Медиафайлы на Викискладе
В восточноазиатской традиции празднование Дня рождения Будды обычно приходится на Весак, тогда как пробуждение и смерть Будды отмечают как отдельные праздники в другое время, например, и День Паринирваны.
История буддизма
Родиной буддизма является Индия, там же впервые зародилась практика буддийского монашества, восходящая к самому Будде Сиддхартхе Гаутаме. Поэтому южноазиатское буддийское монашество является классическим, его основными внешними атрибутами являются оранжевые одеяния и бритые головы. Однако из-за индуистской реакции Индия перестала быть центром буддизма. В наиболее чистой форме южноазиатская буддийская традиция сохранилась на Шри-Ланке, где принята тхеравада с записанным на языке пали каноном Трипитака. Еще в I в. до н.э. там был построен монастырский комплекс Абхайягири.
Ритуалы и традиции
В день рождения Будды корейские буддийские монахи исполняют ритуальные танцы и музыку. В Южной Корее отмечается фестиваль фонарей лотоса (연등회, Yeon Deung Hoe) в Сеуле. На праздник ханамацури детей одевают в Японии в японские традиционные костюмы.
Празднование по регионам
В Юго-Восточной Азии: Празднование Дня Весак в храме Боробудур, Индонезия. Люди собираются у буддийского храма Маха Вихара в Куала-Лумпуре, Малайзия. В Мьянме буддисты традиционно поливают деревья Бодхи.
В Южной Азии: Весак Торана в Пилияндале, Шри-Ланка.
В Восточной Азии: Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Сиддхартхой Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у индийских шрамана (странствующих аскетов).
Выражаем благодарность Его Величеству королю Непала Махарадже Непала за то, что он сделал день полнолуния Весаком, и призываем глав правительств всех стран, где есть буддисты, принять меры для того, чтобы сделать день полнолуния в мае государственным праздником в честь Будды, который признан одним из величайших благодетелей человечества.
История буддийских монастырей
Во времена правления индийских царей Ашоки (III в. до н.э.) и Канишки (I—II вв. н.э.) началась усиленная миссионерская деятельность по распространению буддийского учения в Китае, Средней Азии и Тибете. Ко времени кушанского царя Канишки относится монастырь Сени-Гомпа в северной Индии.
Развитие монастырей
В V веке на севере Индии появился монастырь и университетский комплекс Наланда. В 1073 году в Тибете появился монастырь Сакья, а в 1159 — Катог.
Монгольское влияние
В эпоху Хубилая Монголия захватила Тибет и приняла оттуда буддийскую монашескую традицию. В Монголии пополнение монастырей осуществлялось за счет пленных и зависимых молодых людей.
Основные монастыри
- В 1409 году первым Далай-ламой (учеником Цонкапы) был основан тибетский монастырь Ганден.
- В 1416 году в Лхасе появился монастырь Дрепунг.
- В 1418 году был основан монастырь Пелкор Чёде.
- В 1447 году появился монастырь Ташилунпо.
Строение монастырей
Первые буддийские монастыри создавались по подобию индийских ашрамов. Они располагались в уединенных местах для медитации. Монастыри могли быть пещерами, бамбуковыми хижинами или келиями.
В классическом монастыре на территории был квадратный двор с кельями по сторонам. Центром была ступа, что в дальнейшем развилось в пагоды.
Развитие в разных странах
- В Центральной Азии монастырь назывался гомпа.
- В Монголии и в России монастыри известны как дацаны.
- В Японии храм и монастырь обозначались как дзи.
- В буддийских монастырях были залы для медитации, статуи Будды, пагоды, сады и общежития.
Завершение и ответственность монахов
Буддийское монашество является одной из ранних форм организованного религиозного монашества, основанного самим Буддой. Монахи и монахины несут ответственность за сохранение и распространение учения Будды, а также наставление буддистов-мирян.
Жизнь буддийских монахов
Большинство буддийских монахов не живут в изоляции, а тесно взаимодействуют с мирским обществом. Они живут группами, получая поддержку и наставления в Дхарме от мирян.
Правила жизни монахов и монахинь
Они подчинены строгим правилам, набор которых может различаться в разных буддийских школах и в разные времена. Для монахинь правил больше, чем для монахов.
Буддийские тексты
Древнейшие из сохранившихся текстов — Палийский канон. В некоторых школах считается, что они ближе всего к учению самого Будды, однако это вызывает разногласия.
Женские линии монашеской преемственности
В Тхераваде считается, что женские и мужские линии шли раздельно, и последние настоящие монахини вымерли между XI и XIV веком. Новые бхикшуни по преданию не могут появиться.
По преданию, первоначально монахами были только мужчины, а женщины принимали монашество позже, после тяжелых уговоров и протестов.
Написанное в этой статье относится к монахам южных школ буддизма. Буддийские монахи живут группами, получая поддержку и наставления в Дхарме от мирян.
Приверженцы Тхераваде считают, что женские и мужские линии монашеской преемственности шли раздельно, и последние настоящие монахини вымерли между XI и XIV веком.
Первыми монахами-учениками Будды считаются исключительно мужчины, а женщины принимали монашество позже, после долгих уговоров и протестов.
Женская монашеская преемственность в буддийских школах Юго-Восточной Азии
В некоторых других буддийских школах в Юго-Восточной Азии женская монашеская преемственность сохранилась, и с начала XXI века начались попытки её возродить и распространить на Шри-Ланке и реже — на Севере и на Западе.
Женская монашеская преемственность в Тибете и Непале
В школе Ваджраяна в Тибете и Непале вообще не было ни ученической преемственности бхикшуни, ни женских монашеских общин. В других северных буддийских школах нет такого строго разделения женской и мужской монашеской преемственности, и монахиня может получить полное посвящение от монаха.
Процесс вступления в буддийское монашество
Формальные дебаты молодых буддийских монахов в Тибете. В бхикшу (статус полноправного буддийского монаха) или бхикшуни (монахиня) посвящают только шраманер и шраманери в возрасте двадцати лет и старше. Для женщины процесс вступления в буддийское монашество сходный, но обычно требуется прожить в статусе шраманери более длительное время, чаще всего пять лет, прежде чем стать бхикшуни.
Пищевые ограничения и традиции
Пищевые ограничения могут различаться в зависимости от буддийской традиции, школы и конкретного монастыря. Обычно буддийскому монаху позволяется приём пищи не чаще одного раза в день. В одних местах мирские буддисты приносят готовую еду монахам в качестве подаяния, в других — её готовят на монастырской кухне, которую снабжают продуктами миряне.
Буддийский Новый год
Сегодня буддисты всего мира справляют первый день Нового года. Стоит добавить, что не надо путать Буддийский Новый год с Китайским Новым годом. В России буддизм является национальной религией трёх народов — бурятов, калмыков и тувинцев. Сагаалган – один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновление природы и человека.
Самый северный в мире Дацан Даши Норбулин – Обитель сокровенного счастья драгоценного Учения. Фото из архива храма.
Точно так же, как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Белый цвет символизирует собой чистоту и процветание.
Считается, что первый день буддийского Нового года следует провести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же, наоборот, отправляться в гости к ним.
В Якутии самой большой буддистской диаспорой является бурятская, поэтому повелось так, что Восточный Новый год у нас называют на бурятский манер — Сагаалган (праздник Белого месяца).
В Якутске же стоит самый северный в мире Дацан «Даши Норбулин» — «Обитель сокровенного счастья драгоценного Учения», его настоятелем с самого основания является Дандар-лама, вместе с ним службы справляют другие ламы, это, как правило, выпускники буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Это первый в России университет, где студенты могут получить высшее образование на таких факультетах, как философский, медицинский (эмчи), тантры, факультете Дуйнхор (Калачакра) и буддийской живописи, астрологии. В университете учатся студенты со всей страны.
Молебен. Открытие дацана в Якутске в центре Пандито Хамба лама Дамба Аюшеев — глава буддийской Сангхи России. Фото из архива храма.
Двери Дацана «Даши Норбулин» в Якутске открыты для всех независимо от религиозной принадлежности человека. Но, как и в любом храме, здесь свои правила. Иногда довольно отличные от бытующих в обществе. К примеру, при входе в дацан женщины, по обычаю, должны пропускать мужчин вперед. Впрочем, у нас заходящей в якутский дацан девушке мужчины, скорее, придержат дверь и пропустят её вперед.
На входе необходимо снять головной убор. Мобильные телефоны нужно отключить. Если вы хотите что-то сфотографировать или снять на камеру внутри храма, нужно спросить разрешения у священнослужителя. В целом, к этому здесь относятся либерально, запреты, скорее всего, связаны с тем, что не всем молящимся нравится, когда их снимают во время их разговора с богом.
Перед тем как зайти в дацан, принято обойти его по часовой стрелке (солярному кругу) — это практика накопления благих заслуг. По четырем сторонам света перед дацаном стоят молитвенные барабаны. Молитвенные барабаны крутят для накопления благих заслуг. На барабанах написана мантра Авалокитешвары — божества Сострадания — Ом Мани Падме Хум.
Внутри храма верующие также обходят ступы, храмы, статуи и изображения буддийских божеств по часовому кругу, а не наоборот. При этом в храме для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной. Если вы решите остаться на молебне, то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.
У выхода стоит емкость с освященной водой – аршаном, он очищает от скверны. Наливать можно самостоятельно. Аккуратно налить немного аршана в левую ладонь, не проливая на пол, и выпить в три глотка. Остатками можно омыть лицо и голову.
В дацане с 10 до 12 часов проходит ежедневный утренний молебен, посвященный (Защитнику-Покровителю) Ваджрапани. Он является покровителем дацана «Даши Норбулин» и его прихожан. Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний. Помимо того, каждую неделю здесь проходят большие хуралы, посвященные другим буддийским молитвенным практикам.
С праздником Белого месяца и пусть год синеватого деревянного Дракона будет удачным для каждого доброго человека!
Традиции буддизма в педагогике
Код товара: 6660709
Самовывоз: Сегодня из
Более 2500 лет существует учение буддизма, идеи которого исповедует значительная часть населения Азии, в том числе народы, проживающие в России. Задача книги – раскрыть гуманистическую направленность буддизма, показать путь возвышения и познания истины, источник силы и знания в понимании сторонников этого учения. Ознакомившись с материалами этого сборника, вы откроете для себя сокровищницу буддийской педагогической мысли и найдёте в ней большое количество практических приёмов воспитательной работы. Издание предназначено для широкого круга педагогических работников.
Московский дом книги
ул. Новый Арбат, д.8
+7 (495) 789-35-91
Понедельник-воскресенье: c 10:00 до 22:00
Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети.