Урок по орксэ модуль основы православной культуры тема пасха

Урок Основ православной культуры: праздник Пасха

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ. Этот урок посвящен религиозным культурам, где можно изучить определенную религию или рассмотреть мировые религии в целом. Если ученик не хочет касаться религиозной тематики, есть возможность выбора модуля Светская этика, но полностью отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Что изучается на уроке ОРКСЭ

На уроке ОРКСЭ дети изучают различные религии и их историю. В зависимости от выбранного модуля, ученики могут познакомиться с основами православной, исламской, буддийской, иудейской культур или мировых религиозных культур. Одним из распространенных модулей является Основы православной культуры.

Пример урока по ОРКСЭ

Учитель: Лилия Борисовна Подбельцева
Тема урока: Пасха
Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями
Задачи урока:

  1. Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков.
  2. Развивать умение выделять существенную информацию из текстов и готовность вести диалог.

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Цель курса – познакомить детей с культурными и религиозными традициями многонационального населения России и научить их вести диалог с представителями других мировоззрений.

Что такое ОРКСЭ?

Курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) был введен в расписание некоторых российских регионов в рамках эксперимента в 2010 году. С 2012 года курс стал обязательным и состоит из шести параллельных модулей, включая модуль по православной культуре. Дети изучают этот предмет в четвертом классе.

Оценки за ОРКСЭ

В отличие от других предметов, за ОРКСЭ дети не получают оценки, только отметку зачтено. В конце курса дети готовят и защищают проекты, но это не является обязательным. Каждая школа имеет свои подходы к проведению уроков по ОРКСЭ.


Разделение информации на подзаголовки и абзацы делает текст более читаемым и структурированным. Вот ваш текст в формате Markdown.

Рабочие листы по ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса


Тема: Свобода и моральный выбор

Блок 1. Тренажёр. 6 заданий

Задание 1. Кто стоит перед моральным выбором? Обведи

Задание 2. Составь список

Задание 3. Собери слова из слогов

Задание 4. Напиши небольшой рассказ по иллюстрации

Задание 5. Дай определение

Задание 6. Как, по-вашему, должны поступить эти люди?


Блок 2. Ответы на задания

Публикации автора: 248 шт.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов

  • Развитие интереса к окружающему миру

  • Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны

  • Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников

Особенности курса ОРКСЭ:

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.

В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.


Источники:

Основы религиозных культур и светской этики

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Основное содержание курса

  1. Введение в православную духовную традицию
    • Введение в православную веру
  2. Культура и религия
    • Во что верят православные?
  3. Добро и зло в православной традиции
    • Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  4. Отношение к труду
    • Долг, ответственность, милосердие
  5. Православие в России
    • Православный храм, святыни
  6. Символический язык православной культуры
    • Христианское искусство, иконы, фрески

Этика и нравственность

  • Этика как наука о нравственной жизни
  • Изучение правил общения
  • Понятие этикета и его значение
  • Развитие добрых чувств и чувства Родины

Нравственные истины

  • Судьба и Родина
  • Душа обязана трудиться
  • Этика поступков и их влияние на характер

Основы религиозных культур

  • Древние верования
  • Религии мира и их основатели
  • Священные книги религий
  • Человек в религиозных традициях мира
  • Искусство в религиозной культуре

Курс Основы религиозных культур и светской этики в школе №57 организован таким образом, что школьники, выбравшие модуль для изучения, получают общие представления о содержании других модулей. На уроках учащиеся представляют свои творческие работы, используя как традиционные, так и современные обучающие технологии.

Курс будет преподаваться один час в неделю на протяжении учебного года. Преимуществом обучения является ориентация образовательного процесса на потребности социокультурных групп в российском обществе, а также свободный выбор модуля для изучения со стороны родителей несовершеннолетних учащихся.

Религии России: Моральные аспекты

Религия играет важную роль в формировании моральных ценностей в обществе. В различных религиях мира существуют нравственные заповеди, которые ориентируют верующих на правильное поведение.

Нравственные заповеди в религиях мира

Многие религии учат своих последователей крепким нравственным принципам. Например, христианство учит о любви к ближнему, доброте и милосердии. Ислам предписывает покорность аллаху, справедливость и помощь нуждающимся. Буддизм проповедует ненасилие, сострадание и осознанность. Иудаизм подчеркивает важность справедливости, братства и верности.

Религиозные ритуалы

Религиозные ритуалы и обряды также играют важную роль в обществе. Они помогают верующим укреплять свою веру, отмечать важные события и обряды в жизни. Например, христиане отмечают таинства, мусульмане проводят намаз и постятся, буддисты медитируют и читают молитвы, а евреи служат в синагоге и отмечают праздники.

Семейные ценности и социальные проблемы

Семья и семейные ценности играют также важную роль в религиозной жизни. В различных религиях подчеркивается значение ответственности, учения, труда и свободы. Эти ценности помогают сформировать крепкие семейные отношения и воспитать детей в духе нравственности и уважения.

Милосердие и забота о слабых

Религиозные учения также наставляют верующих на милосердие, заботу о слабых и взаимопомощь. Различные религии призывают к благотворительности, помощи нуждающимся и поддержке социальных программ. Это способствует решению социальных проблем в обществе и создает благоприятное окружение для всех людей.

Религиозные культуры в искусстве

Религиозные ритуалы и обычаи часто находят отражение в искусстве. Церковная архитектура, музыка, живопись и литература играют важную роль в религиозной культуре. Например, иконопись в православии, каллиграфия ислама, мандалы в буддизме, обряды в иудаизме – все это отражено в искусстве различных религий и олицетворяет их духовные ценности и учения.

Календари и праздники

Религиозные календари и праздники также играют важную роль в жизни верующих. Они отражают важные даты и события из истории и учений религии, позволяя верующим отмечать их и почитать свою веру. Праздники часто сопровождаются религиозными обрядами, молитвами, постом и благотворительностью.


ОРКСЭ: Образовательно-религиозные курсы по основам светской этики.

Один из примеров свободы можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников ощущает тяжесть жизни, потому что он не может жить по своим убеждениям и страдает от противоречия между своей внутренней свободой и ограничениями общества. Только когда Раскольников осознает свою свободу и берет на себя ответственность за свои поступки, он находит истинное благополучие.

Другой пример свободы можно привести из жизни. Для многих людей свобода заключается в том, чтобы иметь возможность выбирать свою профессию, путешествовать, общаться с людьми, которых они хотят, и жить на своем уровне благосостояния. Однако, даже в таких условиях, свобода всегда ограничена, и человек должен принимать решения, которые могут повлиять на его жизнь и на жизнь других людей.

В заключение, свобода — это важный аспект жизни, который позволяет человеку развиваться и реализовывать свой потенциал. Свобода требует ответственности, и человек должен осознавать свои действия и их последствия. Независимо от того, как мы определяем свободу, важно помнить, что она является неотъемлемой частью нашей жизни и требует уважения и защиты.

Читайте также:  Как написать в школу заявление по семейным обстоятельствам

Вариант 2

Свобода — это состояние, при котором человек свободен от внешних ограничений и может самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с собственными убеждениями и желаниями. Для меня свобода — это не только отсутствие прямого насилия или запретов, но и возможность реализации своих потенциалов и желаний без ограничений со стороны других людей или общества.

Примером из литературного текста русской литературы может служить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников ищет свободу, но его ограничивает внутреннее чувство вины и страх перед наказанием за совершенное им убийство. Он не может полностью освободиться от своих внутренних ограничений и страдает от этого.

Примером из жизни может быть история Нельсона Манделы, который боролся за свободу своего народа от апартеида в Южной Африке. Он провел 27 лет в тюрьме за свои идеалы и борьбу за свободу своего народа. Однако, даже в тюрьме он не потерял свою внутреннюю свободу и продолжал бороться за свои убеждения.

Таким образом, свобода — это важное понятие для каждого человека, она помогает нам реализовывать свой потенциал и принимать решения в соответствии с собственными убеждениями. Однако, свобода не должна нарушать права других людей или вредить обществу в целом.

Свобода — это возможность человека действовать и выражать себя без каких-либо ограничений и препятствий. Это состояние, когда человек чувствует себя свободным в своих мыслях, поступках и выборах. Для меня свобода — это одно из самых важных человеческих прав, которое необходимо защищать и сохранять.

Я считаю, что свобода включает в себя не только отсутствие физических оков, но и свободу мысли и слова. Каждый человек имеет право на свое мнение и должен иметь возможность выражать его, не боясь за свою безопасность или свое будущее.

Примером из русской литературы, иллюстрирующим значение свободы, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников стремится освободиться от тирании общества и норм, чтобы следовать своим убеждениям. Он осознает, что истинная свобода заключается в том, чтобы жить в соответствии со своими принципами, а не согласно общепринятым нормам.

Примером из жизни может быть борьба за свободу слова и выражения своего мнения. В различных странах мира, люди выступают против цензуры и политических репрессий, чтобы сохранить свою свободу и не подчиняться навязанным правительством нормам.

В заключение, свобода — это необходимое условие для развития личности и общества. Мы должны бороться за сохранение своих прав на свободу и защищать свободу других людей, чтобы обеспечить настоящую демократию и гражданское общество.

Вариант 4

Свобода – это понятие, которое часто упоминается в нашей жизни, однако не каждый может точно определить его. Для меня свобода – это возможность самостоятельно принимать решения, выбирать свой жизненный путь и не ограничивать себя чужими мнениями или нормами общества. Свобода – это отсутствие физических, политических или социальных ограничений, которые могут помешать человеку жить по-своему.

Я определяю свободу таким образом, потому что верю, что каждый человек должен иметь право на свободу выбора и действий. Конечно, есть определенные правила и законы, которые нужно соблюдать, но в рамках этих правил каждый должен иметь право на собственные решения и поступки. Человек, который не ограничен в своей свободе, может достигнуть большего в жизни, обрести счастье и удовлетворение от жизни.

Примером из русской литературы, который иллюстрирует значение свободы, может служить роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой, Мастер, стремится к свободе творческого самовыражения и не желает подчиняться догмам общества. Он даже готов пожертвовать своей жизнью ради свободы выражения своих идей. Этот пример показывает, что свобода может быть важнее чем жизнь, когда речь идет о самовыражении и творчестве.

Второй пример, который можно привести, это пример из жизни. Для меня свобода означает возможность выбора профессии и места жительства. Недавно я переехал в другой город, потому что нашел там интересную работу. Я мог остаться на месте и работать в местном предприятии, но я выбрал свободу выбора и решил сделать шаг в неизвестность. Сейчас я счастлив и доволен своим выбором, потому что моя свобода выбора дала мне возможность реализоваться как профессионал и как личность.

В заключение, свобода – это одно из самых важных понятий в жизни каждого человека.

Вариант 5

Свобода — это понятие, которое имеет множество определений, но я бы определил его как возможность делать то, что хочется, не нарушая прав и свобод других людей. Свобода — это право каждого человека на самостоятельность, на принятие решений и на выбор пути своей жизни.

Я определяю свободу таким образом, потому что это позволяет нам жить в гармонии друг с другом и с окружающей средой. Когда мы сами выбираем, что делать и как поступать, мы чувствуем себя увереннее и ответственнее за свои поступки. В то же время, мы не нарушаем прав и свобод других людей, что позволяет нам жить в мире и гармонии.

Пример из литературного текста, который демонстрирует значение свободы, можно найти в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Главный герой Родион Раскольников хотел свободы от бедности и унижения, которые он испытывал, и для этого совершил убийство. Однако, после этого он был захвачен чувством вины и страданий, и только когда он признал свою вину и попросил прощения, он нашел истинную свободу.

Второй пример можно найти в жизни. Например, в некоторых странах женщины не имеют полной свободы выбора своей жизни. Им запрещено работать, учиться и даже выходить из дома без сопровождения мужчины. В такой ситуации женщины не могут жить полноценной жизнью и не могут реализовывать свои мечты и потребности. Однако, когда правительство обеспечивает свободу и равенство для всех граждан, женщины получают возможность учиться, работать и жить свободно, что приводит к лучшей жизни для всех членов общества.

В заключении, свобода — это не только право каждого человека, но и ответственность. Мы должны использовать свободу для добра и не нарушать прав и свобод других людей. Только тогда мы сможем жить в мире и гармонии друг с другом и окружающей средой.

Вариант 6

Свобода – это состояние, при котором человек не имеет ограничений в выборе своих действий и жизненного пути. Она предполагает отсутствие принуждения со стороны других людей или общества в целом.

Я считаю, что свобода – это одно из самых важных прав человека, так как она позволяет ему реализовывать свой потенциал и жить своей жизнью так, как он сам считает нужным. Кроме того, свобода помогает человеку развивать свой творческий потенциал и принимать решения, которые могут изменить мир к лучшему.

Одним из примеров свободы в литературном произведении является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников страдает от ограничений, наложенных на него обществом. Он считает, что он обладает свободой выбора и решает убить старушку-процентщицу, чтобы улучшить свои жизненные условия. Однако это приводит к его падению и пониманию того, что свобода не должна приводить к ущербу другим людям.

Второй пример свободы можно найти в жизни. В наше время многие люди стремятся к свободе от конформизма и стандартов, налагаемых обществом. Они строят свою жизнь так, как им хочется, не обращая внимания на мнение других людей. Например, многие молодые люди отказываются от традиционных профессий и занимаются творческой деятельностью, чтобы найти свою собственную свободу и вдохновение.

В итоге, свобода – это важное понятие, которое является основой для развития личности и общества в целом. Но в то же время свобода не должна приводить к нарушению прав других людей и общественных норм. Важно помнить, что свобода сопряжена с ответственностью, и ее следует использовать с умом и заботой о других людях.

Вариант 7

Свобода — это состояние, когда человек имеет возможность выбирать свой путь жизни и действовать в соответствии с собственными убеждениями, без ограничений со стороны общества или власти. Для меня свобода — это основное право каждого человека на самоопределение и самореализацию, и в тоже время это несет ответственность за свои действия.

Многие писатели, как русские, так и зарубежные, обращались к теме свободы. Например, в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского, главный герой Родион Раскольников чувствует себя свободным, когда принимает решение убить злодейскую старуху. Но в то же время, он становится заключенным в своих мыслях, его совесть мучает его за совершенное преступление, и он осознает, что свобода не означает безответственность.

Читайте также:  Презентации по основам религиозных культур

Также в нашей жизни мы можем увидеть пример свободы, когда люди добровольно участвуют в благотворительных организациях, помогают людям, животным или занимаются спортом. Например, футболисты, которые работают над своей формой и тренируются каждый день, чтобы достичь успеха в своей карьере. Они имеют свободу выбора, как тратить свое время и как достичь своих целей.

Таким образом, свобода — это не только право на свободу выбора и самоопределение, но и ответственность за свои действия и последствия. Писатели и люди из жизни нам показывают, что свобода должна использоваться мудро и сознательно.

Вариант 8

Свобода — это состояние, когда человек не ограничен никакими внешними факторами в выборе своего поведения и действий. Это позволяет человеку самому контролировать свою жизнь и принимать решения в соответствии с собственными убеждениями и желаниями.

Я определяю свободу таким образом, потому что считаю, что каждый человек имеет право на самоопределение и самореализацию. Однако, часто бывает, что наша свобода ограничивается социальными, политическими и экономическими факторами, что может приводить к несправедливости и несвободе.

Примером того, как свобода может быть изображена в литературном произведении, является «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В романе Мастер, главный герой, стремится к свободе творчества и самовыражения, несмотря на жестокие ограничения, наложенные на него советским режимом. Он жертвует всем, включая свою жизнь, чтобы сохранить свою свободу мысли и творчества.

Вторым примером может служить борьба за гражданские права в США в 60-х годах прошлого века. Многие афроамериканцы столкнулись с ограничениями своих гражданских прав и были вынуждены бороться за свою свободу. Мартина Лютера Кинга и его адвокатов можно назвать героями борьбы за свободу и равенство.

В заключение, свобода — это очень важное понятие в нашей жизни. Она позволяет нам принимать решения и жить в соответствии со своими убеждениями и желаниями. Но мы должны также помнить, что наша свобода имеет границы и не должна нарушать права других людей.

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Урок по орксэ модуль основы православной культуры тема пасха

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей.

О миг священный.

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной.

– Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»

– Верно – это Пасха.

II. Подготовка к новой теме.

– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

III. Подготовка к восприятию.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день.

На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Ученик 3. Пасха наступила –

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

Ученик 5. Летят слова в простор небес:

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Ученик 6. Воистину – Сын Бога Он!

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой –

Чудом из чудес.

Из полуденных краев.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес!

IV. Работа по теме урока.

– История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия

Христос вернулся к жизни – воскрес.

– Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века.

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

– воскресение – день возобновления жизни;

– Пасха – «переход», «избавление», «освобождение»;

– Иисус – «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило – это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

– А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

– За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

-А что такое пост? (ответы детей)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

– Кто знает, что значит разговляться (возможные ответы детей)

– Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Читайте также:  Ну как загрей с мамой поговорил или обзор игры hades

– Радостное событие Воскресения в православной культуре

отражено, в том числе и на иконах.

Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного

приложения. Дети рассматривают иконы под руководством

учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

– Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная

смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)

Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

– Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,

которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятие Пасхи.

-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

(Приводится пример из учебника на странице 29).

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

VI. Продолжение работы по новой теме.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом.

– Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная

пасха) К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. По преданию, он ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!

Люди стали считать, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка – это окрашенное варенное яйцо.

А писанка – это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров – символов, магических знаков-оберегов.

Рыба – символ Христа.

Завитки и спирали – знаки космической силы.

Треугольник с точками – это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.

Листья дуба, сосны, ясеня – это символы древа жизни.

Цветы на писанках – это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

Зеленые сердечки – символ любви (девушки дарили парням).

Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет – цвет радости, жизни; желтый – знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой – цвет неба; коричневый и черный – цвет земли; синий – цвет ноги, цвет тайных духов.

Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.

С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.

К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 – 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока. (Чтение стихов учащимися)

1 ученик Сердце с бедами свыкнется –

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

2 ученик Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднует семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Еще тысячу веков.

3 ученик Соберемся, не рассоримся,

Есть надежда – будем жить.

Пахнет терпкая акация,

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Родителям на заметку

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Урок по орксэ модуль основы православной культуры тема пасха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *