О подлинной христианской любви

Таинства Церкви и требы

Человек состоит из души и тела, и всё, что происходит с ним духовно, имеет и физическое измерение. Бог обещал всегда посылать нам свою спасительную благодать, и она проявляется физическим образом в особых обрядах Церкви. В таких обрядах, то есть богослужениях, верующий таинственным образом соединяется с Богом, поэтому Церковь использует для их обозначения термин Таинства. В Таинствах Церкви людям даруется божественная благодать, необходимая для общения со своим Творцом.

Таинства Церкви

  • Крещение: верующий погружается в воду и восстает к новой жизни в Иисусе Христе.
  • Миропомазание: получение печати дара Духа Святого для укрепления в новой жизни.
  • Исповедь: возможность получить прощение при впадении в грех.
  • Евхаристия: внутреннее единство с Богом через Иисуса Христа.
  • Елеосвящение: благодать исцеления от телесных недугов.
  • Брак (Венчание): освящение семейной жизни.
  • Священство: для тех, кому призвание быть служителем.

Об обрядах

В Православной церкви также существуют особые молитвы и обряды на различные случаи жизни, которые, хотя и не считаются строго таинствами, позволяют приобщиться к божественной благодати.

  • Освящение воды: на праздник Богоявления освящается вода, которой кропят жилища.
  • Благословение урожая и других предметов: церковь благословляет множество предметов повседневной жизни.
  • Молитвы за путешествующих и учащихся: особые молитвы за тех, кто отправляется в путешествие или начинает образование.
  • Заупокойные службы: молитвы и службы за души усопших.

Таинство Крещения в Православии

Все эти обряды, молитвы и благословения важны для православного понимания нашего тварного мира. Мир был сотворен Богом для того, чтобы через познание мира человек приходил к познанию и общению с Богом. Церковные обряды открывают нам эту связь творения со своим Творцом.

Обряды Крещения

При крещении совершаются следующие обряды:

  1. Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола.
  2. Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Святого Духа.
  3. Крещаемый погружается в воду троекратно во имя трех Лиц Святой Троицы.
  4. На него надевается белая одежда, символизирующая чистоту души.
  5. На него возлагается крест для напоминания заповеди Христовой.
  6. Крещаемый и восприемники троекратно обходят купель с возжженными свечами.
  7. Крещаемому постригаются власы в знак посвящения Богу.

Духовные символы

При совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • Обращение крещаемого к западу – отречение от сатаны.
  • Помазание елеем младенца перед погружением в воду – непобедимость в борьбе с сатаной.
  • Погружение в воду с очищением от грехов.
  • Возложение креста на грудь – символ постоянного напоминания о кресте и спасении.
  • Одевание в белую одежду – чистота души и радость от обручения со Христом.
  • Хождение вокруг купели – символ вечности.
  • Пострижение волос – предание новокрещённого воле Божией.

Заключение

Таинство Крещения совершается раз в жизни и вводит человека в лоно христианской Церкви. Это серьезное и ответственное решение, которое открывает двери в новую жизнь, основанную на божественных законах.

Использованная литература:

  • Библия
  • Библейская энциклопедия, 2005

Покаяние как таинство

Покаяние является важным Таинством в христианстве, в рамках которого исповедующий свои грехи при священнике избавляется от них через прощение от Иисуса Христа.

Чин и порядок покаяния

По словам святителя Феофана Затворника (XVII века), порядок покаяния включает в себя следующие шаги:

  1. Осознание греха перед Богом – не просто узнавание греха, а именно признание его перед Богом. Это требует веры и личного отношения с Богом.

  2. Укорение себя – вменение себе ответственности за содеянный грех, без перекладывания вины на других.

  3. Решимость отказаться от греха – ненавидеть его, не возвращаться к нему и бороться с искушениями.

  4. Молитва о прощении – так как только Бог может простить наши грехи и умирить наши сердца.

Сущность покаяния

  1. Покаянные чувства – должны приносить благодать и мир, а не уныние и отчаяние. Святой Дух дарует радость, смирение, мир и свободу в сердце человека.

  2. Критерии правильности покаяния – важно осознать, что верное покаяние приносит внутренний покой и благодать Духа Святого. Если исповедь вызывает лишь вино чувства в душе, возможно, неправильно понимается сущность покаяния.

Покаяние позволяет человеку вернуться к ценностям христианства, смириться перед Богом и начать новую жизнь, свободную от греха.

Священное поручение: что такое Таинство Покаяния и Евхаристии

Таинство Покаяния

Покаяние играет важную роль в духовной жизни каждого верующего. Это не только простая признание грехов, но и осознание необходимости изменения и обращения к Богу. Покаяние неотделимо от веры во Всемогущего и благодарности Ему. Согласно учению святителя Игнатия (Брянчанинова), покаяние должно пронизывать все наши духовные усилия, особенно молитву.

Цель духовной жизни

Хотя покаяние является средством на пути к Богу, целью духовной жизни является богообщение, как отмечает святой Феофан Затворник. Это взаимодействие с Богом через чувство, а не через физические аспекты. Покаяние играет ключевую роль в восстановлении этого чувства богообщения.

Таинство Евхаристии

Таинство Евхаристии, или Принятие, является центральным моментом в жизни Церкви. Оно позволяет православным христианам быть в присутствии Христа через преображение хлеба и вина в Его Тело и Кровь.

Эпиклеза: момент преобразования

Во время литургии происходит преобразование даров благодаря действию Святого Духа, который спускается на приносы верующих. Молитва священника за алтарем призывает Божественное присутствие и освящение даров, делая возможным присутствие Христа в хлебе и вине.

Учение Иисуса Христа

Сам Иисус перед своей смертью установил Таинство Евхаристии на Тайной вечери. Через прием тела и крови Христа мы участвуем в жертве, которую Он принес за нас ради спасения.

Заключение

Таинство Покаяния и Евхаристии играют важную роль в жизни верующего, наполняя его духовным опытом и обновляя близость с Богом. Через покаяние и Евхаристию мы обретаем особую связь с Христом и принимаем Его благодать и прощение.

Во время божественной литургии мы воздаем благодарность Богу за все, что Он сделал для нас ради воссоединения с Ним. Такое воздаяние называется Евхаристия (греч. evcharistia) — благодарение. Это – наша благодарность Богу в виде хлеба и вина, которые становятся истинными Телом и Кровью Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша попытка благодарности Богу за все Его благодеяния приводит нас к общению с Ним, при-частию. Ради нашего спасения мы не можем сделать ничего больше этого: Бог уже по Своей воле сделал все за нас.

Таинство Евхаристии, то есть присутствие Христа посреди нас, это и есть завершение нашего путешествия к воссоединению с Богом.

Причащаясь, мы самым тесным образом соединяемся со Христом – Он пребывает в нас и мы в Нем. Поэтому мы должны как можно чаще приступать к Причастию. Церковные правила предписывают причащение по крайней мере четыре раза в год, обычно во время постов. Человек, не причащающийся хотя бы раз в год, отделяет себя от общения с Церковью.

Из-за важности таинства Святой Евхаристии необходимо очень тщательно готовиться к принятию Святых Даров: пост, исследование своей совести и исповедь являются неотъемлемыми элементами подготовки. Мы никогда не бываем достойны принять Святое Причастие, но так как Христос совершил наше спасение, нам остается лишь как можно тщательнее готовиться к соединению с Ним в Таинстве Евхаристии.

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования, в наших храмах чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним батюшкой) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Читайте также:  Орксэ школа 154

Таинство Соборования не есть простое благословение перед смертью, как это иногда понималось у нас в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство даже называли «последним помазанием», впрочем, так думают многие католики и теперь).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души – как обезбоженности человека, как его лишенности действия освящающей Божественной благодати. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым спасая его все от той же смерти, ибо причиной и нашего физического, и нашего духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Торжествующая Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не наверняка, не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление и, быть может, очень скоро все равно умрет. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, иной особый дар, особую способность: по-новому, стойко и благодарно, воспринять свою смертельную болезнь, истинно по-христиански приблизиться к вхождению в вечную жизнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда прославляющими, преображающими, становятся одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем страдая во Христе, сострадая Господу, сораспинаясь с Ним и тем самым с Ним соединяясь, – подлинно очищается и освящается. Физическая смерть становится для участвующего в Соборовании человека уже не столь страшна: ведь восходя с Господом на Крест, он побеждает гораздо более ужасную, чем смерть физическая — смерть духовную, смерть души, тем самым обретая вечную жизнь во Христе.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. Некоторые опытные священники не рекомендуют по поводу одной и той же болезни дважды соборовать человека: волю Божию он уже однажды испытал, и Господь Свое определение о человеке уже вынес. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять и, следуя ей, совершать дело своего Спасения.

Следует сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. О духовной символичности употребляемого в Церкви елея уже подробно говорилось в связи с Таинством Крещения. В Таинстве же Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом (вспомните притчу о милосердном самарянине: на раны пострадавшего от разбойников человека были возлиты именно елей и вино). В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, “благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Книга Бытия, 1, 28). Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его Божественное установление, сказав: “оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, то человек да не разлучает” (Евангелие от Матфея, 19, 4-6).

Зачем же нужно Таинство венчания, если Сам Господь еще в раю благословил супружеский союз на все последующие времена? Конечно, супружеский союз является священным. Древняя мудрость гласит о том, что браки заключаются на небесах. И христианская Церковь изначально не оспаривала действительность и законность супружеского союза. Но, вместе с тем, христианское мировоззрение, наряду с другими сторонами человеческой жизни, требовало особого, христианского, освящения такого важного явления, как супружеский союз. Отношения взаимной христианской любви между членами Церкви, проникли и в супружеский союз, преобразуя его в особый образ – образ отношений Христа и Церкви.

Это, конечно же, налагает особые требования на христианский брак. Церковь и Христос неразделимы. Поэтому супруги, вступившие в христианский брак, не только обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность, что в общем-то требуется от любого супружеского союза, но и рука об руку следовать по пути духовного совершенства, имея конечной целью вечное Царство Христово. Если же Господь благословит их стать родителями, то прямой их обязанностью является воспитание детей в христианской Православной вере. Обо всем этом следует помнить парам, решившим освятить свою супружескую жизнь Таинством брака. К сожалению, в наши дни наблюдается достаточно легкомысленное отношение к этому великому Таинству. Идя под венец, далеко не каждые венчающиеся отдают себе отчет в том, на что же они испрашивают благословение у Бога. Печальные последствия такого легкомысленного отношения не заставляют себя ждать.

Брак не является обязательным для всех христиан, но следует помнить, что лица, добровольно остающимися безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь.

Христианская Православная Церковь предельно жестко регламентирует половую сферу человеческой жизни. Любые половые контакты вне брака расцениваются как любодеяние (блуд) и являются смертным грехом. Следует также знать, что хотя Православная Христианская Церковь в принципе признает законность брачного союза, заключенного согласно юридическим и моральным законам той или иной страны, есть целый ряд ограничений, налагаемых на христианское освящение брака. Например, Православная Церковь отрицательно относится к повторным бракам, бракам лиц, состоящим в близкой степени родства, и лиц, подверженным психическим или умственным заболеваниям. И уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем нехристианской религии. Поэтому, если Вы решили венчаться, следует выяснить возможность освящения Вашего супружеского союза у священника или церковнослужителей.

Что такое освящение?

Освящением православные христиане называют обряды, через которые на их жизнь нисходит благословение Божие. Согласно учению Церкви в основе многообразных обрядов лежит, прежде всего, желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее по Божьему благословению. Важно понимать, что освящение места начинается с того момента, когда люди, въезжая в дом или квартиру, начинают там жить правильно. И поэтому освящение жилища священником есть подтверждение вашего желания жить в освященном месте, намерение исполнять христианские заповеди, памятуя о том, что семья — это малая церковь, а работа — место труда человека во славу Божию.

Нужно ли освящать квартиру?

Освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, оно настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или по своим страстям поступает. Если семья старается жить по-христиански, то и внутреннее и внешнее ее устроение должно об этом свидетельствовать. Внутренний строй налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений, а внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящения жилища. Нужно помнить, что освящение дома – есть общая молитва семьи и священника о том, чтобы в этом месте люди жили свято.

Читайте также:  Предметная область орксэ и однкнр

Что нужно для освящения?

Для освящения квартиры желательно, чтобы квартира была прибрана, завершен ремонт. Дома нужно подготовить небольшой столик, на котором священнику можно будет расположить необходимые для освящения священные предметы (устанавливается, как правило, в самом лучшем месте), чистая чаша для св. воды (салатница, ваза и т.п.), примерно рюмка растительного масла (святой елей), святую воду священник привозит с собой. Обязательно, чтобы тот, кто заказал освящение жилища присутсвовал сам при этом чине и участвовал в молитве. Позволяется также при должном желании и умении с благословения священника читать некоторые молитвы при совершении чина. Во время освящения необходимо временно отключить телефоны, не разговаривать во время молитвы.

Освятить машину можно в любом православном храме. При этом следует помнить, что освящение автомобиля не магический ритуал, который гарантирует безопасность движения. Священный – значит посвященный Богу. Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. Таким образом, освящая свой автомобиль, хозяин дает обещание его использовать для тех поездок, во время которых не будут нарушены нравственные заповеди Церкви и не будут совершены греховные поступки. К тому же, к освященному предмету нужно относиться с особым благоговением, поскольку теперь он принадлежит не только Вам, но и Богу. В освященном автомобиле нужно обязательно иметь икону, и не следует держать никаких картинок легкомысленного содержания, нельзя сквернословить, курить, перевозить вещи, которые могут принести вред другим людям.

Что называется отпеванием?

Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поются. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Что надо делать во время отпевания?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и недемонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Как проходит отпевание?

православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном), в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что означает венчик на голове покойного?

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

О подлинной христианской любви

Я хочу рассказать вам о молитве, которая исполняет любое желание. Очень быстро. Даже самое сложное и казалось бы неосуществимое. Иногда мечта осуществляется уже через один день. В других случаях нужно подождать несколько недель. Иными словами — это настоящее чудо! Молитва эта от Натальи Степановой — сибирской целительницы. Ее ритуалы очень простые и действенные. Рекомендую попробовать тем, у кого другие обряды на желание не работают.

Молитва на исполнение желания мощная, которая читается раз в жизни

По этой святой молитве, По Божьему изъявлению, Произойди ко мне Пророка явление. Господи, помоги! Господи, благослови! Пришел бы сам Пророк ко мне на порог, Своими святыми устами изрек: – Кто сию Божию молитву знает, Слово тайное прочитает И, прочтя его, что-нибудь возжелает, Всякое желание исполнится того Преданного подданного Царя Небесного моего. Господь Бог молитву эту читал, С рук на руки апостолам передал. Апостолы от Господа сии листы взяли, Больных молитвою исцеляли, Достойным людям ее передали. Аминь. У кого сия святая молитва будет, С тем Господь во веки пребудет, Чудо великое сотворит, Сам прииде и помощь явит! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне, присно, во веки веков. Аминь.

Пожалуйста, обратите внимание!

Молитву эту можно читать только 1 РАЗ В ЖИЗНИ! Это действительно очень важно. Исполнит она любое доброе желание. Даже очень сложное. Хорошо подумайте чего именно вы хотите. Не торопитесь с решением. Если вы думаете, что мечта ваша временная — лучше попробуйте другой ритуал. А если вы уверены на все 100% — переходите к чтению молитвы. Ваша просьба будет услышана. Ваша мечта будет осуществима.

Подумайте о своем желании. Сформулируйте его как можно точнее. Можно заранее записать его, а затем прочитать вслух. Так вы поймете — верно ли вы его написали. Итак, вначале ритуала задумайте желание. Обозначьте, что оно имеет для вас важное значение. Можно произнести его вслух или про себя.

Затем 1 раз прочитайте молитву. Если сможете выучить наизусть — отлично. Так ритуал подействует быстрее. Если нет — можно прочитать и по листку. Главное читать без запинки, уверенным голосом, как можно громче.

Во время обряд выключите телефон или поставьте беззвучный режим. Вас никто не должен отвлекать. В комнате вы должны быть в полном одиночестве. Лучше читать молитву без животных. Можно даже прочесть на природе, к примеру, в саду если у вас частный дом или дача.

Читайте также:  Философия урфу опенеду

Еще раз напомню: молитва читается только 1 раз в жизни. Загадайте то, что для вас реально важно. Чем больше конкретики — тем лучше. Можете указать временной срок. Например, «Я хочу заработать такую-то сумму денег на такие-то нужды за столько-то времени».

О подлинной христианской любви

Епископ Ириней (Стинберг)

Сегодня я бы хотел остановиться на теме любви, на воззвании к нам святых отцов Церкви повиноваться заповеди Христовой любить друг друга, как Он возлюбил нас. Начну с цитаты из письма святителя Василия Великого IV века: «Я не могу уверить себя, что без любви к ближним и без миролюбия ко всем, насколько это зависит от меня, я могу называться достойным служителем Иисуса Христа». Остановимся на мгновение на этих замечательных словах. Для святителя Василия первым признаком истинного служителя Христова является любовь к ближнему. И эта любовь связана одновременно с глубоким внутренним мирным состоянием, с миролюбием.

Под любовью в современном мире понимаются разные вещи: эмоциональное удовлетворение, взгляд на другого, но не обязательно из искренних побуждений альтруизма или сострадания. В мире много эгоистичной любви, вседозволяющей, которая позволяет другим и себе все что угодно, не принимая во внимание, что наши желания глубоко изуродованы грехом. Поэтому святые отцы своим свидетельством дают нам определение подлинной христианской любви в ее правильных рамках.

Мы призваны любить так, как любил Христос. И такая любовь рождается из нашего личного опыта богообщения, из нашего богопознания и подлинного стремления жить Его жизнью. Это не та любовь, которую мы проявляем через наши эмоции, чувства и слова. Об этом говорится в «Лествице» святого Иоанна Лествичника. На шестой ступени его лествицы мы находим следующее: «Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом; иначе не достанет тебе времени на изъявление любви к ближним и на умиление».

Любовь – это действие, как мы видели уже у святителя Василия. Она не должна быть лишь словесной. Христианская любовь – это образ жизни, то, как мы живем, а не просто то, что мы говорим. И наш ближний, пишет преподобный Иоанн, встречается с нашей любовью самым непосредственным образом не тогда, когда он слышит от нас: «Я люблю тебя», – а тогда, когда он любим на деле, когда он на опыте испытывает нашу любовь.

Именно через опыт нашей жизни, через то, как мы живем, действуем и ведем себя, ближние переживают настоящую любовь от нас. И такая любовь познается гораздо глубже, чем если бы мы сказали тысячу раз: «Я люблю тебя». Подлинная христианская любовь, тот тип любви, которую мы видим у святых отцов, – это не просто действие, которое мы выбираем; это часть того целого, кто мы есть и как мы живем. Вот что стоит за словами святого Иоанна: та любовь, которая проявляется только на словах, не является чем-то глубоким и остается на поверхности.

О подлинной христианской любви

Невозможность любить постоянно, всецело и открыто лишь посредством слов должна заставить нас осознать, что подлинная любовь находится на другом уровне, гораздо глубже. Точно так же невозможно следовать заповеди святого апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Сол. 5: 17), – когда под молитвой мы понимаем лишь словесные обращения к Богу. Сложность исполнения этого апостольского призыва показывает нам, если мы внимательны, что истинная внутренняя молитва – это нечто гораздо более глубокое. Так же и с нашей любовью.

Настоящая христианская любовь – это не просто поверхностный поступок, мимолетный выбор сделать что-то или поверхностный набор слов. Это проявление всей нашей жизни, прожитой во Христе. И поскольку она прожита во Христе, то она изливается, разделяется с другими через нашу любовь к ним.

Но еще одна характеристика христианской любви заключается в том, что это акт самоотдачи без ожидания чего-либо от других. Обратимся к тексту аввы Дорофея начала VII века. Этот замечательный авва сказал: «Не требуй любви от ближнего твоего, ибо тот, кто требует ее, смущается, если не встречает ее. Наоборот, лучше, чтобы ты сам проявлял любовь к ближнему и таким образом приводил его к любви».

Христианская любовь – это дар, который дается другому без каких-либо ожиданий. Христос, Который является для нас образцом истинной любви, не заставляет мир любить Себя. Он Сам любит его так всецело, так бескорыстно, с таким самопожертвованием, что переживание этой любви заставляет все творение тоже отвечать любовью. И это не вынужденный ответ, но творения Божии, испытывая любовь, которую Бог проявил к ним, естественным образом полюбили Его в ответ.

Это должно быть, говорит авва Дорофей, нашим образцом служения и любви среди ближних и среди всего мира: не просить любви у других, тем более не требовать и не ожидать ее, но продолжать оказывать христианскую любовь ко всем. И тем самым, учит авва Дорофей, приводить к любви и ближнего. Этот святой нам напоминает, что христианская любовь – это таинство соучастия в Божественной жизни. Когда мы любим истинно, когда наша любовь – не внешнее, эмоциональное, самоудовлетворяющее действие, но когда мы действительно любим, по образцу той любви, которую показал нам Сам Бог, мы участвуем в жизни нашего Бога. Тогда мы вовлекаемся в Его любовь, чтобы разделить ее с этим миром.

О подлинной христианской любви

И это подводит меня к еще одной цитате, краткому изречению, приписываемому святителю Иоанну Златоусту: «Любовь друг к другу делает нас совершенными. Не существует ни одного греха, которого бы не могла уничтожить сила любви, как огонь. Легче хворосту выдержать сильное пламя, нежели греховному естеству противостоять силе любви. Давайте же умножим эту любовь в наших душах, чтобы встать рядом со всеми святыми, ибо и они все благоугодили Богу любовью к ближнему».

В связи с этим мне вспоминаются слова апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Когда апостол говорит, что любовь является величайшей из этих добродетелей, он не умаляет значения двух других. Скорее, он делится с нами тем, что в акте нашего соучастия в Божьей любви есть что-то уникальное и чудесное.

Любовь создала Вселенную и спасла человека от греха. Любовь взошла на Крест. Что же удивительного в том, что святитель Иоанн Златоуст говорил нам, что эта любовь может сделать нас совершенными; что она может победить грех, как пламя пожирает хворост; что она может возвысить нас до общения со всеми святыми? Это все происходит не по какому-то волшебству, а потому, что любовь вовлекает нас в жизнь любящего Господа.

Когда мы встречаем ближних, любящих нас, и даже больше – нас ненавидящих, наша христианская обязанность состоит в том, чтобы посмотреть в глаза другому и увидеть в нем творение Божие. Мы призваны оказывать другим любовь не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, не ради человекоугодия, не ради того, чтобы почувствовать себя добродетельными, – это все поверхностная любовь. Но мы призваны быть для других подлинной иконой Христа, для чего мы и были созданы, – любить других так, как Христос возлюбил нас, как Он заповедал Своим ученикам. И, поступая так, мы соучаствуем в жизни Того, Кто любит нас, Кто постоянно обновляет нас. Тогда мы соучаствуем в жизни Бога как братья и сестры, искупленные Господом Иисусом Христом. Молитвами всех святых наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская Сайт Ancient Faith

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *