Принципы буддизма
Принципы буддизма просты и понятны. Если следовать им каждый день, можно быть спокойными и даже счастливыми в период турбулентности и полной неопределенности. Возможно, вас назовут пофигистом, но по факту — вы просто следуете принципам буддизма. В чем же они заключаются и какие шаги потребуются, чтобы встать на этот путь?
Нирвана в религии – конечная цель адептов
Хотя нирвана чаще всего ассоциируется с буддизмом и йогой, это понятие присутствует и в других индийских религиях – индуизме и джайнизме. Представления о ней несколько разнятся, но по сути это конечная цель, к которой должен стремиться адепт.
Осознать, что страдание — основа этого мира
В буддизме даже радости считаются страданием, ведь они тоже пройдут. За восторгом последуют успокоение, разочарование и грусть. Страдания могут быть связаны и с физическим телом и с душевными муками. Мы терпим неудачи в карьере и личной жизни. Можем потерять работу, имущество, любимого человека. Избежать подобных изменений невозможно.
Нирвана – что это такое с научной точки зрения
Современные нейробиологи проводят исследования мозга медитирующих монахов и йогов, пытаясь выяснить, есть ли научное объяснение такому феномену как нирвана. Эксперименты показывают, что практики осознанности и медитации могут:
- Снизить активность областей мозга, связанных с чувством я
- Повысить активность участков, ответственных за счастье и умиротворение
Такие изменения в работе мозга могут объяснить эффект глубокого умиротворения, который описывают мистики. Однако вопрос, можно ли с помощью науки точно измерить и исследовать такое субъективное переживание как состояние нирвана, пока остается открытым.
Нирвана Шатакам: Смысл и интерпретация
Сочиненная Ади Шанкарачарьей более 1000 лет назад, Нирвана Шатакам является одной из самых известных мантр на санскрите. Садхгуру объясняет смысл этой мантры. Нирвана Шатакам в исполнении брахмачарьев Иши входит в альбом мантр Вайрагья, который доступен для прослушивания в бесплатном мобильном приложении или для скачивания в формате mp3.
Садхгуру:
Кто вы хотите быть?
Нирвана означает бесформенное. Нирвана Шатакам направлена на это: вы не хотите быть ни этим, ни тем. Если вы не хотите быть ни этим и ни тем, то кем же вы хотите быть? Ваш ум не может этого понять, потому что ум всегда хочет быть чем-то. Если я скажу: Я не хочу быть этим, я не хочу быть тем, — вы подумаете: О, значит кем-то крутым! Нет, не крутым. Значит, пустотой? Нет, не пустотой. Небытием? Нет, и не этим. Именно это и передает эта мантра.
Ниже приводятся слова мантры на санскрите с переводом на русский язык (через английский).
Понятие нирваны в буддизме
Нирвана — строго говоря раем не является. В Буддизме, Рай Амитабхи — это временное местопребывание, а пара-нирвана — полное прекращение реинкарнаций. Нирвана — абсолютная смерть как конечная участь просветленного. Уход в пара-нирвану вместо реинкарнации считается блаженством.
Само слово нирвана от санскритского ни (префикс отрицания) + ва (дуновение) + на (прошлое время).
Разное понимание нирваны
Разные течения буддизма предполагают разное понятие нирваны. Последователи Махаяны понимают нирвану как достижение состояния бодхисатвы, когда существо полностью примиряется с собой и всем миром. Нагарджуна дошёл до того, что сансара — это и есть нирвана.
После распада Nirvana
После распада Nirvana, Крист Новоселич и Дэйв Грол не оставили музыкальную деятельность. Через некоторое время после смерти Кобейна Грол сделал несколько демозаписей, позже ставших дебютным альбомом его новой группы Foo Fighters, которая в последующие годы выпустила несколько коммерчески успешных альбомов.
Помимо Foo Fighters, Грол играл на барабанах в таких группах, как Tom Petty and the Heartbreakers, Queens of the Stone Age, Tenacious D, Nine Inch Nails и Killing Joke. Также он сотрудничал с Полом Маккартни и Майком Уаттом. Под именем Probot Грол записал альбом в стиле хеви-метал, на котором исполнил кавер-версии песен своих любимых исполнителей начала 80-х. В настоящее время он также является барабанщиком супергруппы Them Crooked Vultures.
Песни Nirvana и судебные споры
Основной спор разгорелся вокруг неизданной ранее песни You Know Youre Right, последней студийной работы группы. Грол и Новоселич хотели включить её в сборник, тем самым выпустив все раритетные записи за один раз. Однако Лав оспорила это намерение, заявив, что эта песня важнее записей, обычно называемых раритетными, и её следует издать на сборнике лучших работ группы.
Судебные споры продлились более года, и в результате стороны пришли к компромиссу: было решено, не откладывая, выпустить диск с лучшими песнями группы (включая и You Know You’re Right). Диск назывался просто — Nirvana. Лав согласилась отдать кассеты с демозаписями Кобейна для использования материала в сборнике.
Нирвана: Мир причин и духовное очищение
Нирване предшествуют бесчисленные трансформации духа и метемпсихозы, в течение которых существо ни на секунду не теряет чувства своей собственной индивидуальности, и что может длиться миллионы веков, пока не будет постигнуто конечное ничто.
Нирвана есть мир причин, в котором все обманчивые следствия и обманы наших чувств исчезают. Нирвана есть высочайшая достигаемая сфера.
Пифагорейское число гармонии и эзотерические доктрины
Пифагорейское число гармонии и эзотерические доктрины Платона о творении неотделимы от буддистской доктрины об эманировании; а великая цель пифагорейской философии, именно, – освобождение астральной души от уз материи и чувств, чтобы сделать этим ее достойной вечно созерцать духовное, – представляет теорию, идентичную с буддийской доктриной о конечном слиянии. Это и есть нирвана, истолкованная в ее правильном значении.
Сущность нирваны
Выражение Пэмандра – он становится Богом – сведено Буддою в одно слово – нирвана – которое наши ученые ориенталисты так неправильно считают синонимом уничтожения!
Попросите брахмана объяснить мокшу, обратитесь к образованному буддисту и попросите его, чтобы он определил вам значение нирваны. Оба ответят вам, что в каждой из этих религий нирвана представляет догмат бессмертия духа. Что достигнуть нирваны означает абсорбцию в великую мировую душу, причем последняя представляет собою состояние, а не индивидуальное существо или антропоморфического бога, как некоторые понимают это великое существование. Что дух живет духовно после достижения нирваны, не боясь дальнейших изменений формы, ибо форма принадлежит материи.
Форма состояния нирваны подразумевает полное очищение или окончательное избавление даже от самой возвышенной частицы материи.
Это слово, абсорбировано и доказано, что индусы и буддисты верят в бессмертие духа, обязательно должно иметь значение тесного соединения, а не уничтожения а.
Разница между нирваной и паранирваной
Между нирваной и паранирваной есть значительная разница. Нирвана – это духовное состояние, которым живет каждая личная душа, за исключением душ материалистов. Это состояние души А или души Б после освобождения и возмездия (кармы) за земные страдания.
Паранирвана, напротив, это блаженное состояние, которое ожидает каждую душу в полном объеме, включая все личные души, связанные вместе.
Терминология
Выражение личные души не совсем точное, лучше использовать термин ароматы личных душ, по выражению такура.
Статус душ
После разрушения мира, все эти ароматы сливаются в одно целое, образуя единого божественного человека, который живет вечно в Парабрахме. В то время как каждая душа отдельной личности временно живет в луче божества, в атма-буддхи.
Достижение нирваны
Человечество перейдет в межпланетную нирвану после завершения семью циклов, на данный момент четвертый цикл. Нирвана существует вне пространства и времени, и может быть достигнута внутренне очень святыми людьми, налджорами и архатами через мистическое созерцание самадхи.
Цитаты
- Five Years of Theosophy, статья Личный и Неличный Бог, стр. 129.
- Edipus Egypt., Кирхер, II, 291.
- Isis Unveiled, I, 290.
Освобождение от иллюзии
Мукти, или Нирвана, означает освобождение от теней Майи или иллюзии.
Заключение
Доктрина-Души охранялась в святилищах и олицетворяла тайну Нирваны. Многие ученые не могли разгадать эту тайну полностью и утверждали, что Нирвана означает абсолютное уничтожение.
Станца I (продолжение)
В конце концов, истинный смысл и значение Нирваны остаются загадкой, возбуждающей любопытство и вызывающей споры среди ученых.
если бы Элементы не были уже достаточно дифференцированы – из их первичного Ilus’а, покоившегося в Лайа. Последний термин синоним Нирваны. Это в действительности есть Нирваническое разложение всех субстанций, погруженных после Жизненного Цикла в латентность своих первичных состояний. Это есть блистающая, но бесформенная тень Материи бывшей, область отрицания – в которой во время покоя лежат латентными активные Силы Вселенной.
Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый, лишенный сновидений, сон – который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее Я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания – что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение, ни в коем случае, не является подобным «сном без сновидений», но, наоборот, Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадежно не способен. Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено только в панорамических видениях Души, вызванных посредством духовных представлений божественной Монады. Также, ни Индивидуальность – ни даже сущность Личности, если таковая остается, – не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, все же, оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова возникнет из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития, не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум колеблется здесь, на пределе непостигаемой Абсолютности и Вечности.
Ни одна Сущность, будь она ангельской или человеческой, не может достичь состояния Нирваны или же абсолютной чистоты иначе, нежели через эоны страданий и познавания зла, так же как и добра, ибо, в противном случае, последнее остается непонятным.
Нельзя предполагать, что что-либо может вступить в Нирвану, не будучи вечно там; но человеческий разум, представляя себе Абсолют, должен представлять Это как высочайший предел неограниченного ряда. Если об этом не забывать, множество неправильных представлений будет избегнуто. Содержание этой духовной эволюции представляет собою материал на различных планах, с которыми Нирвани соприкасался до того, как он достиг Нирваны. Тот план, на котором эта истина, принадлежа к планам иллюзорным, несомненно не есть высочайший. Те, кто стремится к этому, должны обратиться к правильному источнику для исследования, к учениям «упанишад», и должны подойти в надлежащем духе.
Все же интуитивный оккультист, который тщательно изучил тайны Нирваны – который знает, что она тождественна с Парабрахманом и, следовательно, неизменна, вечна, являясь не чем-либо, а Абсолютным Все – поймет возможности этого факта.
Нирвана-буддистов – это только порог Паранирваны, согласно Эзотерическому Учению; тогда как у браминов она является summum bonum, тем окончательным состоянием, откуда больше возврата нет – во всяком случае, до следующей Маха-Кальпы. И даже это последнее воззрение вызовет возражения у некоторых слишком догматических и ортодоксальных философов, которые не хотят принять Эзотерическую Доктрину. У них Нирвана – абсолютное ничто, в котором нет ничего и никого – только необусловленное Все. Чтобы понять полностью характерные черты этого Абстрактного Принципа, нужно осмыслить его интуитивно и постичь полностью «единое неизменное состояние во Вселенной», которое индусы так правильно определяют как
Состояние совершенной бессознательности – голое Чидакашам (поле сознательности), фактически,
Бодхисаттва может достичь Нирваны и жить, как поступил Будда, и после смерти он может или отказаться от объективного нового воплощения или же принять и использовать его по своему усмотрению на благо человечества, которое он может наставлять различными путями, пока он остается в Дэвачанских областях в пределах притяжения нашей земли. Но если он достиг Паранирваны, или «Нирваны без остатка» – высочайшего состояния Дхармакая, в котором он пребывает совершенно вне каких бы то ни было земных условий – то он больше не возвратится до наступления новой Манвантары, так как он шагнул за пределы цикла рождений.
Нирвана и Мокша, как уже было сказано раньше, имеют свое бытие в небытии, если такой парадокс допустим для лучшей иллюстрации значения. Нирвана, как это пытались доказать некоторые блестящие востоковеды, означает «погашение» всего чувственного существования. Это как пламя свечи, выгоревшей до последнего атома и затем вдруг погасшей. Совершенно верно. Тем не менее, как утверждал старый Архат Нагасена перед царем, который надсмехался над ним, – «Нирвана есть», и Нирвана вечна. Но востоковеды отрицают и это и говорят, что это не так. По их мнению, Нирвана не есть обратное поглощение во Вселенскую Силу, не есть вечное блаженство и отдых, но буквально означает «погашение, угасание, полное уничтожение, а не поглощение». «Ланкаватара», цитируемая некоторыми санскритологами для подкрепления своих аргументов, которая дает различные толкования Нирваны браминами Тиртхика – не является авторитетом для того, кто обращается за информацией к первоисточникам, а именно, к Будде, давшем эту доктрину. С таким же успехом можно цитировать материалистов Чарвака в их поддержку.
Вот причина, по которой Св. Дионисий не поколебался назвать его Nihil.
Поэтому даже у некоторых христианских богословов и мыслителей, особенно у более ранних, которые жили всего несколько поколений от времен глубокой Философии посвященных язычников, – Nihil служило синонимом безличного, божественного Принципа, Бесконечного Всего, которое не есть Существо или вещь, – Эн или Эйн Софа, Парабрахмана Веданты. Теперь, Св. Дионисий был учеником Павла – Посвященного – и этот факт все проясняет.
Когда духовная Сущность освобождается навсегда от всех частиц материи, только тогда она вступает в вечную и неизменную Нирвану. Она существует в Духе, в ничто; как форма, как образ, как подобие она полностью уничтожена и поэтому больше не умрет, ибо только один Дух не есть Майа, но единственная Реальность в иллюзорной Вселенной вечнопреходящих форм.
Пифагорейцы считали, что Духи тварей, которые являются эманациями наиболее возвышенных частей эфира, – суть эманации, дыхания, но не формы. Эфир тленен – все философы с этим соглашаются; – а то, что нетленно, настолько далеко от уничтожения, когда оно избавляется от формы, что вполне может претендовать на бессмертие.
Ошибочна идея, которая заставляет востоковедов принимать буквально учение Школы Махаяны о трех различных телах, а именно: Прульпа-ку, Лонгеход-дзогнаиг-ку и Чос-ку, как относящихся к Нирваническому состоянию. Существует Нирвана двух видов: земная и Нирвана только для полностью развоплощенных Духов. Эти три «тела» суть три оболочки, более или менее физические, которые находятся в распоряжении Адепта, который вступил и перешел шесть Парамит или «Пути» Будды. Если же Он вступил на седьмой, то больше не может вернуться на Землю. См. Косма, «Jour. of As. Soc. Bengal», VII, 142; и Schott, «Buddhismus», стр. 9, которые излагают это по-другому.
Критика концепции нирваны
Несмотря на возвышенные идеалы, заложенные в учении о нирване, оно имеет и немало критиков. Одно из главных обвинений – в пессимизме и нигилизме.
С точки зрения некоторых философов, стремление покончить с "иллюзией" мира и угасить все желания есть не что иное, как отрицание самой жизни во всех ее проявлениях.
Происхождение термина "нирвана"
Слово "нирвана" имеет санскритские корни и в буквальном переводе означает "угасание". Оно возникло в древнеиндийской философии для обозначения высшей цели, к которой должно стремиться живое существо.
В буддизме под нирваной понимается полное угасание страстей, привязанностей и невежества, мешающих достичь освобождения. Как писал Будда в Дхаммападе: "Подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты и влечения, питающие страдания".
В индуизме же нирвана трактуется как слияние индивидуальной души с высшим Абсолютом. А в джайнизме это понимается как окончательное освобождение души от кармической материи.
Значение слова нирвана – покой и гармония
Как мы уже выяснили, в переводе с санскрита "нирвана" буквально означает "угасание". Но по сути это понятие значит обретение абсолютного душевного покоя, свободы от страданий и дисгармонии.
Можно сказать, что нирвана – это идеальное состояние ума, когда человек пребывает в гармонии с собой и окружающим миром. Он не беспокоится о прошлом или будущем, а живет здесь и сейчас.
Переосмысление в свете глобальных перемен
Таким образом, в век интернета и высоких технологий концепция нирваны нуждается в переосмыслении и интеграции с современной культурой.
Возможно, стоит избавить ее от некоторых архаичных элементов вроде культа отшельничества. И попытаться показать людям, как применить древние практики осознанности в повседневной жизни, не уходя в леса и пещеры.
Ограниченность концепции в современном мире
Помимо философских и научных вопросов, идея нирваны сталкивается с рядом трудностей и в современном обществе. Многие критикуют эту концепцию за отрыв от реальности.
Действительно, представления о совершенном освобождении через медитацию и аскезу плохо вяжутся с динамичной жизнью в мегаполисах. Да и не каждый готов бросить все дела и уйти в пещеру ради достижения просветления.
Протоколы Ложи Блаватской
Нам известно, что Будда говорил, что даже Нирвана — в конечном итоге всего лишь Майя, или иллюзия.
Кингслэнд: Состояние нирваны — за пределами лайа-точки?
Блаватская: Конечно же. Как может быть иначе? Почему лайа-точка просто лишь для планов материи? Есть лайа-точка, как мы её называем, которая уходит за пределы материального проявления.
Кингслэнд: Вы бы не сказали, что дэвачан за пределами лайа-точки?
Блаватская: Определённо нет. Дэвачан — одно, а «Великий день Будь-с-нами» — другое. Ибо это не просто планетарная пралайа, а вселенская.
Кингслэнд: Должны ли мы называть это нирваной или нет?
Блаватская: Нет, это паранирвана, что значит за пределами.
Кингслэнд: А в состоянии самадхи — это только нирвана?
Блаватская: Это просто нирвана.
Кингслэнд: С ней связано ещё некое количество индивидуальности.
Блаватская: Там индивидуальность духа и души, атма-буддхи.
Кингслэнд: Вы говорите, что высшая часть манаса ассимилируется монадой, но нельзя ведь сказать это о нирване?
Блаватская: Определённо нельзя. Я объяснила это потом, дальше, потому что есть много мест, где вы говорите вещи, которых я понять не могу. Я не могу понять, как вы, знающие всё об остатках личности в кама-локе, не применяете то же самое, когда говорите о «Великом Дне Будь-с-нами». Я вовсе не имею в виду наших частичных, кратких, маленьких здешних жизней. Это совсем другое.
Холт: Можно ли перейти дальше ко второй части нашего вопроса и спросить, возможно ли на любом плане контактировать со всей этой материей в её разнообразных формах, если у нас есть требующиеся для этого чувства? И затем я могу дополнить вопрос: Есть ли у нас соответствующие чувства, даже в нирване?
Блаватская: Для нирванических эффектов, конечно же, но их называют нирваническими. Что же это значит? Это значит «погасшее пламя», нир-вана, больше нет, ничего. Это как ветер, который проносится и сдувает всё. Это полное исчезновение всего, подобного материи, знакомой нам на земле. И не только материи, а даже всех наших свойств, функций, чувств, всего. Ничто такого рода в нирване не может продолжаться. Потому всё это понимают неправильно и говорят, что это уничтожение, что совершенная чушь.
Холт: Но индивидуальное сознание ещё остаётся, разве нет?
Блаватская: Не нынешнее индивидуальное сознание, а вселенское сознание, частью которого является индивидуальное. Видите, это совсем другое. Достигнув нирваны, вы уже целое, Абсолютность.
Гарднер: Но вы же всё равно дифференцированы?
Блаватская: Абсолют дифферинцирован? Боже правый!
Холт: А что же тогда паранирвана?
Блаватская: Паранирвана отличается от нирваны, потому что мы в Абсолюте, который сразу же за планом, где начинается дифференциация. А паранирвана — это нечто за пределами мета, о которой вы не можете знать ничего. Из нирваны вы возвращаетесь в новую манвантару, а вот когда паранирвана, это конец всего, и никто никогда не вычислял, что будет потом. Вот и вся разница, философски.
Пути достижения нирваны в повседневной жизни
Многие считают, что нирвана – это недостижимый идеал, доступный лишь монахам и отшельникам. Но на самом деле каждый может сделать свою жизнь более осознанной и гармоничной, нирвана это простыми словами означает обретение внутреннего покоя и равновесия.
Для этого можно практиковать медитацию, йогу, вести дневник самонаблюдения, следить за своим питанием и режимом сна. Такие простые вещи помогут лучше понять себя, научиться управлять эмоциями и желаниями.
Ключ к теософии
Я повторяю, что мы верим в "сообщество" и одновременное действие в согласии с нашим "Отцом, который в тайне", и в редкие моменты экстатического блаженства, в слияние нашей высшей души с вселенской сутью, при котором она привлекается к своему истоку и центру — состояние, называемое при жизни самадхи, а после смерти — нирваной.
Спрашивающий. Более того, очень странно, что о нирване у вас говорится, как о чём-то синонимичном Царствию Небесному или раю — ведь согласно всем знаменитым востоковедам, нирвана — синоним уничтожения!
Теософ. Если толковать этот термин буквально и лишь применительно к личности и дифференцированной материи, то можно сказать и так, но лишь в данном случае. Этих идей о перевоплощении и триединстве человека придерживались многие Отцы раннего христианства. Это путаница между душой и духом, допущенная переводчиками Нового Завета и древних философских трактатов послужила причиной многих неправильных толкований. Это также было одной из многих причин того, что Будду, Плотина и столь многих других посвященных сейчас обвиняют в том, что они желали полного угасания своих душ — "поглощения Божеством" или "воссоединения с мировой душой", что означает, согласно современным представлениям, уничтожение. Личная душа, конечно, должна распасться на частицы, прежде чем сможет навсегда соединить свою более чистую сущность с бессмертным духом. Но переводчики и "Деяний", и "Посланий апостолов", заложившие основы современных представлений о Царствии Небесном, и современные комментаторы буддийской "Сутры о повороте колеса Дхармы", исказили смысл идей как великих апостолов христианства, так и великого реформатора Индии. Первые затемнили смысл слова ψυχικος так, что ни одному читателю и в голову не придёт, что оно может иметь какое-то отношение к душе, и из-за этого смешивания души и духа читатели Библии получают лишь извращённое понятие о предмете. С другой стороны, толкователям Будды не удалось понять смысл и цель четырех степеней дхьяны. "Может ли дух, который дает жизнь и движение и причастен природе света, быть сведён к небытию?" — спрашивают пифагорейцы. "Может ли даже тот чувствительный дух в животных, который осуществляет память, одну из способностей разума, умереть и превратиться в ничто?" — замечают оккультисты. В буддийской философии уничтожение означает лишь рассеяние материи, в какой бы форме или видимости формы она ни была, поскольку всё, что имеет форму — временно и потому на самом деле лишь иллюзия. Ведь в вечности самые длительные периоды времени кажутся мгновением ока. Так и с формой. Прежде чем у нас будет время осознать, что мы её видели, она исчезнет, как вспышка молнии, и уйдёт навсегда. Когда духовное существо насовсем высвобождается из всех частиц материи, субстанции или формы, и снова становится духовным дыханием, лишь тогда оно входит в вечную и неизменную нирвану, длящуюся столь же долго, как и цикл жизни — поистине вечность. И тогда это дыхание, существующее в духе, есть ничто, ибо оно есть всё; как форма, вид, облик, оно полностью уничтожается, но как абсолютный Дух оно всё ещё есть, ведь она стало самой Бытийностью. Само выражение "поглощённая универсальной сущностью", применительно к "душе", о которой говорится как о духе, означает единство с нею. Это никогда не может значить уничтожения, поскольку оно означало бы вечное разделение.
Символическое значение понятия нирвана
На символическом уровне нирвана олицетворяет победу духовного начала над мирскими желаниями и привязанностями. Это конечная цель, ради которой адепты разных духовных практик медитируют и ведут аскетический образ жизни.
Достичь нирваны – означает полное очищение сознания и обретение высшей мудрости. Но путь к этому состоянию тернист и долог. Многие не выдерживают испытаний и срываются в сансару – круг перерождений, по буддийским представлениям.
Принять непостоянство всего
Будда считал, что мир, в котором мы живём, основан на непостоянстве. Это означает, что всё созданное рано или поздно будет разрушено. Мы рождаемся и умираем. Жить вечно нам не дано. С теми, кого мы любим, рано или поздно придётся расстаться.
Всё в жизни постоянно меняется. Тело растёт, стареет и болеет. Красивая женщина со временем становится старой, её черты утрачивают привлекательность. Ребёнок постепенно превращается во взрослого человека, а потом – в старика.
Привычки и желания нашего партнёра меняются, его ум и настроение – тоже. Принять такое непостоянство – это мудрость буддизма и путь к счастью.
«Всё проходит, и это пройдёт» – ключевая фраза, которая помогает не огорчаться, когда что-то идёт не так, и не сильно радоваться, когда всё складывается очень удачно. Нейтральность в реакциях и принятие происходящего – основа всего. Это помогает адаптироваться к быстро меняющейся реальности.
Определение нирваны в буддизме
Что же это такое – Нирвана? Вопрос, который волновал последователей буддизма на протяжении столетий. В суттах можно найти множество определений. Нирвану называют "несотворенной", "неопределимой", "неописуемой словами". Это состояние абсолютной свободы от привязанностей и страданий.
Различают несколько видов нирваны:
Для буддистов нирвана – конечная цель, ради которой они занимаются духовными практиками. Согласно учению, путь к достижению нирваны лежит через йогическую медитацию, этапы которой подробно описаны в буддийских текстах.
Перестать страстно желать
Одна из главных идей буддизма заключается в том, что человек страдает из-за своих желаний. Мы постоянно чего-то хотим и расстраиваемся от того, что не можем это получить. Самое неприятное в том, что это бесконечная череда мучений: став обладателем желаемого, мы начинаем хотеть другого.
На этом построен принцип сезонных коллекций в магазинах. Такой подход заставляет людей всё время что-покупать: новую сумку, обувь, парфюм. Так же устроен Тиндер. Открывая его, мы видим множество фотографий людей, имеем возможность листать, выбирать, лайкать и общаться. Люди в данном случае воспринимаются как предметы, которыми хочется обладать. И это продуманный ход. Нас заставляют желать ещё и ещё.
Главная причина страданий — в привязанности к желаниям и удовольствиям. Поэтому люди, которые стремятся обладать и бесконечно наслаждаться, на них обречены. Они обесценивают то, что получают, и начинают хотеть чего-то ещё. Сказка «Золотая рыбка» – пример человеческой ненасытности и страданий от неуёмных амбиций.
Нирвана, которой достиг Будда, означает полную остановку желаний и страданий, с ними связанных.
«Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире», — так говорил Будда.
Карма – один из главных принципов буддизма. Суть проста: всё, что мы совершили, станет причиной последующих событий и вернётся к нам. Либо в этой жизни, либо в следующей. Поэтому мы приходим в этот мир с разными «вводными».
Кто-то рождается в бедной семье, а кто-то в богатой. Кто-то всю жизнь пытается добиться успеха, но у него ничего не получается, а кому-то всё идёт в руки без труда. Последние – это люди с хорошей кармой. Опция поддаётся прокачке.
Чтобы создать себе хорошую карму, важно следовать ряду буддийских принципов.
1. «Не совершай ничего разрушительного, достойно претворяй созидательное, полностью смири собственный ум».
Это значит, что нужно избегать негативных мыслей, эмоций и поступков по отношению к кому-либо. Важно не причинять вред себе и другим. Большую часть реальности мы создаём в своём сознании. Наши состояния ума и эмоции влияют на то, что мы делаем, говорим и думаем, а также — взаимодействуем с другими.
Важно перестать себя судить. Думать, что мы мы плохие, а наши поступки ужасны. Нужно отслеживать процесс катастрофизации или проецирования. Это о том, когда одна неудача заставляет смотреть в будущее без оптимизма. Например, если сейчас отношения не сложились, человек решает, что нового партнёра не найдёт никогда.
Нужно осознавать — то, что кажется реальным, на самом деле подобно сновидению, иллюзии. Оно не такое прочное, каким кажется, и скоро исчезнет. Всё проходит, и поэтому постоянно возникают новые возможности.
Как перестать заниматься вечным самобичеванием и найти личную суперсилу? Инструкции психолога ищите по ссылке.
2. «В присутствии других да смогу я постоянно проверять свою речь. Оставаясь один, да буду я постоянно проверять свой ум».
Это означает, что, когда мы общаемся с другими, нам нужно следить за тем, как мы разговариваем. Важны не только слова, но и тон, эмоции, состояние. Если вы обнаруживаете, что говорите с враждебностью или высокомерием, следует это заметить и исправиться. То же самое касается нашего ума.
Важно следить за тем, что вы думаете о себе и других людях. Плохие мысли нужно корректировать. Именно они впоследствии создают негативные события.
3. «Зачем печалиться, раз можно всё исправить? А коль исправить ничего нельзя – то чем поможет настроение плохое?»
Этот принцип схож с православной молитвой Оптинских старцев: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу. Дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Попадая в трудную ситуацию, мы оцениваем, что можем предпринять, и реализуем это. Когда ничего сделать нельзя, просто принимаем всё как есть. Например, если потерялся багаж и вы не получили его сразу после прилёта, то, возможно, чудо случится через несколько дней. Да, неприятно, но злиться и психовать смысла нет — это ничего не даст. Нужно просто принять реальность.
«Всё проходит, и это пройдёт», — просто вспоминаем мудрую фразу и живём дальше.
Много мудрых и вдохновляющих цитат вы сможете найти ЗДЕСЬ. Мы собрали изречения Будды, Конфуция и Лао-Цзы.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Научный подход к исследованию феномена
Современная наука также находит немало противоречий в интерпретации нирваны последователями восточных учений. Главный вопрос – что именно переживает человек в измененных состояниях сознания, которые он описывает так возвышенно.
Кроме того, остается открытым вопрос, можно ли объективно подтвердить реальность "ультимативного" освобождения и просветления, или это лишь субъективные ощущения мистиков.
Нирвана как единение с Абсолютом
В философии буддизма махаяны появляется концепция о тождественности нирваны и сансары – круговорота рождений и смертей. С точки зрения адептов, просветленный ум видит мир таким, какой он есть, во всей его иллюзорной природе, и так достигает освобождения.
В индуизме нирвана понимается как слияние Атмана (индивидуального сознания) с Брахманом (Абсолютом). Кришна говорит в Бхагавад-гите:
Джайны трактуют нирвану как полное уничтожение кармической материи, сковывающей душу. После освобождения джива (душа) поднимается на вершину вселенной в обитель сиддхов.
Награды и номинации
mano buddhi ahankara chittani naaham
na cha shrotravjihve na cha ghraana netre
na cha vyoma bhumir na tejo na vaayuhu
chidananda rupah shivo’ham shivo’ham
Я — не ум, не интеллект, не эго и не память.
Я — не уши, не кожа, не нос и не глаза.
Я — не пространство, не земля, не огонь, не вода и не воздух.
Я — форма сознания и блаженства,
na cha prana sangyo na vai pancha vayuhu
na va sapta dhatur na va pancha koshah
na vak pani-padam na chopastha payu
Я — не жизненная энергия (прана), не 5 элементов (проявления праны).
Я — не 7 основных веществ и не 5 оболочек тела.
Я — не одна из частей тела, не рот, не руки и не ноги.
na me dvesha ragau na me lobha mohau
na me vai mado naiva matsarya bhavaha
na dharmo na chartho na kamo na mokshaha
Во мне нет ни ненависти, ни страсти, ни жадности, ни заблуждения.
Во мне нет ни гордости, ни ревности.
Я не отождествляюсь с долгом, богатством, вожделением или освобождением.
na punyam na papam na saukhyam na duhkham
na mantro na tirtham na veda na yajnah
aham bhojanam naiva bhojyam na bhokta
Я — не добродетель и не порок, не наслаждение и не боль.
Мне не нужны ни мантры, ни паломничества, ни писания, ни ритуалы.
Я не являюсь ни самим переживанием опыта, ни объектом переживания, ни даже тем, кто проживает опыт.
na me mrtyu shanka na mejati bhedaha
pita naiva me naiva mataa na janmaha
na bandhur na mitram gurur naiva shishyaha
Я не связан ни страхом смерти, ни кастой, ни вероисповеданием.
У меня нет ни отца, ни матери, ни даже рождения.
Я — не родственник, не друг, не учитель и не ученик.
aham nirvikalpo nirakara rupo
vibhut vatcha sarvatra sarvendriyanam
na cha sangatham naiva muktir na meyaha
Я лишен двойственности, моя форма — бесформенность.
Я существую повсюду, наполняя все органы чувств.
Я не привязан, не свободен и не ограничен.
Примечание редактора: Практикуйте мантру «Нирвана Шатакам» онлайн с помощью проекта «Самскрити» от студентов и выпускников «Иша Самскрити» (доступен на английском языке). — это попытка взрастить, сохранить и продемонстрировать великолепие классического индийского искусства как возможности для трансформации и внутреннего роста, тогда как сегодня эти виды искусства воспринимаются просто как хобби.
Простыми словами нирвана – это состояние абсолютной гармонии
Если говорить простым языком, нирвана – это состояние внутренней гармонии, когда человек обретает ясность и спокойствие ума. Он осознает иллюзорность мира и понимает, что истинное счастье не зависит от внешних факторов.
Такое состояние позволяет по-новому взглянуть на жизнь и перестать беспокоиться по мелочам. Человек радуется каждому мгновению и умеет находить позитив даже в трудных ситуациях.