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Покушение на память народа может быть приравнено к покушению на его душу и возможность спасения. И сегодня мы наблюдаем печальный этому пример, смиренно моля Бога положить конец каинову греху братоубийства между русичами.
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.
церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ
ПВЛ, «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись»
Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 год
Авторы Нестор Печерский (предположительно), игумен Сильвестр (одна из редакций) и несколько других неизвестных авторов
Дата написания ок. 1110—1118
Описывает с библейских времён до 1117 года
Содержание мировая (в основном библейская) и русская история, в основном деяния правителей (князей), их окружения, церковных иерархов, войны и конфликты, религиозная, в том числе богословская тематика
Рукописи Лаврентьевский (1377)Ипатьевский (1420-е годы)Радзивилловский (XV век) и др.
Медиафайлы на Викискладе
«Повесть временных лет» предстаёт как сплав материалов: письменных и устных, оригинальных и переводных. Среди заимствованных источников активно используются материалы византийской хронографии (до 945):
История летописных сводов
Лаврентьевская летопись (1377 год). Лист 7. Призвание варягов.
Лист Радзивилловской летописи. Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.
Ипатьевская и Хлебниковская летописи
Нестор-летописец. Рисунок В. М. Васнецова, 1919 год
Святой Андрей, пророчествующий о Киеве.
Княгиня Ольга принимает крещение в Константинополе.
В повествовании о временах после смерти князя Владимира (1015 год) поэтические народные предания встречаются реже, так как летописец описывает уже не событиях давно прошедшей старины, а о делах недавних. Это рассказы о междоусобной брани между сыновьями Владимира.
Огненный столп над Киево-Печёрским монастырём в 1110 году.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!