Исследование слова Доброта
Внеклассные мероприятия по рус. яз. 1-4 кл.
л.
презентация, статья 28.03.2014
Порядок вывода комментариев:
- Благодарю за материал: Исследование слова
- Владимир Александрович, рада, что заглянули и просмотрели нашу совместную работу – ученика и родителей. Труд здесь огромный был вложен, конечно же.
- Римма Юрьевна, спасибо за доброту: за ларец с дарами доброты, за соседей любви, за работу, сделанную с любовью. Отдельно спасибо семье Глазыриных.
- Наталья Геннадьевна, я рада, что работа привлекла Ваше внимание. Совместная работа учителя и семьи здесь видна. Много труда вложено в эту работу! Спасибо за отзыв.
- Спасибо, Римма Юрьевна, за ресурс о доброте. Много о ней говорим, но лишний раз не помешает.
- Татьяна Владимировна, я рада, что работа Вам понравилась и пригодится в вашей воспитательной работе.
- Римма Юрьевна, работа, выполненная семьёй Глазыриных – интересна. Взяла себе на заметку, получится чудесный актуальный проект. Спасибо!
- Рада, что понравился ресурс. Спасибо за внимание к ресурсу.
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии Пущино программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали врукопашную, теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно упростить работу учителя.
- Наговицина Ольга Витальевна
- учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
- Лосеева Татьяна Борисовна
- учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
- Язенина Ольга Анатольевна
Вся представленная отзывами информация носит публичный характер и была представлена с целью поделииться положительным опытом использования представленных товаров и услуг.
Отзывы о вебинарах
Учитель начальных классов, ОГБОУ Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска
Отзыв о вебинаре Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без воды. Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Отзывы о продукции
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Учебный материал
Учитель: Шеина Н.В.
Школьная карта урока ОРКСЭ – Основы религиозных культур и светской этики
Тема: Милосердие в жизни
Цели урока:
- Познакомить с понятием милосердие
- Развитие нравственного суждения
- Сохранение цели деятельности
- Формирование понимания моральных и духовных ценностей человека
- Воспитание уважительного отношения к другим
Материал урока:
- Групповая, фронтальная, индивидуальная работа
- Литературное чтение, изобразительное искусство
Работа на уроке:
Организация урока
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о милосердии. Как вы понимаете это слово?
Работа над словом
Ребята, что для вас означает милосердие? Вместе обсудим и раскроем это понятие нашего урока.
А.И.Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс
Надеюсь, данное оформление упростит вам восприятие информации. Спасибо!
Милосердие: знак доброты и уважения
Милосердие – это понятие, которое включает в себя доброту, уважение, любовь к людям, стремление приносить пользу и радость окружающим. Как оно выражается, и как мы можем применить его в повседневной жизни? Давайте разберемся.
Происхождение слова милосердие
Слово милосердие состоит из двух корней: мил и серд. Проанализируем родственные слова с каждым из этих корней:
Корень мил
- Милый
- Помиловать
- Милость
- Милостыня
Корень серд
- Сердце
- Сердечный
Сердце и милосердие
Положите ладонь на свое сердце. Вы слышите его стук? Это и есть стук вашего сердца, который можно услышать, находя пульс на запястье. Сердце – это орган, символизирующий чувства и сострадание.
Пример из сказки Х.К.Андерсена
Как удалось принцессе Герде растопить ледяное сердце мальчика Кая? Своей любовью и добрыми словами она смогла вернуть его к чувствам.
Работа с антонимами
Ласковое и доброе слово способно согреть душу, как солнышко. Найдем антонимы к некоторым словам:
- Грубый – Ласковый
- Злой – Добрый
- Жадный – Щедрый
- Грустный – Веселый
- Лживый – Правдивый
Работа в группах
Вспомним правила работы в группе и важность взаимодействия:
- Работать тихо и спокойно.
- Не перебивать других.
- Высказывать свое мнение вежливо.
- Назначить ответственного в группе.
Милосердие в толковых словарях
Попробуйте найти определения понятия милосердие в толковых словарях разных авторов. Это позволит лучше понять его значение и значение для нашей жизни.
Сказочные герои и милосердие
Вспомним сказочных героев, которые отличались милосердием и добротой:
- Иван-царевич
- Золотая рыбка
- Морозко
- Золушка
Пословицы о добре и милосердии
В работе с пословицами выявим и укрепим понимание доброты и милосердия в нашей жизни:
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро, будешь сам без беды.
Работа с произведением Л.Н.Толстого Старый дед и внучек
Исследуем работу Л.Н.Толстого Старый дед и внучек и узнаем, какие уроки о доброте и милосердии можно извлечь из этого произведения.
Милосердие – это доброта, уважение и сострадание к другим. Давайте стараться быть более милосердными в повседневной жизни и делиться этим своим добрым накалом с окружающими.
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорив: Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Урок доброты
Маленький мальчик научил своих родителей быть добрее. Ребята, а какие вы совершили добрые дела в классе, дома, на улице? Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку. Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.
Работа по учебнику
- Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос О какой нравственной истине должен помнить каждый человек.
- Найдите и прочитайте: Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни.
Благодарность
Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради. Какое самое короткое, но очень важное слово благодарности (Спасибо)? Прочитайте изречения мыслителей о благодарности, запишите в тетрадь.
Подведение итогов
Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.
В этом мире огромном, в котором живём я и ты, не хватает тепла, не хватает людской доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить. Пусть всегда будет главным уроком – урок доброты!
Цели: формирование у учащихся ценностного отношения к понятиям «добро» и «зло» в религиозных традициях мира.
Электронные ресурсы: презентация PPT.
Основные этапы урока
Формирование УУД Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
– Прозвенел звонок, Начинаем наш урока. И проверьте для порядка: Есть ли ручка и тетрадка!
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
2. Актуализация опорных знаний
– Мы разделились на 4 группы. – У каждой группы на столе карточка. – Вам необходимо продолжить предложение.
Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ
3. Постановка учебной задачи
1. Подведение к формулированию темы урока. – Сегодня урок я хочу начать такими словами В.О.Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро. А тот, кто не умеет делать зло». – Как вы понимаете эти слова? – Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? 2. Формулирование темы урока. – Сегодня на уроке мы познакомимся с главными моральными понятиями в жизни каждого человека «добро» и «зло».
Развитие умения строить диалог, выслушивать мнение других участников диалога.
4. Открытие новых знаний
1. Вступительная беседа. – Что такое добро? – А что является противоположностью добра? – Если существует добро, значит есть и зло, есть люди, которые могут творить добро, значит есть люди, которые могут творить злые поступки. Верно? – Мы с вами уже попробовали самостоятельно дать понятие определениям «добро» и «зло». 2. Работа со словарями. – Давайте сейчас обратимся к словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля и прочитаем определения. – Давайте подберем однокоренные слова к словам «добро» и «зло». 3. Работа с учебником. – Сравним определения в словарях с определениями в учебнике. – Какой вывод мы можем сделать? – Запишите в тетрадь понятия «добро» и «зло». – С самого рождения мы получаем знания о добре и зле. Мы можем прийти на помощь к другу или остаться равнодушным к его проблеме, мы можем подкармливать птиц в голодный зимний период или пройти мимо замерзающего воробышка. – От чего зависит наш выбор? Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не может ударить слабого, но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро. Доброта бывает активная. Человек совершает добрые дела, но мимо зла проходит мимо. И созидательная доброта. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта сама выбирает себе хозяина – человека с чувством обостренного достоинства, который сможет защитить слабого, поможет в беде, способен бороться со злом.
Развитие умения участвовать в диалоге, находить необходимую информацию в различных источниках.
5. Первичное закрепление
1. Чтение притчи «Два волка». – Прослушайте притчу «Два волка». Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависимость, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался/, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответит: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. – О чем эта притча? – Чему она нас учит? – Я прочитаю еще одну притчу. Шрамы на душе. Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал: – Каждый раз, когда ты сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответит: – Каждый день, когда тебе удастся сдерживаться, вытаскивай из столба один гвоздь. Шло врем, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: – Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Так с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат. – О чем говорится в притче? – Какие ключевые фразы вы выбрали из двух этих притч? – А сейчас немного поиграем. – Ваша задача: сказать своему соседу по парте как можно больше добрых слов за одну минуту. Задача соседа зафиксировать количество слов. Затем поменяться ролями.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуацию и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
6. Самостоятельная работа
1. Составить синквейн к понятиям «Добро» и «Зло».
2. Соберите пословицы и «докажите», что их объединяет.
на добрые дела.
Доброе дело лечит а злое калечит.
– Нам хорошо в обществе добрых людей, но мы и сами должны быть добрыми. – Давайте попробуем составить правила доброты. – У вас на столах лежат заготовки, маркеры, фломастеры, ножницы. – Ваша задача обсудить правила «Доброты» и оформить в виде небольшого коллажа. – Затем каждая группа представит свою работу.
Удерживать учебную задачу в процессе урока. Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи. Доносить свою позицию до других людей.
7. Итог урока
– Сегодняшний урок мне бы хотелось завершить еще одной притчей. Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему миру. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я мудреца: о мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так злой человек и сделала: поймал бабочку, помадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка – живая или мертвая? Но мудрец ответил: «Все в твоих руках». – Какой вывод можно сделать? – Действительно ли все в наших руках?
Научить детей чувствовать ответственностью за свой жизненный выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои поступки.
– Уходя сегодня с урока, оставьте ваше отношение к нашему сегодняшнему уроку. – На доске шаблон цветка, а у вас 3 лепестка. Красный лепесток – все понятно, я усвоил материал урока. Зеленый лепесток – я усвоил материал урока, но хочу еще больше узнать о добре и зле. Жёлтый лепесток – на уроке мне было скучно. – Выберите один лепесток и прикрепите к нашему шаблону цветка. – Домашним заданием у вас будет работа на выбор: 1. Найти стихотворение по теме нашего урока, выучить его (или отрывок) и рассказать на следующем уроке. 2. Найти и прочитать сказку или небольшой рассказ по теме урока и пересказать его. 3. Нарисовать рисунок, соответствующий теме урока. 4. Написать небольшой рассказ о том, какие добрые дела совершали вы (или ваши родные). – Сегодня вы очень хорошо поработали. Если вам сегодня встретиться грустный человек, или вы увидите, что у вашего близкого человека плохое настроение, скажи просто добрые слова, подарите улыбку или сделайте комплимент. Давайте попробуем начать делать в своей жизни добрые дела уже сейчас. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. – Спасибо за урок!
Учить осуществлять контроль и самоконтроль
формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
Образова-тельная цель этапа урока
Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля
Деятельность учителя, его речь
Планируемые метапредметные результаты
Дидактические средства и интерактивное оборудование
Самооопределение к деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Группа словесных методов: слово учителя
Группа наглядных методов: показ презентации
1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Константиновна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. А теперь давайте посмотрим, кто у нас сядет тише всех. Мальчики или девочки? Вначале садятся мальчики. Теперь ещё тише девочки.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка
Проверяют готовность к уроку, занимают правильное положение за партой.
2. Проверяют свою готовность к уроку
3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
включать в деятельность;
Актуализация знаний и мотивации
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Группа словесных методов: беседа
1. Повторение пройденного материала.
– На прошлом уроке мы говорили с вами о правилах общения. Попробуем применить свои знания в блицтурнире. Для этого разобьёмся на команды;
1 команда – первый ряд
2 команда – второй ряд
3 команда – третий ряд
– Сейчас я каждой команде раздам конверт
– Ваша задача соединить термины с их понятием
это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.
способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.
способность не обратить внимания на неловкость или оплошность человека
(Сверяем ответы с доской)
УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.
УУКД: слушать и понимать речь других;
Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Группа словесных методов: учебный диалог
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.
А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.
«правил слова от поступки – добрые и добрых»
Молодцы! Тема нашего урока: «От добрых правил – добрые слова и поступки»
-А теперь сформулируем цель урока с помощью опорного слова
– Целью нашего урока: сформировать представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»
Цель: сформировать представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Корректно и аргументированно высказывать своё мнение
Выстраивать последовательность выбранных действий
«Открытие детьми нового знания»
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Примеры, показ презентации
1. Открытие для детей новых сведений.
Как вы поняли, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение
добрых отношений между людьми.
Добро, как говорят, есть истинное золото. В чём же выражается добро в нашей повседневной жизни?
В добрых правилах, от которых рождаются добрые слова и поступки. В народе говорят: «От доброты добро родится».
Однако есть и другое суждение: «От зла зло родится». Зло — это противоположность добру, всё то, что мешает добру, разрушает его и доброе начало в отношениях. Зло может выражаться в словах, поступках, мыслях. Добро и зло – главные этические категории.
Давайте ознакомимся с изречением мыслителей
Добро — это то, чего все желают. Фома Аквинский
Между добрыми людьми – всё доброе. Цицерон
Добро — это прекрасное в действии. Ж.-Ж. Руссо
Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим. Ж. Лафонтен
От злых речей до злых деяний один шаг. Квинтилиан
Намерение причинить зло — уже зло. Сенека
Зло порождает и приумножает зло. А. Апшерони
Различать их нам взгляд человеческий дан! Омар Хайям
Ответы детей как кто понимает каждое изречение
Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
Воспринимать и формулировать суждения
Планировать действия по решению учебной задачи
Усвоение нового способа действий
Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль
1. Беседа, работа по учебнику
– Откройте учебник на стр. 21
– Давайте с вами прочитаем сказку Василия Александровича Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей»
Вопросы по сказке
Что понял, но не смог выразить мальчик?
Почему говорят, что красота спасёт мир?
В каждом человеке много хороших, добрых качеств.
Очень важно проявлять их в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.
Он увидел и почувствовал красоту цветов и не смог нарушить её.
Красота природы, слова, мысли рождают добрые поступки.
УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей
Снижение эмоционального и физического напряжения
Практичский: выполнение динамической паузы
1.Организует динамическую паузу.
– Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.
– Хорошо, присаживайтесь на свои места.
1.Выполняют динамическую паузу.
Повторяют движения за учителем и за видео
Включение в систему знаний, повторение
Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Группа словесных методов: слово учителя
Работа в рабочей тетради
УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков
Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников
Работа с рабочей тетрадью
Самостоятельная работа с самопроверкой
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.
Составьте пословицу, соединяя правую и левую часть
Доброе слово лечит,что дождь в засуху.
Доброе слово человеку,а зло забывай.
Кто любит добрые дела,а злое калечит.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Добро помни, а зло забывай.
корректировать свои учебные действия выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
( 2-3 мин)
Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения
1.Организует анализ работы по критериям.
2. Творческая работа
Ребята, на доске вы видите солнышко, но только оно без лучиков. Давайте озарим теплом весь кабинет при помощи лучиков, но не обычных, а с добрыми словами или поступками
Какая была тема урока?
Какую цель мы ставили?
Спасибо за урок, до свидания!
1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.
Оценивать свою работу
Технологическая карта урока по предмету_ОРКСЭ_____
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И.
«Милосердие –закон жизни»
обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, как основу отношений между людьми.
способствовать пониманию учащимися «быть милосердными»
формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
развивать познавательный интерес к предмету; развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; развивать творческие способности;
формировать положительное отношение к нравственным поступкам; формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые образовательные результаты урока:
осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.
задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о милосердном мальчике;
По ведущей дидактической цели: Урок изучения нового материала
По способу организации: комбинированный: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
По ведущему методу обучения
объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, ИКТ
Средства обучения: Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина.-М.:Просвещение,2021; ноутбук, мультимедийный проектор, наглядность. толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова; карточки для групповой работы,лепестки
Методы оценки, самооценки.
Метод стимулирования и мотивацииДобрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не влияют на нее года,Добрым надо быть всегда.Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.Включаются в учебную деятельность,эмоционально настраиваются на урок. выработать учебную мотивациюформирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания.формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
2.Создание проблемной ситуации, актуализация знанийПостановка проблемного вопросаПослушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?(См. Приложение 1)Если ты такой милосердный, то забирай даром- О чём эта притча?-Как назвал продавец мальчика?- Каким качеством обладал мальчик?- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?Осознают поставленную проблему
3.Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.4.Открытие новых знаний.Работа в тетрадяхРабота в группахВерно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие закон жизни»Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой) Сегодня на уроке мы и поговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, милосердии .Запишите тему в тетради.- Эта тема затронута в произведениях многих поэтов и писателей, мыслителей разных времён.Откройте учебники с.90Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание)-Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций) О чем слова поэта и мыслителя? Согласитесь, что становится легче, когда кто-то разделяет вашу печаль, трудности, горе.- Что при этом проявляет сочувствующий человек? – Когда человеку оказывают внимание к его положению, оказывают помощь, не обижающую его, вместе с ним решают возникшую проблему, то проявляют милосердие.- Давайте рассмотрим это слово. Сколько в нем корней?(милое сердцу, хорошее, доброе)? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? А теперь поработаем в группах. Найдите значения слов в словаре.Работаем по группам: 1ученик находит значение слова «милосердие», 2ученик – значение слова «сострадание». 3.сочувствие 4.сопереживание Зачитайте значения слов.-Одно из самых красивых слов на свете – слово . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. А в чём же проявляется милосердие?- В не обижающей человека помощи. Какой, например? Давайте послушаем сообщение ученикаПонятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. Санкт -Петербурге, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. А в наши дни есть место милосердию? Существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.- Напишите в тетради в столбик следующие слова:- Есть ли между ними разница? Какая?Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека. – Какое самое сильное? Оценивание, прием«Ладошка»- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая. А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях? Что это значит? Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ? и напишите ответ. – В этих ответах ваш опыт милосердия. Тема нашего урока «Милосердие –закон жизни»Внимание, понимает чувства и мысли другого человекаВыполняют разбор слова «милосердие» по составу Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова уметь формулировать тему и цель урока выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностьюустанавливать закономерности, строить рассуждения; положительное отношение к учениюработа в малой группе.- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и –письменной форме;аргументировать свое мнение.договариваться о правилах общения и поведения.извлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;: уметь самостоятельно добывать новые знания, уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. желание приобретать новые знания С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.