Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Шемшурина А.И.
Тема урока: Милосердие – закон жизни
Цель урока:
Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание как основу отношений между людьми.
Задачи урока:
- Понимание учащимися значения быть милосердными
- Формирование знаний о милосердии, сострадании, сочувствии, сопереживании, милостыне, сердоболии, добре как основах этики
- Развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных навыков, логического мышления и творческих способностей
- Формирование положительного отношения к нравственным поступкам, навыков милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другим людям
Планируемые образовательные результаты:
- Осознание важности чтения и выражение положительного отношения к процессу познания
- Умение проявлять внимание, удивление и желание узнать больше
- Умение сохранять и выполнять учебные задачи, адекватно воспринимать оценки, планировать свои действия
- Умение высказывать мнения, обсуждать проблемы, применять модели для получения информации
- Умение составлять устные высказывания, взаимодействовать с окружающими
- Осознанное восприятие притч, понимание нравственного содержания прочитанного, умение высказывать суждения о произведениях и поступках
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Словесный
- ИКТ
Средства обучения:
- Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс
- Ноутбук, мультимедийный проектор, наглядности
- Толковые словари русского языка
- Карточки для групповой работы
- Лепестки
Методы оценки и самооценки:
Для оценки успеваемости и усвоения материала на уроке будет использоваться как устная реакция учащихся, так и задания для самостоятельного выполнения.
Ведущая дидактическая цель урока: Урок изучения нового материала
Способ организации: Комбинированный: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа, учебный диалог
Задумайтесь над понятиями милосердие и сострадание, узнайте о деле милосердия – милостыне, ознакомьтесь с притчей о милосердном мальчике. Урок будет интересным и познавательным!
Методика подготовлена профессионалом в области SEO и контент-маркетинга.
Метод стимулирования и мотивации
Добрый день всем! Добрым быть – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.
- Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок.
- Выработать учебную мотивацию
- Формирование навыков поисковой деятельности.
- Способность анализировать и действовать позиции содержания.
- Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
Послушайте, ребята, притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке?
(См. Приложение 1)
- Если ты такой милосердный, то забирай даром
- О чём эта притча?
- Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Осознают поставленную проблему
Формулирование темы и целей урока
На уроке сегодня мы будем обсуждать тему Милосердие – закон жизни. Мы поставим перед собой задачи, связанные с обсуждением и пониманием сочувствия, сопереживания, сострадания и милосердия.
Открытие новых знаний
- Работа в тетрадях
- Работа в группах
Слова Ф.И. Тютчева о милосердии и высказывание Конфуция о том, что человек, полный милосердия, обладает мужеством, помогут нам понять главные концепции нашего урока.
Задания на уроке
- Найти значения слова милосердие
- Выяснить значение слова сострадание
- Изучить значения слов сочувствие и сопереживание
История милосердия
Милосердие всегда было важной чертой нашего народа. Уже в 1764 году в России появились больницы для бедных. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова основала орден сестер милосердия.
Современные проявления милосердия
Сегодня благотворительные фонды, такие как Подари жизнь и Обнаженные сердца, помогают нуждающимся. Существуют также благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Различие между понятиями
- Сострадание
- Сочувствие
- Взаимопонимание
Ученики рассматривают эти понятия и обсуждают, как они проявляются и отличаются друг от друга.
Подведение итогов и самооценка
Ученики оценивают свое понимание понятий милосердия и сострадания с помощью ладошек. Работа в группах помогает им лучше разобраться в теме урока и углубить свое понимание.
Цель урока: Познакомить учеников с понятиями милосердия, сострадания, сочувствия и взаимопонимания, а также понять их значения и различия.
Ожидаемый результат: Ученики смогут определить значения основных понятий, связанных с милосердием, и применить их на практике в общении с окружающими.
Благотворительность и милосердие: ключевые аспекты
Под музыку М.Пляцковского Улыбка у меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
Самостоятельное применение новых знаний
- Работа в парах
- Работа с учебником
Ребята, а вы слышали слово милостыня? Одно из дел милосердия – маконсть к бедным. Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.
Практические задания:
- Прочитаем по учебнику первый абзац с.92
- Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию
Утверждения:
- Подать милостыню
- Прощать от сердца обиды
- Накормить голодного
- Дать из-за боязни показаться жадным
- Предупредить об опасности
- Подарить то, что самому негоже
- Утешить печального, плачущего
- Не мстить за зло
- Дать добрый совет
- Напоить жаждущего
- Дать в обмен на что-то
- Одеть бедного
- Сделать доброе ради похвалы или благодарности
- Помочь немощному по хозяйству
- Отдать игрушку брата
- Поделиться последним куском хлеба
- Творить добро не на показ
- Посетить больного
Составим Цветок милосердия
- Посмотрите на доску, как много мы видим слов.
- Выберем те слова, которые соответствуют милосердию.
- Сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.
Ученик читает: Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека. Коллективные ответы детей.
Общие навыки:
- Извлекать информацию из текста
- Строить речевое высказывание в устной форме
- Делать выводы на основе анализа объектов
- Слушать и понимать других
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- Договариваться о правилах общения и поведения
Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.
Давайте вместе развиваться и становиться лучше каждый день!
Урок о милосердии и доброте
Сегодня мы говорили о важности милосердия и доброты в жизни человека. Эти качества помогают нам становиться лучше, искреннее и добрее.
Милосердие как закон жизни
Милосердие – это не просто помощь или поддержка, это целое состояние души. Мы должны уметь прощать, заботиться и помогать другим людям. Это делает нас богаче духовно и помогает создавать гармонию в обществе.
Проявление милосердия
Проявлять милосердие – значит быть внимательным к окружающим, стараться понять и помочь другим в трудные моменты. Прощать обиды и стремиться к добру – вот основные принципы милосердия.
Как мы можем применить милосердие на практике?
Практические действия
Вырезать солнышко милосердия из бумаги и записывать на нем добрые поступки, которые мы совершаем каждый день.
Подбирать пословицы и стихи о доброте и милосердии, чтобы вдохновляться этими идеями.
Заключение
Надеюсь, что наш сегодняшний урок оставил в ваших сердцах только светлые воспоминания и помог вам задуматься о важности милосердия и доброты. Помните, что проявление милосердия делает нас богаче духовно и помогает нам стать лучше. Будьте добрыми и милосердными!
Спасибо за урок!

ОРКСЭ. Шемшурина А.И. (4)
Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом №286 от 31.05.2021.
Что вы найдете в этом учебнике?
- Понятие хорошего и плохого
- Этикет и его значение
- Проявления патриотизма
- Золотое правило этики
Автор этой книги приглашает вас задуматься над важными вопросами и помочь вам разрешить проблемы, с которыми вы можете столкнуться в повседневной жизни.
Приобретение книги
Книга Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. Учебник доступна в интернет-магазине Читай-город по привлекательной цене.
Доставка по всей России
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или другом регионе России, вы можете заказать книгу и выбрать удобный способ получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.
Акции и бонусы
Чтобы ваше приобретение книг было приятным, в интернет-магазине Читай-город регулярно проводятся акции и конкурсы.
Не стесняйтесь оставить свой отзыв о книге и получить бонусы! Ваш отзыв поможет другим покупателям сделать правильный выбор.
ОРКСЭ