Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

Новая стратегия научно-технологического развития России: Цели и задачи

Новая стратегия должна обеспечить динамичное развитие страны на долгосрочный период. В ближайшие 10 – 15 лет приоритетами научно-технологического развития станут те направления, которые позволят получить научно-технические результаты и создать инновационные технологии.

Государственные заказчики, согласно документу, должны быть ориентированы на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий.

Кроме того, первоочередной задачей государства в утвержденной стратегии называется поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации.

Владимир Путин утвердил стратегию научно-технологического развития России

Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации

Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.

Для достижения цели научно-технологического развития Российской Федерации необходимо решить следующие основные задачи:

  • создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
  • создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
  • сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
  • сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок;
  • способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Соревнования по баскетболу в зачет спартакиады обучающихся Мирнинского района

С 20 по 21 октября 2023 года на базе МБОУ СОШ №7 и МАОУ СОШ №12 проводились соревнования по баскетболу в зачет спартакиады обучающихся Мирнинского района, в которых приняли участие 120 обучающихся из 6 общеобразовательных организаций города Мирного (СОШ №№ 1, 7, 8, 12, 26 и Политехнический лицей).

По итогам соревнований места распределились следующим образом:

Результаты соревнования по функциональной грамотности

1 место – МБОУ Политехнический лицей, руководитель команды Соломин М.Ю.;

2 место – МАОУ СОШ №12, руководитель команды Апханов А. Л.

3 место – МБОУ СОШ №1, руководитель команды Яппарова Ф.Ф.

Неделя функциональной грамотности

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

С 23 по 27 октября 2023 года во всех общеобразовательных организациях проводится неделя функциональной грамотности. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку педагогов по формированию функциональной грамотности школьников.

В рамках недели функциональной грамотности во всех школах Российской Федерации проводится диагностика по функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов. Обучающиеся 8-х классов будут писать диагностическую работу по читательской грамотности, 9-классники – по математической грамотности.

Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

С 1 по 21 ноября 2023 года пройдет шестой ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, который организует Банк России совместно с Агентством стратегических инициатив.

Любой желающий, начиная со школьников младших классов, сможет принять участие в зачете и проверить, насколько хорошо он ориентируется в финансовых вопросах и получить индивидуальные рекомендации по сложным темам.

В зачете есть два уровня сложности. Базовый – для тех, кто только начинает разбираться в финансах и хочет быть уверен, что правильно понимает основы грамотного финансового поведения. Продвинутый – для тех, кто готов к сложным вопросам и имеет опыт использования разных финансовых продуктов и услуг. Можно также собрать семейную команду и отвечать на вопросы совместно.

Родительское онлайн-собрание по вопросам профориентации школьников

25 октября 2023 года Всероссийский профориентационный проект Билет в будущее организует для Дальневосточного федерального округа родительское онлайн-собрание по вопросам профориентации школьников 6- 11 классов.

Принять участие в онлайн-собраниях смогут родители обучающихся 6-11 классов из разных муниципальных образований. Всем желающим необходимо пройти регистрацию.

Страница регистрации участников: Ссылка

План мероприятия:

  • 17:00 – 17:05 Приветствие участников. Знакомство
  • 17:05 – 17:45 Выступления экспертов:
    1. Родительские установки в ситуации выбора профессии
    2. Если ваш ребенок хочет стать успешным
    3. Где работать и учиться. Разговор о карьере в Дальневосточном федеральном округе
  • 17:45 – 18:00 Ответы на вопросы. Подведение итогов.

Марафон Знание.Первые

Бизнес-сообщества, общества и государства, а также исходя из национальных интересов с международным сообществом;

е) адресность поддержки и справедливая конкуренция: использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации

  1. Развитие фундаментальной науки

    • Увеличение финансирования фундаментальных исследований
    • Поддержка научных молодых специалистов и исследователей
    • Содействие взаимодействию между академической средой и бизнес-сообществом
  2. Технологическое сопровождение

    • Создание инновационных центров и ассоциаций ведущих ученых и инженеров
    • Разработка и внедрение программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса
    • Обеспечение доступа к передовым технологиям для малых и средних предприятий
  3. Инновационное развитие

    • Повышение эффективности инновационных клубов и площадок
    • Содействие созданию сетевых механизмов инновационного развития
    • Формирование системы инновационного менеджмента в организациях
  4. Кадровое обеспечение

    • Содействие подготовке кадров высшей квалификации в области науки и технологий
    • Развитие системы стажировок и обмена опытом для научно-технических работников
    • Поддержка продвижения научно-технической карьеры и профессионального роста
  5. Международное сотрудничество

    • Развитие научных и технологических связей с зарубежными партнерами
    • Участие в международных научно-технических программ и проектах
    • Привлечение зарубежных специалистов и инвестиций в отечественные научные и исследовательские проекты

Проведение федерального Просветительского марафона Знание.Первые предоставит участникам уникальную возможность услышать об актуальных темах в области научно-технологического развития страны от ведущих экспертов и представителей научного сообщества. Не упустите шанс присоединиться к обсуждению идеей, которые определят будущее нашей страны!

Кадры и человеческий капитал

Создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем:

а) Долгосрочное планирование и регулярная актуализация приоритетных проектов:

  • Формирование конкурентоспособных коллективов, объединяющих исследователей, разработчиков и предпринимателей.

б) Роль репутационных механизмов:

  • Признание научной квалификации и заслуг исследователей.
  • Повышение авторитета ученых в обществе.

в) Развитие системы научно-технического творчества детей и молодежи

г) Поддержка молодых ученых и специалистов

  • Поддержка результатов работы, способствующих социально-экономическому развитию страны.

д) Создание конкурентной среды для привлечения мировых ученых и молодых талантливых исследователей

  • Ориентация на научные результаты высокого уровня и конвергенцию областей знаний и деятельности.

е) Реализация инновационных проектов

  • Привлечение частных инвестиций и бюджетных средств для создания необходимой социальной инфраструктуры.

Инфраструктура и среда

Создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам, обеспечивается путем:

а) Развитие инфраструктуры и поддержка центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием

б) Создание уникальных научных установок класса мегасайенс

  • Развитие крупных исследовательских инфраструктур в России.

в) Доступ к информационным ресурсам

  • Обеспечение доступа исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам.

г) Упрощенные процедуры закупок исследовательских материалов и образцов

д) Участие в международных проектах

  • Обеспечение доступа к новым компетенциям и ресурсам национальных интересов.

е) Развитие сетевых форм организации научной деятельности

  • Создание и развитие различных форм высокотехнологичного бизнеса, таких как кластеры и консорциумы.

ж) поддержки отдельных территорий (регионов) с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры, производства и их связи с другими субъектами Российской Федерации в части, касающейся трансфера технологий, продуктов и услуг.

33. Взаимодействие и кооперация. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса достигаются путем:

а) создания условий, обеспечивающих взаимовлияние науки и общества посредством привлечения общества к формированию запросов на результаты исследовательской деятельности;

б) формирования инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения;

в) системной поддержки взаимодействия крупных компаний и органов государственной власти Российской Федерации с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также их вовлечения в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков;

г) создания системы государственной поддержки национальных компаний, обеспечивающей их технологический прорыв и занятие устойчивого положения на новых, формирующихся рынках, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы;

д) реализации информационной политики, направленной на развитие технологической культуры, инновационной восприимчивости населения и популяризацию значимых результатов в области науки, технологий и инноваций, достижений выдающихся ученых, инженеров, предпринимателей, их роли в обеспечении социально-экономического развития страны.

34. Управление и инвестиции. Формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок достигаются путем:

Читайте также:  Проект математическая лига на платформе

а) гармонизации государственной научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики, в том числе посредством создания эффективных механизмов последовательной реализации, корректировки и актуализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;

б) перехода распорядителей бюджетных средств к модели «квалифицированного заказчика», что предполагает создание системы формирования и выполнения стратегически значимых проектов, приемки научно-технических результатов и оценки результата их использования;

в) ориентации государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий;

г) расширения доступа негосударственных компаний к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах с государственным участием и создания гибких механизмов адаптации к изменениям рыночных условий на всех стадиях реализации этих проектов;

д) упрощения налогового и таможенного администрирования, а также создания существенных налоговых стимулов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;

е) развития инструментов возвратного, посевного и венчурного финансирования для создания и (или) модернизации производств, основанных на использовании российских технологий, а также создания субъектам предпринимательской деятельности, кредитно-финансовым структурам и физическим лицами условий для осуществления инвестиций в сферу исследований и разработок;

ж) развития системы научно-технологического прогнозирования, анализа мировых тенденций развития науки, а также повышения качества экспертизы для принятия эффективных решений в области научного, научно-технологического и социально-экономического развития, государственного управления, рационального использования всех видов ресурсов;

з) перехода к современным моделям статистического наблюдения, анализа и оценки экономической и социальной эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков.

35. Сотрудничество и интеграция. Международное научно-техническое сотрудничество и международная интеграция в области исследований и технологий, позволяющие защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия, достигаются путем:

а) определения целей и формата взаимодействия с иностранными государствами в зависимости от уровня их технологического развития и инновационного потенциала;

б) формирования и продвижения актуальной научной повестки государства как участника международных организаций, повышения уровня участия России в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования;

в) локализации на территории страны крупных международных научных проектов в целях решения проблем, связанных с большими вызовами;

г) развития механизма научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии;

д) реализации скоординированных мер поддержки, обеспечивающих выход российских научных, образовательных организаций и производственных компаний на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивного участия России в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению ее роли в формировании новых рынков.

Учитель школы №4 п.Алмазный приняла участие в числе экспертов стратегической секции

11 октября 2023 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась стратегическая сессия «Формирование гражданской идентичности и патриотизма как стратегическая задача российского образования (по материалам единого учебника)».

С приветствием к участникам сессии обратились Алексей Благинин, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, затем Максим Костенко, исполняющий обязанности ректора Академии Минпросвещения России.

В большом зале Московского педагогического государственного университета в смешанном формате собрались ведущие ученные эксперты страны, чтобы обсудить обсудить актуальные проблемы и пути их решения по формированию у обучающихся традиционных российских ценностей, гражданской идентичности и патриотизма в рамках изучения школьного курса истории (по материалам единого учебника истории).

С 04 по 24 сентября проводился Региональный конкурс «Лучший советник блогер – 2023» среди советников директоров по воспитанию школ и профессиональных организаций Республики Саха (Якутия).

Советники из Мирнинского района Анастасия Александровна Васильева, советник директора по воспитанию МБОУ «СОШ № 7» и Ольга Ефремовна Габышева, советник директора по воспитанию МКОУ «СОШ № 6» вошли в финал конкурса.

Преимущества для участников форума

Уважаемые участники Международного форума «Шаг в будущее»!

Приглашаем вас принять участие в олимпиаде школьников «Шаг в будущее». Олимпиада проводится по следующим профилям: математика, программирование, физика, биология, химия, компьютерное моделирование и графика, а также инженерное дело.

Участникам форума «Шаг в будущее» предоставляется возможность представить свой проект не только в рамках форума, но и на олимпиаде «Шаг в будущее» по профилю инженерное дело.

Олимпиада по профилю инженерное дело включает в себя соревнование одному из следующих предметов: математика, информатика, физика, биология, химия и защиту проекта на одной из секций МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ответственность родителей в случае самовольных уходов несовершеннолетних из дома!

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

Министерство экономики Республики Саха (Якутия) совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К.Аммосова объявляет конкурс эссе

Министерство экономики Республики Саха (Якутия) совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К.Аммосова объявляет конкурс эссе, посвященный Дню экономиста и 100-летию образования государственной плановой комиссии Якутской АССР.

Тема эссе: «Экономика будущего. Перспективы развития экономики Якутии к 2050 году».

К участию приглашаются студенты всех курсов вузов и ссузов по специальности "Экономика", а также учащиеся 9-11 классов.

Прием конкурсных работ осуществляется со 2 по 15 октября 2023 года в заочной форме.

Лучшие работы будут отмечены дипломами и памятными призами, всем участникам конкурса вручаются сертификаты участника.

В 23-ей школе кипит спортивная жизнь

В МАОУ «СОШ № 23 им. Г. А. Кадзова» посёлка Айхал большое внимание уделяется занятиям физкультурой и спортом. Учителя физической культуры стремятся к тому, чтобы их занятия влияли не только на развитие внешних физических данных, но и способствовали развитию интеллекта, кругозора учащихся. Поэтому воспитательные мероприятия школы направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте.

С началом нового учебного года наши ученики уже активно включились в спортивную жизнь посёлка и страны. Так школьники 3-4 классов участвовали в «Весёлых стартах» с ровесниками из СОШ №5 в зале СОК «Алмаз» посёлка Айхал.

Механизмы реализации настоящей Стратегии

42. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

43. Правительство Российской Федерации при участии Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее план), предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, создание механизмов выявления и актуализации больших вызовов, а также достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития страны, установленных настоящей Стратегией. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Стратегии и учитывается при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации.

44. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.

45. Для достижения результатов по приоритетам научнотехнологического развития Российской Федерации, установленных настоящей Стратегией, Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию формируются и утверждаются комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.

46. Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны, Порядок создания и функционирования указанных советов определяется Правительством Российской Федерации.

47. Координацию деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации осуществляет президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

48. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а таюке за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки должно зависеть также от результативности российских организаций, осуществляющих исследования и разработки.

Читайте также:  Основы христианской нравственности часть 2 начальная ступень священник андрей мекрюков елена момот 23170

49. Информация о результатах реализации плана подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в объеме и порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выработку и реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации.

50. Контроль за выполнением плана осуществляется Правительством Российской Федерации.

Мониторинг реализации настоящей Стратегии

51. В целях осуществления мониторинга реализации настоящей Стратегии Правительством Российской Федерации совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию устанавливаются перечень показателей ее реализации, динамика которых подлежит мониторингу, и значения отдельных (целевых) показателей, отражающих (в том числе в сопоставлении со значениями соответствующих показателей экономически развитых стран) уровень достижения результатов реализации и цели настоящей Стратегии, включая:

а) влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов;

б) состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций;

в) качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

52. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, анализ выполнения плана – президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

53. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии и выполнения плана отражаются в совместном экспертноаналитическом докладе Правительства Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию о научно-технологическом развитии страны, который представляется Президенту Российской Федерации не реже одного раза в три года.

54. Экспертно-аналитический доклад рассматривается Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, который по результатам рассмотрения доклада представляет Президенту Российской Федерации предложения о корректировке настоящей Стратегии и плана.

Награды в честь Дня учителя

5 октября в администрации района состоялось торжественное собрание, посвященное Дню учителя. 2023 год, как известно, объявлен в России Годом педагога и наставника, а для нашего района он еще и богат на юбилейные даты в сфере образования.

Так, школе Сюльдюкара исполнилось 95 лет, школам №1 – 65, №7 – 60, №15 – 40, ЦДО г. Мирный – 55. А система образования Мирнинского района в этом году отмечает 65 лет.

И.о. главы администрации района Дмитрий Ширинский в своем выступлении отметил, что День учителя нынче проходит в сложный исторический период. Сотни наших земляков в рамках специальной военной операции сражаются на рубежах Отечества, среди которых есть и педагоги.

Диагностические работы для обучающихся 11 классов

В целях обеспечения качественной организации по проведению диагностических работ (исследований) и повышения качества обучения будущих выпускников 11 классов общеобразовательных организаций Дальневосточного федерального округа проводятся диагностические работы (исследования) для обучающихся 11-х классов в 3 этапа: в октябре и декабре 2023 года, а также в апреле 2024 года.

В Мирнинском районе с 16 октября по 19 октября 2023 года 339 11-классников написали диагностические работы (исследования) по русскому языку, математике (базовый и профильный уровни), физике, химии и биологии.

Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации

13. Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших вызовов.

14. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации. При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества.

15. Наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации большими вызовами являются:

а) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;

б) демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе к росту угроз глобальных пандемий, увеличению риска появления новых и возврата исчезнувших инфекций;

в) возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;

г) потребность в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе;

д) качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;

е) новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности;

ж) необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепление позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

16. Глобальные изменения в организации научной, научно-технической и инновационной деятельности приводят к возникновению следующих значимых для научно-технологического развития Российской Федерации внутренних факторов:

а) сжатие инновационного цикла: существенно сократилось время между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок;

б) размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках;

в) резкое увеличение объема научно-технологической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней и изменение форм организации, аппаратных и программных инструментов проведения исследований и разработок;

г) рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, технологическое предпринимательство;

д) возрастание роли международных стандартов, выделение ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и разработках, и формирование научно-технологической периферии, утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым «донором».

17. Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них.

18. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире.

Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации

19. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.

20. В ближайшие 10 – 15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики; ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

21. Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-технологическим развитием. Ключевую роль в этом должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на собственную логику развития. Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства.

Читайте также:  Уроки тесты презентации конспекты

22. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.

23. Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих (в том числе и после 2030 года) приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива.

24. Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям:

а) импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции;

б) лидерство по избранным направлениям научнотехнологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы.

25. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран.

26. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым.

27. Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках.

Рейтинг научно-технологического развития регионов

В ноябре 2022 года Минобрнауки выпустило первый рейтинг научно-технологического развития регионов. В тройку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург и Томская область. Помимо этого, в топ-10 списка попали республики Башкортостан, и Татарстан, а также Новосибирская, Свердловская, Ульяновская, Московская и Нижегородская области.

Как отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков, этот рейтинг призван помочь ученым, предпринимателям и органам власти выстроить эффективные траектории работы, его можно использовать для развития исследовательского сектора, карьерных или бизнес-решений.

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

Например, представители компаний, ориентированные на наукоемкие технологии, смогут понять по рейтингу, какой регион им больше подходит для организации производства. Для этих целей в рейтинге разработан блок "Среда для ведения наукоемкого бизнеса". И, конечно, рейтинг станет хорошей подсказкой для молодых ученых и специалистов, которые мотивированы на профессиональное развитие и выбирают регион для развития своих компетенций, – сказал Валерий Фальков.

Уточняется, что всего для составления рейтинга используются 33 показателя, которые сгруппированы по 3 блокам: органы власти, среда для ведения наукоемкого бизнеса и среда для работы исследователей. Они рассчитывались на основе данных Росстата, Роспатента, Минпромторга, а также официальных интернет-порталов профильных организаций и институтов развития.

Рейтинг был сформирован по поручению президента России Владимира Путина, которое он отдал в феврале 2022 года. Эта задача вошла в перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию.

Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии

36. Реализация настоящей Стратегии должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства и привести к следующим результатам:

а) обеспечить готовность страны к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала;

б) повысить качество жизни населения, обеспечить безопасность страны и укрепление позиции России в глобальном рейтинге уровня жизни за счет создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов, товаров и услуг;

в) обеспечить технологическое обновление традиционных для России отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте на основе структурных изменений экономики России;

г) обеспечить продвижение российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки, рост доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на технологии и, как следствие, усиление влияния и конкурентоспособности России в мире;

д) создать эффективную систему организации исследований и разработок, обеспечивающую высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере исследований и разработок, рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки, привлекательность работы в России для наиболее перспективных исследователей и повышение роли российской науки в мире;

е) обеспечить рост влияния науки на технологическую культуру в России, повышение степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них разнообразных природных и социальных факторов, а также обеспечить повышение степени организации общественных отношений и содействовать предупреждению социальных конфликтов.

37. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России.

38. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии.

39. На первом этапе реализации настоящей Стратегии (2017 – 2019 годы):

а) создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научнотехнической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность Российской Федерации к большим вызовам;

б) осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные;

в) начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в настоящей Стратегии;

г) формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны;

д) создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности.

40. На втором этапе реализации настоящей Стратегии (2020 – 2025 годы) и в дальнейшей перспективе:

а) формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях;

б) реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы;

в) обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок.

41. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему.

Итоги районного конкурса рисунков «Спасатель – отвага, мужество, честь!»

Более 200 обучающихся приняли участие в конкурсе рисунков, который прошел в рамках месячника гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с 09 по 15 октября 2023 года.

В конкурсе приняли участие 14 образовательных организаций, в 4 возрастных категориях: до 7 лет, от 8 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.

Свои рисунки дети посвятили сотрудникам МЧС России, работе спасательных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также героизму советских граждан в годы Великой Отечественной войны.

Из 210 работ экспертная комиссия в составе 3 человек: председатель комиссии Инженер ООСПиП 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по РС(Я) Майдарханова Б. С., главный специалист ОФиВПВ МКУ «МРУО» Акимова Р.Н., главный специалист ОВиДО МКУ «МРУО» Хунгуреева А.А., определила победителей и призеров в каждой возрастной группе.

Об итогах проведения оборонно-спортивного турнира «Всегда Готов!»

Сегодня в нашем обществе растёт осознание значимости физической культуры и спорта. И формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт буквально всех россиян – «от мала до велика», становится поистине задачей стратегической важности.

С целью пропаганды здорового образа жизни, а также воспитания гражданственности и патриотизма у несовершеннолетних с 16 по 20 октября 2023 года проводился дистанционный оборонно-спортивный турнир «Всегда Готов!» среди обучающихся общеобразовательных организаций МО «Мирнинский район», в котором приняли участие 120 обучающихся из 15 общеобразовательных организаций Мирнинского района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *