Храм святителя чудотворца николая на водах

Нестор-летописец — первый русский историк

9 ноября по новому стилю Православная церковь отмечает день памяти Святого преподобного Нестора-летописца*. Нестор – одна из самых ярких личностей Древней Руси, но о нём самом мы почти ничего не знаем. Зато со школы знаем его труд – Повесть временных лет (ПВЛ)

Нестор был монахом — он и похоронен как монах, в лаврских пещерах (ближних, они же — Антониевы).

Оригинальный список Повести временных лет до нас не дошёл. Этот текст включён в ряд других, более современных, литературных произведений, например — Лаврентьевской летописи XIV века (обнаружена в Рождественском монастыре во Владимире Алексеем Мусиным-Пушкиным и подарена Александру I) и Ипатьевской летописи 1420-х годов (из Ипатьевского монастыря около Костромы, откуда она попала в библиотеку Академии наук, где была исследована Николаем Карамзиным).

Упоминания автобиографического характера есть и в самом тексте ПВЛ. Например, повествуя о набеге половцев в 1096 году, автор пишет, что они приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени. Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался старець добрый Янь (боярин Ян Вышатич), у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць.

В соответствии с житием Нестор в возрасте 17 лет стал послушником Киево-Печерского монастыря, а после смерти Св. Антония и Св. Феодосия — монахом и иеродиаконом.

В числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из будущего святого Никиты-затворника, прельщенного в иудейское мудрствование.

Утверждается, что помимо ПВЛ он является также автором жития Св. Феодосия, Сказания о святых первых черноризцах Печерских, Слова о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского, Сказания о том, от чего получил название Печерский монастырь, Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба.

Историки, однако, в этом сомневаются — стилистически произведения сильно отличаются.

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ПВЛ до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший уже в XIV веке Лаврентьевскую летопись.

Несторовская ПВЛ охватывает период с 852 (с отсылками к более ранним, ещё библейским, событиям) по 1117 год (этим годом датировано Поучение Владимира Мономаха, включённое в текст, судя по всему, уже после смерти Нестора). Полное название этого бесценного произведения — Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть.

История и значение Повести временных лет

Повесть временных лет, также известная как Повесть о временах года, охватывает период становления как древнерусского государства, так и Православной церкви. Этот исторический документ дал нам уникальную информацию об основании Киева легендарными Кием, Щеком, Хоривом и Лыбедью, о деяниях Рюрика, Вещего Олега, Игоря, Св. княгини Ольги, Святослава, и Св. Владимира Крестителя.

Нестор и его труд

Нестор, автор Повести временных лет, сформировал первый исторический труд, став первым русским историком. Его произведение признано важным для понимания прошлого Руси и Украины.

Правда, не все сведения, предоставленные Нестором, соответствуют современным критериям исторической точности. Его летопись также содержит явную политическую тенденциозность, что нельзя не учитывать.

Морально-дидактическая направленность

Основная особенность летописей заключается в их моральной и дидактической направленности. Летописец не просто описывает события, но и выносит моральные оценки и связывает прошлые события с настоящим и будущим.

Следствия Повести временных лет

Несмотря на некоторые недостатки, Повесть временных лет оказала значительное влияние на формирование мифов и легенд о древнерусском государстве и крещении Руси. Этот документ стал основой для многих описаний истории и культуры России и Украины.

Нестор и его труд стали общим корнем для этих двух стран, и их значение трудно переоценить.

* Нестор, несмотря на жизнь после раскола 1054 года, также признан святым Римско-католической церковью.

Изображение Нестора Летописца

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на Небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя. (Тропарь, глас 4)

Русская земля: история и летопись Нестора

Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля — начертала девять столетий назад рука печерского инока первые строки труда, который лег в основу отечественной истории.

Вслед за Нестором эстафету летописания русской истории приняли другие монахи. Подлинник Несторовой летописи давно утерян, однако остались ее списки: Лаврентьевский 1377 года, Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивилловский и другие. Хронисты были и до и после Нестора Печерского, но особо Господь вознаградил именно его в лике преподобных.

Преподобный Нестор: первый историк Руси

Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком — и не только по счету. Обращаясь к послепотопным событиям, он гениально выводит национальную историю из истории Всемирной. Он словно бы поднимается вверх к Небесному престолу и преодолевает пространственно-временные границы, наполняя смыслом прошлое и настоящее, пытается заглянуть в ведомое одному Богу будущее.

Значение летописи святого Нестора

Летопись святого Нестора — это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения, и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора. Это основа наших знаний о Русской земле, летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры.

Хотя преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд девять столетий назад, Повесть временных лет сегодня звучит как набат и в свете происходящих событий приобретает чрезвычайную важность. Это сверхактуальный документ, исторический паспорт, который необходимо знать каждому православному во всех концах триединой Святой Руси.

Важность Нестора Летописца

Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Даже иностранцы отдали честь Нестору, выписывая из его летописи в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее.

Труд преподобного является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории.

Заключение

Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания.


Нестор Летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве), 1885–1896 гг., В.М. Васнецов

Хромолитография Нестор Летописец, 1885–1896 гг., В.М. Васнецов

Преподобный Нестор Летописец: деятель и святой

Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Нестор запечатлел в духе и слове, как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество и разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.

Prepodobnyy Nestor Letopisets

Преподобный Нестор Летописец. Рисунок И.С. Ижакевича (ж. Нива. 1914 г. № 18)

Смиренный инок нигде не обмолвился о своем отечестве и роде, и до нас дошли минимальные личные сведения о нем. Родился святой в 1056 году, вероятно, в Киеве. Во всяком случае, присутствует его упоминание в летописи 1064 года, когда святой еще жил в миру. Семейство Нестора, очевидно, принадлежало к людям родовитым и состоятельным — об этом свидетельствует образование, которое получил будущий святой. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом: знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. В Печерский монастырь он пришел в совсем юном, 17-летнем возрасте, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий. Трехгодичный искус для блаженного Нестора окончился уже при преподобном Стефане, при котором он был удостоен диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.

Читайте также:  Структура и управление

Orden Prepodobnogo Nestora Letopisetsa

Орден преподобного Нестора Летописца — награда Украинской Православной Церкви. Орден установлен для награждения за личный взнос в издательскую, церковно-литературную и писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия

В летописании Нестор начал трудиться вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. К букве и духу истории у летописца почти такое же отношение, как к букве и духу Священного Писания. Назидания истории спасительны для народов и стран, как спасительны для человека слова Писания. Сохранить в памяти потомков исторические события в их последовательности, точности и назидательности значило для летописца стать переписчиком Книги, которую пишет от создания мира Творец. Это прикосновение к святыне — только так понимает он свой труд. Для него немыслимо искажение этого Откровения истории своими субъективными оценками. Основным принципом изложения исторических событий в Повести временных лет является проведение Божие — когда всё, что происходит с нами, оценивается с точки зрения Промысла Божьего для спасения человека и реакции человека на волю Божию. Нестор не только рассказывает прошлое. Он участвует в созидании того, что станет историей позднее. Своим проникновением в минувшее он на основе его очерчивал контуры русского будущего.

В 1091 году святому было поручено с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи преподобный Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 годов.

Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского», до нас дошли «Жития святых Бориса и Глеба», «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь». О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя), «прельщенного в иудейское мудрствование».

Храм святителя чудотворца николая на водах

В ХХ веке даже во время гонений на Церковь имя преподобного Нестора было почитаемо, его произведения изучались, изображения святого размещали, например, на почтовых марках

Преподобный Нестор был подвижником веры, истинным монахом и глубоко ценил истинное знание. В его лице мы имеем личность, которая сумела объединить труды аскета с трудами ученого. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в этом других. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

«Неприятна Богу душа, в ней же истины нет», — пишет преподобный. О себе он говорит только тогда, когда нужно сказать об истории — как свидетель того или иного события. Глубина его собственного смирения заметна всякий раз, когда он упоминает о себе. Святой называет себя не иначе как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.

В трудах и молитвах летописец провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Вместо цензурной печати об истинности его писаний свидетельствуют нетленные мощи.

Храм святителя чудотворца николая на водах

Мощи прп. Нестора Летописца в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры

День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. С середины XVII века имя преподобного Нестора Летописца включено в церковные службы. По мнению церковных историков, память преподобного установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства: преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем пострадавшего с великомучеником Димитрием Солунским мученика Нестора, празднование которому Церковь совершает 9 ноября. Мощи преподобного Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Писатели и журналисты, историки и ученые, студенты и учителя почитают преподобного как своего небесного покровителя.

О жизни преподобного в «Патерике Печерском» сказано, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».

Святый отче Несторе со всеми преподобными Киево-Печерскими, моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христовых.

«Пророческое речение исполнил еси, Несторе преподобне, возвещая нам писанием дела Божия, глаголя с Давидом в псалме: помянух дела Господня и от начала чудеса Твоя, Боже, яже в начале обители Твоея Матере видев, почудихся, познанну творю последнему род в преподобных силу Твою: сию мы от твоих писаний, преблаженне, увидевше, лобызаем труды твоя, ублажаем песньми память твою, и в Вышних Сущему псаломское пение приносим: Ты еси Бог, творяй чудеса».

(Стихира на стиховне, глас 5)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик».

Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

При этом интересно, что по поводу авторства «Повести временных лет» историки высказывают разные мнения. В пользу Нестора говорят упоминания о нем в послании к архимандриту Акиндину (1224–1231) монаха Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как изначального автора летописи. Но очевидно, что потом труд Нестора не раз дополнялся, переписывался и редактировался, вобрав отголоски дальнейшей политической борьбы на Руси. На сей счет существует обширная специальная литература, из исследований же новейшего времени стоит привести слова академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII в.). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI вв. нашей эры до 860 г., когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны» («Мир истории», М. 1982. С. 327).

Читайте также:  Основы духовно нравственной культуры народов россии учебное пособие 5 класс в 2 ч часть 1

Некоторые историки, исследуя зарождение норманнской теории возникновения российской государственности, первым норманистом называют именно Нестора, задавшегося вопросом «Откуда есть пошла русская земля?». По этому поводу академик Рыбаков сделал любопытное замечание: «Окончательное редактирование «Повести временных лет» Нестора осуществляется, по мнению Шахматова (Алексей Александрович Шахматов – выдающийся русский языковед, историк древней культуры – Ред.) около 1118 г. под наблюдением князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Внук (по матери) английского короля, муж варяжской принцессы, тесть норвежского и датского королей, князь, двадцать лет проведший на севере Руси в Новгороде, Мстислав был прочно связан со всей Северной Европой и именно с этих позиций смотрел на историю Руси, преувеличивая роль северян-варягов в ее судьбах. Везде, где только можно было, Мстислав вставлял легенды о варягах, о призвании варяжских князей и отождествлял варягов с руссами, становясь тем самым родоначальником ошибочной и тенденциозной норманнской теории». («Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.», М. 1982 . С. 8).

Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?

М.Д. Присёлков предполагает, что Нестор пришел в монастырь не юным, не видевшим жизни, послушником, но уже достаточно авторитетным человеком, сокрушавшимся о своей молодости, наполненной множеством грехов. Об этом Нестор упоминает в «Житии Феодосия», которое, собственно, и содержит большинство биографических сведений о самом авторе. Так, в частности, становится понятно, что за довольно короткий промежуток времени (около 4 лет) пребывания в монастыре Нестор успел получить сан диакона, по всей видимости, по причине уважения преемника Феодосия – игумена Стефана к своей учености и литературному таланту. «Если то обстоятельство, что Нестор вступил в монастырь уже образованным и немолодым человеком, с одной стороны, вызывает в нас обостренное сожаление о том, что мы ничего не знаем о жизни его до монастыря и только можем гадать, из какой среды он вышел, где получил образование, чем занимался в миру и что повело его к решению удалиться из мира, то, с другой стороны, мы вправе заключить, что Нестор, удаляясь из мира, сознательно и взвешенно остановился в выборе места своих монашеских подвигов из всего обилия и разнообразия монастырей, тогда существовавших в Киеве, именно на Печерском, чтобы в нем вложить свой труд в общий труд феодосьева стада, уже достаточно славного и определенно себя заявившего пред лицом политической и церковной власти, как и пред широким лицом тогдашней русской общественности» («Нестор Летописец», СПб., 2009, С. 38).

Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+1226, память 10 мая).

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Текст: Ирина Воробьева.

Изображение из открытых источников.

9 ноября день памяти преподобного Нестора Летописца Печерского.

Лето жизни Зачастую наши суждения о выдающихся людях бывают слишком человеческими. Избыток частностей и подробностей иногда заслоняет масштаб личности, а главное промысел Божий о ней. А ведь это самое важное: увидеть как Господь, ведающий все о всех от начала до конца мира, среди бездонного моря человеческого материала воздвигает одну трепетную душу, полагая ей назначение начала и основания. Таков наш преподобный Нестор. Христос избрал его стать отцом истории Святой Руси и летописцем Третьего Рима. Личных сведений о Несторе, как и подобает монаху – аскетический минимум. Он пришел в Печерский монастырь в совсем юном возрасте – 17-ти лет. Родился он в 1056 году. И городом его рождения, вероятно, был Киев: во всяком случае здесь видим его по летописи в 1064 г., когда он еще жил в миру. О его происхождении нам доподлинно неизвестно. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде. Однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным. Ведь в то время, состоя только в таком сословии можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Да и среди знати средневековья нередко встречались люди неученые. Однако Нестор не просто знал грамоту и умел писать – он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но главное он был щедро одарен Богом.

Господь привел Нестора в монастырь в 1073 году, когда еще был жив один из его основателей – преподобный Феодосий. Промыслительно было устроено, чтоб он застал его лично, получил от него благословение на труды и послушание. Он воспринял необходимое из первых рук, был принят в число братии первым игуменом. Преподобный Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором он был удостоен и диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года ибо посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия, и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба».

О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в том других: «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Как было глубоко его собственное смирение видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он не называет себя иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.

Труд поднятый достославным Печерским иноком пр. Нестором – без преувеличения сверхъестественен. С дистанции дальностью в 900 лет ясно видно, что его повествование имеет масштаб вселенской эпопеи, отражающей вышний замысел по спасению восточно-славянских народов от языческого рабства. Нестор запечатлел в духе и слове как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество с его идолами и капищами. И разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.

Читайте также:  Зачем дети учат орксэ

Преподобный летописец показал существование больших племенных союзов, занимавших огромные территории и послуживших той основой, на которой сложилось Древнерусское государство. «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речи которая впадает в Двину и носит название Полота. Те славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами. И построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени грамота назвалась «славянская».

Киевская старина Первые два ранние свода, составленные до Нестора начинались с изложения предания о Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Но Летописец для своей «Повести временных лет» отказался от заведенного начала и создал этногеографическое введение к «Повести», где поведал о происхождении и расселении славян. Вместе с тем Нестор поместил в своем труде новое, уже историческое предание о Кие, дал развернутую биографию основателя «матери городов русских».

Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписывая из него в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. «Шлецер, искусный и разборчивый историк и критик, снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком Русским. "Сей Русс, – говорит он, – в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками, так превосходен, как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью"».

«Дух повествования в Несторовой летописи, – пишет архиепископ Филарет Дроздов, – близок к библейским повествованиям; Нестор – благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».

Издавна прп. Нестора чтут как помощника просящим и чудотворца. По молитвам к нему в институты и семинарии поступило множество учащихся, покровителем которых он является. Недавно раба Божья Ирина рассказала о явном чуде, которое произошло в Киево-Печерской Лавре с ее знакомыми лет десять назад. Мальчик Кирилл в четыре года все еще не говорил предложениями, лишь иногда отдельными словами. Родные его не были воцерковлены. Тетя мальчика взяла его с собой в Лавру, когда из Самары приехали родственники. Какая-то женщина, оказавшись рядом в Ближних пещерах, и поняв в чем дело, посоветовала положить ребенка на раку преподобного Нестора Летописца. На следующий день Кирилл заговорил связными предложениями. Так Господь через чудо исцеления по молитвам святого Нестора призвал людей в Свою Церковь.

Верный раб, приумноживший таланты Его писательский талант со временем отточился в высочайшее мастерство, искусное, точное владение словом, блестящую авторскую стилистику. Как историку ему просто нет равных. Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком, и отнюдь не только лишь по счету. Он классик и титан предмета, патриарх истории Руси. Изучению труда Летописца посвящали себя тысячи его младших коллег. Изданы сотни книг, проведены сотни конференций, защищены тысячи диссертаций. От него питались и питаются миллионы ищущих истинных знаний и духовной пользы. Он остается вершиной, с которой открывается грандиозная захватывающая дух панорама – рассвет триединой Святой Руси.

Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Широко используя библейские и византийские источники, наш летописатель нашел свою собственную манеру и стиль изложения событий. Его «Повесть временных лет» – это наши древнерусские скрижали.

Специалисты справедливо указывают, что и до Нестора были хронисты, внесшие вклад в создание летописания, были таковые и после него. Но несравнимой славой в веках в роды родов Господь вознаградил именно Нестора Печерского. Он Сам его поставил, Сам и прославил. Здесь нет и не может быть случайностей, ибо случай – псевдоним Бога как сказал кто-то из великих.

Семь столетий продолжалась эпопея по созданию «Повести временных лет». Вслед за Нестором эстафету приняли другие монахи, продолжившие скрижали русской летописи. Подлинник Несторовой Летописи давно утерян, остались только многочисленные списки с нее в разных Российских библиотеках. Из рукописных ныне нам известны Лаврентьевский написанный в 1377 г., потом Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивиловский и другие.

И хотя «Повесть» как книга в бумажном виде давно окончена, повесть Святой Руси продолжается. Еще длится время мира, пишется сценарий последних эпизодов. Дух его с каждым летом все более темен и лют. Великое вытесняется ничтожным. Деформируется сюжет, опрощается и унижается жанр, демонтируется и перевирается история. Но ангельским горном звучат в веках знаменитые первые слова его труда: «Се Повести временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля».

Вечная история Народ, не знающий и не помнящий собственную историю неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Покушение на память народа может быть приравнено к покушению на его душу и возможность спасения. И сегодня мы наблюдаем печальный этому пример, смиренно моля Бога положить конец каинову греху братоубийства между русичами.

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.

церк.-слав. Повѣсть времѧнныхъ лѣт̑ъ

ПВЛ, «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись»

Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 год

Авторы Нестор Печерский (предположительно), игумен Сильвестр (одна из редакций) и несколько других неизвестных авторов

Дата написания ок. 1110—1118

Описывает с библейских времён до 1117 года

Содержание мировая (в основном библейская) и русская история, в основном деяния правителей (князей), их окружения, церковных иерархов, войны и конфликты, религиозная, в том числе богословская тематика

Рукописи Лаврентьевский (1377)Ипатьевский (1420-е годы)Радзивилловский (XV век) и др.

Медиафайлы на Викискладе

«Повесть временных лет» пред­ста­ёт как сплав ма­те­риа­лов: пись­мен­ных и уст­ных, ори­ги­наль­ных и пе­ре­вод­ных. Среди заимствованных источников активно используются материалы византийской хронографии (до 945):

История летописных сводов

Лаврентьевская летопись (1377 год). Лист 7. Призвание варягов.

Лист Радзивилловской летописи. Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.

Ипатьевская и Хлебниковская летописи

Храм святителя чудотворца николая на водах

Нестор-летописец. Рисунок В. М. Васнецова, 1919 год

Святой Андрей, пророчествующий о Киеве.

Княгиня Ольга принимает крещение в Константинополе.

В повествовании о временах после смерти князя Владимира (1015 год) поэтические народные предания встречаются реже, так как летописец описывает уже не событиях давно прошедшей старины, а о делах недавних. Это рассказы о междоусобной брани между сыновьями Владимира.

Огненный столп над Киево-Печёрским монастырём в 1110 году.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *