Основы религиозных культур и светской этики
Информация для родителей
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы религиозных культур народов России;
- Основы светской этики.
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.
Процесс выбора модуля
Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Процедура выбора модуля
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Важные детали
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Ежегодно в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга проводится выбор одного из 6-ти модулей обязательного учебного курса Основы религиозных культур народов России и светской этики (ОРКСЭ) родителями учащихся 3-х классов для своих детей на предстоящий учебный год:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы религиозных культур народов России;
- основы светской этики.
Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.
Изменение выбора
В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.
Первые 4 модуля ОР КСЭ
Первые 4 модуля ОР КСЭ – конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания – христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.
Модуль Основы религиозных культур народов России
Модуль Основы религиозных культур народов России знакомит с элементарными представлениями об истории и особенностях основных религий мира, с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.
Модуль Основы светской этики
Модуль Основы светской этики формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.
Модуль Основы православной культуры
Модуль Основы православной культуры имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.
Комплексный учебный план курса
Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы религиозных культур народов России.
- Основы светской этики.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса
Цель учебного курса ОРКСЭ:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Место комплексного учебного курса в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Он служит важным связующим звеном между двумя этапами образования и воспитания школьников. Учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета Окружающий мир и предваряет начинающееся изучение предмета История. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Структура комплексного учебного курса (34 часа)
- Блок 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
- Блок 2: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов).
- Блок 3: Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов).
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители.
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учебные пособия для комплексного учебного курса
Учебные пособия Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы религиозных культур народов России и Основы светской этики подготовлены для 4 классов начальной школы.
Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Урок по Орксэ. Модуль Основы православной культуры. Тема Пасха
Тема: Пасха
Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи урока:
- Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
- Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.
Публикация Урок по Орксэ, Модуль „Основы православной культуры“, Тема „Пасха“ размещена в разделах
Лилия Борисовна Подбельцева
3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об их исторической роли в становлении Российского государства. Основные понятия : Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитофон, карточки со словами
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей.
О миг священный.
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной.
– Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»
– Верно – это Пасха.
II. Подготовка к новой теме.
– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
III. Подготовка к восприятию.
Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день.
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)
(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Ученик 2. Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.
Ученик 3. Пасха наступила –
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Ученик 5. Летят слова в простор небес:
И рады люди всей земли,
Что силы мрака не смогли
Заполонить собою мир,
И ждет Христос на брачный пир
В небесный град всех прихожан
Из разных стран.
И нет возвышенней чудес,
Чем это чудо всех времен:
Ученик 6. Воистину – Сын Бога Он!
Поздравляю с лаской,
С богоданной пасхой –
Чудом из чудес.
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет полна чудес!
IV. Работа по теме урока.
– История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия
Христос вернулся к жизни – воскрес.
– Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)
Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28
Запись в тетради, что такое Воскресение.
Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.
Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)
– воскресение – день возобновления жизни;
– Пасха – «переход», «избавление», «освобождение»;
– Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»
А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило – это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
– А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)
– За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
-А что такое пост? (ответы детей)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.
– Кто знает, что значит разговляться (возможные ответы детей)
– Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.
– Радостное событие Воскресения в православной культуре
отражено, в том числе и на иконах.
Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного
приложения. Дети рассматривают иконы под руководством
учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.
– Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная
смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)
Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.
– Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,
которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –
праздник воскресения к жизни.
Запись в тетради понятие Пасхи.
-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о
(Приводится пример из учебника на странице 29).
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
VI. Продолжение работы по новой теме.
Работа с учебником.
Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.
Работа с интерактивным моментом.
– Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?
(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная
пасха) К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. По преданию, он ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!
Люди стали считать, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.
Крашенка – это окрашенное варенное яйцо.
А писанка – это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров – символов, магических знаков-оберегов.
Рыба – символ Христа.
Завитки и спирали – знаки космической силы.
Треугольник с точками – это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.
Листья дуба, сосны, ясеня – это символы древа жизни.
Цветы на писанках – это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.
Зеленые сердечки – символ любви (девушки дарили парням).
Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет – цвет радости, жизни; желтый – знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой – цвет неба; коричневый и черный – цвет земли; синий – цвет ноги, цвет тайных духов.
Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.
Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.
А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.
С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.
Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.
К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 – 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи
VII. Групповая работа – Пасхальные игры.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.
2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!
(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)
VIII. Подведение итогов урока. (Чтение стихов учащимися)
1 ученик Сердце с бедами свыкнется –
Но когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
2 ученик Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднует семьей.
Рано утром разговеемся
По укладу стариков.
И любить и жить надеемся
Еще тысячу веков.
3 ученик Соберемся, не рассоримся,
Есть надежда – будем жить.
Пахнет терпкая акация,
Возвращайся, празднуй, нация,
Пасху русскую свою.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4. В чем состоит христианский пост?
5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!
учитель начальных классов
«Просвещение» Учебник « Основы православной культуры»
Цель и задачи сформировать представление о семье как о базовой ценности общества;
ознакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи,
ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;
познакомить с таинством венчания;
сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться
развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства,
с темой урока;
обогащать словарный запас детей.
Участники: обучающиеся 4 класса
подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала;
проект « Моя семья»
«Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради у учащихся, компьютер, проектор.
слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа
Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина,
УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
бладают знаниями о семье и необходимости бережного и ответственного отношения
меют представление о понятии « Христианская семья»
аботают над проектом «Моя семья»
олучат первоначальные навыки извлечения существенной информации из
УУД, различных источников.
олучат первоначальные навыки постановки учебной задачи.
частвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Формы контроля 1.Тестовые задания по вопросам предметного содержания урока.
и диагностики
достижения результатов 2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.
Литература * Учебник « Основы православной культуры»
основная и
дополнительная * С.И. Ожегов
* желтое, красное солнышко, пословицы.
Интернет – ресурсы * электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»
* мультимедийная презентация
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему « Христианская семья»
Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
При ответе каждый свою руку протягивает соседу.
Отвечают дети
Меня любят за то, что я помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, аккуратный и хорошо учусь
Создание положительного эмоционального настроя
на усвоение учебного материала.
2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
– Отгадайте ребус. 7-я
Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
– Прошу сформулировать тему и цель урока.
– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья»,
что же оно в себя включает, т в понятие «христианская семья»,
что такое венчание, что обозначает
Мы будем говорить о семье
Записывают тему урока в тетради.
Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного
Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Актуализация имеющихся знаний по теме.
Применение знаний и умений.
-Итак, тема нашего урока «Христианская семья»
-Кто создал христианскую семью, первую?
-Скажите, а какой должна быть Христианская семья?
-На чем основана христианская семья? (Главное в семье, как и вообще в православной традиции, – Любовь)
«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от гречобрание), в которой присутствует Бог и человек.
-Какие качества должны быть в христианской семье?Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являютсяам Спаситель, Пресвятая Богородица, святые
Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!
Давайте улыбнемся и мы ему в ответ и запишем на лучиках нужные для семьи слова и прикрепим на доску к нашему солнышку.
– Ребята, у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
– Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
– Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова « семья» там. , 1. Группа живущих вместе близких родственников.
Слово Семья в словаре Д.Н. УшаковаГруппа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».
– Бывает так, что люди, не всегда живут вместе, но они никогда не забывают, что они семья,ся друг о друге. А самое главное они родные друг другу.
Давайте узнаем, а как появилось слово «семья».
Дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания.
Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.
Читает подготовленный ученик.
Стихотворение « Как появилось слово семья
(читает подготовленный ученик) Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя
– «Я, я, я» – Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья
Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.
Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.
Уметь слушать и слышать понимание речи других.
Обобщение и систематизация знаний.
Информационная работа в парах
Контроль и усвоение знаний
– А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.
– С чем сравнивает семью автор учебного пособия?
– Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
Перед вами лежат ромашки. А что означает ромашка? (Ответы детей).
-Ромашка-это символ семьи.
А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности
-Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Образцом супружеской святости стали Благоверный князь Пётр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь «» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
семьи. Это царская семья Романовых.
Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми . Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер , — они умерли мучениками за человечество
Напишите на лепестках ромашки, какой должна быть семья (имена прилагательные). Работа в парах.
– А сейчас продолжаем работать в парах.
(1и 2 абзац)
Найдите ответ в тексте. На чем основана семья?
– Прошу озвучить результаты работы от пары
-А какое событие предшествует семейной жизни в православии – венчание)
-А сейчас поговорим о венчании. А что это?
презентации « Венчание» Учитель рассказывает о венчании. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания.
здавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. А перед венчанием молодые люди просили у родителей благословения. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Для совершения обряда необходимы: Спасителя и Божией Матери которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. – знак вечности и неразрывности брачного союза. знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.
А кто становился главой семьи? Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но : «Если кто о своих и о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверно»
Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать – недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели.И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.
Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.
Поисковое чтение в парах
Что такое семья?-(1пара) венчание- (2 пара),
про венец и кольцо, что они означают-(3пара.) (слайд 5.6.7)
об отношениях в семье, тактичность (4пара.) – Зачитайте подчеркнутую информацию.
Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?
Работа с тестовыми заданиями.
1. Церковное таинство бракосочетания:
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
* Долгая жизнь
* Единство любви и испытаний.
3. Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
– Работа с пословицей. Запись на слайде 1 части посл.
для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.
«Семья без детей, что цветок без запаха
– К какой же мысли привела нас русская пословица?
– Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.
– Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.
Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.
– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.
– Давайте почитаем вместе.
ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.
А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети
А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?
– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.
Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.
– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.
– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод
* Дисциплина в семье.
* Молитва.
А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.
А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.
Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.
– В чем особенность христианской семьи?
– Какую семью называют дружной?
. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».
Дружба, мир и покой в семье всего дороже.
клад, коли в семье
Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.
-Вы многое узнали, были активными.
Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней
* Найти и прочитать стихотворение о семье.
* Составить генеалогическое древо семьи
* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.
– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.
Наша дружная семья:
рат и я.
Спортом любим заниматься,
И конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья.
Мама, папа, брат и я. (прыжки)
Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение
Семья – наш дом, наша защита, наша опора.
Дети отвечая, рассуждают на тему.
Ребята работают в паре
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.
ети работают с текстом парами и подчеркивают
Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.
У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.
Дети дома должны посмотреть пословицы о семье
(это 5 заповедь.)
Дети читают хором.
(это порядок, нам надо слушаться своих родных
бывать в церкви и общаться с богом).
Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.
Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.
Дети записывают домашнее задание.
Снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых.
о христианской семье
Развитие творческих способностей.
Поиск и выделение
Развитие речи. Связь
с уроками русского языка
Восприятие и
новых знаний о семье.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
активности учеников, выборочного чтения.
Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень
Подводят итоги своей деятельности.
Контроль и усвоение знаний.
Рефлексия (выбери правильный ответ)
1. Церковное таинство бракосочетания:
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
* Долгая жизнь
* Единство любви и испытаний.
3. Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
1. Церковное таинство бракосочетания:
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
* Долгая жизнь
* Единство любви и испытаний.
3. Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
Цитаты про любовь и дружбу
Презентация на тему порядочность
Зачем человеку нужна Дружба
Дружба с детства цитаты
Классный час на тему Дружба
Афоризмы про дружбу для детей
Презентация по теме Дружба и порядочность
Дружба и честность цитаты
Отличительные черты дружбы
Ситуации про дружбу
Этикет для дошкольников
Честность и верность это дорогой подарок
Классный час Дружба
Трям Здравствуйте герои
Проект по ОРКСЭ 4 класс на тему Дружба
Дети в кругу мультяшные
Афоризмы про честность и порядочность
Плакат на тему Дружба
Ситуации про дружбу
Внеклассные занятия о дружбе
Презентация на тему Дружба по ОРКСЭ
Урок на тему Дружба
Урок дружбы презентация
Дружба и порядочность проект
Поддержка близких людей
Дружба и порядочность проект
Высказывания о дружбе
Цитаты про любовь и дружбу
Беседа о дружбе
Красивые стихи о дружбе
Этика и этикет
Презентация на тему Дружба
Ситуации про дружбу
Детям о дружбе
9 Июня Международный день друзей
Презентация по теме Дружба
Детям о дружбе
Кто такой товарищ
Дружба и порядочность
Красивые цитаты про дружбу
Дружба это отношения основанные на взаимной привязанности доверий
Поговорки на тему Дружба
Проект по этике на тему Дружба
Проект на тему Дружба
Законы дружбы для детей
Цените настоящую дружбу
Правила школьной дружбы